ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЗАКУПКАМИ 11
1.1 Теоретические основы закупочной деятельности 11
1.2 Место бизнес-процесса «Закупки» в системе управления предприятием .... 18
1.3 Анализ существующего экономико - математического инструментария . .32
Вывод по главе 1 70
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА «ЗАКУПКИ» НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ 74
2.1 Краткая характеристика ООО «РВД Плюс» 74
2.2 Бизнес-процессы и бизнес-задачи ООО «РВД Плюс» 75
2.3 Организационно-логические и временные связи решения задач бизнес-
процесса «Закупки» 78
2.4 Определение оптимального размера заказа в результате мероприятий по
совершенствованию управления закупками 82
2.4.1 Совершенствование формулы определения оптимального размера
заказа 82
2.4.2 Совершенствование модели управления запасами 84
Вывод по главе 2 86
3 ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РАСЧЕТА ПАРАМЕТРОВ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ С ПОСТЕПЕННЫМ ПОПОЛНЕНИЕМ ЗАПАСА 87
3.1 Постановка задачи «Расчет параметров модели с учетом постепенного
пополнения запаса» 87
3.2 Разработка модуля «Расчет параметров модели управления запасами с учетом постепенного пополнения запаса» 88
3.2.1 Алгоритм расчета параметров модели управления запасами с учетом
постепенного пополнения запаса 88
3.2.2 Обоснование выбора среды разработки программного обеспечения 89
3.2.3 Руководство пользователя 90
3.3 Оценка экономической эффективности программного обеспечения 94
Вывод по главе 3 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 102
ПРИЛОЖЕНИЯ 105
Актуальность исследования. В настоящее время машиностроение является главной отраслью мировой промышленности. Главными центрами машиностроения являются Китай, страны Западной Европы, США и Япония [28].
Основная часть машиностроения России приходится на автомобилестроение (около 31%). Крупнейшими машиностроительными предприятиями на российском рынке являются компании АвтоВАЗ, КАМАЗ, Группа ГАЗ.
Важнейшим показателем деятельности любого предприятия является качество продукции, так как от качества продукции зависит рентабельность, конкурентоспособность и уровень предприятия в условиях рыночной экономики. Существует ряд факторов влияющих на производство предприятия в целом. Это внешние и внутренние факторы. К внешним факторам можно отнести рыночно факторы (внешнеэкономических связи, изменение тарифов и цен на материально-технические ресурсы и услуги в результате инфляции) и хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение, правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен). К внутренним факторам можно отнести материально-технические, организационные, управленческие и экономические факторы. На сегодняшний день сложилась критическая ситуация, характеризующаяся: снижением продаж из-за
недостаточной конкурентоспособности; недостатком финансовых ресурсов; отсутствием инвестиций в модернизацию оборудования; технологическим отставанием; моральным и физическим износом производственного оборудования; утратами позиций на внешнем и внутреннем рынке; кадровым дефицитом. В связи с этим необходимо искать новые пути оптимизации деятельности промышленного предприятия, с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Закупочная деятельность предприятия вносит существенный вклад в конкурентоспособность выпускаемой продукции путем организации доставки качественных материальных ресурсов в нужное место, в требуемые сроки. Немаловажной составляющей закупочной деятельности является сокращение издержек путем оптимизации процессов управления закупками.
Особое значение в таких условиях приобретает процессных подход в управлении предприятием в целом и в частности управлением закупочной деятельностью. Одним из стратегических решений, способных открыть для организации новые ресурсы и возможности, является внедрение процессного подхода к анализу деятельности компании и управлению этой деятельностью.
В связи с этим происходит пере акцентирование фаз закупочной деятельности. К примеру, если предприятие делало акцент на реализацию закупочной деятельности (поставка продукции и взаиморасчеты), то теперь акцент нужно делать на подготовку закупочной деятельности (планирование закупок, поиск и выбор поставщиков).
Таким образом, в основе закупочной деятельности лежит правильное планирование закупочной деятельности, а именно снижение издержек путем нахождения оптимального размера заказа.
Объектом исследования магистерской диссертации является предприятие ООО «РВД Плюс».
Предметом исследования данной работы являются математические модели, алгоритмы, методы, методики математического моделирования , которые реализуются в рамках бизнес-процесса «Закупки».
Целью данной работы является совершенствование формулы расчета оптимального размера заказа и нахождение параметров модели управления запасами с фиксированным размером заказа, что позволит более обоснованно рассчитать объем оптимальной партии заказа, улучшить бизнес-процесс «Закупки» и уменьшить логистические издержки.
Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы процессного управления закупками.
2. Совершенствование бизнес-процесса «Закупки» на основе экономико-математического инструментария.
3. Проектирование программного модуля для расчета параметров модели с учетом постепенного пополнения запаса.
Теоретической основой исследования являются труды таких отечественных авторов, как А.М. Гаджинский, В. В. Дыбская, Е. И. Зайцев, В. И. Сергеев, А. Н. Стерлигова. Среди зарубежных авторов можно отметить труды таких ученых, как Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж., Джеймс Р. Сток, Дуглас М. Ламберт, Доналд Уотерс, Стюарт Эмметт, Джон Шрайбфедер, Казинс П. и Лоусон Б..
Методологической основой исследования являются расчеты связанные с логистическими затратами и нахождением оптималнього размера заказа; методики управления запасами.
Научная новизна исследования заключается в решении следующих вопросов:
1. Разработана организационно-логическая сущность решения задач бизнес-
процесса «Закупки», которая включает следующие этапы: планирование закупок; поиск и выбор поставщиков; заключение договора с
поставщиком; формирование заказов на поставку ТМЦ; выполнение обязательств по оплате заказа; поступление прием ТМЦ; учет взаиморасчетов с контрагентами; расчет и анализ показателей
эффективности обеспечения закупочной деятельности.
2. Разработана организационно-логическая сущность решения задачи «Планирование закупок», которая включает следующие этапы: формирование потребности в ТМЦ; подготовка и оформление заявки заказчиком на приобретение ТМЦ; проверка запрашиваемых по заявке номенклатуры и количества ТМЦ; обработка срочной заявки.
3. Предложены рекомендации по совершенствованию расчета оптимального размера заказа, с помощью добавочного коэффициента а, который учитывает интенсивность пополнения запаса.
4. Предложена модель управления запасами с постепенным пополнением запаса, которая в своих расчетах учитывает время разгрузки товара, за счет чего, расчеты становятся приближенные к реальности.
Данная работа посвящена совершенствованию процессов управления закупками на предприятии ООО «РВД Плюс». В ходе диссертационного исследования были рассмотрены труды зарубежных и российских авторов в области управления закупками.
Управление закупками рассматривается как область деятельности, в результате которой фирма приобретает необходимые товары и услуги для дальнейшей переработки или продажи. При этом закупочная деятельность представляет собой процесс, отвечающий за получение необходимого количества материалов требуемого качества в нужное время и место с минимальными издержками. Построение долгосрочных взаимоотношений с поставщиками является еще одной важной областью для исследования в рамках темы данной работы. Именно долгосрочные отношения способствуют совершенствованию процессов заказа и транспортировки товара, работе над качеством продукции и услуг, снижению общих издержек, вовлечению в понимание и удовлетворение нужд потребителей. В данной работе были прослежены взгляды на становление бизнес-процессов в организации, обозначены роль и место процессов в организации в различные периоды, на основе полученной информации впервые проведена систематизация основных этапов развития концепций бизнес-процессов. В основе оптимизации уровня запаса лежит расчет размера заказа, который может обеспечить оптимальный уровень запаса при обслуживании потребности на заданном уровне. Критерием оптимизации при этом является, как правило, минимум общих затрат, связанных с запасами. Наиболее известный и широко применяемый метод расчета размера заказа - это формула Уилсона. Существуют две теоретически возможные модели управления запасами: с фиксированным размером заказа; с фиксированным интервалом времени между заказами.
Предприятие ООО «РВД Плюс» осуществляет свою деятельность в сфере производства рукавов высокого давления, проектирования, изготовления нестандартного оборудования и запасных частей к технологическому 100
оборудованию, изготовления деталей метизного ряда на шестишпиндельных автоматах, поставок резинотехнических изделий. В работе рассмотрены бизнес- процессы предприятия, произведено совершенствование бизнес-процесса «Закупки» с экономико-математического инструментария. А именно: составлены схемы организационно-логической сущности решения задач бизнес-процесса «Закупки» до и после совершенствования, схема
организационно-логической сущности решения задачи «Планирование закупок». Составлены схема создания стоимости бизнес-процесса «Закупки» и алгоритм решения задачи «Планирование закупок». Проанализирован алгоритм расчета оптимального размера заказа или формула Уилсона. Предложена модификация формулы Уилсона с помощью добавочного коэффициента а, который учитывает интенсивность пополнения запаса. Предложена модель управления запасами с постепенным пополнением запаса, которая в своих расчетах учитывает время разгрузки товара, за счет чего, расчеты становятся приближенные к реальности.
В работе описана постановка задачи, расчета параметров модели управления запасами с фиксированным размером заказа, составлен алгоритм, обоснована среда разработки программного обеспечения. Разработана задача «Планирование закупок» бизнес-процесса «Закупки», а именно расчет параметров модели управления запасами с фиксированным размером заказа. Актуальность разработки данной задачи в том, что она удобна в использовании, т.к. расчеты производятся на основе исходных данных, так же данную разработку можно открыть в любой конфигурации 1С: Предприятие. Была рассчитана оценка экономической эффективности программного обеспечения в программе АЛЬТ-Инвест СУММ 5.05. Чистая текущая стоимость составляет 71000 рублей. Экономия снижения затрат на решение бизнес - задач от использования разработанного программного обеспечения составляет 103000 рублей.
1. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж., Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнесс», 2012. - 640 с.
2. Доналд Уотерс, Логистика. Управление цепью поставок. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013. - 503 с.
3. Cousins P., Lawson B. and Squire B. An empirical taxonomy of purchasing functions, Intl. Journal of Operations and Production Mgt, 2012
4. Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок. - М.: Юрайт-Издат, 2014. - 816 с.
5. Гаджинский А. Логистика: Учебник. М.:ИТК Дашков и К, 2013 - 420 с.
6. В. В. Дыбская, Е. И. Зайцев, В. И. Сергеев, А. Н. Стерлигова, Логистика. Полный курс МВА. М.: Эксмо, 2012, 944 с.
7. Глушко Т.Ю.. Совершенствование процессов управления закупками на рынке подакцизной продукции: дис., кан. экон. наук. - М., 2015. - с. 158
8. В.В.Репин, В.Г.Елиферов. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.: РИА "Стандарты и качество", 2015. — 398 с.
9. Project Management Institute, «Руководство к своду знаний по управлению проектами» четвертое издание 2008
10. Робсон М., Уллах Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: практическое руководство. - М.: Юнити, 2003. - 222 с.
11. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнес. - М.: Манн, Иванов, Фербер, 2011. - 288 с.
12. Хаммер М., Бизнес в XXI веке: повестка дня. - М.: Добрая книга, 2005. - 336 с.
13. Davenport T. H. Process innovation: reengineering work through information technology, Boston, Mass.: Harvard Business School Press, 2013
14. ГОСТ Р ИСО 9000: 2001. Системы менеджмента качества. Основные
положения и словарь. - Введ. 2001-08-31. - М.: ИПК Издательство
стандартов, 2001
15. ГОСТ Р ИСО 9000: 2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Введ. 2009-09-10. - М.: Стандартинформ, 2009
16. ГОСТ Р ИСО 9001: 2008 Системы менеджмента качества. Требования. - Введ. 2009-11-13. - М.: Стандартинформ, 2009.
17. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для устойчивого успеха
организации. Подход на основе менеджмента качества. - Введ. 2011-06-01. - М.: Стандартинформ, 2011.
18. Казаева М.С., Абросимова Е.В.,Улеев A.O.SCOR-методология
процессного управления. М: Уфа: АЭТЕРНА, 2016, с. 30 - 32
19. Стерлигова А.Н. Загадочнаяформула Уилсона
20. Устав ООО «РВД Плюс»
21. Рассел Д. Арчибальд. Управление высокотехнологичными программами и проектами. - 3е изд., перераб. и доп.- М: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2013. - 472., ил.
22. А.В. Шеер. Бизнес-процессы. 2е изд., перераб. и доп. - М: Научная редакция, 2013.
23. Моделирование с помощью программного продукта
BPWin.[Электронный ресурс]. - URL: http://pandia.ru (1ата обращения: 15.04.2017)
24. Расчет экономической эффективности использования информационной системы для задачи учета страховых случаев. [Электронный ресурс]. - URL: http://rusnauka.com (дата обращения: 14.05.2017)
25. Метод моделирования процессов IDEF3. [Электронный ресурс]. - URL: http://revolution.allbest.ru (дата обращения: 03.05.2017)
26. Реинжиниринг бизнес-процессов в торговле. [Электронный ресурс]. - URL: http://rusnauka.com (дата обращения: 08.05.2017)
27. Поддубный А. Расчет экономического эффекта от внедрения системы
автоматизации. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.antegra.ru/news/experts/_det-experts/4/ (дата обращения:
15.05.2017)
28. Характеристика машиностроения. [Электронный ресурс].
http://www.silverart.ru/kharakteristika-mashinostroeniya.html
обращения: 27.04.2017)
29. Менеджмент качества и международные стандарты ИСО 9000 версии
2000 // Материалы семинара в рамках Программы ИСО для
развивающихся стран. Минск, Июль 2012. - 79с.
30. Рачковская И.А. Управление качеством и логистика: взаимосвязи и аналогии /Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования: сб.научн.тр. вып.3: в2ч. Ч.1/ научн.ред. М.Ю. Шерешева., М.: Изд. дом ВШЭ, 2013. - с.283-289
31. Коптелов, А. Анализ закупок на основе процессного подхода // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 1. - с.105-112.
32. Король А.Н. Пути совершенствования управления закупками // Вестник ТОГУ, №2(9), 2012. - с.119-132.
33. Сергеев В. И. Логистика. - М.: Эксмо, 2013. - 944с.
34. Сергеев В.И. Управление цепями поставок. - М.: Юрайт, 2014. - 480 с.
35. Смирнова Е.А. Управление цепями поставок: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014.- 120 с.
36. Миротин Л.Б., Боков В.В. Современный инструментарий логистического управления. - М.: Экзамен, 2013. - 496 с.