Введение 3
1 Теоретические аспекты налогообложения предприятия налогом на
добавленную стоимость 7
1.1 Налог на добавленную стоимость: понятие, налоговая база 7
1.2 Налоговая ставка по НДС 12
1.3 Проблемы, связанные с исчислением и уплатой НДС 19
2 Организация налогообложения предприятия налогом на добавленную
стоимость на примере ПАО «Газпром» 24
2.1 Краткая характеристика деятельности ПАО «Газпром» 24
2.2 Оценка финансово-экономических показателей ПАО «Газпром» 29
2.3 Существующий порядок уплаты НДС 35
3 Совершенствование налогообложения предприятия налогом на добавленную стоимость в ПАО «Газпром» 43
3.1 Пути совершенствования налогообложения предприятия
налогом на добавленную стоимость 43
3.2 Разработка программы оптимизации налога на добавленную
стоимость ПАО «Газпром» 53
Заключение 67
Список использованных источников 72
Приложение
Актуальность исследования выражается в том, что в настоящий период времени налог на добавленную стоимость (НДС) считается одним из важных федеральных налогов. Основанием его взимания считается добавленная стоимость, которая создается на всех стадиях производства и обращения товаров. Данный налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в качестве своеобразных надбавок взимаются посредством включения в цену продукции, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей товаров, работ и услуг. НДС как более существенный косвенный налог осуществляет такие взаимодополняющие функции, как фискальная и регулирующая функции. Фискальная функция, в основном, заключается в мобилизации значительных поступлений от этого налога в доход бюджета на основании простоты взимания и устойчивости базы обложения. При этом, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля над сроками продвижения продукции и ее качества. За весь период существования НДС действующий механизм его исчисления и взимания претерпел определенные преобразования. В связи с этим у налогоплательщиков появляется большое количество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения этим налогом. Данное обстоятельство, в основном, и обуславливает актуальность выбранной темы.
НДС представляет форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на различных этапах сфер производства и обращения и определятся в качестве разницы стоимости реализованных товаров, работ и услуг от стоимости материальных затрат, которые относят на расходы сферы производства и обращения. Налог на добавленную стоимость обладает универсальным характером, так как он взимается со всей продукции и услуг в течение всего производственного цикла от производителей до места продаж. При этом каждый промежуточный участник данного процесса оплачивает данный налог. Добавленная стоимость представляет часть стоимости продукции, работ и услуг, которая создается в трудовом процессе и включает в себя заработную плату и прибыль хозяйствующего субъекта. Налог на добавленную стоимость считается основным федеральным налогом и обладает определенной значимостью в формировании доходной области федерального бюджета и в социально-экономическом развитии страны. В составе правовых основ рыночной экономики налог на добавленную стоимость выступает регулятором перераспределения общественных благ и основным, стабильным источником поступления доходов в федеральный бюджет; а также как способ распределения налогового бремени, которое дает возможность соблюдать экономическое и юридическое равенство налогоплательщиков.
Администрирование налога на добавленную стоимость представляет одну из наиболее острых проблем, которые стоят перед налоговыми органами. В последний период доля задолженности по НДС в общей сумме задолженности по налогам превышает 40%. Причины настолько высокого уровня задолженности по налогу на добавленную стоимость можно видеть в сложнейшем механизме платежей, который включает множественность расчётов и допускает возможности уклонения от налогов. В тот же период в арбитражных судах в последний время период увеличивается число судебных разбирательств, которые связаны с неправомерным начислением налогов и наложения штрафных санкций на хозяйствующие субъекты в связи с ошибками налоговых органов. В связи с чем, неслучайно, что проблемы совершенствования налогообложения добавленной стоимости находятся в центре внимания теоретических и практических исследований, которые совместно с определенными мерами по повышению эффективности процесса функционирования налога на добавленную стоимость предлагают крайние мероприятия, включающие замену НДС налогом с продаж.
На современном этапе развития экономической области налоговая политика хозяйствующих субъектов обязана направляться на объективное соблюдение норм налоговых законов хозяйствующими субъектами и налоговыми органами, что говорит об исключении всех незаконных способов понижения налогов из практической деятельности хозяйствующих субъектов, а также предотвращение ситуаций нарушения и искажения налогового законодательства фискальными органами. Государство имеет заинтересованность в развитии предпринимательской среды, в связи с чем, деятельность налоговых органов обязана быть направлена на обеспечение поступлений от хозяйствующих субъектов налоговых сумм, только в рамках, которые предусмотрены налоговым законодательством. Данные задачи решаются в ходе формирования налоговой политики хозяйствующего субъекта, в том числе и в отношении НДС. В связи с выше изложенным, исследование теоретических и практических вопросов управления налогом на добавленную стоимость хозяйствующих субъектов в рамках формирования их налоговой политики с целью разработки предложений по совершенствованию процесса налогообложения добавленной стоимости считается актуальным.
Степень разработанности. Проблемам налогообложения добавленной стоимости посвящены работы многих российских и зарубежных авторов. Существенный вклад в разработку концепции налогообложения добавленной стоимости внесли отечественные ученые экономисты: О.Г. Лапина, С.Г. Пепеляев, Т.Ф. Юткина и др. Проблемы формирования налоговой политики хозяйствующих субъектов рассмотрены в работах О.Б. Веретенниковой, А.Ю. Казака, В.И. Майданик. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных процессу налогообложения добавленной стоимости, ряд вопросов данной проблемы еще окончательно не решены.
Объект исследования: ПАО «Газпром».
Предмет исследования: налогообложение предприятия налогом на добавленную стоимость.
Цель данной работы: разработка путей совершенствования налогообложения предприятия налогом на добавленную стоимость на примере ПАО «Газпром».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1. Описать теоретические аспекты налогообложения предприятия
налогом на добавленную стоимость.
2. Проанализировать организацию налогообложения предприятия
налогом на добавленную стоимость на примере ПАО «Газпром»...
3. Выявить пути совершенствования налогообложения предприятия налогом на добавленную стоимость в ПАО «Газпром».
Методология исследования основана на научном методе познания и анализа процесса налогообложения предприятия. В процессе исследования применялись общенаучные методы - анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, системный подход, специальные методы и приемы экономического анализа.
Структура работы состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первом разделе описаны понятие и налоговая база налога на добавленную стоимость, рассмотрена налоговая ставка по НДС, выявлены проблемы, связанные с исчислением и уплатой НДС.
Во втором разделе дана краткая характеристика деятельности ПАО «Газпром», проведена оценка финансово-экономических показателей ПАО «Газпром» и представлен существующий порядок уплаты НДС.
В третьем разделе выявлены пути совершенствования налогообложения предприятия налогом на добавленную стоимость и разработана программа оптимизации налога на добавленную стоимость ПАО «Газпром».
Для написания работы применены труды отечественных и зарубежных ученых по теории, методологии, методики и организации налогообложения и в частности налога на добавленную стоимость, нормативно-правовые акты и источники периодической печати. Базой исследования послужили данные ПАО «Газпром».
Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. На теоретическом уровне данный налог обусловливается как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Добавленная стоимость формируется на всех стадиях производства и обращения. Она определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, которые относятся на издержки производства и обращения. Под налоговой ставкой понимается величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. В ситуации, когда налоговая база выражена в процентах к доходу налогоплательщика, то она является квотой. В настоящий период в Российской Федерации действуют 5 ставок по налогу на добавленную стоимость - 3 налоговые ставки и 2 расчетные (ст.164 Налогового кодекса Российской Федерации). Законодательно установлены расчетные ставки налога для определения доли налога в продажной цене товаров, работ и услуг. Расчетные ставки применяются для исчисления суммы налога при: продаже продукции, работ и услуг по ценам и тарифам, которые включают НДС, получении аванса на поставку продукции, удержании налога налоговым агентом, продаже продуктов ее переработки и пр. Налог на добавленную стоимость относительно считается налогом сложным для понимания и расчета, просто он сложнее для расчета относительно других налогов. Основная сложность в данном налоге может быть вызвана только расчетами налоговых вычетов, а также в ситуациях нулевой налоговой ставки освобождения от уплаты налога. При этом НДС представляет налог, который имеет достаточно важную роль в формировании государственного бюджета, форма взимания которого относительно проста, В связи с чем, налог на добавленную стоимость еще долго будет функционировать в Российской Федерации, претерпевая только несущественные преобразования.
«Газпром» - надежный поставщик газа российским и зарубежным потребителям. ПАО «Газпром» принадлежит крупнейшая в мировом сообществе газотранспортная система, протяженность которой составляет 171,2 тыс. км. На внутреннем рыночном пространстве ПАО «Газпром» осуществляет свыше половины продаваемого газа. Помимо этого, ПАО «Газпром» поставляет газ в более чем 30 стран ближнего и дальнего зарубежья. По результатам произведенных расчетов можно сделать вывод о том, что управление ПАО «Газпром» должно быть направлено, в первую очередь, на снижение себестоимости продукции, работ и услуг. По некоторым показателям деятельность ПАО «Газпром» становится менее эффективной, что подтверждает понижение показателей фондоотдачи, производительности труда и чистой прибыли. К положительным процессам в исследуемом периоде следует отнести ускорение оборачиваемости оборотных активов хозяйствующего субъекта. В целом ПАО «Газпром» осуществляет успешную деятельность на рынке нефтяной индустрии. Выручка от продажи продукции ПАО «Газпром» в 2014 г. составила 824385284 тыс. руб., в 2015 г. повысилась до величины 1129875141 тыс. руб. А в 2016 году рост произошел до 1178063787 тыс. руб. Темп роста выручки от продажи составил 142,90 % в 2016 г. по сравнению с величиной 2014 г. Аналогичным образом меняется себестоимость продажи: в 2014 г. она составляла 652235384 тыс. руб., далее повысилась в 2015 г. на 111863827 тыс. руб. и возросла в 2016 г. до 820168131 тыс. руб. При этом темп роста себестоимости ПАО «Газпром» не превосходит темп роста выручки от продажи и составляет 125 %. Данные изменения приводят к снижению валовой прибыли ПАО «Газпром» с величины 365775930 тыс. руб. в 2015 г. до величины 357925656 тыс. руб. в 2016 г., что составило 71 % от уровня 2015 г. В «Отчете о финансовых результатах» постоянно присутствуют такие статьи, как «Прочие доходы» и «Прочие расходы». При этом в 2014 г. прочие доходы во много раз превосходили прочие расходы, что привело к росту прибыли до налогообложения. Величина дохода, полученного ПАО «Газпром», которая приходится на каждый рубль вложений в активы, снизилась на 0,259 руб. и составила 150,09 копеек на рубль полученных средств. При этом на каждый рубль собственных средств, которые были вложены в активы, в отчетном периоде приходится 3,6524 руб. дохода, что на 1,6524 руб. больше, чем в аналогичном периоде прошлого периода. Величина выручки, полученной ПАО «Газпром», приходящаяся на каждый рубль себестоимости проданной продукции, то есть производственных расходов возросла и составила 1 ,4364 руб. Величина выручки, полученной ПАО «Газпром», приходящаяся на каждый рубль общей величины расходов по обычным видам деятельности, а именно себестоимости производства и продажи возросла и составила 1,0771 руб. Уровень дохода, приходящегося на каждый рубль величины совокупных расходов ПАО «Газпром» в отчетном периоде упал до 1,0572 руб. Доходные поступления, приходящиеся на каждый рубль привлеченных средств, в отчетном периоде снизились на 0,4813 руб., т.е. до уровня 254,79 копеек на рубль заемных средств. Рентабельность внеоборотного капитала характеризует эффективность использования основных средств ПАО «Газпром», определяя, насколько соответствует общий объем имеющихся основных средств масштабу бизнеса ПАО «Газпром». За период с 2014 по 2016 гг. в ПАО «Газпром» несмотря на снижение активов по отчетным сегментам повысились выплаты на налогу на добавленную стоимость на 76652 млн. руб. или на 36,1%. За период с 2014 по 2016 гг. в ПАО «Газпром» задолженность по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами ПАО «Газпром» понизилась на 4332 млн. руб. Это произошло за счет снижения задолженности практически по всем взимаемым налогам ПАО «Газпром», кроме налога на добычу полезных ископаемых, выплаты которого повысились с 39987 млн. руб. до 52203 млн. руб., то есть на 12216 млн. руб. Наибольшее снижение наблюдается по акцизам. За период с 2014 по 2016 гг. в ПАО «Газпром» выплачено 160707 млн. руб. налоговых отчислений. Основная сумма отчислений к 2016 году наблюдается по таможенным платежам - 803929 млн. руб. или 39% от всей суммы налогов, при этом НДС в 2014 году составил 44521 млн. руб., что составляет 2,3% от общей суммы выплат, в 2015 году составил 44521 млн. руб., что составляет 1,4% от общей суммы выплат, а в 2016 году составил 44521 млн. руб., что составляет 4,8% от общей суммы выплат.
С целью приведения в соответствии с международной практикой порядка применения НДС предполагается продолжить рассмотрение вопросов, которые качаются необходимости внесения преобразований в Налоговый кодекс Российской Федерации, определяющих лиц, которые обязаны уплачивать НДС и устанавливать элементы обложения налогом продукции и услуг. На основании этого, совершенствование НДС в будущем необходимо производить посредством снижения налоговой ставки, сохраняя её дифференцированный характер. Кроме всего прочего, снижение установленной ставки может пробудить усиление поставок импортных товаров в Российской Федерации, что приведёт к спаду спроса на соответствующие продукцию и услуги отечественного производства, продажа которых ведётся внутри государства.
Учитывая всё вышеизложенное, стоит рассмотреть следующую систему мер:
1. Для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость необходимо ввести обязанность нести ответственность в части уплаты НДС собственными крупными поставщиками. Со стороны законодательства данная задача будет считаться достаточно сложной для осуществления, при этом данный способ считается более действенным в борьбе с излишним обналичиванием денежной массы;
2. Применение кардинально нового механизма расчётов плательщиков НДС с федеральным бюджетом заключается в том, что в отношении каждого налогоплательщика НДС страна становится участником расчётов. В данной ситуации практически все платежи будут проводиться через бюджет. При данном способе администрирования НДС право на вычет предоставляется лишь в отношении уплаченного НДС, а все платежи по налогу будут поступать непосредственно в бюджет.
3. Введение НДС-счетов. Эта схема подразумевает то, что суммы НДС, которые получают от покупателей обязаны зачисляться не на расчётный счёт хозяйствующих субъектов, а на специально созданный счёт, который не предусматривает снятия средств для других целей, помимо уплаты налога на добавленную стоимость поставщику, а также положенных бюджету НДС и прочих налогов. Применение этого механизма предоставит возможность ощутимо снизить вероятность осуществления операций, которые предусматривают обналичивание денежной массы. В данной ситуации не будет необходимым введение дополнительных способов совершенствования практики налогового контроля. Лишь последовательное поэтапное введение преобразований в налоговое законодательство, начиная с базовых положений, которые влияют на все стадии налогового функционирования, а именно: контроль, качество, эффективность и последующих преобразований, которые качаются определенных элементов налогообложения, может дать положительный результат при реформировании и совершенствовании налога на добавленную стоимость.
Оптимизация налоговой нагрузки ПАО «Газпром» - это его основная задача, в рамках которой должен проводится расчет налоговой нагрузки не реже, чем один раз в полгода. На данный период имеется несколько способов и схем уменьшения НДС. Но в каждом из способов следует обращать внимание не только на выгоды, но и возможные негативные последствия от их применения. К основным способам оптимизации НДС в ПАО «Газпром» можно отнести: перевод части стоимости в процент по коммерческому кредиту, использование посреднического договора комиссии и отсрочка уплаты с помощью неплательщика НДС.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. -М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть первая № 51-ФЗ:
[федер. закон: принят Гос. Думой 16.июля.1988 г. По состоянию на 3 апр.2017 г.]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.: сопзнИапГги
3. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть вторая № 117-ФЗ:
[федер. закон: принят Гос. Думой 5 авг...2000 г. По состоянию на 3 апр.2017 г.]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.: сопзиЙапГги
4. Об основах налоговой системы в Российской Федерации : федеральный закон от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 ФЗ [Электронный ресурс] : (с изм. и доп., вступающими в силу с 2015) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.: uonsultant.ru
5. Агеева, О.А. Как учитывать НДС, который нельзя принять к вычету [Текст] / О.А. Агеева // Главбух. - 2015. - № 19. - С.15-16.
6. Александров, И.М. Налоги и налогообложение [Текст] : учебник / И.М. Александров. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К., 2016. - 317с.
7. Алиев, Б.Х. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / Б.Х. Алиев. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 270 с.
8. Амитова, Т.И. Декларирование налогов [Текст] / Т.И. Амитова // Практический бухгалтерский учет. - 2015. - № 6. - С. 16 - 17.
9. Архипова, Д.В. Налогообложение предприятий при недропользовании / Д.В. Архипова // Вестник. - 2012. - №9. - С. 44-45.
10. Белоконь А. С. Уменьшения проявлений незаконного возмещения налога на добавленную стоимость [Текст] // Научный вестник. - 2016. - № 2. - С. 243-244.
11. Борзаева, Л.В. Обсуждаем новые правила исчисления НДС по внешнеторговым операциям [Текст] // Российский налоговый курьер. - 2016. - № 5. - С.16-17.
12. Войшвилло, И.Е. Налогообложение нефти и газа: тенденции развития / И.Е. Войшвилло // Финансовый журнал. - 2012. - №1. - С.52- 53.
13. Волков, А.А. О дифференциации налога на добычу полезных ископаемых / А.А. Волков // Известия высших учебных заведений. Геология и разведка. -2014. -№1. - С. 49 - 50.
14. Воробьев, Ю.А. В каких случаях нужно восстанавливать принятый к вычету НДС [Текст] // Главбух. - 2015. - № 16. - С.10 - 11.
15. Голиков, Е.А. Исчисление НДС и применение налоговых вычетов [Текст] // Финансовая газета. - 2016. - № 3. - С 4 -5.
16. Грызлова, Е.В. Совершенствование налогообложения [Текст] // Налоговый вестник. - 2016. - № 3 - 110 с.
17. Жукова, И.В. Рентное налогообложение как механизм повышения доходности бюджета за счет платежей в недропользовании / И.В. Жукова // Власть и управление. - 2017. - №2. - C. 20 - 21
18. Заика, В.С. Проблемы и направления налогообложения нефтедобычи в Российской Федерации / В.С. Заика // Экономические науки. Финансы, денежное обращение и кредит. - 2015. - №8. - С.45-46.
19. Ильин А.В. Налоговая нагрузка в Российской Федерации. Финансы [Текст] / А.В.Ильин // Налоговая нагрузка в Российской Федерации. - 2010.- №12. - С.14-15.
20. Исанов, А.З. Новые правила вычетов и другие изменения в НДС [Текст] // Главбух. - 2016. - № 2. - С. 23-24.
21. Колчин, С.П. Налоги в Российской Федерации [Текст]: учебник // С.П. Колчин, - М. : ЮНИТИ, 2015. - 254 с.
22. Коротчаева, Н.М. Особенности определения налоговой базы по НДС [Текст] // Бухгалтерский учет. - 2015. - № 15. - С.14 - 15.
23. Лыкова, И.С. Налоговые системы зарубежных стран [Текст]: учебник для магистров / Л.Н. Лыкова, И.С. Букина. - М.: Юрайт, 2016. - 428 с.
24. Майбуров, И.А. Теория и история налогообложения [Текст] : учебник / И.А. Майбуров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 495 с.
25. Нефедов, Н.Л. Налогообложение в Российской Федерации: Справочник для менеджеров и предпринимателей [Текст] : учебник / Н.Л. Нефедов. - Москва: Финансы и статистика, 2013. - 493 с.
26. Никонов, А.А. Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС [Текст] // Бухгалтерский учет. - 2012. - № 2. - С. 8 - 9.
27. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации [Текст] : учебник / В.Г. Пансков. - 2-е изд., перераб. и доп. М. : Книжный мир, 2006. - 457 с.
28. Панчева, В.С. Анализ мировой практики налогообложения добычи газа / В.С. Панчева // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом.
- 2013. - №4. - С.54-55.
29. Петухов, Н.Е. История налогообложения в Российской Федерации IX-XX вв. [Текст] : учеб. пособие / Н.Е. Петухова. - М.: Вузовский учебник, 2015. - 416 с.
30. Плеханов, Д.В. Когда можно не платить НДС с авансов [Текст] / Д.В. Плеханов // Главбух. - 2016. - № 15. - С. 23 - 24.
31. Понкратов, В.В. Налогообложение добычи нефти в Росси: в ожидании налогового маневра / В.В. Понкратов // Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2014. - №4. - С.32-33.
32. Романовский, М.В. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. - СПб.: Питер, 2014. - 457 с.
33. Токарев, А.Н. Современные проблемы налогообложения добычи газа в Российской Федерации / А.Н. Токарев // Финансы. - 2014. - №3. - С.66-67.
34. Толкушкин, А.В. История налогов в Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / А.В. Толкушкин. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2014. - 478 с.
35. Шувалова, В.В. Налоговые системы зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин. - М.: Дашков и К, 2014. - 124 с.