Введение
Глава 1. Правовые основы конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти РФ 8
1.1 Понятие, формы, сущность и особенности конституционного права граждан
на обращение 8
1.2 Исторические предпосылки и условия возникновения в России
конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти 22
Глава 2. Механизм реализации конституционного права на обращение в органы государственной власти РФ 36
2.1 Деятельность (система) органов государственной власти по соблюдению права граждан на обращение (законодательная, исполнительная, судебная) .... 36
2.2 Гарантии реализации конституционного права на обращение в органы государственной власти 56
Заключение 60
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной
практики и специальной литературы
На современном этапе развития российского государства одной из главных целей является формирование демократического правового государства. Без сомнения, одним из главных признаков демократического правового государства считается закрепление прав и свобод человека и гражданина в качестве высшей ценности.
Среди основных прав и свобод человека и гражданина не последнее место занимает право граждан, иностранных лиц, лиц без гражданства (далее под гражданами понимать указанные категории лиц) на обращения в органы государственной власти, закрепленное в Конституции РФ . Это объясняется тем, что данное право служит, с одной стороны, средством защиты прав и свобод человека и гражданина, а с другой - способом доведения до власти интересов и потребностей народа, способом участия в управлении делами государства. Президент РФ в очередном послании Федеральному Собранию РФ призвал органы власти: «...не бояться диалога с людьми - идти навстречу, честно и открыто разговаривать с людьми, поддерживать их инициативы. »
Закрепление исследуемого права в Основном законе государства означает гарантию возможности граждан решать свои жизненные вопросы в органах государственной власти через конституционно-правовой механизм, который представляет собой институт обращений граждан в органы государственной власти.
Актуальность изучения выбранной темы квалификационной работы обусловлена: необходимостью определения влияний обращений граждан на деятельность органов государственной власти; наличием недостаточного правового регулирования обращений граждан в органы государственной власти.
Анализ степени разработанности темы.
В отечественной юридической науке существует ряд диссертаций, посвященных институту права граждан на обращение в органы государственной власти: Алистратова Ю.Н.(1995), Рудаковой Н.А.(2002), Широбокова С.А.(1999). Проблемы реализации права граждан на обращение в органы государственной власти были освещены в диссертационных исследованиях Дворок А.А.(2003), Скрябиной М.В.(2007) и др.
Различные аспекты права граждан на обращение рассматривались в работах Любимова А.П.(1998), Мальцева Г.В.(1968), Миронова М.А.(1999), Адамовой Э.Р.(2008), Теплякова Д.О.(2014). Несмотря на то, что достаточно много авторов посвятили свои труды праву граждан на обращение в органы государственной власти, большинство исследований были проведены до принятия в 2006 году ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»: либо в советский период нашего государства, либо сразу после принятия действующей Конституции РФ в 1993 году.
Существующие научные труды по исследуемой в квалификационной работе теме не дают целостного представления, а содержат лишь фрагментарные выводы, касающиеся права граждан на обращение в органы государственной власти и его реализации.
Изложенные выше положения об актуальности темы исследования, степени его разработанности предопределили цель настоящей работы: выработать целостное научное представление о праве граждан обращение в органы государственной власти РФ и механизме его реализации в условиях современного законодательства.
Для достижения обозначенной цели студентом поставлены следующие задачи:
-сформулировать понятие права граждан на обращение в органы государственной власти РФ;
-проанализировать состояние механизма реализации права граждан на обращение в органы государственной власти РФ;
- на основе анализа особенностей исторического формирования права граждан на обращение в органы государственной власти РФ, а также взглядов учёных, определить содержание права граждан на обращения в органы государственной власти РФ на разных этапах его развития;
- опираясь на анализ положений Конституции, ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а также иного действующего законодательства, определить содержание права граждан на обращения в органы государственной власти РФ.
Объектом исследования являются отношения, связанные с реализацией права на обращение в органы государственной власти РФ.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие вышеуказанные отношения, а также практика их применения.
В дипломной работе использовались различные общенаучные и частноправовые методы исследования: диалектический, исторический и сравнительно-правовой, формально-логический, и другие.
Нормативную основу исследования, проведенного для написания квалификационной работы, составляют: Конституция РФ,ФКЗ, ФЗ, Указы Президента, Постановления Правительства, Постановления Государственной Думы РФ, иные нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ, проекты нормативно-правовых актов.
Эмпирическую основу исследования составляют информационно-аналитические материалы Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан, Приемной аппарата Государственной Думы РФ, Приемной аппарата Совета Федерации РФ, Аппарата Правительства РФ, Конституционного суда, Прокуратуры РФ,
В работе также анализировались отчеты структурных подразделений по работе с обращениями граждан федеральных органов власти и региональных государственных органов, в частности, Управления по работе с обращениями граждан при Администрации Президента Республики Татарстан, Отдела по работе с обращениями граждан Государственного Совета Республики Татарстан, Прокуратуры РТ.
Теоретическую базу исследования для написания квалификационной работы составили научные труды таких российских и советских ученых- конституционалистов, а также ученых в иных областях права, как Алистратов Ю.Н., Рудакова Н.А., Широбоков С.А., Авакьян С.А., Баглай М.В., Воскресенский Н.А., Менцель В. и др. В работе также использованы труды и воззрения следующих авторов: Руденко Н.В., Малько А.В., Чичерина Б.В., Любимова А.П. и других.
Результатом исследования, изложенного в данной работе, являются следующие выносимые на защиту положения:
1. Право граждан на обращение в органы государственной власти - это неотъемлемая возможность гражданина обращаться в устной или письменной форме индивидуально или коллективно в органы государственной власти в целях защиты (восстановления) или реализации прав, свобод и законных интересов.
2. Раскрыта специфика обращений по содержанию: заявления, связанные с практическим осуществлением гражданином своих прав и свобод; жалобы- обращения граждан, поданные с целью защиты (восстановления ) нарушенных прав и свобод, предложения- обращения, не связанные с нарушением прав, а являющиеся рекомендациями по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и ОМСУ, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества
3. Механизм реализации права граждан на обращения в органы государственной имеет важное значение в нынешнем государстве, поскольку число обращений в органы государственной с каждым годом растет.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка нормативных правовых актов и других документов, материалов судебной и иной практики и специальной литературы.
Обращения граждан несут в себе неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они отличаются юридической характеристикой, влекут неодинаковые правовые последствия. Законодатель закрепил порядок подачи заявлений, которые направлены на практическое осуществление гражданином своих прав и свобод; жалобы - обращения граждан с целью защиты (восстановления ) нарушенных прав и свобод; предложения - обращения, не связанные с нарушением прав, а являющиеся рекомендациями по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Механизм реализации права граждан на обращение в органы государственной власти - это система правомочий (юридически значимых действий), последовательная реализация которых будет означать осуществление гражданином своего права на обращение.
Механизм реализации права граждан на обращения в органы государственной власти имеет важное значение в нынешнем государстве, поскольку число обращений граждан с каждым годом растет. В качестве одной из главных тенденций увеличения числа обращений граждан можно выделить доступность подачи обращений в электронном виде. Электронные обращения - относительно новая форма подачи гражданами обращения в органы государственной власти.
Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы рассмотрения обращений граждан к органам законодательной, исполнительной, судебной власти, позволяет сделать следующий вывод: работа с обращениями граждан является одним из направлений деятельности вышеуказанных органов, для эффективного осуществления этой функции создаются специальные подразделения по работе с обращениями граждан: специализированные управления, приемные при органах государственной власти. В задачи этих подразделений входят обязанности по принятию и своевременному рассмотрению обращений граждан, а также анализ и обобщение вопросов, поднимаемых в обращении. У каждого человека есть юридическая обеспеченная возможность обратиться в орган государственной власти и получить ответ на свое обращение в установленные сроки.
1. Адамова Э.Р. Эволюция права граждан на обращение в органы государственной власти // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал.-
2008. - № 4. - С. 98-101.
2. Алистратов Ю.Н. Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления в условиях становления демократического правового государства в России: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб. 1997. С. 14-47.
3. Алистратов Ю.Н. Право петиции в России / Отв. ред. Ю.А. Дмитриев. М., 1997. С. 5 -37.
4. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право.- 3-е изд. - М., 2008. - С. 163.
5. Ванеева Л.А. Реализация конституционного права граждан СССР на судебную защиту в гражданском судопроизводстве: Автореф. Дис.Докт. Юрид. Наук. Л.1988.
6. Васильева С. В. Право граждан и организаций на обращение. Нормативная модель и практика реализации // Законодательство и экономика. -2005. - № 5.
7. Ведомости Верховного Совета СССР 1968. № 17. Ст. 143.
8. Вишняк М.В. Личность в праве. Петроград. 1917. С. 38.
9. Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра 1 Т. II. - Л,1942. С.140
10. Граждане и органы государственной власти: доступ, информирование и правосудие. - М.: Юристъ, 2001. - С.21.
11. Гритчина Н. И. Проблемы реализации законодательства об обращениях граждан в органы местного самоуправления // Современное право. - 2012. - № 6.
12. Дмитриев Ю.А. Референдум в системе народовластия. М., 1995. С. 25-40.
13. Донецкая речь. Ростовъ. 1905. С.1-3.
14. Желязнякова Е.В. Проблемы законности и ее гарантий в деятельности органов местного самоуправления: Авореф. дис.... канд. юрид. наук. Волгоград.
2006. С. 12.
15. Загряцков М.Д. Административная юстиция и права жалобы. М. 1924. С.59.
16. Золотников М.Ф. Подьячие Ивановской площади. - Петроград, 1916. С. 20.
17. Иванова Е. А. Некоторые вопросы обеспечения и реализации прав граждан на обращение в деятельности прокуратуры Российской Федерации // Российский следователь. - 2009. - № 22. - С. 30.
18. Именной высочайший Указ от 18 февраля 1905 г. Правительствующему Сенату // Собр. Указ. 1905. №30. Ст. 245.
19. Инструкция по деятельности статс-секретарей от 23 июня 1763 года // полное собрание законов Российской империи. Т. XVI №11867. С.303.
20. Кабашов С.Ю. Организация работы с обращениями граждан в истории России. М., 2010.
21. Калинина С.В. Административно-правовая защита права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления: Автореф... канд. юрид. наук. М. 2011.
22. Карасева М. В. Конституционное право граждан СССР на
обжалование.- Воронеж, 1989. - С. 10.
23. Козлов Ю.М. Институт права жалобы по советскому
административному праву: Автореф. Канд. Юрид. Наук. М. 1953. С.9.
24. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик» (принята ВС СССР 07.10.1977) // Свод законов СССР. Т. 3. С. И. 1990.
25. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерки истории Советской Конституции. - М., 1987. С. 32.
26. Малько A.B. Теория государства и права: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Правовоедение». М., 2005. С. 252.
27. Мальков В.В. В учреждение поступила жалоба. - М.: Моск. Рабочий, 1972. - С.6.
28. Манифест 1763г. «О порядке рассмотрения жалоб и просьб на высочайшее имя» // Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 6 Законодательство первой половины XIX в. М, 1988. С.315-316.
29. Миронов М.А Обращения граждан как конституционно-правовой институт: проблемы реализации: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 60-80.
30. Миронов М.А. Власть и народ: обратная связь. М., 1999. С. 10-21.
31. Михайловский М. Обращения граждан и организаций - источник информации для законодательной деятельности // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - № 5. - С. 8.
32. Преображенский А.А. Законодательство Петра I / Отв. ред. А.А. Преображенский, Т.Е. Новицкая. - М.: Юридическая литература, 1997. - С.88.
33. Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах Т. 7. Законодательство первой половины XIX. М., 1989. С. 42.
34. Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / Под общ. ред. О.И. Чистяков. М., 1985. С. 54-55.
35. законодательство Х-ХХ веков. Т. 3. Акты Земских соборов. М., 1985. С. 83-85.
36. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма. М., 1986. С. 132.
37. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. М., 1987 С. 90.
38. Россинский Б.В. Административное право: Словарь-справочник: Учеб. пособие для студентов вузов / Б. В. Россинский. - М.: Юнити: Закон и право, 2000.
39. Рудакова Н.А. Конституционное право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления: дисс. ... канд. юрид. наук. М. 2002. С. 29.
40. Руденко В.Н. «Народное вето» как институт непосредственной демократии // Государство и право. 2004. №3. С. 16-22.
41. Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления.
Конституционно-правовые институты. Екатеринбург. 2003. С. 210-230.
42. Румянцева В. Г., Им В. В. Институт обращений в органы государственной и местной власти: понятие, сущность и содержание // История государства и права. - 2008. - № 14. - С. 3.
43. Рябцев В.П. Прокурорский надзор: Курс лекций. М., 2006. С. 20.
44. Савостина Н. Г. О некоторых аспектах правового регулирования права граждан на обращение в органы государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 9. - С. 22.
45. Скрябина М.В. Реализация конституционного права граждан на обращения в органы публичной власти: дисс. ... канд. юрид. наук. Спб., 2007. С. 48.
46. Соловьева С. Г., Попов И. Е. О совершенствовании законодательства об обращениях граждан // Российский юридический журнал. - 2010. - № 2. - С. 34 -35.
47. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С. 130.
48. Теория государства и права: Учебник / Под ред. P.A. Ромашова, автор гл. 23 Ромашов Р.А. (в соавторстве). СПб. 2005. С. 400.
49. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2006. С. 350.
50. Третьяков И. А. Классификация субъектов права граждан на обращения // Философия права.- 2010.- № 2. - С. 123.
51. Третьяков И. А. Место конституционного права на обращения в системе основных прав и свобод человека и гражданина // Юристъ-правоведъ. - 2010. - № 2. - С. 16.
52. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) // Свод законов РСФСР. Т. 8. С. 497.
53. Формирование системы бесплатной юридической помощи в помощи в
Российской Федерации / Под ред. Г. Н. Чеботарева.- Тюмень, 2012. - С. 289.
55. Формирование системы бесплатной юридической помощи в
Российской Федерации / Под ред. Г. Н. Чеботарева.- Тюмень, 2012. - С. 289.
56. Хрумалова Ю. В. Право граждан на обращение в органы государственной власти как форма обратной связи между населением и государственным аппаратом // Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации: докл. и матер. III Международной молодежн. науч. конф. - М., 2011. - С. 284.
57. Чекунова А.Е. Видовые особенности и терминология письменных источников конца XVII - первой четверти XVIII века // Отечеств. история. М. 2001. № 4. С. 164.
58. Чичерин Б.Н. Обзор исторического развития сельской общины // Современник. - 1856. - №5.
59. Шериев А.М. О сущности и содержании субъективного права // Ленинградский юридический журнал. 2007. №4. С.57 - 63.
60. Штамм С.И. Судебник 1497 года / С.И. Штамм.- М., 1955. - С. 77.