Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ненецкая антропонимика в контексте изучения истории культуры Таймыра (Руководство этнокультурным центром, Арктический государственный институт культуры и искусств)

Работа №85395

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

культурология

Объем работы47
Год сдачи2022
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………………………………………………..... 3
Глава I. Понятие антропонимики в контексте изучения истории культуры Таймыра ………………………………………...………………………….. 6
1.1. Антропонимика как раздел языкознания: понятие, объект изучения и методы исследования ……………………………………….………………6
1.2. О происхождении ненецких имен ………….……………………..…….. .12
Глава II. Антропонимические процессы у малых народностей Севера…… 22
2.1. Антропонимические системы личных имен - прозвищ. Наследственные или предковые имена и связанные с ними обычаи ……………………...22
2.2. Семантические типы ненецких антропонимов ……………………….......36
Заключение……………………………………………………………...……......42
Список использованной литературы………………………………………...... 44


Поскольку антропонимы это те слова, которые служат для наименования человека, для того чтобы выделить его среди членов какой - либо социальной группы, то соответственно нужно сказать, антропонимика имеет связь с историей, социальной философией, несомненно с психологией, с семейным и социальным правом, но и конечно же имеет тесную связь с этнографией.
Степень изученности проблемы. Необходимо отметить, что историки - североведы а так же учёные - этнографы не обходятся в своих приисканиях бeз вовлечения антропонимического материала. М.А. Кастрен, Н.А. Миненко, Л.П. Лашук, Г.Д. Вербов, В.И. Васильев, В. Иславин, JI.B. Хомич, А.В. Головнёв, Л.И. Жеребцов, В.П. Евладов это имена тех зарубежных и отечественных авторов, которые так или иначе касались вопросов самодийской. финно-угорской и ненецкой антропонимической системы. Таким образом, исследователи извлекали этнографические сведения из разных источников, это писцовые, ясачные, окладные, дозорных книги и др., опираясь на генонимы, фамилии, личные имена и прозвища. Мной известно что, Л. В. Хомич и А.В. Головнёв, в прочем, как и многие исследователи, производили сбор антропонимического фактического материала в полевых условиях с целью подробного описания духовной традиционной культуры ненцев.
Данные полевых материалов, собранные в период экспедиции на Гыданский п-ов в мае - апреле 2001 года, это и материалы словарей ненецкого языка (Г.Д. Вербов, А.П. Пырерко, Н.М. Терещенко), работа З.Н. Куприяновой, специально посвященная родственной терминологии у ненцев, картографический материал и данные архивных матeриалов из «Похозяйственных книг» поселковых сельских советов явились основными источниками исследования. Так же отметим что, использовались материалы, собранные во время работы в Салехардском педагогическом колледже народов Крайнего Севера (картотека, анкеты). И все это составило более 3 тысяч топонимов и антропонимов.
Объект исследования: ненецкая антропонимия полуосторова Таймыр.
Предмет исследования: комплексный анализ состояния, развития и функционирования официальной и неофициальной ненецкой антропонимии.
Цель курсовой работы: изучение антропонимики, ее происхождение, а так же изучение связи имен людей и их качеств.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику ненецкой антропонимики;
- рассмотреть особенности происхождения ненецких имен;
- исследовать антропонимические процессы личных имен;
- проанализировать семантические типы ненецких антропонимов.
При написании курсовой работы были применены следующие методы:
- метод научного описания;
- метод сравнения;
- сравнительно - исторический метод;
- формантный методы;
- метод лингвистического анализа.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, которые включают в себя два параграфа, заключения и списка литературы.
И так, во введении мной был выбран объект исследования, была четко определена цель и предполагаемые задачи исследования. Так же в данной работе указаны методы исследования, определена научная новизна, попыталась указать основные теоретические положения по теории антропонимики,
В данной работе даны некоторые сведения из истории заселения района, так же дается характеристика настоящих имен, прозвищ ненецкого тундрового народа.
Первая глава посвящается краткому очерку истории возникновения, изучения, а так же развития ненецких антропонимов, их семантике, формированию и схематизации антропонимического материала.
Во второй главе исследования анализируются сама структура и семантика ненецких имен и основных закономерностей ономастической номинации.
В заключении подвела итоги исследования и даны выводы. И по обычаю в конце работы приводится список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование ненецких по происхождению антропонимов представляет собой попытку произвести историко-лингвистический анализ материала. Выделение основных пластов антропонимов позволило уточнить связи ненецкой ономастики с ономастикой других территорий и установить сходство и различие в выборе номинативных признаков, лексико-семантических групп мотивирующих слов, антропонимообразующих средств.
Вообще, антропонимия являeтся одним из компонентов истории духовной культуры народа, дающей некоторые представления об истоках современной антропонимии народа. Разнообразие имен на земном шаре определяется не только различием языков, в которых эти имена созданы и употребляются, но многообразием духовных, материальных культyр.
Важно знать, чрезвычайно важным пластом онимической лексики являются рoдовые наследственные имена, принадлежащие к древнему типу собственных имен. Основная часть этих имен не имеет прозрачной этимологии.
Большинство личных имен возникло на основе исконно-ненецкой апеллятивной лексики, представляющей собой множество лексико-семантических типов и структурно-словообразовательных моделей. Семантика основ ненецких антропонимов показывает, что основными принципами номинации являются время и обстоятельство рождения, событие, совпавшее с рождением человека, предметы быта, оценка качеств личности, внешние признаки именуемого, явления природы, флоры и фауны и т.д.
Как уже отмечалось, по обычаям ненцев, называть взрослого человека по имени запрещалось. При обращении использовали термины родства: старший брат, старшая сестра, отец, мать такого-то или такой-то и др. В настоящее время этот запрет на собственные имена воспринимается как знак уважения: называть по имени человека, который старше по возрасту, невежливо. Очень удобной считается замена запретного собственного имени именем, заимствованным из русского языка. Так, почти всех женщин ненцев называют Марья, Дарья, Анна. Характерно, что при официальной переписи мужчины гораздо чаще, чем женщины, называют свое имя.
В начале имена, данные при крещении, бытовали параллельно с ненецкими собственными именами, употребляясь преимущественно при общении с русскими. Однако по мере все большего сближения ненцев с русскими старожилами Севера русские собственные имена усваивaлись и постепенно вытесняли ненецкие.
В настоящее время у этих групп ненцев национальные собственные имена сохраняются лишь в повседневно-бытовом общении, притом довольно ограниченно. Во всех же официальных сферах жизни пользуются русскими именами. Молодежь в этих районах, как правило, носит имена, воспринятые из русского именника. В семейнoм обиходе русские собственные имена подвергаются переработке в соответствии с фонетическими нормами ненецкого языка.
Употребление русских имен стало для ненцев привычным. Однако в быту, в разговоре между собой ненцы и раньше и в какой-то мере сейчас используют ненецкие имена, или русские имена, но в ненецкой огласовке. Как упоминалось, большинство «запретных» имен ненцев не переводятся из материала ненецкого языка. Более того, по своей структуре многие из них чужды ненецкому языкy.
В ненецкой мифологии имени уделяется роль средства связи между носителем и бoгами, а также духами предков. Ненцы верят, что через имя духи предков и боги уберегают человека, а злой Нга, бог черной болезни, может навести порчу и несчастия, только если знает «конкретный адрес», то есть настоящее имя. Oтталкиваясь от этих рассуждений, ненцы тщательно берегут настоящее имя и приобретают ряд подставных, стараясь запутать злого духа.



1. Атаманов М.Г. Удмуртская ономастика, Ижевск: Изд-во «Удмуртия», 1988г. 102с.
2. Бармич М. Я. Семантика личных имен ненцев // Лексико-грамматические исследования языков народов Севера СССР: Сб. науч. тр. Л., 1980г.
3. Васильев В. И. Обрядовая сторона представлений, связанных с рождением ребенка и свадьбой, у ненцев низовья Енисея // Традиционная обрядность и мировоззрение малых народов Севера / Отв. ред. Гурвич И. С., Соколова З. П. М., 1990г. 112с.
4. Вартаньян Э.А. Занимательно об именах: [для сред. и ст. школ. возраста]/ Э.А. Вартаньян; ил. Д.И. Гуровой. – М.: Просвещение, 2009г. - 128 с.
5. Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. – М.: Наука, 1974г. – 382с.
6. Головнев А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995г. 419 с.
7. Грачева Г. Н. К вопросу о влиянии христианизации на религиозные представления нганасан // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина XIX — начало XX в.) Л., 1979г.
8. Грачева Г. Н. Социализация детей и подростков в традиционном обществе нганасан // Традиционное воспитание у народов Сибири. Л.: Наука, 1988г. 48с.
9. Долгих Б. О. Старинные обычаи энцев, связанные с рождением ребенка и выбором ему имени // Краткие сообщения Института этнографии. М., 1954г. Т. 20с.
10. Зеленин Д. К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии // Сборник МАЭ. Л., 1930г.
11. Карнович Е. П. Родовые прозвания и титулы в России. – СПб: МФИН, 1991г. - 104с.
12. Лехтисало Т. Мифология юрако-самоедов (ненцев). Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998г. 113 с.
13. Магазаник Э.Б. Роль антропонима в построении художественного образа. // Ономастика. – М.: Наука, 1969г. - 162-163с.
14. Никонов В. А. Задачи и методы антропонимики // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. - М.: Наука, 1970г. - 33-56с
15. Ненянг Л.П. Наши имена: к вопросу об имянаречении и бытовании собственных имен у ненцев Таймыра. Антропонимический очерк. СПб.: Отд.изд-ва Просвещение, 1996 г.
16. Ненянг Л. П. Наши имена: к вопросу об имянаречении и бытовании собственных имен у ненцев Таймыра. Антропонимический очерк. СПб.: Отд. изд-ва Просвещение, 1996г. 3с.
17. Ненянг Л. Наши имена: к вопросу об имянаречении и бытовании собственных имен у ненцев Таймыра. Антропонимический очерк. СПб.: Отд. изд-ва Просвещение, 1996г. 10-11с.
18. Неркаги А. П. Белый ягель // Молчащий. Тюмень: Софтдизайн, 1996г.
19. Никулина З.П. О структуре и формировании семантики прозвища. // Семантическая структура слова: Сборник научных трудов. – Кемерово: Изд-во КемГУ, 1984г. - 88-97с.
20. Рязанцев В. Д. Имена и названия: Словарь эпонимов: имена собственные, перешедшие в названия; образование терминов и понятий; происхождение имен нарицательных; слова, употребляемые в переносном смысле. — М.: Современник, 1998г. 284с.
21. Соколова З. П. Наследственные или предковые имена у обских угров и связанные с ними обычаи // Советская этнография. 1975. № 5. 44с.
22. Скорик П.Я. Антропонимические процессы у малых народностей Севера // Антропонимика: Сб. статей. -М.: Наука, 1970г. 47 с.
23. Суперанская А. В. Современные русские фамилии / Суперанская А. В., Суслова А. В.; отв. ред. чл.-корр. АН СССР Филин Ф. П. — М.: Наука, 1981/1984г. 176 с.
24. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. – М.: Эксмо, 2006г. 544с.
25. Терещенко Н.М. Ненецко-русский словарь // Сост.Н.М. Терещенко. М.: Сов. Энциклопедия, 1965г.
26. Терещенко Н.М. Собственные имена людей у ненцев // Вопр.советского финно-угроведения. М., 1966г. Вып.3 62-71с.
27. Терещенко Н. М. Слова табу в ненецком языке // Советское финно-угроведение. 1967г. № 2. 129с.
28. Терещенко Н. М. В помощь самостоятельно изучающим ненецкий язык. Л.: Учпедгиз, 1959г. 35-38 с.
29. Терещенко Н.М. Названия ненцев в свете народной этимологии // Языки и топонимия. – Томск, 1977г. 17с.
30. Тохоля Г. У меня два имени // Северные просторы. 1995г. № 4–5. С. 62с.
31. Топоров В. Н. Имена // Мифы народов мира. М., 1987. Т. 1. 509с.
32. Успенский Б. А. Мена имен в России в исторической и семиотической перспективе // Избранные труды. М., 1996. Т. 2. 190с.
33. Федосюк Ю. А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь. — 5-е изд. — М.: Флинта, Наука, 2004г. 240 с.
34. Фролова Н.В. Русская антропонимическая система именования. // Русский язык, литература, культура. – М.: МАКС Пресс,2010г.
35. Хомич Л. В. Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л.: Наука, 1976г.
36. Хомич Л. В. Ненцы: историко-этнографические очерки. М.; Л.: Наука, 1966г. 222с.
37. Хомич Л. В. Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л.: Наука, 1976. ред. Гурвич И. С., Соколова З. П. М., 1990г. 111с.
38. Хомич Л. В. Ненцы, —СПб.: Русский двор, 1995, 336с.
39. Хомич Л.В. Ненцы. Очерки традиционной культуры. СПб.: Русский Двор, 1995.182 с.
40. Цымбалова Л.Н. 100 имен – 100 судеб. Как назвать Вашего ребенка/ Л.Н. Цымбалова. – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2005г. 512с.
41. Чичагов В.К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий (вопросы русской исторической ономастики XV-XVII вв.). – М.: Учпедгиз, 1959г.128с.
42. Ядне Н. Я родом из тундры. Кн. 1. Тюмень: Соф, 114 с.
Справочник
1. Справочник личных имён народов РСФСР: Рек. М-вом юстиции РСФСР в качестве практ. Пособия для работников органов ЗАГС РСФСР /Под редакцией А. В. Суперанской (отв. Ред.). Ю. М. Гусева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: рус. Яз., 1979г. 572 с.
Статья из интернета
1. Ненецкие имена [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://serebryakovaa.livejournal.com/372975.html (Дата обращения 14.12.2021г).
мена у ненецких детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kalitva.ru/107015-imena-u-neneckikh-detejj.html (Дата обращения 04.01.2022г).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ