Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования конкурентных преимуществ
предприятия 6
1.1 Конкурентоспособность: сущность, виды, определяющие факторы 6
1.2 Стратегия формирования конкурентных преимуществ предприятия 16
1.3 Специфика формирования конкурентных преимуществ предприятий
строительной сферы 24
2 Анализ уровня конкурентоспособности ООО «Трубопроводстрой» 37
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Трубопроводстрой» 37
2.2 Оценка уровня конкурентоспособности ООО «Трубопроводстрой» 42
2.3 Проблемы формирования конкурентных преимуществ у
предприятия 52
3 Разработка программы повышения конкурентных преимуществ организации на примере ООО «Трубопроводстрой» 57
3.1 Программа повышения конкурентоспособности предприятия ООО
«Трубопроводстрой» 57
3.2 Экономическое обоснование программы повышения
конкурентоспособности 66
Заключение 72
Список использованных источников 75
Приложения
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что выход предприятий на рынок требует от них наличия особых конкурентных преимуществ и управление конкурентоспособностью предприятия в рыночной среде имеет большое значение, так как способствует увеличению объемов реализации товара, и, следовательно, увеличению прибыли предприятия.
В условиях нарастающей конкурентной борьбы предприятиям необходимо увеличить конкурентные преимущества, т.е. разрабатывать такие мероприятия, которые будут способствовать более полно удовлетворять потребности клиентов, повысить уровень конкурентоспособности, улучшить позицию предприятия на рынке строительных услуг.
Сфера строительства в мире очень быстро развивается. Россия также имеет достаточно разветвленную инфраструктуру строительства, постольку необходимо уделять особое внимание удержанию и развитию конкурентных преимуществ отрасли, что позволит России в перспективе выйти на международный рынок.
Стратегическое управление призвано обеспечить фирме выживание в долгосрочной перспективе. Конкурентным преимуществом может быть сильная сторона фирмы или любая её возможность, которая позволяет побеждать своих конкурентов. Одни компании располагают высококвалифицированным мотивированным персоналом, другие имеют доступ к эффективным маркетинговым каналам и финансовым ресурсам. Конкурентными преимуществами компаний могут служить такие факторы, как технология, маркетинговые каналы, квалифицированный персонал уникальная конкурентная позиция, патенты.
Конкурентное преимущество - это характеристики свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка программы конкурентных преимуществ на основе отраслевого анализа деятельности ООО «Трубопроводстрой».
Для этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить значение отраслевого анализа в формировании конкурентных преимуществ в организации;
- определить сущность конкурентных преимуществ организации;
- рассмотреть методику отраслевого анализа конкурентоспособности организации;
- проанализировать конкурентоспособность отрасли на предприятии ООО «Трубопроводстрой»;
- разработать программу по улучшению конкурентного положения ООО «Трубопроводстрой».
Объектом нашего исследования является ООО «Трубопроводстрой».
Предметом исследования является разработка конкурентных преимуществ на предприятии ООО «Трубопроводстрой».
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы являются труды ведущих отечественных и зарубежных авторов в области конкурентных преимуществ. Методом исследования темы является сочетание текстологического и статистического анализа конкурентных преимуществ на предприятии ООО «Трубопроводстрой»
Основой для написания выпускной квалификационной работы послужили монографии отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической экономической литературы по исследуемой проблеме, а также бухгалтерская и финансовая отчетность исследуемого предприятия ООО «Трубопроводстрой» за 2014-2016 годы.
Данная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваются теоретические основы конкурентных преимуществ организации, изучается стратегия формирования конкурентоспособных преимуществ предприятия.
Вторая глава посвящена влиянию конкурентоспособности на деятельность организации, выявлению сильных и слабых сторон предприятия и ее возможности и угроз.
В третьей главе рассматривается разработка программы повышения конкурентных преимуществ предприятия ООО «Трубопроводстрой», а также их экономическое обоснование.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы проявляется в том, что полезные материалы в данной работе могут представлять интерес в области улучшения конкурентного положения на российских предприятиях.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, отметим, что на сегодняшний день конкурентные преимущества для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма, поэтому перед тем как определить стратегию службы, нужно изучить саму службу, ее сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. В настоящее время для исследования предприятия используются сравнительно новый метод анализа эффективности работы предприятия - SWOT-анализ.
Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия и возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет определить, какие шаги могут быть предприняты для развития предприятия, а также какие проблемы необходимо срочно решить.
Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.
Перед строительным комплексом в целом и отдельными строительными организациями стоит проблема повышения эффективности функционирования в динамично развивающейся конкурентной среде через создание теоретического базиса обеспечения конкурентоспособности и разработку методологических аспектов по оценке и управлению ее преимуществами.
Необходимо отметить, что вопросам конкурентных преимуществ строительной организации в рыночной экономике уделяется большое внимание как отечественных, так и зарубежных авторов. Однако в каждой стране существует своя специфика, которую необходимо учитывать. Поскольку производственная сфера включает в себя такую отрасль, как строительство, в которой участвуют различные хозяйства, была определена специфика формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятий заготовительного типа строительных материалов и их доставку к месту строительства для развития и повышения эффективности деятельности строительной организации.
В выпускной квалификационной работе была исследована тема «Разработка программы повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Трубопроводстрой».
При анализе эффективности использования материальных ресурсов использованы показатели, получившие наибольшее распространение, и основанные на анализе материальных затрат. Правомерность этого подхода обусловлена тем, что в процессе потребления материальных ресурсов происходит их трансформация в материальные затраты: стоимость использованных материальных ресурсов выражается материальными затратами, а уровень их расходования в производстве показателями, исчисленными исходя из суммы затрат.
Определив возможности службы, ее слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, рекомендуем управленческие решения по строительству ООО «Трубопроводстрой» для улучшения конкурентных преимуществ. Для ООО «Трубопроводстрой» наилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка, с последующей вертикальной интеграцией вверх.
Устойчивое конкурентное преимущество должно отвечать следующим условиям:
- быть достаточно существенным, чтобы обеспечить отличительные особенности компании по сравнению с конкурентами;
- быть устойчивым в условиях перемен в окружающей среде деятельности и перед лицом атак конкурентов;
- быть распознаваемым и связанным с выгодами для клиентов
В результате, в качестве основных рекомендаций, направленных на повышение уровня конкурентоспособности ООО «Трубопроводстрой», было предложено:
Вернуться к деятельности по строительству и обслуживанию объектов магистральных нефтегазотрубопроводов, что позволит сформировать рациональный портфель заказов: более эффективно использовать производственные мощности предприятия и увеличить объем работ, выполняемых собственными силами;
Совершенствовать организационную структуру, путем создания отдела маркетинга и планово-экономического отдела, а также путем устранения дублирования функций между главным инженером и заместителем директора по производству, что позволит повысить эффективность использования рабочего времени и организации личного труда как директора, так и специалистов, а также производительность труда рабочих;
Более тщательно и обоснованно подходить к выбору поставщиков, что позволит снизить материальные затраты и себестоимость строительной продукции в целом.
Расширить рекламную деятельность с целью привлечения новых клиентов и повышения конкурентоспособности ООО «Трубопроводстрой».
Достигнутое повышение уровня конкурентоспособности позволит предприятию упрочить свою позицию на рынке, повысить результативность собственной деятельности и инвестиционную привлекательность.
1. Портер М. Международная конкуренция: МО, 2003. - 120 с.
1. Азоев Г.Л., Конкурентные преимущества фирмы, 2012. - 44с.
2. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа.- М.: ИНФРА-М,2013. - 39 с.
3. Фатхутдинов Р.А., Стратегический менеджмент, 2012. -12с.
4. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента.- М.: Альпина Паблишер, 2013. - 125 с.
5. Мокроносов А.Г., Маврина И.Н., Конкуренция и конкурентоспособность, учебное пособие, 2014. - 89с.
6. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организаций в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательство-книготорговый центр «Маркетинг», 2013. - 35 с.
7. Портер М. Международная конкуренция: МО, 2003. - 120 с.
8. ОблойК. Стратегия предприятия: в поисках устойчивого
конкурентного преимущества. - Минск: Гривцов Букс, 2013. - 384 с.
9. Пострелова А. / В., Маркин М. С. Оценка конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. — 2013. №6. -398 с.
10. Грант Р. Современный стратегический анализ. 7 изд.- СПб.: Питер,
2012. - 279 с.
11. Портер М. Международная конкуренция: МО, 2003. - 157 с.
12. Царев В.В./ Кантарович А.А. / Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учебное пособие ,Юнити-Дана, 2012.- 112с.
13. Философова Т. Г. / Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие, Юнити-Дана , 2015. - 122с.
14. Ковалев А.И. / Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия.- Изд. 4-е, исправл., доп. - М.: Центр экономики и маркетинга,
2014. - 120с.
15. Грант Р. Современный стратегический анализ. 7 изд.- СПб.: Питер,
2012. - 544 с.
16. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2013. - 149 с.
17. Маркова В. Д. , Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М. : ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2013. - 169 с.
18. Гумба Х.М. Экономика строительных организаций. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. - 139с.
19. Рахман И.А. Пути повышения конкурентоспособности строительной организации / Экономика строительства. - 2015.-№6. - 31 с.
20. Верстина Н.Г. /Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности строительных предприятий на основе стоимостного подхода к их реструктуризации / Экономика строительства. - 2013. -№4. - 27 с.
21. Карлов Б. Деловая стратегия. - М. : Экономика, 2013. - 260 с.
22. Гумба Х.М. Экономика строительных организаций. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. - 139с.
23. Лапин Г.Н. Оценка конкурентоспособности строительных компаний / Экономика строительства. - 2013. -№7. - 31 с.
24. Лапин Г.Н. Оценка конкурентоспособности строительных
компаний / Экономика строительства. - 2013. - №7. - 34 с.
25. Лапин Г.Н. Оценка конкурентоспособности строительных
компаний / Экономика строительства. - 2013. - № 7. - 40 с.
26. Алещенко В.В. Теоретико-методологические вопросы
конкурентоспособности экономических систем / Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. -№1. - 98 с.
27. Лапин Г. Н. Оценка конкурентоспособности строительных компаний / Экономика строительства. - 2013. - № 7. - 334 с.
28. Пострелова А. В. / Маркин М. С. Оценка конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. - 2013. - №6. - 410 с.
29. Данные из отдела кадров ООО «Трубопроводстрой»
30. Рахман И. А. Пути повышения конкурентоспособности строительной организации / Экономика строительства. - 2014. - № 6. - 336 с.
31. Данные из бухгалтерии ООО «Трубопроводстрой»
32. Данные из отдела кадров ООО «Трубопроводстрой»
33. Данные их бухгалтерии ООО «Трубопроводстрой»
34. Лапин Г. Н. Оценка конкурентоспособности строительных компаний / Экономика строительства. - 2013. - № 7. - 346 с.
35. Данные из бизнес-плана ООО «Трубопроводстрой»