ВВЕДЕНИЕ 5
1. Теоретические аспекты системы менеджмента
качества 7
1.1 Понятие и показатели качества продукции 7
1.2 Понятие и сущность системы менеджмента качества 15
1.3 Выводы по главе 23
2. Анализ деятельности предприятия АО «ТАТПРОФ» 24
2.1 Краткая характеристика деятельности АО «ТАТПРОФ» 24
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности АО «ТАТПРОФ» 45
2.2.1 Анализ структуры имущества предприятия и его источников 45
2.2.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия 51
2.2.3 Анализ ликвидности баланса и оценка платежеспособности
предприятия 54
2.2.4 Анализ деловой активности предприятия 58
2.2.5 Анализ финансовых результатов и рентабельности деятельности
предприятия 60
2.3 Анализ системы менеджмента качества АО «ТАТПРОФ» 65
2.4 Выводы по главе 74
3. Разработка мероприятия по закупке лабораторного оборудования на
предприятии АО «ТАТПРОФ» 76
3.1 Бизнес план по закупке разрывной машины 76
3.1.1 Резюме 76
3.1.2 Меморандум о конфиденциальности 77
3.1.3 Положение дел в отрасли 77
3.1.4 Производственный план 81
3.1.4.1 Выбор оборудования 81
3.1.4.2 Технология производства 85
3.1.4.3 Характеристика производства 85
производства 86
3.1.4.5 Выбор помещения 87
3.1.5 Инвестиции 87
3.1.6 Оценка риска 88
3.1.7 Финансовый план 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современных условиях жесткой рыночной конкуренции, основным критерием успеха любого производственного предприятия является качество производимой продукции. Новые технологии управления производством сейчас направлены не только на производственный процесс, но и на управление качеством продукции.
Не так давно соответствие стандартам являлось основным показателем качества продукции. По прошествии времени выяснилось, что этого недостаточно: необходимо соответствовать спросу, потреблению. Большое внимание уделяется именно потребителю, и если продукция не удовлетворяет требования потребителя, то она является не качественной. Для того, чтобы обеспечивать соответствие всем показателям качества на производственных предприятиях функционирует система менеджмента качества - совокупность процессов для управления качеством производимой продукции.
Актуальность данной темы заключается в том, что именно система менеджмента качества может обеспечить эффективное функционирование процессов по управлению качеством продукции, а так же удовлетворить требования заказчика в полной мере.
Поэтому, цель настоящей работы - улучшение системы менеджмента качества на предприятии АО «ТАТПРОФ».
Цель определила решение следующих задач:
- изучить понятие «качество» и «показатели качества» продукции;
- изучить понятие «система менеджмента качества» и ее сущность;
- охарактеризовать деятельность объекта исследования;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность объекта исследования;
- проанализировать систему менеджмента качества АО «ТАТПРОФ», определить основные проблемы и пути их решения;
- разработать мероприятие по закупке лабораторного оборудования на предприятии АО «ТАТПРОФ».
Объектом исследования является предприятие АО «ТАТПРОФ».
Предметом исследования - система менеджмента качества АО «ТАТПРОФ».
Нормативную базу работы составили нормативно-технические документы и международные стандарты, такие как ИСО 9001:2011, а так же ГОСТ 22233-2001 по изготовлению алюминиевого профиля.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении результатов и состоит из трех глав, в которых в логической последовательности и взаимосвязи освещены вопросы, являющиеся предметом данного исследования.
В первой главе освещены понятия «качество», «показатели качества» продукции, а так же раскрыта суть системы менеджмента качества согласно международным стандартам.
Во второй главе проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а так же проанализирована система менеджмента качества АО «ТАТПРОФ». По итогу были выбраны основные проблемы и решения, и в ходе анализа была выбрано мероприятие по повышению эффективности функционирования СМК АО «ТАТПРОФ».
В третьей главе разработано мероприятие по закупке лабораторного оборудования на предприятии АО «ТАТПРОФ»,целью которого является улучшение системы менеджмента качества, проведение испытаний и измерений, согласно циклу PDCA.
В заключении изложены общие выводы по работе.
В данной работе были поставлены и решались следующие задачи:
- изучить понятие «качество» и «показатели качества» продукции;
- изучить понятие «система менеджмента качества» и ее сущность;
- охарактеризовать деятельность объекта исследования;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность объекта исследования;
- проанализировать систему менеджмента качества АО «ТАТПРОФ», определить основные проблемы и пути их решения;
- разработать мероприятие по закупке лабораторного оборудования на предприятии АО «ТАТПРОФ».
Таким образом, в первой главе были рассмотрены основные понятия качества- это целая совокупность свойств продукции, обеспечивающая ее пригодность, удовлетворяющая определенные потребности, в соответствии с прямым назначением. Под объектом качества понимается все, что можно измерить и описать: продукция, услуга, организация и т.д. Объект качества должен соответствовать требованиям качества. При оценке качества принято руководствоваться показателями качества. Показатель качества продукции - это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, которые входят в ее качество. Все принципы качества напрямую связаны с требованиями потребителя и возможностями производства.
Была расскрыта сущность понятия система менеджмента качества (СМК) - это совокупность методов, ресурсов и процессов, направленная на управление качеством под руководством управленческого персонала. Концепция цикла «РОСА»является основой в управлении качеством в системе менеджмента качества. Стандартами системы качества занимается Международная организация по стандартизации ИСО. Семейство стандартов ИСО 9001- относится к качеству и призван разработать и внедрить систему менеджмента качества. Для создания эффективной и 98
сертифицированной системы менеджмента качества необходимо периодически проводить аудиты; систематизировано обучать сотрудников; разработать и совершенствовать СМК предприятия; внедрить ее; сертифицировать; поддерживать эффективное функционирование.
Во второй главе было охарактеризовано анализируемое предприятие АО «ТАТПРОФ» - крупнейшая в Российской Федерации компания, специализирующаяся на переработке алюминия методом экструзии.
К позитивным тенденциям баланса можно отнести:
- валюта баланса выросла за анализируемый период;
- объем дебиторской задолженности снизился на 10050 т.руб. в 2016г., что говорит о заметном улучшении системы оплаты с заказчиками;
- удельный вес заемного капитала в общих источниках формирования имущества снизилась до 52,11%, вследствие чего повысилась финансовая независимость;
- преобладание долгосрочных источников в структуре заемного капитала говорит об улучшении структуры баланса.
К негативным тенденциям деятельности анализируемого предприятия относится:
- доля основных средств в структуре совокупных активов составила 54,79%, что свидетельствует о значительных накладных расходах и высокой чувствительности к выручке от продаж;
- при сопоставлении дебиторской и кредиторской задолженности выяснилось, что предприятие имело пассивное сальдо, что говорит о том, что предприятие финансировало свои запасы и отсрочки платежей своих должников засчет неплатежей коммерческим кредиторам;
- высокая доля дебиторской задолженности и низкий уровень денежных средств свидетельствует о проблемах, связанных с оплатой продукции предприятия.
Анализ СМК во второй части показал, что предприятие имеет проблемы с имеющейся документацией, а именно со стандартами; есть потребность в дополнительном контроле; отсутствует слаженная работа ремонтной службы и отдела менеджмента качества; имеется несоответствие СМК АО «ТАТПРОФ» циклу PDCA. Если брать во внимание то, что предприятие сейчас активно ведет политику по снижению издержек, а так же внимательно реагирует на обратную связь от заказчиков, можно сделать вывод, что мероприятие по закупке разрывной машины является не только важным дополнением цикла PDCA, но и является экономически выгодным для предприятия.
В третьей части было разработано мероприятие по закупке лабораторного оборудования, а именно разрывной машины, на предприятии АО «ТАТПРОФ». Исходя из всех расчетов, можно сделать вывод, что чистый доход за срок жизни проекта составит 9158,40тыс. руб., чистый дисконтированный доход - 4118,51тыс. руб., индекс доходности - 1,81 руб./руб., внутренняя норма доходности - 0,7459 руб./год/руб. Проект окупается во второй год - срок окупаемости 1,1 года, с учетом дисконтирования - 1,5 года.
Оценка экономической эффективности данного проекта показывает, что все показатели удовлетворяют нормам и свидетельствуют о том, что проект рекомендуется к внедрению.
1. Балашов А. И., Рогова Е. М., Тихонова Е. А, Ткаченко Е. А. Управление проектами: учебник для бакалавров М.:ИздательствоЮрай, 2013. 383с.
2. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определеия.// Введ 01-07-1979. // Изд. стандартов, 2009
3. ГОСТ 22233-2001. Профили прессованные из алюминиевых сплавов для светопрозрачных и ограждающих конструкций. Технические условия. // Введ в 2001-07-01. // Изд. стандартов, 2001
4. ГОСТ ISO 9001:2011. Система менеджмента качества // 2013-01-01 // Изд. стандартов. 2013
5. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности. М.: Дело и сервис, 2015. 159 с.
6. Итоги 2015 года (Москва, 12 февраля 2016 г.): материалы круглого стола производителей и поставщиков алюминиевых профилей и конструкций, М.: РСПМ, 2016. 24 с.
7. Клеменкова Д.В. Российский рынок алюминиевого профиля: тенденции, факторы роста, ключевые проблемы // Журнал Сибирского федерального университета. 2015. №3. С. 26-32.
8. Методы менеджмента качества. Процессный подход / П.С. Серенков, А.Г. Курьян, В.П. Волонтей. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2014. - 441 с.
9. Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) для студентов обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент / Сост. Жарина Н.А., Пуряев А.С., Садриев Р.Д. - Набережные Челны: НЧИ КФУ, 2015. 92 с.
10. Обзор рынка профилей из алюминиевых сплавов и экструзионного оборудования в России / Исследовательская группа Инфомайн. М.: Инфомайн, 2014. 215 с.
11. Огвоздин В. Ю. «Управление качеством. Основы теории и практики»: Учебное пособие, 6-е издание, М., Изд. «Дело и Сервис», 2009, 304 с
12. Пинчук А.В. Текущее состояние и перспективы развития алюминиевой промышленности России (Москва, 29-30 мая 2015 г.): материалы7-ой Международной конференции «Рынок алюминиевого проката и профилей в России», Москва: Изд-во Металлоснабжение и сбыт, 2015. 182 с.
13. Рейтинг лучших // Металлоснабжение и сбыт. 2016. №1. С. 45
14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.- 5-е изд., перераб. и доп. - Минск: ООО «Новое знание», 2014. 370 с.
15. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 299 с.
16. Управление качеством: Учебное пособие / В.Е. Магер. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 176 с.
17. Бренд-бук ЗАО «ТАТПРОФ».
18. Бухгалтерский баланс АО «ТАТПРОФ» за 2014 - 2016 гг.
19. Документ АО «ТАТПРОФ» «Положение о качестве. Цели в области качества»
20. Каталог профилей из алюминиевых сплавов (ПАС) АО «ТАТПРОФ» 2017 г.
21. Отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 201 4 г. АО «ТАТПРОФ».
22. Отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 201 6 г. АО «ТАТПРОФ».
23. Положение об отделе менеджмента качества АО «ТАТПРОФ», 2017г.
24. Результаты внутреннего аудита системы менеджмента качества АО «ТАТПРОФ» со стороны руководства за 2016 г.
25. Руководство по качеству АО «ТАТПРОФ», 2017г.
26. Справочник сотрудника ЗАО «ТАТПРОФ».
27. Стандарт предприятия «СТП 08-01-2017 Внутренний аудит»
28. Стандарт предприятия «СТП 08-02-2017 Испытание продукции в процессе производства. Статус и контроль испытаний»
29. Стандарт предприятия «СТП 08-10-2017 Управление несоответствующей продукцией»
30.О компании [Электронный ресурс] // ТАТПРОФ: [сайт] - Режим доступа: http ://www.tatprof.ru/