Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРОВАЯ ДЕРИВАЦИЯ В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГАЗЕТНОГО ТЕКСТА

Работа №85861

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕРИВАЦИИ
1.1. Понятие игровой деривации в теории языкознания 6
1.2. Особенности языка СМИ 14
1.3. Игровая деривация и проблема нормативности 18
1.4. Словотворчество. Языковая личность. Идиостиль автора 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ИГРОВОЙ ДЕРИВАЦИИ В ГАЗЕТНОМ ТЕКСТЕ
2.1. Узуальные способы игровой деривации 30
2.1.1. Суффиксация 31
2.1.2. Префиксация 39
2.1.3. Конфиксация 42
2.2. Неузуальные способы игровой деривации 44
2.2.1. Контаминация 44
2.2.2. Графическое выделение сегмента 59
2.3. Игра с внутренней формой слова 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 64
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕРИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3.1. Методические рекомендации по изучению темы 69
3.2. Конспект урока 74
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ИСТОЧНИКИ

На пороге XXI века в нашей стране происходят коренные изменения.
Язык как живая, динамично развивающаяся система мгновенно реагирует на
появление новых идей и событий. Под влиянием общих процессов демократизации происходят изменения в языке, получившие название демократизации, позднее - либерализации. Исследователи говорят о стихии
разговорности, захлестнувшей нашу повседневную жизнь и наше публичное
общение, что порой приводит к нарушению культурно-речевых норм. В то
же время использование речевых ресурсов разговорной речи расширяет
выразительные возможности русского языка, что нашло выражение прежде
всего в языке СМИ.
Актуальность исследования определяют следующие факторы:
1. Изменение роли языка СМИ. По единодушному мнению исследователей современного русского языка, именно язык СМИ стал законодателем языковой моды.
2. Возрастание роли игровой деривации в языке СМИ. Рассмотрение
игровой деривации как самостоятельного феномена в языке СМИ стало
возможно только начиная с конца 80-х годов XX в., что наглядно отражено в
примерах, приводимых в работе. Игровая деривация постепенно становится
одним из основных источников экспрессии в языке газеты: она не только
возрастает количественно, но и приобретает все большее качественное
разнообразие.
3. Изменение отношения к понятию «норма»: норма перестала быть
запретом, на место соотношения «норма – не норма» пришло соотношение
«норма - другая норма». Другая норма - это коммуникативная, или ситуативная норма, то есть норма, уместная в данном контексте.
4. Усиление творческого начала как в языке в целом, так и в языке газеты. Указанная тенденция заставляет по-новому посмотреть на соотношение таких понятий, как «потенциальное - окказиональное». Инновации в
языке газетного текста по преимуществу необычны, в традиционном4
понимании - окказиональны, но это окказиональность другого рода, нежели
в 90-е годы. Это окказиональность, ставшая нормативной.
Научная новизна исследования заключается в том, что игровая
деривация рассматривается как феномен языка печатных СМИ на материале
региональных газет.
Цель исследования - изучение способов игровой деривации в
коммуникативном пространстве газетного текста.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих
задач:
1) выявить круг производных слов, созданных в результате игровой
деривации;
2) определить структурно-семантические особенности игровых
дериватов;
3) выявить способы образования игровых дериватов;
4) изучить функционально-стилистическую значимость исследуемых
слов;
5) определить лингвометодическую значимость изучения игровой
деривации в сборной школе.
Объект исследования– производные слова, ставшие результатом
игровой деривации в современных печатных СМИ.
Предметом изучения выступает игровая деривация как феномен
языка средств массовой информации, в частности, языка газеты.
Наряду с общенаучными методами (абстрагирование, анализ и синтез,
дедукция и индукция, обобщение, сравнение) на различных этапах работы
применялись специальные лингвистические методы: непосредственное
лингвистическое наблюдение, описательный метод с применением приемов
сопоставления, обобщения и классификации, словообразовательный,
дефиниционный, дистрибутивный, контекстуальный.
Материалом исследования послужили региональные газеты,
значимые в современном информационном пространстве, характеризующиеся массовым распространением и широким диапазоном аудиторных
групп: «Вечерняя Казань», «Аргументы и факты», «Российская газета за
период с 2011 по 2017 годы.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты
позволят расширить и углубить теоретические представления о
графодеривации как языковом явлении, имеющем функционально-прагматическую значимость в публицистическом тексте, в частности, в языке
газетной периодики.
Практическая значимость заключается в том, что материалы
исследования могут быть использованы в вузовских курсах по
словообразованию, лексикологии, неологии, стилистике; на занятиях по
русскому языку в школе при изучении тем: «Способы русского
словообразования»; «Неологизмы современного русского языка» и др

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Начало XXI века можно охарактеризовать таким явление, как «изменение языкового вкуса»: художественная литература перестает играть роль
законодателя языковой моды, эту роль начинают играть СМИ. В языке
газетного текста в полной мере отразились те изменения, которые
произошли в обществе: именно язык СМИ стал зеркалом состояния
современного русского языка. Как для современного русского языка в целом,
так и для языка СМИ характерно усиление разговорного начала, что имеет
как положительные, так и отрицательные стороны. Отрицательным является
нарушение культурно-речевых норм (разного рода искажения, употребление
просторечной и бранной лексики). Положительное связано с усилением
выразительности за счет использования ресурсов разговорной речи. В языке
СМИ усиление выразительности привело к победе экспрессии над
стандартом. Сочетание экспрессии и стандарта долгое время было
особенностью языка газеты. Во времена демократизации стандарт был
разрушен. Таким образом, язык газеты оказался открыт для любых новаций,
для любых экспериментов. Одним из таких экспериментов является игровая
деривация.
Анализ большого фактического материала позволяет говорить о том,
что игровая деривация в языке газетного текста представлена
разнообразными структурными типами. В количественном отношении явно
преобладают инновации, созданные по узуальным моделям и типам.
Для словообразования начала XXI века характерна та же тенденция,
что и для предшествующего периода - имя существительное продолжает
оставаться, самой неогенной частью речи.
Наиболее заметное место в игровой деривации занимают отвлеченные
существительные, прежде всего наизация (что отмечают все
исследователи). Наш материал позволяет говорить о том, что эти
существительные приобретают устойчивую отрицательную коннотацию.
Анализ прилагательных-инноваций позволяет говорить об активизации такого игрового средства, как окказиональные формы степеней сравнения. Эти формы активно образуются как от основ относительных
прилагательных, так и чересступенчато - от основ имен существительных
как нарицательных, так и собственных.
Среди глаголов-инноваций, создаваемых с установкой на игровую
деривацию, явно преобладают отыменные глаголы, вводимые в текст на базе
повтора. Можно, так же как и для существительных, отметить
специализацию в качестве игровых некоторых моделей, например, с
префиксом на-, суффиксом -и и постфиксом -ся: нааперитивитъся,
нафужериться и др.
В языке газеты находит выражение окказиональность.
Окказионализмы, созданные путем контаминации в языке современной
газеты получили широкое распространение. Основная сфера их
функционирования - заголовки, где чаще встречаются контаминации с
графически выделенным сегментом.
Другие типы современного окказионального словообразования пока
еще не столь многочисленны, что вполне объяснимо, так как образование
слов по конкретному образцу, например, более ассоциативно, рассчитано на
индивидуальное восприятие, что предполагает высокий уровень языковой
компетенции.
Игра с внутренней формой слова (псевдочленение, псевдомотивация) -
прием, не новый для языка в целом. Он давно известен исследователям как
разговорной, так и художественной речи. Механизмом его действия является столкновение созвучных слов - омонимов, паронимов. Распространение названного типа игровой деривации в языке газеты связано с
распространением индивидуального словообразования. Особенностью игры
с внутренней формой слова в языке газеты является использование
графических средств.81
Графические окказионализмы мы считаем целесообразным рассматривать как разновидность контаминации, так как в этом случае тоже происходит структурно-семантическое объединение слов. Как правило, имеет
место псевдочленение, что ведет к «наложению семантик».
В роли графически выделенного сегмента могут выступать как имена
нарицательные, так и собственные. Можно говорить об активности • «модных» слов.
Постоянные поиски новых выразительно-изобразительных средств
находят выражение в разнообразии способов и приемов игровой деривации.
Так, перспективным представляется использование скобок, исправлений -
разновидности игры с внутренней формой слова. Игра с ошибкой открывает
новые возможности в изучения языковой игры.


1. Акимова Г.Н. Лексический повтор с точки зрения экспрессивного син-таксиса //Проблемы комплексного анализа языка и речи. - Л.: ЛГУ, 1982. - 360 с.
2. Арутюнова Н.Д. Очерки по словообразованию в современном испанском тексте /Н.Д. Арутюнова.- М.: Издательство АН СССР, 1961.- 150 с.
3. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. - 338 с.
4. Ащукин Н.С. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные
выражения /Н.С.Ащукин, М.ГАщукина. - М.: Художественная
литература, 1960.- 528 с.
5. Бабайцева В.В. Явление переходности в грамматике русского языка /В.В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2000. - 640 с.
6. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис /В.А. Белошапкова. - М.: Высшая школа, 1977. - 247 с.
7. Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл /А.В. Бондарко. - Л.: Наука, 1978. -175 с.
8. Булыгина Т.А. Языковая концептцализация мира /Т.Я. Булыгина, А.Д. Шмелев.- М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.- 476 с.
9. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. М.:
Высшая школа, 1990. - 175 с.
10. Витгенштейн Л. Философские исследования /Л. Витгенштейн.- М.: Астрель, 2011.- 320 с.
11. Гак В.Г. Языковые преобразования. - М.: Школа Языки русской
культуры, 1998. - 768 с.
12. Гальперин И.Р. Информативность единиц языка. - М.: Высшая школа, 1974. - 175 с.
13. Земская Е.А. Как делаются слова. - М.: Издательство АН СССР, 1963. - 93 с.
14. Ильясова С.В. Словообразовательная игра как феномен языка
современных СМИ. /С.В. Ильясова.- Ростов-на-Дону, 2002.- 432 с.
15. Каспранский Р.Р. Проблемы нормы и нормативности в языкознании /Р.Р. Каспранский.- Горький: ГГПИИЯ им. Н.А. Добролюбова, 1999.- 385 с.
16. Кожина М.Н. Стилистика русского языка /М.Н. Кожина. - М.:
Просвещение, 1977. - 223 с.
17. Косериу Э. Синхрония. Диахрония и история /Э. Косериу.- М.:Едиториал УРСС, 1963.- 315 с.
18. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений речевой практики масс-медиа / В.Г. Костомаров. - СПб.: «Златоуст», 1999. - 320 с.
19. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование /Е.С. Кубрякова. - М.: Наука, 1965. - 78 с.
20. Лазарева Э.А. Заголовок в газете. Уч. пособие. 2-е изд., доп., перераб. /Э.А. Лазарева.- Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2004.- 389 с.
21. Лисоченко Л.В. Внешняя омонимия синтаксически связанных
конструкций с повторами /Л.В. Лисоченко.- Ростов-на-Дону, 1972.- 284 с.
22. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания /В.В. Лопатин. - М.: Наука, 1997.- 538 с.
23. Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза /И.Г. Милославский. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 253 с.
24. Мироненко С.А. Выразительные возможности игры слов в русском и немецком языках (сопоставительный аспект) /С.А. Мироненко.- Краснодар, 2006.- 172 с.
25. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке /А.И. Моисеев. - Л.: ЛГУ, 1987. - 208 с.
26. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование /В.Н. Немченко. - М.: Высш. шк., 1984. - 255 с.
27. Нефляшева Н.А. Новообразования в газетно-публицистическом стиле /Н.А. Нефляшева.- Москва: Просвет, 1998.- 163 с.
28. Николина Н.А. Словообразовательная игра в художественном тексте /Н.А. Николина. -М.: Просвет, 1999.- 579 с.
29. Норман Б.Ю. Игра на гранях языка /Б.Ю. Норман. - М.: Флинта, 2006. - 344 с.
30. Осипова Л.И. Активные процессы в современном русском словообразовании /Л.И. Осипова. - М.: Прометей,1994. - 116 с.
31. Потиха З.А. Современное русское словообразование /З.А. Потиха. - М.: Просвещение, 1970. - 384 с.
32. Рахимкулова Г.Ф. Игровая поэтика и игровая стилистика /Г.Ф. Рахимкулова.- Ростов-на-Дону, 2000.- 203 с.
33. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры /В.З. Санников.- М.: Языки русской культуры, 1999.- 544 с.
34. Скребнев Ю.М. Языковая и субъязыковая норма /Ю.М. Скребнев.- Горький, ГГПИИЯ им. Н.А. Добролюбова, 1984.- 197 с.
35. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века) /С.И. Сметанина.- Москва.: Издательство Михайлова В.А., 2002.- 374 с.
36. Солганик Г.Я. Лексика современной газеты //Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. - М.: Наука, 1980. - 201 с.
37. Шмелев Д.Н. Слово и образ /Д.Н. Шмелев. - М.: Наука, 1964. - 120 с.
ИСТОЧНИКИ
1. Г азета «Аргументы и Факты». 2011 -2017 гг
2. Газета «Вечерняя Казань».2011-2017 гг
3. Газета «Российская газета». 2011-2017 гг


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ