Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ В СМИ

Работа №85570

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ 8
1.1. Концепция информационной войны и история ее возникновения 8
1.2 Формы и основные методы ведения информационной войны 15
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА В СМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ 25
2.1 Применение методов информационной войны в период эскалации
конфликта в Украине в 2014 году 25
2.2 Информационная война в СМИ на фоне продолжающегося российско-
украинского конфликта 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ

В современном обществе на нас обрушиваются неисчерпаемые и неконтролируемые информационные потоки. СМИ навязывают нам свою интерпретацию событий, происходящих в мире, оказывая психологическое воздействие на наше сознание. Каждый отдельный человек ежедневно получает огромное количество информации, в основном, посредством СМИ. И распознать, что из этого непрерывного потока правда, а что ложь, практически не представляется возможным. Сегодня, с помощью бесчисленных каналов коммуникации, проводятся настоящие информационные войны и с каждым годом их число растет. На многих примерах мы видим, как нарушается один из главных журналистских принципов, сформулированным в хартиях и декларациях - объективность. Если раньше основной функцией СМИ было информирование общества, то сегодня СМИ начинают выполнять совсем иные функции, становясь инструментом международной политики, где происходит борьба политических сил и столкновение государственных интересов и идеологий. В условиях глобального внедрения информационных технологий в процессы функционирования сфер деятельности человека и увеличения значимости информационных процессов в жизнедеятельности общества, военные американские специалисты одними из первых отметили повышение роли информационного пространства в мире и стали изучать возможности его использования для достижения своих внешнеполитических целей .
Специалистами Пентагона отмечается тот факт, что человечество приблизилось к той ступени информационно-технологического развития, когда все жители нашей планеты стали участниками боевых действий. В связи с этим, по мнению представителей Пентагона, теперь перед военными и службами специального назначения в первую очередь стоит задача не уничтожения живой силы противника с целью завоевания его территории, а в подрыве взглядов, ценностей, мировоззрения населения и закладке ложных целей общественно-политического развития в сознание граждан .
Проблема информационных войн в СМИ носит глобальный характер, а их значение в последние годы неуклонно возрастает, при этом главными особенностями методов, используемых для ведения информационной войны, можно считать отсутствие видимых разрушений и постепенное, незаметное внедрение во все сферы общественно-политической жизни. Глобальный характер и социальная значимость исследуемой проблемы, обусловили актуальность данного исследования.
Степень изученности явления информационных войн и теории информационного противоборства достаточно высока, она носит междисциплинарный характер и является результатом исследований историков, политологов, психологов, философов, правоведов и др. А.С. Панарин в своих работах проводит оценку роли и места России в информационных противоборствах, занимается изучением природы процессов, протекающих в ходе информационной войны. На эту тему опубликовано большое количество статей и монографий. Среди них работы:
- О.В. Афанасьевой, изучавшей основы информационного доступа на основании российского и международного законодательства.
- Я.Н. Засурского, который исследовал особенности массовой
коммуникации и специфику ее влияния.
- А.В. Манойло, работы которого посвящены конфликтам, их информационному освещению и управлению ими с помощью информации.
- С.П. Расторгуева, который рассматривал информационную войну с философской точки зрения.
- В.Ф. Шаньгина, в научном труде которого отражены вопросы
информационной безопасности в сети Интернет.
- Ю. Ю. Громова , научные изыскания которого также были посвящены вопросам информационной безопасности.
Особый вклад в изучение феномена информационных войн внес специалист в области коммуникативных технологий Г.Г. Почепцов , поскольку он не только осветил вопросы информационных войн, но и выделил тактики их ведения.
Объект исследования - информационная война в СМИ.
Предмет исследования - методы ведения информационной войны в СМИ.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение методов, применяемых журналистами электронных СМИ России и Украины в условиях информационной войны.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) изучить концепцию информационной войны как понятия;
2) определить основные методы ведения информационной войны в средствах массовой информации;
3) проанализировать применение методов информационной войны электронными СМИ России и Украины в период эскалации конфликта на Украине в 2014 году;
4) выявить методы ведения информационной войны электронными СМИ России и Украины на фоне продолжающегося российско-украинского конфликта;
5) провести сравнительный анализ публикаций СМИ России и Украины на предмет выявления количественных и качественных изменений жанровых характеристик и методов информационной войны.
Эмпирической базой исследования являются материалы электронных СМИ «Международное информационное агентство “Россия сегодня”» и «Украинское независимое агентство новостей (УНИАН)». Данные порталы на современном этапе представляются одними из самых популярных СМИ в интернет - сегменте , что является значительным фактором формирования общественного мнения. Этим фактором обуславливается выбор данных СМИ в качестве исследуемых.
Теоретической базой исследования послужили труды таких авторов, как Г.Г. Почепцов, Я.Н. Засурский, И.Н. Панарин, М. Ю. Павлютенкова, В.В. Гафнер, В.В. Морозова.
Методами исследования являются контент-анализ, сравнительно- сопоставительный метод, сплошной выборки, анализ и синтез.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для комплексного изучения явления информационных войн, а также при подготовке материалов для лекций, семинаров, диспутов и т.п.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Во введении обозначена актуальность изучаемой темы, представлена степень ее научной разработанности, указан объект и предмет, цель, задачи, методы выпускной квалификационной работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы явления информационной войны, история ее возникновения, концепция и структура.
Во второй главе изучаемая проблема характеризуется в контексте дестабилизации политической обстановки, проводится сравнительный анализ методов ведения информационной войны, развернувшейся вокруг конфликта в Украине.
В заключении сделаны основные выводы по исследуемой проблеме.
В приложении представлены 6 таблиц и 4 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В XXI веке информация имеет решающее значение при принятии политических, экономических, военных решений. Кроме того, формирование информационного общества оказывает значительное влияние на политику информационной безопасности каждого государства. Благодаря развитию и совершенствованию технических возможностей распространения информации и образованием единого информационного пространства информационные войны стали распространенным и опасным явлением в XXI веке. О том, что ведется информационная война во время украинского кризиса, можно судить по тому, что методы, используемые Россией и Украиной, в ходе борьбы за свои национальные интересы, превратились в оружие, которое способно оказывать интенсивное воздействие на различные процессы практически на всех уровнях государственного и общественного устройства в любой стране или регионе.
Подводя итоги исследования, можно сделать выводы относительно главных характеристик информационных войн, методов информационного противоборства во время украинского кризиса и влияния информационной войны непосредственно на отношения между Россией и Украиной.
Рассмотрев концепцию информационной войны, мы пришли к выводу, что информационная война - многогранное комплексное явление. Обобщая различные точки зрения, можно сформулировать определение информационной войны, но нельзя вывести какую-либо одну дефиницию, которая бы в полном объеме отражала ее специфику. Но всё же конечная определяющая цель любых информационных войн - воздействие на массовую эмоционально-психологическую систему и, как следствие, достижение информационного превосходства над противником.
Теоретический анализ явления информационной войны показал, что в центре внимания информационной войны всегда стояла пропаганда и связанные с ней приемы и техники, позволяющие воздействовать на массовое сознание людей, продвигать идеологические установки, деморализировать войска противника. Зародившиеся во времена античности и прошедшие две мировые войны, пропагандистские приемы постоянно совершенствовались и впоследствии стали самым эффективным психологическим оружием, а также важнейшим средством ведения обычной войны, равным по своему значению одному из родов войск.
Освещение информационной войны в Украине в начале 2014 года шло по основным «болевым» проблемам, в которых и сформировалась основная ударная сила подобной войны: «Евромайдан» и «Крым». Материалы публиковались в рамках данных проблем. На этом этапе политического кризиса в Украине информационная война сосредоточивалась исключительно внутри страны и концентрировалась на информационной поддержке лидеров оппозиции. К 2017 году произошло смещение вектора украинской пропаганды с внутренних украинских противоречий на дискредитацию политики России. Развернулась широкомасштабная антироссийская пропагандистская кампания, целью которой стало убедить общественность в агрессивности политических задач России. В этом плане информационная война между двумя государствами переросла в масштабное столкновение политических и национальных интересов. Мы выяснили, что обе стороны настроены прямо противоположно друг другу. В украинских СМИ прослеживается наступательная контрпропаганда с использованием обвинений в сторону России, в российских - оборонительная, с применением защиты, прямого опровержения и встречных обвинений.
В жанровом отношении на исследованных порталах преобладают заметка, информационная корреспонденция, интервью. Многие материалы написаны в жанре репортажа эмоциональным языком с использованием ярких деталей. Данный жанр обратил на себя особое внимание в нашем исследовании, поскольку стилистическое содержание репортажей и оформление контента в целом наглядно продемонстрировали степень противоречий между двумя странами. Так, если «Россия сегодня» показывает счастливые лица людей, митинги с российскими флагами, переполненные избирательные участки, то УНИАН в этом случае изображает диаметрально противоположные вещи: пустые избирательные участки, солдаты с автоматами, людей с украинскими флагами и т.п.
Спецификой обнаруженных методов информационной войны является комбинированный характер. Они практически никогда не применяются в качестве отдельного инструмента, а дополняют, подкрепляют другие методы. Их комплексное использование, на наш взгляд, позволяют манипулятору максимально овладевать информационным преимуществом, создавать искаженную картину мира в общественном сознании, осуществлять «зомбирование» людей, создавать пассивного послушного человека и превращать народ в легко управляемую массу.
Исследованием выявлено повышение количества публикаций в рамках исследуемой проблемы на 41% по сравнению с началом 2014 года. Это связано с тем, что на исследуемых порталах появились новые рубрики и разделы, ведение информационной войны переключилось с внутренних украинских противоречий на полноценное информационное противоборство. Так, если в начале 2014 года информационная война велась исключительно в рамках тематики «Евромайдана» и событий в Крыму, то к 2017 году наблюдается применение методов информационной войны в тех разделах и рубриках, тематическая направленность материалов которых напрямую не связана с конфликтом в Украине.
Информационное противоборство между Россией и Украиной, как показало наше исследование, связанно с использованием различных языковых конструкций, которые часто вуалируют истинный смысл и ход событий, переводя их в эмоциональный, подсознательный пласт коллективной психики, подавляя, таким образом, рациональные механизмы восприятия действительности. Лексические методы и метод «навешивания ярлыков» являются самыми активными и широко используемыми приемами в арсенале противоборствующих сторон. В условиях, когда необходимо воздействовать на эмоционально-психологическую сферу читателей данный аспект является показательным. Яркие выразительные средства, разговорные конструкции, оценочные выражения являются своеобразным эмоциональным ориентиром, именно так их воспринимают читатели. Они формируют у аудитории определенные образы и даже навешивают ярлыки, от которых сложно избавиться. В 2017 году лексические методы, основанные на языковой манипуляции, начинают играть в пропаганде двух стран еще большую роль. Создаются две конкретные коннотационные цепочки - одна положительная, для поддержания позитивного имиджа страны в сознании граждан, другая отрицательная, для дискредитации оппонента в информационном поле. Экспрессия лексики в 2017 году существенно отличается от той, что была в публикациях 2014 года. Появляются неологизмы и произведенные от них эпитеты, метафоричные высказывания, различные языковые конструкции, насыщенные ярко-негативной окраской.
Представленные в данном исследовании языковые выразительные средства иллюстрируют особенности употребления лексических новшеств, важность эпитета как инструмента создания необходимого образа в сознании людей и в информационной войне в целом. Подогреваемые СМИ тревожные настроения в обществе и следующие за такой реакцией политические решения содержат в качестве инструментария основную манипуляционную единицу - слово: его семантику, имиджеобразующую и культурную функцию, а основным объектом воздействия выступает общественное мнение. С помощью языковой и психологической манипуляции от объекта воздействия можно получить практически всё. Эти средства заставляют людей убивать друг друга, добровольно уходить из жизни за призрачные ценности и понятия, не говоря уже о внушении простых домыслов и стереотипов.
Государство в информационной войне подпитывается поддержкой народа, для чего необходимо в условиях существования информационной войны прибегать к помощи таких манипуляций, которые позволяют поддерживать общественную мысль в состоянии, не выходящим за определенную границу. В нашем случае, россияне должны быть уверены в силе России, в ее влиянии на международной арене, в ее «миротворческой миссии» на Украине. В сознании украинцев должна поддерживаться мысль о сильной Украине, отважно борющейся с внешним врагом. Отсюда вытекает еще один аспект - внешнее противоборство. Государство на фоне существования оппонентов, осуществляющих пропагандистские атаки, заинтересовано в том, чтобы его интересы отстаивали граждане этого государства. Так родился патриотизм, так это понятие развивают и прославляют, говоря о нём как о высшей идеологической ценности, апогее развития нравственности и морали. Определенная методика, грамотно спланированное «апеллирование к патриотическим чувствам» катализирует пробуждение резких антиукраинских настроений в российском обществе и усиление негативизации России в сознании украинцев, что способствует углублению непонимания и дискоммуникации в отношениях между двумя государствами.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно утверждать, что информационное противоборство между Россией и Украиной как составляющая информационной войны деструктивно влияет прежде всего на межгосударственные отношения двух стран. При поддержке народа, как мы видим, даже в XXI веке может вестись война, которая разрушает государство, инфраструктуру и уносит жизни тысяч людей. Своеобразным «ретранслятором» деструктивных воздействий в этих случаях служат СМИ. Современная журналистика - не только четвертая власть, но и третья сторона любого вооруженного конфликта. Однако в информационной войне журналисты играют первостепенную роль. Массмедиа вышли за пределы вспомогательной роли, став мощным самостоятельным фактором, влияющим на исторические судьбы народов. Долгосрочное массированное информационно-психологическое влияние разрушающей природы проходит через сознание и подсознание каждого индивида, создавая очевидную угрозу существованию нации в результате изменения ее основных идеологических и мировоззренческих установок, исторически сложившейся культуры.
Следовательно, в условиях современной «сфабрикованной» реальности критически мыслящим гражданам противоборствующих стран следует рационально мыслить, воспроизводить полный и реальный контекст той или иной новости, осуществляя поиск и анализ скрытого смысла медийных сообщений.



1. МИА «Россия сегодня» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www ria.ru
2. ИА «УНИАН» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://unian.net
Литература
3. Аграновский В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. Москва. Варгиус.1999. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http ://www.vagrius.ru/authors /agranovs.html
4. Анникова В. А. Средства массовой информации в современной
России // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. - Сер. Политология. - 2008. -№ 4. - С. 122-129
5. Аношина Е.Ю. Речевая агрессия как элемент публичных призывов к осуществлению преступлений экстремистской и террористической направленности / Е.Ю. Аношина // Вестник СамГУПС. -
2015. - № 3 (29). - С. 148-153.
6. Афанасьева О. В. Доступ к информации: российское и международное законодательство // Общественные науки и современность. - 2010. 139 с.
7. Бабаш, А.В. Информационная безопасность. Лабораторный практикум: Учебное пособие / А.В. Бабаш, Е.К. Баранова, Ю.Н. Мельников. - М.: КноРус, 2013. - 136 с.
8. Бажанов, Е.П. Неизбежность многополярного мира. / Е.П. Бажанов // "Эволюция мирового порядка и внешнеполитическая стратегия России". - М.: 2003. - С.10-16.
9. Беркнер С. С. Язык как инструмент власти // Эссе о социальной власти языка / под общ. ред. Л. И. Гришаевой. — Воронеж, 2001. С. 85—89
10. Василенко И.А. Геополитика современного мира. // М.: Юрайт,
2011. - 310 с.
11. Васильев А. Д. Манипулятивная эвфемизация как атрибут дискурса СМИ // Вестн. Краснояр. гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. 2010. № 1. С. 150—161.
12. Вершинин, М.С. Политическая коммуникация в
информационном обществе. / М.С. Вершинин. - М.: Ягуар, 2006. - 256 с.
13. Вирен Г. Современные медиа. Приемы информационных войн: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. Вирен. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 126 с.
14. Волконский, Н.Л. История информационных войн: т. 1 (с древнейших времён по XIX век), т. 2 (ХХ век). / под ред. И. Петрова. - СПб: Полигон, 2003. - Т. 2. - 736 с.
15. Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-политическая безопасность и психологическая защита. - М.: ПЕР СЭ, 2013. - 610с.
16. Громов, Ю.Ю. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие / Ю.Ю. Громов, В.О. Драчев, О.Г. Иванова. - Ст. Оскол: ТНТ, 2010. - 384 с.
17. Губанов Д.А. , Новиков Д.А. , Чхартишвили А.Г. , Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства М: ФИЗМАТЛИТ, 2010. - 228 с.
18. Гузев С.А., Комиссарова М.Н. Информационные войны: типы и особенности // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 10-2. С. 232
19. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов//М.: Аспект Пресс, 2004. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text10/01.html
20. Демьяненко Н. В. Использование манипулятивных технологий в СМИ как реальная проблема // Российский академический журнал. 2012. Т. 19, № 1. С. 20—27
21. Дерлугьян Г. Идейная эволюция столетия крайностей [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://expert.ru/expert/2011/01/dejnaya- evolyutsiya-stoletiya-krajnostej
22. Завадский, И.И. Информационная война - что это такое?
/И.И.Завадский [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.fbr.donetsk.ua/InfoWar/text01.shtmll
23. Зазаева Н. Б. Политические коммуникации в современной России // Власть. - 2012. - № 7. - С. 63-66
24. Замятин, А., Замятин, В., Юсупов, Р. Опасности информационно- психологической войны. // "ОБЖ. Основы безопасности жизни". - 2002. - №
6. - С. 32-37.
25. Засурский Я.Н. Массовая коммуникация в современном мире // Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология. - 2014. - №3. - С.174-179.
26. Засурский Я.Н. Техника дезинформации и обмана. М., «Мысль»,
1978 [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/208453/
27. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием [Электронный ресурс] Режим доступа:http://lib.ru/POLITOLOG/karamurza.txt
28. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием-2 [Электронный ресурс] / Сергей Кара-Мурза, Сергей Смирнов - М.: Эксмо: Алгоритм, 2009. - 528 с. - Режим доступа:http://www.rusproject.org/sites/default/files/files/bo oks/k/Manipuljacij a_soznaniem_2.pdf
29. Коваленко Д.А. Речевая агрессия в современных СМИ как источник языковых конфликтов / Д.А. Коваленко // Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 2: Филология и искусствоведение. -
2015. - № 1 (152). - С. 217-222.
30. Коллон М. Нефть, PR, война. Глобальный контроль над ресурсами планеты. - М. 2002. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://unotices.com/book.php?id=162803&page=1
31. Корконосенко С. Основы теории журналистики. - СПб.: Питер,
2013. - 130с.
32. Кузнецов П.А. Информационная война [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.fbr.donetsk.ua/InfoWar/text02.html
33. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. Учебное пособие // М.:Аспект Пресс, 2004. - 456 с.
34. Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно - психологическая война. М., 1999. - 357 с.
35. Макаревич Э. Психология восприятия информационных и пропагандистских сообщений // Диалог. 1997 г. №7 [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/priroda-slukhov-i-ikh-vliyanie- na-formirovanie-obshchestvennogo-mneniya
36. Манойло А.В. Технологии психологического управления международными конфликтами: пределы регулирующего воздействия. - М.: Паритет, 2008. - 68 с.
37. Манойло А.В. Технологии несилового разрешения современных конфликтов. / под ред. проф. А.И. Петренко. - М.: Горячая линия - Телеком,
2008. - 392 с.
38. Месропян Л.М. Имплицитная речевая (вербальная) агрессия как средство воздействия в информационной войне // Российский академический журнал. - 2011. - Т. 17. - № 3. - С. 44-46.
39. Назаров М.М. Массовые коммуникации и виртуализация социального пространства в современном обществе // Социально¬гуманитарные знания. - 2014. - №1. - С.233-247.
40. Обзор торговых отношений с РФ // VED.GOV.RU: Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/ua/ua_ru_relations/ua_ru_trade/
41. Панарин А. С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. М. Эдиториал УРСС, 1999. - 272 с.
42. Почепцов Г.Г. Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований. - М.: Рефл-бук, 2000. - 576 с.
43. Приходько О.В., Агапова Е.А. Вербальная агрессия в СМИ / О.В. Приходько, Е.А. Агапова // Приоритетные направления развития науки и образования.- 2015. -№ 2 (5). - С. 254-256.
44. Расторгуев С.П. Философия информационной войны. - М.: Вузовская книга, МПСИ, 2003. — 301 с
45. Свитич Л.Г. Профессия: журналист: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Журналистика". - М.: Аспект Пресс, 2003. - 253 с.
46. Тактики и стратегии информационной войны. Информационный
вброс. // INFOSPLANET.INFO. URL:
http://www.infosplanet.info/2012/10/Informacionnyj-vbros.html
47. Филиппова И.Ю. Вербальная агрессия и речевое насилие в информационно-коммуникативном процессе // Язык. Текст. Дискурс. - 2009. - № 7. - С. 153-158.
48. Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией /Пер. со швед. В. Менжун.- М.: МедиаМир, 2008. - 200 с/
49. Шаньгин, В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 с.
50. Шершнев, Л.И. Четвертая мировая война и ее особенности. / Л.И.Шершнев // "ОБЖ. Основы безопасности жизни". - 2005. - № 7, 9. -
С. 29-35.
51. Шафрански, Р. Теория информационного оружия. [Электронный
ресурс] / Режим доступа:
http ://msnhomepages.talkcity.com/ReportersAlley/fatekhvergasov/_private/Inform War.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ