ОГЛАВЛЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В АСПЕКТЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1 Межэтнические отношения 5
1.2. Этническое сознание как междисциплинарный объект научных исследований 12
ГЛАВА 2. ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 18
2.1. Методика эксперимента: метод свободного ассоциативного
эксперимента и метод семантического гештальта Ю.Н.Караулова 18
2.2. Автостереотипы и гетеростереотипы русских и татар. Автостереотипы и
гетеростереотипы русских в сопоставлении с РАС 23
2.3. Моделирование образа сознания «правительство», «элита» 34
2.4. Моделирование образа сознания «православие», «ислам» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 46
БИБЛИОГРАФИЯ 47
Приложение 1 52
Приложение 2
В последние десятилетия усилился интерес специалистов разных сфер науки - психологов, социологов, политологов и других к проблемам, которые связаны с этнически обусловленными структурами общественного сознания. Многие специалисты говорят сегодня о кризисе национальной идентичности в нашей стране, который произошел в процессе качественного пересмотра межэтнических отношений в связи с новыми социальными установками, что привело к выражающейся в разной степени межэтнической напряженности. При исследовании этнической идентичности, этнических установок, стереотипов, образов сознания специалисты сталкиваются с известными трудностями, связанными со спецификой объекта изучения - этнического сознания. Именно поэтому рассмотрение понятия межэтнической напряженности с позиций этнопсихолингвистики дает дополнительный материал для комплексного изучения проблемы, представляется на сегодняшний день актуальным.
Актуальность. Рассмотрение понятия межэтнической напряженности с позиций психолингвистики может дать дополнительный материал для комплексного изучения данного вопроса, поскольку осуществляется попытка диагностирования межэтнической напряженности в отдельно взятом регионе - Республике Татарстан. Так же актуальность определяется необходимостью исследования особенностей межэтнических контактов и межкультурной коммуникации различных этносов, проживающих на одной территории.
Объектом исследования является языковое сознание представителей татарского и русского этносов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Предметом исследования являются этнические стереотипы, этносоциальные представления, связанные со сферами органов власти и конфессии, межэтнические ценностные установки русского и татарского этносов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Цель исследования - вербально диагностировать межэтническую напряженность на примере анализа массива ассоциатов, полученных в свободном ассоциативном эксперименте, представителей татарского и русского этносов, проживающих в Республике Татарстан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать и систематизировать результаты теоретико-методологических исследований сознания.
2) провести свободный ассоциативный эксперимент в Республике Татарстан.
3) обработать и интерпретировать экспериментальные материалы с привлечением данных социологических, психологических исследований;
4) выявить универсальные и специфические черты структуры и содержания; этнических стереотипов, титульного и нетитульного этносов в Республике Татарстан;
5) разработать структуру и содержание автостеротипов и гетеростереотипов татарского и русского диаспорного сознания;
6) разработать структуру и содержание автостеротипов и гетеростереотипов на материале Русского Ассоциативного Словаря;
7) провести сопоставительный анализ автостереотипа и гетеростереотипа русского диаспорного сознания с Русским ассоциативным словарем
8) выявить универсальные и специфические черты структуры и содержания межэтнических ценностных установок и этносоциальных представлений в сознании представителей татарского и русского этносов, проживающих в Республике Татарстан.
Характеристика методологического инструментария. В ходе исследования был использован дескриптивный, описательный, сопоставительный, количественный метод, а так же свободный ассоциативный эксперимент и интерпретация полученных данных.
Характеристика эмпирической базы. Материалом исследования послужил массив ассоциатов, полученных в результате проведения свободного ассоциативного эксперимента методом анкетирования на сервере виртуальных исследований http://virtualexs.ru.
Научная новизна дипломной работы заключается в том, что впервые с помощью психолингвистических методов осуществляется экспериментальна я попытка диагностирования межэтнической напряженности в Республике Татарстан; определяются общие принципы этнопсихолингвистического исследования языкового сознания.
Практическая значимость. Практическая значимость состоит в возможности использования результатов работы в дальнейшем системном изучении глубинных пластов ментальности этносов, сосуществующих на определенных территориях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, списка сокращений и двух приложений.
Апробация работы. Результаты исследования были удостоены стипендии Академии Наук РТ и апробированы на Итоговой образовательно-научной конференции студентов (26 марта 2015), на X Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Наука и образование - 2015» (10 апреля 2015), на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «VII Камские чтения» (24 апреля 2015), на I Международной научно-практической конференции "Взаимодействие органов власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект (29 апреля 2015), на II Международной научно-практической конференции "Взаимодействие органов власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект (27 апреля 2016).
Как показало наше исследование, этнопсихолингвистические методы дают возможность смоделировать на основе образов языкового сознания структуру этнической идентичности и выявить ее наиболее значимый эмоционально-оценочный компонент, в котором сконцентрированы этнические чувства, отражающие мотивационные состояния этнической группы. Согласно результатам данного исследования межэтническая напряженность в Республике Татарстан имеет низкую степень проявления. Это касается как автостереотипов и гетеростереотипов, так и образов конфессии, т.е. этнические отношения носят дружественный и мирный характер. Следует отметить, что население в республике имеет достаточный уровень сформированности толерантности как личностной черты, дружественно относится к традициям и характерным чертам другого этноса и культуры.
Что касается образа власти, элиты, то по мнению ведущего научного сотрудника отдела этнической социологии Центра исследования межнациональных отношений института социологии РАН Светланы Рыжовой, в Татарстане снизилось представительство русских в органах власти [Цинк. Гроздья гнева, 2013]. Произошли изменения пропорций в сферах государственного управления и бизнеса: соотношение неуклонно меняется в пользу представителей титульного этноса. Проанализировав данные, полученные в ходе свободного ассоциативного эксперимента, мы приходим к выводу, что ситуация между титульным и нетитульным этносом не является этнически напряженной, которая особенно проявляется в сферах управления и власти. Именно в данных сферах наличие реакций с отрицательной коннотацией частотны, но отсутствие ассоциаций, репрезентирующие титульный и нетитульный этносы, актуализирует низкую степень напряженности в сферах власти и управления. Возможно, данную методику следует провести с представителями органами управления и
бизнес-элиты в качестве респондентов. При этом в ЦИНК подчёркивают, что протестные настроения в РФ зачастую вызваны социально-экономическими проблемами, несовершенством политической системы, коррупцией, но выражаются в форме национализма, в том числе радикального. «Можно прогнозировать: если эффективность государственной национальной
политики останется на столь же низком уровне, межэтническая напряжённость в обществе будет расти, а география конфликтов - расширяться», делают вывод эксперты [http://newdaynews.ru/moskow/493245. html]. Нужно отметить, что в РТ языковая ситуация имеет свои особенности, на нее накладывает отпечаток тот факт, что республика географически не обособлена от остальной России. Здесь живут люди разных национальностей, татары расселены некомпактно, значительная их часть проживает за пределами своей республики. Но татарский язык - второй по числу носителей после русского язык России. Со времени призыва Ельцина (как раз в Казани) брать «столько суверенитета, сколько сможете», там началась весьма активная деятельность по распространению татарского языка во всех сферах жизни [Алпатов, 2005]. Вопрос сохранения и развития языка непосредственно связан с проблемой его передачи новому поколению. Большинство жителей Татарстана осознает необходимость владения родным языком своими детьми, а так как большую роль в этом играет не только семья, но и образовательная политика государства, понятно внимательное отношение среднего и старшего поколений к качеству преподавания и к образовательным стандартам, принятым на федеральном и республиканском уровнях [Набиуллина, 2013]. Если прежде русское население Татарстана воспринимало изучение татарского языка в школах наравне с русским как своего рода историческую справедливость, то теперь родителей перестало устраивать то, что за счет обязательных часов на татарский язык сокращается количество часов, отведенных на изучение русского языка. Дети в Татарстане получают меньший объем знаний, чем школьники центральных регионов страны. Как мы видим, данный вопрос актуален в республике и вопросы языка могут вызвать напряженность между титульным и нетитульным этносами и , на наш взгляд, следует укрепить методологию направленным ассоциативным экспериментом, что позволит получить более точный ответ на данный вопрос.
Сравнительно-сопоставительная интерпретация ассоциативных полей с позиций психолингвистики помогает смоделировать психически реальное для индивида содержание слова, содержание стабильного ядра ассоциативного поля, характер соотношения смысловых компонентов в структуре ассоциативного поля.
Мы с уверенностью можем заявить о верификации гипотезы отражения в языке конвенциональных стереотипов, в том числе культуру и коллективную историческую память. Современные представления о предмете коллективной памяти на первый взгляд выглядят однозначными — это исторические события и их персонажи, однако практика исследований показывает, что коллективные воспоминания, в действительности, кристаллизуются на событиях и личностях, обладающих большой ценностной нагрузкой и, соответственно, сопряженных с эмоциональными переживаниями. Как мы выяснили в результате анализа нашего исследования, особое место в каждом ассоциативном поле занимает семантическая зона "Представления", где небольшой процент составляли такие реакции как R - Путин, Москва, Единая Россия, Татарстан и др., а так же реакции с отрицательной коннотацией на слово-стимул "урыслар"R - чукынган, урыс тэре, маржа и т.д., и мы можем предположить, что данная семантическая зона отражает историческую коллективную память. Так, предметом коллективной памяти можно считать не любые исторические события и персонажи, а те, которые в значительной степени актуальны для современной политической жизни сообществ. Так же результаты нашего исследования выявляют особенности структуры конвенциональных стереотипов в зависимости от языка и территории проживания. Например, результаты по РАС, который репрезентирует усредненное языковое сознание. Например, образ татарина в РАС представлен ассоциациями, актуализирующие место проживания (R- Казань, казанский), связь с историей монголо-татарского ига (R- Золотая орда, хан Батый, монголо-татарское иго, монголо-татарское нашествие), тогда как в структуре русского сознания не выявлена ни одна реакция с семой «Золотая Орда», «монголо-татары», что эксплицирует знание истории русским народом, проживающего на территории республики.
1. Адамова З. Г. Вербальная диагностика межэтнической напряженности : Дисс. к.филол. н. Москва, 2006. 212 с.
2. Адамова З. Г. Моделирование автостереотипа "якуты"/"сахалар" на материале ассоциативного эксперимента. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Т.2, 2005. С. 88-94.
3. Алпатов В. М. Языковая ситуация в регионах современной России. Отечественные записки. № 2(23). М., 2005. С. 210-219.
4. Багрийчук Е. П. Управление пропедевтикой развития толерантности в процессе гражданского воспитания на основе проектной деятельности. Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал), № 12,том 3, 2011. С. 183-189.
5. Байрамова Л. К. Татарстан: языковая симметрия и асимметрия. Казань, 2001. С. 102.
6. Белова О. В. Этнические стереотипы по данным языка и народной культуры славян (Этнолингвистическое исследование) : Дисс. д-ра филол. н. Москва, 2006. 264 с.
7. Бескоровайная И. Г. Ассоциативный эксперимент как способ реконструкци и фрагментов языкового сознания. Научный журнал теоретических и прикладных исследований. Институт языкознания РАН, 2004. С.73-77.
8. Березин С. В, Козлов Д. Д., Лисецкий К. С., Макаров А. В. Адаптация Севе рного Кавказа в ВУЗах г.Самары. Самара : Универ-групп, 2003. 126 с.
9. Бромлей Ю. В. Этнос и эндогамия. Советская этнография, № 6, 1969. С. 84-91.
10. Бутакова Л. О., Гуц Е. Н. Ассоциативно-семантический словарь как основа для моделирования ценностных фрагментов языкового сознания носителей языка. Вопросы Психолингвистики. 2(18). М. : Учреждение Российской академии наук Институт языкознания РАН, 2013. С. 158-174.
11. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно¬
методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания; [под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней]. М. : Вента-на-Графф, 2003. 384 с.
12. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. Минск : Харвест, 2007. 976 с.
13. Гусева О. Ю. Этническая идентичность в ситуации межкультурного взаимодействия и в условиях моноэтнической среды : Дисс. к.психол.н. Москва, 2004. 251 с.
14. Караулов Ю. Н. Показатели национального менталитета в ассоцативно- вербальной сети. Языковое сознание и образ мира. М. : ИЯ РАН, 2000. С. 191-206.
15. Косач Г. Г. Татарстан: религия и национальность в массовом сознании. М. : Россия и мусульманский мир, 2008, С. 1.
16. Крысько В. Г. Социальная психология. Учебник для вузов. М. : Эксмо, 2010. 191 с.
17. Лозовая О. Н. Психосемантические аспекты константности этнического сознания некоренного народа. Киев : Украинская академия акмеологических наук, 2011. С. 110-113.
18. Макарова Е. Д. Образ административно-политической элиты глазами населения Республики Татарстан. Журнал "Власть" №3, 2010. С. 97-101.
19. Морель Д. А. Комплексное использование данных ассоциативного эксперимента в исследовании фрагмента языковой картины мира. Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 7 (18): в 2-х ч. Ч. II. Тамбов : Грамота, 2012. C. 134-144.
20. Набиуллина А. В. Языковая ситуация и политика в сфере образования в поликультурной республике. Этничность, религиозность и миграции в современном Татарстане; [под ред. Р. Г. Минзарипова, С. А. Ахметовой, Л. Р. Низамовой]. Казань : Казан. ун-т, 2013. С. 90 - 113.
21. Никаева Т. М. Функционирование авто-гетеростереотипов в языковом сознании русских, якутов, эвенков и эвенов. Вопросы Психолингвистики. 2(18). М. : Учреждение Российской академии наук Институт языкознания РАН, 2013. С. 202-208.
22. Пищальникова В. А. История и теория психолингвистики. Часть 2. Этнопсихолингвистика. М. : МГЛУ, 2007. 200 с.
23. Попков В. Д. Феномен этнических диаспор. М. : РАН, 2006. 278 с.
24. Романовская Е. В. Морис Хальбвакс: культурные контексты памяти.
Известия Саратовского университета. Т.10. сер. Философия. Психология. Педагогика, вып.3, 2010. С. 39-44.
25. Сергиева Н. С. Семантический гештальт и ядро языковго сознания. Вестник Южно-Уральского государственного университета Социально-гуманитарные науки. №2, 2006. С. 160-165.
26. Словарь социолингвистических терминов. М., 2006. 312 с.
27. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М. : Смысл, 1998. 389 с.
28. Сорокин Ю. А., Марковина И. Ю., Кроков А. П. Этнопсихолингвистика. М. : Наука, 1988. 192 с.
29. Степанова А. А. Языковая ситуация в Республике Татарстан: конфликт или толерантное равновесие? Вопросы психолингвистики. Институт языкознания РАН. Москва. №4(26). С. 169-181.
30. Тагиров А. Р. Социальные и межэтнические конфликты: особенности прогнозирования. Дисс. кан-а социол. н. Казань, 1995. 153 с.
31. Тарасов Е. Ф. Исследование ассоциативных полей представителей разных культур // Ментальность россиян. М.: Фирма «Имидж-контакт», 1997. С. 253-277.
32. Уфимцева Н. В. Языковое сознание: динамика и вариативность. М.: Институт языкознания РАН, 2011. 252 с.
33. Файзрахманова А. Р. Анализ основных подходов к изучению феномена «языковое сознание»// Вестник ЮУрГУ, №25, 2012. С. 142-143.
34. Чернявская Ю. В.Народная культура и национальные традиции. Учебно-методическое пособие. Минск, 1998. 168 с.
35. Hobsbawn E.J. Ethnicity and Nationalism in Europe Today. Anthropology Today. Vol. 8, No.1, 1992. P. 4 - 13.
36. Radif R. Zamaletdinov, Irina S. Karabulatova, Iskander E. Yarmakeev, Elena N. Ermakova. Linguo-Propaedeutics of Ethnic Conflicts as a Basis for Stability in Complex Polyethnic Regions. Asian Social Science, Vol. 10, No. 20, 2014. P.164-173.
Электронные источники
37. Интернет-ресурс: ЦИНК. Гроздья гнева. Рейтинг межэтнической напряженности в регионах России.
http://club-rf.ru/thegrapesofwrath/01 /index.html(Дата обращения: 23.04.2016).
38. Интернет-ресурс: Сервер виртуальных исследований. http://virtualexs.ru
39. Интернет- ресурс: Шимбель Н.В, Собор Е.В.
Автостереотипы и гетеростереотипы в межнациональных отношениях. http://ovv.esrae.ru/231-1028(Дата обращения: 24.04.2016).
40. Интернет - ресурс: Русский Ассоциативный словарь (РАС). http://www.tesaurus.ru/dict/dict.php(Дата обращения: 23.04.2016).
41. Интернет - ресурс: Эксперты: Межэтническая напряженность в России будет расти, а география конфликтов - расширяться.
http: //newdaynews .ru/mo skow/493245.html.(Дата обращения: 21.04.2016).
42. Интернет - ресурс: Емельянова Т.П. Коллективная память в контексте обыденного политического сознания. Информационно - гуманитарный портал "Знание. Понимание. Умение". №4, 2012.
http://www.zpu-j ournal.ru/e-zpu/2012/4/Emelianova Collective-Memory/(Дата обращения: 31.05.2016).