ПРОФЕССИОГРАММА ЖУРНАЛИСТА ИНТЕРНЕТ-РЕДАКЦИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА 7
1.1. Интернет-СМИ в информационном пространстве 7
1.2. Профессионализм журналиста интернет-редакций 15
1.3 Понятие «профессиограмма» 21
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ТВОРЧЕСТВО В РЕГИОНАЛЬНОЙ МЕДИАСРЕДЕ 30
2.1 Журналистская деятельность в сети Интернет:
опыт Республики Татарстан 30
2.2. Профессиограмма интернет -журналиста:
составляющие и специфика 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА 7
1.1. Интернет-СМИ в информационном пространстве 7
1.2. Профессионализм журналиста интернет-редакций 15
1.3 Понятие «профессиограмма» 21
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ТВОРЧЕСТВО В РЕГИОНАЛЬНОЙ МЕДИАСРЕДЕ 30
2.1 Журналистская деятельность в сети Интернет:
опыт Республики Татарстан 30
2.2. Профессиограмма интернет -журналиста:
составляющие и специфика 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
Новые информационные технологии за последнее десятилетие значительно изменили образ массовой коммуникации и повлияли на развитие современных масс-медиа. Современные медиа-компании расширяют свое присутствие на медиарынке, используя новые формы распространения информации: интернет-СМИ. Онлайн-площадки предоставляют все необходимые средства передачи информации и являются более мобильными, что является необходимым критерием успешности и качественности современного СМИ.
Появление новых информационно-коммуникативных технологий привело к изменениям в работе всех средств массовой информации. Интернет значительно изменил профессию журналист и структуру ее деятельности. Теперь редко можно встретить вертикальную иерархию - главный редактор, редактор, руководитель отдела, обозреватель, корреспондент, репортер. В современной журналистике главное место занимает сам журналист, включающий в себя все вышеперечисленные функции одновременно.
Поэтому подверглись изменению и требования к современному работнику СМИ. И одно из требований - это владение современными техническими и интернет-технологиями. Теперь журналистика имеет не просто гуманитарную направленность, но и техническую - это условие эффективности работы СМИ. Однако и чистое традиционное журналистское мастерство остается неизменно важным.
Компьютеризация и развитие новых информационных технологий приводят к качественным изменениям в сфере СМИ и в характеристиках профессионального поведения журналистов.
Профессионализм в данном случае ассоциируется с высоким уровнем подготовки, компетентностью, широким объемом знаний и наличием стандартов традиционного профессионализма в журналистике, а также с современными требованиями к профессионалу в сфере интернет-СМИ.
Сведения, которые мы рассмотрим в работе, о теоретических характеристиках интернет-СМИ и профессионализме современных журналистов позволят нам составить профессиограмму журналиста интернет -редакций.
Актуальность выпускной квалификационной работы связана со значительным распространением и популярностью интернет-СМИ среди аудитории, постоянным развитием их технических характеристик и заключается в необходимости разработки полноценной профессиограммы журналиста интернет-редакции.
Цель данной работы: составление профессиограммы журналиста интернет-редакций.
Задачи работы:
- рассмотреть современное состояние интернет-СМИ;
- изучить теоретические требования к профессии журналист, в частности к журналисту интернет-редакций;
- изучить составляющие профессиограммы;
- разработать опросный лист для журналистов-практиков, проанализировать их ответы;
- проанализировать профессиограмму журналиста интернет-редакций на основе регионального материала.
Объектом исследования является журналистика как область профессиональной деятельности.
Предметом исследования является профессиональный портрет современного интернет-журналиста.
Степень изученности темы: существует профессиограмма журнализма профессора Л.Г. Свитич в учебном пособии «Введение в специальность: Профессия: журналист», но данная книга написана в 1991 году и не включает необходимые данные о веб-журналистике. Из чего следует, что необходимо составить современную полноценную профессиограмму журналиста интернет-редакций. О конвергентной журналистике писали еще в 90-е годы такие исследователи как: Е.Л. Вартанова «К чему ведет конвергенция в СМИ», А.А. Калмыкова «Конвергенция - возможность универсального журнализма в рамках профессиональной идентичности», а также И.И. Засурский, А.Г. Качкаева, Л.П. Шестеркина, В.Л. Цвик и др. Из последних работ об интернет - журналистике стоит отметить учебные пособия А.А. Калмыковой, Л.А. Кохановой «Интернет-журналистика» и С.Г. Машковой «Интернет- журналистика». В этих работах подробно рассматривается интернет- журналистика и пути ее развития, но не составляется ее профессиограмма.
Теоретической базой для выпускной квалификационной работы в вопросах изучения профессиограммы журналиста стали учебные пособия Л.Г. Свитич, М.В. Симкачевой, Л.П. Шестеркиной, В.В. Тулупова, И.В. Стечкина, И.М. Дзялошинского.
Эмпирической базой послужили сайты интернет-изданий «Бизнес Online», chelny-biz.ru, KazanFirst.ru, InKazan, «Реальное время», «Казанский репортер» и «Инде», а также результаты опроса 32 журналистов-практиков, работающих в данных СМИ.
Методы исследования: описание, анализ, интервьюирование и анкетирование.
Новизна исследования: в данной работе исследуются традиционные слагаемые журналистской профессии и современные характеристики журналиста-профессионала интернет-СМИ на основе опросов журналистов - практиков, а также другие составляющие профессиограммы. Автор выпускной квалификационной работы в теоретическом плане изучает и обобщает данные характеристики и составляет профессиограмму журналиста интернет- редакции.
Практическая значимость: в данной работе представлены составляющие профессиограммы журналиста современных интернет -СМИ, которые могут быть применены в качестве теоретической базы для студентов направления «Журналистика» и ознакомительной информации о профессии для абитуриентов.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, а так - же приложения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
Первая глава «Интернет как сфера деятельности журналиста» состоит из трех параграфов: «Интернет-СМИ в информационном пространстве», «Профессионализм журналиста интернет-редакций» и «Понятие «профессиограмма». В главе рассматриваются особенности возникновения, развития и функционирования интернет-СМИ, а также требования к веб-журналисту, его обязанности и критерии современного профессионализма в сфере интернет-журналистики. Также в главе рассматриваются понятие профессиограммы, ее составляющие и категории, на основе профессиограммы Л.Г. Свитич составляется опрос-интервью для журналистов интернет-редакций.
Вторая глава «Профессионализм и творчество в региональной медиасреде» состоит из двух параграфов: «Журналистская деятельность в сети Интернет: опыт Республики Татарстан» и «Профессиограмма интернет-журналиста: составляющие и специфика». В главе анализируются интернет - издания с точки зрения возможности самореализации в них журналистов, а также рассматриваются и анализируются ответы респондентов, на основе ответов и теоретической информации из первой главы составляется профессиограмма журналиста интернет-редакций.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В приложении представлена профессиограмма.
Появление новых информационно-коммуникативных технологий привело к изменениям в работе всех средств массовой информации. Интернет значительно изменил профессию журналист и структуру ее деятельности. Теперь редко можно встретить вертикальную иерархию - главный редактор, редактор, руководитель отдела, обозреватель, корреспондент, репортер. В современной журналистике главное место занимает сам журналист, включающий в себя все вышеперечисленные функции одновременно.
Поэтому подверглись изменению и требования к современному работнику СМИ. И одно из требований - это владение современными техническими и интернет-технологиями. Теперь журналистика имеет не просто гуманитарную направленность, но и техническую - это условие эффективности работы СМИ. Однако и чистое традиционное журналистское мастерство остается неизменно важным.
Компьютеризация и развитие новых информационных технологий приводят к качественным изменениям в сфере СМИ и в характеристиках профессионального поведения журналистов.
Профессионализм в данном случае ассоциируется с высоким уровнем подготовки, компетентностью, широким объемом знаний и наличием стандартов традиционного профессионализма в журналистике, а также с современными требованиями к профессионалу в сфере интернет-СМИ.
Сведения, которые мы рассмотрим в работе, о теоретических характеристиках интернет-СМИ и профессионализме современных журналистов позволят нам составить профессиограмму журналиста интернет -редакций.
Актуальность выпускной квалификационной работы связана со значительным распространением и популярностью интернет-СМИ среди аудитории, постоянным развитием их технических характеристик и заключается в необходимости разработки полноценной профессиограммы журналиста интернет-редакции.
Цель данной работы: составление профессиограммы журналиста интернет-редакций.
Задачи работы:
- рассмотреть современное состояние интернет-СМИ;
- изучить теоретические требования к профессии журналист, в частности к журналисту интернет-редакций;
- изучить составляющие профессиограммы;
- разработать опросный лист для журналистов-практиков, проанализировать их ответы;
- проанализировать профессиограмму журналиста интернет-редакций на основе регионального материала.
Объектом исследования является журналистика как область профессиональной деятельности.
Предметом исследования является профессиональный портрет современного интернет-журналиста.
Степень изученности темы: существует профессиограмма журнализма профессора Л.Г. Свитич в учебном пособии «Введение в специальность: Профессия: журналист», но данная книга написана в 1991 году и не включает необходимые данные о веб-журналистике. Из чего следует, что необходимо составить современную полноценную профессиограмму журналиста интернет-редакций. О конвергентной журналистике писали еще в 90-е годы такие исследователи как: Е.Л. Вартанова «К чему ведет конвергенция в СМИ», А.А. Калмыкова «Конвергенция - возможность универсального журнализма в рамках профессиональной идентичности», а также И.И. Засурский, А.Г. Качкаева, Л.П. Шестеркина, В.Л. Цвик и др. Из последних работ об интернет - журналистике стоит отметить учебные пособия А.А. Калмыковой, Л.А. Кохановой «Интернет-журналистика» и С.Г. Машковой «Интернет- журналистика». В этих работах подробно рассматривается интернет- журналистика и пути ее развития, но не составляется ее профессиограмма.
Теоретической базой для выпускной квалификационной работы в вопросах изучения профессиограммы журналиста стали учебные пособия Л.Г. Свитич, М.В. Симкачевой, Л.П. Шестеркиной, В.В. Тулупова, И.В. Стечкина, И.М. Дзялошинского.
Эмпирической базой послужили сайты интернет-изданий «Бизнес Online», chelny-biz.ru, KazanFirst.ru, InKazan, «Реальное время», «Казанский репортер» и «Инде», а также результаты опроса 32 журналистов-практиков, работающих в данных СМИ.
Методы исследования: описание, анализ, интервьюирование и анкетирование.
Новизна исследования: в данной работе исследуются традиционные слагаемые журналистской профессии и современные характеристики журналиста-профессионала интернет-СМИ на основе опросов журналистов - практиков, а также другие составляющие профессиограммы. Автор выпускной квалификационной работы в теоретическом плане изучает и обобщает данные характеристики и составляет профессиограмму журналиста интернет- редакции.
Практическая значимость: в данной работе представлены составляющие профессиограммы журналиста современных интернет -СМИ, которые могут быть применены в качестве теоретической базы для студентов направления «Журналистика» и ознакомительной информации о профессии для абитуриентов.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, а так - же приложения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
Первая глава «Интернет как сфера деятельности журналиста» состоит из трех параграфов: «Интернет-СМИ в информационном пространстве», «Профессионализм журналиста интернет-редакций» и «Понятие «профессиограмма». В главе рассматриваются особенности возникновения, развития и функционирования интернет-СМИ, а также требования к веб-журналисту, его обязанности и критерии современного профессионализма в сфере интернет-журналистики. Также в главе рассматриваются понятие профессиограммы, ее составляющие и категории, на основе профессиограммы Л.Г. Свитич составляется опрос-интервью для журналистов интернет-редакций.
Вторая глава «Профессионализм и творчество в региональной медиасреде» состоит из двух параграфов: «Журналистская деятельность в сети Интернет: опыт Республики Татарстан» и «Профессиограмма интернет-журналиста: составляющие и специфика». В главе анализируются интернет - издания с точки зрения возможности самореализации в них журналистов, а также рассматриваются и анализируются ответы респондентов, на основе ответов и теоретической информации из первой главы составляется профессиограмма журналиста интернет-редакций.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В приложении представлена профессиограмма.
В настоящей выпускной квалификационной работе были рассмотрены особенности возникновения, развития и функционирования интернет-СМИ, требования к веб-журналисту, его обязанности и критерии современного профессионализма в сфере онлайн-журналистики, а также понятие профессиограммы, ее составляющие и категории. На основе профессиограммы Л. Г. Свитич был составлен опрос-интервью для журналистов интернет-редакций, затем рассматривались и анализировались ответы респондентов. На основе данных ответов и теоретической информации из первой главы настоящей выпускной квалификационной работы была составлена профессиограмма журналиста интернет-редакций, которая состоит из десяти категорий.
Данная профессиограмма будет полезна для студентов, обучающихся по направлению «Журналистика» и абитуриентов в связи с тем, что новые информационные технологии значительно изменяют образ массовой коммуникации и влияют на развитие современных масс-медиа каждый день.
На основе составленной нами профессиограммы нам удалось выделить все плюсы и минусы деятельности журналистов в электронных СМИ. Начнем с положительных моментов.
Создание интернет-СМИ имеет меньше барьеров и издержек, чем традиционного, поэтому медиарынок развивается очень быстро и предоставляет огромное количество различных площадок для получения информации. Это способствует демократизации информации, открытости и плюрализму мнений, а также развитию способов подачи информации. Рассмотрев онлайновые СМИ Республики Татарстан, которые полностью используют особенности Интернета, мы пришли к выводам, что они стараются быть независимы - ми и передавать качественную и правдивую информацию, освещать несколько точек зрения. Все это благодаря интерактивности и далоговости онлайн- СМИ, ведь Интернет - это именно та универсальная площадка для выражения мнений. Именно поэтому у корреспондентов интернет-изданий есть максимум возможностей раскрыться, самореализоваться и стать журналистом классической школы - объективным и честным.
Подверглись изменению и требования к современному работнику СМИ. И одно из требований - это владение современными техническими и интернет-технологиями. Теперь журналистика имеет не просто гуманитарную направленность, но и техническую - это условие эффективности работы СМИ. Технические новшества сделали процесс информирования и контактирования проще, т.е. появляется больше средств передачи информации и больше источников информации, также информационные тексты благодаря мультимедийности и гипертекстовости становятся более краткими и емкими, появляется возможность работать удаленно.
Также стоит отметить и то, что появление новых информационно-коммуникативных технологий привело к изменениям в работе всех средств массовой информации. Интернет значительно изменил профессию журналист и структуру ее деятельности. Теперь редко можно встретить вертикальную иерархию - главный редактор, редактор, руководитель отдела, обозреватель, корреспондент, репортер. В современной журналистике главное место занимает сам журналист, включающий в себя все вышеперечисленные функции одновременно. Однако, учитывая все требования современного мира и то, что редакции интернет-СМИ отдают предпочтение сегодня универсальным профессионалам и специалистам в области коммуникаций, отметим, что такая нагрузка для журналиста не всегда сказывается положительно на качестве его материалов и эмоционально-психологическом состоянии. Рассмотрим все эти проблемы более детально:
- усложнен процесс подготовки полноценного мультимедийного контента, т.к. интернет-журналист должен разбираться в том, как эстетично разместить материал на сайте, как сопроводить текст фотографиями, видео или инфографикой, соблюдая редактирование текста. Также журналист должен разбираться в вопросах SEO, уметь прописывать ключевые слова, грамотно составлять заголовок материала, прописывать описание в мета-полях админки сайта;
- большая конкуренция на рынке медиа, что вызывает сложности отбора настоящих профессионалов;
- излишняя погоня редакции за топовыми темами, что снижает оригинальность контента, однако повышает количество просмотров;
- увеличен темп работы, кроме основной журналистской деятельности сотрудникам интернет-СМИ приходится и поддерживать функционирование сайта, увеличение количества уникальных посетителей, просмотров, при этом оставаясь в рамках концепции издания;
- соблюдение дедлайна и постоянное нахождение в информационном контексте, стрессовость и перегрузки физического и нервного характера из-за оперативности и непредсказуемости профессии - все это приводит к профессиональному и эмоциональному выгоранию;
- напряженность при работе с комментариями к публикациям на сайте и в социальных сетях;
- долгое нахождение перед монитором, сидячий образ жизни, сбой режима дня при посещении поздних мероприятий.
Итак, составленная в выпускной квалификационной работе профессиограмма, отображает современное состояние веб-журналистики и является полноценным документом о содержании работы в интернет-редакциях, факторах и условиях труда, а также требованиях к ее работнику.
Данная тема перспективна для дальнейшего исследования, так как условия работы журналиста с появлением и развитием информационно-коммуникативных технологий постоянно меняются, ему приходится приспосабливаться под современные требования.
Данная профессиограмма будет полезна для студентов, обучающихся по направлению «Журналистика» и абитуриентов в связи с тем, что новые информационные технологии значительно изменяют образ массовой коммуникации и влияют на развитие современных масс-медиа каждый день.
На основе составленной нами профессиограммы нам удалось выделить все плюсы и минусы деятельности журналистов в электронных СМИ. Начнем с положительных моментов.
Создание интернет-СМИ имеет меньше барьеров и издержек, чем традиционного, поэтому медиарынок развивается очень быстро и предоставляет огромное количество различных площадок для получения информации. Это способствует демократизации информации, открытости и плюрализму мнений, а также развитию способов подачи информации. Рассмотрев онлайновые СМИ Республики Татарстан, которые полностью используют особенности Интернета, мы пришли к выводам, что они стараются быть независимы - ми и передавать качественную и правдивую информацию, освещать несколько точек зрения. Все это благодаря интерактивности и далоговости онлайн- СМИ, ведь Интернет - это именно та универсальная площадка для выражения мнений. Именно поэтому у корреспондентов интернет-изданий есть максимум возможностей раскрыться, самореализоваться и стать журналистом классической школы - объективным и честным.
Подверглись изменению и требования к современному работнику СМИ. И одно из требований - это владение современными техническими и интернет-технологиями. Теперь журналистика имеет не просто гуманитарную направленность, но и техническую - это условие эффективности работы СМИ. Технические новшества сделали процесс информирования и контактирования проще, т.е. появляется больше средств передачи информации и больше источников информации, также информационные тексты благодаря мультимедийности и гипертекстовости становятся более краткими и емкими, появляется возможность работать удаленно.
Также стоит отметить и то, что появление новых информационно-коммуникативных технологий привело к изменениям в работе всех средств массовой информации. Интернет значительно изменил профессию журналист и структуру ее деятельности. Теперь редко можно встретить вертикальную иерархию - главный редактор, редактор, руководитель отдела, обозреватель, корреспондент, репортер. В современной журналистике главное место занимает сам журналист, включающий в себя все вышеперечисленные функции одновременно. Однако, учитывая все требования современного мира и то, что редакции интернет-СМИ отдают предпочтение сегодня универсальным профессионалам и специалистам в области коммуникаций, отметим, что такая нагрузка для журналиста не всегда сказывается положительно на качестве его материалов и эмоционально-психологическом состоянии. Рассмотрим все эти проблемы более детально:
- усложнен процесс подготовки полноценного мультимедийного контента, т.к. интернет-журналист должен разбираться в том, как эстетично разместить материал на сайте, как сопроводить текст фотографиями, видео или инфографикой, соблюдая редактирование текста. Также журналист должен разбираться в вопросах SEO, уметь прописывать ключевые слова, грамотно составлять заголовок материала, прописывать описание в мета-полях админки сайта;
- большая конкуренция на рынке медиа, что вызывает сложности отбора настоящих профессионалов;
- излишняя погоня редакции за топовыми темами, что снижает оригинальность контента, однако повышает количество просмотров;
- увеличен темп работы, кроме основной журналистской деятельности сотрудникам интернет-СМИ приходится и поддерживать функционирование сайта, увеличение количества уникальных посетителей, просмотров, при этом оставаясь в рамках концепции издания;
- соблюдение дедлайна и постоянное нахождение в информационном контексте, стрессовость и перегрузки физического и нервного характера из-за оперативности и непредсказуемости профессии - все это приводит к профессиональному и эмоциональному выгоранию;
- напряженность при работе с комментариями к публикациям на сайте и в социальных сетях;
- долгое нахождение перед монитором, сидячий образ жизни, сбой режима дня при посещении поздних мероприятий.
Итак, составленная в выпускной квалификационной работе профессиограмма, отображает современное состояние веб-журналистики и является полноценным документом о содержании работы в интернет-редакциях, факторах и условиях труда, а также требованиях к ее работнику.
Данная тема перспективна для дальнейшего исследования, так как условия работы журналиста с появлением и развитием информационно-коммуникативных технологий постоянно меняются, ему приходится приспосабливаться под современные требования.
Подобные работы
- Визуальные средства кроссмедийной выразительности журналистских произведений в мультимедийных проектах современных российских СМИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020



