Особенности перемещения товаров для личного пользования в соответствии с гл. 49 ТК ТС
|
Введение 3
Глава I. Правовое регулирование перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза 7
§ 1. Характеристика основных понятий, применяемых при перемещении товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза 7
§ 2. Правовые основы перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза 14
Глава II. Порядок перемещения и таможенного контроля товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза 21
§ 1. Порядок и условия перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза 21
§ 2. Таможенный контроль товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза 28
Глава III. Порядок и условия уплаты таможенных платежей товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза 37
§ 1. Таможенные платежи, подлежащие уплате при перемещении товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза 37
§ 2. Освобождение физических лиц от уплаты таможенных пошлин при перемещении товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза 44
§ 3. Проблемы и задачи по выявлению ввоза товаров под видом товаров для личного пользования с целью уклонения от уплаты таможенных пошлин и налогов 48
Заключение 61
Список использованной литературы
Глава I. Правовое регулирование перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза 7
§ 1. Характеристика основных понятий, применяемых при перемещении товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза 7
§ 2. Правовые основы перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза 14
Глава II. Порядок перемещения и таможенного контроля товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза 21
§ 1. Порядок и условия перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза 21
§ 2. Таможенный контроль товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза 28
Глава III. Порядок и условия уплаты таможенных платежей товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза 37
§ 1. Таможенные платежи, подлежащие уплате при перемещении товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза 37
§ 2. Освобождение физических лиц от уплаты таможенных пошлин при перемещении товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза 44
§ 3. Проблемы и задачи по выявлению ввоза товаров под видом товаров для личного пользования с целью уклонения от уплаты таможенных пошлин и налогов 48
Заключение 61
Список использованной литературы
В силу либерализации внешнеэкономической деятельности в России, произошедшей в последнем десятилетии двадцатого века, произошло значительное расширение круга лиц, получивших право осуществления внешнеэкономической деятельности на рынках ближнего и дальнего зарубежья. Однако перемещение ряда товаров через таможенную границу Российской Федерации не связано с осуществлением внешнеторговой деятельности, а происходит физическими лицами для собственных нужд.
Резкое увеличение масштабов перемещения таких товаров через границу обусловило возрастание роли и значения правового регулирования порядка перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами для личных нужд. В свою очередь, это потребовало выработки системы принципиально новых нормативных правовых актов.
Таможенный кодекс Таможенного союза1 (далее по тексту - ТК ТС) полностью не заполнил всех правовых пробелов и не решил всех вопросов в области таможенного дела. Это относится и к такому институту таможенного права, как перемещение товаров через таможенную границу России физическими лицами для личного пользования. Такое перемещение не приносит в государственный бюджет значительных доходов, не влечет большой собираемости таможенных платежей, однако является достаточно распространенным явлением в таможенном деле, с которым государству необходимо считаться.
Ежедневно десятки тысяч человек пересекают таможенную границу Российской Федерации и Таможенного союза в воздушных, морских, автомобильных и пешеходных пунктах пропуска в туристических, деловых, научных, семейных и подобных целях, перемещая в багаже самые разнообразные товары.
Активно идет процесс переселения в нашу страну бывших соотечественников и иных лиц, определивших Российскую Федерацию в качестве нового постоянного места жительства. Такие лица следуют через таможенную границу вместе со своим имуществом, в том числе, зачастую, с автотранспортными средствами. Организация таможенного контроля при указанных перемещениях, пресечение контрабанды и нарушений таможенных правил, взимание в необходимых случаях таможенных платежей, оптимизация времени и затрат физических лиц при прохождении таможенных процедур, выполнение других подобных задач возложено государством на федеральные органы, уполномоченные в области таможенного дела.
Актуальность выбранной темы обусловлена устойчивой тенденцией роста объемов пассажиропотока, а также ввоза товаров и транспортных средств физическими лицами на таможенную территорию Евразийского экономического союза, вследствие чего возникает острая проблема регулирования отношений между таможенными органами стран-членов Евразийского экономического союза.
Учитывая данные обстоятельства, Межгосударственным Советом ЕАЗС и Комиссией Таможенного союза был установлен особый порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ физическими лицами в целях сокращения времени на таможенное оформление граждан и совершенствования деятельности таможенных органов.
Теоретические основы экономико-правовой деятельности государства применительно к таможенной сфере получили отражение в работах: А.П. Але-хина, Д.Н. Бахраха, Н.М. Блинова, В.П. Божьева, К.Г. Борисова, М.В. Ванина, Б.Н. Габричидзе, В.Г. Драганова, А.Д., Ершова, Ф.О. Истомина, А.А. Кармолицкого, Ю.М. Козлова, А.Н. Козырина, К.А. Корнякова, Л.А. Лозбенко, В.В., Маклакова, А.Н. Мячина, А.Ф. Ноздрачева, А.Ю. Певнева, М.М. Рассолова, В.Н. Ревина, Ю.Н. Старилова, В.В. Шпагина, Л.М. Энтина, А.Н. Яцушко и др.
Однако следует принять во внимание, что данные работы были написаны на основе таможенного законодательства Российской Федерации, в то время как сейчас порядок перемещения товаров физическими лицами регламентируется законодательством Таможенного союза.
Объектом исследования является таможенное регулирование перемещения и контроля через таможенную границу запрещенных и ограниченных к ввозу товаров для личного пользования.
Предметом исследования выступает совокупность правовых норм таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, регулирующих порядок перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза и осуществление таможенного контроля с использованием системы управления рисками и оперативно -розыскных мероприятий, правовые нормы, регулирующие административную и уголовную ответственность за незаконное перемещение товаров и анализ их применения таможенными органами.
Целью настоящего исследования является комплексная характеристика основ таможенного регулирования перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза.
Эта цель обусловила следующие задачи исследования:
- раскрыть основные понятия, применяемые при перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу ТС и РФ;
- провести анализ таможенного законодательства по перемещению товаров физическими лицами в соответствии с действующим законодательством Таможенного союза ЕАЗС;
- рассмотреть особенности порядка и условий перемещения и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования;
- проанализировать порядок, условия уплаты и условия освобождения уплаты таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств физическими лицами;
- рассмотреть проблемы по выявлению ввоза товаров через таможенную границу Таможенного союза под видом товаров для личного пользования с целью уклонения от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Применяемые методы исследования. В процессе выполнения работы применялись различные методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики борьбы с таможенными правонарушениями и др.
Эмпирическая база исследования представлена аналитическими материалами Федеральной таможенной службы, квартальными и годовыми отчетами (за период с 2012 по 2015 годы), размещенными на официальном сайте ФТС России.
Необходимость решения указанных задач определила структуру дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения и списка литературы.
Резкое увеличение масштабов перемещения таких товаров через границу обусловило возрастание роли и значения правового регулирования порядка перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами для личных нужд. В свою очередь, это потребовало выработки системы принципиально новых нормативных правовых актов.
Таможенный кодекс Таможенного союза1 (далее по тексту - ТК ТС) полностью не заполнил всех правовых пробелов и не решил всех вопросов в области таможенного дела. Это относится и к такому институту таможенного права, как перемещение товаров через таможенную границу России физическими лицами для личного пользования. Такое перемещение не приносит в государственный бюджет значительных доходов, не влечет большой собираемости таможенных платежей, однако является достаточно распространенным явлением в таможенном деле, с которым государству необходимо считаться.
Ежедневно десятки тысяч человек пересекают таможенную границу Российской Федерации и Таможенного союза в воздушных, морских, автомобильных и пешеходных пунктах пропуска в туристических, деловых, научных, семейных и подобных целях, перемещая в багаже самые разнообразные товары.
Активно идет процесс переселения в нашу страну бывших соотечественников и иных лиц, определивших Российскую Федерацию в качестве нового постоянного места жительства. Такие лица следуют через таможенную границу вместе со своим имуществом, в том числе, зачастую, с автотранспортными средствами. Организация таможенного контроля при указанных перемещениях, пресечение контрабанды и нарушений таможенных правил, взимание в необходимых случаях таможенных платежей, оптимизация времени и затрат физических лиц при прохождении таможенных процедур, выполнение других подобных задач возложено государством на федеральные органы, уполномоченные в области таможенного дела.
Актуальность выбранной темы обусловлена устойчивой тенденцией роста объемов пассажиропотока, а также ввоза товаров и транспортных средств физическими лицами на таможенную территорию Евразийского экономического союза, вследствие чего возникает острая проблема регулирования отношений между таможенными органами стран-членов Евразийского экономического союза.
Учитывая данные обстоятельства, Межгосударственным Советом ЕАЗС и Комиссией Таможенного союза был установлен особый порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ физическими лицами в целях сокращения времени на таможенное оформление граждан и совершенствования деятельности таможенных органов.
Теоретические основы экономико-правовой деятельности государства применительно к таможенной сфере получили отражение в работах: А.П. Але-хина, Д.Н. Бахраха, Н.М. Блинова, В.П. Божьева, К.Г. Борисова, М.В. Ванина, Б.Н. Габричидзе, В.Г. Драганова, А.Д., Ершова, Ф.О. Истомина, А.А. Кармолицкого, Ю.М. Козлова, А.Н. Козырина, К.А. Корнякова, Л.А. Лозбенко, В.В., Маклакова, А.Н. Мячина, А.Ф. Ноздрачева, А.Ю. Певнева, М.М. Рассолова, В.Н. Ревина, Ю.Н. Старилова, В.В. Шпагина, Л.М. Энтина, А.Н. Яцушко и др.
Однако следует принять во внимание, что данные работы были написаны на основе таможенного законодательства Российской Федерации, в то время как сейчас порядок перемещения товаров физическими лицами регламентируется законодательством Таможенного союза.
Объектом исследования является таможенное регулирование перемещения и контроля через таможенную границу запрещенных и ограниченных к ввозу товаров для личного пользования.
Предметом исследования выступает совокупность правовых норм таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, регулирующих порядок перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза и осуществление таможенного контроля с использованием системы управления рисками и оперативно -розыскных мероприятий, правовые нормы, регулирующие административную и уголовную ответственность за незаконное перемещение товаров и анализ их применения таможенными органами.
Целью настоящего исследования является комплексная характеристика основ таможенного регулирования перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза.
Эта цель обусловила следующие задачи исследования:
- раскрыть основные понятия, применяемые при перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу ТС и РФ;
- провести анализ таможенного законодательства по перемещению товаров физическими лицами в соответствии с действующим законодательством Таможенного союза ЕАЗС;
- рассмотреть особенности порядка и условий перемещения и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования;
- проанализировать порядок, условия уплаты и условия освобождения уплаты таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств физическими лицами;
- рассмотреть проблемы по выявлению ввоза товаров через таможенную границу Таможенного союза под видом товаров для личного пользования с целью уклонения от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Применяемые методы исследования. В процессе выполнения работы применялись различные методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики борьбы с таможенными правонарушениями и др.
Эмпирическая база исследования представлена аналитическими материалами Федеральной таможенной службы, квартальными и годовыми отчетами (за период с 2012 по 2015 годы), размещенными на официальном сайте ФТС России.
Необходимость решения указанных задач определила структуру дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения и списка литературы.
Результаты проведенного исследования особенностей перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу РФ для личного пользования позволяют сделать следующие выводы.
В настоящее время порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования и совершение таможенных операций, связанных с их выпуском регулируется законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной положениями Таможенного кодекса Таможенного союза, - в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, в частности, Соглашением от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
Особенность перемещения физическими лицами товаров для личного пользования, заключается в освобождении от уплаты таможенных платежей, в этой связи, зачастую, под видом товаров для личного пользования через таможенную границу перемещаются товары, подлежащие декларированию, в отношении которых уплачиваются таможенные пошлины.
К товарам для личного пользования также не применяются меры нетарифного и технического регулирования.
Критериями отнесения товаров к товарам для личного пользования выступают стоимостные, количественные и весовые нормы. Поэтому, физические лица злоупотребляют своим правом беспошлинного перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу путем указания недостоверных сведений о количестве, стоимости или весе товаров, а также перемещают по зеленому коридору товары, которые, на самом деле, не входят в перечень товаров для личного пользования, либо относятся к категории товаров личного пользования, но не освобожденных от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Следовательно, остается актуальным исследование особенностей и пробелов в правовой регламентации порядка перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу, а также совершенствование способов и форм таможенного контроля в данной области таможенного регулирования.
Анализ судебной практики по соблюдению таможенного законодательства о перемещении товаров для личного пользования физическими лицами позволяет сделать вывод о том, что самым проблемным аспектом является то, что физические лица не совершают операции по декларированию товаров, тем самым уклоняются от уплаты таможенных платежей, хотя стоимостные и весовые лимиты превышены.
Таможенные органы, в свою очередь, определяют стоимость товаров для личного пользования исходя из рыночных цен, и не учитывают те документы, которые им предоставляет декларант, свидетельствующие о реальной стоимости перемещаемых товаров.
Таможенным органам следует руководствоваться нормами ТК ТС и при определении стоимости перемещаемых физическими лицами товаров для личного пользования исходить из предоставляемых декларантом документов (товарных чеков, инвойсов, счет-фактур и др.).
Следует отметить, что при ввозе товаров физическими лицами вывод о том, предназначаются ли перемещаемые товары для личного пользования или для каких-либо иных целей, таможенный орган делает самостоятельно.
Согласно п. 1 ст. 3 Соглашения от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную территорию Таможенного союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из заявления физического лица о перемещаемых
товарах в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации, характера и количества товаров, частоты пересечения физического лица и перемещения им товаров через таможенную границу Таможенного союза.
На практике должностными лицами таможенных органов указанные критерии определения предназначения товаров применяются в следующем порядке:
- характер товаров, т.е. их потребительские свойства, традиционная практика применения и использования (например, перемещение товаров, обычно не используемых в быту, дает основание полагать, что такие товары перемещаются для предпринимательской деятельности);
- количество товаров (например, перемещение однородных товаров одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п. в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, рассматривается как перемещение товаров для предпринимательской деятельности);
- частота перемещения товаров через таможенную границу (так, периодическое перемещение одним и тем же лицом однородных товаров, хотя бы и в небольших количествах, рассматривается как перемещение товаров для предпринимательской деятельности.
Помимо этого, однородные товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях в небольших количествах одним и тем же лицом или в адрес одного и того же лица одновременно либо в течение одной недели, могут рассматриваться как не предназначенные для личного пользования адресата).
Таким образом, физические лица даже при соблюдении стоимостных и весовых ограничений, установленных в отношении перемещаемых товаров для личного пользования, предполагают дальнейшее использование данных товаров в коммерческих целях.
данные критерии являются весьма субъективными и неточными, в связи с этим, возникает ситуация, когда теоретически можно уложиться в установленный лимит по стоимости, но, исходя из количества, таможенный орган может сделать вывод, что товар не предназначен для личного пользования.
Указанные выше проблемы и пробелы в нормативном регулировании порядка перемещения товаров для личного пользования физическими лицами следует законодательно разрешить и восполнить для эффективной деятельности таможенных органов.
В настоящее время порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования и совершение таможенных операций, связанных с их выпуском регулируется законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной положениями Таможенного кодекса Таможенного союза, - в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, в частности, Соглашением от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
Особенность перемещения физическими лицами товаров для личного пользования, заключается в освобождении от уплаты таможенных платежей, в этой связи, зачастую, под видом товаров для личного пользования через таможенную границу перемещаются товары, подлежащие декларированию, в отношении которых уплачиваются таможенные пошлины.
К товарам для личного пользования также не применяются меры нетарифного и технического регулирования.
Критериями отнесения товаров к товарам для личного пользования выступают стоимостные, количественные и весовые нормы. Поэтому, физические лица злоупотребляют своим правом беспошлинного перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу путем указания недостоверных сведений о количестве, стоимости или весе товаров, а также перемещают по зеленому коридору товары, которые, на самом деле, не входят в перечень товаров для личного пользования, либо относятся к категории товаров личного пользования, но не освобожденных от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Следовательно, остается актуальным исследование особенностей и пробелов в правовой регламентации порядка перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу, а также совершенствование способов и форм таможенного контроля в данной области таможенного регулирования.
Анализ судебной практики по соблюдению таможенного законодательства о перемещении товаров для личного пользования физическими лицами позволяет сделать вывод о том, что самым проблемным аспектом является то, что физические лица не совершают операции по декларированию товаров, тем самым уклоняются от уплаты таможенных платежей, хотя стоимостные и весовые лимиты превышены.
Таможенные органы, в свою очередь, определяют стоимость товаров для личного пользования исходя из рыночных цен, и не учитывают те документы, которые им предоставляет декларант, свидетельствующие о реальной стоимости перемещаемых товаров.
Таможенным органам следует руководствоваться нормами ТК ТС и при определении стоимости перемещаемых физическими лицами товаров для личного пользования исходить из предоставляемых декларантом документов (товарных чеков, инвойсов, счет-фактур и др.).
Следует отметить, что при ввозе товаров физическими лицами вывод о том, предназначаются ли перемещаемые товары для личного пользования или для каких-либо иных целей, таможенный орган делает самостоятельно.
Согласно п. 1 ст. 3 Соглашения от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную территорию Таможенного союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из заявления физического лица о перемещаемых
товарах в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации, характера и количества товаров, частоты пересечения физического лица и перемещения им товаров через таможенную границу Таможенного союза.
На практике должностными лицами таможенных органов указанные критерии определения предназначения товаров применяются в следующем порядке:
- характер товаров, т.е. их потребительские свойства, традиционная практика применения и использования (например, перемещение товаров, обычно не используемых в быту, дает основание полагать, что такие товары перемещаются для предпринимательской деятельности);
- количество товаров (например, перемещение однородных товаров одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п. в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, рассматривается как перемещение товаров для предпринимательской деятельности);
- частота перемещения товаров через таможенную границу (так, периодическое перемещение одним и тем же лицом однородных товаров, хотя бы и в небольших количествах, рассматривается как перемещение товаров для предпринимательской деятельности.
Помимо этого, однородные товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях в небольших количествах одним и тем же лицом или в адрес одного и того же лица одновременно либо в течение одной недели, могут рассматриваться как не предназначенные для личного пользования адресата).
Таким образом, физические лица даже при соблюдении стоимостных и весовых ограничений, установленных в отношении перемещаемых товаров для личного пользования, предполагают дальнейшее использование данных товаров в коммерческих целях.
данные критерии являются весьма субъективными и неточными, в связи с этим, возникает ситуация, когда теоретически можно уложиться в установленный лимит по стоимости, но, исходя из количества, таможенный орган может сделать вывод, что товар не предназначен для личного пользования.
Указанные выше проблемы и пробелы в нормативном регулировании порядка перемещения товаров для личного пользования физическими лицами следует законодательно разрешить и восполнить для эффективной деятельности таможенных органов.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ
ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016



