ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические вопросы муниципального управления земельными ресурсами 8
1.1 Понятие муниципального управления земельными ресурсами и его
инструменты 8
1.2 Экономико-правовые основы и показатели оценки эффективности
муниципального управления земельными ресурсами 25
1.3 Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта
муниципального управления земельными ресурсами 32
2 Совершенствование муниципального управления земельными ресурсами муниципального образования город Набережные Челны 40
2.1 Анализ муниципального управления на примере муниципального
образования город Набережные Челны 40
2.2 Проблемы муниципального управления земельными ресурсами в городе
Набережные Челны 51
2.3 Рекомендации по совершенствованию муниципального управления
земельными ресурсами 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современном мире земля, помимо ее традиционных свойств, стала объектом недвижимости и элементом правоотношений в части собственности. Тот факт, кто является собственником земельных ресурсов, и категории его мышления являются решающими факторами при становлении основной цели использования этих ресурсов. И если же земля, находящаяся в частной собственности зачастую используется в личных интересах собственника, круг которых может быть чрезвычайно широк, земля, находящаяся в государственной либо муниципальной собственности, всегда используется для блага граждан, развития социально-экономической и других сфер функционирования государства.
Россия занимает лидирующее место в мире по территории. На протяжении 17 125 191 квадратных метров раскинулись ее леса, поля, города и горы. Несколько климатических и часовых поясов пересекают ее бескрайние просторы. Огромные ресурсы сосредоточены на поверхности и в недрах ее земли. Переоценить значимость ее территориального фонда, как в мировых масштабах, так и в масштабах самой России, сложно.
Но, как известно, каждому хозяйству нужен мудрый руководитель, который своей твердой рукой разумно и целесообразно распоряжается своими владениями. Именно поэтому России необходима система управления земельными ресурсами, учитывающая правовые, политические, организационные, экономические, экологические и социальные условия страны и общества.
Интереснейшим направлением, стоящим тщательного и детального рассмотрения, является муниципальное управление земельными ресурсами. Общие положения о полномочиях муниципальных органов в сфере земельных отношений закреплены федеральными законами. В Земельном кодексе Российской Федерации и других федеральных законах, регламентирующих смежные земельным правоотношения, закреплены полномочия органов местного самоуправления и полномочия, которые могут быть переданы дополнительно в порядке наделения отдельными государственными полномочиями, что устанавливает базис правовых основ определения полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений.
Актуальность темы связана с тем, что муниципальное управление земельными ресурсами города Набережные Челны является одним из ключевых факторов в развитии экономики, увеличении налогооблагаемой базы и увеличении сборов бюджетных доходов, привлечении инвестиций в развитие города, создании эффективной системы обеспечения прав и гарантий для субъектов земельных отношений.
В современной литературе по муниципальному управлению земельными ресурсами представлены различные подходы как к самому понятию земельных отношений, так и к их смежным понятиям. Их инструменты достаточно подробно рассмотрены в экономической и юридической литературе. Яркими примерами тому являются работы таких авторов, как Ершова И.В., Булаткин Е.Г., Королев Е.Ю., Гребенников А.И., Волкова Т.В., Чмыхало Е.Ю., Слезко В.В., Слезко Е.Ю., Сухова Е.А.
Целью исследования является процесс формирования методов совершенствования муниципального управления земельными ресурсами на примере муниципального образования город Набережные Челны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать содержание понятия муниципального управления
земельными ресурсами и его инструменты;
- проанализировать экономико-правовые основы и показатели
оценки эффективности муниципального управления земельными ресурсами;
- провести анализ российского и зарубежного опыта по муниципальному управлению земельными ресурсами;
- провести анализ муниципального управления земельными ресурсами в городе Набережные Челны;
- определить проблемы муниципального управления земельными ресурсами;
- разработать рекомендации по муниципальному управлению земельными ресурсами.
Предметом исследования являются инструменты совершенствования муниципального управления земельными ресурсами. Объектом исследования является система муниципального управления земельными ресурсами.
Теоретическая основа исследования представлена теоретическими и экспериментальными экономическими трудами в области муниципального управления земельными ресурсами.
Информационной базой исследования являются отечественные и зарубежные периодические издания, законодательная база Российской Федерации, международные нормативно-правовые акты, данные российских официальных органов, международных экономических и финансовых организаций, а также статистические данные базы Интернет.
В процессе написания выпускной квалификационной работы применялись такие общенаучные методы исследования, как метод научной дедукции, ретроспективный, системный и логический анализ, сопоставление, обобщение и синтез, экспертные методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, включающих шесть подразделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первом разделе исследовано понятие муниципального управления земельными ресурсами и его инструменты, проанализированы экономико-правовые основы и показатели оценки эффективности муниципального
управления земельными ресурсами. Также проведен анализ зарубежного и отечественного опыта по управлению муниципальной собственностью на основе аренды и концессии.
В заключении приведены основные выводы и предложения, обобщены результаты выпускной квалификационной работы.
Институты муниципального управления земельными ресурсами— это отношения, возникающие и реализуемые на основе систематического, сознательного, целенаправленного воздействия исполнительных органов муниципального образования на земельные ресурсы в пределах этого муниципального образования.
Еще ученые мужи Древней Греции считали, что богатство есть пользование, а не право собственности. В большинстве своем договора аренды не предполагают ни обязательств по модернизации арендуемого объекта, ни существенных санкций за нарушение качества и надежности ресурсоснабжения потребителей. Вот почему механизмы муниципального управления земельными ресурсами остро нуждаются в модернизации и в повсеместном совершенствовании.
Экономико-правовые основы муниципального управления земельными ресурсами, в том числе на основе аренды и передачи в собственность посредством составления договора купли - продажи составляют федеральные и региональные законы. По вопросам, отнесенным к полномочиям местного самоуправления, представительными органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальное управление земельными ресурсами в различных странах существенно различается по жесткости определения условий договоров аренды, размеров и форм арендной платы, методик ее расчета, критериям, предъявляемым к арендаторам, а также применяемым мерам государственной поддержки оборота земель в аренде, правовым гарантиям арендаторов. Современная мировая экономика имеет обширный опыт в совершенствовании механизмов муниципального управления земельными ресурсами. Экономической основой местного самоуправления муниципального образования город Набережные Челны является муниципальное имущество и земельные ресурсы. Опыт применения такого инструмента управления муниципальной собственностью, как аренда, достаточно развит в муниципальном образовании. При этом существуют определенные проблемы в части эффективного распределения арендных льгот и наличия задолженности по арендной плате.
Применение концессионных соглашений в отношении таких объектов муниципальной собственности, как парки и скверы, а также физическая культура и спорт, позволит привлечь инвестиции, в которых в настоящее время нуждается город, что повысит как экономическую, так и социальную эффективность управления муниципальной собственностью. Основным направлением совершенствования управления земельным фондом муниципального образования город Набережные Челны на основе аренды можно выделить пересмотр категорий лиц, которые вправе применять льготные условия уплаты аренды, внедрения опыта города Москвы в отношении пересмотра порядка изменения арендной платы, предоставленной на льготных условиях.
Юфициальные материалы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. (в ред. от 2 ноября 2013 г.) // Справочно - правовая система «Консультант Плюс».
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. ( в ред. от 23 мая 1016 г.) // Справочно - правовая система «Консультант Плюс».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. (в ред. от 5 апреля 2016 г.) // Справочно - правовая система «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 26.07.2006 г. № 135- ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции» // Справочно - правовая система «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон Российской Федерации от 6.10. 2003 г. № 131- ФЗ (ред. от 28.06.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно - правовая система «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 135- ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»// Справочно - правовая система «Консультант Плюс»..
7. Приказ Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации от 10.02.2010 г. № 67 (ред. от 24.12.2013) «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса»// Справочно - правовая система «Консультант Плюс»
8. Об арендной плате за землю: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 1995 г. № 74 (ред. от 31.05.2013) // Справочно - правовая система «Консультант Плюс»
9. Устав муниципального образования город Набережные Челны
Республики Татарстан: решение Городского Совета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 8 декабря 2005 г. № 6/5 (ред. от 24.02.2016).
ШМонографиии научные статьи (научные монографии, сборники научных статей, научные статьи)
18. Голикова Т.М. Опыт контроля за деятельностью муниципальных автономных учреждений в части порядка, условий предоставления и использования субсидий, эффективности расходования бюджетных средств и использования имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления // Вопросы управления. 2015. №21. С. 45-49.
19. Лушникова Т.Ю. Об оценке эффективности управления муниципальным имуществом // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. №1. С. 22-29.
20. Набоких Ю.В. Управление муниципальным имуществом (на примере муниципального образования «Шарангский муниципальный район») // Ученый XXI века. 2015. №2. С. 13-17.
21. Чернышев А.И. Основные возможности повышения эффективности использования муниципальной собственности // Инновационные подходы к социальному управлению и экономике. 2015. №2(5). С. 68-69.
22. Ялялиева Т.В. К проблеме эффективности управления муниципальной собственностью // Научный журнал КубГАУ. 2015. №90. С. 4¬16.
1УУчебники и учебные пособия
10. Еремин С.Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью: учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2014. 397 с.
11. Ершова И.В., Шевченко О.М., Отнюкова Г.Д. Инвестиционное право: учебное пособие. М.: Проспект, 2014. 317 с.
12. Карпов С.А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум. М.:Юрайт, 2015. 346 с.
13. Кухтин П.В., Моттаева А.Б. Государственное и муниципальное управление собственностью. М.: Мир науки, 2014. 137 с.
14. Салихов Х.М. Публикации, выступления, интервью. М.: Макс- Пресс, 2014. 321 с.
15. Сираждинова Р.Ж. Управление в городском хозяйстве: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2016. 350 с.
16. Чеботарев Г.Н. Актуальные проблемы муниципального права: учебник для магистрантов. М.: Норма: ИНФРААМ, 2015. 304 с.
17. Ярмальчук М.В., Ткаченко М.В., Долгов А.А. Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в Российской Федерации. М.: Центр развития государственно-частного партнерства.
УИнтернет ресурсы
23. Аналитическая записка об исполнении бюджета муниципального образования город Набережные Челны за 2014 год [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/upload/files/user/% B8%D1%B0-2014.pdf (дата обращения 27.05.2017).
24. Заключение Управления финансов Исполнительного комитета об эффективности налоговых и неналоговых льгот, предоставленных Городским Советом муниципального образования город Набережные Челны, за 2015 год [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/upload/files/userB0.pdf(дата обращения 25.05.2017).
25. Информация о деятельности муниципальных образований Республики Татарстан в сфере земельных и имущественных отношений по итогам 2015 года [Электронный ресурс]. URL: http://mzio.tatarstan.ru/rus/ pub_485938.pdf (дата обращения 21.05.2017).
26. Информация о деятельности управления земельных и
имущественных отношений в 2013 году [Электронный ресурс]. URL:
http://nabchelny.ru/company/366(дата обращения 22.05.2017).
27. Информация о деятельности управления земельных и
имущественных отношений в 2014 году [Электронный ресурс]. URL:
http://nabchelny.ru/company/367(дата обращения 28.05.2017).
28. Итоги Года парков и скверов в муниципальном образовании город Набережные Челны [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/news/18915 (дата обращения 24.05.2017).
29. Итоги работы управления земельных и имущественных отношений
за 2016 год [Электронный ресурс]. URL:
http://nabchelny.ru/company/page/53/1489(дата обращения 24.05.2017).
30. Итоги работы управления земельных и имущественных отношений
за 2015 год [Электронный ресурс]. URL:
http://nabchelny.ru/company/page/53/1487(дата обращения 24.05.2017).
31. Ключевые инструменты стратегического управления
муниципальным образованием город Набережные Челны и целевая модель управления развития городской агломерации [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/page/270(дата обращения 30.05.2017).
32. Концессионный механизм реализации государственной
инновационной политики [Электронный ресурс]. URL:
http://moluch.ru/archive/58/8014/(дата обращения 22.05.2017).
33. Отчет №02-271-256/15 об определении рыночной стоимости права требования арендодателя по арендным платежам за владение и пользование принадлежащим ему недвижимым имуществом [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/upload/files/user/%D0688(дата обращения 27.05.2017).
34. Приложение к Решению Городского Совета от 20.04.2012г. № 18/4 Программа социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/upload/files/user/%D0(дата обращения 29.05.2017).
35. Проблемы оценки эффективности управления государственной собственностью [Электронный ресурс]. URL: http://finpress.ru/library/690/26837/(дата обращения 30.05.2016).
36. Эффективность использования муниципального имущества как
одна из актуальных проблем муниципального управления [Электронный ресурс]. URL: http://www.science56.ru/nauka/effektivnost-ispolzovaniya-
municzipalnogo-imushhestva-kak-odna-iz-aktualnyx-problem-municzipalnogo- upravleniya.html (дата обращения 27.05.2017).