Введение
1. Теоретические основы разработки конкурентной стратегии организации
1.1 Сущность и виды конкурентной стратегии
1.2 Методы разработки конкурентных стратегий
1.3 Организация реализации конкурентной стратегии организации
2. Анализ конкурентной стратегии ПСК «Ошмес»
2.1 Общий экономический анализ деятельности организации ПСК «Ошмес»
2.2 Анализ внешней и внутренней среды организации ПСК «Ошмес»
2.3 Анализ деятельности по разработке и реализации конкурентной стратегии организации ПСК «Ошмес»
3. Рекомендации по разработке конкурентной стратегии ПСК «Ошмес»
3.1 Совершенствование системы стратегического планирования
конкурентных преимуществ ПСК «Ошмес»
3.2 Разработка рекламной компании ПСК «Ошмес»
3.3 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
В последнее время значение стратегического управления в практике работы российских предприятий значительно возрастает. Во многом данный факт связан с осознанием необходимости стратегического типа управления в условиях, когда внешняя среда предприятия подвержена значительным и быстрым изменениям. Выстраивание стратегических целей организации в подобных условиях способствует концентрации усилий и ресурсов для их достижения, повышению эффективности хозяйствования.
Система стратегического управления предполагает формирование стратегии предприятия на нескольких уровнях: корпоративная стратегия, конкурентные стратегии, функциональные и операционные стратегии. Если посредством корпоративной стратегии осуществляется выбор оптимального портфеля деятельности организации, то конкурентные стратегии направлены на достижение долгосрочных конкурентных позиций предприятия в конкретной отрасли. Конкурентные стратегии занимают особое место в системе стратегического управления предприятием, поскольку именно они во многом определяют нижестоящие функциональные и операционные стратегии.
Несмотря на различные понимания самого понятия "стратегия", процесс ее формирования на любом из перечисленных уровней сводится к применению определенного набора аналитических инструментов, позволяющих найти соответствие между целями предприятия и средствами достижения данных целей.
Весь комплекс взаимосвязанных аналитических инструментов в совокупности образует определенный механизм формирования стратегии, т.е. определенную последовательность действий, необходимую для ее разработки.
Целью дипломной работы является: разработка конкурентной стратегии в организации на примере ПСК «Ошмес».
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
- изучить теоретические основы конкурентной стратегии;
- провести анализ внешней и внутренней среды организации ПСК «Ошмес»;
- провести анализ деятельности по разработке и реализации конкурентной стратегии организации ПСК «Ошмес»;
- разработать комплекс мероприятий по планирования конкурентных преимуществ;
- оценить эффективность предложенных мероприятий по реализации стратегии.
Объектом исследования является конкурентная стратегия и конкурентные преимущества ПСК «Ошмес».
Предметом исследования являются процессы формирования конкурентной стратегии.
Теоретические и методологические основы формирования стратегий создания конкурентных преимуществ на уровне развития организаций представлены в трудах представителей западной экономической школы Р. Акоффа, И. Ан-соффа, Б. Карлоффа, У. Кинга, М. Портера, А. Томпсона, А. Стрикленда, Ф. Котлера, Ж.Ж. Ламбена и др.
В исследованиях отечественных учёных-экономистов: Г.Л. Азоева, М.И. Круглова, В.Д. Марковой, Р. А Фатхутдинова, А.П. Градова, А.Ю. Юда-нова, Л.С. Шевченко, А.И. Панова, П.С. Завьялова, А.И. Петрова, так же освещаются методологические основы и инструментальные средства формирования конкурентной стратегии.
Информационной базой исследования послужили научная литература, информация из периодической печати, информация сети Интернет, отчетность предприятия ПСК «Ошмес».
Дипломная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка используемых источников.
В первой главе исследованы теоретические основы формирования конкурентных стратегий. Во второй главе проведен анализ деятельности по разработке и реализации конкурентной стратегии организации ПСК «Ошмес».
В третьей главе разработана конкурентная стратегия, предложен комплекс мероприятий для ее реализации и дана оценка эффективности.
Цели и задачи, поставленные в дипломной работе, полностью выполнены.
В первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические основы разработки базовой конкурентной стратегии. Дана характеристика понятию и видам конкурентных стратегий. Рассмотрена теория конкурентных преимуществ Майкла Портера. Представлена методика разработки базовой конкурентной стратегии предприятия.
Во второй главе работы проведен анализ конкурентной стратегии «ПСК Ошмес». Дана характеристика предприятия. Проведен анализ внешней и внутренней среды, а также конкурентный анализ «ПСК Ошмес».
Анализ внешней и внутренней среды «ПСК Ошмес» показал, что сильными сторонами компании являются: наличие квалифицированного персонала, наличие собственных производственных мощностей, наличие системы послепродажного сервисного обслуживания. Слабыми сторонами ПСК «Ошмес» являются высокий уровень цен, отсутствие полной автоматизации производственных процессов, низкий уровень информативности общественности о деятельности предприятия.
Основными конкурентами «ПСК Ошмес» являются ЗАО «Ижторгметалл», ООО «Малопургинская МСО», «АССО-Строй» Проведенный анализ основных конкурентов «ПСК Ошмес» показал, что по оцениваемым параметрам, таким как: расположение, ассортимент, степень квалификации персонала, уровень сервиса, имидж исследуемое предприятие занимает лидирующие позиции. Некоторое отставание наблюдается по показателю цена товара, который находится на уровне выше среднего показателя по городу.
В целом можно сделать вывод, что предприятие за 5 лет нахождения в отрасли успело зарекомендовать себя высоким качеством продукции и оказываемых услуг, широким ассортиментом, хорошо организованным сервисным обслуживанием установленных изделий, а так же высоким уровнем квалификации персонала.
Проведенный анализ позволил выявить основные конкурентные преимущества «ПСК Ошмес». К ним относятся: наличие высококвалифицированного персонала, имеющего опыт работы в области производства и монтажа металлоконструкций, наличие современного высокотехнологичного оборудования, высокое качество продукции, соответствующее международным стандартам
В третьей главе дипломной работы, была разработана конкурентная стратегия предприятия «ПСК Ошмес».
Первым этапом разработки стратегии стало определение базовой стратегии по матрице М. Портера. Базовая стратегия была определена как стратегия дифференциации. Затем были предложены действия по реализации стратегии формирования конкурентных преимуществ, а именно разработка рекламной компании.
Расчет показывает высокую эффективность вложений в рекламную кампанию.
Таким образом, на основе системы рассчитанных показателей можно сделать вывод о том, что проект по повышению совершенствованию стратеги развития ПСК «Ошмес»» является эффективным и может быть принят к реализации.
1. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом. - М.: Дело, 2007. - 78с.
2. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. - СПб.: Наука, 2011. - 86 с.
3. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 258 с.
4. Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - 519 с.
5. Баканов М.И. Теория экономического анализа / М.И. Баканов, Д.А. Шеремет. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 304 с.
6. Баркан Д.И. Управление фирмой в условиях рынка: Маркетинг - ключ к успеху. - Л.: Аквилон, 2010.
7. Веснин В.Р. Стратегическое управление. - М.: Проспект, ТК Велби, 2006. - 328 с.
8. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. - 160 с.
9. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский. - М.: Высшая Школа, 2009. - 265 с.
10. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация / О.С. Виханский, А.И. Наумов. Учебник - 2-е изд. - М. "Фирма Гардарика", 2006. - 416 с.
11. Галлямов Ф.Ф. Стратегический менеджмент: учеб. - метод. пос. для вузов. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005.
12. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. - 480 с.
13. Головин И.В. Разработка конкурентных стратегий. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004. - 128 с.
14. Ефремов B. C. Стратегическое планирование. - М.: Прогресс, 2010 г.
15. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова: учеб. пос. для вузов. - М.: Экономистъ, 2009.
16. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: Пер. с англ. - М.: Экономика, 1991.
17. Кинг У. Стратегическое планирование и хозяйственная политика / У. Кинг, Д. Клиланд. - М.: Прогресс, 1982 г.
18. Ковалёв А.И. Анализ финансового состояния предприятия / А.И. Ковалёв, В.П. Привалов - М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. - 192 с.
19. Ковалёв А.И. Маркетинговый анализ / А.И. Ковалёв, В.В. Войленко. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. - 176 с.
20. Колчина Н.В. Финансы предприятий: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 186 с.
21. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Амстронг. - Издательский дом "Вильямс". Москва, Санкт-Петербург, Киев. 2007. - 208 с.
22. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. Учебное пособие - Ростов-на-Дону, изд. "Феникс", 2006 г.
23. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. - СПб.: Наука, 1996. - 589 с.
24. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: учебник.3-е изд., испр. / Б.Г. Литвак. - М.: Дело, 2010. - 352 с.
25. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: Курс лекций / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2009. - 288 с.
26. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: учеб. для вузов. - М.: Инфра-М, 2008.
Т1. Менеджмент организации / Под. ред. Румянцевой З.П. и др. - М.:
ИНФРА, 2009. - 432 с.
28. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури / Пер. с англ. - М.: Дело, 2007 - 701 с.
29. Минцберг Г. и др. Школы стратегий: Стратегическое сафари. - СПб: Наука, 2000. - 283 с.
30. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб.: Питер, 2001. - 684 с.
31. Нэгл Томас Т., Холден Рик К. Стратегия и тактика ценообразования. Руководство по принятию решений, приносящих прибыль: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2004. - 576 с.
32. Олехнович Г.И. Конкурентные стратегии на мировых рынках. Курс лекций. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2005. - 256 с.
33. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности / Л.В. Осипова, И.М. Синяева. - Издательство "Юнити". Москва. 2009. - 314 с.
34. Портер Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454 с.
35. Портер Майкл. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 720 с.
36. Портер М., Прахалад С, Самплер Дж. Курс МВА по стратегическому менеджменту. - М.: Альпина, 2005. - 600 с.
31. Татарников Е.А. Стратегическое управление предприятием. Жить одним днем или планировать свое будущее? - М.: Альфа-Пресс, 2006. - 240 с.
38. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Перевод с англ. Под редакцией Зайцева Л.Г., Соколовой М.И. - Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с.
39. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия: учебно-практическое пособие 5-е изд. / В.В. Травин, В.А. Дятлов. - М.: Дело, 2009. - 106 с.
40. Уткин Э.А. Управление фирмой: Учебник / Э.А. Уткин. М.: Акалис, 2010.
41. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учеб. для вузов. - СПб: Питер, 2008.
42. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. - 544 с.
43. Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., О'Нил Д. Стратегическая гибкость. - СПб.: Питер, 2005. - 384 с.
44. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. - СПб.: Нева, 2006. - 240 с.
45. С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская. Финансовый менеджмент на предприятии (Учебник 2-е издание). 2011 - 234 с.