КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОМ ФЭНТЕЗИ (НА ПРИМЕРЕ САГИ ДЖОРДЖА Р.Р. МАРТИНА «ПЕСНЬ ЛЬДА И ПЛАМЕНИ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ КРАТОЛОГИИ 10
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ФЭНТЕЗИ В ЭПОХУ ПОСТПОСТМОДЕРНА 18
ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ
КРАТОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ САГИ ДЖ.Р.Р. МАРТИНА «ПЕСНЬ ЛЬДА И ПЛАМЕНИ» 33
3.1 ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ТОЛКИЕНИСТСКОЙ
МОДЕЛИ В СТРУКТУРЕ КРАТОЛОГИЧ КОНЦЕПЦИИ ДЖ. Р.Р. МАРТИНА 35
3.2 ЖАНРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ САГИ ДЖ.Р.Р. МАРТИНА
«ПЕСНЬ ЛЬДА И ПЛАМЕНИ» 53
3.3 ГИНОКРАТИЯ КАК ОСНОВА КРАТОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
САГИ «ПЕСНЬ ЛЬДА И ПЛАМЕНИ» ДЖОРДЖА Р.Р. МАРТИНА 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 98
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ КРАТОЛОГИИ 10
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ФЭНТЕЗИ В ЭПОХУ ПОСТПОСТМОДЕРНА 18
ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ
КРАТОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ САГИ ДЖ.Р.Р. МАРТИНА «ПЕСНЬ ЛЬДА И ПЛАМЕНИ» 33
3.1 ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ТОЛКИЕНИСТСКОЙ
МОДЕЛИ В СТРУКТУРЕ КРАТОЛОГИЧ КОНЦЕПЦИИ ДЖ. Р.Р. МАРТИНА 35
3.2 ЖАНРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ САГИ ДЖ.Р.Р. МАРТИНА
«ПЕСНЬ ЛЬДА И ПЛАМЕНИ» 53
3.3 ГИНОКРАТИЯ КАК ОСНОВА КРАТОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
САГИ «ПЕСНЬ ЛЬДА И ПЛАМЕНИ» ДЖОРДЖА Р.Р. МАРТИНА 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 98
В последние десятилетия все чаще объектом пристального внимания литературоведов становится литература фэнтези. Популярность данного жанра объясняется эскапистской направленностью сознания человека эпохи постпостмодерна. Именно поэтому фэнтези оказывается одним из самых востребованных жанровых форматов современного масскульта в любом его проявлении (литературном, кинематографическом, игровом и т.д.). Одновременно с этим фэнтези оказывается тем жанром масскульта, который предполагает особенно широкие возможности для социального и национального моделирования. Свидетельством последнего может служить феномен славянского фэнтези в русской литературе [11].
Помимо нациомоделирования особую значимость в коммуникативной направленности фэнтези представляет кратологическая проблематика в равной степени актуальная как для русского фэнтези, так и для американской и западноевропейской фэнтезийной литературы [68]. Кратологическая проблематика может стать одной из составляющих национального мифа, как это, например, происходит в проекте Ю. Никитина «Княжий пир» [7]. В то же время достаточно часто кратологическая проблематика становится доминирующей, полностью определяющей авторскую концепцию.
Научное обоснование кратология получила в трудах таких отечественных исследователей, как С.С. Алексеев [9], Н.А. Васецкий[12], И.А. Исаев [16], Н.М. Кейзеров [18], Г.В. Мальцев [22], А.А. Миголатьев [83], В.В. Мшвениерадзе [23], В.С. Нерсесянц [24], Ю.А. Тихомиров [26], В.Ф. Халипов [27; 86], Е.В. Халипова [86], В.А. Цыпин [29], и др.
Теоретической основой нашего исследования является монография В.Ф. Халипова «Кратология как система наук о власти» [27]. В монографии достаточно подробно говорится о многообразии субъектов власти, представлено научное обоснование системы знаний о власти, которая сформировалась посредством понятий базисных, специальных и комплексных наук. В.Ф. Халипов дает четкое определение субъекта власти и
3 приводит его примеры. Субъектами власти может выступать народ, правящие персоны, родители, учителя, руководители и т.д. Отдельно от субъекта власти автор выделяет ее источники и носителей: государства, церковь, общество, семья и т.д. Свое внимание В.Ф. Халипов также уделяет рассмотрению различных отраслей кратологии: общей, теоретической, практической, сравнительной, прикладной, функциональной и частной.
На данном этапе развития кратологии как науки степень ее изученности весьма невелика. Однако существует ряд других работ, направленных на научное обоснование кратологии. Этому посвящена монография еще одного отечественного ученого Н.М. Кейзерова «Власть и авторитет. Критика буржуазных теорий», изданная в 1973 году [18]. В первом разделе исследователь затрагивает понятия общественной власти и авторитета, вопросы о социальной природе власти и методах ее осуществления. Второй раздел посвящен системе экономического и социального принуждения, в котором эксплицитно рассматривается и анализируется социальная подоплека господства и подчинения. В третьем разделе монографии Н.М. Кейзеров исследует механизм политического и идеологического манипулирования, раскрывает особенности собственно политической власти, рассматривает такие разновидности власти как бюрократия и технократия, а также функции духовного подавления личности.
Исследования в области кратологии проводились и за рубежом. Так, выдающийся французский мыслитель XX века Бертран де Жувенель в своей книге «Власть: Естественная история ее возрастания» дает всесторонний анализ феномена политической власти как в теоретическом, так и в историческом аспектах. Автор проводит исследование на тему различных теорий суверенитета и анализирует то, насколько сильно может быть влияние той или иной теории и к каким последствиям оно может привести. Особое внимание уделяется взаимоотношениям власти и права, автор рассматривает и проводит анализ эволюции политических институтов на протяжении нескольких эпох. Однако наибольшее внимание автор заостряет на эпохе демократии, что уже несет в себе скорее политический, нежели кратологический аспект. С другой стороны, достаточно подробно представлены этапы происхождения власти, ее природа, и дефиниция «власти ограниченной и неограниченной». Именно это несет в себе кратологический контекст, который необходим нам для дальнейшего исследования.
Литература фэнтези также становится предметом изучения достаточно обширного круга исследователей. В ходе научных изысканий литературоведы обращались:
• к жанровой природе фэнтези (Г.А. Гриченко [42], А. Лебедев [51], Ю.Ю. Поринец [64], Т.И. Хоруженко [73], И. Эйдемиллер [77], В.С. Юферова [79], О.К. Яковенко [80]);
• к лингвистическому аспекту и особенностям перевода
зарубежного фэнтези (Д.В.Борняков [36], Н.В.Денисова [62], И.В. Драбкина [44], Л.А. Егорова [45], Н.В.Никашина [45], Е.Д. Полетаева [62], О.С. Семенова [68], А.Г.Службина [69], А.С. Федько [72], А.А. Хабрянкина [45], В.С. Чос [75], В.М.Шлемина [76]);
• топографическим аспектам (Д.А. Батурин [35]);
• анализу соответствия каноническим моделям (А.С. Бабицкая [65], Г.А. Гриченко [42], Д.А. Ромашова [65]);
• системе образов (А.А. Кочеткова [49]);
• проблеме интертекстуальности и вариантов интерпретации (Н.М. Юрина [78])
Новизна исследования обусловливается недостаточной изученностью социомоделирующего потенциала фэнтезийной литературы.
Объектом исследования в настоящей квалификационной работе стала сага Джорджа Р.Р. Мартина «Песнь льда и пламени». Интерес именно к этому произведению обусловлен последовательной концептуализацией кратологической проблематики в ходе повествовательной модели. Сам автор в одном из интервью указывает на значимость темы власти, как одной из важных составляющих идейной проблематики его произведений (в том числе и сериала, возникающего сначала как экранизация литературного текста, а затем продолжающего сюжетную логику развития уже исключительно в кинематографическом дискурсе): «Если же говорить о главной теме сериала... Пожалуй, это власть: использование власти, ее развращающее действие; на что способны люди ради власти, и что власть может с ними сделать» [67]
Предметом данного исследования является рассмотрение кратологической проблематики в саге Джорджа Р.Р. Мартина «Песнь льда и пламени».
Цель исследования заключается в выявлении особенностей функционирования кратологической проблематики в саге Джорджа Р.Р. Мартина «Песнь льда и пламени».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд следующих задач:
1. Проследить основные источники теоретической постановки вопроса проблемы власти как отдельной научной области исследования - кратологии;
2. Рассмотреть специфику решения проблематики власти в ряде литературных произведений жанра фэнтези;
3. Выявить особенности воплощения кратологической
проблематики в произведении Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени»;
4. Выявить несколько уровней функционирования проблемы власти в произведении;
5. Проанализировать элементы дискредитации канонических фэнтезийных моделей посредством авторской интерпретации;
6. Доказать практическую значимость выводов и результатов исследования;
7. Разработать методические рекомендации к уроку внеклассного чтения «Назидательные основы романа Джорджа Р.Р. Мартина «Игра престолов».
Основными методами нашего научного исследования становятся:
• Сравнительно-сопоставительный
• Метод анализа
• Метод обобщения
• Метод классификации
Определяя методическую основу нашей выпускной квалификационной работы, мы обращались к трудам различных ученых. Так, сравнительно-сопоставительный метод широко представлен в исследованиях А.Н. Веселовского. Методы обобщения и классификации находят свое отражение в трудах Д.И. Писарева, Н.А.Добролюбова, М.М. Бахтина.
Структура работы обуславливается предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и методического приложения.
Введение обосновывает выбор темы научного исследования путем выявления его актуальности и новизны; определяет степень теоретико-практической разработки проблемной ситуации власти и темы исследования; обозначает объект и предмет, цель и основные задачи, методы научно-исследовательской работы.
В первой главе рассматривается развитие теоретического обоснования кратологической проблематики, в результате которой проблема власти сформировалась в отдельную научную дисциплину, кратологию. Также приводится к сведению ряд работ современных отечественных и зарубежных исследователей в области литературоведения и юридических наук. Ключевое место в теоретической главе отведено работе В.Ф. Халипова «Кратология как система наук о власти».
Во второй главе идентифицируется концепция нациомоделирования в рамках эскапистской направленности сознания массового читателя. Исследуются явления постпостмодерна и его влияния на литературу фэнтези. На основе научной статьи О.А. Митрошенкова «Что придет на смену постмодернизму?» [54] приводится ряд произведений, характерный для эпохи постпостмодерна. Рассматриваются категории виртуального пространства, технообразов, глокализации и транссентиментализма и их интерпретация в литературе как славянского, так и зарубежного фэнтези.
Третья глава посвящена рассмотрению и анализу произведения Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени» в рамках дискредитации канонической фэнтезийной модели. Во-первых, исследуется дискредитация толкиенистской модели и ее интерпретация в произведении через легендарный, мифологический и исторический конструкты, синтезируемые с кратологическими моделями. Во-вторых, приводится анализ перекодировки фэнтезийных конструктов героического и эпического фэнтези, через феномен постпостмодернистской литературы и сегментов власти. В-третьих, производится деконструирование основных идеологических аспектов через явление гинократии.
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, обосновывается и определяется теоретико-практическая значимость применения результатов нашего научного исследования.
Методическое приложение включает в себя пояснительную записку, методические рекомендации к уроку внеклассного чтения «Назидательные основы романа Джорджа Р.Р. Мартина «Игра престолов», а также сам план- конспект урока. Поставив перед собой цель - продолжить формирование нравственного компонента у учащихся, мы сделали вывод, что данные методические рекомендации будут полезны для применения в старшей школе, так как именно в этот период у учащихся происходит наиболее яркий процесс самосознания и самоопределения личности.
Помимо нациомоделирования особую значимость в коммуникативной направленности фэнтези представляет кратологическая проблематика в равной степени актуальная как для русского фэнтези, так и для американской и западноевропейской фэнтезийной литературы [68]. Кратологическая проблематика может стать одной из составляющих национального мифа, как это, например, происходит в проекте Ю. Никитина «Княжий пир» [7]. В то же время достаточно часто кратологическая проблематика становится доминирующей, полностью определяющей авторскую концепцию.
Научное обоснование кратология получила в трудах таких отечественных исследователей, как С.С. Алексеев [9], Н.А. Васецкий[12], И.А. Исаев [16], Н.М. Кейзеров [18], Г.В. Мальцев [22], А.А. Миголатьев [83], В.В. Мшвениерадзе [23], В.С. Нерсесянц [24], Ю.А. Тихомиров [26], В.Ф. Халипов [27; 86], Е.В. Халипова [86], В.А. Цыпин [29], и др.
Теоретической основой нашего исследования является монография В.Ф. Халипова «Кратология как система наук о власти» [27]. В монографии достаточно подробно говорится о многообразии субъектов власти, представлено научное обоснование системы знаний о власти, которая сформировалась посредством понятий базисных, специальных и комплексных наук. В.Ф. Халипов дает четкое определение субъекта власти и
3 приводит его примеры. Субъектами власти может выступать народ, правящие персоны, родители, учителя, руководители и т.д. Отдельно от субъекта власти автор выделяет ее источники и носителей: государства, церковь, общество, семья и т.д. Свое внимание В.Ф. Халипов также уделяет рассмотрению различных отраслей кратологии: общей, теоретической, практической, сравнительной, прикладной, функциональной и частной.
На данном этапе развития кратологии как науки степень ее изученности весьма невелика. Однако существует ряд других работ, направленных на научное обоснование кратологии. Этому посвящена монография еще одного отечественного ученого Н.М. Кейзерова «Власть и авторитет. Критика буржуазных теорий», изданная в 1973 году [18]. В первом разделе исследователь затрагивает понятия общественной власти и авторитета, вопросы о социальной природе власти и методах ее осуществления. Второй раздел посвящен системе экономического и социального принуждения, в котором эксплицитно рассматривается и анализируется социальная подоплека господства и подчинения. В третьем разделе монографии Н.М. Кейзеров исследует механизм политического и идеологического манипулирования, раскрывает особенности собственно политической власти, рассматривает такие разновидности власти как бюрократия и технократия, а также функции духовного подавления личности.
Исследования в области кратологии проводились и за рубежом. Так, выдающийся французский мыслитель XX века Бертран де Жувенель в своей книге «Власть: Естественная история ее возрастания» дает всесторонний анализ феномена политической власти как в теоретическом, так и в историческом аспектах. Автор проводит исследование на тему различных теорий суверенитета и анализирует то, насколько сильно может быть влияние той или иной теории и к каким последствиям оно может привести. Особое внимание уделяется взаимоотношениям власти и права, автор рассматривает и проводит анализ эволюции политических институтов на протяжении нескольких эпох. Однако наибольшее внимание автор заостряет на эпохе демократии, что уже несет в себе скорее политический, нежели кратологический аспект. С другой стороны, достаточно подробно представлены этапы происхождения власти, ее природа, и дефиниция «власти ограниченной и неограниченной». Именно это несет в себе кратологический контекст, который необходим нам для дальнейшего исследования.
Литература фэнтези также становится предметом изучения достаточно обширного круга исследователей. В ходе научных изысканий литературоведы обращались:
• к жанровой природе фэнтези (Г.А. Гриченко [42], А. Лебедев [51], Ю.Ю. Поринец [64], Т.И. Хоруженко [73], И. Эйдемиллер [77], В.С. Юферова [79], О.К. Яковенко [80]);
• к лингвистическому аспекту и особенностям перевода
зарубежного фэнтези (Д.В.Борняков [36], Н.В.Денисова [62], И.В. Драбкина [44], Л.А. Егорова [45], Н.В.Никашина [45], Е.Д. Полетаева [62], О.С. Семенова [68], А.Г.Службина [69], А.С. Федько [72], А.А. Хабрянкина [45], В.С. Чос [75], В.М.Шлемина [76]);
• топографическим аспектам (Д.А. Батурин [35]);
• анализу соответствия каноническим моделям (А.С. Бабицкая [65], Г.А. Гриченко [42], Д.А. Ромашова [65]);
• системе образов (А.А. Кочеткова [49]);
• проблеме интертекстуальности и вариантов интерпретации (Н.М. Юрина [78])
Новизна исследования обусловливается недостаточной изученностью социомоделирующего потенциала фэнтезийной литературы.
Объектом исследования в настоящей квалификационной работе стала сага Джорджа Р.Р. Мартина «Песнь льда и пламени». Интерес именно к этому произведению обусловлен последовательной концептуализацией кратологической проблематики в ходе повествовательной модели. Сам автор в одном из интервью указывает на значимость темы власти, как одной из важных составляющих идейной проблематики его произведений (в том числе и сериала, возникающего сначала как экранизация литературного текста, а затем продолжающего сюжетную логику развития уже исключительно в кинематографическом дискурсе): «Если же говорить о главной теме сериала... Пожалуй, это власть: использование власти, ее развращающее действие; на что способны люди ради власти, и что власть может с ними сделать» [67]
Предметом данного исследования является рассмотрение кратологической проблематики в саге Джорджа Р.Р. Мартина «Песнь льда и пламени».
Цель исследования заключается в выявлении особенностей функционирования кратологической проблематики в саге Джорджа Р.Р. Мартина «Песнь льда и пламени».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд следующих задач:
1. Проследить основные источники теоретической постановки вопроса проблемы власти как отдельной научной области исследования - кратологии;
2. Рассмотреть специфику решения проблематики власти в ряде литературных произведений жанра фэнтези;
3. Выявить особенности воплощения кратологической
проблематики в произведении Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени»;
4. Выявить несколько уровней функционирования проблемы власти в произведении;
5. Проанализировать элементы дискредитации канонических фэнтезийных моделей посредством авторской интерпретации;
6. Доказать практическую значимость выводов и результатов исследования;
7. Разработать методические рекомендации к уроку внеклассного чтения «Назидательные основы романа Джорджа Р.Р. Мартина «Игра престолов».
Основными методами нашего научного исследования становятся:
• Сравнительно-сопоставительный
• Метод анализа
• Метод обобщения
• Метод классификации
Определяя методическую основу нашей выпускной квалификационной работы, мы обращались к трудам различных ученых. Так, сравнительно-сопоставительный метод широко представлен в исследованиях А.Н. Веселовского. Методы обобщения и классификации находят свое отражение в трудах Д.И. Писарева, Н.А.Добролюбова, М.М. Бахтина.
Структура работы обуславливается предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и методического приложения.
Введение обосновывает выбор темы научного исследования путем выявления его актуальности и новизны; определяет степень теоретико-практической разработки проблемной ситуации власти и темы исследования; обозначает объект и предмет, цель и основные задачи, методы научно-исследовательской работы.
В первой главе рассматривается развитие теоретического обоснования кратологической проблематики, в результате которой проблема власти сформировалась в отдельную научную дисциплину, кратологию. Также приводится к сведению ряд работ современных отечественных и зарубежных исследователей в области литературоведения и юридических наук. Ключевое место в теоретической главе отведено работе В.Ф. Халипова «Кратология как система наук о власти».
Во второй главе идентифицируется концепция нациомоделирования в рамках эскапистской направленности сознания массового читателя. Исследуются явления постпостмодерна и его влияния на литературу фэнтези. На основе научной статьи О.А. Митрошенкова «Что придет на смену постмодернизму?» [54] приводится ряд произведений, характерный для эпохи постпостмодерна. Рассматриваются категории виртуального пространства, технообразов, глокализации и транссентиментализма и их интерпретация в литературе как славянского, так и зарубежного фэнтези.
Третья глава посвящена рассмотрению и анализу произведения Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени» в рамках дискредитации канонической фэнтезийной модели. Во-первых, исследуется дискредитация толкиенистской модели и ее интерпретация в произведении через легендарный, мифологический и исторический конструкты, синтезируемые с кратологическими моделями. Во-вторых, приводится анализ перекодировки фэнтезийных конструктов героического и эпического фэнтези, через феномен постпостмодернистской литературы и сегментов власти. В-третьих, производится деконструирование основных идеологических аспектов через явление гинократии.
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, обосновывается и определяется теоретико-практическая значимость применения результатов нашего научного исследования.
Методическое приложение включает в себя пояснительную записку, методические рекомендации к уроку внеклассного чтения «Назидательные основы романа Джорджа Р.Р. Мартина «Игра престолов», а также сам план- конспект урока. Поставив перед собой цель - продолжить формирование нравственного компонента у учащихся, мы сделали вывод, что данные методические рекомендации будут полезны для применения в старшей школе, так как именно в этот период у учащихся происходит наиболее яркий процесс самосознания и самоопределения личности.
В ходе нашего исследования, посвященного саге Джорджа Мартина «Песнь Льда и Пламени», были выявлены и проанализированы особенности функционирования и репрезентации кратологических концепций не только с позиции традиционного объяснения феномена власти в литературе, но и с позиции развенчания канонических представлений о фэнтезийной модели. В действительности эпическое фэнтези Джорджа Мартина приобретает противоположную окраску и характеризуется разрушением традиционной модели героико-эпической литературы фэнтези.
Исходя из положений, утвержденных нами в ходе работы, нам удалось решить поставленные задачи по достижению цели научного исследования. Мы проанализировали основные источники теоретической постановки вопроса проблемы власти, выявили основные понятия кратологии как науки, руководствуясь различными научными трудами, в частности работой В.Ф.Халипова «Кратология как система наук о власти». Автор выделяет различные типы и виды правления, связанные со множеством аспектов как наследственного, так и гендерного характера.
В ходе исследования теории кратологических концепций было выявлено несколько понятий власти и ее предназначения, а также ряд подходов к изучению кратологического объекта (внимание к основным сферам жизни общества; к дифференциации различных социальных институтов; к связи с этапами жизни человечества и конкретных государств).
Мы рассмотрели феномен становления власти в социуме и степень и характер ее влияния с течением времени. Изучили багаж кратологических знаний как отечественной, так и зарубежной мысли. Так, в работе отечественного исследователя Н.М. Кейзерова «Власть и авторитет. Критика буржуазных теорий» рассматриваются монополистическое кратологическое влияние на социальный аспект государственной политики.
Далее мы выявили тенденцию приобщенности фэнтезийной литературы к использованию кратологических моделей для решения 81 определенных задач. Так фэнтези использует сегмент власти в рамках нациомоделировния, эскапистского переосмысления того или иного государственного аппарата, решения различных проблем власти посредством воплощения политических режимов в произведениях.
Далее мы рассмотрели концепции нациомоделирования на фоне эскапистской направленности читательского мировоззрения и пришли к выводам, что фэнтезийная литература постпостмодерна не только намеренно дифференцирует мир реальный и мир виртуальный, но и оказывает значительное влияние на сознание массового читателя. Именно эскапистская направленность читательского сознания способствует безболезненному встраиванию в него фэнтезийных концептов, которые с легкостью синтезируется с окружающей действительностью. На базе этих заключений мы выявили основные отличия фэнтезийной литературы постмодерна от фэнтези постпостмодерна и пришли к выводу, что последняя тяготеет к вектору массовости, актуальности, завуалированию различного вида социальных проблем. Акцентируется внимание не на единичной личности, а на конструктах социальной уникальности, что характеризует обширный ряд произведений в рамках нациоструктурирования и актуализации определенного фэнтезийного модельного ряда. Так, славянское фэнтези полностью соответствует модели нациоструктурирования, а в основе зарубежного высокого фэнтези лежит квазисредневековье, в частности, Артуриана.
В ходе анализа нашего объекта исследования, саги «Песнь Льда и Пламени», было выяснено, что произведение несет в себе обратную природу данных фэнтезийных конструктов на топографическом, образном и структурном уровнях. Особенно четко это прослеживается через фактор транссентиментализма, что характеризует практически полную массовоцентричность не только саги «Песнь Льда и Пламени», но и фэнтезийной литературы в целом. Так, фэнтезийные конструкты направлены не только на воплощение идейного замысла автора, но и сознательное достраивание авторских конструктов читателем. Тенденция к элитарности, изысканности лежит в основе транссентиментализма, и именно поэтому высокое фэнтези полностью соответствует основным критериям постпостмодерна.
Также было выявлено и то, что концепции кратологических моделей органично синтезируются со структурологическими факторами литературы фэнтези, что актуализирует сегмент власти не только в рамках современной действительности, но и в сюжетообразующих структурах жанра. Именно сегмент власти является доминирующим сюжетообразующим элементом саги «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина в зарубежной литературе и проекте Ю. Никитина «Княжий пир» в литературе славянского фэнтези. Однако в ходе исследования было выявлено и то, что произведения славянского фэнтези иначе интерпретируют кратологический аспект, а именно через историософский компонент, легендаристику и мифопоэтичность. Но конструкты нациомоделирования сохраняются в обеих литературах.
Работа О.Митрошенкова предлагает «власть ненавязчивую», что характерно для большинства произведений настоящей фэнтезийной литературы, и в оде нашего анализа выяснилось, что сага «Песнь Льда и Пламени» намеренно преследует обратную идеологическую модель, чтобы вывить несостоятельность авторитарного кратологического концепта.
Следующим аспектом исследования стала дискредитация классической толкиенистской фэнтезийной модели. Джордж Мартин изобличает традиции легендарной, мифологической и исторической модели. Так историческая модель в произведении рассматривается на противопоставленном классической модели уровне соотношения исторических реалий, происходит рокировка образного ряда и исторических личностей с целью замещения классических фэнтезийных конструктов Дж.Р.Р. Толкина. Также в произведении происходит сознательная деконструкция геральдических символов, имеющих непосредственное отношение к властным структурам, и декодирование моральных и нравственных норм.
Наше исследование относительно легендарного аспекта выявило приобщенность к дискредитации Артурианы и квазиконфессиональнх моделей, которые поэтапно приобретают оттенок мнимости, неистинности. Мартин сознательно дискредитирует элемент теократической модели, что в итоге приводит к полному ее развенчанию и несостоятельности.
В ходе проведения исследования доказано и положение о дискредитации мифологического когда через структурообразующие и сюжетообразующие конструкты. Опровержение мифологических факторов токиенистской модели достигается за счет топонимического и топографического ряда, системы образов. Однако общность мифологических структур заключается в последовательном введении мифических образов в повествовательную модель: драконов, детей леса, белых ходоков.
Так, в ходе нашего исследования выяснилось, что Джордж Мартин намеренно дискредитирует повествовательную модель героического фэнтези через кратологические конструкты. Именно героическое фэнтези относится к феномену мифологического клише, соответствуя определенной канонической модели. Феномен власти выполняет в произведении Мартина основополагающую роль, он разрушает каноническую модель героического фэнтези через рыцарский код, классические уровни топографического пространства, романтизацию действительности. Таким образом, доказывая, что данное произведения относится к литературе постпостмодернистского фэнтези, где на базе квазисредневековых топосов имеет место быть обратная каноническим фэнтезийным конструктам сюжетообразующая модель. Также в ходе исследования было выявлено и то, что автор не сразу, а постепенно дискредитирует модель героического фэнтези, начиная с классического воплощения и поэтапно интерпретируя его в обратном ключе (каждый из героев преследует свой кодекс чести, этические воззрения, показываемые через сегмент власти).
Следующим аспектом нашего исследования стал феномен гинократии, как ведущий кратологический и сюжетообразующий сегмент в произведении. Выяснилось, что Джордж Мартин интерпретирует каноническое представление власти в собственном ключе, наделяя женские образы сегментом власти и умаляя политическое значение персонажей мужского пола. Таким образом, он не только создает противоположный образ правителя, но и тем самым разрушает мифологему мужской власти, в большинстве случаев, власти сильнейшего. Помимо концепта первичной племенной организации автор приводит традиционную средневековую модель правления, которая также становится идеологически обратной. Мы видим, что племенная организация у автора выигрывает на фоне квазисреднековых кратологических моделей правления. Она устойчивее и надежнее, нежели традиционная феодальная политика.
Также, развенчание канонического образа правителя происходит за счет гинократического замещения. В действительности, можно сделать вывод, что намеренная гендерная рокировка есть ключ к разрушению не только канонического представления о власти сильнейшего, но и к развенчанию общих канонов фэнтезийной повествовательной модели. На примере женских образов становится ясным, что Джордж Мартин акцентирует внимание читателя на гендерных особенностях мужской и женской политики. Так, женский тип правления неразрывно сопряжен с мифологемой образа матери, что возвышает героинь автора над противоположным полом.
Таким образом, можно сделать вывод, что Мартин, разрушая привычные каноны фэнтезийной литературы, стремится вынести на новый уровень образ матери-правительницы, что полностью противоположно образу сильнейшего, главы рода и племени. Эта противоположность интерпретируется автором через кратологическую концепцию, ведь именно при помощи сегмента власти данная рокировка наиболее очевидна.
Краптократический и теократический аспект, которые нечасто приводятся в повествовательной модели классического фэнтези. Тайная политика и религиозный фанатизм в канонической фэнтезийной литературе не приводят к масштабным последствиям и не влияют на ход повествования. Произведение Джорджа Мартина, в свою очередь, практически полностью пронизано мотивами тайной и теологической политики, что в очередной раз идет вразрез с общепринятым каноническим представлением о литературе данного жанра.
В ходе исследования подтвердилась именно кратологическая значимость идеологического замысла автора, ведь концептуализация власти находит свое отражение не только в книгах, но и в кинематографическом аналоге произведения. Именно сегмент власти становится сюжетообразующим в сериале, на его почве строится образная система, значимость сюжетных линий и общего антуража кинократины.
Таким образом, можно сделать вывод, что кратологические концепции играют ведущую роль в развенчании фэнтезийных канонов и именно этим отличают данное произведение от других литературных аналогов современности.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения материалов и выводов исследования в рамках общего курса литературоведения, а также в качестве источника информации о теоретическом обосновании проблемы власти в литературе и в сфере научных исканий XXI столетия. Помимо этого, практическая значимость подтверждается возможностью применения содержания научного исследования в рамках курса по изучению фэнтезийного жанра литературы и особенностей идейной проблематики данного круга произведений. Также данное исследование может оказаться полезным в возможном векторе научных исканий относительно сопоставления определенного книжного продукта и его кинематографического аналога.
Исходя из положений, утвержденных нами в ходе работы, нам удалось решить поставленные задачи по достижению цели научного исследования. Мы проанализировали основные источники теоретической постановки вопроса проблемы власти, выявили основные понятия кратологии как науки, руководствуясь различными научными трудами, в частности работой В.Ф.Халипова «Кратология как система наук о власти». Автор выделяет различные типы и виды правления, связанные со множеством аспектов как наследственного, так и гендерного характера.
В ходе исследования теории кратологических концепций было выявлено несколько понятий власти и ее предназначения, а также ряд подходов к изучению кратологического объекта (внимание к основным сферам жизни общества; к дифференциации различных социальных институтов; к связи с этапами жизни человечества и конкретных государств).
Мы рассмотрели феномен становления власти в социуме и степень и характер ее влияния с течением времени. Изучили багаж кратологических знаний как отечественной, так и зарубежной мысли. Так, в работе отечественного исследователя Н.М. Кейзерова «Власть и авторитет. Критика буржуазных теорий» рассматриваются монополистическое кратологическое влияние на социальный аспект государственной политики.
Далее мы выявили тенденцию приобщенности фэнтезийной литературы к использованию кратологических моделей для решения 81 определенных задач. Так фэнтези использует сегмент власти в рамках нациомоделировния, эскапистского переосмысления того или иного государственного аппарата, решения различных проблем власти посредством воплощения политических режимов в произведениях.
Далее мы рассмотрели концепции нациомоделирования на фоне эскапистской направленности читательского мировоззрения и пришли к выводам, что фэнтезийная литература постпостмодерна не только намеренно дифференцирует мир реальный и мир виртуальный, но и оказывает значительное влияние на сознание массового читателя. Именно эскапистская направленность читательского сознания способствует безболезненному встраиванию в него фэнтезийных концептов, которые с легкостью синтезируется с окружающей действительностью. На базе этих заключений мы выявили основные отличия фэнтезийной литературы постмодерна от фэнтези постпостмодерна и пришли к выводу, что последняя тяготеет к вектору массовости, актуальности, завуалированию различного вида социальных проблем. Акцентируется внимание не на единичной личности, а на конструктах социальной уникальности, что характеризует обширный ряд произведений в рамках нациоструктурирования и актуализации определенного фэнтезийного модельного ряда. Так, славянское фэнтези полностью соответствует модели нациоструктурирования, а в основе зарубежного высокого фэнтези лежит квазисредневековье, в частности, Артуриана.
В ходе анализа нашего объекта исследования, саги «Песнь Льда и Пламени», было выяснено, что произведение несет в себе обратную природу данных фэнтезийных конструктов на топографическом, образном и структурном уровнях. Особенно четко это прослеживается через фактор транссентиментализма, что характеризует практически полную массовоцентричность не только саги «Песнь Льда и Пламени», но и фэнтезийной литературы в целом. Так, фэнтезийные конструкты направлены не только на воплощение идейного замысла автора, но и сознательное достраивание авторских конструктов читателем. Тенденция к элитарности, изысканности лежит в основе транссентиментализма, и именно поэтому высокое фэнтези полностью соответствует основным критериям постпостмодерна.
Также было выявлено и то, что концепции кратологических моделей органично синтезируются со структурологическими факторами литературы фэнтези, что актуализирует сегмент власти не только в рамках современной действительности, но и в сюжетообразующих структурах жанра. Именно сегмент власти является доминирующим сюжетообразующим элементом саги «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина в зарубежной литературе и проекте Ю. Никитина «Княжий пир» в литературе славянского фэнтези. Однако в ходе исследования было выявлено и то, что произведения славянского фэнтези иначе интерпретируют кратологический аспект, а именно через историософский компонент, легендаристику и мифопоэтичность. Но конструкты нациомоделирования сохраняются в обеих литературах.
Работа О.Митрошенкова предлагает «власть ненавязчивую», что характерно для большинства произведений настоящей фэнтезийной литературы, и в оде нашего анализа выяснилось, что сага «Песнь Льда и Пламени» намеренно преследует обратную идеологическую модель, чтобы вывить несостоятельность авторитарного кратологического концепта.
Следующим аспектом исследования стала дискредитация классической толкиенистской фэнтезийной модели. Джордж Мартин изобличает традиции легендарной, мифологической и исторической модели. Так историческая модель в произведении рассматривается на противопоставленном классической модели уровне соотношения исторических реалий, происходит рокировка образного ряда и исторических личностей с целью замещения классических фэнтезийных конструктов Дж.Р.Р. Толкина. Также в произведении происходит сознательная деконструкция геральдических символов, имеющих непосредственное отношение к властным структурам, и декодирование моральных и нравственных норм.
Наше исследование относительно легендарного аспекта выявило приобщенность к дискредитации Артурианы и квазиконфессиональнх моделей, которые поэтапно приобретают оттенок мнимости, неистинности. Мартин сознательно дискредитирует элемент теократической модели, что в итоге приводит к полному ее развенчанию и несостоятельности.
В ходе проведения исследования доказано и положение о дискредитации мифологического когда через структурообразующие и сюжетообразующие конструкты. Опровержение мифологических факторов токиенистской модели достигается за счет топонимического и топографического ряда, системы образов. Однако общность мифологических структур заключается в последовательном введении мифических образов в повествовательную модель: драконов, детей леса, белых ходоков.
Так, в ходе нашего исследования выяснилось, что Джордж Мартин намеренно дискредитирует повествовательную модель героического фэнтези через кратологические конструкты. Именно героическое фэнтези относится к феномену мифологического клише, соответствуя определенной канонической модели. Феномен власти выполняет в произведении Мартина основополагающую роль, он разрушает каноническую модель героического фэнтези через рыцарский код, классические уровни топографического пространства, романтизацию действительности. Таким образом, доказывая, что данное произведения относится к литературе постпостмодернистского фэнтези, где на базе квазисредневековых топосов имеет место быть обратная каноническим фэнтезийным конструктам сюжетообразующая модель. Также в ходе исследования было выявлено и то, что автор не сразу, а постепенно дискредитирует модель героического фэнтези, начиная с классического воплощения и поэтапно интерпретируя его в обратном ключе (каждый из героев преследует свой кодекс чести, этические воззрения, показываемые через сегмент власти).
Следующим аспектом нашего исследования стал феномен гинократии, как ведущий кратологический и сюжетообразующий сегмент в произведении. Выяснилось, что Джордж Мартин интерпретирует каноническое представление власти в собственном ключе, наделяя женские образы сегментом власти и умаляя политическое значение персонажей мужского пола. Таким образом, он не только создает противоположный образ правителя, но и тем самым разрушает мифологему мужской власти, в большинстве случаев, власти сильнейшего. Помимо концепта первичной племенной организации автор приводит традиционную средневековую модель правления, которая также становится идеологически обратной. Мы видим, что племенная организация у автора выигрывает на фоне квазисреднековых кратологических моделей правления. Она устойчивее и надежнее, нежели традиционная феодальная политика.
Также, развенчание канонического образа правителя происходит за счет гинократического замещения. В действительности, можно сделать вывод, что намеренная гендерная рокировка есть ключ к разрушению не только канонического представления о власти сильнейшего, но и к развенчанию общих канонов фэнтезийной повествовательной модели. На примере женских образов становится ясным, что Джордж Мартин акцентирует внимание читателя на гендерных особенностях мужской и женской политики. Так, женский тип правления неразрывно сопряжен с мифологемой образа матери, что возвышает героинь автора над противоположным полом.
Таким образом, можно сделать вывод, что Мартин, разрушая привычные каноны фэнтезийной литературы, стремится вынести на новый уровень образ матери-правительницы, что полностью противоположно образу сильнейшего, главы рода и племени. Эта противоположность интерпретируется автором через кратологическую концепцию, ведь именно при помощи сегмента власти данная рокировка наиболее очевидна.
Краптократический и теократический аспект, которые нечасто приводятся в повествовательной модели классического фэнтези. Тайная политика и религиозный фанатизм в канонической фэнтезийной литературе не приводят к масштабным последствиям и не влияют на ход повествования. Произведение Джорджа Мартина, в свою очередь, практически полностью пронизано мотивами тайной и теологической политики, что в очередной раз идет вразрез с общепринятым каноническим представлением о литературе данного жанра.
В ходе исследования подтвердилась именно кратологическая значимость идеологического замысла автора, ведь концептуализация власти находит свое отражение не только в книгах, но и в кинематографическом аналоге произведения. Именно сегмент власти становится сюжетообразующим в сериале, на его почве строится образная система, значимость сюжетных линий и общего антуража кинократины.
Таким образом, можно сделать вывод, что кратологические концепции играют ведущую роль в развенчании фэнтезийных канонов и именно этим отличают данное произведение от других литературных аналогов современности.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения материалов и выводов исследования в рамках общего курса литературоведения, а также в качестве источника информации о теоретическом обосновании проблемы власти в литературе и в сфере научных исканий XXI столетия. Помимо этого, практическая значимость подтверждается возможностью применения содержания научного исследования в рамках курса по изучению фэнтезийного жанра литературы и особенностей идейной проблематики данного круга произведений. Также данное исследование может оказаться полезным в возможном векторе научных исканий относительно сопоставления определенного книжного продукта и его кинематографического аналога.



