Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)

Работа №85722

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы33
Год сдачи2022
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит теоретический характер.

Введение……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………... 6
1.1 Этапы формирования речи и закономерности речевого развития детей раннего возраста…………………………………………………………… 6
1.2 Факторы риска возникновения речевых нарушений у детей раннего возраста…………………………………………………………………………... 11
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………. 15
2.1 Проблема ранней диагностики речевых нарушений и своевременной логопедической помощи ………………………………......................................15
2.2 Направления профилактической и развивающей логопедической работы с детьми раннего возраста ……………………………………………...20
Заключение ………………………………………………………………. 29
Библиографический список ……………………………………………... 31


Специалисты разных сфер знаний ищут ответы на этот вопрос. Логопедами, психологами, лингвистами, дефектологами, физиологами и др. предложены различные гипотезы, найдено множество важных фактов для объяснения механизмов формирования речи. Решение данных задач очень тесно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в психическом, физическом и речевом развитии детей. Современные ученые активно разрабатывают алгоритмы профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников педагогическими средствами. В практике оказания необходимой логопедической помощи ведется работа по развитию речевой направленности детской деятельности, по предупреждению и преодолению низкого уровня речевого развития детей с самого раннего возраста. К фундаментальным и прикладным задачам технологий речевого развития относятся: изучение процессов овладения детьми родной речью, языком, речевым общением; изучение онтогенеза детской речи, этапов и закономерностей речевого развития ребенка; применение традиционных методов и разработка инновационных коррекционных технологий речевого развития.
Речь не является врожденной способностью, а развивается вместе с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Благодаря языку, ребенок входит в мир и получает широкие возможности общения с другими людьми. Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально-положительном фоне и побуждать его к ответу. Ребенку недостаточно слышать звуки окружающего мира, ему необходимо слышать звуки речи. Поэтому развитие речи детей относится к числу важнейших педагогических задач. Продуктивным и важным периодом формирования речи является ранний и младший дошкольный возраст (от 8 месяцев -1 года до 3-4 лет). В это время ребенок должен овладеть основными закономерностями языка, т.к. речевое развитие в первые годы жизни оказывает влияние на всю последующую жизнь. Ранняя профилактика речевых нарушений дает возможность предупредить развитие различных дефектов в звукопроизношении и отклонений в развитии речи ребенка в целом.
Актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей принимает глобальный характер. Таким образом, выбор темы курсовой обусловлен ее актуальностью.
Цель: определение психолого-педагогических и логопедических условий и мероприятий для успешного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей раннего (дошкольного) возраста.
Объект: процесс профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.
Предмет: психолого-педагогические мероприятия по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности формирования речи и закономерности речевого развития детей раннего возраста.
2. Проанализировать факторы влияющие на риск развития и возникновения речевых нарушений у детей раннего возраста.
3. Рассмотреть проблему ранней диагностики речевых нарушений.
4. Раскрыть особенности профилактической и развивающей логопедической работы с детьми раннего возраста.
Методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе онтогенеза в раннем возрасте речи проходит сложный путь развития и имеет неповторимые особенности: этапы, стадии, которые ребенок должен пройти и тесно связаны между собой в процессе развития; сложившиеся новообразования, способствующие усложнению психических функций и приводящие к развитию ребенка в целом. В данной работе выбрана возрастная категория изучаемых детей – это дети раннего возраста.
Ведь необходимые предпосылки как сенсомоторного, так и речевого развития начинают формироваться еще в периоде младенчества и, усложняясь, приводят к развитию всех психических функций ребенка в дальнейшем.
В период раннего возраста происходит стремительное развитие всех структурных компонентов речи (фонетико-фонематического, лексического и грамматического). Именно они обеспечивают в будущем возможность связной речи ребенка.
К концу третьего года жизни ребенок должен научиться слушать и понимать рассказы, сюжетные тексты, сказки, рассказы, стихи, отвечать на вопросы по их содержанию; пользоваться в активном вещании всеми частями речи, кроме деепричастий и наречий; в активном вещании использовать сложные аграмматические фразы; владеть правильным произношением всех звуков родного языка, кроме группы шипящих и звуков [р], [р’], [л], [л’]. Профилактика речевого дизонтогенеза в раннем возрасте может быть представлена посредством первичной и вторичной профилактики.
Первичная заключается в создании благоприятных условий воспитания, достаточной речевой практики, адекватного социального и речевого окружения, достаточного количества внимания и общения, ведь это необходимые предпосылки гармоничного развития ребенка и в дальнейшем. Вторичная профилактика может заключаться в предупреждении осложнения существующих недостатков речи и появлении комплексного дефекта.
Несовершенство речевого развития как высшей психической функции может стать причиной ограничений в общении, недостаточном уровне сформированности познавательных процессов, возникновении всеобщей задержки психического развития, устойчивой неуспеваемости в учебной деятельности и нарушений поведения. Одной из важнейших задач учреждений дошкольного образования является профилактика нарушений речевого развития, что обусловлено социальным значением речи. В профилактике должны участвовать все стороны указанного процесса, то есть медики, педагоги, логопед, родители, потому как только их совместная деятельность даст видимый результат.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие / Алексеева М.М., Яшина В.И. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алексеенко, С. Н. Профилактика заболеваний: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. Н. Алексеенко, Е. В. Дробот. — Москва: Издательский дом Академия естествознания, 2015. — 449 c. — Текст: непосредственный.
3. Бенилова, С. Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С. Ю. Бенилова, Р. Л. Давидович, Н. В. Микляева. — Москва: Парадигма, 2012. — 312 c. — Текст: непосредственный.
4. Бенилова, С. Ю. Логопедия. Системные нарушения речи (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович. — М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2017. – 536 с.
5. Бродская, Ю. В. К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста / Ю. В. Бродская // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 1(4). - С. 27-31.
6. Белякова, Л.И. Заикание: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Логопедия" / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - Москва, 1998. - 301 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — Москва: AПН РСФСР, 1961. — 471 c. — Текст: непосредственный.
8. Гирилюк, Т. Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: специальность 13.00.03 «Коррекционная педагогика (логопедия)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Гирилюк Т. Н.; УГПУ. — Екатеринбург, 2007. — 30 c. — Текст: непосредственный.
9. Заваденко, Н. Н. Отставание развития речи в практике педиатра и детского невролога / Н. Н. Заваденко. — Текст: непосредственный // Вопросы современной педиатрии. — 2015. — № 14. — С. 132-139.
10. Курганская, Л.М. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие / Л. М. Курганская, Л. В. Серых; Белгородский гос. ун-т. - Белгород: Константа, 2006. - 262
11. Кударинова, А.С. Роль логопедической диагностики в формировании правильной речи // А.С. Кударинова// Фундаментальные исследования. - 2014. - №9–4. - С. 859–862.
12. Карелина И.Б. Комплексная абилитация неговорящих детей раннего возраста: – Монография. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2017. –156 с.
13. Кукина, И. В. Ранняя коррекционно-развивающая помощь детям с задержкой психоречевого развития: специальность 44.04.03 «специальное (дефектологическое) образование»: автореферат диссертации на соискание ученой степени магистра / Кукина И.В.; МГПУ. — Москва, 2019. — 35 c. — Текст: непосредственный.
14. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006.
15. Ланина, Т. Н. Логопедические занятия с малышами / Т. Н. Ланина // Логопед в детском саду. – 2013. – № 1. – С. 5–12.
16. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
17. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб.: СОЮЗ, 2001. — 218 с.
18. Левина, Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей / Р. Е. Левина. — Текст: непосредственный // Дефектология. — 1975. — № 2. — С. 12.
19. Митрофанова, А. Е. Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений у детей раннего возраста. / А. Е. Митрофанова. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики. — Москва: Молодой ученый, 2017. — С. 198.
20. Никоненко, З.А. Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста: учебно – методическое пособие /З.А. Никоненко, О.А. Чебан, О.Б. Бендер. - Тирасполь. Изд. Приднестр.ун-та, 2021. - 236с.
21. Нестерова, Ю. В. Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей "группы риска" младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / Ю. В. Нестерова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27. — С. 268-270.
22. Поваляева, Г. А. Учебное пособие: Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Г. А. Поваляева. — Абакан:, 2015. — 55 c. — Текст: непосредственный.
23. Полянская, Е. Н. Психологическая готовность к школе в общеобразовательных и логопедических группах / Е. Н. Полянская // Психология обучения. — 2014. — № 1. — С. 35-45.
24. Столярова, Е. С. К проблеме профилактики нарушений речи в раннем возрасте в условиях детского сада / Е. С. Столярова. — Текст: непосредственный // Сборник трудов конференции. — 2017. — № . — С. 89-91.
25. Сычева, И. А. Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста / И. А. Сычева. — Текст: непосредственный // интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. — Челябинск:, 2019. — С. 297- 300.
26. Теймурова, Г. И. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста с помощью игр / Г. И. Теймурова. — Текст: непосредственный // инновации. Наука. Образование. — 2022. — № 50. — С. 249-253.
27. Филатова, Е. Ю. Стимуляция речевого развития в раннем возрасте / Е. Ю. Филатова. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования. — Саратов: Саратовский источник, 2019. — С. 262-265.
28. Эмиргамзаева, р. С. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / р. С. Эмиргамзаева. — Текст: непосредственный // дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. — 2016. — № 2. — С. 130-133.
29. Ягунова, К. В. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста / К. В. Ягунова. — Текст: непосредственный // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2018. — № 6. — С. 23-30.


Интернет ресурсы
30. Основные этапы в развитии детской речи. — Текст: электронный // Дефектология Проф: [сайт]. — URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osnovnyie_etapyi_v_razvitii_detskoj_rechi/ (дата обращения: 20.02.2022).
31. Этапы формирования речи ребенка. — Текст: электронный // SuperInf.ru Информационные материалы для студентов: [сайт]. — URL: https://superinf.ru/view_article.php?id=75 (дата обращения: 24.01.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ