МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ В СМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ 8
1.1. Концепция информационной войны и история ее возникновения 8
1.2 Формы и основные методы ведения информационной войны 15
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА В СМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ 25
2.1 Применение методов информационной войны в период эскалации
конфликта в Украине в 2014 году 25
2.2 Информационная война в СМИ на фоне продолжающегося российско-
украинского конфликта 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ 8
1.1. Концепция информационной войны и история ее возникновения 8
1.2 Формы и основные методы ведения информационной войны 15
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА В СМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ 25
2.1 Применение методов информационной войны в период эскалации
конфликта в Украине в 2014 году 25
2.2 Информационная война в СМИ на фоне продолжающегося российско-
украинского конфликта 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современном обществе на нас обрушиваются неисчерпаемые и неконтролируемые информационные потоки. СМИ навязывают нам свою интерпретацию событий, происходящих в мире, оказывая психологическое воздействие на наше сознание. Каждый отдельный человек ежедневно получает огромное количество информации, в основном, посредством СМИ. И распознать, что из этого непрерывного потока правда, а что ложь, практически не представляется возможным. Сегодня, с помощью бесчисленных каналов коммуникации, проводятся настоящие информационные войны и с каждым годом их число растет. На многих примерах мы видим, как нарушается один из главных журналистских принципов, сформулированным в хартиях и декларациях - объективность. Если раньше основной функцией СМИ было информирование общества, то сегодня СМИ начинают выполнять совсем иные функции, становясь инструментом международной политики, где происходит борьба политических сил и столкновение государственных интересов и идеологий. В условиях глобального внедрения информационных технологий в процессы функционирования сфер деятельности человека и увеличения значимости информационных процессов в жизнедеятельности общества, военные американские специалисты одними из первых отметили повышение роли информационного пространства в мире и стали изучать возможности его использования для достижения своих внешнеполитических целей .
Специалистами Пентагона отмечается тот факт, что человечество приблизилось к той ступени информационно-технологического развития, когда все жители нашей планеты стали участниками боевых действий. В связи с этим, по мнению представителей Пентагона, теперь перед военными и службами специального назначения в первую очередь стоит задача не уничтожения живой силы противника с целью завоевания его территории, а в подрыве взглядов, ценностей, мировоззрения населения и закладке ложных целей общественно-политического развития в сознание граждан .
Проблема информационных войн в СМИ носит глобальный характер, а их значение в последние годы неуклонно возрастает, при этом главными особенностями методов, используемых для ведения информационной войны, можно считать отсутствие видимых разрушений и постепенное, незаметное внедрение во все сферы общественно-политической жизни. Глобальный характер и социальная значимость исследуемой проблемы, обусловили актуальность данного исследования.
Степень изученности явления информационных войн и теории информационного противоборства достаточно высока, она носит междисциплинарный характер и является результатом исследований историков, политологов, психологов, философов, правоведов и др. А.С. Панарин в своих работах проводит оценку роли и места России в информационных противоборствах, занимается изучением природы процессов, протекающих в ходе информационной войны. На эту тему опубликовано большое количество статей и монографий. Среди них работы:
- О.В. Афанасьевой, изучавшей основы информационного доступа на основании российского и международного законодательства.
- Я.Н. Засурского, который исследовал особенности массовой
коммуникации и специфику ее влияния.
- А.В. Манойло, работы которого посвящены конфликтам, их информационному освещению и управлению ими с помощью информации.
- С.П. Расторгуева, который рассматривал информационную войну с философской точки зрения.
- В.Ф. Шаньгина, в научном труде которого отражены вопросы
информационной безопасности в сети Интернет.
- Ю. Ю. Громова , научные изыскания которого также были посвящены вопросам информационной безопасности.
Особый вклад в изучение феномена информационных войн внес специалист в области коммуникативных технологий Г.Г. Почепцов , поскольку он не только осветил вопросы информационных войн, но и выделил тактики их ведения.
Объект исследования - информационная война в СМИ.
Предмет исследования - методы ведения информационной войны в СМИ.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение методов, применяемых журналистами электронных СМИ России и Украины в условиях информационной войны.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) изучить концепцию информационной войны как понятия;
2) определить основные методы ведения информационной войны в средствах массовой информации;
3) проанализировать применение методов информационной войны электронными СМИ России и Украины в период эскалации конфликта на Украине в 2014 году;
4) выявить методы ведения информационной войны электронными СМИ России и Украины на фоне продолжающегося российско-украинского конфликта;
5) провести сравнительный анализ публикаций СМИ России и Украины на предмет выявления количественных и качественных изменений жанровых характеристик и методов информационной войны.
Эмпирической базой исследования являются материалы электронных СМИ «Международное информационное агентство “Россия сегодня”» и «Украинское независимое агентство новостей (УНИАН)». Данные порталы на современном этапе представляются одними из самых популярных СМИ в интернет - сегменте , что является значительным фактором формирования общественного мнения. Этим фактором обуславливается выбор данных СМИ в качестве исследуемых.
Теоретической базой исследования послужили труды таких авторов, как Г.Г. Почепцов, Я.Н. Засурский, И.Н. Панарин, М. Ю. Павлютенкова, В.В. Гафнер, В.В. Морозова.
Методами исследования являются контент-анализ, сравнительно- сопоставительный метод, сплошной выборки, анализ и синтез.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для комплексного изучения явления информационных войн, а также при подготовке материалов для лекций, семинаров, диспутов и т.п.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Во введении обозначена актуальность изучаемой темы, представлена степень ее научной разработанности, указан объект и предмет, цель, задачи, методы выпускной квалификационной работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы явления информационной войны, история ее возникновения, концепция и структура.
Во второй главе изучаемая проблема характеризуется в контексте дестабилизации политической обстановки, проводится сравнительный анализ методов ведения информационной войны, развернувшейся вокруг конфликта в Украине.
В заключении сделаны основные выводы по исследуемой проблеме.
В приложении представлены 6 таблиц и 4 рисунка.
Специалистами Пентагона отмечается тот факт, что человечество приблизилось к той ступени информационно-технологического развития, когда все жители нашей планеты стали участниками боевых действий. В связи с этим, по мнению представителей Пентагона, теперь перед военными и службами специального назначения в первую очередь стоит задача не уничтожения живой силы противника с целью завоевания его территории, а в подрыве взглядов, ценностей, мировоззрения населения и закладке ложных целей общественно-политического развития в сознание граждан .
Проблема информационных войн в СМИ носит глобальный характер, а их значение в последние годы неуклонно возрастает, при этом главными особенностями методов, используемых для ведения информационной войны, можно считать отсутствие видимых разрушений и постепенное, незаметное внедрение во все сферы общественно-политической жизни. Глобальный характер и социальная значимость исследуемой проблемы, обусловили актуальность данного исследования.
Степень изученности явления информационных войн и теории информационного противоборства достаточно высока, она носит междисциплинарный характер и является результатом исследований историков, политологов, психологов, философов, правоведов и др. А.С. Панарин в своих работах проводит оценку роли и места России в информационных противоборствах, занимается изучением природы процессов, протекающих в ходе информационной войны. На эту тему опубликовано большое количество статей и монографий. Среди них работы:
- О.В. Афанасьевой, изучавшей основы информационного доступа на основании российского и международного законодательства.
- Я.Н. Засурского, который исследовал особенности массовой
коммуникации и специфику ее влияния.
- А.В. Манойло, работы которого посвящены конфликтам, их информационному освещению и управлению ими с помощью информации.
- С.П. Расторгуева, который рассматривал информационную войну с философской точки зрения.
- В.Ф. Шаньгина, в научном труде которого отражены вопросы
информационной безопасности в сети Интернет.
- Ю. Ю. Громова , научные изыскания которого также были посвящены вопросам информационной безопасности.
Особый вклад в изучение феномена информационных войн внес специалист в области коммуникативных технологий Г.Г. Почепцов , поскольку он не только осветил вопросы информационных войн, но и выделил тактики их ведения.
Объект исследования - информационная война в СМИ.
Предмет исследования - методы ведения информационной войны в СМИ.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение методов, применяемых журналистами электронных СМИ России и Украины в условиях информационной войны.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) изучить концепцию информационной войны как понятия;
2) определить основные методы ведения информационной войны в средствах массовой информации;
3) проанализировать применение методов информационной войны электронными СМИ России и Украины в период эскалации конфликта на Украине в 2014 году;
4) выявить методы ведения информационной войны электронными СМИ России и Украины на фоне продолжающегося российско-украинского конфликта;
5) провести сравнительный анализ публикаций СМИ России и Украины на предмет выявления количественных и качественных изменений жанровых характеристик и методов информационной войны.
Эмпирической базой исследования являются материалы электронных СМИ «Международное информационное агентство “Россия сегодня”» и «Украинское независимое агентство новостей (УНИАН)». Данные порталы на современном этапе представляются одними из самых популярных СМИ в интернет - сегменте , что является значительным фактором формирования общественного мнения. Этим фактором обуславливается выбор данных СМИ в качестве исследуемых.
Теоретической базой исследования послужили труды таких авторов, как Г.Г. Почепцов, Я.Н. Засурский, И.Н. Панарин, М. Ю. Павлютенкова, В.В. Гафнер, В.В. Морозова.
Методами исследования являются контент-анализ, сравнительно- сопоставительный метод, сплошной выборки, анализ и синтез.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для комплексного изучения явления информационных войн, а также при подготовке материалов для лекций, семинаров, диспутов и т.п.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Во введении обозначена актуальность изучаемой темы, представлена степень ее научной разработанности, указан объект и предмет, цель, задачи, методы выпускной квалификационной работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы явления информационной войны, история ее возникновения, концепция и структура.
Во второй главе изучаемая проблема характеризуется в контексте дестабилизации политической обстановки, проводится сравнительный анализ методов ведения информационной войны, развернувшейся вокруг конфликта в Украине.
В заключении сделаны основные выводы по исследуемой проблеме.
В приложении представлены 6 таблиц и 4 рисунка.
В XXI веке информация имеет решающее значение при принятии политических, экономических, военных решений. Кроме того, формирование информационного общества оказывает значительное влияние на политику информационной безопасности каждого государства. Благодаря развитию и совершенствованию технических возможностей распространения информации и образованием единого информационного пространства информационные войны стали распространенным и опасным явлением в XXI веке. О том, что ведется информационная война во время украинского кризиса, можно судить по тому, что методы, используемые Россией и Украиной, в ходе борьбы за свои национальные интересы, превратились в оружие, которое способно оказывать интенсивное воздействие на различные процессы практически на всех уровнях государственного и общественного устройства в любой стране или регионе.
Подводя итоги исследования, можно сделать выводы относительно главных характеристик информационных войн, методов информационного противоборства во время украинского кризиса и влияния информационной войны непосредственно на отношения между Россией и Украиной.
Рассмотрев концепцию информационной войны, мы пришли к выводу, что информационная война - многогранное комплексное явление. Обобщая различные точки зрения, можно сформулировать определение информационной войны, но нельзя вывести какую-либо одну дефиницию, которая бы в полном объеме отражала ее специфику. Но всё же конечная определяющая цель любых информационных войн - воздействие на массовую эмоционально-психологическую систему и, как следствие, достижение информационного превосходства над противником.
Теоретический анализ явления информационной войны показал, что в центре внимания информационной войны всегда стояла пропаганда и связанные с ней приемы и техники, позволяющие воздействовать на массовое сознание людей, продвигать идеологические установки, деморализировать войска противника. Зародившиеся во времена античности и прошедшие две мировые войны, пропагандистские приемы постоянно совершенствовались и впоследствии стали самым эффективным психологическим оружием, а также важнейшим средством ведения обычной войны, равным по своему значению одному из родов войск.
Освещение информационной войны в Украине в начале 2014 года шло по основным «болевым» проблемам, в которых и сформировалась основная ударная сила подобной войны: «Евромайдан» и «Крым». Материалы публиковались в рамках данных проблем. На этом этапе политического кризиса в Украине информационная война сосредоточивалась исключительно внутри страны и концентрировалась на информационной поддержке лидеров оппозиции. К 2017 году произошло смещение вектора украинской пропаганды с внутренних украинских противоречий на дискредитацию политики России. Развернулась широкомасштабная антироссийская пропагандистская кампания, целью которой стало убедить общественность в агрессивности политических задач России. В этом плане информационная война между двумя государствами переросла в масштабное столкновение политических и национальных интересов. Мы выяснили, что обе стороны настроены прямо противоположно друг другу. В украинских СМИ прослеживается наступательная контрпропаганда с использованием обвинений в сторону России, в российских - оборонительная, с применением защиты, прямого опровержения и встречных обвинений.
В жанровом отношении на исследованных порталах преобладают заметка, информационная корреспонденция, интервью. Многие материалы написаны в жанре репортажа эмоциональным языком с использованием ярких деталей. Данный жанр обратил на себя особое внимание в нашем исследовании, поскольку стилистическое содержание репортажей и оформление контента в целом наглядно продемонстрировали степень противоречий между двумя странами. Так, если «Россия сегодня» показывает счастливые лица людей, митинги с российскими флагами, переполненные избирательные участки, то УНИАН в этом случае изображает диаметрально противоположные вещи: пустые избирательные участки, солдаты с автоматами, людей с украинскими флагами и т.п.
Спецификой обнаруженных методов информационной войны является комбинированный характер. Они практически никогда не применяются в качестве отдельного инструмента, а дополняют, подкрепляют другие методы. Их комплексное использование, на наш взгляд, позволяют манипулятору максимально овладевать информационным преимуществом, создавать искаженную картину мира в общественном сознании, осуществлять «зомбирование» людей, создавать пассивного послушного человека и превращать народ в легко управляемую массу.
Исследованием выявлено повышение количества публикаций в рамках исследуемой проблемы на 41% по сравнению с началом 2014 года. Это связано с тем, что на исследуемых порталах появились новые рубрики и разделы, ведение информационной войны переключилось с внутренних украинских противоречий на полноценное информационное противоборство. Так, если в начале 2014 года информационная война велась исключительно в рамках тематики «Евромайдана» и событий в Крыму, то к 2017 году наблюдается применение методов информационной войны в тех разделах и рубриках, тематическая направленность материалов которых напрямую не связана с конфликтом в Украине.
Информационное противоборство между Россией и Украиной, как показало наше исследование, связанно с использованием различных языковых конструкций, которые часто вуалируют истинный смысл и ход событий, переводя их в эмоциональный, подсознательный пласт коллективной психики, подавляя, таким образом, рациональные механизмы восприятия действительности. Лексические методы и метод «навешивания ярлыков» являются самыми активными и широко используемыми приемами в арсенале противоборствующих сторон. В условиях, когда необходимо воздействовать на эмоционально-психологическую сферу читателей данный аспект является показательным. Яркие выразительные средства, разговорные конструкции, оценочные выражения являются своеобразным эмоциональным ориентиром, именно так их воспринимают читатели. Они формируют у аудитории определенные образы и даже навешивают ярлыки, от которых сложно избавиться. В 2017 году лексические методы, основанные на языковой манипуляции, начинают играть в пропаганде двух стран еще большую роль. Создаются две конкретные коннотационные цепочки - одна положительная, для поддержания позитивного имиджа страны в сознании граждан, другая отрицательная, для дискредитации оппонента в информационном поле. Экспрессия лексики в 2017 году существенно отличается от той, что была в публикациях 2014 года. Появляются неологизмы и произведенные от них эпитеты, метафоричные высказывания, различные языковые конструкции, насыщенные ярко-негативной окраской.
Представленные в данном исследовании языковые выразительные средства иллюстрируют особенности употребления лексических новшеств, важность эпитета как инструмента создания необходимого образа в сознании людей и в информационной войне в целом. Подогреваемые СМИ тревожные настроения в обществе и следующие за такой реакцией политические решения содержат в качестве инструментария основную манипуляционную единицу - слово: его семантику, имиджеобразующую и культурную функцию, а основным объектом воздействия выступает общественное мнение. С помощью языковой и психологической манипуляции от объекта воздействия можно получить практически всё. Эти средства заставляют людей убивать друг друга, добровольно уходить из жизни за призрачные ценности и понятия, не говоря уже о внушении простых домыслов и стереотипов.
Государство в информационной войне подпитывается поддержкой народа, для чего необходимо в условиях существования информационной войны прибегать к помощи таких манипуляций, которые позволяют поддерживать общественную мысль в состоянии, не выходящим за определенную границу. В нашем случае, россияне должны быть уверены в силе России, в ее влиянии на международной арене, в ее «миротворческой миссии» на Украине. В сознании украинцев должна поддерживаться мысль о сильной Украине, отважно борющейся с внешним врагом. Отсюда вытекает еще один аспект - внешнее противоборство. Государство на фоне существования оппонентов, осуществляющих пропагандистские атаки, заинтересовано в том, чтобы его интересы отстаивали граждане этого государства. Так родился патриотизм, так это понятие развивают и прославляют, говоря о нём как о высшей идеологической ценности, апогее развития нравственности и морали. Определенная методика, грамотно спланированное «апеллирование к патриотическим чувствам» катализирует пробуждение резких антиукраинских настроений в российском обществе и усиление негативизации России в сознании украинцев, что способствует углублению непонимания и дискоммуникации в отношениях между двумя государствами.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно утверждать, что информационное противоборство между Россией и Украиной как составляющая информационной войны деструктивно влияет прежде всего на межгосударственные отношения двух стран. При поддержке народа, как мы видим, даже в XXI веке может вестись война, которая разрушает государство, инфраструктуру и уносит жизни тысяч людей. Своеобразным «ретранслятором» деструктивных воздействий в этих случаях служат СМИ. Современная журналистика - не только четвертая власть, но и третья сторона любого вооруженного конфликта. Однако в информационной войне журналисты играют первостепенную роль. Массмедиа вышли за пределы вспомогательной роли, став мощным самостоятельным фактором, влияющим на исторические судьбы народов. Долгосрочное массированное информационно-психологическое влияние разрушающей природы проходит через сознание и подсознание каждого индивида, создавая очевидную угрозу существованию нации в результате изменения ее основных идеологических и мировоззренческих установок, исторически сложившейся культуры.
Следовательно, в условиях современной «сфабрикованной» реальности критически мыслящим гражданам противоборствующих стран следует рационально мыслить, воспроизводить полный и реальный контекст той или иной новости, осуществляя поиск и анализ скрытого смысла медийных сообщений.
Подводя итоги исследования, можно сделать выводы относительно главных характеристик информационных войн, методов информационного противоборства во время украинского кризиса и влияния информационной войны непосредственно на отношения между Россией и Украиной.
Рассмотрев концепцию информационной войны, мы пришли к выводу, что информационная война - многогранное комплексное явление. Обобщая различные точки зрения, можно сформулировать определение информационной войны, но нельзя вывести какую-либо одну дефиницию, которая бы в полном объеме отражала ее специфику. Но всё же конечная определяющая цель любых информационных войн - воздействие на массовую эмоционально-психологическую систему и, как следствие, достижение информационного превосходства над противником.
Теоретический анализ явления информационной войны показал, что в центре внимания информационной войны всегда стояла пропаганда и связанные с ней приемы и техники, позволяющие воздействовать на массовое сознание людей, продвигать идеологические установки, деморализировать войска противника. Зародившиеся во времена античности и прошедшие две мировые войны, пропагандистские приемы постоянно совершенствовались и впоследствии стали самым эффективным психологическим оружием, а также важнейшим средством ведения обычной войны, равным по своему значению одному из родов войск.
Освещение информационной войны в Украине в начале 2014 года шло по основным «болевым» проблемам, в которых и сформировалась основная ударная сила подобной войны: «Евромайдан» и «Крым». Материалы публиковались в рамках данных проблем. На этом этапе политического кризиса в Украине информационная война сосредоточивалась исключительно внутри страны и концентрировалась на информационной поддержке лидеров оппозиции. К 2017 году произошло смещение вектора украинской пропаганды с внутренних украинских противоречий на дискредитацию политики России. Развернулась широкомасштабная антироссийская пропагандистская кампания, целью которой стало убедить общественность в агрессивности политических задач России. В этом плане информационная война между двумя государствами переросла в масштабное столкновение политических и национальных интересов. Мы выяснили, что обе стороны настроены прямо противоположно друг другу. В украинских СМИ прослеживается наступательная контрпропаганда с использованием обвинений в сторону России, в российских - оборонительная, с применением защиты, прямого опровержения и встречных обвинений.
В жанровом отношении на исследованных порталах преобладают заметка, информационная корреспонденция, интервью. Многие материалы написаны в жанре репортажа эмоциональным языком с использованием ярких деталей. Данный жанр обратил на себя особое внимание в нашем исследовании, поскольку стилистическое содержание репортажей и оформление контента в целом наглядно продемонстрировали степень противоречий между двумя странами. Так, если «Россия сегодня» показывает счастливые лица людей, митинги с российскими флагами, переполненные избирательные участки, то УНИАН в этом случае изображает диаметрально противоположные вещи: пустые избирательные участки, солдаты с автоматами, людей с украинскими флагами и т.п.
Спецификой обнаруженных методов информационной войны является комбинированный характер. Они практически никогда не применяются в качестве отдельного инструмента, а дополняют, подкрепляют другие методы. Их комплексное использование, на наш взгляд, позволяют манипулятору максимально овладевать информационным преимуществом, создавать искаженную картину мира в общественном сознании, осуществлять «зомбирование» людей, создавать пассивного послушного человека и превращать народ в легко управляемую массу.
Исследованием выявлено повышение количества публикаций в рамках исследуемой проблемы на 41% по сравнению с началом 2014 года. Это связано с тем, что на исследуемых порталах появились новые рубрики и разделы, ведение информационной войны переключилось с внутренних украинских противоречий на полноценное информационное противоборство. Так, если в начале 2014 года информационная война велась исключительно в рамках тематики «Евромайдана» и событий в Крыму, то к 2017 году наблюдается применение методов информационной войны в тех разделах и рубриках, тематическая направленность материалов которых напрямую не связана с конфликтом в Украине.
Информационное противоборство между Россией и Украиной, как показало наше исследование, связанно с использованием различных языковых конструкций, которые часто вуалируют истинный смысл и ход событий, переводя их в эмоциональный, подсознательный пласт коллективной психики, подавляя, таким образом, рациональные механизмы восприятия действительности. Лексические методы и метод «навешивания ярлыков» являются самыми активными и широко используемыми приемами в арсенале противоборствующих сторон. В условиях, когда необходимо воздействовать на эмоционально-психологическую сферу читателей данный аспект является показательным. Яркие выразительные средства, разговорные конструкции, оценочные выражения являются своеобразным эмоциональным ориентиром, именно так их воспринимают читатели. Они формируют у аудитории определенные образы и даже навешивают ярлыки, от которых сложно избавиться. В 2017 году лексические методы, основанные на языковой манипуляции, начинают играть в пропаганде двух стран еще большую роль. Создаются две конкретные коннотационные цепочки - одна положительная, для поддержания позитивного имиджа страны в сознании граждан, другая отрицательная, для дискредитации оппонента в информационном поле. Экспрессия лексики в 2017 году существенно отличается от той, что была в публикациях 2014 года. Появляются неологизмы и произведенные от них эпитеты, метафоричные высказывания, различные языковые конструкции, насыщенные ярко-негативной окраской.
Представленные в данном исследовании языковые выразительные средства иллюстрируют особенности употребления лексических новшеств, важность эпитета как инструмента создания необходимого образа в сознании людей и в информационной войне в целом. Подогреваемые СМИ тревожные настроения в обществе и следующие за такой реакцией политические решения содержат в качестве инструментария основную манипуляционную единицу - слово: его семантику, имиджеобразующую и культурную функцию, а основным объектом воздействия выступает общественное мнение. С помощью языковой и психологической манипуляции от объекта воздействия можно получить практически всё. Эти средства заставляют людей убивать друг друга, добровольно уходить из жизни за призрачные ценности и понятия, не говоря уже о внушении простых домыслов и стереотипов.
Государство в информационной войне подпитывается поддержкой народа, для чего необходимо в условиях существования информационной войны прибегать к помощи таких манипуляций, которые позволяют поддерживать общественную мысль в состоянии, не выходящим за определенную границу. В нашем случае, россияне должны быть уверены в силе России, в ее влиянии на международной арене, в ее «миротворческой миссии» на Украине. В сознании украинцев должна поддерживаться мысль о сильной Украине, отважно борющейся с внешним врагом. Отсюда вытекает еще один аспект - внешнее противоборство. Государство на фоне существования оппонентов, осуществляющих пропагандистские атаки, заинтересовано в том, чтобы его интересы отстаивали граждане этого государства. Так родился патриотизм, так это понятие развивают и прославляют, говоря о нём как о высшей идеологической ценности, апогее развития нравственности и морали. Определенная методика, грамотно спланированное «апеллирование к патриотическим чувствам» катализирует пробуждение резких антиукраинских настроений в российском обществе и усиление негативизации России в сознании украинцев, что способствует углублению непонимания и дискоммуникации в отношениях между двумя государствами.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно утверждать, что информационное противоборство между Россией и Украиной как составляющая информационной войны деструктивно влияет прежде всего на межгосударственные отношения двух стран. При поддержке народа, как мы видим, даже в XXI веке может вестись война, которая разрушает государство, инфраструктуру и уносит жизни тысяч людей. Своеобразным «ретранслятором» деструктивных воздействий в этих случаях служат СМИ. Современная журналистика - не только четвертая власть, но и третья сторона любого вооруженного конфликта. Однако в информационной войне журналисты играют первостепенную роль. Массмедиа вышли за пределы вспомогательной роли, став мощным самостоятельным фактором, влияющим на исторические судьбы народов. Долгосрочное массированное информационно-психологическое влияние разрушающей природы проходит через сознание и подсознание каждого индивида, создавая очевидную угрозу существованию нации в результате изменения ее основных идеологических и мировоззренческих установок, исторически сложившейся культуры.
Следовательно, в условиях современной «сфабрикованной» реальности критически мыслящим гражданам противоборствующих стран следует рационально мыслить, воспроизводить полный и реальный контекст той или иной новости, осуществляя поиск и анализ скрытого смысла медийных сообщений.
Подобные работы
- Лингвистические средства ведения информационной войны (на материале англоязычных СМИ)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА: ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Информационные войны в современном мире: опыт России и стран Запада
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Технологии информационной войны в современном медийном пространстве (на примере «четырехдневной войны» в Нагорном
Карабахе)
Дипломные работы, ВКР, информационное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РОССИЯ КАК ОБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ НА ПРИМЕРЕ КОНФЛИКТОВ В КОСОВО И ГРУЗИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛЕ СМИ)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Информационная война как инструмент внешней политики России и США
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2024



