Взаимосвязь темперамента и общения в подростковом возрасте (Российский Университет Дружбы Народов)
|
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Постановка проблемы темперамента и общительности в психологической науке………………………………………………………....5
1.1 Теоретический анализ общительности в психологии ……...……………...5
1.2 Психологическая характеристика феномена темперамента…...………..…9
1.3 Психологические особенности подросткового возраста……...………..…14
Выводы по главе 1………………………………………….......…………….….24
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента……...…………….……..25
2.1 Описание выборки и методов исследования………..……………………..25
2.2 Анализ результатов исследования…………………...……………………..30
Выводы по главе 2………………………...……………………………………..37
Заключение………………………………………………………………….…..39
Список используемых источников………………………………...……..…..41
Приложения
Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Постановка проблемы темперамента и общительности в психологической науке………………………………………………………....5
1.1 Теоретический анализ общительности в психологии ……...……………...5
1.2 Психологическая характеристика феномена темперамента…...………..…9
1.3 Психологические особенности подросткового возраста……...………..…14
Выводы по главе 1………………………………………….......…………….….24
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента……...…………….……..25
2.1 Описание выборки и методов исследования………..……………………..25
2.2 Анализ результатов исследования…………………...……………………..30
Выводы по главе 2………………………...……………………………………..37
Заключение………………………………………………………………….…..39
Список используемых источников………………………………...……..…..41
Приложения
Темперамент является интегральной характеристикой личности как единицы общества, как общественного индивида, его определяют также как психический склад личности, выраженный в ее направленности и воле и способности в общении. Проблема темперамента является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Обзор работ отечественных психологов показывает, что в настоящее время в психологии накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследования проблемы темперамента.
Все вышеизложенное и определило выбор темы: «Взаимосвязь темперамента и общения в подростковом возрасте».
Проблема исследования состоит в раскрытии сущности феномена темперамента, а также в выявлении и обосновании особенностей проявления темперамента и его влиянии на общительность у подростков.
Цель исследования: определить взаимосвязь общительности и типов темперамента в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Провести анализ теоретических аспектов и особенностей темперамента в подростковом возрасте;
2. Определить и изучить преобладающие типы темперамента и общения в подростковом возрасте;
3. Выявить взаимосвязь между типом и структурой темперамента и общительностью подростков.
Гипотеза: мы предполагаем, что между типами темперамента и общительностью подростков существует взаимосвязь.
Предмет исследования: уровень общительности, темперамент подростков.
Объект исследования: взаимосвязь общительности и типов темперамента подростков.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ психологической, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; опытно-экспериментальные методы исследования: тесты, констатация факта, сравнительный метод; математические методы исследования: корреляционный анализ.
Структура работы: работа состоит из введения; двух основных глав, разделенных на параграфы; заключения; списка литературы; приложений.
Все вышеизложенное и определило выбор темы: «Взаимосвязь темперамента и общения в подростковом возрасте».
Проблема исследования состоит в раскрытии сущности феномена темперамента, а также в выявлении и обосновании особенностей проявления темперамента и его влиянии на общительность у подростков.
Цель исследования: определить взаимосвязь общительности и типов темперамента в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Провести анализ теоретических аспектов и особенностей темперамента в подростковом возрасте;
2. Определить и изучить преобладающие типы темперамента и общения в подростковом возрасте;
3. Выявить взаимосвязь между типом и структурой темперамента и общительностью подростков.
Гипотеза: мы предполагаем, что между типами темперамента и общительностью подростков существует взаимосвязь.
Предмет исследования: уровень общительности, темперамент подростков.
Объект исследования: взаимосвязь общительности и типов темперамента подростков.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ психологической, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; опытно-экспериментальные методы исследования: тесты, констатация факта, сравнительный метод; математические методы исследования: корреляционный анализ.
Структура работы: работа состоит из введения; двух основных глав, разделенных на параграфы; заключения; списка литературы; приложений.
Подводя итог исследованиям взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента нужно сделать вывод о том, что общение – это одно из основных сфер человеческой жизни. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды.
Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов, это врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
В межличностных отношениях конфликты нередко возникают вследствие того, что люди не учитывают особенности темперамента как своего, так и другого человека, такие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности.
Проведенный анализ особенностей общения подростков показал то огромное значение, которое имеет для подростков общение со сверстниками. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение со взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Следовательно, школьные педагоги, психологи, а также родители должны уделять большое внимание этой стороне жизни ребенка-подростка, исходя из особенностей его общения со сверстниками, строить воспитательную и учебную работу, выбирать оптимальные пути к душе отрока, методы воспитательного воздействия на него.
Проведенное эмпирическое исследование на выявление уровня общительности дало следующие результаты:
Тип темперамента действительно очень связан и коммуникативными навыками подростков, влияет на их уровень самообладания и самоконтроля, реакцию на стрессовые ситуации.
При этом нужно и иметь в виду, что не только тип темперамента определяет поведения человека в обществе. Социализация происходит прежде всего в школе, поэтому большую роль также играют социальные нормы, требования, которые ограничивают поведенческие характеристики ребят. Несмотря на современную тенденцию в образовании, касательно индивидуального подхода, все участники образовательного процесса вынуждены подчиняться общепринятым нормам, чтобы обучение происходило продуктивно.
Из рекомендаций здесь можно обратить внимание на то, что исходя из типа темперамента разных детей можно выявить, как ребенок будет лучше воспринимать и запоминать информацию, понимать и быть особо терпеливым к холерикам, так как они не всегда могут держать свои эмоции под контролем.
Таким образом, количественный и качественный анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что внимательный педагог/родитель, принимая во внимание все особенности типа темперамента ребенка, может больше понимать подростка, терпимее относится к его самовыражению и поведению и быть готовым прийти на помощь в стрессовых ситуациях.
Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов, это врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
В межличностных отношениях конфликты нередко возникают вследствие того, что люди не учитывают особенности темперамента как своего, так и другого человека, такие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности.
Проведенный анализ особенностей общения подростков показал то огромное значение, которое имеет для подростков общение со сверстниками. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение со взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Следовательно, школьные педагоги, психологи, а также родители должны уделять большое внимание этой стороне жизни ребенка-подростка, исходя из особенностей его общения со сверстниками, строить воспитательную и учебную работу, выбирать оптимальные пути к душе отрока, методы воспитательного воздействия на него.
Проведенное эмпирическое исследование на выявление уровня общительности дало следующие результаты:
Тип темперамента действительно очень связан и коммуникативными навыками подростков, влияет на их уровень самообладания и самоконтроля, реакцию на стрессовые ситуации.
При этом нужно и иметь в виду, что не только тип темперамента определяет поведения человека в обществе. Социализация происходит прежде всего в школе, поэтому большую роль также играют социальные нормы, требования, которые ограничивают поведенческие характеристики ребят. Несмотря на современную тенденцию в образовании, касательно индивидуального подхода, все участники образовательного процесса вынуждены подчиняться общепринятым нормам, чтобы обучение происходило продуктивно.
Из рекомендаций здесь можно обратить внимание на то, что исходя из типа темперамента разных детей можно выявить, как ребенок будет лучше воспринимать и запоминать информацию, понимать и быть особо терпеливым к холерикам, так как они не всегда могут держать свои эмоции под контролем.
Таким образом, количественный и качественный анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что внимательный педагог/родитель, принимая во внимание все особенности типа темперамента ребенка, может больше понимать подростка, терпимее относится к его самовыражению и поведению и быть готовым прийти на помощь в стрессовых ситуациях.



