Технологии физической подготовки в пауэрлифтинге на этапе спортивной специализации (Теория и методика физической культуры и спорта, Владимирский государственный университет)
Есть приложение (Тренировка для начинающих юношей в пауэрлифтинге ).
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 Планирование тренировочных нагрузок в пауэрлифтинге на этапе спортивной специализации 7
1.1 Классификация физических упражнений, применяемых в пауэрлифтинге 7
1.2 Особенности тренировочного процесса в пауэрлифтинге 12
ГЛАВА 2 Физическая подготовка в пауэрлифтинге на этапе спортивной специализации 18
2.1 Физическая подготовка пауэрлифтера в круглогодичной тренировке 18
2.2 Средства и методы физической подготовки в пауэрлифтинге на этапе спортивной специализации 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 28
Популярность пауэрлифтинга обусловлена простотой, доступностью спорта, быстрым ростом производительности и его благотворным влиянием на здоровье спортсмена. Пауэрлифтинг помогает увеличить мышечную силу, укрепить связки и суставы, развить выносливость, гибкость и другие полезные качества, развить силу воли, уверенность в себе и повысить работоспособность всего организма.
Слово powerlifting если переводить дословно с английского означает "подъём с помощью силы". В России говорят -"силовое троеборье". Если говорить точнее, то пауэрлифтинг появился из атлетической гимнастики, как троеборье их трёх упражнений -приседа, жима и тяги.
Современная система тренировок по пауэрлифтингу требует высокого уровня развития физических качеств. Развитие физических качеств наряду с овладением рациональной техникой движения является основой роста спортивных результатов в этом виде спорта.
Проблемы физической подготовки являются центральными в теории и практике пауэрлифтинга. Достижение высоких спортивных результатов невозможно без оптимального развития физических качеств.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс по пауэрлифтингу.
Предмет исследования – физическая подготовка пауэрлифтеров на этапе спортивной специализации.
Цель работы – проанализировать физическую подготовку тренировочного процесса в пауэрлифтинге на этапе спортивной специализации.
Задачи исследования:
1. Исследовать научно-методическую литературу, освещающую особенности процесса спортивной подготовки в пауэрлифтинге.
2. Охарактеризовать компоненты структуры тренировочных занятий спортсменов-пауэрлифтеров.
3. Изучить физическую подготовку тренировочного процесса пауэрлифтеров на этапе спортивной специализации.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использованы следующие методы:
1. Изучение, анализ и обобщение данных специальной отечественной и зарубежной научной литературы (по спортивной и общей физиологии, спортивной медицине, теории и методике учебно-тренировочного процесса в пауэрлифтинге).
2. Обобщение передового практического опыта по результатам устного и анкетного опросов специалистов пауэрлифтинга (ученых, тренеров).
3. Анализ документов планирования учебно-тренировочного процесса, разработанных тренировочных программ подготовки пауэрлифтеров, и соревновательных протоколов.
Пауэрлифтинг является соревновательным видом спорта и много времени разрабатывались методики тренировок.
Главная итоговая цель тренировок – показать наилучший
результат в максимальном усилии на 1 повторение в приседаниях со
штангой, жиме штанги лежа, становой тяге. Для этого используется
несколько периодов: подготовительный, тренировочный и
соревновательный. Эти методики успешно зарекомендовали себя. Эффективным методом развития подготовленности и изменения силовых
способностей у спортсменов является методика соревновательных
упражнений из тяжелой атлетики.
В пауэрлифтинге разные возрастные группы спортсменов в разной степени реализуют разные виды резервов. Этот момент особенно очевиден при сравнении профессиональной активности начинающих и высококвалифицированных спортсменов. Начинающие спортсмены используют физиологические резервы, а высококвалифицированные спортсмены используют технические навыки и эмоциональную готовность.
Следует иметь в виду, что повышение уровня спортивных соревнований по пауэрлифтингу в результате систематических тренировок обеспечивает основные, взаимосвязанные направления адаптации организма юных спортсменов, такие как повышение функциональности различных систем организма и улучшение саморегуляции, а также координации центральной нервной системы.
Успешность управления учебным процессом определяется его важнейшими составляющими - распределением тренировочной нагрузки, функциональной, технической и психологической подготовкой, организацией сбалансированного питания, медико-педагогическим контролем.
Использование тренировочных нагрузок в пауэрлифтинге должна осуществляться с учетом физических и функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата и темпы биологического развития организма юных спортсменов.
Соотношение ОФП и СФП составляет от 50% до 50%.
Большая часть СФП (75-80% в первый год и не менее 50% во второй год) состоит из силовых тренировок с тренажерами.
По мере постепенного перехода молодых людей из одной группы биологического развития в другую соответственно увеличивается тренировочная нагрузка.
1. Авсиевич, В. Н. Методика тренировки становой тяги у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 318-321.
2. Авсиевич, В. Н. Методика развития силовых способностей в приседании со штангой в пауэрлифтинге с учетом биологического возраста юношей // Молодой ученый. - 2016. - №5. – С. 761-765.
3. Авсиевич, В. Н. Методика развития силовых способностей в жиме лежа в пауэрлифтинге с учетом биологического возраста юных спортсменов // Молодой ученый. — 2016. — №5. – С. 765-768.
4. Авсиевич, В. Н. Организация системы питания юношей при занятиях пауэрлифтингом с учетом биологического возраста // Молодой ученый. — 2016. — №9. – С. 1216-1219.
5. Балчугова, Е. О. Элективная дисциплина по физической культуре и спорту "пауэрлифтинг" /Бакирова, А. У. // News of Science and Education. – 2018. – Т. 7. – № 3. – С. 042-048.
6. Бельский, И. В. Теоретико-методические основы специальной силовой подготовки высококвалифицированных спортсменов в атлетических видах спорта: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. Минск, 2000. –42 с.
7. Вахитова, К. Э. Силовые упражнения для укрепления осанки в элективной дисциплине «Пауэрлифтинг» /Вахитова, К. Э., Мхитарян, С.А., Бакирова, А. У., Хабибуллин, Р. М. // Приднепровский научный вестник. – 2018. – Т. 5. – № -5. –С. 055-065.
8. Ворожейкин, О. В. Силовая подготовка пауэрлифтеров различной спортивной квалификации на основе индивидуальных тренировочных программ: автореферат, кандидат педагогических наук – СПб., 2010. - 22 с.
9. Галяутдинова, Г. И. Особенности построения занятий в элективной дисциплине по физической культуре и спорту "пауэрлифтинг" / Галяутдинова, Г. И., Бакирова, А. У. // News of Science and Education. 2018. – Т. 7. – № 3. – С. 049-056.
10. Гузеев, П. Г. Пауэрлифтинг: Методическое пособие, М.: ТерраСпорт, 2003. – 56 с.
11. Левушкин, С. П., Мониторинг физического состояния школьников. / Платонова, Р. И., Гуляев, М. Д., Готовцев, И. И. – М.: Советский спорт, 2012. – 151 с.
12. Минов, М. Ю. Влияние занятий пауэрлифтингом на состояние здоровья студентов // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2011. - №3. – С. 215-218.
13. Новокрещенов, В. А. Личностно ориентированная тренинговая методика воспитания целеустремленности юных пауэрлифтеров подросткового возраста: дис. канд. пед. наук: 13.00.04. Челябинск: РГБ, 2006. – 174 с.
14. Степанов, В. С., Томилов, В. Н. Морфофункциональная обусловленность формирования устойчивых способов соревновательных движений в тяжелой атлетике // Теория и практика физической культуры: тренер: журнал в журнале, 2002. – С. 33-35.
15. Хорунжий, К. А. Эффективность методики начальной подготовки в пауэрлифтинге на основе сочетания разных режимов упражнения: дис. … канд. пед. наук. – Тула: СГУ, 2014. - 145 с.