Международные санкции и контрмеры: последствия для внешнеторговых контрактов
|
Введение 3-6 стр.
Глава 1. Теоретические вопросы применения санкций и контрмер 7-30 стр.
1.1. Параграф 1. Способы применения санкций и контрмер. Их отличия. 7-15 стр.
1.2. Параграф 2. Краткий обзор истории применения санкция и
контрмер 15-25 стр.
1.3. Параграф 3. Положение Российской Федерации в условиях применения
санкций и контрмер 25-30 стр.
Глава 2. Влияние присоединения страны к международным санкциям СБ
ООН 31-43 стр.
2.1. Параграф 1. Теоретические проблемы присоединения к международным
экономическим санкциям санкций 31-37 стр.
2.2. Параграф 2. Регулирование применения международных санкций в российском
законодательстве 37-41 стр.
2.3. Параграф 3. Практика судов Российской Федерации по рассмотрению дел,
связанных с применением международных санкционных мер 41-43 стр.
Глава 3. Влияние международных санкций на внешнеторговую деятельность 44-56 стр.
3.1. Параграф 1. Теоретические проблемы применения международных
санкций 44-46 стр.
3.2. Параграф 2. Реализация международных правовых норм по наложению
санкций мер 46-50 стр.
3.3. Параграф 3. Международная судебная практика рассмотрения споров,
связанных с применением международных санкций 50-56 стр.
Заключение 57-58 стр.
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические вопросы применения санкций и контрмер 7-30 стр.
1.1. Параграф 1. Способы применения санкций и контрмер. Их отличия. 7-15 стр.
1.2. Параграф 2. Краткий обзор истории применения санкция и
контрмер 15-25 стр.
1.3. Параграф 3. Положение Российской Федерации в условиях применения
санкций и контрмер 25-30 стр.
Глава 2. Влияние присоединения страны к международным санкциям СБ
ООН 31-43 стр.
2.1. Параграф 1. Теоретические проблемы присоединения к международным
экономическим санкциям санкций 31-37 стр.
2.2. Параграф 2. Регулирование применения международных санкций в российском
законодательстве 37-41 стр.
2.3. Параграф 3. Практика судов Российской Федерации по рассмотрению дел,
связанных с применением международных санкционных мер 41-43 стр.
Глава 3. Влияние международных санкций на внешнеторговую деятельность 44-56 стр.
3.1. Параграф 1. Теоретические проблемы применения международных
санкций 44-46 стр.
3.2. Параграф 2. Реализация международных правовых норм по наложению
санкций мер 46-50 стр.
3.3. Параграф 3. Международная судебная практика рассмотрения споров,
связанных с применением международных санкций 50-56 стр.
Заключение 57-58 стр.
Список использованной литературы
Международные санкции: манипулирование объединения сильных государств, преследующих свои национальные, совпадающие на определенном этапе интересы, институт возведенного в ранг законов подавления слабых в экономическом и военном плане стран, или объективный способ защиты интересов всего мирового сообщества?
В настоящее время краеугольным камнем стал вопрос: действительно ли выдвигаемые в качестве благих международные цели могут быть оправданы любыми применяемыми средствами? Какие цели преследуют налагающее санкции мировое сообщество и способно ли оно их реально достичь? В самом ли деле соразмерна цена применения международных санкций и их результаты?
Настоящая работа посвящена поиску ответов на данные злободневные вопросы современности, затрагивающие и современную Россию.
Реалии политической международной деятельности свидетельствуют, что иногда применение санкций даже таким авторитетным международным органом как Совет Безопасности ООН сопряжено с громадным трудно рассчитываемым риском. При том, как для государства - нарушителя, с одной стороны, так и стран - участниц, с другой. Сама же степень ущерба определяется таким понятием, как интенсивность санкций.
Она определяется в зависимости от того, что именно потерпело основной ущерб от санкций: экономика ли государства - нарушителя в целом, отдельные интересы отдельных лиц, или же простые граждане или хозяйствующие субъекты государства. Вполне логично, что обычаями международного сотрудничества применение последнего вида санкций все более рассматривается как злоупотребление правом.
Симптоматично, что ограничения, как последствия участия Российской Федерации в реализации международных санкциях, могут быть введены даже в отношении ВУЗов страны. В частности, результатом подобных ограничений могут стать фактическое лишение исследовательских грантов, заморозка обмена преподавателями и студентами, запрет на ввоз научно-исследовательского оборудования, материалов и т.д. Примером подобного служит 16 Резолюция 1526 (2004) СБ ООН . Так, в связи с Резолюцией Совета Безопасности ООН от 14 октября 2006 г. № 1718 введен запрет на поездки в КНДР, эмбарго на поставки оружия и ядерных материалов. В связи с этим Балтийский ГТУ, МАИ и МХТУ имени Д. И. Менделеева были вынуждены полностью исключить все совместные научные исследования с КНДР в области атомной энергетики.
Нередко международные санкции напрямую либо опосредованно воздействуют на военную составляющую стран, существенно влияя на их обороноспособность, наступательный потенциал, а также на развитие военно-промышленного комплекса. Так, после введения санкций в отношении Ирана Резолюцией СБ ООН № 1737, в том числе и эмбарго на поставку материалов чувствительных в плане распространения ядерной деятельности и развития программ разработки баллистических ракет ряд оборонных предприятий и компаний России («Европалас-2000», «Главкосмос», НИИ «Графит», научно-производственный центр «ИНОР», «МОСО», НПО «Полюс», «Рособоронэкспорт», «Тульский КБ приборостроения») указали на крупное отрицательное сальдо в связи с невозможность продолжения сотрудничества с Исламской республикой Иран. Единственный в России посредник в торговле вооружением «Рособоронэкспорт» также получил несколько предупреждений о невозможности нарушения режима эмбарго. Некоторыми исследователями -цивилистами подобные ограничения расцениваются как недобросовестная конкуренция со стороны оружейных концернов иных стран, которые, в особенности предприятия США, продолжают вести с Ираном торговлю материалами, имеющими двойное назначение.
Использование ООН экономических санкций в последнее время, в частности в 2012 - 2017 гг., когда мировая экономика лишь только начала выход из затяжного кризиса 2008 г., в условиях значительного экономического спада в течение достаточно продолжительного периода времени (о чем свидетельствую отчеты ЭКОСОС и ЮНКТАД за рассматриваемый период) (Ссылка) выглядит экономически опасной тенденцией. С учетом общей неопределенности экономик государств, как введших так и подвергнувшихся санкциям, существенно возросли бизнес-риски, которые не могли не оказать зачастую отрицательного влияния на мировую экономическую конъюнктуру.
Общее ухудшение экономического состояния, выразившееся в сравнительно резком уменьшении роста общемирового ВВП, сохранилось в 2014 г. и усилилось в 2015 г. Об этом свидетельствуют объективные данные, нашедшие свое отражение, к примеру, в «Докладе о торговле и развитии в 2014 г.» где указывается о замедлении роста стран с переходной экономикой фактически до одного процента; в резюме доклада «Общемировой инвестиционный монитор № 18» от 29 января 2015 г. говорится о том, что объем мировых прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) сократился на 8 процентов, при этом зарубежные инвестиции в страны с переходной экономикой (к которым относится и Россия) сократились более чем в половину.
Участие в санкциях лишь обострили общую макроэкономическую нестабильность Российской Федерации (еще в 2013 г. прогнозировалось снижение роста российской экономики в 2014-2017 гг. в связи со снижением цен на нефть).
Таким образом, существенное снижение темпов экономического роста и нарастание нерешенных в Российской Федерации социально-экономических проблем не может не отразиться на хозяйствующих субъектах. Общая ситуация неопределенности, непредсказуемость поведения международных партнеров, негативные изменения экономической конъюнктуры страны во многом обусловлены обоюдными санкциями, которые ярко обнажили, а в ряде случаев даже усилили существующие проблемы отечественной экономики.
В настоящее время краеугольным камнем стал вопрос: действительно ли выдвигаемые в качестве благих международные цели могут быть оправданы любыми применяемыми средствами? Какие цели преследуют налагающее санкции мировое сообщество и способно ли оно их реально достичь? В самом ли деле соразмерна цена применения международных санкций и их результаты?
Настоящая работа посвящена поиску ответов на данные злободневные вопросы современности, затрагивающие и современную Россию.
Реалии политической международной деятельности свидетельствуют, что иногда применение санкций даже таким авторитетным международным органом как Совет Безопасности ООН сопряжено с громадным трудно рассчитываемым риском. При том, как для государства - нарушителя, с одной стороны, так и стран - участниц, с другой. Сама же степень ущерба определяется таким понятием, как интенсивность санкций.
Она определяется в зависимости от того, что именно потерпело основной ущерб от санкций: экономика ли государства - нарушителя в целом, отдельные интересы отдельных лиц, или же простые граждане или хозяйствующие субъекты государства. Вполне логично, что обычаями международного сотрудничества применение последнего вида санкций все более рассматривается как злоупотребление правом.
Симптоматично, что ограничения, как последствия участия Российской Федерации в реализации международных санкциях, могут быть введены даже в отношении ВУЗов страны. В частности, результатом подобных ограничений могут стать фактическое лишение исследовательских грантов, заморозка обмена преподавателями и студентами, запрет на ввоз научно-исследовательского оборудования, материалов и т.д. Примером подобного служит 16 Резолюция 1526 (2004) СБ ООН . Так, в связи с Резолюцией Совета Безопасности ООН от 14 октября 2006 г. № 1718 введен запрет на поездки в КНДР, эмбарго на поставки оружия и ядерных материалов. В связи с этим Балтийский ГТУ, МАИ и МХТУ имени Д. И. Менделеева были вынуждены полностью исключить все совместные научные исследования с КНДР в области атомной энергетики.
Нередко международные санкции напрямую либо опосредованно воздействуют на военную составляющую стран, существенно влияя на их обороноспособность, наступательный потенциал, а также на развитие военно-промышленного комплекса. Так, после введения санкций в отношении Ирана Резолюцией СБ ООН № 1737, в том числе и эмбарго на поставку материалов чувствительных в плане распространения ядерной деятельности и развития программ разработки баллистических ракет ряд оборонных предприятий и компаний России («Европалас-2000», «Главкосмос», НИИ «Графит», научно-производственный центр «ИНОР», «МОСО», НПО «Полюс», «Рособоронэкспорт», «Тульский КБ приборостроения») указали на крупное отрицательное сальдо в связи с невозможность продолжения сотрудничества с Исламской республикой Иран. Единственный в России посредник в торговле вооружением «Рособоронэкспорт» также получил несколько предупреждений о невозможности нарушения режима эмбарго. Некоторыми исследователями -цивилистами подобные ограничения расцениваются как недобросовестная конкуренция со стороны оружейных концернов иных стран, которые, в особенности предприятия США, продолжают вести с Ираном торговлю материалами, имеющими двойное назначение.
Использование ООН экономических санкций в последнее время, в частности в 2012 - 2017 гг., когда мировая экономика лишь только начала выход из затяжного кризиса 2008 г., в условиях значительного экономического спада в течение достаточно продолжительного периода времени (о чем свидетельствую отчеты ЭКОСОС и ЮНКТАД за рассматриваемый период) (Ссылка) выглядит экономически опасной тенденцией. С учетом общей неопределенности экономик государств, как введших так и подвергнувшихся санкциям, существенно возросли бизнес-риски, которые не могли не оказать зачастую отрицательного влияния на мировую экономическую конъюнктуру.
Общее ухудшение экономического состояния, выразившееся в сравнительно резком уменьшении роста общемирового ВВП, сохранилось в 2014 г. и усилилось в 2015 г. Об этом свидетельствуют объективные данные, нашедшие свое отражение, к примеру, в «Докладе о торговле и развитии в 2014 г.» где указывается о замедлении роста стран с переходной экономикой фактически до одного процента; в резюме доклада «Общемировой инвестиционный монитор № 18» от 29 января 2015 г. говорится о том, что объем мировых прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) сократился на 8 процентов, при этом зарубежные инвестиции в страны с переходной экономикой (к которым относится и Россия) сократились более чем в половину.
Участие в санкциях лишь обострили общую макроэкономическую нестабильность Российской Федерации (еще в 2013 г. прогнозировалось снижение роста российской экономики в 2014-2017 гг. в связи со снижением цен на нефть).
Таким образом, существенное снижение темпов экономического роста и нарастание нерешенных в Российской Федерации социально-экономических проблем не может не отразиться на хозяйствующих субъектах. Общая ситуация неопределенности, непредсказуемость поведения международных партнеров, негативные изменения экономической конъюнктуры страны во многом обусловлены обоюдными санкциями, которые ярко обнажили, а в ряде случаев даже усилили существующие проблемы отечественной экономики.
В современном мире международно-правовые и экономические санкции Совета Безопасности ООН, как коллективные принудительные меры от имени мирового сообщества, направленные на восстановление нарушенных прав, а так же как мера давления на государство-нарушителя, играют огромное значение как для отдельных хозяйствующих субъектов, так и для мировой экономики в целом.
В настоящей работе приведены примеры реального воздействия международных санкций не только для государств в целом, но и для каждого физического и юридического лица в отдельности, а так же способы урегулировать, даже несколько смягчить негативное их воздействие.
Экономические санкции не являются мерами международной ответственности, а относятся лишь к мерам принуждения, однако нельзя недооценивать степень их влияния на отдельные государства, противопоставляющие себя мировому сообществу.
В настоящее время, к сожалению, международное законодательство, регулирующее применение санкций, не нашло своего качественного полноценного развития, отчасти скудно и фактически формально ограничивается лишь одной главой Устава ООН, которая не дает полного, всестороннего и исчерпывающего правового регулирования данного института.
Более того, рядом теоретиков в области международного права и государственных политиков фактически отрицается даже сам факт негативного воздействия данного института, возможности и воздействия экономических санкций зачастую идеализируются, а на обратную сторону их применения мировое сообщество попросту закрывает глаза. Впервые о проблеме влияния присоединения страны к международным санкциям заговорили лишь в 2003 г., после почти полувека их активного использования. В условиях возникшего юридического вакуума отсутствие необходимого четко отрегулированного сбалансированного международного механизма правового регулирования порядка применения санкций дает повод некоторым странам злоупотреблять подобным правом, лоббировать использование санкций, заведомо направленных против отдельных субъектов государств - участников, а так же против предприятий, активно ведущих внешнеторговую деятельность. Национальные узкие внутренние интересы в условиях глобализации, на мой взгляд, не могут превалировать над актуальными проблемами международного сообщества. Таким образом, вызовы современности делают необходимым создание четкого кодифицированного международного акта, всецело регламентирующего условия применения ООН международных санкций, их характера и порядка их использования международным сообществом.
Необходимо учитывать, что международные санкции - это обоюдоострое оружие. Использование принудительных мер может принести как ожидаемую международной общественностью пользу, так и вред интересам международного сообщества в отдельных ситуациях. Более того, теоретически санкции могут нанести больше экономического вреда стране, присоединившейся к ним, и ее субъектам, активно ведущим торговлю со страной-нарушителем, нежели самому государству, подвергшемуся подобной мере принуждения. Поэтому вопросы применения санкций, вступления в них отдельных государств, их последствия должны максимально точно, взвешенно и ответственно просчитываться субъектами мировой политики в ближайшей, а также средне- и долгосрочной перспективах с учетом позиции достижения положительных результатов как для субъектов, осуществляющих экономическую деятельность, так и для отдельных стран, входящих в ООН, вплоть до мирового сообщества в целом. Полагаю, России, как одному из центральных игроков мировой политики, с учетом собственных интересов, необходимо просчитывать все возможные результаты присоединения к международным санкциям.
В настоящей работе приведены примеры реального воздействия международных санкций не только для государств в целом, но и для каждого физического и юридического лица в отдельности, а так же способы урегулировать, даже несколько смягчить негативное их воздействие.
Экономические санкции не являются мерами международной ответственности, а относятся лишь к мерам принуждения, однако нельзя недооценивать степень их влияния на отдельные государства, противопоставляющие себя мировому сообществу.
В настоящее время, к сожалению, международное законодательство, регулирующее применение санкций, не нашло своего качественного полноценного развития, отчасти скудно и фактически формально ограничивается лишь одной главой Устава ООН, которая не дает полного, всестороннего и исчерпывающего правового регулирования данного института.
Более того, рядом теоретиков в области международного права и государственных политиков фактически отрицается даже сам факт негативного воздействия данного института, возможности и воздействия экономических санкций зачастую идеализируются, а на обратную сторону их применения мировое сообщество попросту закрывает глаза. Впервые о проблеме влияния присоединения страны к международным санкциям заговорили лишь в 2003 г., после почти полувека их активного использования. В условиях возникшего юридического вакуума отсутствие необходимого четко отрегулированного сбалансированного международного механизма правового регулирования порядка применения санкций дает повод некоторым странам злоупотреблять подобным правом, лоббировать использование санкций, заведомо направленных против отдельных субъектов государств - участников, а так же против предприятий, активно ведущих внешнеторговую деятельность. Национальные узкие внутренние интересы в условиях глобализации, на мой взгляд, не могут превалировать над актуальными проблемами международного сообщества. Таким образом, вызовы современности делают необходимым создание четкого кодифицированного международного акта, всецело регламентирующего условия применения ООН международных санкций, их характера и порядка их использования международным сообществом.
Необходимо учитывать, что международные санкции - это обоюдоострое оружие. Использование принудительных мер может принести как ожидаемую международной общественностью пользу, так и вред интересам международного сообщества в отдельных ситуациях. Более того, теоретически санкции могут нанести больше экономического вреда стране, присоединившейся к ним, и ее субъектам, активно ведущим торговлю со страной-нарушителем, нежели самому государству, подвергшемуся подобной мере принуждения. Поэтому вопросы применения санкций, вступления в них отдельных государств, их последствия должны максимально точно, взвешенно и ответственно просчитываться субъектами мировой политики в ближайшей, а также средне- и долгосрочной перспективах с учетом позиции достижения положительных результатов как для субъектов, осуществляющих экономическую деятельность, так и для отдельных стран, входящих в ООН, вплоть до мирового сообщества в целом. Полагаю, России, как одному из центральных игроков мировой политики, с учетом собственных интересов, необходимо просчитывать все возможные результаты присоединения к международным санкциям.
Подобные работы
- Торгово-экономическая война между США и Россией: состояние и перспективы
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



