ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
РАЗРАБОТКЕ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ 5
1.1. Туристские маршруты: понятие и классификация 5
1.2. Процесс разработки туристского маршрута 13
ГЛАВА 2. МАЛЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН,
КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА 24
2.1 Современное состояние туристского рынка Республики Татарстан 24
2.2 Туристские ресурсы малых исторических городов Республики Татарстан34
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТУРИСТСКОГО МАРШРУТА ПО МАЛЫМ
ИСТОРИЧЕСКИМ ГОРОДАМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (ЛАИШЕВО, ЧИСТОПОЛЬ И БИЛЯРСК) 44
3.1. Общая характеристика туристского маршрута 44
3.2. Экономическое обоснование туристского маршрута 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Туризм является одним из самых динамично развивающихся и перспективных отраслей экономики в том числе и в Республике Татарстан, что отражено в Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. В настоящее время большое внимание уделяется развитию туристской инфраструктуры, созданию бренда и продвижении туризм в Татарстане на мировом рынке.
Республика обладает высоким туристским потенциалом для развития различных видов туризма: богатые культурно-исторические и природные ресурсы, развитая инфраструктура, этническое и культурное своеобразие, большое количество проводимых мероприятий. Однако не все туристские ресурсы Татарстана используются в полной мере. Несмотря на наличие большего количества исторических городов с широкими возможностями для развития туризма, главным образом турпоток направлен в главный туристский центр — г. Казань, а так же популярностью у туристов пользуются Великие Болгары и Свияжск.
Тенденции, определяющие современное развитие туризма, создают предпосылки для дальнейшего увеличения числа туристских посещений республики, а также для включения малых исторических городов в число популярных туристских центров Татарстана. Структура туристских поездок изменяется в сторону увеличения числа внутренних и въездных потоков. Данная ситуация вызвана экономической и политической ситуацией, а также изменением предпочтений туристов и соответственным повышением интереса к внутреннему туризму, новым туристским направлениям и видам туризма. Этим объясняется актуальность разработки новых туристских маршрутов и данной выпускной квалификационной работы.
Целью данной работы является разработка туристского маршрута по малым историческим городам Республики Татарстан.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «туристский маршрут», рассмотреть его виды и характеристики;
2. Изучить технологию разработки туристских маршрутов;
3. Проанализировать туристские ресурсы малых городов Республики Татарстан;
4. Проанализировать состояние туристской индустрии и туристического рынка Республики Татарстан;
5. Разработать конкретный туристский маршрут по малым историческим городам Республики Татарстан.
Теоретической основой данной работы являются труды таких ученых, как Дубрович А.П., Ильина Е.Н., Семин В.С., Ушаков Д.С. и др., которые рассматривали различные вопросы и проблемы разработки туристского продукта.
Информационной базой выступают нормативно-правовые документы Российской Федерации и Республики Татарстан, результаты статистических исследований, периодические издания и ресурсы сети интернет.
В ходе написания работы были использованы методы анализа и синтеза информации, исторический, статистический, описательный, сравнительный, графический и др.
В ходе написания данной работы нами были изучены понятие «туристский маршрут» определены его виды и свойства, изучены предъявляемые к туристским маршрутам требования и технология их разработки. Также была дана характеристика туристских ресурсов малых исторических городов Республики Татарстан и состояния развития туризма в РТ; выявлены основные тенденции современного туризма. По результатам исследования был разработан туристский маршрут, направленный на рост туристского потока и развития туризма в малых исторических городах Татарстана и укрепление их позиций, как туристских центров.
Процесс разработки туристского маршрута занимает довольно длительное время и включает в себя несколько этапов: исследование имеющихся ресурсов и состояния рынка, генерация идеи и создание концепции, разработка конечного варианта маршрута с описанием и технологической документацией. После создания маршрута процесс работы над ним не заканчивается, реализуется контроль и внесение необходимых дополнений, это позволяет создать гибкий туристский продукт, отвечающий потребностям, интересам и представлениям туристов.
В ходе исследования нами были сделаны выводы:
1. Республика Татарстан имеет высокий туристский потенциал для дальнейшего развития различных видов туризма. Основными аттрактивными факторами выступают богатое культурно-историческое наследие, культурное своеобразие, вызванное совместным проживанием различных этнических и религиозных групп, широкие возможности занятия различными видами деятельности во время пребывания в республике.
2. В настоящее время происходит изменение туристского рынка, вызванное экономическими, политическими и социальными причинами. Возрастает интерес к внутреннему туризму, соответственно в структуре турпотока внутренние поездки по России начинают преобладать над выездными, также наблюдается рост и въездной поток. Данное положение создает новые возможности дальнейшего развития туризма в республике и необходимость создания новых турпродуктов.
3. При организации маршрута большое значение имеет территориальная организация и соответствие тематики поездки, соотношение объема оказываемых услуг.
4. Тенденции, наблюдаемые в развитии мирового туризма, говорят о том что современный турист стремится познакомится с образом жизни в посещаемом регионе, получить новый опыт и новые знания, создать незабываемые воспоминания. Возрастает интерес к новым направлениям, до этого не задействованных в массовом туризме, уникальным культурам и природным местам, желание не только увидеть, но и ощутить образ жизни народа на своем собственном опыте.
5. При организации маршрута используются не только существующие туристские ресурсы, но и специально созданные дополнительные аттрактивные ресурсы (тематические парки, фестивали и шоу и т. д.). В настоящее время большое влияние на привлекательность турпродукта начинает оказывать степень вовлеченности туристов, непосредственное участие становится одним из способов восприятия туристских ресурсов, поэтому возрастает роль анимации в туризме (анимационные туры, интерактивные мероприятия, квест- экскурсии и т. д.)
Основываясь на результатах проведенного анализа состояния туризма и туристских ресурсов Республики Татарстан, нами был разработан двухдневный туристский маршрут по малым историческим городам Татарстана. Маршрут объединил города Лаишево, Чистополь и Билярск, а также села Никольское, Ташкирмень и Сокуры.
Маршрут позволяет ознакомится с своеобразием Республики Татарстан, которое отражено в сочетании культур н0ескольких этнических групп и объектов, различных эпох.
Себестоимость организации тура по маршруту составляет 3262 рубля на группу из 20 человек. С учетом заложенной прибыли (15%) цена данного турпродукта составляет 3750 рублей. При организации одного тура для группы из 20 человек по данному маршруту и при установленной комиссии в 15% получаем прибыль в размере 9780 рублей.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. От 02.03.2016) «Об основах турдеятельности в Российской Федерации».
2. ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туруслуг» - М: Стандартинформ, 2010.
3. ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования».
4. Государственная программа «Развития сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014 — 2020 гг.» от 21.07.2014.
5. Адельшин А.А. Туристский потенциал Республики Татарстан // Актуальные проблемы экономики и права, - 2012, № 4 (24), - с. 134-138.
6. Ахмадуллина Л.Р. Роль информационного обеспечения культурного
туризма в Республике Татарстан. // Ойкумена. Регионоведческие исследования, №2, 2013 — с. 149 - 153
7. Бердникова О.А., Иванов С.Е. Анализ и динамика показателей развития туристской отрасли на примере Республики Татарстан. // Журнал «Век качества», №1, 2015. - с.73-76.
8. Биржаков М.Б. Введение в туризм: 9-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Невский фонд, 2007 — 576 с.
9. Веткин В.А., Винтайкина Е.В. Технология создания турпродукта. Пакетные туры. - М: ЦИНФРА-М, 2010 — 239 с.
10. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. - М.: Юнити, 2006 - 255 с.
11. Грачева О.Ю., Маркова Ю.А., Мишина Л.А., Мишунина Ю.В. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта. - М: Дашков и К, 2012 — 273 с.
12. Дубрович А.П., Кабушкин Н.И., Сергеева Т.М. и др. Организация туризма. - Спб: Питер, 2012 — 320 с.
13. Зырянов А.И., Королев А.Ю. Логика туристского путешествия и разрботка эталонных маршрутов.// Географический вестник, 2009, №2 — с .78-89
14. Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социально-культурном бизнесе и туризме, 2006 — 136 с.
15. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник — М: Финансы и статистика, 2007 — 480 с.
16. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы: учебник для вузов турист. Профиля. - М. : Финансы и статистика, 2005 — 190 с.
17. Косолапов А. Б. География российского внутреннего туризма: учеб. Пособие - М. : КноРус, 2009. - 269 с.
18. Косолапов А. Б. Технология и организация туроператорской и
турагентской деятельности : учеб. пособие — 6 изд., стер. - М. : КноРус, 2016 — 294 с.
19. Кудрякова С.О. Проблемы развития малых исторических городов России и пути их решения/ Сервис в России и зарубежом, 2012, №8
20. Кусков А.С. Основы туризма: Учебник. - М: Кнорус, 2008 — 400 с.
21. Лойко О.Т Сервисная деятельность : учеб. Пособие. - М.: Академия, 2008. - 303 с.
22. Новиков В.С. Организация туристкой деятельности. - М: Академия, 2013.
- 333 с.
23. Писаревский Е.Л. Основы туризма: учебник / коллектив авторов, по ред. Е.Л. Писаревского — М: Федеральное агентство по туризму, 2014 — 384 с.
24. Семин В.С. Организация международного туризма: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Финансы и статистика, 2003 — 400 с.
25. Ушаков Д.С. Практический туроперейтинг. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2006
— 448 с.
26. Черных Н. Б. Технология и организация туроператорской и турагентской
деятельности : учеб. пособие / Н. Б. Черных. - М., 2005. - 358 с.
27.Чудновский А.Д. Менеджмент туризма: учебник / А.Д. Чудновский, Н.В. Королев, Е.А. Гаврилова, М.А. Жукова, Н.А. Зайцева — М: Федеральное агентство по туризму, 2014 — 576 с.
28.Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление потребительскими предпочтениями в сфере туризма и гостеприимства и основные направления реализации туристского продукта — М: Федеральное агентство по туризму, 2014 — 290 с.
29.Чудновский А. Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебник. - М. : КноРус, 2007. - 318 с.
30. Итоги работы Государственного комитета по туризму Республики Татарстан за 2015. - Казань: Государственный комитет по туризму РТ, 2016
31. Бердникова О.А. Иванов С.Е. Развитие туристкой отрасли в Республике Татарстан. // Международный научно-исследовательский журнал, 2015, №7. Режим доступа:http://research-journal.org.
32. Билярский государственный историко-археологический и природный музей заповедник. Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //'№№№.билярскийзаповедник.рф
33. Выступление директора АНО Саргина О.Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://tourism.tatarstan.ru/rus/documents.htm
34. Каравон. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://karavon.info/
35. Лаишевский муниципальный район. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://laishevo.tatarstan.ru/
36. Музей Лаишевского района имени Г.Р. Державина. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.laishevo-derzhavin.ru/
37.Объединенный каталог музеев Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://museum.tatar.ru/
38.Основные статистические показатели туристской отрасли Республики Татарстан (от 08.02.2016). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tourism.tatarstan.ru/rus/documents.htm
39. Официальный сайт Государственного комитета по туризму Республики
Татарстан. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://tourism.tatarstan.ru.
40. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской
Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.russiatourism.ru/
41. Официальный туристский портал Республики Татарстан [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://visit-tatarstan.com
42. Республика Татарстан: архив официального сервера 1997-2011 гг.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://1997-2011.tatarstan.ru.
43. Тетюшский муниципальный район [Электронный ресурс]. Режим
до ступа: http: //tetushi .tatarstan.ru/
44. Чистопольский государственный историко-архитектурный и
литературный музей заповедник [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chisto-muzei.ru/
45.Чистопольский муниципальный район. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chistopol.tatarstan.ru/
46. The world tourism organization (UNWTO) [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www2.unwto.org/