Введение 4
Глава 1. Эволюции информационных технологий 8
1.1. Основные подходы в изучении информационных технологий 10
1.2. Современный этап развития общества 11
1.3. Восприятие мозгом визуальной информации 12
1.4. Процесс построения визуально-действующих объектов 13
1.5. Визуальное восприятие наглядных пособий и их усвоение 14
Глава 2. Информатизация образования 20
2.1. Презентации 22
2.2. Компьютерное тестирование 25
2.3. Дидактические материалы 26
2.4. Электронные учебники и энциклопедии 28
2.5. Программы - тренажеры 30
2.6. Системы виртуального эксперимента 31
2.7. Обучающие игры и развивающие программы 31
2.7.1. Программа «National Giraffic» 31
2.7.2. Программа «Где что? Where is that?» 36
2.7.3. Аналог- программа «Geografix» 37
2.8.S tratum 39
2.9. Плюсы и минусы использования ИТ технологий в образовательном процессе 44
Глава З. Конструктор интерактивных карт MAPKIT 48
3.1. Описание программы 48
3.2. Интерфейс программы 51
3.3. Польза задания, его интересность, сложность для ученика 57
3.4. Применение программы на уроках географии 61
3.5. План и ход урока с применением Mapkit 66
Заключение 78
Список используемой литературы 81
Приложение
На сегодняшний день компьютеризация тесно идет нога в ногу с подрастающим поколением. Сегодня встретить ребенка без гаджета, планшета или компьютера уже немыслимо. Но важно, чтобы этот интерес к информационным технологиям проявлялся не только как к развлекательному устройству, но и прививал рвение к получению новых знаний, умений и навыков, влиял на развитие познавательного интереса обучающихся. Именно поэтому информационные технологии тесно внедряются в образовательный процесс, сегодня почти каждая школа наделена персональными компьютерами для каждого учителя и компьютерными классами.
Применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет повысить уровень знаний, более полно и точно информировать учеников об изучаемом предмете или явлении, расширять арсенал методических приемов педагога в учебном процессе изложения знаний. Информационные технологии являются подспорьем учителю в расширении кругозора и обогащении мировоззрения обучающихся.
Информатизация образования на современном этапе развития подразумевает не только использование вычислительной техники в преподавании информатики и других дисциплин, но и предоставление школьнику доступа к огромному объёму информации, участие в веб-олимпиадах и веб - конференциях, развитие дистанционного обучения и многое другое.
Компьютер при внедрении в школьный процесс помогает сделать урок более продуктивным и научить школьников навыкам конспектирования. Так как обычно все записи на доске учитель вынужден выполнять быстро, не затрачивая на это большое количество времени (и, что немаловажно, пока он пишет на доске, он не видит класс), а, кроме того, увы, не все учителя обладают каллиграфическим почерком. Особое значение приобретает компьютер при
4
составлении схем и таблиц. Заранее подготовленный пошаговый материал дает возможность задать темп урока и в то же время позволяет вернуться к любому промежуточному построению. Для экономии времени на подготовку к уроку с использованием компьютерных технологий на помощь приходят готовые компьютерные программы. Но использование их, увы, не всегда уместно:
во-первых - это готовая программа не всегда может идеально подойти к теме или специфике урока.
во-вторых- готовые программы мало рассчитаны или не рассчитаны вовсе на внесение поправок или удаление ненужной, лишней информации, что в свою очередь может являться отвлекающим фактором при преподнесении ученикам информации.
в-третьих - арсенал готовых программ не столь велик, как хотелось бы.
В таких случаях на помощь учителю приходят программы итоговый вариант которых на прямую зависит от самого учителя. Эти программы носят названия конструкторы. Они предназначены для творческих заданий, которые учитель составляет сам. Всю информацию, иллюстрации, вопросы и задания учитель в праве создавать, корректировать сам, без помощи программистов и иных специалистов. Данные программы просты в изучении, они обладают сопроводительным к программе справочником, книгой-помощником по использованию конструктора.
Хочется отметить, что использование на уроках информационных, обучающих и иных программ вовсе не означает сто процентную разгрузку учителя от методических рекомендаций. Так как при воспроизведении готовой информации на экран мультимедийной доски восприятие информации учениками притупляется, они зачастую воспринимают ее сюжет на экране как кино. Поэтому задача учителя побудить учеников к конспектированию, сформулировать проблемные вопросы, мотивировать их, побуждать к практическому усвоению знаний, чтобы знакомство с материалом шло интенсивно.
Актуальность
Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что общество XXI века является информационно - развитым, все новшества проявляются в информатизации, при помощи компьютерных технологий. По средству данной выпускной квалификационной работы хочется показать значимость внедрения информационных технологий в процесс обучения, а именно при изучении такой учебной дисциплины, как география. Важно при этом внедрении развивать у обучающихся познавательную деятельность, прививать любовь и интерес, как к естественным, так и к точным наукам, по средству интерактивных трехмерных моделей, различного рода иллюстраций ,программ и конструкторов ,описываемых в работе.
В работе перечислены наиболее важные составляющие, на которые стоит обращать внимание при создании наглядных работ, пособий, дополнительного материала, иллюстраций для учеников, которые преподносятся им как в электронном, так и в печатном варианте. Рассматривается влияние цвета, размера, формы наглядных электронных пособий на восприятие и усвоение информации учащимися.
Хочется отметить, что на сегодня информационными технологиями в школе учителя пользуются увы не в полной мере, порой из -за элементарного незнания всех привилегий и функций компьютерных технологий. Для достижения наилучшего в этом деле результата следует создать методическую литературу по созданию и использованию учебных информационных технологий в различных курсах средней школы , а также проводить квалификационные курсы, тренинги по работе с конкретными учебными программами, проведение которых расширит кругозор учителей и позволит раскрыть их творческий потенциал и кругозор. Что, несомненно, важно, так как то, как «заряженность» учителя напрямую отражается на его учениках.
Предмет и объект исследования
Предмет исследования - Информационные технологии, применяемые на уроках географии, позволяющие развить у обучающихся познавательный интерес.
Объект исследования - ученики средней школы.
Цели:
-Изучить влияние визуальной информации на восприятие ее обучающимися;
- Изучить влияние информационных технологий на возможности восприятия учащимися потока учебной информации и его эффективности в процессе обучения географии;
-Проанализировать работу различных развивающих программ и обучающих игр , презентаций, компьютерных тестирований, дидактических материалов, электронных учебников и энциклопедий, программ-тренажёров, систем визуального эксперимента;
-Разработать урок экономической географии с применением информационных технологий, а именно конструктора интерактивных карт.
Задачи:
-охарактеризовать историю развития информационных технологий в образовании;
- описать электронные средства учебного назначения;
-изучить средства информационных ресурсов, применяемые на уроках географии: аудиовизуальные средства, интерактивная карта, интерактивная доска, мультимедийные презентации;
-разработать урок с применением информационных технологий.
Данная выпускная квалификационная работа нацелена на установление решения проблемы по внедрению развивающих программ и обучающих игр, конструкторов интерактивных карт, электронных учебников и энциклопедий, программ-тренажеров в процесс обучения.
В работе рассмотрено влияние визуальной информации на восприятие е обучающимися, проведен анализ влияния информационных технологий на возможности восприятия учащимися потока учебной информации и его его эффективности в процессе обучения географии. Проработан и проведен урок по экономической географии в 10 классе с применением информационных технологий.
Проанализирована работа различных развивающих программ и обучающих игр , презентаций, компьютерных тестирований, дидактических материалов, электронных учебников и энциклопедий, программ-тренажёров, систем визуального эксперимента. А именно обучающих и развивающих программ и игр: «National Giraffic», «Где Что? Where is that? » , «Geografix».
Подробно разобрана работа «Интеллектуальной школы Stratum»
После проведения урока контроля знаний и умений по средству конструктора интерактивных карт «Mapkit» можно сделать следующие выводы:
Во-первых - подготовка к такому рода занятия занимает большое количество времени.
1) Для начала это анализ учителем программы, ее интерфейса, функционала и методов работы с ней;
2) Затем это объяснение работы с программным обеспечением
обучающимся, выделение время на практическое ее усвоение;
3) Следующим этапом является разработка методически правильно составленных конкретных заданий к уроку, которые требуют подборку наглядных, актуальных иллюстраций, с точки зрения предмета «география» - карт;
4) Выделение отдельного времени из учебного плана под занятие с программой, тактичное внедрение его в учебный план.
Несомненным плюсом использования конструктора на уроках географии является тот факт, что при самостоятельном составлении учителем заданий и самостоятельным подбором карт, иллюстраций, можно избежать таких нюансов как геополитические изменения в мире и дает лично вносить корректировки независимо от заданных шаблонов (ярким примером чего является недавнее присоединение Крыма к РФ).
Так же к привилегиям использования программы относится удобная проверка выполнения заданий, которая сразу же после выполнения выдает результат: «верно» или «частично верно».
Хочется сравнить контурную карту и конструктор интерактивных карт. По опыту прохождения педагогической практики хочется отметить тот факт, что определенно, контурная карта занимает гораздо меньше времени на выполнение работы с ней, не требует особой подготовки, понятна и элементарна как для учеников, так и для учителя. В то время как при работе с Mapkit стоит учитывать вышеперечисленные нюансы, но при этом отмечается большой интерес учащихся к нововведению, прослеживается развитие познавательной деятельности.
Таким образом, информационные технологии в образовании применяют через применение созданных или заимствованных учителем программ. Следует также сказать о том, что перечисленные примеры применения информационных технологий в процессе обучения являются лишь примерами, а вариативность их использования более обширна в виду стремительного развития самих технологий. Поэтому отличительной чертой современного этапа развития образовательной системы является качественная модернизация всех основных ее компонентов. Интенсивное инновационное обновление образования невозможно без широкого применения новейших информационных технологий. Информатизация образования является одним из приоритетов развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования.
Важно подчеркнуть, что новые технологии открывают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы.
Приоритетным направлением деятельности в области информационных технологий - должно стать развитие учебно-методического обеспечения, разработка структуры и содержания подготовки специалистов — учителей географии в области информационных технологий. Разработка структуры учебно-методического обеспечения должна учитывать достижения ведущих отечественных педагогических вузов. Наряду с подготовкой специалистов, необходимо осуществлять переподготовку и подготовку учителей географии в области современных информационных технологий. Это важнейшая и более сложная задача в силу ряда причин: отсутствие или недостаток специалистов, обеспечивающих проведение курсов ПК, проблемы с приобретением программных продуктов, общий недостаточный уровень компьютерной грамотности действующих учителей географии и другие.
Итак, информационные технологии значительно усиливают деятельностный аспект обучения. Учащиеся самостоятельно добывают «новые знания», одновременно усваивая новые приемы работы, транслирующие особенности современных научных методов географического познания. Они получают начальную подготовку и опыт практической деятельности с использованием этих технологий. Информационные технологии способствуют достижению важной цели, заложенной ФГОС второго поколения, — личностному результату образования.
1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
2. Санитарные правила и нормы СанПин 2.4.2.2821-10 "Требования для использования компьютерных и цифровых приборов".
3. Авдулов А.Н., Кулькин А.М.. Классификация информационных
технологий / Грант РФФИ, проект № 02_06_80004
4. Алешин, Л.И. Информационные технологии / Л.И. Алешин. - М.: Маркет ДС, 2008. - 384 с.
5. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом «Генжер», 2004. - 80с.
6. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров. - М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2002. - 352 с.
7. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3.
8. Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. - 2007. - № 4. - с. 8-10
9. Горбунова Л. И., Субботина Е. А. Использование информационных технологий в процессе обучения // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 544¬547.
10. Горина М. В. Информационные технологии на уроках географии Учитель. - 2007. - № 5. - с. 11-15
11. Грибан О.Н. Использование новых информационных технологий в процессе обучения: опыт и перспективы // Педагогическое образование в России. 2014. №4 С.185-189.
12. Гусева А.И., Смольникова И.А.,Филиппов С.А, Чиркова М.А. Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе».
13. Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. - М.:АСТ - Астрель, 2002
14. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе: учебно-методический комплект для системы педагогического образования. М.: АПК и ПРО, 2004. С. 5-13.
15. Козлова Е. А. Применение современных информационных технологий на уроках географии [Текст] / Е. А. Козлова // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 февр. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. — С. 113-114. — ISBN 978-5¬906626-14-1.
16. Крылова О.В., Крылов А.И., Корниенко П.А. Методические рекомендации по работе с интерактивными наглядными пособиями по географии.- М.: Дрофа, 2007
17. Майкл Г. Мур. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Специальный учебный курс / пер. с англ. Майкл Г.Мур, У.Макинтош, Л.Блэк и др. М.: Издат.дом «Обучение-Сервис», 2006.
18. Максимовская М. А. Информационное управление школой // Информатика и образования — 2003. — № 11 Машбис Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М., Просвещение, 2006.
19. Матроса Д.Ш. Информатизация общего среднего образования: Научно¬методическое пособие /Под ред. Д.Ш.Матроса.- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 384 с.
20. Митрофанов К.Г.,Зайцева О.В, Применение инновационных
компьютерных технологий в сфере образования: основные аспекты и тенденции. Вестник, 2009, Выпуск 10(88), с.64-68.
21. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно¬методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48.
22. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С.Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
23. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001
24. Попов И.И., Храмцов П.Б., Максимов Н.В.. Введение в сетевые информационные ресурсы и технологии. Учебное пособие. М.: РПГУ, 2001, 207с.
25. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно - коммуникационных средств. - М., 2005.
26. Таможня Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе.. М.: АСТ, Астрель, 2002.
27. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности
использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.