Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)
|
Работа носит теоретический характер.
Введение……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………... 6
1.1 Этапы формирования речи и закономерности речевого развития детей раннего возраста…………………………………………………………… 6
1.2 Факторы риска возникновения речевых нарушений у детей раннего возраста…………………………………………………………………………... 11
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………. 15
2.1 Проблема ранней диагностики речевых нарушений и своевременной логопедической помощи ………………………………......................................15
2.2 Направления профилактической и развивающей логопедической работы с детьми раннего возраста ……………………………………………...20
Заключение ………………………………………………………………. 29
Библиографический список ……………………………………………... 31
Введение……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………... 6
1.1 Этапы формирования речи и закономерности речевого развития детей раннего возраста…………………………………………………………… 6
1.2 Факторы риска возникновения речевых нарушений у детей раннего возраста…………………………………………………………………………... 11
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………. 15
2.1 Проблема ранней диагностики речевых нарушений и своевременной логопедической помощи ………………………………......................................15
2.2 Направления профилактической и развивающей логопедической работы с детьми раннего возраста ……………………………………………...20
Заключение ………………………………………………………………. 29
Библиографический список ……………………………………………... 31
Специалисты разных сфер знаний ищут ответы на этот вопрос. Логопедами, психологами, лингвистами, дефектологами, физиологами и др. предложены различные гипотезы, найдено множество важных фактов для объяснения механизмов формирования речи. Решение данных задач очень тесно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в психическом, физическом и речевом развитии детей. Современные ученые активно разрабатывают алгоритмы профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников педагогическими средствами. В практике оказания необходимой логопедической помощи ведется работа по развитию речевой направленности детской деятельности, по предупреждению и преодолению низкого уровня речевого развития детей с самого раннего возраста. К фундаментальным и прикладным задачам технологий речевого развития относятся: изучение процессов овладения детьми родной речью, языком, речевым общением; изучение онтогенеза детской речи, этапов и закономерностей речевого развития ребенка; применение традиционных методов и разработка инновационных коррекционных технологий речевого развития.
Речь не является врожденной способностью, а развивается вместе с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Благодаря языку, ребенок входит в мир и получает широкие возможности общения с другими людьми. Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально-положительном фоне и побуждать его к ответу. Ребенку недостаточно слышать звуки окружающего мира, ему необходимо слышать звуки речи. Поэтому развитие речи детей относится к числу важнейших педагогических задач. Продуктивным и важным периодом формирования речи является ранний и младший дошкольный возраст (от 8 месяцев -1 года до 3-4 лет). В это время ребенок должен овладеть основными закономерностями языка, т.к. речевое развитие в первые годы жизни оказывает влияние на всю последующую жизнь. Ранняя профилактика речевых нарушений дает возможность предупредить развитие различных дефектов в звукопроизношении и отклонений в развитии речи ребенка в целом.
Актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей принимает глобальный характер. Таким образом, выбор темы курсовой обусловлен ее актуальностью.
Цель: определение психолого-педагогических и логопедических условий и мероприятий для успешного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей раннего (дошкольного) возраста.
Объект: процесс профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.
Предмет: психолого-педагогические мероприятия по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности формирования речи и закономерности речевого развития детей раннего возраста.
2. Проанализировать факторы влияющие на риск развития и возникновения речевых нарушений у детей раннего возраста.
3. Рассмотреть проблему ранней диагностики речевых нарушений.
4. Раскрыть особенности профилактической и развивающей логопедической работы с детьми раннего возраста.
Методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Речь не является врожденной способностью, а развивается вместе с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Благодаря языку, ребенок входит в мир и получает широкие возможности общения с другими людьми. Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально-положительном фоне и побуждать его к ответу. Ребенку недостаточно слышать звуки окружающего мира, ему необходимо слышать звуки речи. Поэтому развитие речи детей относится к числу важнейших педагогических задач. Продуктивным и важным периодом формирования речи является ранний и младший дошкольный возраст (от 8 месяцев -1 года до 3-4 лет). В это время ребенок должен овладеть основными закономерностями языка, т.к. речевое развитие в первые годы жизни оказывает влияние на всю последующую жизнь. Ранняя профилактика речевых нарушений дает возможность предупредить развитие различных дефектов в звукопроизношении и отклонений в развитии речи ребенка в целом.
Актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей принимает глобальный характер. Таким образом, выбор темы курсовой обусловлен ее актуальностью.
Цель: определение психолого-педагогических и логопедических условий и мероприятий для успешного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей раннего (дошкольного) возраста.
Объект: процесс профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.
Предмет: психолого-педагогические мероприятия по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности формирования речи и закономерности речевого развития детей раннего возраста.
2. Проанализировать факторы влияющие на риск развития и возникновения речевых нарушений у детей раннего возраста.
3. Рассмотреть проблему ранней диагностики речевых нарушений.
4. Раскрыть особенности профилактической и развивающей логопедической работы с детьми раннего возраста.
Методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
В процессе онтогенеза в раннем возрасте речи проходит сложный путь развития и имеет неповторимые особенности: этапы, стадии, которые ребенок должен пройти и тесно связаны между собой в процессе развития; сложившиеся новообразования, способствующие усложнению психических функций и приводящие к развитию ребенка в целом. В данной работе выбрана возрастная категория изучаемых детей – это дети раннего возраста.
Ведь необходимые предпосылки как сенсомоторного, так и речевого развития начинают формироваться еще в периоде младенчества и, усложняясь, приводят к развитию всех психических функций ребенка в дальнейшем.
В период раннего возраста происходит стремительное развитие всех структурных компонентов речи (фонетико-фонематического, лексического и грамматического). Именно они обеспечивают в будущем возможность связной речи ребенка.
К концу третьего года жизни ребенок должен научиться слушать и понимать рассказы, сюжетные тексты, сказки, рассказы, стихи, отвечать на вопросы по их содержанию; пользоваться в активном вещании всеми частями речи, кроме деепричастий и наречий; в активном вещании использовать сложные аграмматические фразы; владеть правильным произношением всех звуков родного языка, кроме группы шипящих и звуков [р], [р’], [л], [л’]. Профилактика речевого дизонтогенеза в раннем возрасте может быть представлена посредством первичной и вторичной профилактики.
Первичная заключается в создании благоприятных условий воспитания, достаточной речевой практики, адекватного социального и речевого окружения, достаточного количества внимания и общения, ведь это необходимые предпосылки гармоничного развития ребенка и в дальнейшем. Вторичная профилактика может заключаться в предупреждении осложнения существующих недостатков речи и появлении комплексного дефекта.
Несовершенство речевого развития как высшей психической функции может стать причиной ограничений в общении, недостаточном уровне сформированности познавательных процессов, возникновении всеобщей задержки психического развития, устойчивой неуспеваемости в учебной деятельности и нарушений поведения. Одной из важнейших задач учреждений дошкольного образования является профилактика нарушений речевого развития, что обусловлено социальным значением речи. В профилактике должны участвовать все стороны указанного процесса, то есть медики, педагоги, логопед, родители, потому как только их совместная деятельность даст видимый результат.
Ведь необходимые предпосылки как сенсомоторного, так и речевого развития начинают формироваться еще в периоде младенчества и, усложняясь, приводят к развитию всех психических функций ребенка в дальнейшем.
В период раннего возраста происходит стремительное развитие всех структурных компонентов речи (фонетико-фонематического, лексического и грамматического). Именно они обеспечивают в будущем возможность связной речи ребенка.
К концу третьего года жизни ребенок должен научиться слушать и понимать рассказы, сюжетные тексты, сказки, рассказы, стихи, отвечать на вопросы по их содержанию; пользоваться в активном вещании всеми частями речи, кроме деепричастий и наречий; в активном вещании использовать сложные аграмматические фразы; владеть правильным произношением всех звуков родного языка, кроме группы шипящих и звуков [р], [р’], [л], [л’]. Профилактика речевого дизонтогенеза в раннем возрасте может быть представлена посредством первичной и вторичной профилактики.
Первичная заключается в создании благоприятных условий воспитания, достаточной речевой практики, адекватного социального и речевого окружения, достаточного количества внимания и общения, ведь это необходимые предпосылки гармоничного развития ребенка и в дальнейшем. Вторичная профилактика может заключаться в предупреждении осложнения существующих недостатков речи и появлении комплексного дефекта.
Несовершенство речевого развития как высшей психической функции может стать причиной ограничений в общении, недостаточном уровне сформированности познавательных процессов, возникновении всеобщей задержки психического развития, устойчивой неуспеваемости в учебной деятельности и нарушений поведения. Одной из важнейших задач учреждений дошкольного образования является профилактика нарушений речевого развития, что обусловлено социальным значением речи. В профилактике должны участвовать все стороны указанного процесса, то есть медики, педагоги, логопед, родители, потому как только их совместная деятельность даст видимый результат.
Подобные работы
- Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра средствами PECS
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ПРЕДВОСХИЩЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ О БЕЗОПАСНОСТИ КАК РЕГУЛЯТОРЕ ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЗНАЧИМЫХ СФЕР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019



