Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психологического консультирования по проблемам, связанным с памятью (Консультативная психология, Московский Институт Психоанализа)

Работа №85877

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2022
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Было проведено экспериментальное исследование.
База исследования: ФГБОУ ВПО «Театральный институт им. Б. Щукина».
Выборка исследования: педагоги ФГБОУ ВПО «Театральный институт им. Б. Щукина» в количестве 52 человека, обучающие студентов в данном учреждении. В выборке представлено 25 мужчин и 27 женщин.
Если поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1. ПРОБЛЕМЫ ПАМЯТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У СОВРЕМЕННЫХ ЛЮДЕЙ………………7
1.1. Память и проблемы с памятью, как психологические явления…………….………………7
1.2. Механизмы развития нарушений памяти в мозге человека и их основные причины……12
1.3. Психологическое консультирование как подход к разрешению проблем с памятью человека…….…17
Выводы по первой главе…………………………………………………… 23
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ………….25
2.1. Программа исследования: цель, методы, методики и характеристика выборки и этапов исследования…………25
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования и их обсуждение……………………39
2.3. Рекомендации по профилактике и развитию памяти посредством психологического консультирования………...……………………46
Выводы по второй главе………………………………………………........ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….. 57
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… 62


Цель исследования: изучить влияние психологического консультирования на укрепление и улучшение памяти у педагогов, работающих в учреждении высшего профессионального образования.
Объект исследования: психологическое консультирование педагогов с проблемами памяти.
Предмет исследования: воздействие психологического консультирования на улучшение памяти у педагогов.
Гипотеза исследования: психологическое консультирование улучшает показатели непосредственной, оперативной и кратковременной (рабочей) памяти у педагогов, повышает уровень опосредованного запоминания, снижает наличие грубых ошибок при воспроизведении информации, снижения количества аграмматизмов и повысить полноценность воспроизведения запоминаемой информации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть особенности поняйтийного аппарата.
2. Охарактеризовать механизмы развития нарушений памяти в мозге человека и их основные причины.
3. Рассмотреть воздействие психологического консультирования как подхода к разрешению проблем с памятью человека.
4. Составить и описать программу эмпирического исследования: цель, методы, методики и характеристика выборки и этапов исследования;
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования в эмпирической выборке участников, провести интерпретацию.
6. Выделить рекомендации по профилактике и развитию памяти посредством психологического консультирования.
В процессе организации и реализации исследования использовались методы:
− Научно-теоретические: анализ научной и методической литературы, системный анализ, сравнительный анализ;
− Эмпирические: количественная и качественная обработка данных по эмпирической выборке, социологические;
− Математико-статистические (математические: графический метод, опрос, количественные расчеты; статистические: корреляционный анализ по критерию Хи-квадрата Пирсона).
Методики:
1. «Фрайбургский многофакторный опросник» (FPI);
2. «Опосредованное запоминание» А.Н. Леонтьева;
3. «Воспроизведение рассказов» С.Я. Рубинштейна.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проводимое исследование посвящено очень интересной теме – изучению особенностей психологического консультирования по проблемам, связанным с памятью. В целом рассмотрение каких-либо проблем с памятью человека является актуальным вектором для исследований, так как затрагивает одну из важнейших зон полноценной жизнедеятельности человека.
В рамках исследования было проведено два направления деятельности: теоретический анализ рассмотрения поднятой проблематики и эмпирическое исследование проблем развитости памяти, влияния на нее психологического консультирования. После проведения теоретического анализа стало понятно, что феномен «память» заключается в наличии у человека большой совокупности процессов, направленных на хранение информации, использование ее при необходимости для осуществления различного рода когнитивных задач, обучения и умения рассуждать, вспоминания ряда действий и реакций человека на события, себя и других людей. Важнейшей особенностью памяти человека является умение держать информацию и не терять связь с тем, что и какие действия одновременно совершает человек при этом хранении информации. Также в рамках исследования проблематики было выявлено, что психологическое консультирование – одно из действенных и эффективных механизмов психологического сопровождения личности, которой требуется улучшение показателей памяти, ее развитие и улучшение. Психологическое консультирование происходит параллельно с другими видами лечения клиента. В своей работе с людьми с проблемами памяти практическому психологу необходимо уделять внимание специфике их профессиональной деятельности, их личностных особенностей, их социального положения и общего психологического состояния, подбирая к каждому клиенту индивидуальный подход.
Далее в рамках исследования была освещена эмпирическая часть работы. В результате эмпирических исследований была проведена работа с выборкой участников в количестве 50 человек, при взаимодействии с которой использовались валидные методики психодиагностики состояния памяти и личностных особенностей участников. Эмпирическая работа включила в себя несколько этапов, на каждом из которых проводилась соответствующая работа. Также в процессе с выборкой участников была реализована программа психологического консультирования, которая включила в себя комплексную групповую систему работы психолога с участниками выборки. Полное описание данной программы отражено в эмпирической части исследования.
На этапе завершения работы с эмпирической выборкой были выделены рекомендации прикладного характера, которые могут быть вполне легко реализованы в практической плоскости.
В итоге проведенного исследования важно отметить, что выдвинутое в гипотезе предположение о том, что выделенная в начале гипотеза исследования, предполагавшая, что психологическое консультирование улучшает показатели непосредственной, оперативной и кратковременной (рабочей) памяти у педагогов, повышает уровень опосредованного запоминания, снижает наличие грубых ошибок при воспроизведении информации, снижения количества аграмматизмов и повысить полноценность воспроизведения запоминаемой информации, находит свое подтверждение в искомой выборке участников.
Также необходимо сделать общий вывод о том, что поставленная перед нами цель изучения особенностей влияния психологического консультирования на процесс укрепления и улучшения памяти у педагогов, работающих в учреждении высшего профессионального образования, была достигнута и раскрыта. Поэтому проведенную исследовательскую работу можно определить как завершенную.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для ВУЗов [Текст] / Г.С. Абрамова. – 6-е изд. – М.: Академический Проект; М.: Альма Матер, 2016. – 701 с.
2. Байстер, М. Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное [Текст] / М. Байстер, К. Лоберг; пер. с англ, 4-е изд. – М.: Альпина Нон-Фикшн, 2017. – 326 с.
3. Бакулин, И.С. Активация коры головного мозга при выполнении задачи Стернберга на вербальную рабочую память / И.С. Бакулин, А.Х. Забирова, П.Н. Копнин, Д.О. Синицын, А.Г. Пойдашева, М.В. Федоров, Е.В. Гнедовская, Н.А. Супонева, М.А. Пирадов [Текст] // Вестник Российского государственного медицинского университета. – 2020. – №1. – С. 42-50.
4. Белова, А.П. Природа индивидуальных различий памяти (рус.) /А.П. Белова, С.Б. Малых [Текст] // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2013. – Т. 6, № 3. – С. 54-64.
5. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / Под ред. А. Карелина. – М.: Эксмо, 2014. – С.318-322.
6. Боно, Э.Д. Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения сложных задач [Текст] / Э.Д. Боно. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 172 с.
7. Букин, Д. Развитие памяти по методикам спецслужб: 4-е изд. [Текст] / Д. Букин. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 304 с.
8. Бухановский, А.О. Общая психопатология [Текст] / А.О. Бухановский. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014. – 326 с.
9. Бэддели, А. Работает ли все ещё рабочая память? Когнитивная психология: история и современность: Хрестоматия [Текст] / Под ред. М. Фаликман, В. Спиридонова. – М., 2011. – С. 312-321.
10. Бэддели, А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию [Текст] / А. Бэддели. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 320 с.
11. Бэддели, А. Рабочая память. Психология памяти [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – 3-е изд. – М.: Астрель, 2008. – С. 436-461.
12. Величковский, Б.Б. Тестирование рабочей памяти: от простого к сложному и снова к простому / Б.Б. Величковский [Текст] // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2014. – Т. 7. – № 2. – С. 133-142.
13. Величковский, Б.Б. Рабочая память человека: фундаментальные исследования и практические приложения (рус.) / Б.Б. Величковский, С.А. Козловский [Текст] // Интеграл. – 2013. – Т. 68, № 6. – С. 14-16.
14. Джойд, Н. Пластичность мозга: потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга [Текст] / Н. Джойд. – М.: Эксмо, 2010.
15. Дмитриев, Д.А. Взаимосвязь памяти и нелинейной активности системы регуляции ритма сердца при ментальном стрессе / Д.А. Дмитриев [Текст] // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». – 2019. – №7. – С. 10-14.
16. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: учебное пособие [Текст] / А.Н. Елизаров. – М.: «Ось-89», 2013. – 336 с.
17. Есипенко, Е.А. Эмоциональные, когнитивные и социальные факторы, связанные с эффективностью решения пространственных задач / Е.А. Есипенко, К.Е. Белоплотова, О.Р. Полякова [Текст] // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2020. – № 3 (31). – С. 201-207.
18. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 544 с.
19. Карелин, А.Г. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / А.Г. Карелин. – М.: «Юрайт», 2013. – 416 с.
20. Карри, М. Режим гения: распорядок дня великих людей [Текст] / М. Карри. – М. Альпина Паблишер, 2017. – 302 с.
21. Клинберг, Т. Перегруженный мозг. Информационный поток и пределы рабочей памяти [Текст] / Т. Клинберг. – М.: Ломоносов, 2010. – 239 с.
22. Лойшен, Ш. Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир [Текст] / Ш. Лойшен. – СПб.: Питер, 2016. – 160 с.
23. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти [Текст] / А.Р. Лурия. – М., 1968.
24. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум [Текст] / Сост. О.В. Барканова. – Вып.4. – Красноярск: Литера-принт, 2016. – 237 с.
25. Немов, Р.С. Психология. Книга 1 [Текст]/ Р.С. Немов. – М., 2014. – 250 с.
26. Нисбетт, Р. Что такое память и интеллект и как их развивать. Роль образования и традиций: пер. с англ., 3-е изд. [Текст] / Р. Нисбетт. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 344 с.
27. Новикова, В.П. Интеллект-карта как эффективный инструмент работы с художественным текстом / В.П. Новикова [Текст] // Вопросы психолингвистики. – 2016. – С. 156-161.
28. Оакли, Б. Думай, как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее: пер. с англ., 3-е изд. [Текст] / Б. Оакли. – М.: Альпина Паблишер. 2017. – 284 с.
29. Павлов, Ю.Г. Индивидуальные особенности продуктивности памяти: эффект «Перегрузки» / Ю.Г. Павлов [Текст] // Образование и наука. – 2015. – № 10 (129). – С. 20-31.
30. Психологические тесты [Текст] / Под ред. А. Карелина: В 2-т. – М., 2015. – Т.2. – С.173-179.
31. Пять минут на размышление: лучшие головоломки советского времени: 4-е изд. [Текст]. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 352 с.
32. Расстройства памяти, внимания и интеллекта [Текст] / Е.В. Малинина, В.В. Колмогорова, Н.А. Луговых, И.В. Забозлаева. – М., 2016. – 281 с.
33. Розовская, Р.И. ФМРТ-исследование удержания в рабочей памяти изображений различной эмоциональной валентности / Р.И. Розовская, Е.В. Печенкова, Е.А. Мершина, Р.И. Мачинская [Текст] // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2014. – №11 (1). – С. 27-48.
34. Рок, Д. Мозг. Инструкция по применению: как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок [Текст] / Д. Рок; пер. с нагл., 5-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 374 с.
35. Савельев, С.В. Возникновение мозга человека [Текст] / С.В. Савельев. – М.: ВЕДИ, 2010. – 310 с.
36. Свааб, Д. Мы – это наш мозг. От матки до Альцгеймера [Текст] / Д. Свааб. – М.: ИД «Издательство И. Лимбаха», 2014. – 300 с.
37. Сизанов, Е.М. Познай себя: Тесты, задания, тренинги, консультации [Текст] / Сизанов А.Н. – Минск, 2016. – 348 с.
38. Соколова, Е.Т. Психотерапия. Теория и практика [Текст] / Е.Т. Соколова. – М.: Академия, 2016. – 368 с.
39. Стасевич, К. Как работает рабочая память / К. Стасевич [Текст] // Наука и жизнь. – 2017. – № 7. – С. 59-63.
40. Сузуки, В. Странная девочка, которая влюбилась в мозг. Как знание нейробиологии помогает стать привлекательнее, счастливее и лучше [Текст] / В. Сузуки, Б. Фицпатрик; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 302 с.
41. Ткач, И.С. Синдром хронической усталости и память. Причины, симптомы, как лечить / И.С. Ткач. – Электронный источник: URL: https://www.polismed.com/articles-sindrom-khronicheskojj-ustalosti-prichiny-simptomy-kak-lechit.html. – Дата обращения: 20.08.2021.
42. Хохель, С.А. Пробуждение новых возможностей памяти [Текст] / С.А. Хохель. – СПб.: Невский проспект, 2001. – 154 с.
43. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособ. для студ. Вузов: 3-е изд., стер. [Текст] / О.В. Хухулаева. – М.: Академия, 2015. – 204 с.
Иностранная литература:
44. Archer, J.A. Working memory, age and education: A lifespan fMRI study // PLoS One. – 2018. – № 13 (3). – Р. 121-133.
45. Baddeley, A.D. Memory / A.D. Baddeley, G. Hitch // Psycology of Learning and Motivation. – 1974. – Vol. 8. – Р. 47-89.
46. Baddeley, A. Working memory: looking back and looking forward // Nature Reviews Neuroscience. – 2003. – № 10 (4). – Р. 829-839.
47. Baddeley, A. Memory: Theories, Models, and Controversies // Annual Review of Psychology. – 2012. – № 1 (63). – Р. 1-29.
48. Chai, W.J. Working Memory From the Psychological and Neurosciences Perspectives // A Review. Front Psychol. – 2018. – № 9. – Р. 401.
49. Cowan, N. Central and peripheral components of working memory storage// Journal of Experimental Psychology: General, –2014. – №143 [5]. – P.1806.
50. Diamond, A. Executive functions (англ.) / A. Diamond // Annu Rev Psychol. – 2013. – Vol. 64. – P. 135-168.
51. Emch, M. Neural correlates of verbal memory // An fMRI meta-analysis. Front Hum Neurosci. – 2019. – № 13. – Р. 180.
52. Ershova, R.V. Characterization of working memory singlet errors / R.V. Ershova, Tarnow Eugen // Пензенский психологический вестник. – 2018. – № 2 (10). – Р. 121-136.
53. Ershova, R. Working Memory capacity test reveals subjects' difficulties managing limited capacity// Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. – 2016. – №. 3. – P. 14-20.
54. Jaeggi, S.M. Improving fluid intelligence with training on working memory // Proc. Natl. Acad. Sci. USA. – 2008. – Vol. 105. – P. 6829-6833.
55. Kim, H. Neural activity during working memory encoding, maintenance, and retrieval: A network-based model and metaanalysis / Hum Brain Mapp. – 2019. – № 40 (17). – Р. 4912-4933.
56. Oberauer, K. Modeling memory: An interference model of complex span (англ.) // Psychonomic Bulletin & Review: journal. – 2012. – 20 June (vol. 19, no. 5). – P. 779-819.
57. Owen, A.M. Putting Brain Training to the Test / A.M. Owen, A. Hampshire, J.A. Grahn, R. Stenton, S. Dajani, A. S. Burns, R. J. Howard, C.G. Ballard // Nature 465, 2010. – P. 775-778.
58. Soreq, E. Dynamic network coding of working-memory domains and working-memory processes // Nat Commun. – 2019. – №10 (1). – Р. 93.
59. Wang, Z. Working memory and parent-rated components of attention in middle childhood: A behavioral genetic study // Behavioral Genetics. – 2012. – Vol. 42(2). – P. 199-208.
60. Wissman, K.T. How and when do students use flashcards? / K.T. Wissman // Memory. – 2012. – Vol. 20 (6). – P. 568-579.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ