ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Сущность обслуживания потребителей 8
1.2. Показатели качества обслуживания 12
1.3. Управление обслуживания потребителей и их информированность .... 17
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В ООО «АВТОЗАПЧАСТЬ КАМАЗ» 24
2.1. Краткая характеристика предприятия 24
2.2. Оценка финансового состояния предприятия 27
2.3. Анализ качества обслуживания потребителей в ООО «АвтоЗапчасть
Камаз» 37
3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ООО
«АВТОЗАПЧАСТЬ КАМАЗ» 47
3.1. Расширение дополнительных услуг в ООО «АвтоЗапчасть Камаз» 47
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В настоящее время торговля становится наиболее устойчивой сферой в развитии рыночных отношений. Задача торговли - не только доводить товары до конечного потребителя, но и активно воздействовать на формирование потребительского спроса, что невозможно без качественного торгового обслуживания. Проблема качества торгового обслуживания постоянно волнует и потребителей продавцов. И это закономерно. Расчет материальное благосостояние людей, расчет их культурный уровень. В этих условиях вполне естественно желание потребителей приобрести необходимый ему товар в удобное для него время, в удобном месте, в нужном ассортименте.
Поэтому в условиях рыночной конкуренции большое значение уделяется торговому обслуживанию, так как от качества и уровня торгового обслуживания зависит эффективная торговая деятельность любого предприятия, основным показателем которой является размер прибыли.
В условиях формирования рыночных отношений в стране существенно возрастает роль торговли. Торговля становится наиболее устойчивой сферой в развитии рыночных отношений. Задача торговли - не только доводить товары до конечного потребителя, но и активно воздействовать на формирование потребительского спроса, что невозможно без качественного обслуживания потребителей.
Проблема качества торгового обслуживания постоянно волнует и потребителей и продавцов. И это закономерно. Растет материальное благосостояние людей, растет их культурный уровень. В этих условиях вполне естественно желание потребителей приобрести необходимый ему товар в удобное для него время, в удобном месте, в нужном ассортименте.
Поэтому в условиях рыночной конкуренции большое значение уделяется процессу обслуживания потребителей, так как от качества и уровня обслуживания зависит эффективная торговая деятельность любого предприятия, основным показателем которой является размер прибыли.
Управление процессом обслуживания потребителей прямо связано с миссией торгового предприятия и является определяющим условием формирования его высокой конкурентной позиции на потребительском рынке.
Управление процессом обслуживания потребителей предполагает, прежде всего, обеспечение возможностей наиболее полного удовлетворения их спроса в рамках избранного предприятием сегмента потребительского рынка, что определяет необходимость обоснования и проведения соответствующей ассортиментной политики торгового предприятия.
Кроме того, управление этим процессом предполагает создание покупателям удобных условий для совершения покупок. Это связано с установлением оптимального для них режима работы торгового предприятия, выбором эффективных методов продажи товаров, предоставлением широкого комплекса дополнительных услуг, организацией рекламы и внутримагазинной информации, а также другими организационно - технологическими мероприятиями.
Данный вопрос в настоящее время является актуальным, так как для обеспечения эффективной реализации товаров, предприятие должно проводить комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективность обслуживания потребителей.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы «Повышение качества обслуживания потребителей в ООО «АвтоЗапчасть Камаз» определена необходимостью в повышении эффективности процесса обслуживания потребителей и обусловлена следующими обстоятельствами:
- процесс обслуживания потребителей является инструментом в конкурентной борьбе;
- процесс обслуживания потребителей оказывает огромное влияние на настроение и удовлетворенность потребителей, так как 90% всех их потребностей удовлетворяется в торговле;
- эффективное обслуживание потребителей способствует стимулированию сбыта товара, то есть побуждает покупателя приобрести товар;
- эффективность процесса обслуживания потребителей способствует повышению основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Объектом исследования выступает ООО «АвтоЗапчасть Камаз».
Предмет исследования - качество обслуживания в организации.
Целью выпускной квалификационной работы является повышение качества обслуживания потребителей в ООО «АвтоЗапчасть Камаз».
Задачами работы являются:
- изучить теоретические основы качества обслуживания потребителей в организации;
- провести анализ системы качества обслуживания потребителей в ООО «АвтоЗапчасть Камаз»;
- рассмотреть предложения по повышению качества обслуживания потребителей в ООО «АвтоЗапчасть Камаз».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов с целью повышения качества обслуживания потребителей в ООО «АвтоЗапчасть Камаз».
В качестве методов исследования использовались: анализ литературы, обобщение, метод экспертных оценок, планирования и прогнозирования, методы графического и экономического анализа.
Исследованиями повышения качества обслуживания потребителей занимались ряд отечественных и зарубежных авторов таких как И.С. Березин, Т.Д. Бурменко, Н.Н. Даниленко, Т.А. Туренко, К.С. Гарматюк, Н.В. Еремеева, А.В. Жикин, Ф. Котлер, С.Н. Лыкасова и другие.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект и предмет исследования, поставлена цель и задачи. В первой главе изучаются теоретические основы качества обслуживания потребителей в организации. Во второй главе проводится анализ системы качества обслуживания потребителей в ООО «АвтоЗапчасть Камаз». В третьей главе рассматриваются предложения по повышению качества обслуживания потребителей в ООО «АвтоЗапчасть Камаз».
В заключении представлены выводы по проделанной работе.
Все попытки оценить качество обслуживания обычно сводятся к определению затрат времени покупателями на приобретение товаров. Нет необходимости доказывать важность этого показателя для характеристики качества торгового обслуживания. Социальный аспект оценки обслуживания должен отражать полноту удовлетворения спроса, а также уровень соответствия качества товаров и услуг.
Наряду с оценкой качества обслуживания на основе социальных показателей должна осуществляться и его оценка по экономическим показателям.
Для комплексной оценки качества обслуживания, кроме показателей, характеризующих социальный аспект розничной торговли, целесообразно определять четыре группы показателей, среди которых:
1) полнота удовлетворения спроса населения на товары и услуги;
2) культура обслуживания потребителей;
3) материально-технические условия торгового обслуживания;
4) качество труда торговых работников.
К услугам розничной торговли относятся:
1) реализация товаров (как на предприятиях торговли, так и вне их);
2) оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров и при их использовании и применении;
3) информационно-консультационные (консалтинговые) услуги;
4) дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров.
Предприятия торговли могут организовывать оказание дополнительных услуг, связанных с созданием удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров.
Качественное обслуживание потребителей в современных условиях является залогом успешного функционирования торгового объекта на рынке и его высокого уровня конкурентоспособности. Основной принцип идеального обслуживания потребителей гласит: покупатель должен тратить минимальные усилия на покупку товаров или получение необходимых услуг.
Объектом исследования выступает ООО «АвтоЗапчасть Камаз» ООО «АвтоЗапчасть Камаз» - магазин автомобильных запчастей.
Основная сфера деятельности общества: оптовая и розничная торговля.
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективы развития, исходя из спроса на строительную продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия.
Управление деятельностью осуществляется Генеральным директором. Генеральный директор самостоятельно определяет структуру управления предприятия и формирует штат сотрудников.
В результате анализа финансово экономической деятельности следует, что в 2015 г. произошло снижение выручки от реализации продукции. Это вызвано снижением объемов продаж продукции. Однако в 2016 г выручка от реализации увеличилась на 1013 тыс. руб. (2,24%) и составила 46248 тыс. руб. Увеличение себестоимости проданной продукции в 2016 г связано с увеличением объемов продаж. За 2015 и 2016 гг. произошло снижение валовой прибыли предприятия на 5159 тыс. руб. и 890 тыс. руб. соответственно. В 2015 г по сравнению с 2014 г произошло увеличение прибыли от продаж на 2672 тыс. руб., однако в 2016 г произошло ее снижение на 901 тыс. руб. За три отчетных периода наблюдается тенденция роста прочих доходов, прибыли до налогообложения и чистой прибыли, что оценивается положительно. Рост чистой прибыли и прибыли до налогообложения связан с ростом объемов продаж. В 2016 г произошло снижение прочих расходов на 25 тыс. руб., что оценивается положительно.
В 2015 г удельный вес себестоимости в выручке снизился, однако в 2016 г произошло его повышение на 2,28%, что может свидетельствовать о повышении цен на сырье, используемое в процессе производства. Удельный вес чистой прибыли в выручке в 2015 г увеличился на 15,19%, в 2016 г на 2,2%., что оценивается положительно и свидетельствует о повышении финансовой устойчивости предприятия. Удельный вес прочих расходов в выручке снизился в 2016 г и составил 0,03%. Удельный вес прочих доходов повысился как в 2015г., так и в 2016 г на 1,02 и 5,6% соответственно.
SWOT анализ обслуживания в ООО «АвтоЗапчасть Камаз» позволил выделить следующие слабые стороны:
1. Отсутствие дополнительных услуг (доставка, упаковка и т.п.);
2. Отсутствие сайта;
3. Отсутствие скидок и бонусной системы;
4. Низкий уровень квалификации обслуживающего персонала.
С целью совершенствования системы обслуживания предлагается:
1. Создание интернет-сайта торговой сети ООО «АвтоЗапчасть Камаз» с возможностью сделать заказ;
2. Внедрение системы скидок и бонусов;
3. Организация доставки продукции клиентам.
Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта показала, что все финансовые показатели удовлетворяют рекомендуемым значениям.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изм. и доп. на 28.12.2015 г.) - М.: Юристъ, 2014. - 1056 с.
2. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 2007. — № 31. — Ст. 3992.
3. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 140.
4. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381 -ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Российская газета от 30 декабря 2009 г. — № 253.
5. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и
современная практика, предпринимательство, менеджмент. — М.: Аспект Пресс, 2014. - 318 с.
6. Аристов О.В. Управление качеством. — М.: Инфра-М, 2013. — 118 с.
7. Басовский Л.Л. Управление качеством. Учебник. — М.: Высшее образование, 2016. — 314 с.
8. Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. - М.: Вершина, 2016. - 480 с.
9. Бреславцева Н.А. Трансформация сферы услуг в экономике инновационного типа: смещение рыночных акцентов // Вопросы экономики и права. — 2015. — № 41. — С. 64-68.
10. Бузукова Е. Анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием ABC-анализа и XYZ-анализа // Управление продажами — № 3 - 2016. - С. 11-16.
11. Бурменко Т.Д. Софтизация и сервисизация — черты экономики современного типа и основные ориентиры российской модернизации // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — № 6. — С. 23-26.
12. Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А. Сфера услуг в современном обществе: Экономика, менеджмент, маркетинг. Раздел I. —
Иркутск: БГУЭП, 2014. - 281 с.
13. Варли Р. Основы управления розничной торговлей. — М.:
Издательский дом Гребенникова, 2015. — С. 54-56.
14. Виноградова С.Н., Пигунова О.В. Коммерческая деятельность: учебник для вузов. — Мн.: Выш. шк., 2014. - 314 с.
15. Гальцова Л.А. Направления оптимизации системы управления торгово-технологическими процессами в розничной торговле // Труды Кубанского государственного аграрного университета — 2015. — №1. - С. 11-14.
16. Гаркушова М.В. Механизм формирования оптимального ассортимента товаров в розничной торговой сети. // Теория и практика инновационного развития кооперативного образования и науки. Материалы международной научно-практической конференции профессорско- преподавательского состава и аспирантов: В 7 ч. — Белгород: Издательство БУПК, 2014. — Ч. 5. - С. 65-68.
17. Гарматюк К.С. Исследование ключевых элементов функционирования торговых сетей сферы розничной торговли региона // Вопросы экономики и права. — 2015. -№3. - С. 17-20.
18. Гарматюк К.С. Роль и значение услуг розничной торговли в экономике региона // I межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов «Перспективные направления развития экономики Ставропольского края в посткризисный период». — Ставрополь: СГПИ, 2014. — С. 11-12.
19. Гурская С.П. Правила торговли и защита прав потребителей: учеб. пособие. — М.: Дело и сервис, 2013. - 267 с.
20. Досмухамедов Б.Р. Построение модели управления в удаленном режиме бизнес-процессами в микрофинансовых организациях // Прикаспийский журнал Астраханского Государственного Университета. Серия — Управление и высокие технологии. — 2013. — № 3 (23). — С. 180¬193.
21. Дупленко Н.Г. Проблема недооценки роли малых сервисных предприятий в социально-экономическом развитии региона // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 2-4.
22. Дятел Е.П., Голомолзина Н.В. К вопросу об экономической теории и истории услуг // Журнал экономической теории. — 2014. — № 2. — С. 86¬98.
23. Еремеева Н.В. Конкурентоспособность товаров и услуг. — М.: Колос, 2014. - 352 с.
24. Жикин А.В. Пути оптимизации величины и структуры дебиторской задолженности предприятия // Экономическое развитие страны: различные аспекты вопроса: материалы I-ой Международной научно-практической конференции (Таганрог, 30 ноября 2014 г.). Сборник научных трудов. — М.: Перо, 2014. — С. 225-236.
25. Жукова Т.Н. Коммерческая деятельность. — М.: Вектор, 2016. - 159 с.
26. Ивашкевич В.Б. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности. — М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2014. — 192 с.
27. Карнаухова В.А., Краковская Т.А. Сервисная деятельность. — М.: ИКЦ МарТ, 2015. - 328 с.
28. Карх Д.А. Социальная и экономическая эффективность услуг розничной торговли: монография. — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2014. - 214 с.
29. Кобелев О.А. Электронная коммерция: учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - 214 с.
30. Корабейников И.Н. Сущностные характеристики и понятие информационной услуги // Проблемы современной экономики — № 2 (42) - 2016. - С. 7-14.
31. Королев А.В. Направления повышения качества обслуживания населения на предприятиях общественного питания // Наука и кооперация: проблемы и пути развития: Материалы международной научно-практической конференции. В 7 ч. — Белгород: Издательство БУКЭП, 2015. — Ч. 5. - С. 64-65.
32. Королев А.В. Разработка методических рекомендаций оценки качества обслуживания населения на предприятиях общественного питания // Современные подходы к модернизации экономики, образования и кооперации: Материалы международной научно-практической конференции. В 5 ч. — Белгород: Издательство БУКЭП, 2016. — Ч. 3. - С. 23-27.
33. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Бизнес-книга, 2015. — 670 с.
34. Котляров И.Д. Эволюция форм торговли: от традиционной к электронной // Вопросы управления — №2(19) - 2016 - С. 34-37.
35. Кулибанова В.В. Маркетинг сервисных услуг. — СПб: Вектор, 2013. — 192 с.
36. Кулизбаков Б.К. О принципах проведения углубленного финансового анализа и принятия решений по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью. — М.: ИЦ Банковского территориального института профессиональных бухгалтеров, 2015. - 756 с.
37. Лебедева А.Э. Сервисная деятельность. — Томск: ТУСУР, 2016. — 294 с.
38. Лыкасова С.Н. Ресурсный потенциал торговой организации как основа ее развития // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2014. — № 3. - С. 24-27.
39. Мак-Дональд М., Пэйн Э. Сфера услуг. Полное пошаговое руководство по маркетинговому планированию. — М.: Эксмо, 2015. — 448 с.
40. Масилова М.Г. Сервисная деятельность. - М.: Эксмо, 2015. - 317 с.
41. Матвеева О.П. Качество услуги по реализации товаров в розничной торговой сети потребительской кооперации: теория, оценка и направления повышения: Монография. — Белгород: Издательство БУПК, 2014. - 87 с.
42. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально- культурном сервисе и туризме. — М.: Эксмо, 2015. - 146 с.
43. Омарова К.А. Развитие малого и среднего бизнеса в сфере услуг как фактор экономического роста // Проблемы современной экономики. - 2015.
— № 3 (39). - С. 153-162.
44. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. — М.: Олмо-Пресс, 2015.
— 372 с.
45. Разумовская А.Л. PRO ДВИЖЕНИЕ. Технологии эффективного продвижения услуг. — СПб.: Питер, 2016. — 320 с.
46. Романович Ж.А., Калачев С.Л. Сервисная деятельность. — М., ИТК «Дашков и К», 2013. — 284 с.
47. Сибирская Е.В., Старцева О.А. Электронная коммерция: учебное пособие. — М.: Форум, 2015. - 179 с.
48. Сидякова В.А. Управление качеством обслуживания в общественном питании, как показатель конкурентоспособности предприятия // Вестник НГИЭИ — Выпуск№ 7 (26) - 2013 - С. 34-37.
49. Смирнова А.В. Управление качеством обслуживания оптовых покупателей // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал — 2015.
— №2. — С. 24-28.
50. Смирнова А.В., Турков А.М., Изюмова Н.Ю. Применение дифференцированного подхода к обслуживанию оптовых покупателей // Управление торговлей: теория, практика, инновации. Материалы IV Международной научно-практической конференции. — Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2015. — С. 82-87.
51. Темпоралл П. Роман с покупателем. — СПб.: Питер, 2016. - 248 с.
52. Теплов В.И. Товароведение: Учебник. — М.: ИД «Дашков К», 2015.- 682 с.
53. Тиме Я. Дистанционная торговля. — М.: Вершина, 2014. - 164 с.
54. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник / Под ред. Воронковой Л.П. — М.: Эксмо, 2015. - 178 с.
55. Шуляк П.Н. Финансы предприятия - М.: Финансы и статистика, 2015. - 648 с.