Введение 3
Глава I. Специфика создания образа в литературе и на телевидении
1.1. Соотношение понятий «образ» и «телевизионный образ»
в научных исследованиях 7
1.2. Приёмы и способы создания художественного образа
в литературе 15
Глава II. Раскрытие образа персонажей в фильмах Л.Г. Парфёнова
2.1. Жанровое своеобразие и стилистика
в документальных фильмов Л.Г. Парфёнова 37
2.2. Роль личности
в документальных фильмах Л.Г. Парфёнова 51
Заключение 65
Список использованной литературы
Актуальность. Первый документальный фильм Л.Г. Парфенова «Живой Пушкин» вышел в 1999 году, тогда еще было негосударственное НТВ, и многие люди смотрели телевизор, т.к. интернет не был так широко развит. А фильмы «Люся», «Птица Гоголь», «Хребет России» и другие появились уже после его ухода с канала. С тех пор его документальные фильмы стали для многих большим поводом включить телевизор. Как говорит Григорий Ревзин, «лучшее, что бывает в телевизоре, — это Парфенов». Его фильмы одни из самых рейтинговых, они привлекают самых разных зрителей. Например, на предпоказ «Зворыкина Муромца» в кинотеатр пришли Владислав Сурков, Александр Волошин и Борис Акунин.
Как Парфенову удается удерживать зрителей у экранов полуторачасовыми документальными фильмами? Этот вопрос затрагивает предмет содержания общей закономерности всех картин и каждого фильма отдельно. И довольно большое внимание, следует сказать, нужно уделить способам раскрытия, подачи и представления Л.Г. Парфёновым обозреваемых личностей.
Данное исследование является актуальным, поскольку документальные фильмы Л.Г. Парфёнова направлены на полное раскрытие личностей, а не только его профессиональную сторону. Несмотря на то, что у каждого объекта документального фильма есть определённая значимость, будь то учёный, политический деятель или деятель искусства, Л.Г. Парфёнов рассказывает в своих фильмах о человеке в целом. Такой подход к созданию документального кино даёт возможность зрителю увидеть становление главного героя с раннего детства. Факторы, которые повлияли на личность и сделали её значимой. Таким образом, Л.Г. Парфёнов делает документальное кино о личности, а не об отдельной её части.
Необходимо отметить, что очень часто Л.Г. Парфёнов выпускает свои документальные фильмы к особой дате, что придаёт ему ещё большую актуальность. Например, документальный фильм «Глаз божий» вышел к 100- летию Пушкинского музея, «Птица-Гоголь» к 200-летию Николая Васильевича Гоголя и многие другие. Причём, эти фильмы остаются актуальными и до сих пор, как и сами герои этих фильмов. В одном из своих интервью Л.Г. Парфёнов рассказывал, как он пришёл к Константину Эрнсту и предложил снимать фильм о Гоголе. На что Эрнст отметил, что кроме самого Парфёнова об этом никто не помнит. Двухсотлетие Николая Гоголя прошло, но фильм Парфёнова можно и нужно смотреть сегодня. А фильм «Зворыкин-Муромец» открыл нам русского инженера Владимира Зворыкина, основателя телевидения.
За последние пятнадцать лет российское телевидение сильно изменилось: с приходом рыночной экономики телевизионная продукция стала своего рода товаром, появилась конкуренция между каналами, образовались новые типы экранной продукции. В связи со стремительным развитием телевизионных форм документалистики отошли на второй план кинопроизведения неигрового жанра. Но Л.Г. Парфёнову удаётся удерживать зрителей у экранов полуторачасовыми документальными фильмами. Статистические данные показывают, что зрителю интересно смотреть на того или иного героя, ту или иную личность, представленную Леонидом Парфёновым.
Актуальность темы подтверждается также и активным обсуждением фильмов Парфёнова в СМИ. Интервью, новости и рассуждения можно встретить в эфире телевидения, радиостанций, страницах печатных и электронных изданий, в журналах как специализированных, так и новостных.
Степень научной разработанности. По данной проблематике именно с такой формулировкой темы научных работ или учебно-методической литературы крайне мало. В основном, это критические статьи на фильмы Л.Г. Парфёнова. По смежной теме можно отметить труд Хлызовой А.А. «Особенности методики анализа телевизионных образов» и Араповой И.Э. «Специфика телевизионного образа. Постановка проблемы». Из телекритиков, писавших критические статьи на фильмы Л.Г. Парфёнова, можно отметить А. Крижевского, А. Кузовского, А. Никитина, но, в целом, научного осмысления творчества Л.Г. Парфёнова еще не достаточно.
Объект исследования. Документальные фильмы Л.Г. Парфёнова, посвященные деятелям науки и искусства России и мира, вышедшие с 1999¬го по 2017-ый год.
Предмет исследования. Репрезентация личности деятелей науки и культуры в документальных фильмах Л.Г. Парфенова.
Эмпирическую базу исследования составляют документальные фильмы о деятелях науки и культуры Л.Г. Парфёнова: «Живой Пушкин», «Зыкина», «Геннадий Хазанов. Жил-был я», «Ведущий», «Люся», «Вечный Олег», «Современница», «Птица-Гоголь», «Зворыкин-Муромец», «Глаз божий», «Цвет нации».
Цель исследования. Выявить особенность репрезентация личности деятелей науки и культуры в документальных фильмах Л.Г. Парфенова.
Задачи исследования:
1 Изучить уже известные приёмы представления персонажей,
героев и их образов в литературе.
2 Изучить уже известные приёмы представления персонажей,
героев и их образов в кино.
3 Найти приём представления личностей, к которым Л.Г. Парфёнов обращается чаще всего.
4 Рассмотреть отношение автора к обозреваемой личности (положительное, отрицательное или нейтральное).
5 Рассмотреть выборку Л.Г. Парфёнова при поиске информационного повода для своих документальных фильмов.
6 Определить характерные черты авторского стиля Л.Г. Парфенова.
Научная новизна исследования. Новизна данной магистерской диссертации заключается в исследовании одного элемента из системы документальной фильмографии Л.Г. Парфёнова, способ подачи персонажей и донесения их до зрителя.
Методы исследования. Для достижения поставленных целей и задач был использован метод анализа, позволивший изучить данную тему более детально. Также был использован дедуктивный метод, который позволил найти и выявить ключевые особенности и способы репрезентации личностей в фильмах. И сравнительный метод, позволивший сопоставить фильмы Л.Г. Парфёнова между собой.
Методология. Исследования, содержащие историю возникновения документального кино в трудах Д.С. Мережковский, М.С. Каган, Г.Д. Гачев, Л.Н. Джулай. Также научная литература, рассматривающие проблему современного документального кино в России и мире В.В. Учёнова, С.А. Муратова, Г.С. Прожико.
Научно-практическая значимость. Данное исследование может стать предметом научного внимания и последующего обсуждения, а также использоваться в процессе съёмок фильмов молодых начинающих документалистов.
Гипотеза исследования. На основании анализа документальных фильмов Л.Г. Парфенова о деятелях науки и искусства можно выявить авторские особенности создания телевизионного образа, которые обусловлены стремлением автора отразить личность во всей ее полноте.
Структура исследования. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, в каждой по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.
В художественной литературе велико множество способов и приёмов в представлении образа личности. Каждый автор вправе самостоятельно выбрать необходимый ему, исходя из особенности сюжета, или исходя из личных предпочтений. Нет единой формулы, нет более лучших или худших приёмов. Также нет никаких ограничений, в каждом произведении могут сочетаться абсолютно разные образы личностей, которые сложены совершенно по-разному. Наоборот, даже можно сказать, что разнообразие только красит историю, придавая пестроту самой жизни, то есть оживляет её.
В мире художественной литературы можно встретить различных персонажей. Например, они могут отражать вполне реальных людей, обладая тем самым, приземистыми характеристиками, которые понятны практически всем читателям. А есть образы, которые несколько иного типа, которые, наоборот, не близки читателям, но понятны не меньше. Такие персонажи идеализированные, они представляют собой воплощение всего хорошего или всего плохого, и не содержат в себе промежуточные характеристики. Они могут на протяжении всей истории нести в себе определённую идеологию и строго следовать ей. Персонажи могут быть типичными и не типичными, которые понятны и непонятны каждому читателю соответственно.
Любой образ всегда носит индивидуальный характер, он принадлежит конкретному человеку и отражает его представление о действительности, а, следовательно, не претендует на истинное представление о мире, поскольку он всегда субъективен, а также, образ служит одним из способов познания мира, потому что он носит эмоционально окрашенный характер конкретного человека. А специфика документального образа является основой публицистического текста. Основу документального образа на экране составляет единичное, которое преобладает над общим. Человеческое сознание не может полностью отойти от субъективности, оно создаётся отражением действительности, поэтому объективная реальность перестаёт быть таковым. Таким образом, можно говорить, что понятие образа и способ его создания - это некая общая категория, которая служит, как и в абсолютно творческой работе, так и в документальной, потому как принцип восприятия действительности у авторов будет одинаковым.
Процесс создание образа является, прежде всего, поиском связей. Художественная связь вещей и идей отличается своим прямым, непосредственным характером. Она есть сравнение, ассоциация, - то есть свободное, не требующее доказательств и в этом смысле безусловное, аксиоматическое, сразу осуществляемое сближение двух предметов, явлений общества и природы. При создании публицистического образа берутся за основу не только самое интересное и важное, но и происходит переосмысление этого образа, которое происходит через призму опыта или личных черт характера. Точно такой же способ существует и в художественной литературе, где авторы вкладывают в создаваемого персонажа свои наблюдения, мысли или делают прообраз конкретного человека. Но в отличие от художественной литературы у публицистов данный процесс происходит, на подсознательном уровне, поскольку сам жанр не подразумевает сознательной вольной интерпретации.
Во всех документальных фильмах Л.Г. Парфёнова личность занимает центральную позицию и максимально раскрывается для зрителя. В каждом фильме подробно рассказывается не только род деятельности, который и стал причиной создания фильма, но попытка объяснения причины для появления той или иной личности. Л.Г. Парфёнов не столько рассказывает, сколько показывает зрителю героев своих фильмов. Телевизор, прежде всего, смотрят, а уже потом слушают. Наличие картинки - это главная особенность этого средства массовой информации от всех других. И Л.Г. Парфёнов, будучи человеком абсолютно человеком телевизионного формата, использует эту особенность, это преимущество в создании своих фильмов. Но, в основном, так можно говорить потому, что ни в одном из его фильмов нет студийной съёмки. Когда журналист находится в кадре, он обязательно будет на том месте, о котором в данный момент рассказывает, он путешествует со своими героями по значимым местам. Таким образом, зритель не столько слышит о герое фильма, сколько видит его, а Парфёнов выступает в этом как путеводитель, а не рассказчик.
В современности всё большую роль приобретает элемент визуализации, что показывает процесс создания документальных фильмов с большим развлечением, так как текст заменяется изображением. И Л.Г. Парфёнов целиком и полностью следует этой тенденции. Во всех его проектах кадры максимально насыщенны художественными образами, документальная съёмка приобретает визуальными фрагментами фильмов, активно используется компьютерная графика для более качественного оформления. На экране присутствует и сам ведущий, он вместе со своими героями путешествует по всей стране, что придаёт подлинность его словам и ещё больше вовлекает зрителя. При этом и само содержание полностью соответствует с формой подачи - рассказы об исторических фактах соприкасаются с подробностями из личной жизни, присутствуют вкрапления лирических отступлений, которые подтверждают стереотипы зрительского представления.
Всё это, в некотором роде, оживляет героя во время просмотра фильмов Л.Г. Парфёнова. Этому способствуют частые реконструированные сцены с профессиональными актёрами, большое использование компьютерной графики. Но основная заслуга состоит в способе подачи этих личностей зрителю. На протяжении всего фильма Л.Г. Парфёнов пытается доказать важность обозреваемого образа, объясняя его значимость, указывая на его гения и на личностный вклад в развитии какой-либо деятельности. Это ключевая особенность репрезентации личностей автора Л.Г. Парфёнова, определение причастности каждого, создание образа героя, деятельность которого влияет на зрителя.
СПИСОК