ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ 11
1.1. Концептуальные основы формирования стратегии продвижения
туристских территорий 11
1.2. Продвижение имиджа, его роль и значение в системе стратегического регионального планирования 28
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАН 46
2.1. Анализ основных факторов и условий развития туризма в Республике
Азербайджан 46
2.2. Основные подходы к исследованию туристского пространства
Республики Азербайджан 55
2.3. Оценка туристского потенциала республики и факторов, оказывающих
влияние на развитие туризма 60
2.4. Современное состояние туристской сферы в Республике Азербайджан и
ее влияние на имидж страны 83
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ АЗЕРБАЙДЖАН НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА 98
3.1. Методические рекомендации по формированию позитивного образа Республики Азербайджан 98
3.2 Мероприятия по формированию позитивного туристического образа Республики Азербайджан 105
3.3. Прогноз эффективности внедрения мероприятий по формированию позитивного туристического имиджа Республики Азербайджан 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 120
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных и наиболее динамично развивающихся сфер мировой экономики. По данным Всемирной туристской организации туризм занимает лидирующие позиции в мировом экспорте товаров и услуг. В условиях информационного общества и ускоренного развития массовых коммуникаций они целенаправленно формируют и продвигают собственный позитивный имидж на мировой арене, понимая, что позитивный, образ страны — это важнейший инструмент привлечения инвестиций для развития туристской инфраструктуры и решения проблем занятости. ; Бюджеты подавляющего большинства стран, включают расходы на формирование привлекательного имиджа и рекламу собственных туристских возможностей. Вместе с тем, до сих пор не сформирован комплексный подход к решению этой сложной проблемы.
В современном обществе туризм - одна из важнейших отраслей экономики, включающая в себя совокупность направлений - как на уровне непосредственного контакта с путешествующими (туристские фирмы, транспорт, системы проживания и питания, культурно-развлекательный, санаторно-курортный комплексы), так и опосредованно участвующих в формировании комплексной туристской услуги (автомобильная промышленность и производство иных средств передвижения, связь, строительный комплекс, сувенирная промышленность).
Неуклонно растет роль туристического сектора в развитии экономики как мирового и национального, так и регионального масштаба. Развитие туризма позволяет увеличить поступления в бюджет; диверсифицировать источники валютных поступлений в страну; увеличить занятость в туристских дестинациях, обеспечить приток в регион иностранной валюты и
инвестиционных средств, а также улучшить инфраструктуру, которой будет пользоваться и местное население, сохранить традиции и обычаи местного населения. Таким образом, туризм оказывает существенное влияние на экономическое и социальное развитие страны.
В последнее время широко распространенное в PR-дискурсе понятие «имидж» все чаще употребляется и в регионалистике. В связи с этим мы можем констатировать укоренение в современной региональной проблематике такого понятия, как «имидж региона». Энциклопедическое определение понятия «имидж» звучит следующим образом: это целенаправленно формируемый образ (лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально - психологическое воздействие в целях популяризации, рекламы и т.п. Поэтому туристический имидж региона, страны - это некоторый набор признаков и характеристик, которые на эмоционально-психологическом уровне
ассоциируются у широкой общественности с конкретной территорией.
Необходимость формирования собственного имиджа каждого региона и усиление моментов узнаваемости различных территорий очевидна: это способствует привлечению большого количества туристов, что, несомненно, дает дополнительный доход.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на данный момент в литературе отсутствуют полноценные исследования о формировании яркого инновационного образа Азербайджанской Республики среди конкурентов, а также об эффективном способе позиционирования страны на рынке туристских услуг.
Развитие туризма в Республике Азербайджан характеризуется определенными тенденциями, обусловленными рядом причин. В начале 90-х гг. гражданская война и нестабильная ситуация на границах, распад Советского Союза, а в последствии глубокий экономический кризис повредили имиджу страны, в результате чего поток туристов существенно снизился. Если в 1994 году число иностранных туристов, посетивших Азербайджанскую Республику, составило 43551 тысячи человек и 44934 тысячи человека в 1995 году, в 1996 году поток туристов в республику резко уменьшился до 16350 тысячи человек, 1997 году эти показатели были еще ниже, чем предыдущие - 6767 тысяч иностранных туристов.
Несмотря на то, что после прихода к власти Гейдара Алиева в 1993 г. был предпринят ряд попыток развития туризма в Республике Азербайджан, что отразилось в принятии некоторых законов, только спустя десятилетие - в 2003 году уже при следующем президенте Ильхаме Алиеве, туризм стал одним из приоритетных направлений в государственной политике.
Интеграция Азербайджанской Республики в мировое туристское сообщество шло и продолжает идти активными темпами, среди ключевых событий можно отметить следующее: улучшение туристской инфраструктуры (строительство новых отелей, дорог, реконструкция и облагораживание рекреационных зон); Республика Азербайджан стала участницей Всемирной туристской организации (UNWTO), Организации исламского сотрудничества (ОИК), Организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ), Организации Экономического сотрудничества (ОЭСР), Организации черноморского экономического сотрудничества, и др.
Республика Азербайджан имеет большой туристский потенциал, который необходимо максимально использовать. Как для внутреннего, так и для международного туристического рынка здесь возможно развивать следующие виды туризма: деловой, который развивается благодаря своему
месторасположению и специализации страны на нефте - и газодобыче, а также, строительству здесь обширной сети крупных гостиничных брэндов; познавательный, который позволит туристам увидеть исторические и культурные памятники, которыми богат Азербайджан; религиозный, в каждом регионе страны расположены древние храмовые и монастырские комплексы; экологический, в стране множество охраняемых территорий с уникальными флорой и фауной; спортивный, на территории есть зимние горнолыжные курорты - Шахдаг в Гусарском районе и Туфан в городе Габала; экстремальный, значительную часть площади республики (более 50%) занимают горные системы: Большой и малый Кавказ, Талышскиегоры5, что вызывает живой интерес альпинистов, профессионалов и любителей; сельский и агротуризм, Республике Азербайджан - это страна с давним опытом земледелия и животноводства; оздоровительный, а именно медицинский, здесь находятся уникальный курорт Нафталан, где с давних времен, лечат специальной лечебной нефтью, а также климатический, с целью отдыха у моря.
Принимая во внимание туристский потенциал Азербайджанской Республики, обозначенный выше, а также историю развития туристической отрасли в республике, проблемой данного исследования является туристический потенциал Республики Азербайджан, в условиях развития туризма как одного из приоритетных направлений государственной политики. Факторы маркетинга места позволят определить статус и имидж территории, которые обеспечивают развитие туристского бизнеса в целом, а также отвечают популярным потребностям потребителей, отвечают критериям мировых туристских стандартов, которые будут нести в себе перспективу на будущее. Эта страна, как уже было упомянуто выше, еще при Советском Союзе развивала массовый туризм, на территории Азербайджанской Республике существовали и по ныне существуют - курорт Нафталан, различные туристические базы, туристические агентства, гостиницы и санатории. В наше время, правительством Азербайджанской Республики было признано, что туристская деятельность, это одна из приоритетных отраслей экономики. Государство содействует ей и старается создать благоприятные условия для ее развития, определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности, формирует представление об Азербайджанской Республике, как стране, благоприятной для туризма, осуществляет поддержку и защиту. Однако на фоне общемировых тенденций наблюдается заметное отставание туристской отрасли в Азербайджанской Республике. Имея большую территорию, богатую природу, интересную историю, развитие массового доступного для большинства людей туризма в Республике нет. А ведь именно это может дать большой толчок в развитии социальной сферы, внутренних и внешних перемещений, притока инвестиций из -за рубежа, а особенно то, что Азербайджан станет популярной туристской дестинацией и сможет посоревноваться за первые места с популярными туристскими направлениями.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время проблемы формирования имиджа и развития туризма входит в круг интересов многих зарубежных и отечественных ученых.
К классическим работам в этой области можно отнести труды К. Асплунда, С. Анхолта, Ф. Кошера, У. Олинса, И Рейна, Д. Хайдера и других. Однако их труды применимы к уже сформировавшимся рыночным экономикам западных стран и нуждаются в адаптаации к специфике экономики переходного периода Азербайджана.
Из работ отечественных российских ученых представляют значительный интерес труды И.В.Арженовского, Е.А.Джанжугазовой, А.Е.Сирюнина, А.Л. Панкрухина, Г.Почепцова и других.
Чрезвычайно важным в разработке теории индустрии туризма, в аспекте становления глобальной экономики, а также в области развития региональной экономики явились исследования В.Л. Азара, А.Ю. Александровой, М.Б. Биржакова, ВГ. Гуляева, Г. А. Карповой, А.А. Козырева, В.А. Квартальнова, В.Л. Кружалина, B.C. Оенина, Д.С. Ушакова, А.Д. Чудновского и других.
Однако, несмотря на обширный круг публикаций по проблемам формирования имиджа туристской территории, и формирование имиджа страны в системе международного туризма часть вопросов остались нераскрытыми.
Объектом данного исследования является туристический имидж Азербайджанской Республики.
Предмет - состояние и развитие туризма в Азербайджанской Республике - как основа для формирования туристического имиджа.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка комплексного подхода к формированию и продвижению позитивного туристского имиджа региона и страны как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
- определить концептуальные основы, формирующие позитивный образ территории;
- раскрыть содержание основных методов оценки влияния туризма на социально- экономическое развитие страны;
- определить роль и место туристского рынка Азербайджана в системе мирового туристского рынка и наметить пути повышения эффективности формирования положительного имиджа республики;
- дать комплексную оценку конкурентоспособности имеющихся в республике Азербайджан туристских активов, а также рассмотреть туристский потенциал основных ее регионов;
- выделить приоритетные виды туризма в Азербайджане и разработать мероприятия обеспечивающие разработку и продвижение национального турпродукта с целью формирования положительного имиджа страны.
Авторская новизна исследования заключается в разработке комплекса научно-методических и практических рекомендаций к формированию и продвижению позитивного туристского имиджа Азербайджана и ее территориальных единиц на внутреннем и внешних туристических рынках.
Теоретические и методологические основы исследования.
Теоретическими основами исследования послужили научно-исследовательские работы отечественных и зарубежных авторов, отчеты Всемирной туристской организации (UNWTO), нормативные акты Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Федерального агентства по туризму (Ростуризм), данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат), Академии имиджелогии России, Министерства экономики Республики Армения, официальные программы развития туризма, материалы научных конференций, публикаций отраслевых периодических изданий, ресурсы Интернета.
Эмпирическая база исследования. Статистические материалы, позволяющие составить характеристику современного туристского рынка в мире, в особенности в Азербайджанской Республике: официальные сайты, профессиональные газеты, журналы, сборники статистики и т.п. Также, в работе были использованы аналитические исследования рынка туристских прибытий в мировом пространстве, представленные Всемирной туристической организацией (UNWTO), Всемирным экономическим форумом, и других организаций специализирующихся в данной области;. Эмпирические материалы, полученные самим автором в ходе данного исследования, а именно социальный опрос на тему: «Имиджевый маркетинг территории» (опрос, проведенный среди студентов от 20 до 23 лет, а также среди возрастной группы от 35 до 55 лет);
В качестве методологических инструментов исследования использовались такие методы, как анализ и синтез, методы количественного и качественного измерения, социологические методы (анкетирование, интервьюирование, телефонные опросы и пр.), маркетинговые методы исследований (сегментирование, позиционирование, оценка конкурентноспособности).
Апробация работы. Основные теоретические выводы и практические рекомендации работы апробированы автором на таких научно-практических конференциях, как Всероссийская научно-практическая конференция «Камские чтения».
Основные публикации автора:
1. «СМИ в процессе массовой коммуникации»//«УШ Камские чтения»: всероссийская научно-практическая конференция. (2016; Набережные Челны). В 3-х ч. Часть 3. Всерос. научн.- практ. конф. «VII Камские чтения», 22 апреля 2016 г. [Текст]: сб-к док. / под ред. д- ра техн. наук Л.А. Симоновой. - Набережные Челны: Издательско- полиграфический центр Набережночелнинского института КФУ, 2016.С.90-92.
2. «Философия.... Далеко ли? Близко?»//«УШ Камские чтения»:
всероссийская научно-практическая конференция. (2016; Набережные Челны). В 3-х ч. Часть 3. Всерос. научн. - практ. конф. «VII Камские чтения», 22 апреля 2016 г. [Текст]: сб-к док. / под ред. д- ра техн. наук Л.А. Симоновой. - Набережные Челны: Издательско- полиграфический центр Набережночелнинского института КФУ, 2016.С.76-79..
Структура научной работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы и приложения.
Разнообразие и специфика различных территории приводят к тому, что широта и интенсивность общественного мнения по поводу имиджа отдельных субъектов существенно различаются. Очевидно, что некоторые территории более «раскручены», что позволяет им за счет своего позитивного имиджа получать различного рода «выгодные предложения» и развиваться в туристическом отношении.
Имидж территории, в особенности государства на сегодняшний день становится важнейшим экономическим ресурсом и одним из ключевых факторов конкурентоспособности страны в мире. Имидж территории, её репутация в зарубежных и российских политических, общественных, экономических, деловых, туристических и других кругах является основой для успешного продвижения на внешнем рынке территории, услуг, товаров, капиталов. Известное имя территории, к тому же - подкрепленное привлекательным образом, способствует ускоренному развитию региона, а также привлечению инвестиций в экономику. Положительный имидж как продукт целенаправленной и созидательной деятельности всех заинтересованных субъектов и сил выступает сильной базой для успешного развития туризма и позиционирования сильного бренда страны [29].
Имидж - понятие не целостное, а скорее комплексное и многокомпонентное, где каждая составляющая имеет свои особенности, что позволяет ей либо доминировать, либо наоборот проявляться менее ярко.
Управление имиджем территории абсолютно необходимо, т.к. это позволяет позиционировать территорию с учетом разных целевых групп потребителей. В этой связи важно отметить, что сама территория представляет собой продукт (национальный продукт), потребителями которого являются: различные компании, корпорации, ведомства, туристы и т.д. При этом разные сегменты потребителей заинтересованы в разных компонентах имиджа территории. В случае туризма, для туристов и субъектов туристского бизнеса будет интересна привлекательность территории и уровень развитости инфраструктуры, а также ценовые предложения по туристскому продукту.
Рассмотрев методические и практические рекомендации по формированию позитивного туристского образа Республики Азербайджан отметим, что любые рекомендации следует основывать на итогах аналитической работы, исследовании рынка, результатах социологических опросов, и др. для того, чтобы маркетинговая программа была как можно более эффективной, актуальной и соответствовала действующей ситуации на рынке и была ориентирована на этот рынок. В методических рекомендациях мы снова обратили внимание на то, что для туристического рынка Азербайджану следует поработать над вопросом визового режима, культурного обмена и эффективности проведения тематических и специальных мероприятий, предстоит работа над каналами распространения имиджа, позиционировании страны и созданием содержательных маркетинговых и имиджевых программ. Мы также определили сильные и слабые стороны страны и её имиджа, а также возможности и угрозы распространения продукта и имиджа на внешние рынки на основании результатов SWOT-анализа. Важность государственной заинтересованности в продвижении имиджа страны и приоритетность туризма как отрасли экономики должны быть также всегда актуальными.
Несмотря на то, что за последние десять лет азербайджанскими властями и обществом был проделан значительный объем работы в рамках формирования позитивного имиджа государства за рубежом в целом, обращает на себя внимание тот факт, что цель еще далеко не достигнута. Более того, имидж Республики Азербайджан в глазах общественности оценивается некоторыми специалистами скорее как негативный. Не вызывает поэтому сомнений, что работа в данном направлении должна быть интенсифицирована. Приоритетной в настоящий момент, как представляется, должна стать тщательная разработка проблемы имиджа на государственном уровне и уровне туриндустрии.
В работе по созданию имиджа государства на международной арене принимают участие огромное количество государственных структур, средства массовой информации, неправительственные организации, различные фонды, представители туризма и турорганизаций и отдельные граждане. Существует большое число субъектов, имиджформирующая деятельность которых за рубежом, спонтанная или целенаправленная, фактически никем не координируется.
Таким образом, реальная имиджевая политика Республики Азербайджан на сегодняшний день - это в основном крупномасштабные разовые акции, позитивный эффект от которых не носит длительного характера, и разрозненная работа целого ряда отдельных авторов, которые, преследуя единую благую цель, действуют хаотично, что минимизирует положительный результат.
Все рекомендации - не новые, они давно существуют в профессиональном обществе и часто дискутируются, но, к сожалению, отметим тот факт, что до сегодняшнего дня мало что делается эффективного и глобально-ориентированного по продвижению имиджа страны во всем мире. Можно утверждать, что само собой ситуация не будет развиваться, требуется создание соответствующих структур и ведение грамотной имиджевой политики, требующее соответствующего финансирования для того, чтобы добиться хороших показателей на въездном азербайджанском рынке и уже начать менять, мягко говоря, не лучшее состояние Азербайджана в области туристического брендинга и въездного туризма.
В заключение хочется отметить, что работа над созданием благоприятного туристического имиджа региона - это не перманентная работа, этот долгосрочная, теоретическая, исследовательская работа, она способствует не только развитию туризма, следовательно, способствует росту экономики страны, создает благоприятный фон. При разработке туристского имиджа страны очень важно, чтобы коммуникативная модель взаимодействия с целевой аудиторией вызывала нужные ассоциации в массовом сознании потребителей, ее правильное позиционирование.
При этом, учитывая многоотраслевой характер индустрии туризма, позитивный имидж Азербайджана как туристского направления может способствовать экономическому развитию страны, привлечению инвестиций не только в инфраструктуру индустрии гостеприимства.
1. Академия имиджелогии России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.academim.org/. (Дата обращения: 17.05.2017)
2. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2012. - 215 с.
3. Алексунин В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. - М.: Маркетинг, 2001. - 516с.
4. Алексунин В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. - М.: Маркетинг, 2001. - 516с.
5. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М.: Экмос, 2002. - 480с.
6. Аскеров А.Г. Минеральные источники Азербайджанской ССР / А.Г. Аскеров. - Баку: Азернеш, 1954. - 231 с.
7. Ахмедов Ф.А. Кобустан/ Ф.А. Ахмедов. - Баку: Азер-Медиа, с.1950. - 238
8. Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов вузов, эконом. спец. Доп. и перераб.- М.: Финансы и статистика, 2012. - 174 с.
9. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 185 с.
10. Бовсуновская А.Я. География туризма: учебное пособие. - Д., 2010. - 216 с
11. Богалдин-Малых В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса. - М.: Дело, 2013. - 560с.
12. Бодуан Ж.П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. - М.: КГ «Имидж-контакт», «Инфра-М», 2001. - 229с.
13. Борисов И.Н. Грузино-Осетинский конфликт.2009.№ 7. - 84 с.
14. Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб.: Питер, 2011. - 192с.
15. Бромлей Ю.В. Народы мира: историко-этнографический справочник/ гл. ред. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 185 с.
16. В глазах иностранцев Россия сохранила негативный образ [Электронный ресурс]: - URL:http://lenta.ru/news/2011/03/09/popular/.
17. Важенина И.С., Важенин С.Г. Имидж как конкурентный ресурс региона. // Регион. - 2006. - №4. - С. 17-19.
18. Важенина И.С., Важенин С.Г. Имидж как конкурентный ресурс региона. // Регион. - 2006. - №4. - С. 17-19.
19. Вайнштейн Г. Рациональное и иррациональное в восприятии России Западом [Электронный ресурс]: АПН агентство политических новостей. - URL:http://www.apn.ru/publications/article10945.htm Александрова А. Ю. Структура туристского рынка: Учеб. пособие для вузов. М.: Соло-Пресс,
2012. - 352 с.
20. Вайтешвили Д.Л. Грузия и европейские страны. доп. и перераб. 3 т. М., 2011. -169 с.
21. Выготский С.И. Что такое региональный имидж? // Регион. - 2006. - №6. - С. 20-21.
22. Гасанов Ш.М. Курортные богатства Азербайджана / Ш.М. Гасанов. - Баку: Азер-Медиа, 1952. - 204 с.
23. География международного туризма. Страны СНГ и Балтии / сост. Л.М. Гайдукевич, С.А. Хомич, Я.И. Аношко - Мн.: Аверсэв, 2014. - 252 с.
24. Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. А.Д. Чудновского. М.: ЭКМОС, 2013. - 195 с.
25. Даулинг Г. "Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности"./ Пер. с англ. М.: Имидж -Контакт: Инфра-М, 2013. с.238
26. Джанджугазова Е.А. "Маркетинг туристских территорий". М, 2016, с. 130.
27. Джанджугазова Е.А. «Маркетинг туристских территорий». -М.:
«Академия», 2012. с. 3.
28. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. - М.:
«Академия», 2012. с. 36
29. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. - СПб.: Питер, 2000. - 224с.
30. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. - СПб.: Питер, 2012. - 224с.
31. Долматов Г.М. Международный туристический бизнес: история, реальность и перспективы// Сер. «Учебное пособие». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 386 с.
32. Доронин А. Туризм покоряет новые высоты. Туризм № 8, 2010 - 358 с.
33. Доронин А. У туроператоров Европы настрой оптимистичный. Туризм №8, 2009. - 117 с.
34. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие для студентов вузов. - 3-е изд., стер. - Минск: Новое знание, 2013. - 495 с.
35. Елеева З. Тенденции развития международного туризма в 2005-2015 гг. Туризм № 9, 2013. - 315 с.
36. Запесоцкий А.С. Стратегический маркетинг в туризме: теория и практика. - М.: Инфра-М, 2003. - 352с.
37. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 272 с.
38. Зорин И.В., Зорин А.И., Ирисова Т.А. Туризм и отраслевые системы. Учебник для вузов туристического профиля - М. 2013. - С. 255.
39. Ильинский С.В. Общественные связи. Реклама. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2015. - 480с.
40. Карчевская Е.Н. Организация международного туризма: Практическое пособие / Е.Н. Карчевская. - Гомель: ГГТУ, 2003. - 125 с.
41. Каширская С. Персонификация имиджа региона РФ. СМИ в современном мире. // Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2012. - с. 167-168.
42. Квартальнов В.А. Менеджмент туризма: туризм и отраслевые системы / В. А. Квартальнов, И.В. Зорин. Перераб. и доп. - М.: 2009. - 345с.
43. Квартальной В.А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 336с.
44. Квартальнов, В. А. Энциклопедия туризма / В.А. Квартальнов, И.В. Зорин. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 268 с.
45. Квартальнов, В.А. Туризм: учебник / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 342 с.
46. Киреев А. Международная экономика. - В 2ч. - М.: Международные отношения, 2010. - 346 с.
47. Кирилов Е.В. Реклама в туризме / Е.В. Кирилов, И.В. Маслова. Перераб. и доп.- Санкт- Петербург: Лекс-Стар, 2011. - 163 с.
48. Кирюнин А.Е. - Имидж региона, как интериоризация культуры. Москва 2015 г., Книжный дом «университет», с. 3
49. Королько В.Г. Основы паблик рилешнз. - М.: Рефл-Бук, 2011. - 528с.
50. Котлер Ф. "Основы Маркетинга". М. 2012 г., с. 49.
51. Круглый стол культурный менеджмент и инновационная культурная политика туризма «Отчет. Тбилиси» 2013. - 134 с.
52. Мадат-заде А.А. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика/ А.А. Мадат-заде, Э.М. Шихлинский, Д. Мамедов. - Баку.: Азернеш, 1964. - 181 с.
53. Максименко С.В. Туристская деятельность: международно-правовые аспекты Одесса: Латстар, 2009. - 168 с.
54. Мамедов А.Б. Туристскими тропами Азербайджана / А.Б. Мамедов. - Б.: Азернеш, 1988. - 168 с.
55. Маршруты зовут. // Мономах. - 2007. - №2. - С. 12-13.
56. Менеджмент в индустрии гостеприимства, отели и рестораны, М, «Экономика», 2012. - 201 с.
57. Менеждмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник.- Финансы и статистика, 2011.-272 с.
58. Мехтиев Ш.Ф. Гёйгёль/ Ш.Ф. Мехтиев. - Баку.: Азер-Медиа, 1955. - 170 с.
59. Милый сердцу Сенгилей. // Мономах. - 2006. - №8. - С. 32-33.
60. Михеев С. Имидж России: быть как все, России не к лицу
[Электронный ресурс]: Интернет газета «Столетие». - URL:
http://www.stoletie.ru/obschestvo/sergei mihejev imidzh rossii byt kak vserossii ne k licu 2010-04-09.htm.
61. Организация туризма: Учеб. пособие для студентов вузов по специальности «Экономика и упр. соц.-культур. Сферой» / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под ред. Н.И. Кабушкина и А.П. Дуровича. - Минск: Новое знание, 2012. - 630с.
62. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. - М.: Дело, 1998. - 240с.
63. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: цели, стратегии,
тактики//Имиджелогия - 2014: состояние,направления, проблемы.
Материалы Второго Международного симпозиума по имиджелогии. М.: РИЦАИМ, 2014. с. 37-46
64. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: маркетинг региона. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - №2. - С. 9-11.
65. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий:[Электронный ресурс]. Режим обращения: http://vvwvv.extech.ru. (Дата обращения 13.04.2017)
66. Постсоветский Южный Кавказ. Библиография и обзор публикаций по социальным и политическим наукам. М., 2002 - 138 с.
67. Почепцов Г. Г. Имиджелогия: теория и практика. - М.: Ваклер, Рефл- Бук, 2000. - 704с.
68. Райс Э., Траут Д. Позиционирование: битва за узнаваемость. - СПб.: Питер, 2004. - 256с.
69. Рустамов С.Г. Реки Азербайджанской ССР и их гидрологические особенности/ С.Г. Рустамов. - Баку: Азер-Медиа, 1960. - 175с.
70. Савояров Н. Культурный туризм // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2013. - №3. - 245 с.
71. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 213 с.
72. Страны мира: Энциклопедический справочник. - Смоленск.: Россия,
2009.- 164 с.
73. Т.А. Жданко [и др.] - Страны и народы. Советский союз. Республики Закавказья. Республики Азии. Казахстан/- Москва: Мысль, 1984.- 450 с.
74. Тодуа З. Азербайджан сегодня. Перераб. и доп. М., 2002. - 231 с.
75. Тонкопий М.С. «Экономика природопользования», Алматы: «Экономика». Перераб. и доп. 2009.- 169 с.
76. Трофимчук Т.Г. Открывая Азербайджан Изд-во: Агентство Ударных технологий, 2006 г. - 192 с.
77. Туризм в 2020 году.// Туризм: практика, проблемы, перспективы. -
2014. -№3.- 174с.
78. Туризм как объект управления: Учебник для студентов вузов туристического профиля. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 301 с.
79. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 560с.
80. Черная И.П. Маркетинг имиджа как стратегическое направление территориального маркетинга. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №4. - С. 23-24.
81. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2006. - 552с.
82. Шкардун В.Д. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - №3. - С. 68-77.
83. Шлаффке М. Экономические основания конструирования рекламой вымышленных объемных изображений при создании имиджа туристического региона. / В пер. В. Синицина. // Регион. - 2015. - №2. - С. 7-9.
84. Экономика современного туризма / Под ред. д. э. н. Г.А. Карповой. Перераб. и доп. Москва - Санкт-Петербург. - 2012. - 412 с.
85. Экономика туризма. / Сост. Г.В. Меняйло. - Воронеж, 2014. - 121с.