Введение
Раздел 1. Гендерные интернет-сообщества феминной направленности 9
Раздел 2. Гендерные интернет-сообщества маскулинной направленности ....23
Раздел 3. Сравнительный анализ конфликтогенности гендерных интернет- сообществ феминной и маскулинной направленностей 40
Заключение 47
Список
литературы 61
Приложения
Конфликты — это не только часть нашей жизни и жизни общества в целом, но и движущая сила, позволяющая нашему обществу постоянно развиваться. Как существо социальное, ни один индивид не может существовать вне общества. Все мы живем в социальном мире, и каждый из нас вовлечён в различные общественные отношения, которые оказывают свое влияние на индивида. Своё отражение конфликты нашли во многих сферах общества. Традиционно выделяют 4 основных сферы общества:
• политическую (пространство деятельности политических классов, партий и движений, а так же различного рода организаций);
• экономическую (хозяйственная жизнь страны, процессы осуществления взаимодействия всех отраслей экономики);
• социальную (взаимоотношения между индивидами в социуме по признакам пола, возраста, этнической и рассовой принадлежности по поводу социальных условий их жизни и деятельности)
• духовную (распространение культурных и духовных ценностей среди населения, формирование морали, усвоение духовных ценностей).
В данной работе затронута социальная сфера общества, а именно гендерные конфликты, возникающие в рамках российского интернет- пространства или возникающие в реальной жизни, но находящие свое разрешение через интернет-сообщества гендерной направленности, а так же влияние этих сообществ на реальную картину гендерных взаимоотношений.
Актуальность выбранной проблематики обусловлена тем, что на протяжении многих лет, начиная с трудов античных философов, затрагивалась тема положения мужчины и женщины в обществе, и по сей день она остается актуальной и остается предметом обсуждения в СМИ, а так же среди экспертов гендерных наук, таких как андрология и феминология и междисциплинарных наук, таких, как психология, социология и др. В настоящее время, в век развитости информационных технологий, в российском интернет-пространстве, благодаря социальным сетям участники подобных интернет-сообществ разрешают или ищут пути к разрешению конфликтов, связанных с противоположным полом, находя себе большее количество собеседников, совместно обсуждая новости, в которых отражены гендерные конфликты, делятся своими историями и переживаниями касательно моментов, спровоцировавших конфликт, а так же опытом того, как они нашли разрешение этого конфликта. Причиной возникновения повышенного внимания к гендерной проблематике в интернет-пространстве, а так же к исследованиям гендерных конфликтов в целом, послужило возникновение такого движения как феминизм. В конце 1990-х гг. исследователи гендерных конфликтов приходят к выводу, что начинается третья волна феминизма, поскольку феминизм получил широкое распространение в мире и стал переходить в глобальную стадию. Однако, изменения, пришедшие с явлением феминизма не могли не затронуть мужской пол. С начала 1970-х гг. на Западе и в СССР появились первые разговоры о том, что традиционный мужской стиль жизни и психологические свойства мужчины не соответствуют реальному времени. Мужчинам необходимо перестраиваться и отказываться от привычных установок и идти в ногу со временем. Но другие эксперты, выступающие за традиционные половые роли, призывают мужчин, как защитников общества, положить конец феминизации общества и остановить эту деградацию. Подобная точка зрения небезосновательна по своей сути. Поскольку тенденция равноправия в современном обществе движется к феминизации, что проявляется в превозношении женщин как эмансипированного идеала, который мужчина должен заслужить и которому он постоянно что-то должен, но женщина при этом ему не должна ничего, то это может быть откатом к самой древней и первичной, по мнению таких исследователей, как М. Ковалевский, Л. Морган, Ф.Энгельс, системе половых ролей — матриархату. Особенно такая тенденция ярко выражена в России на социальном, духовном и политическом уровнях, что иллюстрируют гендерные интернет-сообщества маскулинной направленности в своем контенте, ссылаясь на официальные источники. Но стоит так же прислушаться и к предыдущей точке зрения, ведь отказавшись от традиционных установок, мужчина сам себя освобождает от ограничений, которые создают двойную психологическую нагрузку и ставят его в невыгодное и даже заниженное положение по отношению к женщине, что в свою очередь противоречит идее равноправия.
Степень научной разработанности данной работы обуславливается тем, что к проблематике, поднятой в ВКР, были подключены достижения специалистов в области психологии, социологии, философии, истории и других междисциплинарных наук. Поскольку исследования гендерных конфликтов начались после возникновения феминизма, то в качестве отца- основателя женского движения можно назвать Ф.Энгельса. Он рассматривал социологию семьи и утверждал, что первичной формой гендерных отношений был матриархат. Патриархат же, Энгельс не рассматривал вовсе, считая его лишь переходной стадией к равноправным отношениям. В 1963 г. американская журналистка Бетти Фридан публикует свою книгу «Загадка женственности», развенчивающих миф о женщине как о домохозяйке. Так же этому труду предшествовал труд французской писательницы Симоны де Бовуар «Второй пол», в 1949 г. На основе изучения философии, психологии, истории и народного творчества она приходит к выводу о том, как формировалась в сознании женщин их «вторичная» роль на основе отношений к ним на протяжении столетий. Примерно в это же время философ, теоретик культуры Мишель Фуко выступает с идеей, что пола нет. Пол — результат насильственной политики патриархата. Как было сказано ранее, феминизм не мог не затронуть и положение мужчин в обществе. Этот аспект наиболее ярко представлен в трудах отечественного исследователя И.С. Кона («Мужчина в меняющемся мире», «Мальчик — отец мужчины»), так же работах исследователя А. Бирюкова, анализирующего с 2006 года межполовые отношения, «Ненастоящий мужчина» и «Анатомия любви и фальшивок», а так же западных авторов: Р Гловера «Хватит быть славным парнем», Т Парсонса, рассматривавшего дифференциацию половых ролей в структурно - функциональном плане, Р Блая, «Железный Джон», считавшего что современное общество разорвало связи между разными поколениями мужчин и заменило на сопернические, бюрократические отношения, и настаивавшего на направление мужчин на путь духовного поиска, чтобы эти утраченные связи вернуть. Так же гендерная проблематика рассматривалась в следующих теориях:
• Теория гендерной социализации. Она опирается на следующие подходы: психоаналитический (фрейдисты З. Фрейд, К. Юнг, Г. Адлер и неофрейдисты Э.Фромм, К. Хорни, Г. Салливан), когнитивистский (Ж. Пиаже, А. Бек, Дж. Келли, Л. Фестигер) и необихевиористский (Э. Толмен, К. Халл, Д. Роттер).
• Концепция андрогинии (С. Бэм).
• Теория гендерной схемы.(С. Бэм)
• Концепция гендерной компетентности. (Клёцина И.С.,
7 Прохорова О.Л., В.В. Созаев)
• Ролевая теория.(Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гофман, М. Кун.)
Поскольку по проблематике, посвященной гендерным конфликтам в интернет-пространстве нет работ или их катастрофически мало, тем не менее для исследования были подключены исследования агрессивных реакций и стратегий поведения в интернет-пространстве. Примером тому могут послужить работы Семенова Д.И. и Шушариной Г.А. «Сетевой троллинг как вид коммуникативной деятельности», Р.А. Внебрачных «Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах», И.В. Ксенофонтовой «Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг».
Самостоятельность и новизна работы. Проблематика гендерных конфликтов в рамках российского интернет-пространства остается неосвещенной. Существует немало работ, посвященных гендерным исследованиям, а так же исследованиям интернет-пространства, некоторые из которых приведены в степени научной разработанности и списке литературы. Специфика выбранной темы заключается в том, что она объединяет эти исследования и обращает внимание на новое поле для исследования конфликтов. Новизна данного исследования заключается в рассмотрении гендерных конфликтов в рамках российского интернет- пространства, которое может служить как индикатором гендерной напряженности, так и полем для разрешения и изучения конфликтов, рассматриваемых в данных интернет-сообществах.
Цель данной работы — определить степень конфликтогенности гендерных сообществ в рамках российского интернет-пространства.
Задачи исследования:
1. Исследовать интернет-сообщества феминной направленности:
• Выявить количество участников и их половозрастное соотношение;
• Проанализировать контент и конфликтную проблематику, рассматриваемую в сообществе;
• На основе полученных данных провести типологизацию сообществ по следующим признакам: уровень радикализации, сфера деятельности, популярность.
2. Исследовать интернет-сообщества маскулинной направленности:
• Выявить количество участников и их половозрастное соотношение;
• Проанализировать контент и конфликтную проблематику, рассматриваемую в сообществе;
• На основе полученных данных провести типологизацию сообществ по следующим признакам: уровень радикализации, сфера деятельности, популярность.
3. На основе полученных данных провести сравнительный анализ методов разрешения конфликтов в гендерных интернет-сообществах.
Методология исследования. В данном исследовании был использован междисциплинарный подход, подчеркивающий важность взаимодействия различных отраслей науки.
В качестве главного источника информации для получения разных точек зрения по поводу конфликта, а так же интерпретации содержания рассматриваемых интернет-сообществ, был использован контент-анализ.
Так же был использован сравнительный анализ, предполагающий сравнение имеющихся данных
Объектом исследования являются гендерные сообщества в российском интернет-пространстве.
Предметом исследования научной работы является деятельность российских интернет-сообществ гендерной направленности и конфликтогенный потенциал, который она несет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из:
• 1 раздела. Он представляет собой описание контента интернет- сообществ феминной направленности, а так же их типологизацию на основе полученных данных;
• 2 раздела. В данном разделе проводится контент-анализ интернет-сообществ маскулинной направленности и их типологизация на основе полученных данных;
• 3 раздела. Представляет собой сравнительный анализ полученных данных из 1 и 2 раздела;
• Заключения. В этой части работы подводятся общие итоги и делаются выводы изученной проблемы, а так же дается авторская оценка.
• Списка литературы. В данной части представлен список используемых в исследовании печатных и электронных источников.
• Приложений.
Таким образом, в данной работе была затронута социальная сфера общества, а именно гендерные конфликты, возникающие в рамках российского интернет-пространства или возникающие в реальной жизни, но находящие свое разрешение через интернет-сообщества гендерной направленности. Из всего насчитанных около 582 интернет-сообществ маскулинной направленности, 927 - феминной направленности, было выбрано 14 самых популярных интернет-сообществ обеих направленностей (7 феминной и 7 маскулинной), но основе которых проводился сбор данных, а так же была проведена типологизация по таким признакам, как:
1. Радикализация. Радикализация, в свою очередь, подразделяется на следующие критерии:
• Возбуждение гендерной розни, связанной с насилием или призывом к насилию;
• Осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам ненависти или вражды в отношении группы, принадлежащей определенному полу;
• Пропаганда гендерного превосходства либо неполноценности;
• Публичные призывы к осуществлению указанных действий или совершению указанных действий;
• Распространение экстремистских материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности или оправдывающих необходимость этой деятельности, а так же обосновывающих превосходство либо неполноценность той или иной половой группы, а так же преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение этой группы.
2. Сфера деятельности;
3. Популярность.
Причиной возникновения повышенного внимания к гендерной проблематике в интернет-пространстве, в данной работе послужило возникновение такого движения как феминизм. После третьей волны, в 1990-х годах, он стал приобретать глобальный характер, подразделяясь на множество видов. Столкновение такого множества течений феминизма, в которых основные принципы могут противоречить друг другу, стали причиной множества гендерных конфликтов, которые стали выражаться в рамках интернет-пространства или находить свое разрешение там. Феминизм затронул и положение мужчин в обществе, и согласно И.С. Кону, мужчине стоит либо отказаться от устаревших установок и тем самым сберечь свое здоровье от лишних стрессов и эмоциональной нагрузки, или, как защитнику, положить всему происходящему конец. Женщины более конформны, в отличие от мужчин. Объясняется это стремлением женщины создать на настоящий момент комфорт себе и своим детям в краткосрочной перспективе. Значительную роль женский конформизм играет в условиях враждебной окружающей среды. Задача мужчины - преобразовывать общество, а не приспосабливаться к нему. На основе этого, среди маскулинных интернет-сообществ выделяется 2 направления идей - первая за адаптацию к современности и отказ от установок, которые превратились в оковы, и вторая, заключающаяся в возвращении патриархата. Однако, возврат патриархата можно поставить под вопрос, ведь многие исследователи, к примеру, считали патриархат переходным этапом к равноправию. Согласно проведенному сравнительному анализу конфликтогенности феминных и маскулинных интернет-сообществ, наиболее высокий уровень конфликтогенности несут сообщества феминной направленности; не только потому, что имеется высокий уровень радикализации по 3 из 5 признаков, но и потому, что участники сообществ не могут получить точного и однозначного ответа на интересующие вопросы, что вынуждает находиться в тупиковом состоянии и приводит к внутриличностным конфликтам, а те, в свою очередь, к нервным и психическим заболеваниям. Но наименее популярные сообщества обладают низким уровнем радикализации и предоставляют участникам широкий спектр литературы на любой вкус, а так же список мероприятий, где каждый участник сможет раскрыть свой потенциал и предложить свои идеи по развитию сообщества и тем для дискуссий. Если говорить об интернет-сообществах обеих направленностей с отсутствием радикализации и осуществляющих деятельность вне виртуального пространства, то их объединяет то, что они не имеют высокой популярности, однако мероприятия и методы разрешения конфликтов используют конструктивные, опираясь на действующее законодательство и другие официальные источники. Сообщества подобного рода, несмотря на низкую популярность, носят менее конфликтогенный потенциал. Так же, наиболее популярными по количеству участников, являются интернет- сообщества маскулинной направленности. Маскулинные интернет- сообщества охватывают больше сфер деятельности, чем феминные и ведут политическую активность. Участники таких сообществ, с политической направленностью, рассматривают и поднимают на обсуждение такие проблемы, как дискриминация мужчин на право репродукции (выражается в нарушении прав мужчины иметь ребенка; права на решение иметь или не иметь ребенка, когда и от кого; права на честное отцовство и сохранение своих генов, а так же на сохранение уже имеющегося плода, находящегося в утробе матери. Несмотря на это, женщина имеет перечень возможностей по недопущению зачатия, и ни один мужчина не делает этого, не учитывая добровольного согласия женщины); право на жизнь (выражается в несении воинской обязанности мужчинами); право на медицинское обслуживание (в частности при сердечно-сосудистых заболеваниях); право на отдых по старости; право на свободу и т.п. На основе рассмотрения подобных проблем, можно прийти к выводу, что причина таких явлений заключается в феминизировавшемся и матриархально настроенном государстве, рассматривающем мужчин как расходный материал. Специфика маскулинных интернет-сообществ, касательно имиджа и внешнего вида, наоборот склоняется к совершенствованию, в отличие от направлений феминизма, диктующих body-positive. При чем это идет независимо от того, к какому направлению относится сообщество - поддерживающему патриархат или идущему в ногу со временем. Это так же подтверждает низкий уровень конфликтогенности внутри рассматриваемых интернет-сообществах маскулинной направленности - минимум направлений, которые при этом не имеют противоречащих друг другу принципов, а так же одинаковое стремление видеть вещи такими, какие они есть. В наиболее популярных маскулинных интернет-сообществах представители администрации, а так же активные участники являются бодибилдерами, пауэрлифтерами, фитнесс-тренерами, представителями боевых искусств и других направлений спорта. Так же, создание крупных маскулинных сообществ также связано с отсутствием достаточного количества центров помощи мужчинам. Таким образом, через создание интернет-сообществ, мужчины объединяются и оказывают друг другу поддержку, в то время как интернет буквально переполнен центрами поддержки и кризисными центрами для женщин.
Так же было рассмотрен мультимедийный контент, публикуемый в сообществах развлекательного характера. В интернет-сообществах феминной направленности игнорируются принципы анонимности людей, которым посвящен контент. Фамилии не замазываются графическим редактором, дополнительно прикрепляются фотографии в полном размере. Таким образом, субъект, на которого направлен контент, становится объектом дополнительной травли в интернете со стороны представителей фем-сообществ. В маскулинных сообществах сохраняется анонимность человека, на которого направлен контент. Фамилии замазываются, лица и некоторые части тела (если речь идет о передаче фотографий интимного характера) тоже прикрываются цензурой. Аватары, в некоторых случаях, при скриншотах переписок так же замазываются в графическом редакторе. Развлекательный контент в маскулинных сообществах, целенаправленно осуществляющих развлекательную деятельность, носит абсолютно безобидный характер и может содержать безобидный троллинг без оскорблений и разжигания ненависти.
Из 7 рассмотренных российских интернет-сообществ феминной направленности, следует сделать вывод, что самыми популярными среди них являются сообщества с высоким уровнем радикализации. Это является тревожным и конфликтогенным индикатором, который может говорить о тенденции движения традиционного феминизма к мизандрии и матриархату, а так же революционных настроев среди отдельных представителей женской половины населения. Основываясь на теории Л.И. Попковой, можно говорить о том, что сам факт того, что когда-то существовал матриархат, согласно концепциям Энгельса, Моргана и Ковалевского , как самая первая модель общественного строя, вызывает желание у радикальных феминисток изменить общественное сознание, чтобы вернуться к этой модели. Так же стоит обратить на толерантность представителей одного течения к другим течениям феминизма в некоторых сообществах, что, в свою очередь, может быть местом для рассадки радикальных настроев, а так же обоснованием тенденции к мизандрии и матриархату.
Из 7 рассмотренных российских интернет-сообществ маскулинной направленности, можно сделать вывод, что, как и в случае с сообществами феминной направленности самыми популярными среди них являются сообщества, имеющие признаки радикализации. Казалось бы, это является тревожным и конфликтогенным индикатором, но степень радикализации, несмотря на ее присутствие, достаточно низкая и затрагивает лишь один из критериев радикализации.8Несмотря на свою малочисленность по общему количеству в интернете и по отношению к сообществам феминной направленности, маскулинные интернет-сообщества имеют высокую популярность по количеству участников. При низком уровне радикализации можно говорить о низком конфликтогенном потенциале в целом, к тому же наиболее радикализированные сообщества представляют собой закрытый тип интернет-ресурсов. Соотношение количества участников по популярности к общей численности самих сообществ в интернет- пространстве, а так же проблематика, рассматриваемая в них, говорят о неблагоприятном положении современных мужчин в России, а так же подтверждают точку зрения таких исследователей, как А. Бирюкова, О. Новоселова, А. Вассермана, что феминизм в современном ключе выражает тенденцию движения развития государства в сторону матриархата, поскольку, согласно контенту сообществ и проведенных ими исследований, российское государство больше на стороне женщин, что противоречит идее равноправия. Так же на основе теории И.С. Кона о 2 направлениях в положении мужчин в современном обществе, были выведены сообщества, выступающие за возвращение патриархата («Мужское государство») и за приспособление к существующей действительности и продолжение движения в ногу со временем («PRO-Ш», «Мужское движение», «Межрегиональный отцовский комитет» и др.)
На основе результатов рассмотренных интернет-сообществ можно дать следующие рекомендации:
* Касательно сообществ феминной направленности, наиболее радикальные должны быть закрытого типа (маскулинные же закрыты);
* Администрация сообществ, в которых есть возможность комментирования контента, должна внимательно следить за комментариями участников, которые могут носить радикальный характер и распространять радикальные настрои среди участников;
* При вступлении в наиболее радикальные сообщества, администрации следует установить возрастной контроль;
* Распространение в интернет-сообществах больше материалов, развивающих гендерную компетентность в определенных интернет-сообществах, а так же больше теоретического материала с использованием достижений гендерных исследований.
Каждое из рассмотренных интернет-сообществ обладает своей спецификой и по-своему уникально. И благодаря такому разнообразию контента, лексикону и целям каждого гендерного сообщества, создается широкое поле для исследования и прогнозирования развития гендерных конфликтов в интернет-пространстве.
1. Акимова Ю.А. Конституционный принцип равноправия мужчины и женщины (на примере законодательства РФ и ФРГ)/ Ю.А. Акимова. - М.: Форелементс, 2007 - С. 92-101.
2. Акулич М.М. Троллинг в социальных сетях: Возникновение и развитие/М.М.Акулич//Вестник Российского университета дружбы народов. 2012. - №12. - С. 32-33.
3. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 376.
4. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. /А.Я.
Анцупов, А.И. Шипилов — М.: ЮНИТИ, 2000. - С. 551.
5. Баллаева Е., Лунякова Л. Гендерное равенство в России: проблемы и пути их решения//Гендерное равенство в России: законодательство, политика, практика. Материалы научно-экспертного семинара. Москва, 26 феврвля 2003 г./ Редакторы и составители: Е.А. Баллаева, Л.Г Лунякова. - М.: РОО МЦГИ, 2003. - С. 9-19.
6. Бендас, Т.В. Тендерная психология: Учебное пособие. СПб., 2008. - С. 431.
7. Берн Ш. Гендерная психология./Ш. Берн - СПб., 2001. - С. 320.
8. Бирюков А.Н. Ненастоящий мужчина/А.Н. Бирюков — М.:
Мужское просвещение, 2014, глава 3, С. 44-47.
9. Бовуар, С. де. Второй пол. Т 1 2/С. Бовуар; пер. с франц. / Общ. ред. и вступ. ст. С.Г Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. - М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 832 с.
10. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие/Е.В. Буртовая — М.: ЮНИТИ, 2003, глава 9, С. 147-150.
11. Вейнингер О. Пол и характер/О. Вейнингер - Харьков: Фолио, 2011, глава 6, С. 24-26.
12. Внебрачных Р.А.. Троллинг как форма агрессиии в
виртуальных сообществах/ Р.А. Внебрачных//Вестник Удмуртского
университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика . 2012. - №1. - С. 48 — 51.
13. Гидденс Э. Социология/ Э. Гидденс - М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 704
14. Гловер Р. Хватит быть славным парнем!/Р. Гловер — М.: Альпина Диджитал, 2003, глава 2, С. 27-30.
15. Гришина Н.В. Психология конфликта/Н.В. Гришина — СПб.: Питер, 2000. - С.464.
16. Грошев И. Гендерные различия поведения руководителей в конфликтных ситуациях/ И. Грошев, В. Юрьев//Проблемы теории и практики управления. - 2005. - N2. - С. 72-80.
17. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова - Барнаул.: Алтайский государственный университет, 2000, глава 3, С. 38-64.
18. Ендовицкий Д.А. Проблемы и перспективы развития военного образования в классическом вузе // Высшее образование в России. - 2012 - №4. - С. 25-32.
19. Здравомыслова Е., Тёмкина А. Структурноконструктивистский подход в гендерных исследованиях//Социология гендерных отношений. Учебное пособие для студентов вузов/Под ред. З.М. Саралиевой. - М.: РОССПЭН, 2004.
20. Киммел М. Гендерное общество/М. Киммел - М.: РОССПЭН, 2006, С. 221-225.
21. Клецина И.С. Гендерная идентичность и права человека: психологический аспект. Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире/ Под ред. О. Ю. Малиновой и А. Ю. Сунгурова. - СПб.: Норма, 2005. - С. 167 - 184.
22. Клецина, И.С. От психологии пола к тендерным
исследованиям в психологии/И.С. Клецина//Вопросы психологии. - 2003. - № 1. - С 61-87.
23. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире/И.С. Кон — М.: Время, 2009, глава 1, С. 13-14.
24. Кон И.С. Мальчик — отец мужчины/И.С. Кон — М.: Время, 2009, глава 2, С. 26-30.
25. Ксенофонтова И.В. Специфика коммуникации в условиях
анонимности: меметика, имиджборды, троллинг// отв.ред. Каргин А.С. Интернет и фольклор. Сборник статей. - государственный
республиканский центр русского фольклора, 2009.
26. Луков В.А., Кириллина В.Н. Гендерный конфликт: система понятий/ В.А. Луков, В.Н. Кириллина//Знание. Понимание. Умение. 2005. - №8. - С. 86 — 88.
27. Майерс Д. Социальная психология/Д. Майерс; пер. с англ. — СПб.: Питер, 1997. —С.688.
28. Мужское и женское в культуре: Материалы международной научной конференции Санкт-Петербург, 26 27 сентября 2005 г./Сост. Н.Х. Орлова - СПб., 2005. - С. 240.
29. Новоселов О. Женщина. Учебник для мужчин/О. Новоселов — Екб.: Времена, 2017, глава 4, С. 45-47.
30. Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. М.: Академический Проект, 2000. — С. 880
31. Радина, Н.К. К проблеме использования тендерного анализа в психологических исследованиях/Н.К. Радина/ьВопросы психологии. -1999.- №2. - С. 22-28.
32. Рязанцев С.В. Наши женщины покидают страну // Российская Федерация сегодня. - 2008. - №6. - С.50-58.
33. Светлый А. Мужской альманах/А. Светлый — М.: Время, 2008,
64 глава 15, С. 149 - 164.
34. Фридан Б. Загадка женственности/Б. Фридан — М.: Прогресс, 1994, глава 1-2, С. 16-20.
35. Фуко М. Запад — истина пола/М. Фуко — М.: Время, 2009, глава 1, С. 26-30.
36. Чодороу, Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола//Н. Чодороу/Антология тендерной теории. Сб. статей/Сост. Е. Гапова, А. Усманова. Минск, 2000. С. 29-76.
37. Янг-Айзендрат П. Ведьмы и герои. Юнгианский подход к юнгианской психотерапии семейных пар/П. Янг-Айзендрат - М.: Когито- центр, 2017, глава 2, С. 37-70.
38. Ярошенко С. Локальные контексты глобальной проблемы феминизации бедности//Глобализация и гендерные отношения: вызовы для постсоветских стран: Сб. научных статей/Отв. ред. Л.Н. Попкова. - Самара: Изд-во Самарск. ун-та, 2006.
39. Российская Федерация. Федеральный закон №114-ФЗ. О противодействии экстремистской деятельности.[Федер.закон: принят Гос.Думой 27 июня 2002 г.: по состоянию на 10 июля 2002 г.]
40. А. Вассерман. Феминизм - враг эволюции [электронный ресурс].
- Режим доступа: https: //www. youtube.com/watch?v=I 1 SN2Perj iM,
свободный, проверено - 02.03.2017.
41. Бабораб [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/baborabb,свободный, проверено - 06.03.2017.
42. Гендер. Чем определяется наш социальный пол? [электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.psychologos.ru/articles/view/gender dvoe zn chem opredelyaetsya nash socialnyy pol vop zn,свободный, проверено - 2.02.2017
43. Гордые лица русского патриархата [электронный ресурс]. - Режим доступа:https://vk.com/glrp3,свободный, проверено — 26.02.2017.
44. Е. Здравомыслова. Как формируются гендерные роли. Фонд
им. Г. Бёлля [электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //www. youtube.com/watch?v=exqHlZT- gak,свободный, проверено — 03.02.2017.
45. Е. Здравомыслова. Что такое гендер. Фонд им. Г. Бёлля
[электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=33qdbzK3EmI,свободный, проверено — 03.02.2017.
46. И. Тартаковская. Какая маскулинность правильная. Фонд им. Г.
Бёлля [электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=30kxwoMNExc?свободный, проверено — 03.02.2017.
47. Кризисный центр для женщин [электронный ресурс]. - Режим доступа:https://vk.com/crisiscenter,свободный, проверено — 26.02.2017.
48. Кун [электронный ресурс] - Режим доступа
http://cyclowiki.org/wiki/Кун, свободный, проверено - 26.02.2017.
49. Куны не нужны [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/men are not needed,свободный, проверено — 26.02.2017.
50. Межрегиональный отцовский комитет. Официальный сайт [электронный ресурс]. - Режим доступа:http://otkom.ru,свободный, проверено - 06.03.2017.
51. Межрегиональный отцовский комитет. Форум [электронный ресурс]. - Режим доступа:http://otkom.ru/forum/,свободный, проверено - 06.03.2017.
52. Мужское государство [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/patriarchat,ограниченный, проверено —03.03.2017.
53. Мужское движение [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/mensrights,свободный, проверено —03.03.2017.
54. Мужское движение. Официальный сайт [электронный ресурс]. -
66 Режим доступа: http: //mensri ghts .ru, свободный, проверено —
03.03.2017.
55. Мужики так себя не ведут. Мужчины в платьях о том, чем плох патриархат [электронный ресурс]. - Режим доступа — https://daily. afisha.ru/relationship/5383 -muzhiki-tak-sebya-ne-vedut-muzhchiny-o-tom-pochemu-im-nekomfortno-v-roli-macho/,свободный, проверено — 18.02.2017.
56. Основные концепции социологии семьи во второй половине XIX
века. Омский государственный университет [электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.univer. omsk. su/omsk/socstuds/famil soc2/1 .html,
свободный, проверено — 12.02.2017.
57. Отношения мужчин с женщинами. Маскулинность. Фонд им. Г.
Бёлля [электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //www. youtube.com/watch?v=lijB7ObkQas,свободный, проверено - 02.02.2017.
58. Особенности российской маскулинности. Фонд им. Г. Бёлля
[электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=RWsOK49P Ew,свободный, проверено - 02.02.2017.
59. Отцовский комитет: Мужчина гораздо лучше приспособлен для
воспитания детей, чем женщина. Интервью с И. Серебряным [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://focusgoroda.ru/materials/2017-05-
26/5787.html,свободный, проверено — 06.03.2017.
60. Подслушано Феминизм [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/overhear feminism,свободный, проверено — 25.02.2017.
61. Попкова Л.Н. История феминизма. Официальный сайт фонда Генриха Бёлля [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.boell.org/ru/2016/11/29/feminizm,свободный, проверено — 12.02.2017.
62. Рёбра Евы [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/rebra evi,свободный, проверено — 18.02.2017.
63. Рёбра Евы. Официальный сайт [электронный ресурс]. - Режим доступа:http://rebraevy.ru/ru/main/,свободный, проверено — 18.02.2017.
64. Словарь гендерных терминов [электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.owl.ru/gender//010.htm,свободный, проверено - 02.02. 2017.
65. Тян [электронный ресурс] — Режим доступа
http://cyclowiki.org/wiki/Тян, свободный, проверено — 26.02.2017.
66. Тян не нужны [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/tnn bro, свободный, проверено - 03.03.2017.
67. ФАКТЫ_АНТИсексизм_АНТИшовинизм_ФЕМ [электронный ресурс]. - Режим доступа:https://vk.com/faktionas,свободный, проверено — 26.02.2017.
68. Феминизм — отец науки о мужчинах. Беседа с И.С. Коном
[электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.polit.ru/article/2010/01/13/kon/,свободный, проверено — 25.02.2017.
69. Человек и наука. Гендерный конфликт как разновидность социальных конфликтов [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/gendernyy-konflikt-kak-raznovidnost-sotsialnyh-konfliktov,свободный, проверено — 25.02.2017.
70. Школа Феминизма [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/overhear feminism,свободный, проверено — 25.02.2017.
71. ШКУР-ТРЕД [электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://vk.com/shkurtred,свободный, проверено - 06.03.2017.