Введение 3
Глава 1.Образ Чаттертона в литературе XIX века и литературной критике ХХ века. 6
1.1. Образ Чаттертона в художественной литературе 7
1.2 Осмысление образа Чаттертона в литературоведении и литературной критике 9
Глава 2. Интерпретация образа Томаса Чаттертона в романе Питера Акройда 12
Заключение 18
Список литературы 19
Актуальность темы исследования обусловлена актуальностью этой проблемы в творчестве самого автора, так как образ творческой личности, поэта получил широкое развитие в произведениях Питера Акройда конца XX века. Об этом могут свидетельствовать следующие романы: «Завещание Оскара Уайльда» (The Last Testament of Oscar Wilde) (1983), «Чаттертон» (Chatterton) (1987), «Дэн Лино и Голем из Лаймхауса» (Dan Leno and the Limehouse Golem) («Процесс Элизабет Кри» (The Trial of Elizabeth Cree)) (1994), «Мильтон в Америке» (Milton in America) (1996), «Лондонские Сочинители» (The Lambs of London) (2004) и другие.
Творчество Питера Акройда исследовалось с конца XX века и продолжает исследоваться в наши дни. В научных работах зарубежных и отечественных литературоведов были изучены различные аспекты его творчества: интертекстуальность (А. П. Бусел , Е. В. Царева , Т. А. Негляд ), особенности сочетания документального и художественного (Н. А. Соловьева , С. Н. Филюшкина , U. Hänninen , S. Onega ). Широкое освещение получила проблематика жанра в творчестве Питера Акройда, которой были посвящены научные работы таких исследователей, как Дубкова Мария Владимировна («Трансформация жанра биографии в творчестве Питера Акройда», 2015), Гребенчук Яна Сергеевна («Проблема «филологического романа» в английской литературе («Попугай Флобера» Дж. Барнса, «Чаттертон» П. Акройда, «Одержимость» А. Байетт)», 2008), Струков Вячеслав Владимирович («Художественное своеобразие романов Питера Акройда: К проблеме британского постмодернизма», 2000), Шубина Александра Владимировна («Проблема биографического жанра в творчестве Питера Акройда»).
Однако стоит отметить, что за исключением статьи Е. В. Ушаковой , в современном западном и отечественном литературоведении не был изучен образ творческой личности, поэта в романе Питера Акройда «Чаттертон» ‒ этим обусловлена новизна нашего исследования.
Объект исследования данной работы – роман Питера Акройда «Чаттертон»
Предметом исследования проблема изображения творческой личности в романе Питера Акройда «Чаттертон».
Цель работы – исследование образа поэта в романе Питера Акройда «Чаттертона» на примере образа главного героя.
Достижение данной цели требует выполнения следующих задач:
1) Раскрыть формирование образа Томаса Чаттертона в предшествующей литературе;
2) Проанализировать интерпретацию образа Томаса Чаттертона в романе;
3) Рассмотреть явление деконструкции мифа о поэте на примере образа Томаса Чаттертона
Используемый метод исследования – историко-литературный.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что ранее не проводилось изучение образа поэта в романе Питера Акройда «Чаттертон», а также в данном романе ранее не рассматривалось явление деконструкции мифа о поэте.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейшем изучении творчества Питера Акройда.
В результате проделанной работы были реализованы задачи и достигнута цель, обозначенные во введении. В процессе исследования темы: «Образ поэта в романе Питера Акройда «Чаттертон»» мы пришли к следующим выводам:
В литературе XIX-XX веков был сформирован романтический миф о поэте, согласно которому истинный поэт представлял собой гения-страдальца. Эта романтическая концепция отразилась в интерпретации жизни и обстоятельств смерти английского поэта эпохи предромантизма Томаса Чаттертона. Таким образом, романтический миф о поэте стал равен мифу о Чаттертоне, выдвинув на первый план созданный образ, а не творчество поэта. Данный миф воплотился в поэзии, драматургии, научно-критической литературе, живописи и музыке.
В романе «Чаттертон» Питер Акройд представляет несколько собственных интерпретаций биографии Томаса Чаттертона и акцентирует внимание на определенных фактах из жизни поэта, при этом автор использует каждую эпоху, задействованную в романе (восемнадцатый, девятнадцатый, двадцатый века). Его интерпретаторами являются писатели, поэты, художники. Таким образом, он пересматривает значимость творчества Томаса Чаттертона для разных видов искусства. Питер Акройд создает новый постмодернистский образ Томаса Чаттертона, деконструируя таким образом сложившийся в литературной традиции романтический миф о поэте.
Перспективы исследования мы видим в более детальном рассмотрении проблемы в романе Питера Акройда «Чаттертон», а также в дальнейшем изучении данной темы в творчестве исследуемого автора.