Введение 3
Раздел 1. Теоретико-методологические основы изучения кибернасилия в интернет-конфликтах 10
Раздел 2. Профилактические меры по противодействию и предотвращению кибербуллинга в школьной среде 31
Раздел 3. Кибербуллинг как форма кибернасилия в подростковой среде (на примере РТ) 48
Заключение 74
Список использованной литературы 78
Приложения
Актуальность исследования кибернасилия и виртуальных конфликтов в 21 веке приобретает особую значимость. С развитием научно-технических технологий и усложнением социальной жизни человек сталкивается с новой полярностью общественной жизни. Проблемы и конфликты, которые ранее были характерны для реальной социальной среды перешли в виртуальную. Агрессивное поведение людей и хулиганство стало неотъемлемой частью виртуального мира.
Проблема изучения интернет конфликтов в контексте виртуальной среды становится актуальной и требует поиска и разработки превентивных методов воспитания культуры общения в Интернет - пространстве. В настоящее время в состоянии нашего общества можно отметить несколько тенденций, увеличивающих необходимость изучения последствий виртуального насилия. С развитием общества нарастает потребность каждого человека в уважении приватности, личной свободе и безопасности, что заставляет острее реагировать на проявление агрессии в интернет среде. С каждым годом проблема изучения кибернасилия не теряет своей остроты, в связи с появлением новых видов и форм травли.
В данной исследовательской работе рассматривается феномен кибербуллинга, как проявление конфликтной коммуникации в подростковой среде. Исходя их своих психо-возрастных характеристик, дети и подростки наиболее подвержены и уязвимы перед кибер-угрозами. Кибербуллинг обладает многими каналами воздействия на подростков, которые включают в себя различные технические и сетевые технологии. Данный феномен может повлечь за собой отклонения в психическом и физиологическом здоровье, нарушения в коммуникативных навыках подростка, а также деформацию социального поведения.
Важность данной проблемы также рассматривается и на международном уровне. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в 2015 призвал правительства стран принять серьезные меры для защиты своих граждан от онлайн-насилия. Мировое сообщество заинтересовано в поиске и разработке мер по предотвращению и снижению случаев виртуальных преступлений.
Острая потребность в изучении проблемы подросткового кибербуллинга закономерно обусловливает тот факт, что первые труды, посвященные этому вопросу, носят теоретический характер, характер методических рекомендаций. Необходимо разработать комплекс мер по оказанию психологической, медицинской, правовой и социальной помощи пострадавшим от кибернасилия. Тем самым, данная тема становится актуальной для обсуждения не только среди педагогов и родителей, но и в государственных структурах.
Степень научной разработки проблемы.
Междисциплинарный характер исследования стал причиной его теоретической и методологической основы, которая обусловлена научными работами психологов, социологов, программистов и конфликтологов.
Существует ряд теорий и концепций, изучающих интересующие нас вопросы. Во-первых, это работы, рассматривающие агрессию и конфликт в виртуальных сообществах с позиции источника их возникновения. В данном случае, существует два подхода к онлайн конфликтам: 1. конфликт вызван спецификой коммуникации в Сети (Wallace, 1999); 2. конфликт «переносится» из офф-лайна, Интернет же только обеспечивает новую арену для вступления в силу власти неравенства (Herring , 2004).
Во-вторых, ряд работ, анализирующих отдельные причины возникновения конфликтов, а также исследования, посвященные стадиям возникновения конфликта и управлению конфликтами в онлайн сообществах. Так, данной проблемой занимались такие авторы как: К. Миллер, З. Алисон (C. Miller, Justin R. Allison, 2013) , изучающие «online learning groups» и предлагающие пять стадий возникновения конфликта. Кроме того, авторы рассматривают конфликт как нарушение правил и норм онлайн сообщества и онлайн коммуникации, речь идет о так называемой «culture of niceness» или «культуре смайликов».
За последние годы изучение кибернасилия в контексте феномена кибербуллинга стало очень популярным направлением среди исследователей, проводилось много работ по изучению, диагностике, предупреждению и профилактики кибернасилия. Впервые в оборот понятие кибербуллинг ввел американский специалист по компьютерным технологиям Билл Белсей. Он является действующим практиком в сфере виртуальной безопасности, создатель сайта www.bullying.org. Также известны имена зарубежных ученых: Барлоу Д.П. — изучает новые риски насилия в эпоху цифровых технологий; Катрин Блайа - исследует влияние кибербуллинга на атмосферу в учебном учреждении. В России данной проблемой интересуются: Найденова Л.А4 и Ксенофонтова И.В - изучают специфику общения в виртуальной среде, а также последствия кибернасилия и разрабатывают способы защиты от него.
С ростом распространения интернет-технологий был введен в оборот термин «киберсоциализация». Данное понятие было предложено В.А.Плешаковым , изучавшим позитивные и негативные последствия использования интернет-сети. Киберсоциализация - социализация личности, происходящая в киберпространстве под влиянием, и в результате использования человеком современных информационно- коммуникационных и компьютерных технологий в процессе жизнедеятельности.
У. Парфентьев интерпретирует кибернасилие с точки зрения правовых основ и обращает внимание на развитие интернет-безопасности. Также в этом направлении работает Якушев М.В - изучает Интернет с правовой основы, разрабатывая новые подходы и решения данной проблемы. Среди отечественных исследований последних лет хотелось бы отметить работу Вавренюк Е.А. и Бай Е.А. «Психологическое насилие в подростковой среде: проблема и способы решения», в которой подробно разбираются особенности травли в офлайн - среде, с которыми необходимо ознакомиться, прежде чем приступать к исследованию конфликтов в Интернете.
Значительный вклад в исследование проблемы кибербуллинга, и иных видов виртуальных угроз, был внесен Солдатовой Г.В.
Исследователь занимается изучением распространенности кибербуллинга на территории Российской Федерации, является организатором и руководителем горячей Линии помощи «Дети онлайн» телефонное ионлайн-консультирование по проблемам использования безопасного интернета для детей и подростков. Исследуя цифровую компетентность как основу безопасного использования современных технологий, автор относит феномен кибербуллинга к коммуникационным рискам, и, следовательно, в целях профилактики данного явления указывает необходимость повышения уровня коммуникационной компетенции.
Объект и предмет исследования.
Объектом изучения в данной работе является феномен кибербуллинга в подростковой среде.
Предметом изучения является исследование причин возникновения и закономерностей развития кибербуллинга, а так же возможных мер по урегулированию и предотвращению.
Целью нашей работы является изучение специфики кибербуллинга как стрессогенного фактора, степени его распространенности в подростковой среде Республики Татарстан.
Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:
• рассмотреть теоретико - методологические основы возникновения конфликтов в интернет-пространстве;
• изучить особенности кибербуллинга в подростковой среде;
• выявить конфликтные формы проявления подростковый коммуникации в интернете;
• проанализировать процесс влияние кибербуллинга на уровень стрессогенности подростков РТ;
• сформировать профилактические меры по противодействию и предотвращению кибербуллинга в интернет-конфликтах;
Методологическая основа исследования. В процессе изучения кибербуллинга как формы интернет-насилия в подростковой среде, были использованы научные труды отечественных и зарубежных ученых по данной проблематике. В качестве методов исследования применялись
8 общие методы, которые включают в себя логико - эвристические приемы (индукция, дедукция и анализ и синтез).
Также были использованы общенаучные и специально-научные методы исследования:
- системный метод, при котором части и элементы рассматриваются определенным целостным образованием. Системный подход позволяет определить роль ключевых факторов, понять логику и ценностно-ориентированный смысл процесса возникновения кибербуллинга с конфликтологической точки зрения.
- структурно-функциональный подход разновидность системного принципа, который ориентируется на выявление структуры системы, т.е. совокупности устойчивых отношений и взаимосвязи между ее элементами и их роли (функции) относительно друг друга.
- сравнительный метод предполагает сопоставление ряда аспектов конфликта и выяснение сходства или различия их проявлений в различных конфликтах. В результате сравнения устанавливаются различия в параметрах конфликта, что позволяет дифференцированно классифицировать виды кибербуллинга, управлять конфликтными процессами, проходящими в виртуальной интернет среде.
Анкетирование послужило сбору данных исследования виртуальных конфликтов среди подростков, с целью выявления проблем и разработки технологий разрешений.
Экспертный опрос позволил выявить профессиональный взгляд на рассматриваемую проблему, мнения экспертов по проблеме виртуальной травли среди подростков.
Новизна и самостоятельность проводимого исследования. В работе проведен анализ феномена кибербуллинга в подростковой среде, раскрыты механизмы и условия его возникновения, рассмотрены основные виды подростковой интернет-травли, представляющее особое стрессогенное влияние на личность подростка.
Научная новизна состоит в том, что на основе эмпирического исследования кибербуллинга в подростковой среде, сформированы технологии урегулирования конфликтных ситуаций среди подростков и сформулированы рекомендации для дальнейшего предотвращений эпизодов кибербуллинга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы. В первом разделе работы рассматриваются понятие, сущность кибернасилия, а так же теоретико - методологические основы формирования кибербуллинга в условиях современной подростковой среды. Во втором разделе формируются технологии разрешения интернет- конфликтов и превентивные меры, направленные на профилактику подросткового кибербуллинга. В третьем разделе исследуется феномен подросткового кибербуллинга как фактор, оказывающий стрессогенное воздействия на личность.
Практическая значимость. Практическая значимость работы заключается в использовании результатов исследования для формирования рекомендаций родителям и образовательным учреждениям. Углубить интерес для исследования подросткового кибербуллинга в других областях общественных отношений. Так же послужить для создания или изменения законодательных актов, касающихся безопасности личности в интерне- пространстве.
Практическая значимость данного исследования также состоит в возможности использования материалов исследования в учебном процессе, по следующим дисциплинам: «общая конфликтология», «социальная психология и конфликты», «возрастная психология и возрастные кризисы», как пример возникновения кибернасилия и кибербуллинга в подростковой среде.
Проблема подросткового кибербуллинга одна из самых обсуждаемых социальных проблем в последнее время, из-за растущей популярности мобильных устройств и социальных сетей среди подростков. Использование современных мобильных приложений, и рост числа смартфонов привели к росту виртуальной травли. Подростковый кибербуллинг в условиях образовательных учреждений принимает специфичную форму. Кибербуллинг эволюционировал наравне с обществом, так как данные феномен тесно интегрирован с технологией.
Когда мы думаем о травле, то часто представляем физические препирательства, или, возможно, словесное оскорбление других. Однако это не единственная форма совершения издевательств. По мере того, как интернет становится все более популярным, и как онлайновые сообщества становятся более сплоченными и распространенными, травля появляется в киберпространстве.
Поскольку растёт проникновение и использование коммуникационных технологий, наравне с этим происходит популяризация виртуальной травли и последствий виктимизации кибербуллинга. Виртуальная травля в рамках образовательных учреждений приобретает более общественный масштаб, распространяясь на различные сферы жизнедеятельности людей.
Кибербуллинг часто является системной попыткой заставить другого человека испытывать негативные эмоции посредством электронной коммуникации. Как правило, это многоразовые действия, которые включают в себя отправку унизительных сообщений на различных виртуальных платформах общения. В отличие от традиционной травли кибербуллинг имеет анонимный характер, и может осуществляться в любом месте, независимо от характера травли. Хотя некоторые черты кибер-хулиганов похожи на более традиционных хулиганов, важно отметить, что существуют некоторые различия в их поведении. Мотивы осуществления кибербуллинга довольно широки, поэтому важно выяснить причины данного поведения, в целях поиска решения проблемы.
Поскольку ущерб, наносимый кибербуллингом, часто имеет психологический характер и переносится в реальный мир, угрозы, создаваемые кибер-издевательствами, могут быть очень реальными. Виртуальная травля может быть столь же разрушительными, как и буллинг в реальной жизни.
Кибербуллинг способен вызывать у подростков чувство гнева, бессилия, страха или печали, другими словами, виртуальные конфликты являются мощным негативизирующим фактором личностной и психологической неуверенности у подростков. Кибертравля оказывает более отрицательное воздействие на школьников, чем традиционные издевательства, и жертвы виртуальной травли могут испытывать долгосрочные психологические последствия. Хотя кибербуллинг не предполагает личного контакта между обидчиком и жертвой, он может наносить серьёзный ущерб, который выражается в депрессии, низкой самооценке, суицидальных мыслях, и даже физических проявлениях. Некоторые жертвы кибербуллинга с процессом взросления способы переносить данные травмы во взрослую жизнь. Нами был выявлен высокий уровень влияния виртуальной травли на стрессоустойчивость личности, и различные сферы повседневной жизни подростков. Подростковый возраст является особенно важным периодом для идентификации и развития социальных связей. Социальная среда и взаимодействия со сверстниками влияют на процесс формирования личности.
Поскольку кибербуллинг в большинстве случаев происходит за пределами образовательного учреждения, школы способны испытывать все последствия виртуальной травли. Это, в свою очередь требует от учреждений разработки комплексных программ по борьбе с кибербуллингом, в том числе, детальной и единой политики, эффективных планов обучения школьников. Любая программа по профилактике или борьбе с кибербуллингом должна иметь комплексный подход и заинтересованность от всех участников школьного сообщества. Без полной поддержки тех, кто играет ключевую роль в профилактике виртуальной травли, программа не будет эффективной. Важно, чтобы родители играли определенную роль в прекращении кибербуллинга. Школьный климат создаёт почву для реализации программ по профилактике кибербуллинга. Благоприятная учебная обстановка и прозрачная политика противодействия виртуальным угрозам в рамках школы - две необходимые компоненты преодоления и снижения темпов развития подростковой виртуальной травли.
Главное мероприятие по снижению остроты данной проблемы - создание четкой политики, которая будет регулировать данное поведение, и отображать план теоретических и практических занятий профилактики виртуальных угроз. Предотвращение виртуальной травли в подростковой среде - сложный многоплановый процесс, так как место развития данного феномена происходит в интернете. Лучший способ предотвращения кибербуллинга - это рассматривать его как комплексную проблему всего школьного сообщества, а также как еще одну форму издевательств в рамках политики по борьбе с нежелательным поведением в школе.
Результаты исследования школьников выявили высокую тенденцию причастности учеников к процессу виртуальной травли. Гендерные отличия не являются определяющими в объяснении причин кибербуллинга. Кибербуллинг в подростковой среде - исходя из результатов нашего исследования, представляет собой деструктивное явление, которое оказывает значительное влияние на различные сферы жизни современного подростка такие как: самооценка, отношения с родителями, учеба. Но, не смотря на это, подростки показывают хорошую динамику в выборе стратегий совладения с данным феноменом.
Рекомендации, представленные в данной исследовательской работе, могут быть использованы в качестве информации для практикующих учителей, родителей о том, как распознавать подростковый кибербуллинг, уменьшить количество виртуальных конфликтов среди учащихся и проявления его негативных последствий.
1. Букина С.И. Неоднажды в Америке./С. И. Букина, - М.: АСТ, 2009. - 273 с.
2. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 576 с.
3. Ковалева, Н.Н. Информационное право России / Н.Н. Ковалёва - М: Дашков и Ко. - 2014. - 359 с.
4. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб.пособие/. Г.И. Козырев, - М.: ВЛАДОС, 2001. - 176с.
5. Малкина-Пых, И.Г. Виктимология: психология поведения
жертвы / И.Г.Малкина-Пых. - М.: Эксмо - 2010. - 864 с.
6. Мурсалиева Г. Дети в сети. Шлем безопасности ребенку в Интернете / Г. Мурсалиева. - М.: АСТ , 2017. - 320 с.
7. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens^ до Homo СуЬегш’а. Монография. / В.А. Плешаков. - М.: МИГУ, 2012. - 212 с.
8. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А. В. Мудрика. - М.: МИГУ; «Homo Cyberus», 2011. - 400 с.
Книги двух или трех авторов
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов.3-е изд. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.
2. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 с.
3. Бачило, И. Л. Информационное право/ И. Л. Бачило, В. Н. Лопатин.; под ред. академика РАН Б. Н. Топоркина. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2015. - 789 с.
4. Богданов Е. Н., Психология личности в конфликте. Учебное
пособие. 2-е изд. / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин,- СПб.: Питер, 2014. - 244с.
5. Вавренюк Е.А. Психологическое насилие в подростковой среде: проблема и способы решения/ Е.А. Вавренюк, Е.А. Бай - М., 2012. -108 с.
6. Кибанов А.Я. Конфликтология: Учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров. Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп., - М.: ИНФРА-М, 2010.-301с.
7. Ничишина Т.В. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: учеб.-метод. пособие / Т.В. Ничишина, А.М. Ткачук. - Брест: БрГУ, 2009. - 96 с.
8. Солдатова Г.В., Нестик Т.А., Рассказова Е.И. Цифровая
компетентность российских подростков и родителей: результаты
всероссийского исследования. /Г.В. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова. - Фонд Развития Интернет, Москва, 2013. - 144 с.
9. Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Г.В. Солдатова, Е.Ю. Зотова, А.И. Чекалина. - Под ред. Г.В. Солдатовой. - М., 2011. - 176 с.
Материалы конференций
1. Дементий Л.И. Кибербуллинг в подростковой среде: частота
распространенности и степень стрессогенности // Психологическое, физическое, информационное насилие и пути его преодоления в современном обществе: материалы Всероссийской науч.-практ.
конференции с международным участием (Омск, 1-2 октября 2015 г.).Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. - 226 с.
2. Котова С.А. Кибербуллинг - угроза психическому здоровью детей и подростков / С.А. Котова // «Актуальные вопросы психологии» (материалы Международной научно-практической конференции). - 2012. - С.325.
3. Мясникова М.Л., Мясникова В.Л. Трансформация социальной среды: понятие сетевого сообщества/ М.Л Мясникова., В.Л Мясникова. // Культура и взрыв: социальные смыслы в трансформирующемся обществе. 4 всерос. научн. Интернет-конф., 2013. - 299 с.
4. Черкасенко О.С., Социальная сеть как разновидность социальной коммуникации/ О.С.Черкасенко// Материалы 36 международной конференции: Вопросы педагогики и психологии, - 2015. - №3. - С. 141.
5. Чусавитина Г.Н. Подготовка студентов педагогических специальностей университета к профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи / Чусавитина Г.Н., Чусавитин М.О. // II Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века». Сборник научных трудов. 2012. - 376 с.
6. Щипанова, Д. Е. Взаимосвязь типов кибербуллинга с личностными особенностями подростков / Д. Е. Щипанова // Новые информационные технологии в образовании и науке: НИТО-2017: материалы X международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 27 февраля - 3 марта 2017 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т [и др.]. - Екатеринбург: РГППУ, 2017. - 430 с.
7. Щипанова, Д. Е. Кибербуллинг как фактор риска в образовательной среде / Д. Е. Щипанова // Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII международной научно-практической конференции, 10-13 марта 2015 г., Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т [и др.]. - Екатеринбург, 2015. - 670 с.
8. Якушев М.В. Интернет и право: новые проблемы, подходы, решения/ М.В. Якушев // Материалы Третьей всероссийской конференции "Право и Интернет: теория и практика". М., 2014. - 236 с.
Статьи
1. Анохин С.М., Анохина Н.Ф. Кибербуллинг учителя: постановка проблемы / С.М. Анохин, Н.Ф. Анохина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.- С.24.
2. Андреева А.О., Манипулирование в сети Интернет / А.О. Андреева // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи - 2015 - С. 21-28.
3. Баранов А.А. Копинг-стратегии подростка в ситуации кибербулинга / А.А. Баранов, С.В. Рожина // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2016. - № 2. - С. 37-46.
4. Баранов А.А., Рожина С.В., Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга / А.А. Баранов, С.В. Рожина // Вестник удмуртского университета - 2015 - № 3. - С. 5-8.
5. Барышева, К. А. Определение понятия и общественно-опасной природы киберсталкинга / К. А. Барышева // Законодательство и экономика. - 2016. - № 11. - С. 21-27.
6. Белинская, Е.П. Интернет-зависимость: аддитивные формы поведения / Е.П. Белинская // Народное образование. - 2009. - № 7. - C. 268-275.
7. Березина О.С., Социальная профилактика кибербуллинга среди подростков / О.С. Березина // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи - 2015. - С. 63-67.
8. Внебрачных Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах/ Р. А. Внебрачных // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. - Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2012. - Вып. 1. - С. 48-51.
9. Войскунский, А. Е. Интернет новая область исследований в психологической науке / А. Е. Войскунский // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1/ Под общей ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002, С. 82-101.
10. Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. - Санкт-Петербург , 2009. - № 105. - С. 159-165.
11. Зинцова А.С. Социальная профилактика кибербуллинга/ А.С. Зинцова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. -2014. -№ 3 (35). -С. 122-128.
12. Кон, И.С. Что такое кибербуллинг и как с ним бороться? / И.С. Кон // Семья и школа. - 2006. - № 11. - С.14 .
13. Копылов В.А. Интернет и право / В.А Копылов // ВИНИТИ. - 2011. - № 9. - С. 10.
14. Ксенофонтова И. В. Специфика коммуникации в условиях
анонимности: меметика, имиджборды, троллинг/ И. В. Ксенофонтова // Отв. ред. Каргин А.С Интернет и фольклор. Сборник статей. — Государственный республиканский центр русского фольклора, - 2014. -С.17.
15. Патчин, Дж. Результаты исследования кибербуллинга. Кибербуллинг и суицид / Дж. Патчин,С. Хидуя ; перевод О. С. Черкасенко // Диалог. -2015. - № 9. - С. 8-11.
16. Плешаков В.А. Особенности виртуальной компьютерной социализации личности // Проблемы педагогического образования: Сб. науч. статей. Вып. 25. / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левашовой. - М.: МПГУ-МОСПИ, 2006. - С. 23-25.
17. Романова, Н.П. Моббинг: учебное пособие / Н.П. Романова. — Чита: ЧитГУ,Сборник научных трудов Sworld. - 2013. - Т. 23. - № 4. - С. 64-69.
18. Семенов Д. И., Сетевой троллинг как вид коммуникативной деятельности / Д. И. Семенов, Г.А. Шушарина // Международный журнал экспериментального образования: научный журнал. - М., 2014. - Вып. 8. - С. 135-136.
19. Солдатова Г.У., Олькина О.И. Отношение к приватности и защита персональных данных: вопросы безопасности российских детей и подростков/ Г.У.Солдатова, О.И. Олькина // Национальный психологический журнал. — 2015. — № 3 (19). — С. 56-66.
20. Солдатова Г.У., Олькина О.И. Минусы открытости. Российские школьники: приватные сведения и безопасность в сети/ Г.У. Солдатова, О.И. Олькина // Дети в информационном обществе. — 2015. — № 20. — С. 26-47.
21. Ставцева Т.И. Информация и информационный рынок. Теория и практика формирования/ Т.И. Ставцева// Журнал информационного просвещения. - . 2014. - № 3- С. 23.
22. Фатьянов А.А. Актуальные проблемы информационной безопасности в виртуальной среде Интернета/ А.А. Фатьянов // ВИНИТИ. - 2011. - № 10. -С. 6 - 8.
23. Черкасенко О.С., Феномен кибербуллинга в подростковом возрасте / О.С. Черкасенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - № 6. - С. 52-54.
24. Южанинова, Е. Р. Интернет как новое пространство самореализации молодежи / Е. Р. Южанинова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 7, июль. - С. 82-89.
25. John T. Delacourt. The International Impact of Internet Regulation / John T. Delacourt // Harv. Int'l L.J. — 2012 — P.215 - 218.
26. Judith S. Donath. Identity and Deception in the Virtual Community / Judith S. Donath // Prepared for: Kollock, P. and Smith M. (eds). Communities in Cyberspace. — London: Routledge, —2014, —P.12.
27. Kapor M. Across the Frontier/ M. Kapor, J.P Barlow // Cyberspace.
— 2013. —№3—P. 12-13.
Электронные ресурсы
1. Duggan M. Online Harassment. - report for Pew Research Center, 2014. [Электронный ресурс] Режим gocTyna:http://www.pewinternet.org /2016/10/22/online-harassment// , свободный. — Проверено (29.11.16)
2. McAffee: исследование: «Подростки за компьютером - 2014: вопросы защиты личной информации, общения в социальных сетях и кибербуллинга» // Технологии в образовании: новости и события. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://educatoin-events.ru/mcfee- research-about-internetsafety-for-teens/, свободный — Проверено (09.05.17).
3. Privacy Policy [Электронный ресурс] /MySpace Privacy Policy [сайт]. Режим доступа: https://myspace.com/pages/privacy, свободный. — Проверено (04.04.17).
4. Барлоу Д.П. Декларация независимости киберпространства /
Пер. Е. Горный / [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.zhurnal.ru/staff/gorny/translat/deklare.html, свободный. —
Проверено (05.05.17).
5. Зинцова А. С. Влияние кибербуллинга на личность подростка
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.sworld.com.ua/konfer31/350.pdf, свободный. — Проверено (09.05.17).
6. Катрин Блайа. Кибербуллинг и школа [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://detionline.com/assets/files/journal/10/worldres_10.pdf, свободный. — Проверено (09.05.17).
7. Найденова Л.И. Кибер-буллинг: опасное виртуальное
«быкование» [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://psyfactor.org/lib/cyberbullying.htm???history=8&sample=4&ref=0, свободный.— Проверено (09.05.17).
8. Официальный портал службы государственной статистики РФ.
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography.,cвoбoдный. — Проверено(09.05.17).
9. Парфентьев У.У.Опасный контент в Рунете по данным
Национального Узла Интернет-безопасности в России [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://detionhne.com/assets/files/journal/1/dangerous- runet_1.pdf, свободный. — Проверено (09.05.17).
10. Федеральный Закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. №139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/07/30/zakon-dok.html, свободный— Проверено (09.05.17).
11. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/[Электронный ресурс] /Режим доступа: свободный. — Проверено (23.03.17).
12. Франклин Р. Ненависть в Интернете: американская перспектива / Пер. Е. Горный [Электронный ресурс] /Режим доступа: www.zhurnal.ru/staff/gorny/translat/franklin.html, свободный. — Проверено (29.11.16).