Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эволюция демонических образов в творчестве Гоголя (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)

Работа №85343

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

литература

Объем работы35
Год сдачи2020
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ДЕМОНИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ КАК СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. В. ГОГОЛЯ В РЕЦЕПЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ………………………………..………………………….6
1.1 Анализ способов изображения демонического в произведениях Н. В. Гоголя в работе Ю. В. Манна «Поэтика Гоголя»……………………………..6
1.2 Исток мистического мышления и демонического начала в понимании К. В. Мочульского в работе «Духовный путь Гоголя»………………………...10
Глава 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕМОНИЧЕСКОГО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. В. ГОГОЛЯ……………………………………………………………………..13
2.1 Обзор произведений Н.В. Гоголя, где главная роль отводится демоническим образам……………………………………………………….13
2.2 Демоническая основа повести «Портрет»………………………………16
2.2 Функциональная составляющая демонических образов в произведения Н. В. Гоголя…………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….35



Н. В. Гоголь и «гоголевское направление» (термин, введенный Н. Г. Чернышевским в более поздний период русской критики), как правило, связывают с расцветом в русской прозе реализма. Характерными для него являются акцент на социальную проблематику, изображение (иногда сатирическое) общественных пороков России того периода, детальное воссоздание культурно и социально важных моментов в пейзаже, интерьере, портрете и иных описаниях; обращение к петербуржским темам, отражение жизни мелкого чиновника. По мнению В. Г. Белинского, в работах Н. В. Гоголя отражен дух «призрачной» реальности той России. Он также подчеркивал, что творчество писателя не должно сводиться к социальной сатире (сам же Н. В. Гоголь не воспринимал себя как сатирика).
Но нельзя не отметить, что реализм Н. В. Гоголя относится к совершенно особому роду. Одни исследователи (к примеру, В. В Набоков) вовсе не относят Гоголя к реалистам, иные именуют его стиль как «фантастический реализм». Гоголь считается мастером фантасмагории. В его произведениях мы сталкиваемся с «искривленной», «смещенной» реальностью, которая напоминает кривое зеркало. Все это результат важнейших элементов эстетики Н. В. Гоголя – гротеска и гиперболы.
Поэтому темой нашей курсовой работы становится «Эволюция демонических образов в творчестве Н. В. Гоголя», которая является для нас актуальной в связи с личным интересом к творческой манере писателя, получившей продолжение в писательской сфере таких писателей XX века, как, Михаил Булгаков и Владимир Маяковский.
Манн Ю. В. в своей книге «Поэтика Гоголя» говорит о том, что демоническая сила и обычные люди являются соседями. Между ними постоянно идет борьба.
Гончаров С.А. в своей работе «Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте» представляет демоничесие образы Гоголя через мотивы сна.
Мочульский К. считает, что Гоголь видит весь мир во власти злых сил, что демонические образы вторгаются в жизни людей.
Объект исследования: демонические образы в произведениях Н.В. Гоголя.
Предмет исследования: эволюция демонических образов в творчестве Н.В. Гоголя.
Цель курсовой работы: проследить эволюцию демонических образов в творчестве Н.В. Гоголя.
Цель работы определила следующие задачи:
1. Рассмотреть демонические образы как сверхъестественные силы в произведениях Н. В. Гоголя в рецепции исследователей;
2. Выявить произведения, в которых наиболее часто встречаются демонические образы.
3. Провести сравнительный анализ демонических образов в произведениях Н.В. Гоголя.
Методы исследования:
• аналитический метод (в процессе анализа научной и научно-методической литературы по теме исследования, научных концепций в современных отечественных и зарубежных исследованиях);
• метод сплошной выборки материала (при цитировании текста для аргументации выдвинутых тезисов);
• сопоставительный метод анализа (при сравнении различных демонических образов);
• методы эмпирического исследования (подсчет данных, качественный и количественный анализ его результатов).
Теоретико-методологическую основу данной курсовой работы составляют работы следующих исследователей: Мережковский Д. С., Манн Ю., Аксаков, С.Т., Анненский И., Басом, А. М., Дэвидсон П., Коппер, Дж., Юсупова П. Д., Белый А. и многих других.
Практическая ценность данного исследования заключается в том, что его результаты можно использовать на занятиях по таким дисциплинам, как литература, литературоведение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и интернет-источников. В Ведение описывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования. Первая глава описывает общие теоретические сведения, вторая концентрируется на анализе и исследовании выбранного объекта. В Заключении приводятся результаты.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


«Обращаться с словом нужно честно», — говорил Гоголь; но, именно изменяя писателю, слово может честно свидетельствовать о том, что он сам пытается скрыть от себя. Та самая «бесовски сладкая» чара, какую Гоголь изобразил в «Ночи перед Рождеством», «Страшной мести», «Вии», «Портрете» под собственным ее именем, приняла в «Мёртвых душах» имя России.
По-разному можно истолковать природу этого «наваждения». Можно заимствовать психоаналитическую схему и обнаружить своеобразное «патриотическое либидо» у Гоголя, который делает свой объект эротически привлекательным благодаря тому, что извращает, порочит, демонизирует его: таким образом, бессознательное снижение России у Гоголя идет параллельно с ее сознательным возвышением.
Но среди всех этих безусловно допустимых толкований стоит выделить то, которое мог бы предложить сам Гоголь и которое проще всего обозначить одной фразой, обращённой к художнику, нарисовавшему портрет загадочного старика: «Ну, брат, состряпал ты черта!». Художник запечатлел на своем полотне ростовщика-дьявола и невольно пустил гулять по свету этот страшный портрет, сам сделавшись первой его жертвой. Пока дьявол изображался как дьявол, его легко было распознать — и Гоголь легко, даже весело называл черта по имени в своих ранних вещах. Но потом с ним происходит та же метаморфоза, что и с его художником: он жаждет очиститься от дьявольского наваждения и писать святые лица — не ростовщика «Портрета», не колдуна «Страшной мести», не панночку «Вия», а «вдохновенную Богом» Россию.
Что из этого получилось, показано и отчасти предсказано самим Гоголем в «Портрете». Художник создал новую картину в жанре религиозной живописи — едва ли не лучшее из своих произведений, в котором собрал все свои творческие силы, и представил ее на суд церкви. Картина вызвала всеобщий восторг, но один из судей, духовная особа, сделал замечание: «В картине художника, точно, есть много таланта, — сказал он, — но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство». Не так ли и в лирическом отступлении, котоpое Гоголь писал как словесную икону России: на гениально-вдохновенной этой картине «есть что-то демонское в глазах». То самое, что есть и в глазах панночки, и в глазах ростовщика, — то, от чего Гоголь хотел, но не мог уйти, ибо она, эта «страшная сила», водила его рукою, «неестественной властью освещала его очи».
Обpаз России в «Меpтвых душах» и стал в судьбе Гоголя тем «поpтpетом», котоpый обнаружил все значение отрицательной эстетики в его творчестве: оказалось, что ее власть простирается дальше намерений самого автора. Это не просто эстетика отрицания (сатира) или отрицание эстетики (апофатика), но отрицательность самой эстетики, отрицание эстетикой. Речь идет уже не о демоничности тех или иных гоголевских обpазов, но о демонизме самого стиля, котоpый играет смертельные шутки с автором.
Трудно найти более точное определение этого «предательского» типа эстетики, чем данное самим Гоголем. Именно язык предаёт Гоголя, когда он начинает говорить о святом и возвышенном. Именно эстетика Гоголя отрицает то, что сам он пытался утверждать как моралист и патриот, на чем строил свое жизненное кредо и миссию проповедника.



1. Гоголь, Н.В. Авторская исповедь / Н.В. Гоголь. - Псков, 1990. – С. 443.
2. Гоголь Н. В. Майская ночь, или Утопленница. Полное собрание сочинений: в 14 т. – М.: АН СССР, 1940. – Т. 1.
3. Гоголь, Н. В.: Повести. – С. 255.
4. Гоголь, Н.В. Полное собрание сочинений: В 14т. Т.8. - М.: Академия наук СССР, 1952. – 816 с.
5. Гоголь, Н. В. Четыре письма к разным лицам по поводу Мертвых Душ: Избранные отрывки из переписки с друзьями, пер. Джесси Зельдин, Нешвилл: Издательство Университета Вандербилт, 1969.
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аксаков, С.Т. История моего знакомства с Гоголем. - М.: Академия наук, 1960.
2. Анненский И. Книги отражения, М.: Наука, 1979.
3. Басом, А. М. Фантастическое в двух вариантах Портрета Гоголя, Славянский и Восточноевропейский Журнал, 1994, № 3.
4. Белый А. Мастерство Гоголя. – М.; Л., 1934. – 304 с.
5. Дэвидсон П. Подтверждение пророческого статуса писателя в русской литературной традиции: от Пушкина и Языкова через Гоголя к Достоевскому, Русское обозрение, 2003, № 4, С. 508-536.
6. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. — 340 с.
7. Коппер, Дж. «Вещь в себе» в эстетике Гоголя: чтение рассказов Диканьки, в: Сюзанна Фуссо и Присцилла Мейер (ред.), Очерки о Гоголе. Логос и Русский мир, Еванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного Университета, 1992.
8. Манн Ю. В. Гоголь. Книга первая. Начало: 1809-1835. М.: РГГУ, 2012. 504 с. ISBN 978-5-7281-1243-3.
9. Манн Ю. Поэтика Гоголя. М., 1988.
10. Манн Ю. В. Творчество Гоголя: смысл и форма / Ю. В. Манн. – СПб.: Изд.-во СПб. ун-та, 2007.
11. Манн Ю. В. Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. М., 2004.
12. Мережковский Д.С. Гоголь и черт. Исследование. // Мережковский Д.С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. Сост. Е.Я.Данилов. М.: Сов. пис., 1991.
13. Мочульский К. В. Духовный путь Гоголя // Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.
14. Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания / Изд. подгот. С.В. Житомирская. М., 1989.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Белый А. Гоголь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.litres.ru/andrey-belyy/gogol/chitat-onlayn/ (дата обращения: 11.06.2020).
2. Гоголь Н. В. «Портрет» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text_0110.shtml

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ