Введение 3
1 Теоретические аспекты принципа демократизма и прав граждан обеспечивающих его реализацию 6
2 Теоретические аспекты электронного правительства и его роли как гарантии принципа демократизма 14
3 Электронное правительство как гарантия реализации прав граждан (основных для принципа демократизма) 24
Заключение 33
Список использованных источников 35
Специалисты указывают на важность более четкой идентификации основных субъектов электронного взаимодействия – государства и общества, определение значимости вовлечения граждан, как агента влияния на процессы трансформации в стране. Именно проблема получения обратной связи, в том числе организация системы обращения граждан на официальные порталы органов власти, находит отражение в исследовательских проектах, как в России, так и за рубежом. В научной среде такие варианты управления получили название «электронное правительство». Это способы обеспечения равного доступа граждан к участию в принятии ключевых решений в жизни своей страны, региона или города.
Стоит отметить, что концепция «электронного правительства» возникла не так давно. В связи с этим она не получила еще целостного понимания и осмысления в науке. Однако вообще словосочетанию «электронное правительство» посвящено немало работ, где исследуются сама дефиниция, ее признаки и значение для развития государства. Естественно в ряде из этих работ приводятся также рекомендации по улучшению внедрения электронного правительства.
Электронное управление является одним из инструментов развития информационного общества, внедрение которого будет способствовать созданию условий для открытого и прозрачного публичного управления. Открытость, прозрачность и честность публичного администрирования является залогом формирования правовой и демократической страны, построенной на европейских ценностях. Все это собственно и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. За последние годы теме «электронного правительства» было уделено немало внимания.
В исследование вопросов электронного правительства внесли свой вклад многие современные отечественные ученые и специалисты. К ним относятся: С.С. Алексеев, Е.П. Беляров, Л.А. Василенко, А.Г. Галкин, Д.В. Горожанкина, Г.И. Зверева, В.В. Зотов, А.А. Кайсаров, А.А. Ки-Юан, М.Ф. Косолапов, П.М. Курдюк, Н.В. Лаврик, Т.Н. Литвинова, Е.В. Маневский, Ю.Л. Медведев, А.С. Пермякова, А.А. Сидорова, А.С. Скрыпник, Л.В. Сморгунов, Д.В. Спиваченко, В.В. Сулимин, А.М. Тарасенко и др.
Все выше изложенное определяет актуальность и выбор темы настоящего исследования. Исходя из всего выше сказанного, мы определяем в качестве объекта исследования общественные отношения, складывающиеся в процессе развития электронного правительства.
Предметом исследования выступает электронное правительство как гарантия принципа демократизма и реализации прав граждан.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является комплексное исследование электронного правительства как гарантии принципа демократизма.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты принципа демократизма и прав граждан обеспечивающих его реализацию;
– изучить теоретические аспекты электронного правительства и его роли как гарантии принципа демократизма;
– проанализировать электронное правительство как гарантию реализации прав граждан (основных для принципа демократизма).
Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования являются методы общенаучного познания, применяемые при проведении исследований, такие как: диалектический метод, формально-логический, метод перехода от общего к частному. Также использованы методы частных наук, такие как сравнительный, исторический.
Информационная база. Теоретической основой написания курсовой работы послужили труды отечественных авторов по теме исследования, научные статьи из периодической печати. При подготовке исследования также использовались официальные данные из интернет-источников.
Структура курсовой работы. Работа включает введение, 3 главы, заключение, список использованных источников.
Государство, в котором юридически закреплён и реализуется на практике демократический политический режим, создаёт для своих граждан реальные возможности для самореализации, влияния на его внешнюю и внутреннюю политику. Однако, демократическое развитие может существовать лишь тогда, когда гражданское общество займет активную позицию, начнет активно участвовать в политической жизни страны и станет истинным источником власти.
В начале XXI началось активное развитие информационно-телекоммуникационных, а затем и цифровых технологий, что обусловило качественные изменения системы публичного управления. Повышение эффективности и прозрачности её деятельности преимущественно связывали с развитием концепций «электронного правительства» и «электронной демократии».
В рамках проводимой административной реформы во многих странах мира в управленческой практике органов власти широко используется именно концепция «электронного правительства». Однако нет единой концепции формирования и развития элементов электронного правительства. Возможно отметить только отдельные критерии, с помощью которых возможно реализовать эффективные способы взаимодействия человека и гражданина с государством посредством механизмов электронного правительства.
На сегодняшний день электронное правительство во многих государствах с развитыми политико-правовыми институтам представляет собой способ предоставления информации и оказания услуг, которые уполномочены оказывать государственные органы как частным, так и публичным субъектам. Ее сущность заключается в уменьшении уровня личного и непосредственного взаимодействия те субъектов, которым необходимы государственные услуги с государственными органами, которые эти услуги осуществляет.
Основная идея – это предоставление гражданам и бизнесу набора государственных услуг посредством Интернета, сведя к минимуму личное взаимодействие людей с органами власти. Учитывая масштабы страны и количество ведомств, с которыми приходится сталкиваться гражданам в повседневной жизни данная задача является очень важной, поскольку «электронное правительство» способствует государственным структурам более эффективно и результативно достигать поставленных целей и задач, а так же упрощать этапы формирования взаимодействий с обществом. Отсюда можно сделать вывод, что становление и развитие «электронного правительства» является приоритетной деятельностью для всех стран.
1. Алексеев С.С. Демократические реформы и Конституция. Научно-публицистические заметки / С.С. Алексеев // Вестник Гуманитарного Универ-ситета. – № 2 (29). – 2020. – С. 23-59.
2. Беляров Е.П. Проблемы внедрения системы электронного управле-ния и электронного правительства / Е.П. Беляров // Научный журнал. – 2021. – № 7(62). – С. 28-29.
3. Василенко Л.А. Использование потенциала социальных медиа в ста-новлении участвующего управления / Л.А. Василенко, В.В. Зотов, С.А. За-харова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Со-циология. – 2020. - № 20 (4). – С. 864-876.
4. Галкин А.Г. Электронное правительство: анализ зарубежных прак-тик интеграции / А.Г. Галкин, А.А. Еникеев, М.М. Пастухов // Ученые запис-ки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юриди-ческие науки. – 2021. – Т. 7. – № 1. – С. 11-15.
5. Горожанкина Д.В. Демократия как утопия современного общества / Д.В. Горожанкина, С.С. Горячев, Е.В. Кокшаров // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 3(195). – С. 9-11.
6. Зверева Г.И. Концепции «платформенного общества» в современных социокультурных исследованиях / Г.И. Зверева // Вестник РГГУ. Серия: Ли-тературоведение. Языкознание. Культурология. – 2019. – № 8. – С. 161-171.
7. Зотов В.В. Информационно-аналитические платформы как основа цифровизации общества / В.В. Зотов // Труды 63-й Всероссийской научной конференции МФТИ. Гуманитарные науки и педагогика. М.: МФТИ, 2020. – С.71-72.
8. Зотов В.В. Цифровизация публичного управления: электронная де-мократия vs электронное правительство / В.В. Зотов, В.М. Захаров, В.А. Са-прыка // Nomothetika: Философия. Социология. Право. – 2021. – Т. 46. – № 2. – С. 250-262.
9. Кайсаров А.А. Электронное правительство и граждане: эмпириче-ское исследование взаимодействия на официальном портале в Санкт-Петербурге / А.А. Кайсаров, В.П. Кайсарова, Е.А. Васильева // Управленче-ское консультирование. – 2021. – № 12(156). – С. 48-69.
10. Ки-Юан А.А. Развитие электронного правительства в мире / А.А. Ки-Юан // Cognitio rerum. – 2022. – № 3. – С. 16-21.
11. Косолапов М.Ф. Принцип демократии: транснациональное изме-рение / М.Ф. Косолапов // Правовая политика и правовая жизнь. – 2020. – № 3. – С. 35-43.
12. Курдюк П.М. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению избирательных прав жителей муниципального образования / П.М. Курдюк, И.В. Упоров, А.С. Архиреева // Общество и право. – 2019. – № 3 (69). – С. 156-159.
13. Лаврик Н.В. Электронная демократия: мировой опыт / Н.В. Лав-рик // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2017. – № 23(2). – С. 67-75.
14. Литвинова Т.Н. Развитие электронного правительства в России: проблемы и перспективы / Т.Н. Литвинова // Право и управление. XXI век. – 2018. – № 3 – С. 60-68.
15. Маневский Е.В. Факторы развития электронной демократии в со-временном обществе / Е.В. Маневский // Политика и общество. – 2019. – № 2. – С. 15-20.
16. Медведев Ю.Л. Экспорт демократии через призму международ-ного права / Ю.Л. Медведев // Проблемы права: теория и практика. – 2021. – № 53. – С. 160-169.
17. Пермякова А.С. Особенности развития электронной демократии в Российской Федерации / А.С. Пермякова, А.С. Платонов, Е.А. Юмаев // Уче-ные записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадско-го. Философия. Политология. Культурология. – 2019. – № 5 (1). – С. 104-116.
18. Сидорова А.А. Электронное правительство: учебник и практикум для вузов / А.А. Сидорова. – М.: Юрайт, 2020. – 166 с.
19. Скрыпник А.С. Проблемные аспекты принципа демократизма в России / А.С. Скрыпник, О.Ю. Костенко // Верховенство права: человек в государстве: сборник научных статей, докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ижевск, 24 октября 2019 года. – Ижевск: Ижевский институт (филиал) федерального государ-ственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста Рос-сии)», 2019. – С. 511-515.
20. Сморгунов Л.В. Патртисипаторная государственная управляе-мость: платформы и сотрудничество / Л.В. Сморгунов // Власть. – 2019. – № 27 (5). – С. 9-19.
21. Спиваченко Д.В. Электронное обеспечение прав человека в эпоху цифровизации / Д.В. Спиваченко // Актуальные проблемы юриспруденции в условиях цифровизации общества: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции c международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов, Симферополь, 11 но-ября 2021 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2021. – С. 230-234.
22. Сулимин В.В. Электронное правительство: история и сущность / В.В. Сулимин // Московский экономический журнал. – 2020. – № 6. – С. 872-879.
23. Тарасенко А.М. Парадоксы демократии: история и современность / А.М. Тарасенко // Наука и Образование. – 2021. – Т. 4. – № 1.
24. Философия: Энциклопедический словарь. / Под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – 1072 с.
25. Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г. Принят резолю-цией 60/1 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 сентября 2005 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/outcome2005.shtml (дата обращения: 29.03.2022).
26. Примаков Е.М. Экспорт демократии / Е.М. Примаков // Россия в современном мире: прошлое, настоящее, будущее (Сборник) [Электронный ресурс]. – URL: https://pub.wikireading.ru/hbswqaSKDT (дата обращения: 29.03.2022).
27. Рейтинг стран мира по индексу развития электронного прави-тельства / Гуманитарный портал [Электронный ресурс]. – URL: https://gtmarket.ru/ratings/e-governmentdevelopment-index (дата обращения: 29.03.2022).
28. Рейтинг стран по уровню развития электронного правительства» [Электронный ресурс]. – URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/e-government (дата обращения: 29.03.2022).