Введение 5
1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 8
1.1 Краткая характеристика объекта автоматизации 8
1.1.1 Анализ существующего в настоящее время процесса документооборота
в компании ООО «ЖилЭнергоСервис» 14
1.1.2 Недостатки существующего в настоящее время подхода к процессу
документооборота в компании ООО «ЖилЭнергоСервис» 22
1.2 Актуальность и обоснование внедрения автоматизированной
информационной системы энергоучета ООО «ЖилЭнергоСервис» 23
1.3 Ожидаемый эффект от внедрения автоматизированной информационной
системы энергоучета компании ООО «ЖилЭнергоСервис» 30
1.4 Анализ методов разработки автоматизированных информационных
систем 35
1.5 Классификация АИС 36
1.5.1 Классификация информационных систем по функциональному
признаку и уровням управления 36
1.5.2 Зарубежные и отечественные корпоративные ИС 38
1.6 Обзор современных информационных систем 41
1.6.1 Информационная система ABACUS Professional 41
1.6.2 1С: Управление предприятием ЖКХ 42
1.6.3 Основные достоинства и недостатки рассмотренных информационных
систем 43
1.6.4 Обоснование актуальности и необходимости самостоятельной
разработки автоматизированной информационной системы энергоучета в компании ООО «ЖилЭнергоСервис» 46
1.7 Требования к информационному обеспечению базы данных 49
1.8 Обзор современных клиент-серверных СУБД 53
1.8.1 Система управления базами данных PostgreSQL 53
1.8.2 Система управления базами данных MySQL 55
1.8.3 Основные достоинства и недостатки рассмотренных современных
клиент-серверных СУБД 56
1.9 Требования к надежности и безопасности системы управления базой
данных 58
1.10 Требования к программному обеспечению 59
1.11 Обзор современных языков программирования 60
1.11.1 Язык программирования Embarcadero Delphi 2010 60
1.11.2 Язык программирования Microsoft Visual Studio 2010 61
1.11.3 Основные достоинства и недостатки рассмотренных современных
языков программирования 62
1.12 Цель и задачи дипломного проекта 65
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕРВЕРНОЙ ЧАСТИ 67
2.1 Проектирование базы данных 67
2.1.1 Обоснование выбора СУБД 67
2.1.2 Проектирование базы данных для автоматизированной
информационной системы энергоучета ООО «ЖилЭнергоСервис» 69
2.1.3 Выбор и анализ метода проектирования 72
2.1.4 Определение используемых сущностей и связей между ними 72
2.1.5 Построение ЕЯ-диаграмм, ЕЯ-экземпляров и схемы данных 73
2.1.6 Построение набора предварительных отношений 77
2.1.7 Распределение оставшихся атрибутов по отношениям 78
2.1.8 Проверка нахождения полученных отношений в НФБК 78
2.1.9 Составление модели базы данных 81
2.1.10 Построение базы данных и совокупности связанных таблиц с
помощью операторов языка SQL 83
2.2 Алгоритм поиска записей в базе данных по введенным параметрам 86
2.3 Алгоритм работы с документами 87
2.4 Алгоритм контроля ремонта приборов учета 89
2.5 Алгоритм построения графика неисправностей 90
2.6 Блок-схема функционирования алгоритма главного модуля программы 91
2.7 Функциональная модель 92
3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ КЛИЕНТСКОЙ ЧАСТИ 95
3.1 Проектирование программной части 95
3.1.1 Обоснование выбора языка программирования Embarcadero Delphi 95
3.1.2 Обоснование выбора аппаратных средств для разработки ПО 97
3.1.3 Разработка экранных форм 98
3.1.4 Разработка хранимых процедур и функций 105
3.1.5 Разработка руководства пользователя 132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 137
ПРИЛОЖЕНИЕ 139
Автоматизированные информационные системы (АИС) нашли широкое применение во всех отраслях экономики. Создано и функционирует несколько тысяч АИС различного класса и назначения.
Создание АИС отождествляется, с анализом объекта управления и выбором критериев управления, определением структуры и функций системы. Параметры самих функций определяются особенностями объекта. Отдельные функции управления подлежат автоматизации на базе комплекса технических средств (КТС). Определение свойств и топологии КТС связано в первую очередь с выполнением функционально-информационных требований. Таким образом, вскрывается общая логика механизма зависимости параметров системы управления от параметров управляемого объекта. Множественность терминологических трактовок АИС, существующая в настоящее время, может быть сложна для обучаемого, особенно для не имеющего опыта работы в данной предметной области.
Определение АСОИУ сохраняя преемственность проверенного временем интегрированного определения АИС, удачно отражает существо различных процессов управления в основе которых лежат процессы обработки информации в любой предметной области.
АСОИУ создается для удовлетворения информационных потребностей конкретного пользователя, и он принимает непосредственное участие в ее работе. Под функционированием АСОИУ в данном случае подразумевается решение задач пользователем на основе информационного, программного обеспечения, которые созданы проектировщиками и другими специалистами на этапах проектирования и внедрения процесса автоматизации преобразования информации.
Первые разработки АИС не содержали принципиально новой методологии, а лишь использовали дорогостоящую вычислительную технику в качестве большого арифмометра для сокращения трудоемкости выполнения операций в традиционной технологии решения задач управления. Недостатком, причем весьма распространенным, при создании автоматизированных систем организационного управления был низкий уровень постановки задач. Одна из причин этого - в недостаточном использовании специалистов отделов и служб управления в обследовании потоков информации, описании экономико-организационной сущности задач, проектировании выходной информации. Кроме того, в автоматизированном режиме обрабатывался не весь комплекс задач, решаемых тем или иным специалистом, поэтому у пользователя часто и не возникало желания принять активное участие в создании новой технологии.
Опыт создания АСОИУ показывает, что только специалист наиболее полно и квалифицированно может дать описание выполняемой работы, входной и выходной информации. Участие пользователя не может ограничиваться лишь постановкой задач, он должен проводить и пробную эксплуатацию системы. Находясь за компьютером, пользователь может обнаружить недостатки постановок задач, корректировать при необходимости входную и выходную информацию, формы выдачи результатов, их оформление в виде документов. Участие в пробной эксплуатации - это не только форма активного обучения пользователя работе на компьютере, знакомство с программными средствами, но и процесс адаптации пользователя к новым условиям работы, новой технологии, к новой, все более усложняющейся технике. Опыт показывает, что у специалиста должно складываться совершенно иное отношение к работе в условиях АСОИУ, если её создание предусматривает максимально возможный охват автоматизацией функций, выполняемых непосредственно им.
Участие пользователя в создании АСОИУ должно обеспечивать в перспективе как оперативное и качественное решение задач, так и сокращение времени на внедрение новых технологий. При этом происходит активное обучение пользователя, повышается уровень его квалификации как постановщика, разработчика. Все необходимые потребителю навыки работы в новой технологической среде совершенствуются и закрепляются в процессе опытной эксплуатации АСОИУ и последующей работы. Однако для этого пользователь должен быть заранее ознакомлен с методикой проведения обследования объекта, порядком обобщения его результатов. Это ему поможет определить и выделить подлежащие автоматизированной обработке задачи, функции, квалифицированно сделать их постановку.
Современные информационные технологии реально участвуют в жизни современного общества, которая уже немыслима без них. Совершенствование производственного процесса невозможно без постоянного поиска наиболее результативного варианта соотношения количества затраченных ресурсов (входа производственной системы) и количества полученных товаров и услуг (выхода системы). Таким образом, говоря о интенсификации работы производственной системы, нельзя недооценивать управляющие воздействия, которые формируются на основании обработки информации о состоянии системы. От своевременности и точности подобных решений, которую и могут обеспечить современные информационные технологии, напрямую зависит эффективность, а как следствие - выживаемость, любой производственной системы.
В ходе разработки данного дипломного проекта была достигнута цель, заключающаяся в повышении эффективности работы отдела продаж компании ООО «ЖилЭнергоСервис» за счет разработки и внедрения системы информационной поддержки работы. Данная разработка предназначена для автоматизации рабочего места менеджера, выполняющего учет платы за потребленную электроэнергию.
На основе анализа состояния вопроса и используя результаты аналитической работы для достижения выше поставленной цели были решены следующие задачи:
- произведен обзор существующего программного обеспечения;
- произведен обзор современных СУБД;
- произведен обзор современных языков программирования;
- обоснован выбор СУБД;
- разработана серверная часть информационной системы;
- спроектирована база данных;
- построена диаграмма ER-экземпляров;
- построена диаграмма ER-типа;
- построена схема данных;
- разработан алгоритм поиска записей в базе данных по введенным параметрам;
- разработан алгоритм построения графика неисправностей;
- разработан алгоритм работы с документами;
- разработан алгоритм контроля ремонта прибора учета;
- построена блок-схема функционирования алгоритма главного модуля программы;
- разработана функциональная модель;
- обоснован выбор языка программирования;
- разработана программная часть информационной системы;
- разработаны экранные формы;
- разработан программный код.
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.- М.:ВЛАДОС, 1994.-336 с., 58 ил.
2. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред Г.А. Титоренко. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 400 с.
3. Автоматизированное рабочее место для статистической обработки данных./В.В.Шураков, Д.М. Дайитбегов, С.В. Мизрохи, С.В. Ясеновский. - М.: Финансы и статистика,1990.-190 с.
4. Автоматизированная система управления предприятием: Учебное пособие для студентов технических специальностей вузов/ Пуртов С.Г., Смирнов С.В. Одинцова Л.А., Колобов А.А.; Под ред. С.Г. Пуртова.- М.: Высш. школа, 1980. - 192 с., ил
5. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник /М.И. Семенов, И.Т. Трубилин, В.И. Лойко, Т.П. Барановская; Под общ. Ред. Трубилина - М.: Финансы и статистика, 2000.- 416 с.: ил
6. Агеев В.Н., Древс Ю.Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование: Учебное пособие. М.: МГУП, 2003. - 236с.
7. Андреев В.А, Пенкин Г.П. Автоматизированные системы управления предприятием: Учебное пособие.- М.: финансы и статистика, 1981.- 248 с., ил.
8. Арефьев И..Б. и др. Интегрированные АСУ в машиностроении / И.Б.Арефьев, Г.Л. Кезлинг, Б.Л. Кукор - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд- ние, 1988. -224 с.
9. АСУ на промышленном предприятии: Методы создания: Спрвочник/ С.Б. Михалев, Р.С. Седегов, А.С. Гринберг и др. М.: Энергоатомиздат, 1989. - 400 с.
10. Гаврилова Т.А., Червинская К.Р. Извлечение и структурирование знаний в экспертных системах. М.: Радио и связь, 1992
11. Глушков В.М., Валех В.Я. Что такое ОГАС. - М.: Наука, 1981, 160 с.
12. Глушков В.М. Введение в АСУ: Техника, 1972. 319 с.
13. Голенищев Э.П., Клименко И.В. Информационное обеспечение систем управления. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2003. -352 с.
14. Заморин А.Н., Марков А.С. Толковый словарь по вычислительной технике и программированию. Основные термины. - М.: Рус.яз.,1988. -221 с.
15. Зинченко В.П. и др. Инженерная психология. М. Мысль. 1964.
16. Карабутов Н.Н. Информационные технологии в экономике: Учебное пособие / Н.Н. Карабутов. -М.:ЗАО «Издательство «Экономика»; 2002. - 207 с.