Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование представлений о глаголе на уроке русского языка в 3 классе (Методика обучения и воспитания)

Работа №85193

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы34
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


В работе проанализированы УМК Т.Г. Рамзаевой и УМК «Школа России».
Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЛАГОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ 6
1.1 Формирование морфологических понятий у младших школьников 6
1.2 Методические основы формирования представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников 12
Вывод по первой главе 20
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ПРАКТИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЛАГОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ 21
2.1 Критерии, показатели, уровни и диагностические задания для определения сформированности представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников 21
2.2 Опыт работы педагогов по формированию представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников 23
Вывод по второй главе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35


Грамматика – самый обширный раздел курса русского языка. И самый значительный: именно грамматика представляет язык в действии, в закономерностях его развития. Грамматика включает в себя морфологию – науку о способах выражения грамматических значений через формы слова, и синтаксис – науку о связи слов в словосочетаниях и предложениях и общем строе речи.
В курсе морфологии в начальной школе изучают части речи и их изменение. В этом большом разделе выделяются три глобальных темы: имя существительное, имя прилагательное и глагол, которые представлены в том или ином виде в каждом классе.
Одно из центральных мест при изучении частей речи по праву принадлежит глаголу, так как глагол является одной из самых употребимых частей речи. В лингвометодической науке исследованием свойств глагола занимались многие ученые с древнейших времен вплоть до современности.
Исследованиями в этой области занимались видные отечественные ученые В.В. Виноградов, А.М. Пешковский, А.А. Потебня, М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев и другие. В современной методической науке различные аспекты изучения глагола младшими школьниками нашли отражение в работах Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова, А.В. Полякова, Т.Г. Рамзаевой, Н.С. Рождественского, О.В. Сосновской и других.
Как часть речи глагол характеризуется большим семантическим богатством. Кроме разнообразия лексических значений, глагол представляет собой соединение разнообразных грамматических категорий и форм. В начальной школе ученики узнают, что такое глагол, что он изменяется по временам, лицам, родам, то в состав глагольных форм входят спрягаемые и неспрягаемые глаголы.
Как видим, лингвистические особенности глагола представляют собой известную сложность, в этой связи младшие школьники знакомятся лишь с некоторыми из них. В процессе изучения темы «Глагол» дети могут допускать ошибки при образовании временных форм глагола, при определении спряжения и т.д.
Исследование по изучению темы «Глагол» определяется важностью данного раздела в системе обучения русскому языку, и особенно на начальной ступени обучения.
Анализ письменных работ младших школьников показывает, что большинство грамматико-орфографических ошибок дети допускают в правописании глаголов, что свидетельствует о том, что необходимы дальнейшие усилия в оптимизации обучения правописанию глагольных форм.
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью совершенствования методики изучения темы «Глагол» в начальной школе.
Цель исследования заключается в том, чтобы теоретически обосновать актуальность формирования представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников.
Объект исследования – процесс формирования морфологических понятий у младших школьников.
Предмет исследования – формирование представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников.
Исходя из цели бьɪли сформулированьɪ следующие задачи исследования:
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования морфологических понятий у младших школьников в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Раскрыть основные формы и методы формирования представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников.
3. Провести обзор современных программ начального образования по проблеме исследования.
4. Подобрать диагностику для изучения сформированности представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников.
5. Описать опыт работы педагогов по представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников.
Методологической основой исследования явились Написать.
 положения по формированию морфологических понятий у младших школьников (В.В. Виноградов, А.М. Пешковский, А.А. Потебня, М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев).
 труды по формированию представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников (Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова, А.В. Полякова, Т.Г. Рамзаевой, Н.С. Рождественского, О.В. Сосновской).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, обобщение.
Практическая значимость: материал по формированию представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников может быть рекомендован для внедрения в практику работы начальной школы.
Структура работы – данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С первых уроков учащиеся получают элементарные общие сведения о системе частей речи русского языка, а затем переходят к изучению каждой из предусмотренной программой лексико-грамматической категории слов и присущих ей морфологических признаков.
Изучение глагола значительно продвигает речевое развитие учащихся. Глагол обозначает не просто действие, а действие как активный процесс. Он выражает движение, развитие и сообщает высказыванию конкретность, динамичность, энергию. A.M. Пешковский писал, что «глаголы – это какие-то «живые» слова, оживляющие все, к чему они приложены».
Особенности методики изучения глагола состоит в последовательной работе над этой частью речи, соблюдении связи между разделами. Объем программного материала, приемы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников.
Глагол изучается, начиная с начальной школы и заканчивая в среднем звене, но качество знаний об этой части речи остается низким даже в вузе. В арсенале ученых, методистов русского языка, учителей-практиков имеется множество приемов изучения названной части речи, но результаты обучения русскому языку, в частности всех сторон морфологической единицы – глагола, не формируют систему знаний, а значит, умений и навыков использования глагола в коммуникативных целях при составлении устных и письменных высказываний учащимися.
В ходе практического этапа исследования были проанализированы программные требования к изучению представлений о глаголе в третьем классе и на их основе разработаны критерии, показатели и диагностические задания для определения уровня сформированности представлений о глаголе на уроках русского языка у третьеклассников.
С целью изучения опыта работы педагогов по теме исследования мы проанализировали некоторые УМК по русскому языку, которые наиболее часто используются в начальной школе. Это УМК Т.Г. Рамзаевой и УМК «Школа России».
При распределении программного материала по классам учитывается, прежде всего внутреннюю логику самого учебного предмета, те связи и зависимости между отдельными сторонами (подсистемами) языка, его категориями, а также принимаются во внимание возрастные особенности детей 7-10 лет, особенности их познавательной деятельности. Изучение темы «Глагол» построено в определенной системе. Работа над глаголом в III классе представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению со II классом является знакомство с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов



1. Алексеева Т. «Понятие о глаголе как части речи»//Начальная школа: Приложение к газете «Первое сентября». –2000. – №9 – с.7-9.
2. Вагина Н. С. и др. Современный русский язык: Учебник для филол. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 2005. – 480с.
3. Валгина Н.С. Функциональные стили русского языка: Уч. Пособие. М., 2011. – 224 с.
4. Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове: Учебное пособие для вузов/Отв. редактор Г. А. Золотова. – М.: Высшая школа, 2012. – 640с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. – 671, [1] с.
6. Выготский, Л. С. Л. С. Выготский. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Говорящая книга, 2017. – 976 c.
7. Выготский, Л. С. Л. С. Выготский. Собрание сочинений. В 6 томах (комплект) / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2019. – 964 c.
8. Гальперин П.Я. Идеи Л.С. Выготского и задачи психологии сегодня. // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология: Тез. докл. Всесоюзн. конф. 23-25 июня 1981 г./НИИ ОПП АПН СССР – М.: Б.и., 1981. – 198 с.
9. Гетманова А. Д. Логика /А.Д. Гетманова. – М.: КноРус, 2012. – 416 с.
10. Голованов И.Г. Морфология современного русского языка – Изд. – 2-е. – М.: Высшая школа, 2001.-285 с.
11. Горский Д.П. Мышление и язык / Акад. наук СССР. Ин-т философии ; Под ред. Д. П. Горского. – Москва : Госполитиздат, 1957. – 408 с.
12. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1996. – 356 с.
13. Канакина В.П. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2-х частях // В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013. – 159 +160 с.
14. Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность. – М.: Смысл, 2012. – 560 с.
15. Лукин, М.Ф. Морфология современного русского языка : Пособие для студентов-заочников фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов / Гл. упр. высш. и сред. пед. учеб. заведений М-ва просвещения РСФСР. Моск. гос. заоч. пед. ин-т. – Москва : Просвещение, 1973. – 232 с.
16. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
17. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Составитель Т. П. Сальникова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000, – 240с.
18. Мечникова Усвоение понятий в процессе обучения [Электронный ресурс] – Ссылка на источник: https://poisk-ru.ru/s28187t11.html, свободный. Дата обращения 28.03.2022.
19. Пешковский А. М. Избранные труды / подгот. к печ., вступ. ст. и коммент. И. А. Василенко и И. Р. Палей. – М.: Учпедгиз, 1959. – 250 с.
20. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 3 класс: Книга для учителя / Т.Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2002. – 128с.
21. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов.– М.:Просвещение, 2009. – 431с.
22. Рамзаева Т. Г.: Русский язык. Учебник для 3 класса / Т.Г. Рамзаева – М.: Дрофа, 2001. – 256с.
23. Рамзаева, Т. Г. Русский язык. 1–4 классы. Рабочая программа / Т. Г. Рамзаева. – 10-е изд., перераб. – М. : Дрофа, 2017. – 79, [2] с
24. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/[В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. – М.: Просвещение, 2014. – 340 с.
25. Современный русский язык. Часть II (Морфология, синтаксис)/Под редакцией профессора Е. М. Галкиной-Федорчук. – М., 2004. – 640с.
26. Сосновская, О.В. Теория и практика читательской деятельности : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 – Педагогическое образование (профиль «Начальное образование») / О. В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – Москва : Академия, 2013. – 109, [1] с.
27. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 367 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ