ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты организации транспортного обслуживания
населения муниципального образования 8
1.1 Определение и сущность организации транспортного обслуживания населения 8
1.2 Нормативно-правовое регулирование организации транспортного обслуживания населения 14
1.3 Особенности организации транспортного обслуживания населения в городском муниципальном образовании 22
2 Современное состояние организации транспортного обслуживания
населения г. Набережные Челны 29
2.1 Анализ организации транспортного обслуживания населения
города Набережные Челны и его совершенствование 29
2.2 Исследование проблем организации транспортного обслуживания
населения г. Набережные Челны 41
2.3 Разработка проекта программы развития пассажирского автомобильного транспорта на территории города Набережные Челны на 2018-2020 годы 54
2.4 Социально-экономическая эффективность программы развития
пассажирского автомобильного транспорта на территории города Набережные Челны 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Городской транспорт общего пользования существовал еще в первой половине 19 века. Возникновение городского общественного транспорта обусловлено экономическими причинами. Бурный рост городов и промышленности сильно отдалил места проживания горожан от мест их трудовой деятельности. Большим массам людей стало необходимо в течение дня периодически перемещаться на большие расстояния внутри разросшихся городов. Перед городскими властями встала проблема организации массовой и стабильной перевозки жителей города.
На сегодняшний день, организация городского пассажирского автотранспорта является одним из важнейших факторов, обеспечивающих жизнеспособность города, его эффективность и нормальное функционирование. Пассажирский автотранспорт является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры города. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации и подъема экономики города, ее структурной перестройки, обеспечения целостности, улучшения условий и уровня жизни населения.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью совершенствования системы организации транспортного обслуживания населения и, в частности, пассажирских автоперевозок в городе Набережные Челны в условиях снижения качества транспортного обслуживания населения и высоких темпов автомобилизации населения, которые приводят к перегруженности улично-дорожной сети, загрязнению окружающей среды, снижению безопасности автоперевозок. Сегодня очевидно, что пассажирский транспорт общего пользования города Набережные Челны не способен обеспечить требуемый устойчивый рост подвижности населения, сопоставимый с темпами роста экономики. Данная проблема имеет особое значение для системы пассажирского автотранспорта общего пользования нашего города по причине высокой социальной значимости его услуг.
Степень изученности и разработанности темы. Следует отметить, что тема организации транспортного обслуживания населения нередко рассматривается в научной литературе, с точки зрения различных авторов. В частности, Зотов В.Б., в своём учебнике для высших учебных заведений «Система муниципального управления», обозначил данную тему в главе «Муниципальное управление транспортным комплексом». В этой главе Зотов В.Б. рассмотрел особенности управления транспортным комплексом; функции органов местного самоуправления в сфере транспортного обслуживания; органы муниципального управления транспортом; критерии эффективности функционирования городского транспорта, и более подробно остановился на проблемах транспортного комплекса города. Здесь он отметил, что следует обратить внимание на проблему контроля оплаты за проезд, а так же проблему чрезмерного износа подвижного состава. Помимо этого, упомянул так же о проблеме пропускной способности дорожной сети, необходимости построения гаражей, а так же необходимости увязки работы внутригородского и внешнего транспорта.
Кроме того, вопросы организации транспортного обслуживания населения рассматривает в своей работе «Городские автобусные перевозки» И.А. Венгеров. В работе он делает акцент на задачах муниципального управления транспортом, перечисляя основные из них. По его мнению, такими задачами являются обеспечение надёжного состояния транспортных линий; модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества транспортного обслуживания, а так же обеспечение безопасности перевозок. От основных задач муниципального управления транспортом автор переходит к рассмотрению функций органов местного самоуправления в сфере транспорта. Однако, в отличие от Зотова В.Б., который выделил девять основных функций, И.А. Венгеров отметил лишь пять.
Ряд авторов рассматривают вопрос организации транспортного обслуживания населения через призму зарубежного опыта, и таких авторов немало. К примеру, Гайдаев В.С. и Семчугова Е.Ю. подробно рассматривают вопрос организации транспортного обслуживания с точки зрения сравнения Российской и зарубежной. Авторы приходят к выводу, что в Российской системе организации транспортного обслуживания нет механизмов контроля за исполнением законов и инструкций, влияние государственного регулирования на транспортную деятельность существенно ослаблено и не является таким эффективным, как за рубежом.
Таким образом, следует отметить, что, на сегодняшний день, немало литературы, в которой рассматривается организация транспортного обслуживания населения, но, зачастую, через призму зарубежного опыта. В целом же качественной литературы по теме исследования не так и много. Кроме того, большинство из них имеют давний срок издания. На сегодняшний день, существует необходимость изучения материала по теме, выпуска свежей литературы с актуальными данными и новым современным взглядом на сложившуюся ситуацию.
Цель выпускной квалификационной работы. На сегодняшний день, необходимо проводить исследования по выявлению существующих проблем в сфере организации транспортного обслуживания населения, а так же находить пути по их устранению, совершенствованию.
Именно поэтому, цель выпускной квалификационной работы определяется как: «разработка программы развития пассажирского
автомобильного транспорта на территории города Набережные Челны».
Задачи выпускной квалификационной работы. Достижение поставленной цели возможно, посредством решения следующих задач:
A. Описать теоретические аспекты организации транспортного
обслуживания населения муниципального образования.
Б. Изучить современное состояние организации транспортного обслуживания населения г. Набережные Челны.
B. Разработка и обоснование программы по совершенствованию системы организации пассажирского автотранспортного обслуживания населения города Набережные Челны.
Объект исследования: транспортное обслуживание населения города Набережные Челны.
Предмет исследования: организация транспортного обслуживания
населения города Набережные Челны.
Методы сбора и обработки информации. В процессе исследования были использованы такие методы сбора и обработки информации как опрос.
Практическая значимость: Набережные Челны - второй по величине и численности населения город Татарстана, один из самых динамично развивающихся городов России, крупный индустриально-промышленный центр, а так же крупный узел автомобильных дорог. Транспортный комплекс г. Набережные Челны является одним из важнейших отраслей городского хозяйства. Выгодное географическое положение, мощный экономический потенциал, огромные грузовые и пассажирские потоки способствовали развитию всех видов транспорта. Наиболее актуальной проблемой последних лет в транспортной сфере является упорядочение пассажирских перевозок.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух разделов, заключения, а так же списка использованных источников.
В первом, описывается теоретические аспекты организации транспортного обслуживания населения муниципального образования, а именно, даёт определение основных понятий, раскрывает сущность, а так же рассматривает нормативно-правовое регулирование и особенности организации транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании.
Во втором, аналитическом, разделе описывается современное состояние организации транспортного обслуживания населения г. Набережные Челны, посредством его анализа. На основе анализа исследования проблем, предлагается программа развития пассажирского автомобильного транспорта на территории города Набережные Челны, а так же дано обоснование социально-экономической эффективности предложенных мер.
Изучив теоретические аспекты организации автотранспортного обслуживания населения города Набережные Челны, и проанализировав результаты, полученных в процессе исследования данных, автор пришёл к выводам:
а) в первую очередь, необходимо отметить, что городской общественный транспорт является одной из важнейших отраслей городского хозяйства. Стабильное функционирование транспортной системы обеспечивает нормальную жизнедеятельность города, работу предприятий, организаций и учреждений, возможность получения жителями города товаров и услуг, необходимых для поддержания жизни, здоровья, интеллектуального и духовного уровня;
б) транспортное законодательство обеспечивает возможность эффективной организации транспортного обслуживания населения, управления пассажирским комплексом. При соблюдении нормативно-правовых актов, правил местного транспортного законодательства, а так же при учёте, недостатков, выявленных в процессе действующих законов, возможно, положительное развитие в сфере транспортного обслуживания населения и, в конечном итоге, максимальное приближение его к совершенной системе организации и регулирования. Необходимо отметить, что нормативно-правовая база в сфере организации транспортного обслуживания, на сегодняшний день, разработана достаточно полно, однако она практически не учитывает динамики населения, что, конечно, сказывается на качестве транспортного обслуживания;
в) главными направлениями действий в организации транспортного обслуживания населения городского муниципального образования является улучшение качества перевозок и обслуживания пассажиров, расширение сферы и номенклатуры предоставляемых услуг, повышение привлекательности пользования городским пассажирским транспортом, как главных факторов, определяющих увеличение объемов перевозок и доходов транспортных
предприятий. Так же одним из важных направлений является расширение сетей маршрутов городского автотранспорта; усиление государственной поддержки этого направления развития городского пассажирского транспорта, первоочередное развитие инфраструктуры. Кроме того, необходимо нахождение устойчивых, в т.ч. внебюджетных источников финансирования развития городского пассажирского транспорта и его инфраструктуры, возмещения части эксплуатационных затрат при сохранении относительно низких, приемлемых по социальным условиям тарифов, а также для приобретения более экономичных транспортных средств, имеющих лучшие характеристики;
г) На протяжении последних 3 лет работа в сфере организации транспортного обслуживания ведётся стабильно. Отлаженная система городских пассажирских автоперевозок зачастую позволяет предвидеть и предупредить результат. Но, тем не менее, существуют проблемы и вопросы, которые необходимо решать для того, чтоб сделать нынешнюю систему организации транспортного обслуживания г. Набережные Челны более совершенной.
Проанализировав современное состояние организации транспортного обслуживания населения города Набережные Челны, автор выявил наиболее острые проблемы, существующие, на сегодняшний день, в нашем городе. Это такие проблемы, как ежедневные простои на остановках в ожидании автобуса в часы «пик», а так же, зачастую, необоснованная грубость со стороны водителей. Кроме того, остро стоит проблема проезда по социальным проездным билетам как для пассажиров, так и для водителей.
В процессе анализа существующих проблем, пришли к следующим выводам:
а) для более эффективного решения существующих в городе проблем в сфере организации транспортного обслуживания населения очень важно учитывать мнение, как жителей города, которые являются пассажирами, так и водителей транспортных средств. Лишь тогда смогут быть решены наиболее
острые из них, а значит, станет более совершенной система организации транспортного обслуживания населения;
б) несмотря на все существующие проблемы и недостатки, в целом, жители города оценивают работу городского пассажирского автотранспорта положительно.
С целью устранения выявленных проблем, автором был предложен проект по совершенствованию системы организации пассажирского автотранспортного обслуживания населения г. Набережные Челны.
Разработанная программа и выдвинутые предложения и рекомендации по развитию городского пассажирского транспорта общего пользования направлены на достижение высокого уровня транспортного обслуживания населения города. Это возможно, путём создания рациональной сети городского пассажирского транспорта, обеспечивающей быструю и удобную доставку населения при условии безопасности движения транспорта и пешеходов.
Кроме того, считаем необходимым продолжение работы на территории города Набережные Челны стабильной технологичной системы бесперебойного автотранспортного обслуживания населения, основанной на достаточном наличии комфортабельного пассажирского транспорта, автоматизированном учете пассажиропотока и безналичной оплате проезда, эффективном контроле за работой пассажирского транспорта с помощью навигационно-информационной системы ГЛОНАСС/GPS.
Обеспечение качественного обслуживания населения города автомобильным пассажирским транспортом общего пользования возможно посредством реализации следующих задач:
- обновление подвижного состава автомобильного пассажирского транспорта общего пользования;
- обеспечение возможности передвижения на автомобильном пассажирском транспорте людей с ограниченными физическими возможностями на инвалидных колясках за счет приобретения автобусов оборудованных специальными пандусами;
- внедрение электронной системы платежей «Транспортная карта», на пассажирском транспорте общего пользования;
- оснащение пассажирского транспорта общего пользования, участвующего в регулярных пассажирских перевозках населения района оборудованием навигационно-информационной системы контроля движения ГЛОНАСС/GPS.
Необходимо отметить, что в процессе исследования автором были выявлены проблемы, которые представляют немалый интерес для дальнейшего изучения. Учёт полученных в процессе исследования данных будет способствовать совершенствованию системы организации транспортного обслуживания населения в нашем городе.
Реализация целевой программы позволит устранить некоторые наиболее острые проблемы. Это такие проблемы, как простои в ожидании маршрутного автобуса в утренние и вечерние часы «пик», а так же грубость со стороны водителей, связанная с проездом по социальным проездным билетам. Кроме того, реализация программы, частично, учитывает интересы людей с ограниченными физическими возможностями (инвалиды-колясочники).
Кроме того, следует обратить внимание на то, что в процессе разработки проекта возникли новые вопросы, которые так же могут представлять интерес для дальнейшего изучения, но которые не были до конца изучены автором. Это такие вопросы, как оборудование безопасных остановочных пунктов, выделение отдельной полосы движения для маршрутных транспортных средств, а так же невозможность проезда в автобусах людей с ограниченными физическими возможностями.
Таким образом, посредством решения поставленных задач, включающих изучение теоретических аспектов организации транспортного обслуживания населения муниципального образования, а так же исследование проблем и анализ состояния организации автотранспортного обслуживания населения г. Набережные Челны, была достигнута цель выпускной квалификационной работы: «разработка программы развития пассажирского автомобильного транспорта на территории города Набережные Челны на 2018-2020 годы», поставленная автором во введении. Вопрос организации транспортного обслуживания населения, по мнению автора, требует дальнейшего изучения и особого внимания, в частности, со стороны Управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Исполнительного комитета города Набережные Челны.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 21.07.2014 № 2-ФЗК, от 21.07.2014) // Российская газета. - 2014. - 22 июля.
2. О транспортном обслуживании населения на автомобильном и наземном электрическом транспорте: федеральный закон РФ от 20.07.2008 г. №115-ФЗ // СЗ РФ - 2010. - № 30. - Ст. 2871.
3. Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан»: закон Республики Татарстан от 13.11.2006г. года № 70-ЗРТ (ред. от 02.11.2012 № 75-ЗРТ) // Республика Татарстан. - 2004. - 3 августа; Ведомости Государственного Совета Татарстана. - 2012. - № 11. - Ст. 1.
4. Правила перевозки пассажиров городским общественным транспортом на территории Республики Татарстан от 04 октября 2007 г. № 25/16 // Республика Татарстан. - 2007. - № 153.
5. Об Уставе муниципального образования «город Набережные Челны»: решение Представительного органа муниципального образования «г. Набережные Челны» от 08.12.2005 г. № 6/5 в ред. от 24.02.2016 г. № 6/10 // Челнинские известия. - 2016. - 25 февраля.
II. Специальная литература:
6. Гайдаев В.С. Применение логистического подхода при организации перевозок инвалидов / "Строительство-2011": Материалы Международной научно-практической конференции. Ростов н/Д: Рост.гос.ун-т, 2011
7. Гайдаев В.С., Семчугова Е.Ю. Логистическая оценка доступности объектов для маломобильных групп населения / Вестник Тихокеанского государственного университета, № 1 (44). - 2012.
8. Гайдаев В.С. Оценка логистического сервиса доставки маломобильных пассажиров // РИСК: Ресурсы. Инвестиции. Снабжение. Конкуренция, 2012. - № 1.
9. Государственная программа "Доступная среда" на 2011 -2020 гг. GOV.RU
10. Гудков В.А., Миротин Л.Б. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник для вузов / В.А. Гудков, Л.Б. Миротина. - М.: Транспорт, 2007. - 251 с.
11.Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник для вузов. 4¬е изд./ В.Б. Зотов. - СПб.: Питер, 2010. - 512 с.
12. Мазикин Ю.Н., Пирогов В.И. Реформирование общественного пассажирского транспорта / Ю.Н. Мазикин. - М.: ООО ИКК "ДеКА", 2011. - 247 с.
13. Мун Э.Е. Актуальные проблемы обеспечения доступности инвалидам транспорта и дорожной инфраструктуры, инновационные решения// автотранспортное предприятие. № 6 - 2010. - с. 13-15.
14. Организация перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ: учебно-методическое пособие по программе квалификационной подготовки / И.А. Венгеров // Трансконсалтинг, 2011. - 598 с.
15. Пирогов В.И. Правовое регулирование реформы общественного пассажирского транспорта (автобусного, троллейбусного и трамвайного). / В.И. Пирогов. - М.: изд-во ЦЕНТРОРГТРУДАВТОТРАНС, 2001. - 72 с.
16. Родионов А.Ю. Правовые основы организации транспортного обслуживания городского населения / А.Ю. Родионов. - М.: Институт экономики города, 2000. - 72 с.
17. Сафронов Э.А. Транспортные системы городов и регионов: уч. пособие Минвуз РФ / Э.А. Сафронов. - Омск.: СибАДИ, 2000. - 220 с.
20. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2011: Стат.сборник/ Росстат. М., 2011. - 507 с.
III. Текущий архив:
21. Отчётные документы об организации транспортного обслуживания г. Набережные Челны за 2014-2016 гг.
22. Положение отдела транспорта и связи Исполнительного комитета города Набережные Челны.
23. Должностные обязанности специалистов отдела транспорта и связи Исполнительного комитета города Набережные Челны.
IV. Источники удаленного доступа:
24. www.Jamozg.ru- сайт для студентов и преподавателей
25. www.azbukazakona.ru- сайт Российских законов
26. www.nabchelny.ru - официальный сайт г. Набережные Челны