Формирование представлений о глаголе на уроке русского языка в 3 классе (Методика обучения и воспитания)
|
В работе проанализированы УМК Т.Г. Рамзаевой и УМК «Школа России».
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЛАГОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ 6
1.1 Формирование морфологических понятий у младших школьников 6
1.2 Методические основы формирования представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников 12
Вывод по первой главе 20
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ПРАКТИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЛАГОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ 21
2.1 Критерии, показатели, уровни и диагностические задания для определения сформированности представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников 21
2.2 Опыт работы педагогов по формированию представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников 23
Вывод по второй главе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЛАГОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ 6
1.1 Формирование морфологических понятий у младших школьников 6
1.2 Методические основы формирования представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников 12
Вывод по первой главе 20
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ПРАКТИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЛАГОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ 21
2.1 Критерии, показатели, уровни и диагностические задания для определения сформированности представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников 21
2.2 Опыт работы педагогов по формированию представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников 23
Вывод по второй главе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
Грамматика – самый обширный раздел курса русского языка. И самый значительный: именно грамматика представляет язык в действии, в закономерностях его развития. Грамматика включает в себя морфологию – науку о способах выражения грамматических значений через формы слова, и синтаксис – науку о связи слов в словосочетаниях и предложениях и общем строе речи.
В курсе морфологии в начальной школе изучают части речи и их изменение. В этом большом разделе выделяются три глобальных темы: имя существительное, имя прилагательное и глагол, которые представлены в том или ином виде в каждом классе.
Одно из центральных мест при изучении частей речи по праву принадлежит глаголу, так как глагол является одной из самых употребимых частей речи. В лингвометодической науке исследованием свойств глагола занимались многие ученые с древнейших времен вплоть до современности.
Исследованиями в этой области занимались видные отечественные ученые В.В. Виноградов, А.М. Пешковский, А.А. Потебня, М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев и другие. В современной методической науке различные аспекты изучения глагола младшими школьниками нашли отражение в работах Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова, А.В. Полякова, Т.Г. Рамзаевой, Н.С. Рождественского, О.В. Сосновской и других.
Как часть речи глагол характеризуется большим семантическим богатством. Кроме разнообразия лексических значений, глагол представляет собой соединение разнообразных грамматических категорий и форм. В начальной школе ученики узнают, что такое глагол, что он изменяется по временам, лицам, родам, то в состав глагольных форм входят спрягаемые и неспрягаемые глаголы.
Как видим, лингвистические особенности глагола представляют собой известную сложность, в этой связи младшие школьники знакомятся лишь с некоторыми из них. В процессе изучения темы «Глагол» дети могут допускать ошибки при образовании временных форм глагола, при определении спряжения и т.д.
Исследование по изучению темы «Глагол» определяется важностью данного раздела в системе обучения русскому языку, и особенно на начальной ступени обучения.
Анализ письменных работ младших школьников показывает, что большинство грамматико-орфографических ошибок дети допускают в правописании глаголов, что свидетельствует о том, что необходимы дальнейшие усилия в оптимизации обучения правописанию глагольных форм.
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью совершенствования методики изучения темы «Глагол» в начальной школе.
Цель исследования заключается в том, чтобы теоретически обосновать актуальность формирования представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников.
Объект исследования – процесс формирования морфологических понятий у младших школьников.
Предмет исследования – формирование представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников.
Исходя из цели бьɪли сформулированьɪ следующие задачи исследования:
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования морфологических понятий у младших школьников в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Раскрыть основные формы и методы формирования представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников.
3. Провести обзор современных программ начального образования по проблеме исследования.
4. Подобрать диагностику для изучения сформированности представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников.
5. Описать опыт работы педагогов по представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников.
Методологической основой исследования явились Написать.
положения по формированию морфологических понятий у младших школьников (В.В. Виноградов, А.М. Пешковский, А.А. Потебня, М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев).
труды по формированию представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников (Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова, А.В. Полякова, Т.Г. Рамзаевой, Н.С. Рождественского, О.В. Сосновской).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, обобщение.
Практическая значимость: материал по формированию представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников может быть рекомендован для внедрения в практику работы начальной школы.
Структура работы – данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В курсе морфологии в начальной школе изучают части речи и их изменение. В этом большом разделе выделяются три глобальных темы: имя существительное, имя прилагательное и глагол, которые представлены в том или ином виде в каждом классе.
Одно из центральных мест при изучении частей речи по праву принадлежит глаголу, так как глагол является одной из самых употребимых частей речи. В лингвометодической науке исследованием свойств глагола занимались многие ученые с древнейших времен вплоть до современности.
Исследованиями в этой области занимались видные отечественные ученые В.В. Виноградов, А.М. Пешковский, А.А. Потебня, М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев и другие. В современной методической науке различные аспекты изучения глагола младшими школьниками нашли отражение в работах Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова, А.В. Полякова, Т.Г. Рамзаевой, Н.С. Рождественского, О.В. Сосновской и других.
Как часть речи глагол характеризуется большим семантическим богатством. Кроме разнообразия лексических значений, глагол представляет собой соединение разнообразных грамматических категорий и форм. В начальной школе ученики узнают, что такое глагол, что он изменяется по временам, лицам, родам, то в состав глагольных форм входят спрягаемые и неспрягаемые глаголы.
Как видим, лингвистические особенности глагола представляют собой известную сложность, в этой связи младшие школьники знакомятся лишь с некоторыми из них. В процессе изучения темы «Глагол» дети могут допускать ошибки при образовании временных форм глагола, при определении спряжения и т.д.
Исследование по изучению темы «Глагол» определяется важностью данного раздела в системе обучения русскому языку, и особенно на начальной ступени обучения.
Анализ письменных работ младших школьников показывает, что большинство грамматико-орфографических ошибок дети допускают в правописании глаголов, что свидетельствует о том, что необходимы дальнейшие усилия в оптимизации обучения правописанию глагольных форм.
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью совершенствования методики изучения темы «Глагол» в начальной школе.
Цель исследования заключается в том, чтобы теоретически обосновать актуальность формирования представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников.
Объект исследования – процесс формирования морфологических понятий у младших школьников.
Предмет исследования – формирование представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников.
Исходя из цели бьɪли сформулированьɪ следующие задачи исследования:
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования морфологических понятий у младших школьников в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Раскрыть основные формы и методы формирования представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников.
3. Провести обзор современных программ начального образования по проблеме исследования.
4. Подобрать диагностику для изучения сформированности представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников.
5. Описать опыт работы педагогов по представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников.
Методологической основой исследования явились Написать.
положения по формированию морфологических понятий у младших школьников (В.В. Виноградов, А.М. Пешковский, А.А. Потебня, М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев).
труды по формированию представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников (Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова, А.В. Полякова, Т.Г. Рамзаевой, Н.С. Рождественского, О.В. Сосновской).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, обобщение.
Практическая значимость: материал по формированию представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников может быть рекомендован для внедрения в практику работы начальной школы.
Структура работы – данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
С первых уроков учащиеся получают элементарные общие сведения о системе частей речи русского языка, а затем переходят к изучению каждой из предусмотренной программой лексико-грамматической категории слов и присущих ей морфологических признаков.
Изучение глагола значительно продвигает речевое развитие учащихся. Глагол обозначает не просто действие, а действие как активный процесс. Он выражает движение, развитие и сообщает высказыванию конкретность, динамичность, энергию. A.M. Пешковский писал, что «глаголы – это какие-то «живые» слова, оживляющие все, к чему они приложены».
Особенности методики изучения глагола состоит в последовательной работе над этой частью речи, соблюдении связи между разделами. Объем программного материала, приемы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников.
Глагол изучается, начиная с начальной школы и заканчивая в среднем звене, но качество знаний об этой части речи остается низким даже в вузе. В арсенале ученых, методистов русского языка, учителей-практиков имеется множество приемов изучения названной части речи, но результаты обучения русскому языку, в частности всех сторон морфологической единицы – глагола, не формируют систему знаний, а значит, умений и навыков использования глагола в коммуникативных целях при составлении устных и письменных высказываний учащимися.
В ходе практического этапа исследования были проанализированы программные требования к изучению представлений о глаголе в третьем классе и на их основе разработаны критерии, показатели и диагностические задания для определения уровня сформированности представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников.
С целью изучения опыта работы педагогов по теме исследования мы проанализировали некоторые УМК по русскому языку, которые наиболее часто используются в начальной школе. Это УМК Т.Г. Рамзаевой и УМК «Школа России».
При распределении программного материала по классам учитывается, прежде всего внутреннюю логику самого учебного предмета, те связи и зависимости между отдельными сторонами (подсистемами) языка, его категориями, а также принимаются во внимание возрастные особенности детей 7-10 лет, особенности их познавательной деятельности. Изучение темы «Глагол» построено в определенной системе. Работа над глаголом в III классе представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению со II классом является знакомство с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов
Изучение глагола значительно продвигает речевое развитие учащихся. Глагол обозначает не просто действие, а действие как активный процесс. Он выражает движение, развитие и сообщает высказыванию конкретность, динамичность, энергию. A.M. Пешковский писал, что «глаголы – это какие-то «живые» слова, оживляющие все, к чему они приложены».
Особенности методики изучения глагола состоит в последовательной работе над этой частью речи, соблюдении связи между разделами. Объем программного материала, приемы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников.
Глагол изучается, начиная с начальной школы и заканчивая в среднем звене, но качество знаний об этой части речи остается низким даже в вузе. В арсенале ученых, методистов русского языка, учителей-практиков имеется множество приемов изучения названной части речи, но результаты обучения русскому языку, в частности всех сторон морфологической единицы – глагола, не формируют систему знаний, а значит, умений и навыков использования глагола в коммуникативных целях при составлении устных и письменных высказываний учащимися.
В ходе практического этапа исследования были проанализированы программные требования к изучению представлений о глаголе в третьем классе и на их основе разработаны критерии, показатели и диагностические задания для определения уровня сформированности представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников.
С целью изучения опыта работы педагогов по теме исследования мы проанализировали некоторые УМК по русскому языку, которые наиболее часто используются в начальной школе. Это УМК Т.Г. Рамзаевой и УМК «Школа России».
При распределении программного материала по классам учитывается, прежде всего внутреннюю логику самого учебного предмета, те связи и зависимости между отдельными сторонами (подсистемами) языка, его категориями, а также принимаются во внимание возрастные особенности детей 7-10 лет, особенности их познавательной деятельности. Изучение темы «Глагол» построено в определенной системе. Работа над глаголом в III классе представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению со II классом является знакомство с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов
Подобные работы
- Формирование активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Формирование активного словаря у обучающихся с умственной
отсталостью на уроках русского языка в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Реализация дифференцированного обучения на уроках русского языка в средней школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2024



