Повышение эффективности управления оборотными средствами на примере Автомобильного завода ПАО «КАМАЗ»
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ
СРЕДСТВАМИ 7
1.1. Понятие, структура и роль оборотных средств в деятельности
предприятия 7
1.2. Показатели эффективности управления оборотными средствами
предприятия 17
1.3. Пути повышения эффективности управления оборотными
средствами предприятия 20
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ЗАВОДА ПАО «КАМАЗ» 24
2.1. Краткая характеристика предприятия 24
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 28
2.3. Анализ финансового состояния предприятия 33
2.4. Анализ использования оборотных средств предприятия 35
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
АВТОМОБИЛЬНОГО ЗАВОДА ПАО «КАМАЗ» 51
3.1. Пути повышения эффективности управления оборотными
средствами предприятия 51
3.2. Совершенствование управления запасами предприятия
с помощью модели EOQ 61
3.3. Оценка экономического эффекта от внедрения предложенных мероприятий по управлению оборотными средствами предприятия 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ
СРЕДСТВАМИ 7
1.1. Понятие, структура и роль оборотных средств в деятельности
предприятия 7
1.2. Показатели эффективности управления оборотными средствами
предприятия 17
1.3. Пути повышения эффективности управления оборотными
средствами предприятия 20
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ЗАВОДА ПАО «КАМАЗ» 24
2.1. Краткая характеристика предприятия 24
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 28
2.3. Анализ финансового состояния предприятия 33
2.4. Анализ использования оборотных средств предприятия 35
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
АВТОМОБИЛЬНОГО ЗАВОДА ПАО «КАМАЗ» 51
3.1. Пути повышения эффективности управления оборотными
средствами предприятия 51
3.2. Совершенствование управления запасами предприятия
с помощью модели EOQ 61
3.3. Оценка экономического эффекта от внедрения предложенных мероприятий по управлению оборотными средствами предприятия 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема эффективного управления оборотными средствами является одной из важнейших для предприятия, так как от качества управления ими во многом зависит успешность его функционирования.
В условиях кризиса и нехватки финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств усилия хозяйств должны быть направлены на ускорение оборачиваемости оборотных средств, так как это самый надежный и безопасный путь к обеспечению их бесперебойной работы.
Основными элементами оборотных средств, от величины и скорости оборота которых зависит эффективность функционирования предприятия в целом, непрерывность производственного процесса, финансовое состояние предприятия, уровень его платежеспособности, а также уровень материально-технического обеспечения, являются: запасы, дебиторская задолженность и денежные средства.
Оптимизация механизма управления оборотными средствами является одним из главных факторов, способствующих повышению экономической эффективности производства на современном этапе развития экономики. В условиях социально-экономической нестабильности и изменчивости рыночной инфраструктуры важное место в текущей повседневной работе занимает управление оборотными средствами, так как именно здесь кроются основные причины успехов и неудач всех производственно-коммерческих операций фирм. Рациональное использование оборотных средств в условиях их хронического дефицита является одним из приоритетных направлений деятельности предприятия в настоящее время.
Для бесперебойной работы Автомобильный завод ПАО «КАМАЗ» должен быть обеспечен необходимыми оборотными ресурсами, так как несвоевременное обеспечение производственного процесса может привести к срыву выполнения заключенных договоров, что негативно отражается на имидже предприятия как надежного партнера.
Цель работы: разработка рекомендаций по эффективности управления оборотными средствами на примере Автомобильного завода ПАО «КАМАЗ».
Задачи:
1) изучить теоретические аспекты управления оборотными средствами, показатели их оценки и пути повышения эффективности;
2) дать краткую характеристику объекта исследования, его финансово¬хозяйственной деятельности и финансового состояния;
3) провести анализ использования оборотных средств Автомобильного завода ПАО «КАМАЗ», выявить слабые стороны и недостатки управления ими;
4) предложить мероприятия по повышению эффективности управления оборотными средствами путем оптимизации запасов;
5) рассчитать экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий по управлению оборотными средствами предприятия.
Объект исследования - Автомобильный завод ПАО «КАМАЗ».
Предмет исследования - оборотные средства предприятия.
Методы исследования: системный и структурный анализ,
коэффициентный анализ, экономико-математическое моделирование.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и список литературы. Первая глава посвящена теоретическим основам управления оборотными средствами, вторая анализу использования оборотных средств на Автомобильном заводе ПАО «КАМАЗ», третья содержит рекомендации и предложения, направленные на повышение эффективности управления оборотными активами, а также экономический эффект от их внедрения.
Среди информационных источников, использованных в процессе работы, можно отметить труды отечественных ученых в области экономики, логистики, финансового менеджмента и бухгалтерского учета, таких, как: Гаджинский А.М., Сергеев В.И., Хабарова В.И., Сутягин В.Ю., и др., а также нормативно-методические и статистические материалы, бухгалтерскую отчетность ПАО «КАМАЗ», и др.
Практическая значимость проведенной работы заключается в возможности использования результатов исследования и рекомендаций в деятельности предприятий Группы «КАМАЗ», а также других производственно-торговых организаций.
В условиях кризиса и нехватки финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств усилия хозяйств должны быть направлены на ускорение оборачиваемости оборотных средств, так как это самый надежный и безопасный путь к обеспечению их бесперебойной работы.
Основными элементами оборотных средств, от величины и скорости оборота которых зависит эффективность функционирования предприятия в целом, непрерывность производственного процесса, финансовое состояние предприятия, уровень его платежеспособности, а также уровень материально-технического обеспечения, являются: запасы, дебиторская задолженность и денежные средства.
Оптимизация механизма управления оборотными средствами является одним из главных факторов, способствующих повышению экономической эффективности производства на современном этапе развития экономики. В условиях социально-экономической нестабильности и изменчивости рыночной инфраструктуры важное место в текущей повседневной работе занимает управление оборотными средствами, так как именно здесь кроются основные причины успехов и неудач всех производственно-коммерческих операций фирм. Рациональное использование оборотных средств в условиях их хронического дефицита является одним из приоритетных направлений деятельности предприятия в настоящее время.
Для бесперебойной работы Автомобильный завод ПАО «КАМАЗ» должен быть обеспечен необходимыми оборотными ресурсами, так как несвоевременное обеспечение производственного процесса может привести к срыву выполнения заключенных договоров, что негативно отражается на имидже предприятия как надежного партнера.
Цель работы: разработка рекомендаций по эффективности управления оборотными средствами на примере Автомобильного завода ПАО «КАМАЗ».
Задачи:
1) изучить теоретические аспекты управления оборотными средствами, показатели их оценки и пути повышения эффективности;
2) дать краткую характеристику объекта исследования, его финансово¬хозяйственной деятельности и финансового состояния;
3) провести анализ использования оборотных средств Автомобильного завода ПАО «КАМАЗ», выявить слабые стороны и недостатки управления ими;
4) предложить мероприятия по повышению эффективности управления оборотными средствами путем оптимизации запасов;
5) рассчитать экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий по управлению оборотными средствами предприятия.
Объект исследования - Автомобильный завод ПАО «КАМАЗ».
Предмет исследования - оборотные средства предприятия.
Методы исследования: системный и структурный анализ,
коэффициентный анализ, экономико-математическое моделирование.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и список литературы. Первая глава посвящена теоретическим основам управления оборотными средствами, вторая анализу использования оборотных средств на Автомобильном заводе ПАО «КАМАЗ», третья содержит рекомендации и предложения, направленные на повышение эффективности управления оборотными активами, а также экономический эффект от их внедрения.
Среди информационных источников, использованных в процессе работы, можно отметить труды отечественных ученых в области экономики, логистики, финансового менеджмента и бухгалтерского учета, таких, как: Гаджинский А.М., Сергеев В.И., Хабарова В.И., Сутягин В.Ю., и др., а также нормативно-методические и статистические материалы, бухгалтерскую отчетность ПАО «КАМАЗ», и др.
Практическая значимость проведенной работы заключается в возможности использования результатов исследования и рекомендаций в деятельности предприятий Группы «КАМАЗ», а также других производственно-торговых организаций.
Оборотные средства - это финансовые средства предприятия, которые предназначены для образования оборотных фондов и фондов обращения, и которые в процессе кругооборота проходят денежную, производственную и товарную стадии.
Структура оборотных средств - это соотношение между отдельными элементами оборотных средств, которое выражено в процентах к общей стоимости этих средств. В состав оборотных средств входят производственные фонды и фонды обращения.
Производственные фонды Автомобильного завода ПАО «КАМАЗ» включают: сырье, материалы, комплектующие, материалы для эксплуатации, ремонта и других нужд; малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты; материалы со сроком службы менее одного года, и др. В состав фондов обращения входят готовая продукция, средства в расчетах (дебиторская задолженность) и денежные средства.
Расчеты по реализации продукции, расчеты с дебиторами, денежные средства, а также другие оборотные средства, функционирующие в сфере обращения, относятся к ненормируемым оборотным средствам, производственные запасы - к нормируемым.
Оборачиваемость оборотных средств представляет собой количество оборотов, которое осуществляют оборотные средства за определенный период. К показателям оборачиваемости оборотных средств относятся: коэффициент оборачиваемости, период оборота и коэффициент обеспеченности оборотными средствами, и др.
Для повышения эффективности использования оборотных средств требуется реализация различных мероприятий по ускорению оборачиваемости оборотных средств на стадии производственных запасов, на стадии производственного процесса и на стадии обращения.
Целью управления оборотными активами Автомобильного завода ПАО «КАМАЗ» является определение оптимальной потребности в них и организация их использования.
В целом, все финансово-экономические показатели ПАО «КАМАЗ» за анализируемый период (2012-14 гг.) имеют тенденцию к ухудшению, что объясняется целым рядом факторов, среди которых самое веское значение имеют рост валютных курсов, удорожание материалов, убытки в ассоциированных компаниях и совместных предприятиях. Тем не менее, общая результативность работы положительная, чистая прибыль за последний год составила 211 млн. руб.
Выручка, себестоимость, прибыль и рентабельность в анализируемом периоде снижаются. Наибольший негативный эффект на снижение прибыли оказали отрицательные курсовые разницы по финансовым и нефинансовым обязательствам и признание доли в убытках ассоциированных компаний и совместных предприятий.
Структура выручки существенно не изменилась. Основным сегментом бизнеса группы организаций ПАО «КАМАЗ» остается реализация грузовых автомобилей и сборочных. В 2014 году в связи с всеобщей тенденцией к снижению произошел спад продаж по всем основным сегментам бизнеса.
Для улучшения показателей рентабельности были приняты решения о повышении цен на внутренних и внешних рынках. Уменьшение негативного эффекта от роста цен на материалы и комплектующие также достигалось за счет оптимизации модельного ряда, повышения цен на низкомаржинальные автомобили и прочих мероприятий в рамках программы по повышению эффективности бизнеса.
ПАО «КАМАЗ» не обладает абсолютной платежеспособностью и в целом характеризуется низким уровнем ликвидности.
За 2012-14 гг. оборотные средства ПАО «КАМАЗ» значительно возросли. В структуре оборотных средств преобладают запасы и дебиторская задолженность. Объем производственных запасов возрос в 2013 г. и вернулся к прежнему значению в 2014 г., а дебиторская задолженность и денежные средства резко увеличились (в 1,5 и 2 раза).
В структуре оборотных средств значительный удельный вес занимают товарно-материальные и сбытовые запасы. Поэтому сокращение товарно¬материальных запасов до оптимальных размеров будет способствовать повышению рентабельности, поскольку, чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие при данном размере прибыли, тем меньше рентабельность.
Особое внимание руководству предприятия необходимо обратить на резкий рост дебиторской задолженности и денежных средств. Наличие перечисленных статей на предприятии обязательно, но превышение оптимального размера этих оборотных активов свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов.
На предприятии не применяются в настоящий момент логистические модели управления дебиторской задолженностью и денежной наличностью. Это серьезное упущение ПАО «КАМАЗ».
Все предложенные в работе мероприятия по повышению эффективности управления оборотными средствами сводятся к:
1. Применению логистических технологий управления оборотными средствами: совершенствованию управления запасами с помощью модели EOQ, оптимизации суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность, оптимизации среднего остатка денежных активов.
2. Ускорению оборачиваемости оборотных средств: интенсификации производственных процессов, сокращению длительности производственного цикла, экономии ресурсов, снижению материалоемкости.
Так, на предприятии велика сумма некоторых видов сырья и материалов, «замороженных» в форме запасов. Высокое значение имеет и дебиторская задолженность как крупный объект оборотных активов, а также денежные средства.
При использовании логистического подхода к управлению запасами на предприятии было выяснено, что ни норматив производственных запасов, ни размеры партий поставок различного сырья на предприятии не оптимальны. Тем не менее, можно отметить, что рассчитанные в работе значения недалеки от фактических, что свидетельствует об интуитивной правильности политики фирмы в области логистики. Фирме можно порекомендовать пересмотреть производственные показатели.
На основании результатов анализа оборотных активов и выявленных при этом недостатков разработан ряд мероприятий, ускоряющих оборачиваемость материальных ресурсов и предложена корректировка нормативных значений поддержания запасов, дебиторской задолженности и денежных средств. Так, при внедрении предложенных в работе логистических моделей экономия составит:
- По нормативу производственных запасов - 9,6 млн. руб.
- По модели оптимального размера партии поставки запасных частей (EOQ) - 63 000 руб.
- По нормативу оборотных средств (смазочных материалов) - 16 300 руб.
- По нормативу оборотных средств (технических жидкостей) - 18 360 руб.
Общий экономический эффект по четырем предложенным моделям управления запасами составит: 9 600 000 + 63 000 + 16 300 + 18 360 = 9 697 660 руб.
Для обеспечения дальнейшего роста показателей ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности предприятия целесообразно задействовать резервы оптимизации оборотного капитала. Предприятие располагает резервом оптимизации, прежде всего в части сокращения запасов и денежной наличности. На практике указанный резерв заключается в направлении неиспользуемых денежных средств в производство и развитие, а также приведении в соответствие объемов производства объемам реализации.
Изменение размеров запасов, дебиторской задолженности и денежной наличности изменит и значения финансовых коэффициентов.
Предложенные мероприятия позволяют снизить размеры запасов на 0,06% или на 9,7 млн. руб.
Небольшое расхождение (0,06%) с найденными оптимальными значениями свидетельствуют об эффективности логистической политики ПАО «КАМАЗ».
Предложенные мероприятия позволяют:
- повысить оборачиваемость запасов - на 18%;
- повысить оборачиваемость оборотных активов в целом - на 22%;
- снизить средний срок оборота оборотных активов в днях на 30 дней или 17,8%, а вследствие этого высвободить из хозяйственного оборота дополнительные средства.
Структура оборотных средств - это соотношение между отдельными элементами оборотных средств, которое выражено в процентах к общей стоимости этих средств. В состав оборотных средств входят производственные фонды и фонды обращения.
Производственные фонды Автомобильного завода ПАО «КАМАЗ» включают: сырье, материалы, комплектующие, материалы для эксплуатации, ремонта и других нужд; малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты; материалы со сроком службы менее одного года, и др. В состав фондов обращения входят готовая продукция, средства в расчетах (дебиторская задолженность) и денежные средства.
Расчеты по реализации продукции, расчеты с дебиторами, денежные средства, а также другие оборотные средства, функционирующие в сфере обращения, относятся к ненормируемым оборотным средствам, производственные запасы - к нормируемым.
Оборачиваемость оборотных средств представляет собой количество оборотов, которое осуществляют оборотные средства за определенный период. К показателям оборачиваемости оборотных средств относятся: коэффициент оборачиваемости, период оборота и коэффициент обеспеченности оборотными средствами, и др.
Для повышения эффективности использования оборотных средств требуется реализация различных мероприятий по ускорению оборачиваемости оборотных средств на стадии производственных запасов, на стадии производственного процесса и на стадии обращения.
Целью управления оборотными активами Автомобильного завода ПАО «КАМАЗ» является определение оптимальной потребности в них и организация их использования.
В целом, все финансово-экономические показатели ПАО «КАМАЗ» за анализируемый период (2012-14 гг.) имеют тенденцию к ухудшению, что объясняется целым рядом факторов, среди которых самое веское значение имеют рост валютных курсов, удорожание материалов, убытки в ассоциированных компаниях и совместных предприятиях. Тем не менее, общая результативность работы положительная, чистая прибыль за последний год составила 211 млн. руб.
Выручка, себестоимость, прибыль и рентабельность в анализируемом периоде снижаются. Наибольший негативный эффект на снижение прибыли оказали отрицательные курсовые разницы по финансовым и нефинансовым обязательствам и признание доли в убытках ассоциированных компаний и совместных предприятий.
Структура выручки существенно не изменилась. Основным сегментом бизнеса группы организаций ПАО «КАМАЗ» остается реализация грузовых автомобилей и сборочных. В 2014 году в связи с всеобщей тенденцией к снижению произошел спад продаж по всем основным сегментам бизнеса.
Для улучшения показателей рентабельности были приняты решения о повышении цен на внутренних и внешних рынках. Уменьшение негативного эффекта от роста цен на материалы и комплектующие также достигалось за счет оптимизации модельного ряда, повышения цен на низкомаржинальные автомобили и прочих мероприятий в рамках программы по повышению эффективности бизнеса.
ПАО «КАМАЗ» не обладает абсолютной платежеспособностью и в целом характеризуется низким уровнем ликвидности.
За 2012-14 гг. оборотные средства ПАО «КАМАЗ» значительно возросли. В структуре оборотных средств преобладают запасы и дебиторская задолженность. Объем производственных запасов возрос в 2013 г. и вернулся к прежнему значению в 2014 г., а дебиторская задолженность и денежные средства резко увеличились (в 1,5 и 2 раза).
В структуре оборотных средств значительный удельный вес занимают товарно-материальные и сбытовые запасы. Поэтому сокращение товарно¬материальных запасов до оптимальных размеров будет способствовать повышению рентабельности, поскольку, чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие при данном размере прибыли, тем меньше рентабельность.
Особое внимание руководству предприятия необходимо обратить на резкий рост дебиторской задолженности и денежных средств. Наличие перечисленных статей на предприятии обязательно, но превышение оптимального размера этих оборотных активов свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов.
На предприятии не применяются в настоящий момент логистические модели управления дебиторской задолженностью и денежной наличностью. Это серьезное упущение ПАО «КАМАЗ».
Все предложенные в работе мероприятия по повышению эффективности управления оборотными средствами сводятся к:
1. Применению логистических технологий управления оборотными средствами: совершенствованию управления запасами с помощью модели EOQ, оптимизации суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность, оптимизации среднего остатка денежных активов.
2. Ускорению оборачиваемости оборотных средств: интенсификации производственных процессов, сокращению длительности производственного цикла, экономии ресурсов, снижению материалоемкости.
Так, на предприятии велика сумма некоторых видов сырья и материалов, «замороженных» в форме запасов. Высокое значение имеет и дебиторская задолженность как крупный объект оборотных активов, а также денежные средства.
При использовании логистического подхода к управлению запасами на предприятии было выяснено, что ни норматив производственных запасов, ни размеры партий поставок различного сырья на предприятии не оптимальны. Тем не менее, можно отметить, что рассчитанные в работе значения недалеки от фактических, что свидетельствует об интуитивной правильности политики фирмы в области логистики. Фирме можно порекомендовать пересмотреть производственные показатели.
На основании результатов анализа оборотных активов и выявленных при этом недостатков разработан ряд мероприятий, ускоряющих оборачиваемость материальных ресурсов и предложена корректировка нормативных значений поддержания запасов, дебиторской задолженности и денежных средств. Так, при внедрении предложенных в работе логистических моделей экономия составит:
- По нормативу производственных запасов - 9,6 млн. руб.
- По модели оптимального размера партии поставки запасных частей (EOQ) - 63 000 руб.
- По нормативу оборотных средств (смазочных материалов) - 16 300 руб.
- По нормативу оборотных средств (технических жидкостей) - 18 360 руб.
Общий экономический эффект по четырем предложенным моделям управления запасами составит: 9 600 000 + 63 000 + 16 300 + 18 360 = 9 697 660 руб.
Для обеспечения дальнейшего роста показателей ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности предприятия целесообразно задействовать резервы оптимизации оборотного капитала. Предприятие располагает резервом оптимизации, прежде всего в части сокращения запасов и денежной наличности. На практике указанный резерв заключается в направлении неиспользуемых денежных средств в производство и развитие, а также приведении в соответствие объемов производства объемам реализации.
Изменение размеров запасов, дебиторской задолженности и денежной наличности изменит и значения финансовых коэффициентов.
Предложенные мероприятия позволяют снизить размеры запасов на 0,06% или на 9,7 млн. руб.
Небольшое расхождение (0,06%) с найденными оптимальными значениями свидетельствуют об эффективности логистической политики ПАО «КАМАЗ».
Предложенные мероприятия позволяют:
- повысить оборачиваемость запасов - на 18%;
- повысить оборачиваемость оборотных активов в целом - на 22%;
- снизить средний срок оборота оборотных активов в днях на 30 дней или 17,8%, а вследствие этого высвободить из хозяйственного оборота дополнительные средства.
Подобные работы
- Управление процессами разработки и реализации инвестиционного проекта (на примере ПАО «КАМАЗ» Автомобильный завод)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ: МЕТОДИКА ОЦЕНКИ И ПУТИ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



