Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста (Дошкольное образование, Педагогический колледж №8 (г. Санкт-Петербург))
Введение 3
1. Сущность процесса экологического воспитания и его особенности применительно к дошкольникам 6
2. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ, ее задачи и виды 13
3. Методика формирования экологических знаний дошкольников средствами экспериментирования 20
Заключение 27
Список литературы 29
На сегодняшний день, проблема экологического воспитания волнует всех –педагогов, общественность, ученых. Как и чему учить детей, чтобы в последствии, на доступном уровне сформировать у них современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об характерных особенностях взаимоотношений в этом мире?
Оптимальным этапом в формировании представлений об окружающем мире является дошкольный возраст. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему, развиваются основы нравственно-экологических позиций личности, проявляющиеся во взаимодействиях ребенка с природой, в том числе, и в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется
Возможность развития представлений об окружающем мире у детей, норм и
правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Согласно требованиям ФГОС ДО и Закона РФ «Об образовании», на сегодняшний день, формирование экологической культуры дошкольников является достаточно актуальной и главной проблемой нашего времени. Цель формирования основ экологической культуры у детей — воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников в области экологических знаний особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Грамотно организованные эксперименты позволяют ребенку прочувствовать особенности окружающего мира, сделать процесс обучения интересней, доступней и наглядней. Исходя из этого, понимание особенностей экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей дошкольного возраста во многом может способствовать расширению представлений о данной области, что обуславливает высокий уровень значимости данной работы.
Вышесказанное выделяет актуальность в предстоящем исследовании и необходимость его как практически значимого элемента в методиках обучения дошкольников.
Объект исследования: система экологических знаний детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность процесса экологического воспитания и его особенности применительно к дошкольникам.
2. Изучить опытно-экспериментальную деятельность в ДОУ, ее задачи и виды.
3. Раскрыть методику формирования экологических знаний дошкольников средствами экспериментирования.
На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Экологическое воспитание – это целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на формирование экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, развитие умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы.
Формирование экологических знаний – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя с воспитанниками, ориентированный на получение детьми представлений о живой и неживой природе.
2. Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. В соответствии с требованиями ФГОС воспитателям рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, которые провоцируют познавательную активность воспитанников.
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
В настоящее время существует большое количество различных видов экспериментирования для детей дошкольного возраста, которые выделяются по определенным признакам и обладают определенной спецификой.
3. В качестве одного из наиболее эффективных, интересных и действенных способов формирования экологических знаний детей дошкольного возраста выступает применение экспериментирования.
Несмотря на то, что тематика занятий может быть различной, методика экспериментальной работы будет иметь единую структуру и выглядеть следующим образом:
1. Объяснение теоретических положений предстоящего эксперимента и изучаемых объектов, вместе с объяснениями того, что будет исследоваться в эксперименте.
2. Описание разъяснения эксперимента, его целей и задач, а также того, что необходимо получить в итоге работы.
3. Проведение экспериментальной работы.
4. Фиксирование и объяснение полученных результатов работы, формулирование выводов исходя из полученных данных.
Для того, чтобы экспериментальная работа с дошкольниками в области экологического воспитания была эффективной, целесообразным будет дополнять такие экспериментальные занятия теоретическими положениями, просмотром фильмов, объяснениями, организованными занятиями другого плана.
Таким образом, цель работы выполнена, задачи решены.