Введение 3
1. Теоретические аспекты учета и анализа деятельности организаций в сфере услуг 6
1.1 Особенности деятельности организаций в сфере услуг 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета деятельности организаций в сфере услуг 13
1.3 Методика проведения анализа деятельности организаций в сфере услуг .. .23
2. Бухгалтерский учет деятельности организации ООО фирмы «Аудит ТД» .31
2.1 Общая технико-экономическая характеристика ООО фирмы «Аудит ТД»..31
2.2 Документальное оформление услуг ООО фирмы «Аудит ТД» 40
2.3 Синтетический и аналитический учет деятельности в сфере услуг ООО фирмы «Аудит ТД» 42
2.4 Пути повышения эффективности деятельности организации ООО фирмы
«Аудит ТД» 50
Заключение 54
Список использованных источников 60
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Активное развитие сферы услуг стало ключевой характеристикой минувшего века. Сегодня третичный сектор экономики вносит весомый вклад в увеличение благосостояния многих стран, прежде всего развитых стран. В среднем около 70 % ВВП развитых стран производится в секторе услуг, причем темпы роста этого сектора (16 % в год) намного выше темпов роста сферы торговли (лишь 7 % в год).
Зарубежные и отечественные ученые обратили внимание на сферу услуг в 50-60 годах прошлого столетия. Исследования в области маркетинга услуг появились в начале 70-х, и в этой области зарубежные экономисты по понятным причинам опередили своих российских коллег. За рубежом на сегодня существует около 70 научно-исследовательских групп в университетах и вузах, изучающих менеджмент и маркетинг услуг. Первые отечественные публикации, посвященные этой тематике, появились в начале 90-х годов. К настоящему моменту сложилось несколько центров изучения рынка услуг, вышли несколько монографий и коллективных трудов отечественных исследователей.
Несмотря на повышенное внимание экономической науки к сфере услуг, до сих пор отсутствует единое мнение относительно рынка услуг. В этой системе имеют большое значение такие процессы, как обмен информацией между производителем и потребителем, оценка макро- и микросреды, в которой действует фирма, оценка возможностей самой фирмы. Завершенной теории услуг в настоящее время пока не существует, и, возможно, она и не будет создана. Речь может идти скорее о ряде теоретических положений, которые освещают маркетинг услуг с различных точек зрения.
Часть экономистов придерживаются мнения, что рынок услуг не должен чем-либо отличаться от рынка материально-вещественных товаров. Они утверждают, что между товарами и услугами не столь большая разница, чтобы учитывать ее при разработке и проведении маркетинговых мероприятий.
Другая часть исследователей убеждена, что специфика услуг, например, их процессный характер, неосязаемость, невозможность хранения и транспортировки, находит свое отражение в системе, которую использует предприятие сферы обслуживания.
Деятельность предприятий сферы услуг имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других сфер и отраслей хозяйства и оказывают определенное влияние на организацию учетных систем на предприятии. К ним относятся: многоотраслевой характер оказываемых услуг, непосредственный контакт с потребителями услуг, индивидуальность заказов, их разнообразие и многочисленность, территориальная разобщенность производства. Поэтому тема, посвященная учету оказанных услуг актуальна.
Целью дипломной работы является изучить особенности бухгалтерского учета деятельности организации ООО фирмы «Аудит ТД» и предложить направления повышения эффективности деятельности организации ООО фирмы «Аудит ТД» по результатам анализа деятельности организации ООО фирмы «Аудит ТД».
Задачами дипломной работы являются:
1. Теоретические аспекты учета и анализа деятельности организаций в сфере услуг.
2. Бухгалтерский учет и анализ деятельности организации ООО фирмы «Аудит ТД».
Объект исследования - ООО фирма «Аудит ТД».
Предмет исследования - бухгалтерский учет деятельности организации в сфере услуг.
Теоретической основой послужили труды следующих авторов: А. С. Бакаев, П.С.Безруких, И.Н. Богатая, В.Г. Гетьман, Ю. А. Данилевский, В.Р. Захарьин, В. Б. Ивашкевич, М.И. Кутер, Н.П. Кондраков, З.В. Кирьянова, В. Д. Новодворский, В. Ф. Палий, В. В. Патров, М.З. Пизенгольц, JIM. Полковский, Я. В. Соколов, А. Д. Шеремет и др.
Методологической основой послужили следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, анализ документации, сравнительный анализ.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Введение включает в себя актуальность изучаемой темы, цель, задачи, объект и предмет исследования, методы исследования, структуру дипломной работы.
В первой главе «Теоретические аспекты учета и анализа деятельности организаций в сфере услуг» изучены особенности сферы услуг, рассмотрено нормативно-правовое регулирование учета деятельности организаций в сфере услуг, приведена методика проведения анализа деятельности организаций в сфере услуг.
Во второй главе «Бухгалтерский учет деятельности организации ООО фирмы «Аудит ТД»» представлена общая технико-экономическая характеристика ООО фирмы «Аудит ТД», рассмотрено документальное оформление услуг ООО фирмы «Аудит ТД», охарактеризован синтетический и аналитический учет услуг ООО фирмы «Аудит ТД».
В заключении изложены основные выводы и результаты дипломной работы.
Зарубежные и отечественные ученые обратили внимание на сферу услуг в 50-60 годах прошлого столетия.
Несмотря на повышенное внимание экономической науки к сфере услуг, до сих пор отсутствует единое мнение относительно рынка услуг. В этой системе имеют большое значение такие процессы, как обмен информацией между производителем и потребителем, оценка макро- и микросреды, в которой действует фирма, оценка возможностей самой фирмы. Завершенной теории услуг в настоящее время пока не существует, и, возможно, она и не будет создана. Речь может идти скорее о ряде теоретических положений, которые освещают маркетинг услуг с различных точек зрения.
Деятельность предприятий сферы услуг имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других сфер и отраслей хозяйства и оказывают определенное влияние на организацию учетных систем на предприятии. К ним относятся: многоотраслевой характер оказываемых услуг, непосредственный контакт с потребителями услуг, индивидуальность заказов, их разнообразие и многочисленность, территориальная разобщенность производства. Поэтому тема, посвященная учету оказанных услуг актуальна.
Услуги - это нематериальные активы, производимые для целей сбыта. По определению, нематериальные активы (или неосязаемые ценности) - это ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, но имеющие стоимостную, денежную оценку. Услуга - это процесс, ряд действий. Эти действия могут быть инструментом для производства ценности, они могут создать ценность, но сами не являются самостоятельной ценностью.
Услуга - процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия-поставщика услуг.
Понятие «услуга» отечественными и зарубежными авторами рассматривается в трех направлениях: с позиции отрасли, где учитывается специализации; с позиции самой услуги, где во внимание принимаются ее свойства, учитывающие специфику конкретной услуги; в качестве альтернативы товару как материальному благу.
Одними из ключевых критериев являются объект услуги, связанность услуги с материально-вещественным продуктом, задействованность персонала и использование технологии при оказании услуги. Те процессы, которые относятся к услугам и подходят под данное определение, имеют различные показатели по данным критериям. Так, объектом услуги может быть человек, его материальные и нематериальные активы, его близкие, домашние животные, материальные и нематериальные активы юридических лиц, а также информация, энергия и другое.
Чистая услуга полностью соответствует тому определению, которое было приведено выше: это экономическое благо в форме деятельности, то есть последовательность действий, цель которых - повышение потребительской полезности объекта услуги, а задача - воздействие на этот объект услуги. Такая услуга не существует до момента предоставления. Чистая услуга неотделима от производителя, потребляется одновременно с производством, не подлежит хранению, ее качество изменяется легче, чем качество материально¬вещественного товара. Права собственности на объект услуги принадлежат потребителю услуги. Описанные выше модели маркетинга услуг работают в случае оказания именно чистой услуги.
Продуктосодержащая услуга, или услуга с продуктом - это экономическое благо в форме действия или последовательности действий, сопровождающихся поставкой материально-вещественного продукта. Ее цель - повышение потребительской полезности благодаря сочетанию действия и материально-вещественного продукта. Задача поставщика продуктосодержащей услуги - не только предпринять соответствующие действия, но и продать материально-вещественный продукт. Свойства услуги с продуктом противоположны свойствам чистой услуги и по сути представляют собой свойства материально-вещественного продукта. Так, продукт существует до момента поставки, он может храниться, отделяться от производителя и т.д.
Одним из важнейших условий эффективного управления деятельностью организаций в сфере услуг является постоянное проведение качественного анализа всех параметров хозяйственной деятельности и в том числе расходов и доходов.
Совершенствование системы управления деятельностью организаций в сфере услуг предполагает дифференциацию анализа на внутренний управленческий и внешний финансовый анализ. Внутренний управленческий анализ развивается как составная часть управленческого учета, т.е. информационно-аналитического обеспечения администрации, руководства предприятия. Внешний финансовый анализ представляется как составная часть финансового учета, обслуживающего внешних пользователей информации о предприятии, выступающих самостоятельными субъектами экономического анализа по данным, как правило, финансовой отчетности.
В процессе анализа деятельности организаций в сфере услуг решаются следующие задачи:
1) устанавливается степень выполнения плана по общей сумме и уровню доходов и расходов от оказанных, а также в разрезе статей;
2) устанавливается динамика суммы, уровня доходов и расходов по организации в целом и в разрезе статей доходов и расходов;
3) производится расчет и оценка влияния основных факторов на сумму и уровень доходов и расходов;
4) определяется влияние расходов на основные результаты хозяйственной деятельности;
5) выявляются резервы экономии и пути оптимизации доходов и расходов.
Конечной целью анализа деятельности организаций в сфере услуг является выработка комплекса мероприятий по оптимизации доходов и расходов. Экономия расходов является одним из наиболее быстрых способов прямого увеличения прибыли. Следует иметь в виду, что снижение расходов не является самоцелью, поскольку оно всегда вызывает ухудшение качества обслуживания в настоящем и в будущем ведет к снижению объема оказанных услуг, потере доли рынка и долгосрочному падению темпов роста прибыли. Снижение и оптимизация доходов и расходов должны осуществляться при одновременном повышении качества обслуживания. Соответственно изыскание резервов экономии расходов должно опираться на статьи, не затрагивающие качества обслуживания клиентов. Основными резервами экономии расходов являются:
1) увеличение объема оказанных услуг;
2) повышение эффективности и интенсивности труда;
3) внедрение инноваций в технологии обслуживания;
4) внедрение эффективных форм стимулирования труда персонала;
5) проведение своевременного анализа и контроля.
Таким образом, услуги - это нематериальные активы, производимые для целей сбыта. К услугам относятся все экономические блага, которые нельзя отнести к сельскому хозяйству или промышленному производству. Себестоимость услуги (впрочем, как и продукции (работ)) в значительной степени зависит именно от отраслевых особенностей. Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно в соответствии с отраслевыми особенностями. Доходы от реализации работ (услуг, изделий) могут признаваться в бухгалтерском учете по мере готовности только в том случае, если эта готовность может быть достоверно определена, т.е. имеется акт о приемке работ (услуг) заказчиком или акт о передаче части готовой продукции. В процесс анализа деятельности организаций в сфере услуг предприятия решается ряд основных задач: выявление, расчет доходов и расходов в целом и по статьям, видам оказанных услуг; исследование степени влияния факторов на уровень доходов и расходов в целом и по статьям; поиск резервов экономии (снижения) расходов при сохранении высокого уровня качества обслуживания, разработка мероприятий по увеличению объема оказанных услуг и доходов.
Консультационные и информационные услуги, оказанные предприятиям, отражаются в бухгалтерском учете ООО фирмы «Аудит ТД» как на счете расчета 62«Расчеты с покупателями и заказчиками»
В ООО фирме «Аудит ТД» расходами, учитываемыми при налогообложении прибыли, признаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Включение затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) в ООО фирме «Аудит ТД» производится при соблюдении следующих правил.
1. Все затраты должны быть подтверждены документально (договоры, акты, первичные документы и пр.).
2. Затраты должны носить производственный характер.
3. Затраты предприятия должны относиться к деятельности самого предприятия.
4. В себестоимость продукции (работ, услуг) могут быть включены только текущие затраты конкретного отчетного периода.
5. При наличии нескольких видов хозяйственной деятельности на предприятии учет так называемых прямых затрат ведется раздельно по каждому виду деятельности, а косвенные затраты делятся по видам деятельности пропорционально выручке от конкретного вида деятельности или иным способом, который должен быть зафиксирован в учетной политике организации, сформированной на основании требований ПБУ 1/98.
В бухгалтерском учете информационные, консультационные, юридические, аудиторские услуги в ООО фирме «Аудит ТД», отражаются следующей записью:
Дебет 62, Кредит 90 - отражена выручка от аудиторских услуг.
Если информационные и консультационные услуги связаны с приобретением основных средств, то в ООО фирме «Аудит ТД» такие затраты отражаются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", увеличивая первоначальную стоимость основных средств:
Дебет 08, Кредит 60 - отражены консультационные и информационные услуги, связанные с приобретением основного средства,
Дебет 01, Кредит 08 - принято к учету основное средство, в стоимость которого вошли консультационные услуги,
Дебет 08, Кредит 19 - отнесен на вложения во внеоборотные активы.
Если информационные и консультационные услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов, то их стоимость в ООО фирме «Аудит ТД» отражается на тех же счетах, что и стоимость приобретаемых материально-производственных запасов: 10 "Материалы", 41 "Товары" и др.
Расходы ООО фирмы «Аудит ТД», связанные с аудиторской деятельностью, являются для организации расходами по обычным видам деятельности и принимаются к учету исходя из цены и условий, установленных трудовым договором между организацией и аудитором. Дебиторская задолженность заказчика по оплате оказанных организацией аудиторских услуг отражается на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Консультационные услуги, которые не могут быть приняты к учету в составе себестоимости продукции (работ, услуг), основных средств, материально-производственных запасов или внереализационных расходов по различным причинам, относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения с соответствующим отражением на счетах бухгалтерского учета.
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
2. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
4. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
5. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов: Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610
6. Абрютин М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: Дело и Сервис, 2013. - 256 с.
7. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие / Под ред. Н.П. Любушина. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 470 с.
8. Артеменко В.Г., Белендир М.В. Финансовый анализ: учебное пособие. - М.: ДИС, 2013. - 398 с.
9. Бакаев А.С. Бухгалтерские термины и определения. - М.: Бухгалтерский учет,2012.- 160 с.
10. Баканов М.И. Теория экономического анализа: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 536 с.
11. Баринов Н.А. Услуги / Н.А. Баринов. - М.: Стило, 2013. - 198 с.
12. Бухгалтерский учет: Учебник / А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевский и др.; под ред. П.С. Безруких. - М.: Бухгалтерский учет, 2012. - 582 с.
13. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: учеб.пособие. - М.: Омега-Л, 2013. - 432 с.
14. Все о расходах организаций: практический справочник / под ред. О.Н. Берг. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГроссМедиа, 2014. - 384 с.
15. Гайфулина Н.П. Информационная значимость планирования и контроля накладных расходов в управлении себестоимостью продукции (работ, услуг) организации // Бухгалтер и закон. - 2013. - №7. - С. 19 - 22.
16. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ:учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 615 с.
17. Горелова М.Ю. Управленческий учет. Методы калькулирования себестоимости. - М.: Статус-Кво 97, 2014. - 482 с.
18. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия / Е.В. Гражданкина. - М.: ГроссМедиа, 2012. - 144 с.
19. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2013. - 528 с.
20. Ионова А.Ф., Селезнева И.Н. Финансовый анализ: учебник. - М.: Проспект, 2012. - 624 с.
21. Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. 5-е изд., изм. и доп. - М.: Дашков и К, 2012. - 477 с.
22. Климова М.А. Бухгалтерский учет: учебное пособие. - М.: Бератор-Пресс,2012- 492 с.
23. Ковалев В.В., Волкова О.П. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ТК Велби, 2014. - 424 с.
24. Комментарии к положениям по бухгалтерскому учету / А.С. Бакаев, В.Д. Глинистый, Л.М. Колесенкова и др.; отв. ред. А.С. Бакаев. - М.: Юрайт-Издат,2013.- 409 с.
25. Кравченко Л.М. Анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2013. - 544 с.
26. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 486 с.
27. Лавлок, К. Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегии / К. Лавлок. - М.: Вильямс, 2012. - 1008 с.
28. Лебедева П.М. Директ-костинг, маржинал-костинг, вэрибл-костинг? // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - №3. - С. 52 - 59.
29. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности: учеб.пособие. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 448 с.
30. Миерманова С.Т. Традиционные методы учета затрат в системе
управленческого учета // Проблемы современной экономики. - 2015. - №2. - С. 132 - 135.
31. Нюренбергер, Л.Б. Сервисная деятельность: учебное пособие / Л.Б. Нюренбергер. - СПб: Питер, 2012. - 252 с.
32. Палий В.Ф. Управленческий учет издержек и доходов (с элементами финансового учета). - М.: Инфра-М, 2013. - 279 с.
33. Поленова С.Н. Классификация расходов в себестоимости продукции, работ, услуг // Все для бухгалтера. - 2014. - №11. - С. 2 - 7.
34. Поленова С.Н. Учет прямых и косвенных расходов в себестоимости продукции, работ, услуг // Все для бухгалтера. - 2014. - №2. - С. 2 - 7.
35. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 360 с.
36. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий: учебное пособие. - М.: Академический проект, 2012. - 572 с.
37. Разумовская, А., Янченко В. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога-практика / А. Разумовская, В. Янченко. - М.: Вершина, 2013. - 496 с.
38. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра- М, 2013. - 688 с.
39. Современный экономический словарь / под.ред. Б.А. Ройзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцев. - М.: ИНФРА, 2013. - 628 с.
40. Террилл К., Векчиотти Р. Проблемы предоставления новых услуг /
Современное управление. - М.: БДЦ-Пресс, 2014. - 328 с.
41. Финансово-кредитный словарь. Т.2 / под ред. А.Ф. Горбузова. М.: Финансы и статистика, 2012. - 458 с.
42. Хаксевер. К., Рендер Б., Рассел, Р., Мердик, Р. Управление и организация в сфере услуг. Теория и практика. - СПб.: Питер, 2012. - 642 с.
43. Хатри, Г.П. Мониторинг результативности в секторе услуг / Г.П. Хатри. - М.: Институт экономики города, 2012. - 382 с.
44.Чернов В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 298 с.
45.Чечевицина Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - М.: Дашков и К, 2012. - 352 с.
46. Шадрина Г.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности. - М.: Благовест-В, 2012. - 384 с.
47. Шишкоедова Н.Н. Затраты, расходы, себестоимость. Основные классификации затрат// Советник бухгалтера. - 2014. - №2. - С. 15 - 29.
48. Шоуп, Дж. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество / Дж. Шоуп. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. - 254 с.
49. Щадилова С. Н. Основы бухгалтерского учёта. - М.: Дело и Сервис, 2012. - 382 с.
50.Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): учебное пособие / под.ред. проф. В.К. Скляренко, В.М. Прудникова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 468 с.
51. Экономика предприятия: учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: Юнити- Дана, 2011. - 670 с.