Введение 3
1 Теоретические основы налогообложения автономных муниципальных
учреждений 8
1.1 Автономное муниципальное учреждение как субъект налоговых отношений 8
1.2 Особенности налогообложения автономных учреждений 14
1.3 Нормативно-законодательная база, определяющая порядок организации налогового учета автономных учреждений 23
2 Анализ системы налогообложения и налоговой нагрузки МАДОУ детского
сада комбинированного вида № 60 «Иволга» 39
2.1 Краткая характеристика МАДОУ детского сада комбинированного вида №
60 «Иволга» 39
2.2 Анализ финансового состояния предприятия МАДОУ детского сада
комбинированного вида № 60 «Иволга» 45
2.3 Порядок уплаты налогов и анализ налоговой нагрузки МАДОУ детского
сада комбинированного вида № 60 «Иволга» 57
3 Совершенствование налогообложения в МАДОУ детского сада
комбинированного вида № 60 «Иволга» 68
3.1 Пути использования отечественного и зарубежного опыта налогообложения некоммерческих организаций в МАДОУ детского сада комбинированного вида № 60 «Иволга» 68
3.2 Предложения по совершенствованию налогообложения в МАДОУ детского
сада комбинированного вида № 60 «Иволга» 77
Заключение 88
Список использованной литературы 93
Приложения 97
Актуальность данной работы обусловлена тем, что автономные учреждения занимают ведущее место в системе некоммерческих организаций. Они создавались и создаются органами государственной власти и муниципальных образований для выполнения социально-культурных, научно-исследовательских, управленческих и иных функций не коммерческого характера. Их деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов, на основе ежегодно утверждаемых им смет доходов и расходов.
Главной целью предпринимательской деятельности автономных учреждений является получение прибыли, чистой прибыли, т.е. прибыли за вычетом налогов. Чем больше сумма чистой прибыли, тем больше возможности автономного учреждения приобретать необходимое оборудование, расширять и совершенствовать свою работу, решать социальные задачи. В отличие от коммерческих организаций, которые могут выбирать для себя наиболее выгодные сферы деятельности и операции, автономные учреждения в соответствии с законодательством могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Полученные от предпринимательской деятельности доходы должны в первую очередь инвестироваться в основную уставную деятельность или в расширение предпринимательской деятельности.
Вопросы обложения прибыли автономных учреждений, заведомо создаваемых как некоммерческие учреждения без цели извлечения прибыли было и остается наиболее спорным и противоречивым.
В бакалаврской работе рассматривается автономное учреждение, которое относится к сфере образования, где также имеются свои особенности налогообложения.
В последнее время сфера образования в Российской Федерации подверглась качественному реформированию, выражающемуся в изменении законодательной базы, смене ориентиров, целей и задач образовательного процесса, смене механизма финансирования образования и т.д. К тому же, согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 года N 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», для образовательных учреждений была нормативно закреплена льгота по налогу на прибыль организаций, которая, по сути, освобождает образовательные учреждения при соблюдении определенных условий от бремени уплаты налога на прибыль организаций. Уже, исходя из законодательного определения налога, можно выделить основную функцию его взимания - фискальную, посредством которой формируются доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или, иными словами, поступающие в бюджет денежные средства, необходимые для финансового обеспечения государственных и (или) муниципальных функций. Освободив образовательные учреждения от уплаты налога на прибыль организаций, государство фактически лишает себя части дохода, а значит, посредством введения данной льготы реализуются иные государственные и общественные приоритеты. Не подвергается сомнению тот факт, что применение налоговых льгот оказывает некоторую стимулирующую функцию, и применение налоговых льгот в образовательной сфере не является исключением. Однако если суть стимулирования, скажем, в сфере частного бизнеса очевидна: собственники предприятий при сокращении налоговых ставок, получив в распоряжение дополнительные средства и увеличив с их помощью объемы производства, обеспечат резкое увеличение налоговых платежей, то применительно к сфере образования это не работает.
Следует отметить, что налогообложение образовательных учреждений - это динамично развивающийся институт налогового права, т.к. в отношении его не раз изменялись законодательное урегулирование и правоприменительная практика. К тому же, посредством реализации всех функций налогов, в том числе фискальной, регулирующей, воспроизводственной, налоги воспринимаются как эффективный механизм воздействия на экономику страны. При этом в большинстве ведущих зарубежных стран образование рассматривается как специфичный сектор экономики. Таким образом, актуальность работы не подвергается сомнению и выражается в необходимости изучения изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации, как элементов стимулирования образовательной деятельности.
В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность целостности полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Налоговая система на сегодняшний день оказалась предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Существует большое количество всевозможной литературы по налогообложению, накоплен огромный многолетний опыт, однако очень мало изданий отечественных авторов по налогообложению автономных учреждений, в которых можно было бы найти, глубоко продуманные, просчитанные рекомендации по снижению налоговых выплат, отвечающие условиям законности.
Целью бакалаврской работы является разработка рекомендаций по совершенствованию налогообложения в МАДОУ детского сада комбинированного вида № 60 «Иволга».
Исходя из цели бакалаврской работы, были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы налогообложения автономных муниципальных учреждений.
2. Провести анализ системы налогообложения и налоговой нагрузки МАДОУ детского сада комбинированного вида № 60 «Иволга».
3. Разработать рекомендации по совершенствованию налогообложения в МАДОУ детского сада комбинированного вида № 60 «Иволга».
Объектом исследования является МАДОУ детского сада комбинированного вида № 60 «Иволга» (МАДОУ № 60 «Иволга»).
Предметом исследования - система налогообложения автономных учреждений.
Методы исследования: общенаучные, аналитические, статистические и экономико-статистические методы, графический метод, метод сравнения, вертикальный и горизонтальный анализ, анализ документов МАДОУ № 60 «Иволга».
Бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первом разделе изучены теоретические основы налогообложения автономных муниципальных учреждений, в частности рассмотрено автономное муниципальное учреждение как субъект налоговых отношений, особенности налогообложения автономных учреждений и нормативно-законодательная база, определяющая порядок организации налогового учета автономных учреждений.
Во втором разделе проведен анализ системы налогообложения и налоговой нагрузки МАДОУ детского сада комбинированного вида № 60 «Иволга», для этого вначале дана краткая характеристика МАДОУ детского сада комбинированного вида № 60 «Иволга», затем проведен анализ финансового состояния предприятия МАДОУ детского сада комбинированного вида № 60 «Иволга» после чего определен порядок уплаты налогов и анализ налоговой нагрузки МАДОУ детского сада комбинированного вида № 60 «Иволга».
В третьем разделе разработаны рекомендации по совершенствованию налогообложения в МАДОУ детского сада комбинированного вида № 60 «Иволга» и определены пути использования отечественного и зарубежного опыта налогообложения некоммерческих организаций в МАДОУ детского сада комбинированного вида № 60 «Иволга».
При подготовке бакалаврской работы использован отечественный и зарубежный опыт в области налогообложения. Были рассмотрены труды таких авторов как Глушков И.Е., Грязнова А.Г., Демин А.В., Климова М.А., Брызгалина А.В., Селезнева Н.Н и другие, периодических изданий: «Налоги и налогообложение», «Налоги и финансовое право».
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных
учреждениях»).
Основными налогами, которые уплачивают автономные учреждения являются налог на прибыль, НДС, НДФЛ и страховые взносы, налог на имущество, земельный налог.
Среди основных особенностей налогообложения автономного учреждения можно назвать безвозмездную передачу основных средств автономным учреждениям, которая не должна облагаться налогом на добавленную стоимость (подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ). Поэтому при безвозмездной передаче основных средств автономным учреждениям организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками НДС, этот налог не уплачивают. Также имущество, полученное автономным учреждением по решению органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления, не относится к доходам при исчислении налога на прибыль (подп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ). Кроме того, средства, выделяемые автономным учреждениям в форме субсидий, признаются средствами целевого финансирования и не относятся к доходам, облагаемым налогом на прибыль (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). В составе доходов автономного учреждения не учитывается стоимость основных средств, безвозмездно полученных от органов исполнительной власти, и средств, выданных в форме субсидий.
Налоговый учет автономных учреждений регулируется Налоговым кодексом и иными нормами налогового права (в том числе нормативно - правовыми актами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
Проанализировав требования к налоговой учетной политике, содержащиеся в НК РФ, можно прийти к некоторым выводам:
1. Налоговая учетная политика формируется организацией в конце года и применяется начиная с 1 января следующего года.
2. Учетная политика для целей налогового учета утверждается руководителем учреждения и обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями.
3. Никаких особых требований к порядку составления и оформления учетной политики для целей налогообложения нет. Можно разрабатывать учетную политику для каждого налога отдельно (отдельно для НДС, отдельно для налога на прибыль и т.д.), утверждая каждую из них отдельным приказом руководителя. А можно оформить единый документ, в котором будут закреплены правила для всех налогов, уплачиваемых организацией.
4. Налоговое законодательство не содержит требования об обязательном представлении учетной политики для целей налогообложения в налоговые органы (например, вместе с годовой отчетностью).
Проанализировав систему налогообложения и налоговой нагрузки МАДОУ детского сада комбинированного вида № 60 «Иволга» можно сделать следующие выводы.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 60 «Иволга» является типовым и осуществляет приоритетный вид деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей, и функционирует с 1983 года.
Воспитательно-образовательный процесс, в 2015-2016 учебном году в МАДОУ № 60 «Иволга» осуществлялся с детьми от 2 до 7 лет, посещающих 13 групп.
Проанализировав экономические показатели можно сделать следующие выводы:
- объем доходов МАДОУ №60 «Иволга» в 2015 году снизился на 24,8%, а в 2016 году увеличился на 36,45 % в связи с увеличением доходов от субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания (в 2016 г величина субсидий увеличилась в связи с введением деятельности логопедических групп) и увеличением доходов от оказания платных услуг в 2016г.
- в 2015 году наблюдалось снижение расходов на 24,29 %, в 2016 году рост расходов составил 44,65 % от уровня 2015 года, что является отрицательной динамикой.
- в 2014-2015 году МАДОУ № 60 «Иволга» имеет положительный чистый операционный результат. А в 2016 году - отрицательный, так как учреждению не полностью перечислили финансирование из бюджета.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности МАДОУ № 60 «Иволга» показал, что на протяжении 2014-2016 гг. бюджетные средства, выделяемые учреждению, постоянно росли, а также росли и расходы бюджетной организации.
Размер выделяемых финансовых ресурсов недостаточен для стабильной работы учреждения. Выделяемые средства не обеспечивают воспроизводства материально-технической базы учреждения, что приводит к старению основных фондов.
За анализируемый период доля бюджетных ассигнований в общей сумме поступивших средств значительно уменьшилась, также сократились доходы учреждения от внебюджетной деятельности. По причине этого произошло увеличение родительской платы, т.е. гнет бюджетного недофинансирования МАДОУ лег на плечи родителей.
Налоговый учет в МАДОУ № 60 «Иволга» ведется в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными актами, принятыми в его исполнение, применяемыми с учетом правового положения учреждения, определенного в Федеральном законе: N 174-ФЗ от 08.05.2010 «Об автономных учреждениях».
МАДОУ № 60 «Иволга» является плательщиком, следующих видов налога:
- налог на прибыль;
- земельный налог;
- страховые взносы.
Также МАДОУ № 60 «Иволга» является налоговым агентом по НДФЛ.
Проведя анализ удельного веса по каждому уплачиваемому налогу МАДОУ № 60 «Иволга» было выявлено, что более 90 % от общей налоговой нагрузки приходится на отчисления на страховые взносы. Налоговая нагрузка по земельному налогу за 2014 по 2016 год не превышала и 1% от общей налоговой нагрузки.
К основным проблемам, снижающих эффективность деятельности МАДОУ № 60 «Иволга» можно отнести:
- несовершенство нормативной базы по налогообложению автономных образовательных учреждений;
- высокий уровень налоговой нагрузки по страховым взносам;
- необходимость изменение содержания дополнительного образования детей с учетом современных требований и инновационных процессов;
- низкий удельный вес доходов от оказания платных услуг;
- отсутствие достаточного бюджетного финансирования;
- недостаточные темпы развития основных фондов.
Перечисленные отрицательные тенденции свидетельствуют о том, что руководству учреждения необходимо обратить внимание на нестабильное финансовое положение организации и заняться поиском новых путей привлечения финансовых средств.
Для решения проблем, были разработаны следующие рекомендации:
1) Использование зарубежного опыта налогообложения автономных образовательных учреждений.
2) Мероприятия по снижению налоговой нагрузки.
3) Внедрение новых видов платных услуг, соответствующих современным требованиям (кружок по сборке роботов «Робототехника» и «Ментальная математика»).
I Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] Режим доступа: www.consultant.ru
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) от 30.11.1994№51-ФЗ (ред. от 28.03.2017 N 39-ФЗ) [Электронный ресурс] Режим доступа: www.gzkodeks.ru
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 28.03.2017N 39-ФЗ) [Электронный ресурс] Режим доступа: www.gzkodeks .ru
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 13.04.2016N 11-П) [Электронный ресурс] Режим доступа:www.nalkodeks.ru
5. Федеральный закон Российской Федерации от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 03.07.2016N 286-ФЗ) «Об автономных учреждениях»// СПС «Консультант Плюс»
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017N 93-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс»
7. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016N 449-ФЗ) «О некоммерческих организациях»// СПС «КонсультантПлюс»
II Специальная литература
8. Бадеева Е.А. Система налогообложения государственных
образовательных учреждений высшего профессионального
образования // Экономика образования. - 2016.- № 4. - С. 250-252.
9. Борисова Е.О. Недобросовестность налогоплательщика: ее сущность и доказательства / Н.Ф. Расторгуева, Е.О. Борисова // Система налогового менеджмента, учета, анализа и аудита в современном экономическом пространстве. Материалы Международной научно¬практической интернет-конференции - Орел: Орловский государственный технический университет, 2013. - 205 с.
10. Брызгалин А.В., Федорова О.С. и др. Налог на прибыль: сложные вопросы из практики налогового консультирования. Часть 2. // Налоги и финансовое право. - 2016. - № 7.
11. Васильев Д. Особенности исчисления НДС образовательными учреждениями // Практическая бухгалтерия. - 2014. - № 5.
12. Войтович К.В. Оказание образовательных услуг как вид предпринимательской деятельности // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». - 2012. - N 3.
13. Елгина Е.А. Принцип сопоставимости в учетной политике // Бухгалтерский учет.- 2014. - N 3. - С. 63 - 66.
14. Глушков И.Е. Бухгалтерский (налоговый, финасовый, управленческий) учет и учетная политика на современном предприятии: эффективная настольная книга бухгалтера и руководителя — Изд. 13-е — М.; Новосибирск: Кнорус : ЭКОР-книга, 2012. — 568с.
15. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 1370 с.
16. Демин А. В. Налоговое право России: Учеб. пособие / А. В. Демин; Федер. агентство по образованию; Краснояр. гос. ун-т; Юрид. ин-т. - Красноярск: Румц юо, 2015. - 410 с.
17. Дорофеева Н.А. Налоговое администрирование: Учебное пособие.- М.: Российский университет кооперации, 2015. - 235 с.
18. Климова М.А. Учетная политика организации для целей
бухгалтерского и налогового учета — М.: Налоговый вестник, 2013. — 304с.
19. Климова М.А. Налоговое планирование: приемы и правовое
обеспечение — М.: Налоговый вестник, 2013. — 272с.
20. Константинова С.И., Акимова Н.В. Проблемы налогового учета // Известия ОрелГТУ. Экономика, управление, право. - 2013. - №3. - С. 89-90.
21. Константинова С.И., Шибаева Н.А. Организация налогового учета //
Материалы Международной научно-практической конференции:
Формирование учетно-аналитической системы, финансового менеджмента и контроля для прогнозирования и планирования налогообложения. Орел: ОрелГТУ, 2017. - С. 194-196.
22. Короева М.Р. Государственные и муниципальные учреждения образования и косвенное налогообложение их деятельности // Вестник Финансового университета. - 2013.- № 2 (74). - С. 104-111.
23. Липкина Т.В. Бюджетные учреждения: налог на
прибыль // Аудитор. - 2013. - № 1. - С. 19 - 25.
24. Лошкарева И.Э., Назаров М.А. Актуальные направления мониторинга налоговых льгот в Российской Федерации в условиях кризиса // Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы 13-й Междунар. науч.-практ. конф. Самара, 2014. С. 285-291.
25. Назаров М.А., Власов В.С. Проблемы налогообложения имущества физических лиц в современных условиях // Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития : материалы IX Междунар. заоч. науч. конф. Уфа, 2015. С. 15-19.
26. Налоги и налоговое право: учеб. пособие для ВУЗов//под ред. А. В. Брызгалина. М: Аналитика-Пресс. - 2015. - 600 с.
27. Петрова Л.В. Оформление учетной политики учреждения для целей налогообложения // Налоги и налогообложение. - 2015. - №2. - С.7 - 10.
28. Селезнева Н.Н. Налоговый менеджмент. Администрирование, планирование, учет: учеб. пособие для вузов — М.: ЮНИТИ, 2016. — 224с.
29. Сергеева А. Учет платы за пользование общежитием // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2015. - № 9.
30. Семенихин В.В. Образовательная деятельность и расходы: образовательные организации как государственные (муниципальные) учреждения - особенности регулирования и налогообложения // Налоги (газета). - 2016. - N 26.
31. Учетная политика организации / Под ред. С.А. Рассказовой- Николаевой. - М., 2015.- С. 359.
32. Федорченко Т.А. Особенности формирования учетной политики в
целях налогообложения в негосударственных образовательных
учреждениях // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - N 24.
III Текущий архив организации
33. Бухгалтерский баланс МАДОУ № 60 «Иволга» за 2014 г.
34. Бухгалтерский баланс МАДОУ № 60 «Иволга» за 2015 г.
35. Бухгалтерский баланс МАДОУ № 60 «Иволга» за 2016 г.
36. Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-
хозяйственной деятельности МАДОУ № 60 «Иволга» за 2014 г.
37. Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-
хозяйственной деятельности МАДОУ № 60 «Иволга» за 2015 г.
38. Отчет об исполнении учреждением плана его финансово¬хозяйственной деятельности МАДОУ № 60 «Иволга» за 2016 г.
IV Электронные источники удалённого доступа:
39. Налоговый кодекс США. IRC Section 501 (c) : Internal Revenue Code. URL: http://www.ttlaw.com/Ir-04.htm (дата обращения: 23.05.2017)
40. Налоговый кодекс Финляндии (раздел 23). URL: http://www.vero.
fi/en-US. 7 Директива Совета 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 года об общей системе налога на добавленную стоимость. URL: http://www.nexus.ua /data/files/Legal_DB/International/EU_VAT_Directive.pdf.(дата обращения:
23.05.2017)
41. Финансовое обеспечение оказания государственных услуг некоммерческими организациями. URL: https://www.lawmix.ru/bux/28233 (дата обращения: 23.05.2017)