Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь темперамента и общения в подростковом возрасте (Российский Университет Дружбы Народов)

Работа №85837

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы46
Год сдачи2022
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).

Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Постановка проблемы темперамента и общительности в психологической науке………………………………………………………....5
1.1 Теоретический анализ общительности в психологии ……...……………...5
1.2 Психологическая характеристика феномена темперамента…...………..…9
1.3 Психологические особенности подросткового возраста……...………..…14
Выводы по главе 1………………………………………….......…………….….24
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента……...…………….……..25
2.1 Описание выборки и методов исследования………..……………………..25
2.2 Анализ результатов исследования…………………...……………………..30
Выводы по главе 2………………………...……………………………………..37
Заключение………………………………………………………………….…..39
Список используемых источников………………………………...……..…..41
Приложения

Темперамент является интегральной характеристикой личности как единицы общества, как общественного индивида, его определяют также как психический склад личности, выраженный в ее направленности и воле и способности в общении. Проблема темперамента является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Обзор работ отечественных психологов показывает, что в настоящее время в психологии накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследования проблемы темперамента.
Все вышеизложенное и определило выбор темы: «Взаимосвязь темперамента и общения в подростковом возрасте».
Проблема исследования состоит в раскрытии сущности феномена темперамента, а также в выявлении и обосновании особенностей проявления темперамента и его влиянии на общительность у подростков.
Цель исследования: определить взаимосвязь общительности и типов темперамента в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Провести анализ теоретических аспектов и особенностей темперамента в подростковом возрасте;
2. Определить и изучить преобладающие типы темперамента и общения в подростковом возрасте;
3. Выявить взаимосвязь между типом и структурой темперамента и общительностью подростков.
Гипотеза: мы предполагаем, что между типами темперамента и общительностью подростков существует взаимосвязь.
Предмет исследования: уровень общительности, темперамент подростков.
Объект исследования: взаимосвязь общительности и типов темперамента подростков.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ психологической, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; опытно-экспериментальные методы исследования: тесты, констатация факта, сравнительный метод; математические методы исследования: корреляционный анализ.
Структура работы: работа состоит из введения; двух основных глав, разделенных на параграфы; заключения; списка литературы; приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог исследованиям взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента нужно сделать вывод о том, что общение – это одно из основных сфер человеческой жизни. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды.
Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов, это врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
В межличностных отношениях конфликты нередко возникают вследствие того, что люди не учитывают особенности темперамента как своего, так и другого человека, такие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности.
Проведенный анализ особенностей общения подростков показал то огромное значение, которое имеет для подростков общение со сверстниками. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение со взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Следовательно, школьные педагоги, психологи, а также родители должны уделять большое внимание этой стороне жизни ребенка-подростка, исходя из особенностей его общения со сверстниками, строить воспитательную и учебную работу, выбирать оптимальные пути к душе отрока, методы воспитательного воздействия на него.
Проведенное эмпирическое исследование на выявление уровня общительности дало следующие результаты:
Тип темперамента действительно очень связан и коммуникативными навыками подростков, влияет на их уровень самообладания и самоконтроля, реакцию на стрессовые ситуации.
При этом нужно и иметь в виду, что не только тип темперамента определяет поведения человека в обществе. Социализация происходит прежде всего в школе, поэтому большую роль также играют социальные нормы, требования, которые ограничивают поведенческие характеристики ребят. Несмотря на современную тенденцию в образовании, касательно индивидуального подхода, все участники образовательного процесса вынуждены подчиняться общепринятым нормам, чтобы обучение происходило продуктивно.
Из рекомендаций здесь можно обратить внимание на то, что исходя из типа темперамента разных детей можно выявить, как ребенок будет лучше воспринимать и запоминать информацию, понимать и быть особо терпеливым к холерикам, так как они не всегда могут держать свои эмоции под контролем.
Таким образом, количественный и качественный анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что внимательный педагог/родитель, принимая во внимание все особенности типа темперамента ребенка, может больше понимать подростка, терпимее относится к его самовыражению и поведению и быть готовым прийти на помощь в стрессовых ситуациях.



1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2018. – 597 с.
2. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М., 2019. – 328 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности, М.: Изд-во Моск. ун-та, 2017. – 406 с.
4. Благинин А. А., Торчило В. В. Математические методы в психологии и педагогике. СПб.: ЛГУ им. А. С.Пушкина, 2017. – 167с.
5. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 2017. – 231 с.
6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком. 2019. – 368 с.
7. Дубровина И.В. Проблемы социализации человека // Вопросы психологии. 2005. No3.
8. Климов Е. А. Основы психологии. Учебник для студентов вузов непсихологических специальностей. — М.: ЮНИТИ, 2018. – 401 с.
9. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практическое пособие для школьных психологов. М., 2002.
10. Колмогорова Л.С. Повышение психологической культуры учащихся как проблема современного среднего образования // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / Под ред. А.В. Егоровой, И.М. Каманова, М.В. Поповой. М., 2006.
11. Кулагина, И. Ю., Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учебн. завед. / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт - М», 2019. – 464 с.
12. Лавриненко, В. Н. Социальная психология и этика делового общения [Текст]: учебно-методическое пособие / В. Н. Лавриненко. – М., - Омск: Издательство НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт», 2017. - 268с.
13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избр. психол. произв.: в 2-х т. / Под ред. В. В.Давыдова, В. П.Зинченко, А. А.Леонтьева, А.В.Петровского. Т. II. М. 2018. – 569 с.
14. Леонтьев, А. А. Общение как объект психологического исследования// Методологические проблемы социальной психологии [Текст]/ А. А. Леонтьев. - М., 2019. – 438 с.
15. Ломов, Б. Ф. Общение как проблема общей психологии // Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения [Текст]/ Б. Ф. Ломов. - М., 2017. – 475 с.
16. Мерлин B. C. Психология индивидуальности/ Под ред. Е. А Климова – Москва – Воронеж, 2018. – 296 с.
17. Москалюк, В. Ю. Темпераментальные факторы выбора профессии [Текст]: автореферат / В. Ю. Москалюк. - М., 2019. – 183 с.
18. Небылицин В. Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Вопр. психологии, 2018. – № 6. – С. 14.
19. Немов, Р. С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей [Текст]: пособие для уч-ся / Р. С. Немов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 320 с.
20. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. В 3 кн. – М., - Кн. 1. 2019. – 688 с.
21. Обозов, Н. Н. Межличностные отношения [Текст]/ Н. Н. Обозов. - Л., 2019. 429с.
22. Общая психология [Текст]: сборник текстов. Вып. 2. Субъект деятельности / Под ред. В. В. Петухова. – М.: МГУ, 2020. – 279 с.
23. Павлов и. П., В. Д. Жизнь и научное творчество [Текст] / В. Д. Небылицын. – М.: научно – издательский центр «Ладомир», 2019. – 384 с.
24. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. учеб. заведений. СПб., 2007.
25. Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского — М.: Педагогика, 2017. – 278 с.
26. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тексты. Учебное пособие. – Самара «Бахрах – М», 2017. – 672 с.
27. Реан А. А. Психология педагогической деятельности. – СПб.: Питер-Юрайт, 2017. – 405 с.
28. Русалов В. М. Некоторые положения специальной теории индивидуальности человека // Принцип системности в психологических исследованиях. — М.: Наука, 2019. — С. 165.
29. Русалов В. М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человска//Психологический журнал, 2018. — Т. 10. — С. 10.
30. Семикин В.В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2004.
31. Симонов П. В. Темперамент, характер, личность. — М.: Наука, 2019. – 348 с.
32. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М. 2018. – С. 167.
33. Юнг К. Г. Психологические типы. Психология индивидуальных различии: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 2018. – 211 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ