Введение 3
Глава 1. Социально-политические и профессиональные особенности развития медиасистемы Курдистана
1.1. Социально-политические и ментальные особенности развития
Курдистана 9
1.2. История становления медиасистемы Курдистана 15
1.3. Особенности развития Телевидения Курдистана 18
1.4. Информационная политика Курдистана и особенности местных
СМИ 32
Глава 2. Профессия телевизионный продюсер - опыт мировых профессиональных моделей ТВ
2.1. Профессия продюсер: концептуальные основы деятельности 47
2.2. Типология и функции продюсера на телевидении 51
2.3. Мировые модели ТВ 67
2.4. Проектирование модели профессии новостного продюсера в
Курдистане 80
Заключение 99
Библиографический список используемых источников 106
Приложения
Актуальность темы. Курдистан имеет свой, особенный путь социально-политического развития, сложную историю борьбы за независимость. Сегодня СМИ региона государственные и частные, пытаются преодолеть ряд трудностей, связанных с сильным отрывом от развития мировых технологий и недоверием населения к транслируемой информации. леднего времени не было выработано специальной политики по отношению к средствам массовой информации. Тяготение курдских СМИ к точке зрения западных масс-медиа подорвало доверие курдского населения к местным изданиям. Получение информации из западных источников стало опасным для формирования качественного контента в курдских СМИ. Сегодня местным медиа в технологическом плане требуется догнать мировые средства массовой информации, а в плане качественной подачи информации восстановить доверие курдских граждан.
Новое явление в системе курдских СМИ - специализированное телевидение - обретает собственные черты и характерные особенности; ряд политических партий создает и развивает собственные телевизионные каналы; спутниковое телевидение предоставляет более широкие возможности для обсуждения курдского вопроса. Трансформационные процессы касаются не только формы передачи информации, но и ее содержания, отражающего стремление к независимости и свободе слова. Весомый вклад в освещение региональных конфликтов и внутренних проблем в регионе вносит развитие новостного контента курдских массмедиа. Все эти процессы влияют на политическую сферу, на формирование общественного мнения как внутри региона, так и на международной арене.
Информационная политика Курдистана пока находится в стадии формирования. Региональные медиа располагает лишь ограниченным возможностями передачи своей информации в арабский мир. Из-за информационной блокады курдские СМИ не смогли договориться с арабскими и тем самым выразить свою точку зрения по курдскому вопросу. Эту ограниченную роль может изменить специально выработанная программа развития, технологическое совершенствование работы курдских СМИ, а также налаживание партнерских отношений с коллегами. Актуальность приобретает решение проблемы в свете событий в Сирии, часть которой также является исторической родиной курдов.
На фоне происходящих событий важнейшую роль на ТВ приобретает профессия продюсер. ТВ-продюсеры влияют на определение принципов работы телевидения и информационной политики. Продюсер определяет концепцию телевизионных передач, формирует программу передач и повестку дня в новостном блоке, создает условия для эффективной работы журналистов и определяет долю участия команды на каждом этапе развития проектов канала. Таким образом, актуальность выбранной нами темы обуславливается острой проблемной ситуацией, которая складывается в информационном пространстве Курдистана как в вопросе формирования профессионально-работающих СМИ, так и в деле подготовки квалифицированных кадров для качественной журналистики.
Степень изученности темы. В теоретико-методологическом ракурсе можно выделить проблему слабой освещенности темы развития телевидения в условиях политической напряженности региона и самоопределения нации. Среди исследований можно выделить несколько ключевых, отражающих основные моменты развития курдской журналистики, а также природы отношения СМИ и власти в целом. Детальный анализ развития курдского телевидения с 1990 по 2016 гг. был подробно описан в книге С.Михайлова и М.Сапана «Курдское телевидение в контексте развития мировой экранной цивилизации». Исследователям удалось выявить причины развития курдского телевидения после войны в Персидском заливе и победы в курдской революции Южного Курдистана осенью 1991 года.
Анализу сферы деятельности СМИ в Курдистане посвящен труд Расула Херша «Средства массовой информации и власть. Учреждение Чаудер». В исследовании главная роль отводится изучению феномена, когда телевизионные каналы действуют в соответствии с идеологией курдских партий. Автор детально описывает сферу курдской журналистики и проблемы, с которыми сталкиваются журналисты. Также проблемам исследования журналистики Ирака, Турции, Сирии, Ирана - территорий, на которых исторически проживает курдский народ - посвящены исследования А.А.Акиди, А. Аль-Адли, Идрис Абдуллы Мустафы, Майры Ахмада, Жоан Соз, Мустафа Нуршиван и других.
В диссертации рассматривается пул работ авторов, исследующих историю курдского народа, традиций и культуры, особенности национально-освободительной борьбы в историческом контексте, среди которых можно выделить Р.К. Османова, Ю.Саид, М.Лазарева.
В книге российского исследователя Г.В. Кузнецова «Телевизионная журналистика» раскрываются роль и функции продюсера на телевидении. В нашем исследовании при изучении тележурналистики мы основываемся на работы Г.Вачнадзе, Н.А.Голядкина, Д.Губина, В.Лебедева, В.Л.Цвик, А.Я.Юровского и других российских и зарубежных авторов.
Вопросы продюсирования в кино и на телевидении рассматриваются в работах А.Качкаева, Б.И.Криштула, М.П.Ксинопуло, Д.Митчелл, А.Роднянского. В свете темы нашего исследования особый интерес представляет научная статья Г. Холбрукс «Профиль и описание профессии продюсера ТВ-новостей», в которой описана специфика профессиональной деятельности продюсера новостного отдела. Практически все исследователи стремятся дать оценку профессиональной деятельности продюсера, но скорее с практической точки зрения, без глубинного теоретического осмысления и схематизации полученных данных.
Цель исследования - выявление проблем в области СМИ Курдистана и определение ролевых функций продюсера в структуре новостного телевидения Курдистана.
Для достижения цели нашего исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности и историю курдских СМИ,
исследовать этапы становления курдского телевидения;
2. Изучить функции телевидения на современном этапе и влияние политический партий на контент курдских каналов;
3. Исследовать профессию продюсера через опыт мировых профессиональных моделей ТВ;
4. Спроектировать профессиональную ролевую модель продюсера новостных программ на примере СМИ Курдистана.
Объект исследования - информационная политика Курдистана
Предмет исследования - ролевые функции ТВ-продюсера
Теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых, политических и общественных деятелей, материалы научных конференций, посвященных проблемам развития телевидения, взаимодействия СМИ и власти. В исследуемой теоретической базе содержатся принципиальные положения об особенностях функционирования различных моделей ТВ и роли продюсера в формировании новостной повестки дня.
Эмпирическая база исследования представлена нормативно-правовыми актами (Закон РФ «О средствах массовой информации», Закон Курдистана № 35 от 2007 года «О работе Средств массовой информации на территории Курдистана»), электронными ресурсами, включающими итоговые статьи, интервью в официальных СМИ от курдских партий, экспертное мнение независимых журналистов, интервью с продюсерами с канала «NRT».
Хронологические рамки исследования. Работа охватывает период, который берет начало с открытия первого местного телеканала в Курдистане 11 сентября 1991 год и заканчивается 31 октября 2015 года, когда в регионе функционирует ряд спутниковых специализированных каналов.
Методологическую основу нашего исследования составили методы научного познания: анализ, эксперимент и сопоставление. Анализ применялся при сборе информации для теоретической базы и при изучении литературы по исследуемой теме. С помощью методов эксперимента и сопоставления был изучен уровень влияния политических партий в области работы СМИ в Курдистане. Применяя метод сбора экспертных оценок для эмпирического исследования, мы изучили роль и функции продюсера на телевидении. В целях проведения глубинного анализа в качестве метода было выбрано экспертное интервью, в котором приняли участие новостные продюсеры ведущей телекомпании Курдистана.
Гипотеза исследования заключается в развитии профессии продюсера с учетом особенностей региона (политических, экономических, социальных) напрямую влияет на повышение качества телевизионной журналистики.
Научная новизна работы определяется как постановкой самой научной проблемы, так и результатами полученными на теоретическом и эмпирическом уровнях, она заключается в следующем:
- раскрыта специфика деятельности курдского телевидения как инструмента управления политической, экономической и социальной сферами жизни Курдистана;
- выявлены особенности саморефлексивной репрезентации профессии продюсера в риторике экспертного сообщества;
- обобщен профессиональный опыт и представлена модель профессии продюсера в структуре новостного отдела курдского телевидения.
Практическая значимость работы обусловлена необходимостью поиска путей совершенствования работы телевидения через рассмотрение профессии продюсера. Реализованный в исследовании подход к анализу функций и роли продюсера на примере курдских СМИ может быть экстраполирован в работу на телевидении, работающего в условиях политического напряжения.
Структура: диссертация состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения. В основную часть вошли две главы. Первая глава «Особенности информационной политики и развития медиа Курдистана» посвящена обзору медиа-пространства Курдистана, особенностям становления информационной политики СМИ и в частности, регионального телевидения.
Вторая «Профессия телевизионный продюсер - опыт мировых профессиональных моделей ТВ» раскрывает особенности профессии телевизионного продюсера на примере мировых традиций и профессиональных моделей в курдских СМИ. Общий объем - 110 страниц, в приложении представлены две стенограммы экспертных интервью.
Оценивая общее состояние объекта исследования - ситуацию вокруг курдского телевидения - можно выделить основную проблематику, которая заключается в существенном отставании от передовых мировых тенденций и сложной геополитической ситуации. В нашем исследовании мы определили факторы, влияющие на ускорение процесса развития курдистанского ТВ, а также условия, препятствующие его профессиональному и технологическому прогрессу. Благодаря анализу мировых моделей ТВ нами были выделены лучшие практики мировой журналистики, которые можно было бы применить к процессу развития телевидения Курдистана.
В ходе достижения нашей цели - выявление проблемы в области СМИ Курдистана и определение роли и функции продюсера в структуре новостного курдского ТВ - мы решили ряд поставленных задач.
1. Рассмотрели особенности и историю курдских СМИ, исследовали этапы становления курдского телевидения;
Изучение особенностей развития Курдистана с точки зрения географического положения, населения, исторического контекста, обозначило проблему отсутствия четких национальных границ. Географическое расположение Курдистана имеет свои особенности, «земля курдов» находится на разделенной земле четырех государств: Ирака, Ирана, Сирии и Турции.
На современном этапе можно констатировать продолжение национально-освободительной борьбы курдов.
Для изучения особенностей массовой аудитории СМИ Курдистана проведен количественный и социальный анализ, языковые особенности представителей разных регионов.
История зарождения курдских СМИ насчитывает 120 лет. Курдские СМИ зародились с целью укрепления национально-освободительной борьбы за культурную и политическую автономию, и эта функция не утратила своей значимости в течение всей истории курдской медиасистемы. Первые десятилетия курдские СМИ выходили на территории государств, где не было запрета на издания газет на курдском языке (Египет, Англия, Швейцария).
Курдская пресса стала базой для культурно-образовательного развития курдского народа (в 30-х годах XX века с курдских газет берет начало курдский латинский алфавит).
Курдское ТВ создавалось с политической целью вхождения в мировое информационное пространство и мирного разрешения внутренних конфликтов. Развитие курдского ТВ происходило поэтапно, выделено три основных периода с 1991 года по настоящее время:
- начальный этап становления,
- этап преобразования местных телеканалов в спутниковые,
- эра спутникового специализированного курдского телевидения.
Особенностями формирования курдского ТВ стали:
- строгий контроль иракского правительства и запрет на обучение курдов журналистским специальностям препятствовали созданию курдского ТВ;
- фактор формирования независимой курдской журналистики - возникновение спутниковых новостных телеканалов;
- отсутствие современных технологий и техники стало сдерживающим фактором становления ТВ;
- появление собственного курдского ТВ открыло возможность трансляции мнения курдов по «курдскому вопросу» на все мировое медиапространство;
- курдское спутниковое ТВ объединило курдский народ, проживающий на территориях различных государств.
2. Изучили функции телевидения на современном этапе и влияние политический партий на контент курдских каналов;
Курдские спутниковые специализированные каналы отличаются тематической направленностью, каждый канал формирует собственный уникальный контент, где ведущая роль отводится новостям.
Установлена взаимосвязь между отставанием в развитии СМИ и политической, экономической и социальной ситуацией в регионе. Выявлена проблема финансирования телеканалов политическими партиями, которые, с одной стороны, способствуют развитию ТВ, но с другой стороны, ограничивают свободу слова и независимость суждений при подаче материала.
Определены задачи для превращения СМИ Курдистана в реальную четвертую власть:
- закрепление основ свободы прессы и прав журналиста в Конституции региона Курдистан;
- развитие экономической системы, в результате которого заработает рекламный рынок курдских СМИ (собственные доходы дадут больше финансовой независимости);
- усиление поддержки медиа-каналов со стороны Правительства и Министерства культуры Курдистана, а не партий, с целью продвижения национальных идей;
- углубление профессиональной подготовки журналистов.
3. Исследовали профессию продюсера через опыт мировых профессиональных моделей ТВ;
В рамках исследования профессии продюсера мы изучили содержательное наполнение профессии - руководство проектом от этапа разработки начальной идеи до конца производства с широкими полномочиями в отношении технических, финансовых и художественных вопросов и персональной ответственностью за успех проекта. Особо отметили, что основы профессиональной деятельности продюсера едины для различных направлений индустрии. Деятельность продюсера новостного отдела тесно пересекается с работой редактора, литературного сотрудника, сценариста и включает в себя ряд контролирующих функций данных профессий.
В структуре телевидения существует четкая иерархия, и продюсер занимает руководящую позицию. Продюсерская группа современного телеканала включает четыре основные специализации продюсера:
- Генеральный продюсер;
- Исполнительный продюсер;
- Креативный продюсер;
- Линейный продюсер.
В настоящее время идет процесс дробления функций внутри каждой из подгрупп, известно до 15-ти продюсерских специализаций.
Выделены основные функции продюсера на телевидении:
- Функция руководителя, нацеленного на командообразование.
- Коммуникативная функция.
- Функция планирования всего образа проекта.
- Функция соединения многозадачности в единый процесс.
- Функция постоянного «коннектора», или соединения со всеми необходимыми элементами внешнего мира.
- Функция участия в переговорном процессе.
- Антикризисная функция.
- Маркетинговая функция (продюсер-суперпродавец).
- Функция жесткого финансового контроля.
- Функция организации тайм-менеджмента.
В функционал новостного продюсера входят все функции продюсера, включая управление ежедневной новостной повесткой дня, контроль за точностью, объективностью и грамотным изложением информации, за хронологическими рамками программы, за приглашением специальных гостей в студию.
В рамках нашего исследования мы рассмотрели основные мировые модели ТВ - государственное, общественное и коммерческое - характерны практически для большинства стран мира.
Нами выделены особенности российской модели ТВ: -преобладание государственной модели управления ТВ, существование «негласной цензуры» при составлении повестки дня;
- быстрые темпы коммерциализации российского ТВ со снижением его социальной и общественно-значимой роли;
- развлекательный характер программ доминирует над культурно-образовательным;
- снижение доверия российского населения к ТВ;
- отсутствие института саморегуляции ТВ.
Также мы обозначили особенности американской модели ТВ:
- преобладание коммерческой модели ТВ;
- высокая конкуренция между телекомпаниями и тележурналистами;
- бурное развитие самых передовых телевизионных технологий;
- высокоразвитый институт измерения успешности телеканала через рейтинги;
- высокий уровень саморегуляции и самоцензуры.
Анализ мировых моделей ТВ позволил нам понять место курдского ТВ в мировом медиапространстве, а также выделить лучшие практики.
4. Спроектировали профессиональную ролевую модель продюсера новостных программ на примере СМИ Курдистана.
Экспертами обозначена роль продюсера в структуре курдского телеканала - совершенствование ТВ-продукта и исключение недочетов, в соответствии с философией и принципами телеканала на уровне профессиональной миссии.
На работу продюсера оказывается как прямое, так и косвенное влияние политической обстановки в Иракском Курдистане. Продюсер взаимодействует с несколькими группами участников телевизионного процесса: топ-менеджментом телеканала, съемочной группой, гостями студии и телезрителями (обратная связь). Основная ответственность продюсерской работы на курдском ТВ заключается и в использовании достоверной информации и источников, а также в этической стороне деятельности.
Выделены основные ролевые функции продюсера новостного отдела на курдском ТВ:
- формирование новостной повестки дня;
- функция расстановки приоритетов при выборе новостных событий;
- функция генерации идей и уникальных проектов;
- функция выбора способа и метода сбора и подачи информации на выбранную тему, подбора спикеров для комментария темы дня;
- функция тайм-менеджмента (контроль за сроками);
- функция контроля в целом за ходом прямого эфира;
- антикризисная функция;
- функция руководства за устранением всех ошибок и неполадок во время студийной записи или прямого эфира;
- медиативная функция, а также отработка обратной связи со зрителями;
- функция ведения переговоров, взаимодействия с приглашенными гостями;
- функция постоянного наращивания профессионализма, в том числе путем повышения квалификации.
Таким образом, мы исследовали роль и функции продюсера отдела новостей и сформулировали профессиональную модель, которая имеет практическую ценность и может быть применена в целях улучшения работы телевидения не только региона Курдистан, но и любого государства мира.
1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.04.2016) «О средствах массовой информации».
2. Закон Курдистана № 35 от 2007 года «О работе Средств массовой информации на территории Курдистана».
II. Статистические материалы
3. ВЦИОМ:http://wciom.ru/
4. Фонд общественного мнения:http://fom.ru/
III. Специализированная литература
5. Акиди А.А. Иракское телевидение - самое старое в регионе / Д-р Али Ал Акиди // Attaaki Daily Newspaper. - 31 апреля 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://altaakhipress.com/viewart.php?art=46934свободный яз. араб. (дата обращения: 10.03.2017).
6. Аль-Адли А. Специализированные каналы: виды, аудитории,
исследования, этика / А. Аль-Адли. - Каир.: Дар-аль иман для печати и издательства, 2009. с. 21. Свободный язк. арб. (дата обращения: 10.03.2017).
7. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика: теория и практика / Е.А. Баранова. - М.: Издательство Юрайт, 2014, 269 с.
8. Бойнотт Дж. 3 фактора выбора между подрядчиком и штатным сотрудником // Entrepreneur magazine. - 4 августа 2015. Режим доступа: https://www.entrepreneur.com/article/249064(дата обращения: 10.03.2017).
9. Борецкий Р., Кузнецов Г. Журналист ТВ: за кадром и в кадре / Р.Борецкий, Г.Кузнецов. - М.: Гос. ком. СССР по телевидению и радиовещанию, 1990, 96 с.
10. Вачнадзе Г. Всемирное телевидение / Г. Вачнадзе. - Тбилиси: Издательство Ганатлеба,1989, 183 с.
11. Виды продюсеров на телевидении. [Электронный ресурс]. Режим доступа :
http://kinovesti.ru/interesno/4462-vidy-prodyuserov-na-televidenii.html (дата
обращения: 10.03.2017).
12. Виниченко В.М. История зарубежной журналистики: Учебно¬
методический комплекс. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007, 250 с.
13. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения / Н.А. Голядкин. - Москва, 2006, 65 с.
14. Губин Д. Внутренняя кухня радио и телевидения / Д. Губин. М.: Альбина Паблишер, 2016, 322 с.
15. Жуан Соз. Проблемы, с которыми сталкиваются курдские СМИ в своем развитии // Achariricenter. - 10 июня 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.achariricenter.org/challenges-facing-kurdish-media-ar/свободный яз. араб. (дата обращения: 10.03.2017).
16. Идрис Абдулла Мустафа. О курдский Прессе. - Эрбиль: Учреждение Мукриан, яз. курд., 2008, 54 с.
17. История продюсирования кино и телевидения: учебное пособие. - Нальчик: Изд-во Ксинопуло, 2013, 196 с.
18. Качкаева А. Как это делается: продюсирование в креативных индустриях
/ А.Качкаева, А.Новикова, Р. Юркина. - М.: Изд-во «Издательские
решения», 2016, 495 с.
19. Кокарев И.Е. Кино как бизнес и политика. Современная киноиндустрия США и России: учебное пособие/ Кокарев И.Е.— М.: Аспект Пресс, 2009.— 344 с.
20. Крауфорд Д.И. Совершенствование ТВ В США / Д.И.Крауфорд. URL: http://ieeexplore.ieee.org/document/500112/?reload=true(дата обращения: 01.05.2017).
21. Криштул Б.И. Кинопродюсер / Б.И.Криштул. М.: Российский фонд
культуры, Русская панорама, 2013, 336 с.
22. Ксинопуло М.П. Телевизионное продюсирование и тенденции его развития в современных условиях: Автореферат диссертации на соискании степени канд. экон. наук. М., 2006.
23. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика / Г.В.Кузнецов. - М.: Изд-во МГУ, 2002, 200 с.
24. Лавуэ Э. 4 стратегии, которые помогут вам набрать лучший талант. //
Entrepreneur magazine. - 11 августа 2015. Режим доступа:
https://www.entrepreneur.com/article/249308(дата обращения: 10.03.2017).
25. Лазарев М. С. Курдский Регион / М.С.Лазарев // Лазаревские Чтения. Выпуск I. - М.: ИВ РАН, 2012, с. 65-71.
26. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учебник для студентов вузов / Г.В. Лазутина. - М.: Аспект Пресс, 2013, 224 c
27. Лебедева В. Сплошное телевидение // Известия. - про 04 октября 2011.
[Электронный ресурс]. Режим доступа
http://magazines.russ.rU/october/2011/4/le6.html. Яз. рус. (дата обращения: 10.03.2017).
28. Майра Ахмад. Не делать тюрьмы журналистов // Ivinpress. - 09 марта 2015.
[Электронный ресурс]. Режим доступа :
http://www.lvinpress.com/drej aWtar.aspx?NusarID=22&Jmare=785 Свободный яз. курд. (дата обращения: 15.03.2017).
29. Медиа в Иракском Курдистане: амбициозная, «необузданная». Интервью с
председателем журналистов в Курдистане // Альджазира. - 12 января 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа
http: //www.aljazeera. net/news/reportsandinterviews/2014/1/12. Свободный яз. арб. (дата обращения: 10.03.2017).
30. Митчелл Д. 10 функций, которые делают продюсера отличным партнером для бизнеса // Entrepreneur magazine. - 24 августа 2015. Режим доступа: https://www.entrepreneur.com/article/249777(дата обращения: 10.03.2017).
31. Михайлов С., Сапан М. Курдское телевидение в контексте развития мировой экранной цивилизации / С.Михайлов, М.Сапан. - Санкт- Петербург: Арт-экспресс, 2013, 153 с.
32. Народы и религии мира. Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2013, 930 с.
33. Нуширван Мустафа А. Страницы из истории курдской прессы 1898-1958 / М.А. Нуширван - Бейрут: Дом арабский наука, яз. курд., 2013, с 14 Января 2013.
[Электронный ресурс]Режим доступа:
http: //www.pukmedia.com/en/RU Direj e.aspx?Jimare=1451(дата обращения: 10.03.2017).
35. Отт У. Очерки по истоки российского телевидения / У.Отт. - Москва, 1999, 44 с.
36. Продюсерство. Экономико-математические методы и модели: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Продюсерство кино и телевидения», «Продюсерство» и другим кинематографическим специальностям/ О.В. Браилова [и др.].— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 319 c.
37. Профессия продюсер [Электронный ресурс]. Режим доступа :http://enjoy- job.ru/professions/producer/(дата обращения: 10.03.2017).
38. Роднянский А. Выходит продюсер / А. Роднянский. - М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2015, 288 с.
39. Саид Юлия. Курды: история, религия, культура // Известия. - 01 июня 2012.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://grani.agni-
age. net/articles3/kurds .htm Свободный. яз. рус. (дата обращения:
10.03.2017).
40. Сапан М. Журналистика в Курдистане // KNWE Issue. - 29 апреля 2011.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.knwe.org/Direj e.aspx? Cor=2&Besh=Witar&Jimare=7 516. Свободный яз. курд. (дата обращения: 10.03.2017).
41. Сидоренко В.И. Профессия - продюсер кино и телевидения. Практические
подходы / В.И.Сидоренко, П.К.Огурчиков. - М.: Изд-во Юнити-Дана,
2013, 712 с.
42. Творческие профессии на ТВ [Электронный ресурс]. Режим доступа :: http://gigabaza.ru/doc/71548-p6.html (дата обращения: 10.03.2017).
43. Телевизионный журналист: основы творческой деятельности. Учебное пособие / Под ред. Бережной М.А. - М.: Аспект-Пресс, 2015, 216 с.
44. Тютрюмов А.А. Совершенствование механизма продюсирования на телевидении. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук. СПб, 2013.
45. Херш Расул. Средства массовой информации и власть / Расул Херш. - Сулайманья: Учреждение Чаудер, 2008, 235 с.
46. Холбрукс Г. Профиль и описание профессии продюсера ТВ-новостей
//«The balance». - 27 февраля 2017 года. Режим доступа:
https://www.thebalance.com/tv-news-producer-career-profile-and-job-description-2315480(дата обращения: 10.03.2017).
47. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: Учебное пособие для студентов вузов / В.Л. Цвик. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 495 c.
48. Шаболовка, 53: Страницы истории телевидения. М.: Изд-во Искусство, 1988, 255 с.
49. Юровский А.Я. Телевизионная журналистика / А.Я. Юровский. - М.: Изд- во Московского университета, 2012, 248 с.
IV. Интернет-источники
50. http://www.kurdistantv.tv
51. www.gksat.tv
52. http: //www.knnc. net
53. www.rudaw.net
54. www.kurdistan24.net