Аннотация 2
Введение 5
Раздел 1. Аналитический обзор 9
1. Обзор существующих конструкций 10
1.1 Отопление и вентиляция салона автомобиля ВАЗ-2109 (ВАЗ-2108) 10
1.2. Отопление, вентиляция и кондиционирование салона автомобиля
Mercedes-Benz C-класс (W203) 13
1.3. Отопление и вентиляция салона автомобиля «Chevrolet Lanos» 17
1.4. Система потоков воздуха на автомобилях фирмы «HONDA» 20
1.5. Система отопления и вентиляции автомобиля ВАЗ-1118 21
Раздел 2. Конструкторская часть 25
2.1 Разработка структурной схемы, алгоритма работы, выбор и расчёт
элементов контроллера отопителя. Разработка электрической
принципиальной схемы 26
2.1.1. Разработка структурной схемы и алгоритма работы контроллера блока
управления отопителем 26
2.1.2. Разработка электрической принципиальной схемы 28
2.1.3. Выбор и расчет элементов контроллера отопителя 30
2.2 Выбор драйвера управления микромоторедуктором 32
2.3 Расчёт схемы стабилизатора напряжения 37
2.4 Электромеханический расчёт электродвигателя 38
2.5 Устройство и принцип работы контроллера 55
2.6 Разработка технических требований блока управления отопителем на
автомобиле ВАЗ 1118 56
2.6.1. Основные параметры и размеры 56
2.6.2 Технические характеристики контроллера 57
2.6.3 Требования по электромагнитной совместимости 59
2.6.4 Маркировка 60
Раздел 3. Технологическая часть 62
3.1 Методика испытания блока управления отопителем на автомобиле ВАЗ
1118 63
3.2 Приемо-сдаточные испытания 63
3.3 Периодические испытания 64
3.4 Типовые испытания 64
3.5 Испытание на надежность 65
3.6 Методы испытаний 65
3.7 Технология изготовления печатных плат методом поверхностного
монтажа 71
Заключение 96
Список литературы
Электрооборудование автомобилей является неотъемлемой и очень важной составляющей современного автомобиля, обеспечивающий как работу механических систем автомобиля так и безопасность и комфортабельность автомобиля.
Автомобильное электрооборудование подразделяется на следующие системы:
а) электроснабжения, состоящего из генераторной установки, регулятора напряжения выносного или встроенного в генератор, аккумуляторной батареи и проводки;
б) пуска двигателя внутреннего сгорания в которую входит электростартер, реле управления стартером, аккумуляторная батарея и дополнительные устройства предпускового подогрева двигателя;
в) зажигания, включающую в себя свечи зажигания, высоковольтные провода и наконечники, прерыватель-распределитель или датчик- распределитель, катушку зажигания, транзисторный коммутатор и добавочный резистор;
г) освещения и световой сигнализации, состоящего из фар дальнего и ближнего света, указателей поворотов, задних и передних фонарей, фонарей освещения номерного знака, плафонов освещения салона, световых табло и другие;
д) электропривода, включающую в себя электродвигатели отопителя; электровентиляторы, стеклоподъемники, блокировку дверей, стекло - и фароочистители, моторедукторы антенны, бокового зеркала заднего вида и моторедукторы сидений водителя и пассажиров, электроусилитель руля;
е) информации и контроля состояния автомобиля и его агрегатов (датчики давления и температуры, скорости автомобиля и частоты вращения коленчатого вала, спидометры и тахометры, счетчики моточасов, щитки приборов и диагностические панели, указательные приборы и сигнализаторы);
ж) подавления радиопомех (фильтры, помехоподавляющие наконечники
и встроенные резисторы);
з) электронной автоматики и регулирования агрегатами автомобиля (электронные системы управления силовым агрегатом, антиблокировочные системы тормозов, управления подвеской и др.).
и) коммутации и проводки, состоящего из выключателей, переключателей, кнопок, реле, замка зажигания, пучков проводов, разъемов, соединений.
Всевозрастающая конкуренция в автомобилестроении требует повышения уровня комфортности и безопасности водителя и пассажиров в салоне автомобиля, что связано, в частности, с эффективностью функционирования системы отопления и вентиляции. В условиях значительного сокращения финансирования научных исследований и фондов развития производства, экспериментальные исследования систем отопления и вентиляции практически неосуществимы, а существующие интегральные подходы при расчете таких систем не позволяют создавать конкурентоспособные эффективно функционирующие конструкции. В данном проекте рассматривается одна из возможных и перспективных технологий проектирования и расчета системы отопления и вентиляции на автомобиль ВАЗ 1118. Система отопления, вентиляции и кондиционирования автомобиля предназначена для создания и поддержания комфортных условий в салоне автомобиля.
Система имеет следующее общее устройство:
- система вентиляции;
- система отопления;
- система кондиционирования (климат-контроля).
Система отопления, вентиляции и кондиционирования, по сути, состоит из трех различных систем, объединенных выполнением одной общей функции. Система вентиляции служит для охлаждения воздуха в салоне автомобиля, а также его очистки. Она использует конструктивные элементы системы отопления (вентилятор, направляющие каналы). Система вентиляции также комплектуется фильтром очистки (т.н. салонный фильтр). Фильтр задерживает пыль и твердые частицы, а также может улавливать запахи и вредные вещества. Под понятием "вентиляция салона" многими водителями подразумеваются только ручки и рычаги системы отопления и вентиляции, а также их каналы с дефлекторами, расположенными на видном месте панели приборов. Но в каждом автомобиле обязательно присутствует внешне едва заметная система вытяжной вентиляции. Несколько щелей на задней стойке автомобилей или перед задними фонарями, а также в дверях переднеприводных моделей свидетельствуют о наличии воздушных каналов.
Следует назвать еще и вентиляционные отверстия, удачно замаскированные за боковинами задних бамперов. В практике мирового автомобилестроения в последнее время все большее распространение получает вытяжка через багажник. Места для расположения отверстий вытяжной вентиляции определяют методами аэродинамических испытаний по коэффициенту статического давления. В каналах вытяжной вентиляции в обязательном порядке устанавливают обратные клапана, которые препятствуют проникновению в салон автомобиля пыли и выхлопных газов. При испытаниях и доводке системы микроклимата путем правильного подбора одного из вариантов системы вытяжной вентиляции в сочетании с системой отопления можно добиться повышения комфорта в салоне автомобиля. Для этого более подробно рассмотрим и сравним между собой каждую систему вытяжной вентиляции с учетом их преимуществ и недостатков.
В чем же проявляются недостатки вытяжной вентиляции в дверях? При этом типе расположения вытяжных отверстий создаются неблагоприятные условия распределения и протекания воздушных потоков в салоне автомобиля. Так, зимой практически весь нагретый воздух, поднявшись из зоны ног вверх к потолку салона, поступает затем к холодному заднему стеклу. Здесь он охлаждается и направляется по спинке заднего сиденья и спинам задних пассажиров вниз, чтобы выйти наружу через вытяжку в задних дверях как раз на уровне поясницы и почек пассажиров, что является очень нежелательным.
Это явление называют "холодной волной". Оно характерно для всех переднеприводных автомобилей ВАЗ, а наиболее ярко проявляется на автомобиле "Дэу-Нексиа" с вытяжными отверстиями, расположенными только в задних дверях. Кроме того, на переднеприводных автомобилях "ВАЗ" вытяжка в дверях приводит к быстрому запотеванию стекол, особенно на ВАЗ- 2110. Но и летом такая система не является оптимальной, т.к. через вытяжку в дверях в зоне ног происходит частичный выход свежего воздуха, в то время как верхний воздушный поток остается еще хорошо нагретым, пока пройдет мимо пассажиров в систему вытяжной вентиляции в задних дверях. Система вытяжной вентиляции через двери не может соперничать с более совершенными системами. Для систем вентиляции через задние стойки и через багажник не характерна "холодная волна", т.к. воздух из салона выходит через щель между нижней кромкой заднего стекла и задней полкой или через щели на самой задней полке. А в летнее время это обеспечивает большее поступление свежего воздуха в зоны головы водителя и пассажиров. Вентиляция, осуществляемая через багажник, имеет и некоторые другие преимущества - это вентиляция багажника, снижение уровня шума, увеличение расходов воздуха в салоне, уменьшение запотевания стекол. Отверстия для выхода воздуха в багажнике больше, чем на задней стойке. Поэтому сопротивление воздушного потока меньше, что обеспечивает улучшение расхода воздуха при движении автомобиля, особенно на малой скорости в городском цикле. Еще одним преимуществом вытяжки через багажник является ее независимость от условий движения. Так, на стоянке при включенном вентиляторе отопителя независимо от места расположения вытяжных отверстий в салоне присутствует небольшое избыточное давление. При движении автомобиля со скоростью более 100 км/ч условия изменяются: вентиляционные отверстия, находящиеся на задней стойке, попадают в зону интенсивного разрежения и отсоса воздуха из салона, поэтому в салоне часто начинает преобладать пониженное давление даже при включенном вентиляторе. Это приводит к подсасыванию в салон через щели в кузове автомобиля пыли, грязи, а также холодного воздуха.
В данной выпускной квалификационной работе был произведен анализ известных технических решений систем отопления и вентиляции, сформулированы основные требования к конструкции и режимам работы, выбраны аналоги и прототипы.
Был проведен сравнительный анализ предыдущих разработок.
В основной части дипломного проекта разработана электрическая схема блока управления, произведен расчет и выбор элементов схемы.
В технологической части проекта представлена технология изготовления печатных плат методом поверхностного монтажа.
1. Акимов Н.Н. Резисторы, конденсаторы, трансформаторы, дроссели, коммутационные устройства РЭА: Справочник / Н.Н. Акимов, Е.П. Ващуков,
B. А. Прохоренко [и др.]- Минск.: Беларусь, 2010.
2. Алексенко А. Г. Применение прецизионных аналоговых микросхем /
А.Г. Алексенко - М.: Радио и связь, 2010.- 256 с.
3. Белов С. В. Безопасность производственных процессов: Справочник /
C. В.Белов, В.Н.Бринза, Б.С.Векшин - М.: Машиностроение, 2011.- 448 с.
4. Егоров М.Е. Основы проектирования машиностроительных заводов/
М.Е. Егоров - М.: Высшая школа, 2010.
5. Егоров М.Е. Технология машиностроения / М.Е. Егоров, В.И. Дементьев- М.: Высшая школа, 2011.
6. Жигалов А.Т. Конструирование и технология печатных плат / А.Т.Жигалов, Е.П.Котов - М.: Высшая школа, 2012.
7. . Ильин В.А. Прогрессивная технология изготовления печатных плат / В. А. Ильин, В. А. Терешкин, 32 с. 21 см, Л. ЛДНТП 2010.
8. Ильин В. А. Технология изготовления печатных плат. — Л.:
Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 2010.— 77 с, ил. (Б-чка гальванотехника/Под ред. П. М. Вячеславов а; Вып. 9).
9. Московкин Л.Н. Слесарно-сборочные работы в производстве радиоаппаратуры и приборов / Л.Н.Московкин, Н.Н.Сорокина - М.: Высшая школа, 2011.
10. Петухов В.М. Аналоги отечественных и зарубежных транзисторов: Справочник.- М.: КубК-а, 2013г.- 320 с.: ил.
11. Сметнев Н.Н. Справочник по электрооборудованию автомобилей / Н.Н. Сметнев, В.И. Чепланов, А.А. Здановский. - М.: Машиностроение, 2010.- 40 с
12. Сметнев Н.Н. Технология производства и ремонта автотракторного электрооборудования / Н.Н.Сметнев - М.: Машиностроение, 2011.
Изм. Лист № доким. Подпись Дата
13. Сташин В.В. Проектирование цифровых устройств на однокристальных микроконтроллерах/ В.В.Сташин, А.В.Урусов, О.Ф.Мологонцева. -М.: Энергоатомиздат, 2012.
14. Фесенко М.Н. Теория, конструкция и расчет автотракторного
электрооборудования: Учебник для машиностроительных техникумов /
М.Н. Фесенко - М.: Машиностроение, 2010.- 384 с.
15. Четвертков И. И., Дьяконов М. Н. Конденсаторы: Справочник. - М.: Радио и связь, 2012.
16. Четвертков И. И., Терехов В.М. Резисторы: Справочник. - М.: Радио и связь, 2010.
17. Чижков Ю.П., Акимов С.В. Электрооборудование автомобилей. Учебник для вузов. - М.: За рулем, 2011.
18. Шевкопляс Б.В. Микропроцессорные структуры. Инженерные решения: Справочник. - 2-е изд. Перераб. и доп. - М.: Радио и связь, 2012.
19. Шило В.Л. Популярные цифровые микросхемы: Справочник. -М.;
20. Шило В. Л. Функциональные аналоговые интегральные микросхемы / В.Л. Шило - М.: Радио и связь, 2010.
21. Шульгин О.А. Справочник по полупроводниковым приборам. Шульгин О.А., Шульгина И.Б., Воробьев А.Б. Laser Art, 2011.
22. Щербаков В.И., Грездов Г.И. Электронные схемы на операционных усилителях. - Киев.: Техника, 2010г.
23. Юдин Е.Я., Белов С.В. Охрана труда в машиностроении. Учебник для ВУЗов - М.:Машиностроение, 2013.
24. Полупроводниковые приборы. Диоды, тиристоры и оптоэлектронные приборы: Справочник./ Под ред. Н.Н. Горюнова. - М.: Энергоатомиздат, 2012.
25. Полупроводниковые приборы. Транзисторы малой мощности: Справочник./ Под ред. А.В. Голомедова. - М.: Радио и связь, 2011г.
26. Полупроводниковые приборы. Транзисторы средней и большой мощности: Справочник./ Под ред. А.В.Голомедова. - М.: Радио и связь, 2010г.
27. Практическое руководство по расчетам схем в электронике: Справочник. В 2-х т. Т. 1: Пер. с англ. / Под ред. Ф.Н. Покровского. - М.: Энергоатомиздат, 2013. - 368с.
28. Практическое руководство по расчетам схем в электронике: Справочник. В 2-х т. Т. 2: Пер. с англ. / Под ред. Ф.Н. Покровского. - М.: Энергоатомиздат, 2011. - 373 с.
29. Разработка и оформление конструкторской документации радиоэлектронной аппаратуры: Справочник / Э. Т. Романычева, А. К. Иванова, А. С. Куликов и др.; Под ред. Э. Т. Романычевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Радио и связь, 2010г.
30. Руководство по проектированию отопления и вентиляции предприятий машиностроительной промышленности. Гальванические и травильные цехи - М.: ЦБНТИ Минмонтажспецстроя, 2012.- 20с.
31. Справочник. Транзисторы средней и большой мощности./ Под ред. А. В. Галомедова. М.: Радио и связь, 2010.
32. ГОСТ 7.1 - 2010 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления
33. ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования