Введение 3
1. Теоретические основы развития спортивного туризма 6
1.1 Понятие спортивного туризма и факторы его развития 6
1.2 Становление и развитие спортивного туризма в РФ 19
1.3 Опыт спортивного туризма за рубежом 28
2. Анализ современных тенденций развития спортивного туризма на примере
турфирмы ООО «География» 32
2.1 Современное состояние спортивного туризма в Республике Татарстан ... 32
2.2 Общая характеристика турфирмы ООО «География» 52
2.3 Анализ экономической деятельности и услуг турфирмы ООО
«География» 57
3. Рекомендации по совершенствованию деятельности турфирмы ООО
«География» путем разработки нового тура 62
3.1 Разработка пешего тура от Бишни до Раифы 62
3.2 Рекомендации по продвижению пешего тура от Бишни до Раифы 71
Заключение 77
Список использованной литературы
Здоровый образ жизни с каждым годом все больше популяризуется и теперь люди во время отпуска все больше предпочитают активный отдых, чем лежание возле бассейна в отеле или на пляже. Особый спрос имеется на спортивный туризм, который требует от человека не только выносливости и физических сил, но и владения определенными навыками. Спортивный туризм имеет разные виды проведения отдыха и ежегодно становится разнообразнее.
Пешеходный туризм представляет собой походы по различным ландшафтно-рельефным маршрутам. Как понятно из названия, туристы передвигаются пешком и для большего усложнения нагрузки, походы могут происходить в сложных климатических условиях.
Одним из популярных направлений спорттуризма являются путешествия болельщиков. Это могут быть олимпийские игры, гонки автомобилей, лиги баскетбола, чемпионаты и другие мероприятия, популярные среди любителей спорта. Спортивный туризм в Европе представлен посещением скалолазанием, горнолыжных курортов и альпинизмом. Курорты подобного направления размещены в основном в Альпах. Те туристы, которые проходят в горах маршрут определенной дистанции, могут получить мастера спорта, имеющее международный уровень, или спортивный разряд.
Если турист предпочитает отдых в теплых странах, в Европе можно стать участником тура на какой-нибудь средиземный курорт или на Мальту. Там можно заниматься парусным спортом, что также приносит положительные эмоции.
Социально-экономическая география позволяет понять социальные и экономические связи, существующие в туризме и рекреации, а также особое значение различных туристских мест для индивида. Ощущения от достопримечательности (аттракции) часто является ключевым элементом в развитии туризма, так как без уникальности и разнообразия пункта назначения 3
туризм был бы обыденным и неинтересным. В течение нескольких десятков лет туризм был фрагментом географического изучения рекреации. Между тем он обладает всеми необходимыми признаками самодостаточности, для того чтобы рассматриваться как относительно автономная и цельная сфера человеческого бытия и более широко войти в поле зрения географии.
Спортивный туризм является природно-ориентированным по сути, и входит в блок активного туризма вместе со спортивно-оздоровительным и экстремальным туризмом, на которые накладывается предметное поле приключенческого туризма. В геопространственном измерении спортивный туризм становится все более весомым сегментом мировой туристской отрасли, уверенно занимая третье место после отдыхательно-развлекательного и познавательного туризма. По некоторым оценкам, на его долю приходится более 10 % туристского рынка мира, а темпы роста туристских путешествий с активными средствами передвижения превышают средние темпы роста туризма в целом. Поэтому существующие мировые туристские реалии требуют научного обоснования проблем геопространственной организации спортивного туризма на основе обобщения мировых тенденций и их конкретно-научного осмысления. Этим объясняется актуальность темы исследования.
Цель исследования - изучить современные тенденции развития событийного (спортивного) вида туризма.
Для раскрытия цели в работе поставлены задачи:
- изучить понятие спортивного туризма и факторы его развития;
- рассмотреть становление и развитие спортивного туризма в РФ;
- изучить опыт спортивного туризма за рубежом;
- проанализировать состояние и тенденции развития спортивного туризма в РТ;
- дать общую характеристику турфирмы «География»;
- провести анализ экономической деятельности и предоставляемых услуг турфирмой «География»;
- разработать пеший тур от Бишни до Раифы;
- разработать рекомендации по продвижению пешего тура от Бишни до Раифы.
Предмет работы - теоретические и практические вопросы развития спортивного туризма.
Объект работы - разработка тура ООО «География».
Методы исследования - анализ, наблюдение.
Источниковой базой послужили труда отечественных и зарубежных авторов посвященные спортивному туризму.
Ничто так не способствует укреплению здоровья и не проветривает голову, как занятия спортом, но одно дело ходить в спортзал или бассейн после работы два раза в неделю, и совсем другое - заниматься спортом на отдыхе. Различные спортивные мероприятия, к примеру, проводятся на территории отелей, предназначенных для пляжного и семейного отдыха. Самыми популярными видами спорта там являются: пляжный волейбол, водное поло, аэробика на свежем воздухе, так же почти в каждом отеле обязательно есть тренажерный зал, но все это больше развлечение, чем спорт. Поддерживать себя в хорошей спортивной форме при пятиразовом питании не удается почти никому, в основном после такого отпуска туристы привозят домой не только сувениры, но и несколько килограмм лишнего веса.
Настоящий спортивный отдых предполагает посещение специальных мест для занятий тем или иным видом спорта. Если вы - фанат дайвинга, то погружаться, скорее всего, будете у берегов Египта или Мальдивских островов, но никогда не станете делать этого в Турции. Каждый серфингист знает, в какой период года стоит ехать за волнами на о. Бали или к берегам Австралии, а когда лучше предпочесть катание во Франции, Португалии или Испании. Если вы привыкли отдыхать на пляже, и вдруг решили заняться спортом, то учтите, что для этого необходима не только подходящая экипировка, но и хорошая физическая выносливость. На проверку обычно оказывается, что встать на доску или управлять парусом не так-то просто. На преодоление возникающих в первое время трудностей у большинства новичков уходит минимум два месяца! Гораздо легче перейти с одного вида спорта на другой. То есть, если вы, к примеру, обожаете кататься на сноуборде и часто посещаете горнолыжные курорты, то переквалифицироваться в серфингиста и скользить уже по водным, а не снежным, вершинам, вам будет намного проще.
Спортивный туризм выдвигает свои специфические требования ко всему комплексу рекреационно-туристских ресурсов, в первую очередь, к природным.
77
Он служит для проверки и развития физических и моральных качеств человека в естественных условиях различной дискомфортности и достижения при этом определенных результатов, поэтому здесь особенно ценятся мало измененные человеком ландшафты, требующие для прохождения по ним тренировок и, как правило, специального снаряжения. Спортивный туризм пользуется в основном теми же ресурсами, что и оздоровительный, но в отличие от последнего для него особенно привлекательны не благоприятные и комфортные стороны этих ресурсов, а близкие к экстремальным, находящиеся на грани возможностей (для данного конкретного человека, группы туристов) или близкие к ней. Так, например, в горных путешествиях задействован труднопроходимый рельеф, в то же время путешествия совершаются в комфортный климатический период. В зимних путешествиях и рельеф, и климатические условия существенно отличаются от других видов рекреации. Поэтому можно утверждать, что такой комплекс ресурсов целесообразно выделять в отдельную категорию - категорию спортивных рекреационно-туристских ресурсов. Кроме системного подхода туристско-рекреационная деятельность может исследоваться и с других позиций - пространственного подхода, кластерного подхода.
Современными теоретико-методологическими междисциплинарными моделями исследования туризма являются концепция социокультурных сред, концепция абсолютных и относительных туристских преимуществ, концепция устойчивого рекреационного природопользования и другие. 136 Маршрутная сущность спортивного туризма требует проведения не только научно¬географических исследований, связанных с традиционным изучением объемов туристских потоков, а и оценки ресурсного потенциала и рекреационной емкости территории, уровня развития инфраструктуры. Для эффективного развития спортивного туризма как вида социальной деятельности и как отрасли экономики необходимо подключение географии к вопросам технологии спортивного туризма, таких как логика туристского маршрута, соответствие маршрута района путешествия, оптимальность туристских программ, планирование маршрутной сети на определенной территории. Прежде всего, это актуально для природно-ориентированных, в т.ч. активных, спортивных форм туризма.
Решение этих вопросов прямо способствует повышению безопасности, полезности и массовости туристских путешествий с активными средствами передвижения. Таким образом, на достаточных основаниях можно утверждать, что спортивный туризм выступает как специфический вид рекреационно¬туристской деятельности, который является объектом общественно¬географических исследований. Учет особенностей спортивного туризма позволяет лучше понять закономерности рекреационно-географических процессов, использовать их в решении практических задач, связанных с прогнозированием и планированием развития этой сферы туризма. География спортивного туризма, на сегодняшний день, формируется как самостоятельное научное направление географии туризма, со своим специфическим и в области туризмологии, и в области географии объектом и предметом исследования.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 04.10.1996)
2. Указ Президента РФ от 07.10.2008 N 1445 «Вопросы министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации»
3. ГОСТ Р 51185 - 2014 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования (действует).
4. ГОСТ Р 56780 - 2015 Услуги средств размещения. Бизнес -услуги. Общие требования (вступил в силу 01.10.2016).ГОСТ Р 56641 - 2015 Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома. Общие требования (вступил в силу 01.07.2016)
5. ГОСТ Р 55817 - 2013 Услуги средств размещения. Общие требования к индивидуальным средствам размещения (действует).
6. ГОСТ Р 54606 - 2011 Услуги малых средств размещения. Общие требования (действует).
7. ГОСТ Р 55319 - 2012 Услуги средств размещения. Общие требования к специализированным средствам размещения (действует).
8. ГОСТ Р 54603 - 2011 Услуги средств размещения. Общие требования к обслуживающему персоналу (действует). ГОСТ Р 56184 - 2014 Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам (действует).
9. ГОСТ Р 55322 - 2012 Услуги населению. Общие требования к малым средствам размещения для постоянного проживания (действует).
10. Александрова А.Ю. Международный туризм. М., Аспект Пресс,
2015.
11. Анущенкова К. А., Анущенкова В. Ю. Финансово-экономический анализ: учебно-практическое пособие. М., КноРус, 2014.
12. Артемьенко В. Г., Белендир М. В. Финансовый анализ. М.: АСТ,
2016.
13. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб., Издательский дом Герда,
2014.
14. Варачева Н.В. Оптимизация информационного поля туристского бизнеса. Автореф. дисс... канд. экон. наук. - М., 2014. - 280с.
15. Веткин В.А. Технология создания туристского продукта. М., ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014.
16. Галиновский А., Россихин А. IT-решения для турфирм. Прогноз на будущее // Турбизнес, 2014. № 10 - С. 170
17. Глазов М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М., Дом, 2015.
18. Григорьева Т.И. Роль агентства в реализации туристских услуг // Труды академии туризма. Вып. 3. - СПб.: Изд-во «Невский фонд», 2014. - С. 250
19. Гриценко Ю. Интернет и бренд турфирмы // Турбизнес, 2014. № 11. - С. 23
20. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. М., Нолидж,
2015.
21. Долматов Г.М. Международный турбизнес: история, реальность, перспективы. Р-Д, Феникс, 2014.
22. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. Мн., Новое знание, 2016.
23. Дурович А.П. Реклама в туризме. Мн., Новое знание, 2016.
24. Ефремова М.В. Основы технологии туристического бизнеса. М., Ось-89, 2014.
25. Запесоцкий А.С. Стратегический маркетинг в туризме: Теория и практика. СПб., Изд-во СПбГУП, 2015.
26. Иванов С. Как выбрать систему и не ошибиться // Турбизнес, 2014. № 10 - С. 210
27. Ильина Е.Н. Туроперейтинг. Продвижение туристского продукта. М., Финансы и статистика, 2015.
28. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М., Финансы и статистика, 2014.
29. Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм. М., Мастерство,
2014.
30. Карпова Г.А., Современный туризм, М., Финансы и статистика,
2015.
31. Качмарек Я., Стасяк А., Влодарчик Б. Туристический продукт. М., Юнити-Дана, 2016.
32. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. М., Финансы и статистика,
2016.
33. Квартальнов В.А. Туризм. М., Финансы и статистика, 2015.
34. Кирилов А.Т., Маслова Е.В. Реклама в туризме. СПб., Лекс Стар,
2016.
35. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2014.
36. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. М., Юнити, 2016.
37. Кукукина И.Г. Управленческий учет: Управление затратами; Управленческий анализ. М., Высшее образование, 2016.
38. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стретегический менеджмент. М., ИНФРА-М, 2016.
39. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы. М., Финансы и статистика, 2014.
40. Менеджмент туризма: Экономика туризма. М., Финансы и статистика, 2015.
41. Морган Н., Причард А. Реклама в туризме и отдыхе. М., Юнити- Дана, 2014.
42. Морозов М.А., Морозова Н.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме. М., Академия, 2016.
43. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебник. - М.: Изд-во «Академия», 2014. - 240 с.
44. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. М.: Высшая школа, 2015.
45. Никифоров В.И. Сфера туризма: рыночный механизм и система управления. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. - 176 с.
46. Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: обеспечение рыночной позиции. М., Советский спорт, 2015.
47. Папирян Г.А. Международные экономические отношения:
Экономика туризма. М., 2014.
48. Петелин В.Г. Основы менеджмента выставочной деятельности. М., Юнити-Дана, 2015.
49. Плотникова Н.И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса.
Ч. 1.: Информационные технологии в туризме. Учебно-методическое пособие. - М.: Советский спорт, 2014. - 320 с.
50. Поздняков В. Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий. М., Инфра-М, 2016.
51. Попов Л.А. Организация баз данных в Интернете в индустрии гостеприимства. - М., 2016. - 120с.
52. Саратовцев Ю.И. Технология туризма. СПб., СПбГИЭУ, 2014.
53. Сарафанова Е.В., Яцук А.В. Маркетинг в туризме. М., Альфа-М, 2016.
54. Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2016.
55. Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы. М., Финансы и статистика, 2015.
56. Ханухова С.А. Информационный ресурс как основа эффективного управления турбизнесом. - М., 2015. -350 с.
57. Чернякова Ю.В. Формирование туристского продукта в условиях применения новых информационных технологий. Препринт. - СПб.: СПбГУЭФ, 2015. -220 с
58. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. М., Феникс, 2015.
59. Чопозова А.И., Демченко И.А. Методика финансового анализа. Теория и практика. М., Аргус, 2016
60. Широкова Г.В. Применение информационных технологий в
индустрии туризма. Автореф. дисс... канд. экон. наук. - СПб., 2016. - 122 с.
61. Яворович А.Н., Рябова Н.Ю. Экономика и производство в социально-культурном сервисе и туризме. Учебн. пособ. Ч.1. - Омск: ОГИС, 2015. - 109 с.
62. Сайт Государственный комитет Республики Татарстан по туризму tourism.tatarstan.ru