Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста (Дошкольное образование, Педагогический колледж №8 (г. Санкт-Петербург))
Введение 3
1. Сущность процесса экологического воспитания и его особенности применительно к дошкольникам 6
2. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ, ее задачи и виды 13
3. Методика формирования экологических знаний дошкольников средствами экспериментирования 20
Заключение 27
Список литературы 29
На сегодняшний день, проблема экологического воспитания волнует всех –педагогов, общественность, ученых. Как и чему учить детей, чтобы в последствии, на доступном уровне сформировать у них современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об характерных особенностях взаимоотношений в этом мире?
Оптимальным этапом в формировании представлений об окружающем мире является дошкольный возраст. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему, развиваются основы нравственно-экологических позиций личности, проявляющиеся во взаимодействиях ребенка с природой, в том числе, и в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется
Возможность развития представлений об окружающем мире у детей, норм и
правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Согласно требованиям ФГОС ДО и Закона РФ «Об образовании», на сегодняшний день, формирование экологической культуры дошкольников является достаточно актуальной и главной проблемой нашего времени. Цель формирования основ экологической культуры у детей — воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников в области экологических знаний особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Грамотно организованные эксперименты позволяют ребенку прочувствовать особенности окружающего мира, сделать процесс обучения интересней, доступней и наглядней. Исходя из этого, понимание особенностей экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей дошкольного возраста во многом может способствовать расширению представлений о данной области, что обуславливает высокий уровень значимости данной работы.
Вышесказанное выделяет актуальность в предстоящем исследовании и необходимость его как практически значимого элемента в методиках обучения дошкольников.
Объект исследования: система экологических знаний детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность процесса экологического воспитания и его особенности применительно к дошкольникам.
2. Изучить опытно-экспериментальную деятельность в ДОУ, ее задачи и виды.
3. Раскрыть методику формирования экологических знаний дошкольников средствами экспериментирования.
На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Экологическое воспитание – это целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на формирование экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, развитие умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы.
Формирование экологических знаний – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя с воспитанниками, ориентированный на получение детьми представлений о живой и неживой природе.
2. Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. В соответствии с требованиями ФГОС воспитателям рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, которые провоцируют познавательную активность воспитанников.
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
В настоящее время существует большое количество различных видов экспериментирования для детей дошкольного возраста, которые выделяются по определенным признакам и обладают определенной спецификой.
3. В качестве одного из наиболее эффективных, интересных и действенных способов формирования экологических знаний детей дошкольного возраста выступает применение экспериментирования.
Несмотря на то, что тематика занятий может быть различной, методика экспериментальной работы будет иметь единую структуру и выглядеть следующим образом:
1. Объяснение теоретических положений предстоящего эксперимента и изучаемых объектов, вместе с объяснениями того, что будет исследоваться в эксперименте.
2. Описание разъяснения эксперимента, его целей и задач, а также того, что необходимо получить в итоге работы.
3. Проведение экспериментальной работы.
4. Фиксирование и объяснение полученных результатов работы, формулирование выводов исходя из полученных данных.
Для того, чтобы экспериментальная работа с дошкольниками в области экологического воспитания была эффективной, целесообразным будет дополнять такие экспериментальные занятия теоретическими положениями, просмотром фильмов, объяснениями, организованными занятиями другого плана.
Таким образом, цель работы выполнена, задачи решены.
1. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников. Дошкольная педагогика / Н.К. Андриенко. - 2007. - № 1.- 10-12 с.
2. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников. Дошкольная педагогика / Т.В. Волосникова. - 2005. - № 6.- 16-20 с.
3. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников. Дошкольная педагогика / О.А. Воронкевич. - 2006. - № 3.- 23-27 с.
4. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип. / О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.
5. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников. Дошкольная педагогика / Г.А. Горбунова. - 2005. - № 6. - 10-16 с.
6. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л.И. Егоренков – М.: АРКТИ, 2001. - 128с.
7. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И. Иванова. – М., 2004. – 120 с.
8. Кондратьева, Н.Н. Мы: программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, Т.А. Виноградова. - М.: Детство-Пресс, 2006 г. – 240 с.
9. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
10. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
11. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
12. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие / С.Н. Николаева – М.: Академия, 2002. – 396 с.
13. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н. Николаева. - Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - 14-20 с.
14. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольное воспитание / С.Н. Николаева. – 2014. - № 5. – 14-18 с.
15. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 82 с.
16. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
17. Павлова, Л. Работа с дошкольниками в уголке природы. Ребенок в детском саду / Л. Павлова. - 2005. - 65-71 с.
18. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 128 с.
19. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
20. Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство познания окружающего мира / А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10. – С. 12–16.