Введение 3-6 стр.
Глава 1. Теоретические вопросы применения санкций и контрмер 7-30 стр.
1.1. Параграф 1. Способы применения санкций и контрмер. Их отличия. 7-15 стр.
1.2. Параграф 2. Краткий обзор истории применения санкция и
контрмер 15-25 стр.
1.3. Параграф 3. Положение Российской Федерации в условиях применения
санкций и контрмер 25-30 стр.
Глава 2. Влияние присоединения страны к международным санкциям СБ
ООН 31-43 стр.
2.1. Параграф 1. Теоретические проблемы присоединения к международным
экономическим санкциям санкций 31-37 стр.
2.2. Параграф 2. Регулирование применения международных санкций в российском
законодательстве 37-41 стр.
2.3. Параграф 3. Практика судов Российской Федерации по рассмотрению дел,
связанных с применением международных санкционных мер 41-43 стр.
Глава 3. Влияние международных санкций на внешнеторговую деятельность 44-56 стр.
3.1. Параграф 1. Теоретические проблемы применения международных
санкций 44-46 стр.
3.2. Параграф 2. Реализация международных правовых норм по наложению
санкций мер 46-50 стр.
3.3. Параграф 3. Международная судебная практика рассмотрения споров,
связанных с применением международных санкций 50-56 стр.
Заключение 57-58 стр.
Список использованной литературы
Международные санкции: манипулирование объединения сильных государств, преследующих свои национальные, совпадающие на определенном этапе интересы, институт возведенного в ранг законов подавления слабых в экономическом и военном плане стран, или объективный способ защиты интересов всего мирового сообщества?
В настоящее время краеугольным камнем стал вопрос: действительно ли выдвигаемые в качестве благих международные цели могут быть оправданы любыми применяемыми средствами? Какие цели преследуют налагающее санкции мировое сообщество и способно ли оно их реально достичь? В самом ли деле соразмерна цена применения международных санкций и их результаты?
Настоящая работа посвящена поиску ответов на данные злободневные вопросы современности, затрагивающие и современную Россию.
Реалии политической международной деятельности свидетельствуют, что иногда применение санкций даже таким авторитетным международным органом как Совет Безопасности ООН сопряжено с громадным трудно рассчитываемым риском. При том, как для государства - нарушителя, с одной стороны, так и стран - участниц, с другой. Сама же степень ущерба определяется таким понятием, как интенсивность санкций.
Она определяется в зависимости от того, что именно потерпело основной ущерб от санкций: экономика ли государства - нарушителя в целом, отдельные интересы отдельных лиц, или же простые граждане или хозяйствующие субъекты государства. Вполне логично, что обычаями международного сотрудничества применение последнего вида санкций все более рассматривается как злоупотребление правом.
Симптоматично, что ограничения, как последствия участия Российской Федерации в реализации международных санкциях, могут быть введены даже в отношении ВУЗов страны. В частности, результатом подобных ограничений могут стать фактическое лишение исследовательских грантов, заморозка обмена преподавателями и студентами, запрет на ввоз научно-исследовательского оборудования, материалов и т.д. Примером подобного служит 16 Резолюция 1526 (2004) СБ ООН . Так, в связи с Резолюцией Совета Безопасности ООН от 14 октября 2006 г. № 1718 введен запрет на поездки в КНДР, эмбарго на поставки оружия и ядерных материалов. В связи с этим Балтийский ГТУ, МАИ и МХТУ имени Д. И. Менделеева были вынуждены полностью исключить все совместные научные исследования с КНДР в области атомной энергетики.
Нередко международные санкции напрямую либо опосредованно воздействуют на военную составляющую стран, существенно влияя на их обороноспособность, наступательный потенциал, а также на развитие военно-промышленного комплекса. Так, после введения санкций в отношении Ирана Резолюцией СБ ООН № 1737, в том числе и эмбарго на поставку материалов чувствительных в плане распространения ядерной деятельности и развития программ разработки баллистических ракет ряд оборонных предприятий и компаний России («Европалас-2000», «Главкосмос», НИИ «Графит», научно-производственный центр «ИНОР», «МОСО», НПО «Полюс», «Рособоронэкспорт», «Тульский КБ приборостроения») указали на крупное отрицательное сальдо в связи с невозможность продолжения сотрудничества с Исламской республикой Иран. Единственный в России посредник в торговле вооружением «Рособоронэкспорт» также получил несколько предупреждений о невозможности нарушения режима эмбарго. Некоторыми исследователями -цивилистами подобные ограничения расцениваются как недобросовестная конкуренция со стороны оружейных концернов иных стран, которые, в особенности предприятия США, продолжают вести с Ираном торговлю материалами, имеющими двойное назначение.
Использование ООН экономических санкций в последнее время, в частности в 2012 - 2017 гг., когда мировая экономика лишь только начала выход из затяжного кризиса 2008 г., в условиях значительного экономического спада в течение достаточно продолжительного периода времени (о чем свидетельствую отчеты ЭКОСОС и ЮНКТАД за рассматриваемый период) (Ссылка) выглядит экономически опасной тенденцией. С учетом общей неопределенности экономик государств, как введших так и подвергнувшихся санкциям, существенно возросли бизнес-риски, которые не могли не оказать зачастую отрицательного влияния на мировую экономическую конъюнктуру.
Общее ухудшение экономического состояния, выразившееся в сравнительно резком уменьшении роста общемирового ВВП, сохранилось в 2014 г. и усилилось в 2015 г. Об этом свидетельствуют объективные данные, нашедшие свое отражение, к примеру, в «Докладе о торговле и развитии в 2014 г.» где указывается о замедлении роста стран с переходной экономикой фактически до одного процента; в резюме доклада «Общемировой инвестиционный монитор № 18» от 29 января 2015 г. говорится о том, что объем мировых прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) сократился на 8 процентов, при этом зарубежные инвестиции в страны с переходной экономикой (к которым относится и Россия) сократились более чем в половину.
Участие в санкциях лишь обострили общую макроэкономическую нестабильность Российской Федерации (еще в 2013 г. прогнозировалось снижение роста российской экономики в 2014-2017 гг. в связи со снижением цен на нефть).
Таким образом, существенное снижение темпов экономического роста и нарастание нерешенных в Российской Федерации социально-экономических проблем не может не отразиться на хозяйствующих субъектах. Общая ситуация неопределенности, непредсказуемость поведения международных партнеров, негативные изменения экономической конъюнктуры страны во многом обусловлены обоюдными санкциями, которые ярко обнажили, а в ряде случаев даже усилили существующие проблемы отечественной экономики.
В современном мире международно-правовые и экономические санкции Совета Безопасности ООН, как коллективные принудительные меры от имени мирового сообщества, направленные на восстановление нарушенных прав, а так же как мера давления на государство-нарушителя, играют огромное значение как для отдельных хозяйствующих субъектов, так и для мировой экономики в целом.
В настоящей работе приведены примеры реального воздействия международных санкций не только для государств в целом, но и для каждого физического и юридического лица в отдельности, а так же способы урегулировать, даже несколько смягчить негативное их воздействие.
Экономические санкции не являются мерами международной ответственности, а относятся лишь к мерам принуждения, однако нельзя недооценивать степень их влияния на отдельные государства, противопоставляющие себя мировому сообществу.
В настоящее время, к сожалению, международное законодательство, регулирующее применение санкций, не нашло своего качественного полноценного развития, отчасти скудно и фактически формально ограничивается лишь одной главой Устава ООН, которая не дает полного, всестороннего и исчерпывающего правового регулирования данного института.
Более того, рядом теоретиков в области международного права и государственных политиков фактически отрицается даже сам факт негативного воздействия данного института, возможности и воздействия экономических санкций зачастую идеализируются, а на обратную сторону их применения мировое сообщество попросту закрывает глаза. Впервые о проблеме влияния присоединения страны к международным санкциям заговорили лишь в 2003 г., после почти полувека их активного использования. В условиях возникшего юридического вакуума отсутствие необходимого четко отрегулированного сбалансированного международного механизма правового регулирования порядка применения санкций дает повод некоторым странам злоупотреблять подобным правом, лоббировать использование санкций, заведомо направленных против отдельных субъектов государств - участников, а так же против предприятий, активно ведущих внешнеторговую деятельность. Национальные узкие внутренние интересы в условиях глобализации, на мой взгляд, не могут превалировать над актуальными проблемами международного сообщества. Таким образом, вызовы современности делают необходимым создание четкого кодифицированного международного акта, всецело регламентирующего условия применения ООН международных санкций, их характера и порядка их использования международным сообществом.
Необходимо учитывать, что международные санкции - это обоюдоострое оружие. Использование принудительных мер может принести как ожидаемую международной общественностью пользу, так и вред интересам международного сообщества в отдельных ситуациях. Более того, теоретически санкции могут нанести больше экономического вреда стране, присоединившейся к ним, и ее субъектам, активно ведущим торговлю со страной-нарушителем, нежели самому государству, подвергшемуся подобной мере принуждения. Поэтому вопросы применения санкций, вступления в них отдельных государств, их последствия должны максимально точно, взвешенно и ответственно просчитываться субъектами мировой политики в ближайшей, а также средне- и долгосрочной перспективах с учетом позиции достижения положительных результатов как для субъектов, осуществляющих экономическую деятельность, так и для отдельных стран, входящих в ООН, вплоть до мирового сообщества в целом. Полагаю, России, как одному из центральных игроков мировой политики, с учетом собственных интересов, необходимо просчитывать все возможные результаты присоединения к международным санкциям.
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабра 1993 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный;
2. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный;
3. Статут Лиги Наций. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www. hist.msu.ru/Departments/ModernEuU S/INTREL/SOURCES/Legnatust.htm.- (Дата обращения: 21.04.2015). (Документ утратил силу);
4. Резолюции СБ ООН от 31 марта 1992 г. № 748 [Электронный документ] -
Режим доступа:
https: //documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/012/55/IMG/ NR001255.pdf?OpenElement (Дата обращения: 17.02.2017);
5. Резолюция СБ ООН S/RES/820 (1993) от 17 апреля 1993 г. [Электронный
документ] - Режим доступа:
https: //documents-dds-ny.un. org/doc/UNDOC/GEN/N93/222/99/IMG/N9322299.pdf?OpenElement.(Дата обращения 19.01.2017);
6. Резолюция СБ ООН S/RES/942 (1994) от 23 сентября 1994 г.
[Электронный документ] - Режим доступа:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N94/372/74/PDF/N9437274.pdf?OpenElement.(Дата обращения 19.01.2017);
7. Резолюция СБ ООН № 942 (1994) [Электронный документ] - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N94/372/74/PDF/N94372 74.pdf?OpenElement. (Дата обращения: 22.01.2017);
8. Резолюция СБ ООН S/RES/986 (1995) от 14 апреля 1995 г. [Электронный
документ] - Режим доступа:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N95/109/90/PDF/N95109 90.pdf?OpenElement. (Датаобращения 22.01.2017);
9. Резолюция СБ ООН 1526 (2004) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
www.cbr.ru/today/anti_l egalisation/un/1526.pdf (15.07.2015). - (Дата
обращения: 12.04.2017);
10. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) (Заключено 30.10.1947) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный;
11. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международных кредитовых перевода от 15 мая 2006 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www. uncitral .org/uncitral/ru/uncitral_texts/payments/1992Model_credit _transfers.html. (Дата обращения: 19.01.2017);
12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301;
13. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный;
14. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный;
15. Указ Президента РФ от 28 ноября 2007 г. № 1593 «О мерах по выполнению Резолюций Совета Безопасности ООН № 1737 от 23 декабря 2006 г.» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный;
16. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный;
17. Распоряжение Президента РФ от 14 июля 1992 г. № 362-рп «О мерах, связанных с выполнением Резолюции Совета Безопасности ООН 757 от 30 мая 1992 г.» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 20.07.1992, N 3, ст. 106;
18. Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 6 августа 2014 г. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный;
19. Письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 02.09.2014 № ФС-ЕН-7/16704 // СПС КонсультантПлюс;
20. 22 USC 8512: Economic sanctions relating to Iran. [Электронный ресурс] -
Режим доступа:
http://uscode.house.gov/view.xhtml?req=granuleid:USC-prelim-title22-section8512&num=0&edition=prelim. - (Дата обращения: 12.04.2017);
21. Case concerning Oil Platforms (Islamic Republic of Iran v. United States of
America) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.icj-cij.org/icjwww/idocket/iop/iopjudgment/iop_ijudgment_20031 106.PDF.- (Дата обращения: 05.04.2017);
22. COUNCIL REGULATION (EU) No 269/2014 [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32014R0269. -
(Дата обращения: 14.04.2017);
23. COUNCIL REGULATION (EU) No 833/2014 [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=OJ: JOL_2014_229_R_0001. - (Дата обращения: 14.04.2017);
24. Executive Order 13685 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Documents/ukrai ne_eo4.pdf. - (Дата обращения: 14.04.2017);
25. H.R.204 - 114th Congress (2015-2016) A BILL To continue restrictions against
and prohibit diplomatic recognition of the Government of North Korea, and for other purposes. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/204/all-info. - (Дата
обращения: 22.04.2017);
26. Special Economic Measures Act, makes the annexed Regulations Amending the
Special Economic Measures (Russia) Regulations [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.international.gc.ca/sanctions/countries-pays/russia_regulations-russ ie_reglements.aspx?lang=eng. - (Дата обращения: 14.04.2017);
27. «Ukraine - Statement from EuroControl. MH 17 - Ukraine»[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eurocontrol.int/news/mh-17-ukraine. - (Дата обращения: 14.04.2017);
28. Ukraine-related Sanctions; Publication of Executive Order 13662 Sectoral
Sanctions Identifications List казначейства Соединенных Штатов (Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/OFAC-Enforcement/Pages/ 20140716.aspx - (Дата обращения: 14.04.2017);
29. Ukraine-related Sanctions; Publication of Executive Order 13662 Sectoral
Sanctions Identifications List казначейства Соединенных Штатов (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/OFAC-Enforcement/Pages/ 20140716.aspx - (Дата обращения: 14.04.2017);
30. Законопроект № 730438-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальных экономических мерах» и ст. 8 Федерального закона «О безопасности» (в части порядка принятия специальных экономических мер). [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный.
Судебная практика:
1. Case concerning Oil Platforms (Islamic Republic of Iran v. United States of
America) [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http: //www. icj -cij.org/icj www/idocket/iop/iopj udgment/iop_ij udgment_20031106. PDF.- (Дата обращени: 09.04.2017);
2. International Court of Justice Judgement on the Case concerning Gabcнkovo-Nagymaros Project (Hungary v. Slovakia) of 25 September 1997 // International Court of Justice. Reports of Judgments. Advisory Opinions and Orders. The Hague, 1997. P 55;
3. Постановление ЕСПЧ от 16 июля 2014 г. «Дело Алишич и другие (Alisic and Others) против Боснии и Герцеговины, Хорватии, Сербии, Словении и Македонии» (по жалобе № 60642/08) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный;
4. Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 14.07.2015 № 21-П «По делу о проверке конституционнности положений ст. 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», п.п. 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей 1 и 4 ст. 11, п. 4 ч. 4 ст. 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 ст. 13, п. 4 ч. 3 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 ст. 15, п. 4 ч. 1 ст. 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и п. 2 ч. 4 ст. 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный;
5. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 ноября 2015 г. по делу № А82-7564/2012 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный;
6. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 марта 2015 № Ф12-3/2015 по делу № А08-1766/2014 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный.
Учебная литература:
1. Albert E. Hindmarsh. The Problem of Intrnational Sanctions. / Oxford University Press, London, 1995. P - 37;
2. Genevieve Burdeau. Les effets juridiques des resolution du Conseil de Securite sur les contracts prives. United Nations sanctions and international law. V. Gowlland-Debbas (Ed.). Kluwer Law International. The Hague, London, Boston 2001. P 283;
3. Guide to GATT Law and Practice: Analytical Index. 6th edition. WTO, 1995. P 600;
4. Hahn M. Vital Interests and the Law of GATT: An Analysis of GATT's Security Exception // 12 Michigan Journal of International Law, 558 (1991);
5. Mathias-Charles Kraffe, Daniel Thurer and Julie-Antoinette Stadelhofer.
Switzerland. National Implementation of United Nations Sanctions. V.
Golland-Debbas (ed). A comparative study. 2004. Koninklijke Brill B.V. Printed in the Netherlands. Leiden/Boston;
6. Schloemann Hannes L., Ohloff S. «Constitutionalization» and Dispute Settlement in the WTO: National Security as an Issue of Competence // 93 American Journal of International Law, 424 (1999);
7. Булгакова С. А. Сравнительная характеристика путей развития России и Китая [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный;
8. Демкина Л. А. Некоторые аспекты социально-политического развития южноафриканского общества после 1994 г. - М.: Институт Африки, 2006. С. 64;
9. Жданов Ю. Н. Принудительные меры в международном праве. Диссертация
док. юрид. наук. - М., 1998. - C. 378;
10.Зыков Р О. Международный арбитраж в Швеции: право практика. - М.: Статут, 2014. 300 с.;
11. Канашевский В. А. Внешнеэкономические сделки: материально-правовое и коллизионное регулирование. - М.: Волтерс Клувер. 2008 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: локальный;
12. Колосов Ю. М. Ответственность в международном праве. - М., 1975.- С. 61;
13. Кононова К. О. Санкционные резолюции Совета Безопасности ООН и их имплементация в национальных правовых системах государств-членов: На примере правовой системы Российской Федерации // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Спб., 2009. - 24 с.,
14. Кох Х., Магнус У, Винклер фон Моренфельс П. Международное частное право и сравнительное правоведение. - М., 2001. С. 59;
15. Лунц Л.А. Курс международного частного права: В 3 т. М.: Спарк, 2002. С. 451;
16. Мировая политика: теория, методология, прикладной анализ / Отв. ред. А. А. Кокошин, А. Д. Богатуров. - M.: КомКнига, 2005. - 432 с.;
17. Хорватский, В. / Лига Наций. -М. :Соцэкгиз, 1937. - 83 с. :фот. - (Мир и война);
Специальная литертура:
1. Albert E. Hindmarsh. The Problem of Intrnational Sanctions. / Oxford University Press, London, 1995. P - 37,
2. Cisse, Abdoullah. Les effets des sanctions economiques de l'Organisation des nations Unies sur les contrats. Forlati L. Picchio, Sicilianos L.A. Economic sanctions in international law. Hague Academy of international law. Martinus Nijhoff Publishers. Leiden/Boston. 2004. P 690 - 691,
3. Conlon, Paul. United Nations sanctions management: a case study of the Iraq Sanctions Committee, 1990 - 1994. Transnational publishers, Inc. Ardsley, New York. The procedural aspects of International law monograph series. P. Rebecca Adler-Nissen, Stigma Management in International Relations: Transgressive Identities, Norms, and Order in International Society. - International Organization /Volume 68/ Issue 01/ January 2014, pp 143 - 176;
4. Rebecca Adler-Nissen. Why international sanctions do not always work?
[Электронный ресурс] / Rebecca Adler-Nissen // - Режим доступа
http://news.ku.dk/all_news/2014/03/why-sanctions-do-not-always-work. - (Дата
обращения: 16.03.2017);
5. Ulmer, Nicolas. Claimant's expectations from the United Nations Compensation Commission. Journal of international arbitration 1998. 15(1). P 7 - 14;
6. Андреев Е. С. Суд Евросоюза признал санкции против «Роснефти»
обоснованными / Е. С. Андреев // - Режим доступа
http://www.interfax.ru/business/555668. - (Дата обращения: 20.05.2017);
7. Антихович, А. И. Механизм применения контрмер: регламентация в проекте статей Комиссии международного права ООН об ответственности государств / А.И. Антихович // Журнал международного права и международных отношений. - 2005. - № 3;
8. Демкина Л. А. Некоторые аспекты социально-политического развития южноафриканского общества после 1994 г. - М.: Институт Африки, 2006. С. 64;
9. Документы внешней политики СССР, т. 11, М., 1966, с. 503-06; т. 12, М., 1967, с. 66-70;
10. Ежегодник Комиссии международного права. - Нью-Йорк: ООН, 1979. - Т. 2.
- Ч. 2;
11. Кречетников А.Н. Насколько доходчив язык санкций? [Электронный ресурс]
/ А.Н. Кречетников // - Режим доступа
http: //www.bbc.co .uk/russian/international/2014/04/140429_sanctions_history. -
(Дата обращения: 20.03.2017);
12. Колецкий А., Новачек П. Новый Регламент Арбитражного суда при Польской хозяйственной палате // Международный коммерческий арбитраж. М.: Волтерс Клувер, 2008. N 3. С. 85 - 101;
13. Лукашук И. И. Кодификация права международной ответственности. // Московский журнал международного права. - 2002 г. - № 3. - С. 8;
14. Пронин А. В. О правовой природе санкций ЕС в отношении РФ // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 2 (24). с. 33-36, Ушаков. С. В. Исполнение решений Лиги Наций и механизм применения санкций / С. В. Ушаков. // Московский журнал международного права. - 2008.
- № 1. - с. 113 - 125;
15. Саморуков, М. А. Пять уроков России от стран, живущих под санкциями
[Электронный ресурс] / М. А. Саморуков // - Режим доступа
http://slon.ru/world/pyat_urokov_rossii_ot_stran_zhivushchikh_pod_sanktsiyami-1067196.xhtml.- (Дата обращения: 20.03.2017);
16. Симонов К. А. Вслед за «Роснефтью» и другие компании тоже проиграют
иски о санкциях ЕС / К. А. Симонов // - Режим доступа
https://regnum.ru/news/polit/2255553.html.- (Дата обращения: 21.05.2017),
17. Швец А.Н. Оценка рисков в проектах предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью [Электронный ресурс] / А.Н. Швец // - Режим доступа
https://cyberleninka.rU/article/n/otsenka-riskov-v-proektah-predpriyatiy-zanimayu schihsya-vneshneekonomicheskoy-deyatelnostyu. - (Дата обращения: 20.03.2017).