Введение 3
Глава 1. Налогообложение: сущность, виды, функции 6
§1. Сущность и принципы налогообложения 6
§2. Виды налогов 20
§3. Функции налогов 25
Глава 2. Контролируемые иностранные компании: структура, критерии, цели 29
§1. Понятие контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц 29 §2. Цели контролируемых иностранных компаний 34
Глава 3. Способы контроля налогообложения в отношении контролируемых иностранных компаний 36
§1. Расчет прибыли КИК для целей налогообложения 36
§2. Условия налогового резидентства 44
§3. Критерии применимости правил о КИК 52
§4. Юридическая ответственность КИК 57
Заключение 62
Список использованных источников и литературы
В настоящее время, в условиях глобализации, быстрого темпа развития права и экономики, вопрос регулирования налогообложения крупных компаний, участвующих на мировом рынке, является крайне актуальным. Право как важнейший общественный регулятор должно отвечать требованиям нового времени, обслуживая преобразующиеся интересы и потребности членов общества. В соответствии с ним право и его действие изменяется, преобразуется, расширяется и сужается.
Вслед за этим возникает потребность научного исследования всех сторон и отношений правовых категорий, проявляющихся по-новому в изменяющихся социально-правовых условиях, возрастании значения объекта исследования. Формирование эффективной модели налогового учета, внедрения её в систему социальных связей, повышение эффективности права, качественные изменения правосознания немыслимы без всестороннего и последовательного теоретического изучения проблем.
Выбранная нами тема для изучения, является относительно новой и практически неизученной, что лишний раз указывает на необходимость подробного рассмотрения каждого аспекта регулирования налогообложения в отношении контролируемых иностранных компаний и выработке определенного юридического подхода к данному вопросу.
Объектом исследования является налогообложение в отношении контролируемых иностранных компаний.
Предметом исследования являются контролируемые иностранные компании и контролирующие лица.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является общетеоретическое рассмотрение налогообложения, а также, вопросов возникающих в процессе использования налогообложения в отношении контролируемых иностранных компаний.
Для достижения цели исследования потребовалось разрешение следующих задач:
- рассмотреть сущность, виды и функции налогообложения;
- определить конкретные признаки налогообложения, проявляющиеся в правореализации;
- изучить структуру и критерии отнесения компаний к контролируемым иностранным компаниям, необходимые для этого основания, условия и предпосылки;
- выявить цели контролируемых иностранных компаний;
- обозначить свойства, природу контролируемых иностранных компаний, разграничить со смежными понятиями;
-рассмотреть способы контроля налогообложения в отношении контролируемых иностранных компаний;
Методологическая основа исследования
Для достижения исследовательских целей и разрешения поставленных в соответствии с целью задач были применены общефилософские, общенаучные принципы и методы познания, специальные и частные методы изучения правоотношений.
Под влиянием специфики исследования, а именно, рассмотрение налогообложения в отношении контролируемых иностранных компаний через систему права, в различных параметрах применены такие общенаучные методы познания, как анализ, синтез, индукция и дедукция, абстрагирование.
Всевозможные стороны и качественные характеристики рассматриваемых правовых категорий в условиях протекания внешних и внутренних динамических процессов и изменения условий позволили рассмотреть такие методы, как синергетический, системный, интегративный, структурно-функциональный и т.д.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы данной работы можно использовать для подготовки к семинарским университетским занятиям, написания курсовых работ, подготовке специальных изданий и научных статей.
Структура работы. Во введении обоснована логика проведения исследования. Основная часть состоит из трех глав, каждая из которых разделена на параграфы, которые выделены по структурному принципу классификации материала. В заключении обобщаются итоги исследования.
В результате настоящего исследования мы пришли к следующим выводам.
По причине недавнего появления в налоговом законодательстве такого объекта регулирования, как отношения, складывающиеся по поводу налогообложения контролируемых иностранных компаний, в юридической и экономической науке отсутствует достаточный набор исследований по данной тематике. Вследствие этого существует большое количество проблем, вызванных нормативным регулированием и практическим применением законодательства о налогообложении контролируемых иностранных компаний.
В данном исследовании мы попытались проанализировать применяемые способы и методы правового регулирования налогообложения прибыли, возникающей вследствие деятельности контролируемых иностранных компаний, цели и задачи такого регулирования.
В результате исследования мы пришли к таким выводам относительно вышеизложенной проблематики.
Налоговым законодательством Российской Федерации установлен особый порядок расчёта в целях налогообложения контролируемых иностранных компаний. Также установлены правила, способствующие притоку капитала в Российскую Федерацию, а также облегчающие корпоративные и имущественные отношения зависимой и контролирующей организации. В законе имеется значительное количество дискреционных норм, позволяющих контролируемой иностранной компании и налогоплательщику действовать с избранием более выгодного положения в части налогообложения.
В основу определения налогового резиденства иностранных компаний положен критерий осуществления руководящего управления на территории России, определяемый субъектным составом и характером принимаемых решений. Для некоторых категорий иностранных компаний введено исключительно добровольное признание себя резидентом России, требования к которым в таком случае можно рассматривать как стимулирующее воздействие на деятельность таких компаний, а саму возможность добровольного признания налогового резидентства России как освобождение от обременение и поощрение.
Эффективная ставка налога на прибыль не используется для расчета налога на прибыль. Она применяется для того, чтобы определить, является ли иностранная организация контролируемой.
Основной задачей законодательства в части ответственности контролируемых иностранных компаний и контролирующих является мотивация правомерного поведения и восполнение недополученных налоговых доходов.
Завершая свою работу, считаем необходимым подчеркнуть, что правовое регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний со стороны научной среды нуждается в тщательном исследовании и изучении, в том числе по мере появления проблем, возникающих из практического применения норм о налогообложении таких компаний.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 дек. № 237; СЗ РФ. 03.03.2014. N 9. Ст. 57.
2. Российская Федерация. Налоговый кодекс. Часть 1 от 05.08.2000 г. №117-ФЗ: [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 июля 1998 г., одобр. Сов. Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июн. 1996 г.: ввод Федер. Законом Рос. Федерации от 31 июля 1998 г. № 146- ФЗ]:[Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2000. - №32. - Ст. 3340.
3. Российская Федерация. Налоговый кодекс. Часть 2 от 05.08.2000 г. №117-ФЗ: [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 июл. 2000 г., одобр. Сов. Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июл. 2000 г.: ввод Федер. Законом Рос. Федерации от 05.08.2000 г. № 118 - ФЗ]:[Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2000 - № 32. - Ст. 3340.
4. Российская Федерация. Уголовный кодекс от 13 июн.1996 г. № 63-ФЗ: [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г., одобр. Сов. Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июн. 1996 г.: ввод Федер. Законом Рос. Федерации от 13 июн. 1996 г. № 63-ФЗ]: [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
5. Российская Федерация. Федеральный закон. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24.11.2014 № 376- ФЗ: [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 18 ноя. 2014 г., одобр. Сов. Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 19 ноя. 2014 г.]:[Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014 - № 48. - Ст. 6657.
6. Российская Федерация. Федеральный закон. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 15.02.2016 № 32-ФЗ: [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 29 янв. 2016 г., одобр. Сов. Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 10 фев. 2016 г.]:[Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 7. - Ст. 920.
7. Российская Федерация. Федеральный закон. «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 N 402-ФЗ: [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 ноя. 2011 г., одобр. Сов. Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 ноя. 2011 г.]:[Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 50. - Ст. 7344.
8. Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 01.03.2017) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»
Официальные разъяснения
9. Письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 17 февраля 2017 г. № СД-4-3/3006@ «О заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций»
10. Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации от 3 апреля 2017 г. № 03-12-11/2/19371 «О признании организации контролирующим лицом иностранной организации и учете у нее прибыли КИК»
11. Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2017 г.
№ 03-12-11/2/7395 «О применении отдельных положений
законодательства РФ о налогах и сборах в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний».
Литература
12. International Chamber of Commerce Policy Statement on Controlled Foreign Corporations (CFC) Rules of 17 September 2003. URL: http://www.iccwbo. org/Advocacy-Codes-and-Rules/Document-centre/2003/ICC-Statement-on-Controlled-Foreign-Corporations-(CFC)-Rules.
13. Revenue Act of 1962, Hearings before the Committee on Finance on H.R.
10650, 87th Cong., 2d Sess. (Part1) // The Deferral of Income Earned through US Controlled Foreign Corporations (URL:
http: //www.treasury. gov/resource-center/tax-policy/Documents/subpartf. pdf).
14. Рикардо Д. Начало политической экономии и податного обложения. - М., 1935.
15. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2001. - 861с.
16. Твердохлебов В. Теории переложения налогов, СПб., 1914 г. - с.23
17. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962. - Кн.5, - С.588-589
18. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. - М.:
Финстатинформ, 2006. - С.35
19. Селигман.Э., Струм Р. Этюды по теории обложения. - С.-Петербург: 1908, - С.91.
20. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2000. - 457с.
21. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: «ИНФРА- М», 1999. - 523с
22. Милль, Дж. Ст. Основания политической экономии с некоторыми применениями к общественной философии / Милль Джон Стюарт ; пер. с последнего англ. изд. Остроградской Е. И. ; под ред. О. И. Остроградского ; Южно-Русское Книгоизд-во Ф. А. Иогансона. - Киев : Харьков : Тип. И. И. Чоколова, 1896. - [2], 866
23. Шахмаметьев А.А. Правовой режим налогообложения нерезидентов в Российской Федерации [Текст].: дисс. докт. юрид. наук.:12.00.14. - М., 2011. - 226 с.