Копинг-стратегии студентов при переходе к смешанному обучению (Основы проектной деятельности студента, Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Введение………………………………………………………………………...…3
Раздел 1. Проблема совладающего поведения в студенческом возрасте…….. 5
1.1. Копинг-стратегии как предмет психологического исследования….....5
1.2. Особенности совладающего поведения и копинг-стратегии в студенческом возрасте ……..……………………………………………...9
Раздел 2. Особенности совладающего поведения в ситуации смешанного обучения………………………………………………………………………….14
2.1. Специфика учебной деятельности студентов в условиях смешанного обучения и стрессогенные факторы……………..…………………………14
2.2. Анализ исследований копинг-стратегий студентов в условиях смешанного обучения…..…………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемых источников...…………………………………………...24
Устойчивый интерес к данной проблеме можно объяснить усилением негативного воздействия экологических, природных, социальных и других условий, которые неблагоприятно влияют на личность. Значимую ценность приобретает изучение психологических способов управления стрессом, как фактора успешной адаптации человека в современном мире (Л.И. Анцыферова, Ф.Б. Березин, B.П. Казначеев, В.И. Медведев, А.А. Реан, М.С. Яницкий и другие). В исследованиях делают акцент, что наиболее стрессогенное влияние на психофизическое и функциональное состояние личности оказывают непредсказуемость и неопределенность. Они же являются главной характеристикой экстремальных ситуаций.
Так, с точки зрения Р.Лацаруса и С.Фолкмана, под термином «копинг» понимается осознанная поведенческая стратегия, появляющаяся следом за психологической защитой.
В данной работе мы рассматриваем копинг-стратегии струдентов, а именно, стрессовую ситуацию, которая возникла у девушек и юношей в процессе обучения в образовательном заведении. Актуальность темы заключается в том, что сегодня на фоне пандемии обучение резко сменило свою форму, что вызвало большой резонанс. Вследствие чего студенты попали в стрессовую ситуацию, которая по сей день остается с нами.
Несмотря на это, современная образовательная среда студента включает в себя различные стресс-факторы, которые характерны для цифровой эпохи развития.
Характерным фактором проявления стресса у студентов в условиях смешанного обучения является информационный стресс, проявляющийся в различных видах, а также усиленный онлайн обучением, что может проявляться, например, при онлайн экзамене или при высоком уровне стрессовых нагрузок во время учебно-профессиональной деятельности.
На фоне этого для каждого студента в современной системе смешанного обучения актуализируется совладание с такими ситуациями, для чего применяются копиг-стратегии.
Цель работы: изучить копинг-стратегии студентов в условиях смешанного обучения.
Объект исследования: копинг-стратегии студентов.
Предмет исследования: копинг-стратегии студентов в условиях смешанного обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть копинг-стратегии как предмет психологического исследования.
2. Выявить особенности совладающего поведения и копинг-стратегии в студенческом возрасте.
3. Определить специфику учебной деятельности студентов в условиях смешанного обучения и стрессогенные факторы.
4. Провести анализ исследований копинг-стратегий студентов в условиях смешанного обучения.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме копинг-стратегии.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источников.
Решение задачи в области рассмотрения копинг-стратегии как предмета психологического исследования позволило определить понятие копинг-стратегий как поведенческие стратегии, направленные на поиск наиболее эффективных способов поведения с целью выхода из стрессовой ситуации. Решение данной задачи было достигнуто за счет изучения исследований авторов в области вопроса о копинг-стратегиях.
Следующей задачей являлось выявление особенностей совладающего поведения и копинг-стратегии в студенческом возрасте. Общей особенностью в студенческом возрасте является стремление к решению возникающих проблем, осваивая новые формы поведения и деятельности в юношеском возрасте. Выбор копинг-стратегии может варьироваться в зависимости от ситуаций и восприятия этих ситуаций, а также от индивидуальных особенностей.
Была определена специфика учебной деятельности студентов в условиях смешанного обучения и определены стрессогенные факторы. Решение данной задачи позволило выявить, что учебная деятельность в условиях смешанного обучения может провоцировать такие стрессогенные факторы как: академические задолженности, большое количество пропусков учебных занятий, нехватка знаний по какой-либо дисциплине, утомление и другие факторы.
На заключительном этапе был проведен анализ исследований копинг-стратегий студентов в условиях смешанного обучения, который позволил заключить, что наиболее частыми копинг-стратегиями у студентов на фоне пандемии и смешанного обучения являются: избегание, отвлечение, самоконтроль. Так же было выявлено, что студенты проводят значительную часть времени в социальных сетях и сети Интернет.
1. Азимова С.Ф. «Копинг-стратегии» и «копинг-поведение» подростков // Academy. 2020. С. 113–116.
2. Баканова А.А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте // Безопасность жизнедеятельности – профессия XXI века: проблемы становления и перспективы развития: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19-20 ноября 2002 г. СПб., 2002. С. 82–84.
3. Веляник Н.И., Сёмина Н.В. Исследование копинг-стратегий у студентов разной формы обучения [Электронный ресурс] // Интеграция здоровье сберегающих технологий в современном мире. 2020. URL: https://files.scienceforum.ru/pdf/2020/5e25ac0bb48b3.pdf (дата обращения: 24.01.2022).
4. Гончарова С.С. Оценка юношеством эффективности способов психологического преодоления негативных событий жизненного пути [Электронный ресурс] // Психология и семья: Материалы второй научно-практической интернет-конференция. 2008г. Минск: Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка URL: http://psy-family.narod.ru/konf2.htm (дата обращения: 27.01.2022).
5. Ефремова О.Н., Плотникова И.В., Павлик Н.Б. Оценка использования дистанционных технологий в образовательном процессе с позиции удовлетворенности студентов // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2017. № 5. С. 70–74.
6. Кисляков П.А. Психологическая устойчивость студенческой молодежи к информационному стрессу в условиях пандемии СОУЮ-19 // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 343–356.
7. Козлова Л.В. Стресс, вызванный угрозой заражения коронавирусом, и преобладающие копинг-стратегии у молодежи // Вестник по педагогике и психологии южной Сибири. 2020. №4. С. 33–48.
8. Кононенко Н.А. Специфика совладающего поведения у студентов [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2013. №1. URL: https://human.snauka.ru/2013/01/2238 (дата обращения: 24.01.2022).
9. Кречетников К.Г. Особенности организации смешанного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2019. №4. С. 88–93.
10. Кузнецова А.Д. Современные исследования копинг-стратегий в аспекте психологии труда // Вестник института мировых цивилизаций. 2018. №2(19). С. 96–99.
11. Михайлова Е.С. К вопросу о копинг-стратегиях человека // Молодой ученый. 2018. №48(234). С. 257–258.
12. Серебрякова Т.А., Курылева В.С. Совладающее поведение как важнейший компонент защитных механизмов психики человека: теоретический обзор проблемы // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. № 5. С. 29–33.
13. Соколовская И.Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции // Цифровая социология. 2020. №2. С. 46–54.
14. Усманова Э.З. Основные подходы к изучению копинг-стратегий в трудных жизненных ситуациях // Scientific progress. 2021. №1. С. 308–316.
15. Фаизова Э.Ф. Смешанное обучение как фактор развития познавательной самостоятельности студентов колледжа // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. №1. С. 37–42.
16. Човдырова Г.С. Копинг-стратегии личности при адаптации к стрессу // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. №1(84). С. 41–47.
17. Шагалина М.Н. Особенности копинг-поведения в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. 2018. №5. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19052 (дата обращения: 27.01.2022).
18. Шелехов И.Л., Берестенева О.Г., Дубинина И.А. Особенности совладающего поведения студенток университета // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 4(82). С.87–91.