Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые особенности построения речи обучающихся в педагогическом дискурсе на русском и иностранном языках (Иностранные языки в контексте современной культуры, Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет)

Работа №85876

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

языкознание

Объем работы45
Год сдачи2021
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
454
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы исследования речи обучающихся в контексте педагогического дискурса………………………………………….…6
1.1 Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками……………………………………………………………………………….6
1.2 Анализ основных теоретико-методологических подходов к исследованию педагогического дискурса ………………………………….…….10
1.3 Особенности речи школьника……………………………………….....19
Выводы по главе 1………………………………………………………..….22
Глава 2 Практическое изучение уровня сформированности у младших школьников умения строить речевое высказывание в процессе обучения……………………………………………………………………………24
2.1 Процесс и результаты исследования…………………………...………24
2.2 Задания на формирование у школьников умения строить речевое высказывание в процессе обучения…………………………………………….…30
Выводы по главе 2……………………………………………………...……33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ А Этап Controlled. Упражнение 1)…………………...……42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Этап Controlled. Упражнение 3………………………...44
ПРИЛОЖЕНИЕ В Этап Guided. Упражнение 1)………………………….....45
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Задание на самостоятельное построение высказывания…………………………………………………………………….46

Актуальность исследования определяется интересом лингвистики к изучению педагогического дискурса и поведения человека в различных ситуациях общения. Необходимость формирования основных универсальных компетенций и гибких навыков как обучающихся школ, так и профессионалов, в особенности коммуникативной компетенции, умения взаимодействовать друг с другом определяет значимость работ, посвященных многоаспектному анализу высказываний учеников на разных этапах урока, включая анализ речевого поведения и средств языкового воплощения.
Объектом исследования послужила речь учеников 1-5 классов на уроках английского и русского языка.
Предметом исследования стали языковые особенности, зафиксированные в речи школьников.
Целью курсовой работы является многоаспектный анализ речевого поведения учеников на уроке.
Поставленная цель конкретизируется следующими задачами:
1. проанализировать основные стратегии учебного дискурса и языковые средства их реализации;
2. выделить основные типы высказываний учащихся;
3. определить особенности организации высказываний в рамках урока.
В работе использовались такие методы исследования, как изучение и анализ трудов ученых по теме исследования, анализ монологических высказываний учеников.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили труды в области педагогического дискурса таких лингвистов, как А. К. Михальская, В. И. Карасик, Н. А. Антонова и другие.
Материалом исследования послужили аудиозаписи уроков русского и английского языка, осуществленные нами методом открытой записи. Записи проводились в 1-5 классах в Лицее гуманитарных наук г. Саратова.
Научная новизна данного исследования заключается в следующем: была предпринята попытка представить многоаспектный анализ речевого поведения ученика на разных этапах урока, включающий анализ тактик речевого поведения ученика и средств их языкового воплощения.
Теоретическая значимость состоит в том, что результаты исследования помогают дальнейшему исследованию проблем речевой коммуникации в области учебного и профессионального дискурса. В курсовой работе представлен анализ особенностей речевого поведения учеников в рамках урока.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы проведенного исследования могут быть использованы на уроках английского языка, результаты исследования могут найти практическое применение в профессиональной деятельности педагогов (помочь учителю осознанно управлять процессами педагогического общения) и при обучении педагогическому взаимодействию с учениками.
Структура работы определена задачами исследования, логикой раскрытия темы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы составляет 42 страницы.
Во введении обосновывается актуальность работы, формулируются цели и задачи исследования, а также его теоретическое и практическое значение, указываются методы анализа.
В первой главе исследуются теоретические основы построения речи обучающихся в рамках педагогического дискурса, рассматриваются основные теоретико-методологические подходы к исследованию педагогического дискурса, а также проводится анализ речи школьников.
Во второй главе приводится анализ результатов экспериментального изучения уровня сформированности у младших школьников умения строить речевое высказывание, а также предлагается ряд заданий на формирование речевых навыков в рамках педагогического дискурса.
В заключении подводится итог проведенной работы, формулируются общие выводы исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Педагогический дискурс условно выделяется в системе институционального дискурса, главными в нем являются участники, цель, ценности, стратегии и жанры. Педагогический дискурс обладает рядом отличительных свойств, например, коммуникация осуществляется на официальном уровне, обстановка общения стандартизирована, осуществляется в рамках типовых ситуаций и, как правило, посвящена определенной теме. Учитель, как один из участников педагогического дискурса, обладает определенной степенью профессиональной компетенции. В рамках данного вида дискурса информация преподносится в адаптивной форме, соответствующей возрастным и психологическим особенностям учеников. А главной целью педагогического дискурса выступает свободное владение языком и грамотное применение языковых средств в определенных ситуациях общения.
В ходе обучения в школе ученики овладевают речевыми умениями и навыками, в основе которых лежит система языка, знание морфологии, грамматики, построение собственной речи и восприятие речи других людей. Так, основной целью обучения языкам в школьной программе выступает доведение речевых умений школьников до необходимого минимума, которого будет достаточно для построения самостоятельных высказываний. Исследования в практической части работы показали, что залогом и главным условием развития речи и обогащения словаря учеников является создание широкой системы речевой деятельности на уроках. Стоит отметить, что в равной мере важны и необходимы восприятие грамотных и структурированных образцов речи, которые включают в себя разнообразные средства языка и содержат необходимый языковой материал, а также немаловажно создание условий для самостоятельных речевых высказываний, в которых ученик реализует все те, средства языка, которыми он овладевает в процессе обучения. Так, процесс обучения направлен на совершенствование речи ребенка, повышение ее культуры и выразительных возможностей, накопление языкового материала. Именно поэтому на уроке важно создавать все необходимые условия для успешной речевой деятельности учащихся, для их общения и взаимодействия, для выражения учениками своих мыслей. Развитие речи ученика нельзя рассматривать как стихийный процесс, он требует тщательной подготовки и долгой и продуманной реализации и четкого постоянного методического руководства. Учителю, как участнику педагогического дискурса, при построении процесса обучения необходимо учитывать особенности речевого развития школьников на разных этапах, именно от этого зависит успешное построение самостоятельных монологических высказываний учеников.
Таким образом, на современном этапе развития образования осуществляется личностно-ориентированное педагогическое воздействие, которое, главным образом, направлено на личностное развитие каждого участника педагогического процесса, а педагогический дискурс играет является ключевым звеном в оптимизации всего образовательного процесса.
В ходе анализа речи учеников было выявлено, что речь учеников 5 классов находится на более высоком уровне сформированности. Это обусловлено тем, что ученики 5 классов в отличие от учеников 1 классов имеют более широкий словарный запас. Именно поэтому при обучении очень важно уделять внимание развитию и обогащению словарного запаса. В ходе анализа речи учеников было отмечено частое использование междометий и слов «потому что» и «because». Чаще всего данные слова используются для заполнения пауз, но использование их оправдано не всегда. В рамках практической части исследования был предложен ряд упражнений на формирование речи учащихся 1 классов. Данные задания были предложены на 3-х уровнях с различными уровнями сложности. Упражнения направлены на развитие умения построения самостоятельного речевого высказывания.
Таким, образом, все задачи данного исследования решены, цель достигнута.



1. Антонова, Н. А. Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке / Н. А. Антонова. - Саратов : ИЦ «Наука», 2007. –24 с.
2. Балабанова, Т. Н. Педагогический дискурс как разновидность дидактического. [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. - 2018. - № 11. – URL : https://human.snauka.ru/2018/11/25260 (дата обращения: 01.05.2021). - Загл. с экрана. – Яз. рус.
3. Васильева, А. Н. Основы культуры речи: учеб. Пособие / А. Н. Васильева. - М.: Русский язык, 1990. – 248 с.
4. Глушкова, А. Ю. Особенности педагогического дискурса учителя начальных классов. / А. Ю. Глушкова. – Красноярск, 2017. – 50 с.
5. Горбунов, А. Г. Дискурс как новая лингвистическая парадигма. [Электронный ресурс] / А. Г. Горунов. // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. 2013.. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3484/ (дата обращения: 01.05.2021). - Загл. с экрана. – Яз. рус.
6. Дементьев, В. В. Изучение речевых жанров: Обзор работ в современной русистике / В. В. Дементьев // Вопросы языкознания 1997. – № 1. – С. 109-121
7. Ежова, Т. В. Модель процесса проектирования гуманитарного педагогического дискурса / Т. В. Ежова // Образование и наука. - 2008. - №9 (57) – С. 52–56.
8. Илькова, А. П. Социально-педагогический дискурс в контексте межпоколенческих отношений. [Электронный ресурс] / А. П. Илькова. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskiy-diskurs-v-kontekste-mezhpokolencheskih-otnosheniy (дата обращения: 30.04.2021). - Загл. с экрана. – Яз. рус.
9. Казимирова, Е. В. Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста. [Электронный ресурс] / Е. В. Казимирова. - URL : https://scienceforum.u/2015/article/2015017 (дата обращения: 03.05.2021). - Загл. с экрана. – Яз. рус.
10. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. - М.: Гнозис, 2004. –390 с.
11. Карасик, В. И. О типах дискурса / В.И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс – Волгоград: Перемена, 2002. –315 с.
12. Карасик, В. И. Структура институционального дискурса / В.И. Карасик // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2002. – С. 25-33.
13. Карасик, В. И. Характеристики педагогического дискурса / Карасик В.И. // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. - Волгоград: Перемена, 1999. – С. 5- 20.
14. Кравцова, Ю. А. Модель речевого развития детей / Кравцова Ю.А. // - Екатеринбург: Издательство Вестник, 2015. — C. 1-5.
15. Катаева, Е. В. Особенности речевого развития младших школьников с нарушение интеллекта. [Электронный ресурс] / Е. В. Катаева. - URL : https://psychology.snauka.ru/2012/10/1099 (дата обращения: 30.04.2021). - Загл. с экрана. – Яз. рус.
16. Ладыженская, Т. А. Речевые ситуации при обучении устным высказываниям / Т.А. Ладыженская // Русский язык в школе - 1974. – №3. – С. 54–59.
17. Львов, М. Р. Основы теории речи : учеб. пособ. / М. Р. Львов. — М.: Академия, 1999. —250 с.
18. Макаров, М. Основы теории дискурса / М. Макаров. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.— 280 с.
19. Макеева, С. Г. Языковая компетенция как результат языкового развития / С. Г. Макеева. // Ярославский педагогический вестник. - 2011. — № 4 – Том II (Психолого-педагогические науки). — С. 7-10.
20. Мамаева, С. В. Характеристика синтаксических особенностей речевого портрета школьников-подростков. [Электронный ресурс] / C. В. Мамаева // Вестник КГУ. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-sintaksicheskih-osobennostey-rechevogo-portreta-shkolnikov-podrostkov (дата обращения: 27.04.2021). - Загл. с экрана. – Яз. рус.
21. Мацев, Т. А. Диалогичность взаимодействия в условиях педагогического дискурса / Т. А. Мацев, Х. Э. Халилов. // Бюллетень Медицинских Интернет-Конференций. - 2019. - № 10. – С. 1-3.
22. Михальская, А. К. Педагогическая риторика. История и теория / А.К. Михальская. - М.: Академия, 1998. – 198 с.
23. Михальская, А. К. Теоретические основы педагогической риторики / А.К. Михальская. - М.: Просвещение, 1993. –205 с.
24. Мищенко, А. В. Языковые средства реализации стратегий педагогического дискурса // Современные научные исследования и инновации. 2018. - № - 12 [Электронный ресурс]. – URL : https://web.snauka.ru/issues/2018/12/88355 (дата обращения: 01.05.2021). - Загл. с экрана. – Яз. рус.
25. Неводова, Д. П. Формирование у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения. [Электронный ресурс] / Д. П. Неводова // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 3. - URL : https://web.snauka.ru/issues/2016/03/65464 (дата обращения: 26.04.2021). — Загл. с экрана. — Яз рус.
26. Никифоров, Я. А. Становление социологического дискурса в литературно-публицистическом творчестве Н.Г. Чернышевского. [Электронный ресурс] / Я. А. Никифоров. // Известия Саратовского университета. — URL : https://www.sgu.ru/sites/default/files/journals/izvestiya/pdf/2013/12/13/2008._tom_8.2.3.pdf (дата обращения: 09.04.2021 г.). — Загл. с экрана. — Яз рус.
27. Пальцева, Л. И. Развитие речи и формирование речевых умений и навыков в начальной школе. [Электронный ресурс] / Л. И. Пальцева // Тольяттинский государственный университет, Тольятти – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-i-formirovanie-rechevyh-umeniy-i-navykov-v-nachalnoy-shkol (дата обращения: 02.05.2021 г.). — Загл. с экрана. — Яз рус.
28. Погорелова, С. Д. Основные языковые средства выражения оценочного значения (на примере политических речей Отто фон Бисмарка). [Электронный ресурс] / С. Д. Погорелова, А. С. Яковлева. // Филологические науки в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 162-165. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1845/ (дата обращения: 05.05.2021). — Загл. с экрана. — Яз рус.
29. Поликарпов, В. А. Психология личности. Курс лекций / В. А. Поликарпов, О. Г. Ксёнда. — Минск: БГУ, 2015. — 160 с.
30. Попова, Е. С. Пути овладения дискурсивным компонентом иноязычной коммуникативной компетенции. [Электронный ресурс] / Е. С. Попова. // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа , 2014. — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5596/ (дата обращения: 01.05.2021).- Загл. С экрана. – Яз. рус.
31. Попова, Т. П. Характеристики институционального дискурса. В 7 т. Т. 7 часть 2 / Т. П. Попова. – Нижний Новгород: ИСОМ, 2015. – 166 с.
32. Русакова, О. Ф. Основные теоретико-методологические подходы к интерпретации дискурса / О. Ф. Русакова // ИФиП УрО РАН. – 2007. - №7. С. 5-34.
33. Серио, П. Как читают тексты во Франции / П. Серио // Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. — М.: Прогресс, 1999. – С. 12-53.
34. Слобин, Д. И. Когнитивные предпосылки развития грамматики / Д. И. Слобин. — М. : Наука, 1984. — 207 с.
35. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация/ С. Г. Тер-Минасова. — М. : Слово, 2000. — 146 с.
36. Толпыгина, О. А. Дискурс и дискурс-анализ в современной политической науке / О. А. Толпыгина. // Политическая наука. 2002. — № 3. — С. 160
37. Турова, П. В. Комплекс упражнений на формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5 классе на основе монолога-описания / П. В. Турова. // - Екатеринбург.: ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт иностранных языков, 2018. – 64 с.
38. Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия. Сводный реферат / Ю. Хабермас.— М. :, 1992. — 76 с.
39. Черник, В. Б. Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока / В.Б. Черник - Екатеринбург. : Наука, 2002. –178 с.
40. Чибухашвили, В. А. Актуальный речевой опыт и языковая интуиция как условие эффективности работы по овладению культурой речи / В.А. Чибухашвили // Преподаватель XXI век. М.: Московский педагогический государственный университет, 2010. — №3-1. — С. 170-174.
41. Чурилина, Л. Н. Актуальные проблемы современной лингвистики. / Л. Н. Чурилина – 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2006. – 208 с.
42. Sinclair, J. Coulthar R.Towards an Analysis of Discourse / J. Sinclair, R. Coulthar // The English used by Teachers and Pupils. - L.: Oxford University Press 1975. – 296 p.
43. Stubbs, M. Educational linguistics / M. Stubbs. – Oxford: Blackwell, 1986 – 286 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ