Было проведено экспериментальное исследование.
База исследования: ФГБОУ ВПО «Театральный институт им. Б. Щукина».
Выборка исследования: педагоги ФГБОУ ВПО «Театральный институт им. Б. Щукина» в количестве 52 человека, обучающие студентов в данном учреждении. В выборке представлено 25 мужчин и 27 женщин.
Если поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1. ПРОБЛЕМЫ ПАМЯТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У СОВРЕМЕННЫХ ЛЮДЕЙ………………7
1.1. Память и проблемы с памятью, как психологические явления…………….………………7
1.2. Механизмы развития нарушений памяти в мозге человека и их основные причины……12
1.3. Психологическое консультирование как подход к разрешению проблем с памятью человека…….…17
Выводы по первой главе…………………………………………………… 23
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ………….25
2.1. Программа исследования: цель, методы, методики и характеристика выборки и этапов исследования…………25
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования и их обсуждение……………………39
2.3. Рекомендации по профилактике и развитию памяти посредством психологического консультирования………...……………………46
Выводы по второй главе………………………………………………........ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….. 57
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… 62
Цель исследования: изучить влияние психологического консультирования на укрепление и улучшение памяти у педагогов, работающих в учреждении высшего профессионального образования.
Объект исследования: психологическое консультирование педагогов с проблемами памяти.
Предмет исследования: воздействие психологического консультирования на улучшение памяти у педагогов.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование улучшает показатели непосредственной, оперативной и кратковременной (рабочей) памяти у педагогов, повышает уровень опосредованного запоминания, снижает наличие грубых ошибок при воспроизведении информации, снижения количества аграмматизмов и повысить полноценность воспроизведения запоминаемой информации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть особенности поняйтийного аппарата.
2. Охарактеризовать механизмы развития нарушений памяти в мозге человека и их основные причины.
3. Рассмотреть воздействие психологического консультирования как подхода к разрешению проблем с памятью человека.
4. Составить и описать программу эмпирического исследования: цель, методы, методики и характеристика выборки и этапов исследования;
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования в эмпирической выборке участников, провести интерпретацию.
6. Выделить рекомендации по профилактике и развитию памяти посредством психологического консультирования.
В процессе организации и реализации исследования использовались методы:
− Научно-теоретические: анализ научной и методической литературы, системный анализ, сравнительный анализ;
− Эмпирические: количественная и качественная обработка данных по эмпирической выборке, социологические;
− Математико-статистические (математические: графический метод, опрос, количественные расчеты; статистические: корреляционный анализ по критерию Хи-квадрата Пирсона).
Методики:
1. «Фрайбургский многофакторный опросник» (FPI);
2. «Опосредованное запоминание» А.Н. Леонтьева;
3. «Воспроизведение рассказов» С.Я. Рубинштейна.
Проводимое исследование посвящено очень интересной теме – изучению особенностей психологического консультирования по проблемам, связанным с памятью. В целом рассмотрение каких-либо проблем с памятью человека является актуальным вектором для исследований, так как затрагивает одну из важнейших зон полноценной жизнедеятельности человека.
В рамках исследования было проведено два направления деятельности: теоретический анализ рассмотрения поднятой проблематики и эмпирическое исследование проблем развитости памяти, влияния на нее психологического консультирования. После проведения теоретического анализа стало понятно, что феномен «память» заключается в наличии у человека большой совокупности процессов, направленных на хранение информации, использование ее при необходимости для осуществления различного рода когнитивных задач, обучения и умения рассуждать, вспоминания ряда действий и реакций человека на события, себя и других людей. Важнейшей особенностью памяти человека является умение держать информацию и не терять связь с тем, что и какие действия одновременно совершает человек при этом хранении информации. Также в рамках исследования проблематики было выявлено, что психологическое консультирование – одно из действенных и эффективных механизмов психологического сопровождения личности, которой требуется улучшение показателей памяти, ее развитие и улучшение. Психологическое консультирование происходит параллельно с другими видами лечения клиента. В своей работе с людьми с проблемами памяти практическому психологу необходимо уделять внимание специфике их профессиональной деятельности, их личностных особенностей, их социального положения и общего психологического состояния, подбирая к каждому клиенту индивидуальный подход.
Далее в рамках исследования была освещена эмпирическая часть работы. В результате эмпирических исследований была проведена работа с выборкой участников в количестве 50 человек, при взаимодействии с которой использовались валидные методики психодиагностики состояния памяти и личностных особенностей участников. Эмпирическая работа включила в себя несколько этапов, на каждом из которых проводилась соответствующая работа. Также в процессе с выборкой участников была реализована программа психологического консультирования, которая включила в себя комплексную групповую систему работы психолога с участниками выборки. Полное описание данной программы отражено в эмпирической части исследования.
На этапе завершения работы с эмпирической выборкой были выделены рекомендации прикладного характера, которые могут быть вполне легко реализованы в практической плоскости.
В итоге проведенного исследования важно отметить, что выдвинутое в гипотезе предположение о том, что выделенная в начале гипотеза исследования, предполагавшая, что психологическое консультирование улучшает показатели непосредственной, оперативной и кратковременной (рабочей) памяти у педагогов, повышает уровень опосредованного запоминания, снижает наличие грубых ошибок при воспроизведении информации, снижения количества аграмматизмов и повысить полноценность воспроизведения запоминаемой информации, находит свое подтверждение в искомой выборке участников.
Также необходимо сделать общий вывод о том, что поставленная перед нами цель изучения особенностей влияния психологического консультирования на процесс укрепления и улучшения памяти у педагогов, работающих в учреждении высшего профессионального образования, была достигнута и раскрыта. Поэтому проведенную исследовательскую работу можно определить как завершенную.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для ВУЗов [Текст] / Г.С. Абрамова. – 6-е изд. – М.: Академический Проект; М.: Альма Матер, 2016. – 701 с.
2. Байстер, М. Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное [Текст] / М. Байстер, К. Лоберг; пер. с англ, 4-е изд. – М.: Альпина Нон-Фикшн, 2017. – 326 с.
3. Бакулин, И.С. Активация коры головного мозга при выполнении задачи Стернберга на вербальную рабочую память / И.С. Бакулин, А.Х. Забирова, П.Н. Копнин, Д.О. Синицын, А.Г. Пойдашева, М.В. Федоров, Е.В. Гнедовская, Н.А. Супонева, М.А. Пирадов [Текст] // Вестник Российского государственного медицинского университета. – 2020. – №1. – С. 42-50.
4. Белова, А.П. Природа индивидуальных различий памяти (рус.) /А.П. Белова, С.Б. Малых [Текст] // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2013. – Т. 6, № 3. – С. 54-64.
5. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / Под ред. А. Карелина. – М.: Эксмо, 2014. – С.318-322.
6. Боно, Э.Д. Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения сложных задач [Текст] / Э.Д. Боно. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 172 с.
7. Букин, Д. Развитие памяти по методикам спецслужб: 4-е изд. [Текст] / Д. Букин. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 304 с.
8. Бухановский, А.О. Общая психопатология [Текст] / А.О. Бухановский. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014. – 326 с.
9. Бэддели, А. Работает ли все ещё рабочая память? Когнитивная психология: история и современность: Хрестоматия [Текст] / Под ред. М. Фаликман, В. Спиридонова. – М., 2011. – С. 312-321.
10. Бэддели, А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию [Текст] / А. Бэддели. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 320 с.
11. Бэддели, А. Рабочая память. Психология памяти [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – 3-е изд. – М.: Астрель, 2008. – С. 436-461.
12. Величковский, Б.Б. Тестирование рабочей памяти: от простого к сложному и снова к простому / Б.Б. Величковский [Текст] // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2014. – Т. 7. – № 2. – С. 133-142.
13. Величковский, Б.Б. Рабочая память человека: фундаментальные исследования и практические приложения (рус.) / Б.Б. Величковский, С.А. Козловский [Текст] // Интеграл. – 2013. – Т. 68, № 6. – С. 14-16.
14. Джойд, Н. Пластичность мозга: потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга [Текст] / Н. Джойд. – М.: Эксмо, 2010.
15. Дмитриев, Д.А. Взаимосвязь памяти и нелинейной активности системы регуляции ритма сердца при ментальном стрессе / Д.А. Дмитриев [Текст] // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». – 2019. – №7. – С. 10-14.
16. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: учебное пособие [Текст] / А.Н. Елизаров. – М.: «Ось-89», 2013. – 336 с.
17. Есипенко, Е.А. Эмоциональные, когнитивные и социальные факторы, связанные с эффективностью решения пространственных задач / Е.А. Есипенко, К.Е. Белоплотова, О.Р. Полякова [Текст] // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2020. – № 3 (31). – С. 201-207.
18. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 544 с.
19. Карелин, А.Г. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / А.Г. Карелин. – М.: «Юрайт», 2013. – 416 с.
20. Карри, М. Режим гения: распорядок дня великих людей [Текст] / М. Карри. – М. Альпина Паблишер, 2017. – 302 с.
21. Клинберг, Т. Перегруженный мозг. Информационный поток и пределы рабочей памяти [Текст] / Т. Клинберг. – М.: Ломоносов, 2010. – 239 с.
22. Лойшен, Ш. Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир [Текст] / Ш. Лойшен. – СПб.: Питер, 2016. – 160 с.
23. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти [Текст] / А.Р. Лурия. – М., 1968.
24. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум [Текст] / Сост. О.В. Барканова. – Вып.4. – Красноярск: Литера-принт, 2016. – 237 с.
25. Немов, Р.С. Психология. Книга 1 [Текст]/ Р.С. Немов. – М., 2014. – 250 с.
26. Нисбетт, Р. Что такое память и интеллект и как их развивать. Роль образования и традиций: пер. с англ., 3-е изд. [Текст] / Р. Нисбетт. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 344 с.
27. Новикова, В.П. Интеллект-карта как эффективный инструмент работы с художественным текстом / В.П. Новикова [Текст] // Вопросы психолингвистики. – 2016. – С. 156-161.
28. Оакли, Б. Думай, как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее: пер. с англ., 3-е изд. [Текст] / Б. Оакли. – М.: Альпина Паблишер. 2017. – 284 с.
29. Павлов, Ю.Г. Индивидуальные особенности продуктивности памяти: эффект «Перегрузки» / Ю.Г. Павлов [Текст] // Образование и наука. – 2015. – № 10 (129). – С. 20-31.
30. Психологические тесты [Текст] / Под ред. А. Карелина: В 2-т. – М., 2015. – Т.2. – С.173-179.
31. Пять минут на размышление: лучшие головоломки советского времени: 4-е изд. [Текст]. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 352 с.
32. Расстройства памяти, внимания и интеллекта [Текст] / Е.В. Малинина, В.В. Колмогорова, Н.А. Луговых, И.В. Забозлаева. – М., 2016. – 281 с.
33. Розовская, Р.И. ФМРТ-исследование удержания в рабочей памяти изображений различной эмоциональной валентности / Р.И. Розовская, Е.В. Печенкова, Е.А. Мершина, Р.И. Мачинская [Текст] // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2014. – №11 (1). – С. 27-48.
34. Рок, Д. Мозг. Инструкция по применению: как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок [Текст] / Д. Рок; пер. с нагл., 5-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 374 с.
35. Савельев, С.В. Возникновение мозга человека [Текст] / С.В. Савельев. – М.: ВЕДИ, 2010. – 310 с.
36. Свааб, Д. Мы – это наш мозг. От матки до Альцгеймера [Текст] / Д. Свааб. – М.: ИД «Издательство И. Лимбаха», 2014. – 300 с.
37. Сизанов, Е.М. Познай себя: Тесты, задания, тренинги, консультации [Текст] / Сизанов А.Н. – Минск, 2016. – 348 с.
38. Соколова, Е.Т. Психотерапия. Теория и практика [Текст] / Е.Т. Соколова. – М.: Академия, 2016. – 368 с.
39. Стасевич, К. Как работает рабочая память / К. Стасевич [Текст] // Наука и жизнь. – 2017. – № 7. – С. 59-63.
40. Сузуки, В. Странная девочка, которая влюбилась в мозг. Как знание нейробиологии помогает стать привлекательнее, счастливее и лучше [Текст] / В. Сузуки, Б. Фицпатрик; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 302 с.
41. Ткач, И.С. Синдром хронической усталости и память. Причины, симптомы, как лечить / И.С. Ткач. – Электронный источник: URL: https://www.polismed.com/articles-sindrom-khronicheskojj-ustalosti-prichiny-simptomy-kak-lechit.html. – Дата обращения: 20.08.2021.
42. Хохель, С.А. Пробуждение новых возможностей памяти [Текст] / С.А. Хохель. – СПб.: Невский проспект, 2001. – 154 с.
43. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособ. для студ. Вузов: 3-е изд., стер. [Текст] / О.В. Хухулаева. – М.: Академия, 2015. – 204 с.
Иностранная литература:
44. Archer, J.A. Working memory, age and education: A lifespan fMRI study // PLoS One. – 2018. – № 13 (3). – Р. 121-133.
45. Baddeley, A.D. Memory / A.D. Baddeley, G. Hitch // Psycology of Learning and Motivation. – 1974. – Vol. 8. – Р. 47-89.
46. Baddeley, A. Working memory: looking back and looking forward // Nature Reviews Neuroscience. – 2003. – № 10 (4). – Р. 829-839.
47. Baddeley, A. Memory: Theories, Models, and Controversies // Annual Review of Psychology. – 2012. – № 1 (63). – Р. 1-29.
48. Chai, W.J. Working Memory From the Psychological and Neurosciences Perspectives // A Review. Front Psychol. – 2018. – № 9. – Р. 401.
49. Cowan, N. Central and peripheral components of working memory storage// Journal of Experimental Psychology: General, –2014. – №143 [5]. – P.1806.
50. Diamond, A. Executive functions (англ.) / A. Diamond // Annu Rev Psychol. – 2013. – Vol. 64. – P. 135-168.
51. Emch, M. Neural correlates of verbal memory // An fMRI meta-analysis. Front Hum Neurosci. – 2019. – № 13. – Р. 180.
52. Ershova, R.V. Characterization of working memory singlet errors / R.V. Ershova, Tarnow Eugen // Пензенский психологический вестник. – 2018. – № 2 (10). – Р. 121-136.
53. Ershova, R. Working Memory capacity test reveals subjects' difficulties managing limited capacity// Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. – 2016. – №. 3. – P. 14-20.
54. Jaeggi, S.M. Improving fluid intelligence with training on working memory // Proc. Natl. Acad. Sci. USA. – 2008. – Vol. 105. – P. 6829-6833.
55. Kim, H. Neural activity during working memory encoding, maintenance, and retrieval: A network-based model and metaanalysis / Hum Brain Mapp. – 2019. – № 40 (17). – Р. 4912-4933.
56. Oberauer, K. Modeling memory: An interference model of complex span (англ.) // Psychonomic Bulletin & Review: journal. – 2012. – 20 June (vol. 19, no. 5). – P. 779-819.
57. Owen, A.M. Putting Brain Training to the Test / A.M. Owen, A. Hampshire, J.A. Grahn, R. Stenton, S. Dajani, A. S. Burns, R. J. Howard, C.G. Ballard // Nature 465, 2010. – P. 775-778.
58. Soreq, E. Dynamic network coding of working-memory domains and working-memory processes // Nat Commun. – 2019. – №10 (1). – Р. 93.
59. Wang, Z. Working memory and parent-rated components of attention in middle childhood: A behavioral genetic study // Behavioral Genetics. – 2012. – Vol. 42(2). – P. 199-208.
60. Wissman, K.T. How and when do students use flashcards? / K.T. Wissman // Memory. – 2012. – Vol. 20 (6). – P. 568-579.