Введение…………………………………………………………...……………3
1. Сущность понятия творческая активность детей дошкольного возраста.............6
2. Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста……………………………………….................11
3. Виды и задачи легоконструирования....19
4. Создание педагогических условий по развитию творческой активности детей дошкольного возраста средствами лего-конструирования..................23
Заключение……………………………….……………………………………34
Список использованной литературы.............................36
Для полноценного развития как познавательных, творческих, так и эстетических сторон личности ребенка, важно не упустить момент, ведь именно дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом развития ребенка. Изучив методическую литературу по теме исследования, вынуждены констатировать, что, к сожалению, программа детского сада, основанная на трудах Казаковой Т.Г. и Комаровой Т.С., способствует развитию лишь творческих умений и навыков, но мало стимулирует развитие самих творческих способностей и активности. Именно поэтому перед педагогами встает проблема поиска источников реализации этих задач.
Развитию способности к творческому поиску у детей дошкольного возраста может способствовать в числе прочих и художественный ручной труд. Однако, несмотря на неоднократные попытки педагогов, процесс создания психолого-педагогических условий для использования богатого потенциала средств ручного труда в сфере формирования творческой активности дошкольника недостаточно реализован и изучен.
В связи с этим актуализируется необходимость проведения исследований, направленных на разработку новых способов, приемов и методов обучения дошкольников, которые позволят им значительно повысить свою творческую активность и проявить творческие способности.
Цель исследования - рассмотрение педагогических условий формирования творческой активности детей дошкольного возраста средствами лего-конструирования.
Объект исследования - развитие творческой активности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс развития творческой активности детей в среднем дошкольном возрасте средствами лего-конструирования.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Рассмотреть педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лего-конструирования.
Методологическая основа исследования:
• теория творчества, как качества личности (A.M. Матюшкин, М.С. Каган, А. Лук, Д.Б. Богоявленская и др.);
• теория творчества, как способности (H.H. Поддъяков, Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, Я.А. Пономарёв, и др.), раскрывающие пути развития творчества и его психолого-педагогические закономерности;
• теория творчества, как деятельности (Л.C. Выготский, Т.С. Комарова, H.A. Ветлугина, З.Н. Дьяченко и др.)
Детское творчество – деятельность специфическая, свойственная именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность стимулирует познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, творческое мышление, воображение, креативность.
В современном обществе особенно актуально развитие творческих, активных, инициативных людей. Ну а формирование задатков ребенка, как известно, закладывается именно в дошкольном возрасте, поэтому так важно не упустить этот благоприятный период и дать по возможности все необходимое для воспитания всесторонне-развитой личности малыша.
Современная образовательная программа дошкольного воспитания стимулирует педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а личность творческую. Поэтому создание творческого продукта не должно быть самоцелью, а прежде всего – средством развития детских способностей (творческих, интеллектуальных, художественных). Поэтому первоочередными задачами педагога являются формирование у дошкольников творческой активности, желания создавать новое, трудиться.
На основании изученной психолого-педагогической литературы, было выявлено понятие «творческой активности» как определенной черты личности, позволяющей решать определенный круг задач и выражающейся в постоянной готовности к этой деятельности. Применительно к дошкольникам можно понимать этот термин как качество личности ребенка, проявляющееся в той или иной творческой деятельности, чаще всего рассматривающейся в виде творческого продукта (поделка, рисунок, постройка и т.д).
Кроме того, в ходе исследовательской работы удалось выявить педагогические условия для развития творческих способностей у дошкольников возраста. Все принципы, условия, методики, описанные в данной работе должны использоваться целенаправленно и комплексно. Системность такого подхода позволит детям не только освоить навыки и умения работы с различными материалами, но и активизировать самостоятельность, инициативность дошкольников.
1. Абульханова-Славская К.А. Проблема активности личности: Методология и стратегия исследования. / К.А. Абульханова-Славская. // Активность и жизненная позиция личности. – М.: ИП АН, 1988. – С. 4-19.
2. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития / Е.Г. Алиева. М. ИП РАН, 2001. – 154 с.
3. Бабич О.М. Развитие творческих способностей у старших дошкольников / О. М. Бабич, Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар // Психолог в детском саду. – 2004. - № 3. – С. 33-51. 86
4. Баянкина З.В. Познавательные игры в коллективе как средство развития творческой активности подростков: диссертация ... кандидата педагогических наук. / З.В. Баянкина. – М., 1986. – 203 с.
5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. / Д.Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 274 с.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2010. – 320 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
8. Борисова Т.Н. Творчество и культура. Категориально-методологический анализ: автореферат дис. ... кандидата философских наук. / Т.Н. Борисова. Саратов: Саратовский ун-т, 1993. – 20 с.
9. Венгер Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. – М.: Знание, 1973. – 117 с.
10. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина. М.: Педагогика, 1972. – 284 с.
11. Внешняя среда и психическое развитие / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М.: Медицина, 2004. 208 с.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 97 с.
13. Дьяченко, О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 2012. – 430 с.
14. Еремина, Р.А., Кудрина, Н.И. Психолого-педагогические основы творческой деятельности детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста. / Р.А. Еремина, Н.И. Кудрина – Саранск, 2010. – 70 с.
15. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под. ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. – М.: Педагогика, 1972. – 352 с.
Калошина, И.П. Психология творческой деятельности учебное пособие / Калошина И.П. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16286.
17. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1985. – 192с.
18. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 144 с.
19. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений / Т.С. Комарова. – М.: Мнемозина, 2005. – 160 с.
20. Коноваленко, С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников. / С.В. Коноваленко. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 112 с.
21. Короткова, Н. Продуктивная деятельность детей дошкольного возраста. / Н. Короткова. // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 11. – С. 33-37.
22. Косминская, В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. / В.Б. Косминская. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
23. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. / Л.В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 240 с.
24. Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала:Средняя группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
25. Лазурский, А.Ф. Общая и экспериментальная психология. / А.Ф. Лазурский. – М.: Юрайт, 2016. – 245 с.
26. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст. / Н.С. Лейтес. – М.: Педагогика, 1971. – 280 с.
27. Лиштван З.В. Конструирование: пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1981. 159с.
28. Лыкова, И. Конструирование в детском саду. Средняя группа. / И. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2010. – 176 с.
29. Ляхова, Л.Н. Отражение и активность материи. / Л.Н. Ляхова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1979. – 177 с.
30. Максимова, В.Д. Развитие творческой активности учащихся сельской школы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. / В.Д. Максимова. – СПб.: Гос. пед. ун-т., 1993. – 17 с.
31. Николко, В.Н. Творчество как новационный процесс: Философско-онтологический анализ. / В.Н. Николко. – Симферополь: Таврия, 1990. – 189 с.
32. Павлов, Т.Д. Информация, отражение, творчество. / Т.Д. Павлов. – М.: Инфра-М, 20077. – 105 с.
33. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. / Л.А. Парамонова. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
34. Поддьяков, Н.Н.Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. / Н.Н. Поддьяков. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 407 с.
35. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 1996. – 416 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
37. Сокольникова, Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: диссертация ... доктора педагогических наук. / Н.М. Сокольникова. – М., 1997. – 472 с.
38. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. – М.: Педагогика, 1981. – Т. 2. – 388 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru
40. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ// [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru
41. Фидельман, М.И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте: диссертация ... кандидата психологических наук. / М.И. Фидельман. – М.: 1994. – 136 с.
42. Шайдурова, Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. / Н.В. Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
43. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112с