Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР НА ТЕЛЕВИЗИОННОМ ЭКРАНЕ (НА ПРИМЕРЕ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ)

Работа №85238

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Региональное телевидение как средство сохранения национальных культур 11
1. Роль регионального телевидения в решении социокультурных
задач 11
2. Функциональное значение национальных социокультурных
программ 17
Глава II Тематическое многообразие программ о народах Поволжья на региональном телевидении как способ развития национальных культур 26
1. Программы, обучающие языку 26
2. Краеведческие программы 30
3. Религиозные программы 32
4. Музыкальные проекты как социокультурное явление 45
5. Литературные проекты 53
Заключение 59
Библиографический список

Актуальность выбранной темы. Вопрос межэтнических отношений в стране и в регионах является одной из первостепенных. Роль регионального телевидения в освещении национальной тематики недостаточно изучена в современной науке. Сложная общественно-политическая обстановка в стране за последние десятилетия негативно сказалась на общечеловеческих ценностях, что, как следствие, отразилась и на российском телевидении, которое стало создавать больше развлекательных программ. Основной целью большинства таких телевизионных продуктов является получение коммерческой выгоды. В период постоянного развития и усовершенствования различных видов технологий меняется и ценностно-смысловые сферы. На голубом экране мало просветительских, исторических программ о народах страны, как на федеральном уровне, так и на региональном. На федеральных каналах, если даже показывают проекты о классиках литературы, то это, несомненно, люди, которые внесли вклад в русскую культуру, существование в сетке вещания таких программ действительно положительное явление, но получается остаются в стороне интересы других национальностей.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в стране проживают представители 193 народов. Они тоже хотят лицезреть своих деятелей литературы, живописи, музыки, наслаждаться их творчеством на федеральных каналах. Поэтому освещение культуры своего народа, экскурс в историю края, пропаганда родного языка, верований и традиций является задачей самого народа, региональных властей, интеллигенции, в частности, журналистов. Обмен опытом, успешными культурными проектами регионов может стать важным шагом в объединении народов. Многое в поведении человека основано на менталитете, традициях и ценностях народа, большой отпечаток оставляет местность, где он проживает. Узнать историю своего народа, своего края, а через это и самого себя может помочь малый экран. Телевидение является мощным инструментом воздействия на общество. Оно имеет диалогичную природу, а общение в аспекте речевого взаимодействия способно манипулировать сознанием человека. Для сохранения национальных культур разных народов и национальностей важно развивать региональное телевидение, которое способно конкурировать с федеральными каналами.
Россия является многонациональной страной. Не менее актуален вопрос толерантности, от способности жить в уважении с другим народом зависит психологический климат в России. Изучаются 3 республики: Татарстан, Чувашия, Марий Эл. Они географически близки; имеют тесные политические, экономические, культурные связи; многонациональное население; государственные языки: русский и национальный (в Татарстане - татарский, Чувашии - чувашский, Марий Эл - марийский (горный и луговой). Однако эти народы, их быт и традиции различаются. Татарский и чувашский языки относят к тюркской языковой группе, марийский к финно-угорской. Не смотря на процесс ассимиляции, люди чтут традиции, отмечают свои праздники. Региональное телевещание является эффективным инструментом в сохранении и развитии национальных культур, религии и языков народов. В эпоху глобализации, когда она воздействует на локальные культуры, необходим комплексный подход по сохранению традиций, обычаев, народных промыслов, истории родного края, для этого необходимо как центральное, так и региональное вещание. В наше время полезно изучить функционирование программ, способствующих сохранению национальной идентичности личности (историко-краеведческие программы; музыкальные проекты; религиозное вещание; телепродукты освещающие национальные праздники и традиции; литературные чтения; передачи, обучающие родному языку и др.).
Степень изученности темы. Теорию телевизионной журналистики исследовали С.А. Муратов, В.Л. Цвик, Я.Н. Засурский, В.В. Егоров и др. В их трудах анализируется влияние телевидения на формирование культуры в стране, на общественное сознание. Телевидение - распространитель политической, культурной, научно-познавательной информации.
Взаимосвязь телевидения и культуры отражены в диссертационных работах С.А. Герасимовой и Н.С. Гегелевой В трудах исследуется, как современное телевидение выполняет свое общественное предназначение - культурно-просветительскую задачу.
В.И. Капустин, Д.В. Яхричев, Л.Г. Акоева, Л.Н. Макаркина, С.К. Зандеева, Ч.Б. Бутылова анализировали современное региональное телевидение, как фактор развития этнической идентичности. В их работах изучены телепрограммы, которые являются своеобразным мостом между народностями. Авторы подчеркивают значимость регионального телевидения в решении вопроса культурного развития общества.
Е.П. Терентьева в диссертационной работе разработала авторскую методику по определению влияния телесообщений на этническую идентичность личности с точки зрения психологии. Она анализирует закономерности влияния СМИ на этническую идентичность русских, затрагивает проблему духовной безопасности нации.
В диссертационных работах исследовали особенности эфирной речи и стиля языка на татарстанском телевидении М.Х. Фатыхова («Особенности функционирования татарской информационной телевизионной речи»), и Г.Л. Ковальчук («Языковые и стилистические особенности телевизионной речи в информационных программах телеканалов Татарстана»). Язык - элемент национальной культуры. Он - проводник между прошлым, настоящим и будущим. В республике Татарстан два государственных языка: русский и татарский. Г.Л. Ковальчук изучила особенности русской речи на малом экране, а М.Х. Фатыхова - татарской.
О процессе становления и развития регионального телевидения в Татарстане, Чувашии и Марий Эл изучены и проработаны в диссертациях Р.В. Даутовой «Становление и развитие телевидения в Татарстане (вторая половина 1950-1985 гг.)», А.А. Данилова «Становление и развитие телевидения в Чувашской республике (1961-2005 гг.): исторический опыт», О.Н. Тихонова «Создание и деятельность Марийского радио и телевидения». В диссертационных работах отражена история становления и развития телевидения в субъектах страны.
В то же время, вопрос специфики программ о культуре народов Поволжья, в частности, русских, татар, чувашей и марийцев, выходящих на региональных телеканалах, исследуется и анализируется впервые.
Целью данной работы является раскрытие процесса (определение специфики) сохранения и развития национальных культур на телевизионном экране (на примере народов Поволжья). Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Установить роль национального телевидения в решении социокультурных проблем;
2. Определить функциональное значение национальных социокультурных программ;
3. Определить тематику программ о народах Поволжья на региональном телевидении;
4. Выявить особенности программ о культуре народов в каждой изучаемой республике.
Хронологические рамки магистерской диссертации охватывают 2014-2016 годы. В Республике Татарстан действует государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014¬2020 годы», где поставлены задачи перед региональным телевидением, в частности, телеканалу «ТНВ», который позиционирует себя как «лицо республики» или «голос республики». Государственная программа финансирует ряд тематических просветительских проектов. Поэтому, на наш взгляд, интересно проследить и сравнить данный аспект в телевещании Татарстана, Чувашии и Марий Эл за этот период времени.
Эмпирическая база работы состоит из вышедших в эфир религиозных, музыкальных, краеведческих, образовательных, литературных программ на телеканалах «Новый век - Татарстан» («ТНВ»), «Россия-1. Татарстан», «Россия-1. Чувашия», «Национальное телевидение Чувашии», «Россия-1. Марий Эл». Однако у марийцев нет своей национальной телекомпании. Выбор этих телеканалов обусловлен тем, что они все являются региональными средствами массовой информации (СМИ), вещают на всей территории своей республики, программы выходят на русском и национальном языках. Несмотря на разнообразие проектов, у них в сетке вещания присутствует просветительские программы, которые прививают уважительное отношение к своей национальной культуре.
Источниками в раскрытии темы стали религиозные программы о православии - «Путь» («ТНВ»), «Дорога к храму» («Россия-1. Чувашия»), «Духовная жизнь - Пехил» («Национальное телевидение Чувашии»), «Преображение» («Россия-1. Марий Эл»); программы об исламе на «ТНВ» - «Актуальный ислам», «Размышление о вере. Путь к Исламу», «Дин вэ хэят», «Нэсыйхэт», «Жомга вэгазе» («Пятничная проповедь»). На «Россия- 1. Марий Эл» передача об исламе- «Изге мечет» («Священная мечеть»).
На наш взгляд, сохраняют и развивают музыкальную самобытность народов Поволжья проекты «Жырлыйк эле» («ТНВ»), «Сиц а миннэн сэлам!» («ТНВ»), «Жохна киче» («ТНВ»), «Музыкаль дистэ» («ТНВ»), «Музыкальная жизнь» («Россия-1. Татарстан»), «Телеюра» («Россия-1. Чувашия»), «Мехел» («Россия-1. Чувашия»), «Юратнаран» («Россия-1. Чувашия»), «Шумсем полек» («Россия-1. Марий Эл»), «Музыкальный калейдоскоп» («Россия-1. Марий Эл»).
Важным звеном, в сохранении национальной культуры, выступает родной язык. На телевизионном экране, обучающих языку, помогающих зрителю увеличить словарный запас, проектов немного. Это на канале «Национальное телевидение Чувашии» - «Учим чувашский», «НаоБУМ»; на «ТНВ» - «Переведи! Татарча ейрэнэбез». Особенно ценны детские программы «Поём и учим татарский язык» («ТНВ») и «Илемпи урокё сем» («Национальное телевидение Чувашии»).
Отдельную категорию источников составляют телевизионные проекты о литературе. Телеканал «ТНВ» популяризирует литературные чтения с помощью проектов: «Без - Тукай оныклары», «Г. Тукайга багышлап», «Литературный марафон», «Тукай урамында». На наш взгляд, раскрывают самобытность народов телепродукты - «Личная библиотека» («Россия-1. Чувашия»), «Литература тё пелё » («Национальное телевидение Чувашии»), «Одэби хэзинэ» («Литературное наследие») («ТНВ»), интересны выпуски, посвящённые современникам литературы, в программе «Замандаш» («Россия-1. Татарстан»). Таким образом, источниками нашего исследования стало большое количество тематических программ, так как изучаемая тема обширна. Национальная культура состоит из множества компонентов: это и религия, музыка, язык, литература и много другое.
Объект и предмет исследования.
Объектом данного исследования стали программы о традициях народов Поволжья на региональных телеканалах Татарстана, Чувашии, Марий Эл. Предметом исследования является (процесс) специфика сохранения и развития национальных культур на телевизионном экране (на примере народов Поволжья).
Методологической основой магистерской работы являются общенаучные методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ содержания программ телевещания, позволяющий исследовать контент региональных телеканалов, в зависимости от языковой принадлежности; сравнительно-описательный анализ, способствующий изучению общих закономерностей и особенностей национального вещания. В процессе работы также были использованы методы наблюдения, изучения документов.
Теоретико-методологической базой для данного исследования послужили работы авторов: по теории телевидения - С.А. Муратова, В.Л. Цвика ; культурологии - П.С. Гуревича, В.М. Розина, А.С. Кармина и др. ; этносоциологии - Ю.В. Бромлея.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследований будут полезны руководителям региональных телекомпаний, журналистам, работающим в национальных двуязычных телеканалах; при изучении межнациональных отношений; проблематики национального телевидения.
Новизна работы заключается в том, что выявлены специфические черты программ национальной тематики, сравнена подача материала в разных республиках. Предпринята попытка изучения роли регионального телевидения в сохранении и развитии национальных культур народов Поволжья на современном этапе.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Телевидение и общество-2016».
Структура работы магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и научной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате решения поставленных в диссертационной работе задач были сделаны следующие выводы:
1. Региональное телевидение играет важную роль в решении социокультурных проблем: помогает сохранить этнические культуры, самобытность народов. Республиканские каналы зрителю предлагают передачи о культурной жизни своего региона, религии, истории, традициях народов, музыкальные проекты на национальном языке, выпуски о судьбах соотечественников, проживающих за пределами родного края и страны. Анализ региональных каналов показал большую долу программ культурно-просветительского характера. Разнообразие жанров и форматов передач на региональных каналах также привлекают зрительскую аудиторию.
2. Региональные передачи - это основной элемент в системе
коммуникаций. Они соединяют зрителей субъекта на основе культурных ценностей и традиций. Это источник развлечений, знаний о культуре коренного народа. Создание программ на региональном уровне дало возможность выражать интересы местной аудитории. В передачах реализуются информационная, культурно-просветительская,
интегративная, образовательная, рекреативная функции. Как и передачам на центральных каналах, региональным программа присуща многофункциональность. Например, музыкальное ток-шоу на национальном языке, выполняет и рекреативную и культурно¬просветительскую функции.
3. На региональном телевидении широкий спектр тематических программ о народах Поволжья. Это краеведческие передачи «Без тарихта эзлебез» (ТНВ), «Я люблю Чувашию», которые знакомят зрителей с историей края, показывают широту географии. Региональное телевидение освещает религиозные мероприятия, выходят тематические программы. В Татарстане основная масса программ выходят на «ТНВ-Татарстан»: «Актуальный Ислам», «Дин вэ хэят» («Религия и жизнь»), «Нэсыйхэт» («Наставление»), «Размышление о вере. Путь к Исламу», «ЖДмга вэгазе» («Пятничная проповедь»). Анализируя программы религиозной направленности в трех республиках, пришли к следующим выводам: подобные программы выходят на государственных телеканалах, коммерческие организации в них не заинтересованы. Музыкальные проекты также развивают кругозор зрителя, помогают узнать культуру своего народа. Литературные проекты (чтецкие программы, спектакли по произведениям писателей, биографические телематериалы, интервью с писателями) знакомят с национальной литературой. Внимание уделяется и изучению родного языка.
4. В каждой изучаемой республике есть свои особенности в программах о культуре коренных народов. За изучаемый период по сравнению с чувашскими и марийскими телеканалами, в татарстанском телевидении большое внимание было уделено литературным проектам. 2014 год в стране был объявлен годом культуры, а 2015-й - годом литературы. На канале ТНВ вышли чтецкие программы: «Без - Тукай оныклары», «Тукайга багышлап», «Литературный марафон», «Тукай урамында». Также популярны в читающих кругах программы «Личная библиотека» («Россия-
1. Чувашия»), «Литература тё пелё» («Национальное телевидение Чувашии»), «Одэби хэзинэ» («Литературное наследие») («ТНВ»). 92,75



1. Акоева Л.Г. Просветительское телевидение в полиэтническом регионе (на материалах республики Северная Осетия-Алания). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2006. - 27 с.
2. Беликов В.И. Социолингвистика. - М., 2002;
3. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история,
современность. - М.: Изд-во «НАУКА», 1987;
4. Бутылова Ч.Б. Телевидение в процессе социокультурной модернизации Республики Тыва. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2007. - 25 с.
5. Гегелева Н.С. Культурно-просветительская миссия телевидения: Автореф. дис. ... док. филол. наук. М., 2012 - 27 с.
6. Герасимова С.А. Телевидение как средство формирования культурных ценностей личности: Автореф. дис. . канд. культурологии. СПб., 2000;
7. Гринкевич В. П. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, 2003 №1;
8. Гуревич П.С. Культурология. - М.: Гардарики, 2001;
9. Данилов А.А. «Становление и развитие телевидения в Чувашской (1961-2005 гг.): исторический опыт». Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2006;
10. Даутова Р.В. «Становление и развитие телевидения в Татарстане (вторая половина 1950-1985 гг.)». Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2004;
11. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. М.: МНЭПУ, 1992;
12.Засурский Я.Н. Средства массовой информации России. М., 2006;
13.Зандеева С.К. Национальное телевещание как фактор развития этнической идентификации бурят (на материалах Республики Бурятия). Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2014;
14. Капустин В.И. Средства массовой информации в регулировании межнациональных и межконфессиональных отношений (на примере Оренбургской области). Автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2002;
15. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб.: Питер, 2008.
16. Ковальчук Г.Л. Языковые и стилистические особенности
телевизионной речи в информационных программах телеканалов Татарстана (на материале информационных выпусков 2002-2007 гг.). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2008;
17. Макаркина Л.Н. Телевизионная коммуникация в этнокультурном пространстве региона в условиях общественной трансформации (на примере национального вещания Республики Мордовия). Автореф. дис. . канд. филол. наук. Казань, 2010;
18. Муратов С.А. ТВ: легенды и мифы. - Искусство кино, 2004, №9;
19. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Аспект-пресс, 2003;
20. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2002. - с. 366; (23пункт)
21. Познер В.В. Обращение президента Академии Российского Телевидения к тележурналистам региона / ТЭФИ. Вып. 1(4).1998. - с. 14.
22. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Изд-во «РИП- холдинг», 2001;
23. Телевизионная журналистика. / под. ред. Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я. Юровского. - М.: Высшая школа, 2002;
24. Терентьева Е.В. Влияние телевизионных сообщений на этническую идентичность личности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005;
25. Тихонов О.Н. «Создание и деятельность Марийского радио и телевидения». Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 1995;
26. Фатыхова М.Х. Особенности функционирования татарской информационной телевизионной речи. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2011;
27. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М., 2004. - 382 с.
28. Шерстобаева Е.А. Музыкальное телевидение: программные и
структурно-функциональные особенности. Автореф. канд. филол. наук. - М., 2009;
29. Яхричев Д.В. Историко-краеведческая тематика как средство
актуализации этнической общности (на примере телевидения Вологодской области). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2009;
Источники
30. Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016);
31. Постановление Кабинета Министров №794 от 25.10.2013 «Об утверждении государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы»;
Интернет-ресурсы
32. Официальный сайт телеканала ГТРК «Марий Эл» URL:
http: //www.gtrkmariel .ru/authors-tv/transformation/ (дата обращения
20.11.2016г.);
33. Официальный сайт телеканала «Россия-1» URL:
http://russia.tv/brand/show/brand id/59575(дата обращения 5.08.2016_г.);
34.Официальный сайт телеканала «Татарстан - Новый век» URL: http://tnv.ru/main/okompanii/(дата обращения: 17.11.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ