СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАГМАРЕЧЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВЫСТУПЛЕНИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО, АНГЛИЙСКОГО, НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКОВ)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
1.1 Определение понятия «политический дискурс» в отечественных и зарубежных лингвистических исследованиях
1.2 Понятие речевого воздействия как науки 11
1.3 Смысловое поле реципиента 13
1.4 Речевое воздействие как основная цель политической речи 15
1.4.1 Способы и виды речевого воздействия 16
1.4.2 Эмоциональный и рациональный компоненты речевого воздействия
1.4.3 Приёмы речевого воздействия 26
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ, РЕЧЕВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ГОСУДАРСТВ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
2.1 Анализ политической речи В.В. Путина 32
2.2 Анализ политической речи Б. Обамы 51
2.3 Анализ политической речи А. Меркель 64
Выводы по главе 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЯ 82
Приложение 1 Речевые приёмы, используемые президентом РФ В.В. Путиным
Приложение 2 Речевые приёмы, используемые президентом США Б. Обамой Приложение 3 Речевые приёмы, используемые канцлером Германии А. Меркель
Приложение 4 Речевые средства в обращении В.В. Путина к
непрофессиональной аудитории
Приложение 5 Речевые средства в обращении В.В. Путина к
профессиональной аудитории
Приложение 6 Речевые средства в обращении Б. Обамы к
непрофессиональной аудитории
Приложение 7 Речевые средства в обращении Б. Обамы к
профессиональной аудитории
Приложение 8 Речевые средства в обращении А. Меркель к
непрофессиональной аудитории
Приложение 9 Речевые средства в обращении А. Меркель к
профессиональной аудитории
Приложение 10 Сопоставительная таблица использования речевых приёмов главами государств в обращении к непрофессиональной аудитории
Приложение 11 Сопоставительная таблица использования речевых приёмов главами государств в обращении к профессиональной аудитории
ГЛАВА 1. РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
1.1 Определение понятия «политический дискурс» в отечественных и зарубежных лингвистических исследованиях
1.2 Понятие речевого воздействия как науки 11
1.3 Смысловое поле реципиента 13
1.4 Речевое воздействие как основная цель политической речи 15
1.4.1 Способы и виды речевого воздействия 16
1.4.2 Эмоциональный и рациональный компоненты речевого воздействия
1.4.3 Приёмы речевого воздействия 26
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ, РЕЧЕВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ГОСУДАРСТВ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
2.1 Анализ политической речи В.В. Путина 32
2.2 Анализ политической речи Б. Обамы 51
2.3 Анализ политической речи А. Меркель 64
Выводы по главе 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЯ 82
Приложение 1 Речевые приёмы, используемые президентом РФ В.В. Путиным
Приложение 2 Речевые приёмы, используемые президентом США Б. Обамой Приложение 3 Речевые приёмы, используемые канцлером Германии А. Меркель
Приложение 4 Речевые средства в обращении В.В. Путина к
непрофессиональной аудитории
Приложение 5 Речевые средства в обращении В.В. Путина к
профессиональной аудитории
Приложение 6 Речевые средства в обращении Б. Обамы к
непрофессиональной аудитории
Приложение 7 Речевые средства в обращении Б. Обамы к
профессиональной аудитории
Приложение 8 Речевые средства в обращении А. Меркель к
непрофессиональной аудитории
Приложение 9 Речевые средства в обращении А. Меркель к
профессиональной аудитории
Приложение 10 Сопоставительная таблица использования речевых приёмов главами государств в обращении к непрофессиональной аудитории
Приложение 11 Сопоставительная таблица использования речевых приёмов главами государств в обращении к профессиональной аудитории
Изучение коммуникации в политическом дискурсе представляет для лингвистики особый интерес, так как язык политики является не только одним из основных способов представления актуальной информации, но и выступает в качестве инструмента борьбы за власть. Процессы социально-политических изменений общества, вызвавшие существенные изменения в области политической коммуникации, выдвигают новые требования к политическому выступлению. В настоящее время существует необходимость создания эффективной модели публичного политического выступления, которая дала бы политику возможность принимать во внимание не только лишь динамику общественного развития, но и характерные черты языковых средств, их максимально эффективное сочетание в пределах отдельного выступления. Верное использование механизмов воздействия, учёт ситуации общения, её общих и частных характеристик гарантирует эффективное взаимодействие политического деятеля и аудитории, ведёт к достижению необходимых результатов.
Выступление политического деятеля - это спланированная акция, требующая тщательной подготовки, и являющаяся довольно сложным процессом, поскольку цель политических деятелей состоит не только в том, чтобы донести определённую информацию до аудитории, но и в том, чтобы добиться её расположения, склонить слушателей к принятию той или иной позиции, а также получить поддержку граждан.
Исследуя речи политических деятелей, можно определить стратегии и тактики, используемые ими в целях убеждения аудитории.
Главными особенностями политической речи выступают публичность, целевая адресованность, аргументативность, идеологическая маркированность, конкурентность, что выражается определённым методом подачи информации, положений (тезисов) и доказательств, которые по-разному реализуются в текстах разных жанров.
Исследование посвящено анализу средств коммуникативного воздействия руководителей государств, таких как В.В. Путин, Б. Обама, А. Меркель.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в связи с увеличением роли СМИ в политической коммуникации повышается значимость языка как способа борьбы за власть и средства её удержания. Таким образом, возрастает необходимость изучения речевого воздействия в политической сфере, получившего особенно яркое выражение в речи глав государств.
Цель работы - выявление способов речевого воздействия в политической коммуникации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие «дискурс»;
2) дать определение понятию «речевое воздействие»;
3) изучить факторы, способы, виды речевого воздействия;
4) выявить, какие лингвистические средства наиболее часто используются главами государств (В.В. Путиным, Б. Обамой, А. Меркель) в обращении к реципиентам.
Предметом исследования являются способы речевого воздействия руководителей государств. Объектом - средства выразительности речи, тактики убеждения, используемые руководителями государств в политическом дискурсе.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в данной работе рассматриваются выступления политических деятелей перед непрофессиональной и профессиональной аудиториями, выявляются, какие речевые приёмы используются в том и в другом случаях, сравниваются полученные результаты.
Практическая ценность данной работы определяется тем, что её основные положения могут использоваться в преподавании некоторых лингвистических дисциплин - в курсах по общему языкознанию, теории коммуникации, теоретической грамматике, теории и практике перевода, стилистике, риторике, специальных курсах и семинарах по психолингвистике и социолингвистике.
В работе использованы следующие методы: метод сплошной выборки, квантитативный анализ, наблюдение, описание, сравнение.
Поставленные цели и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и одиннадцати приложений.
Во введении даётся краткое ознакомление с темой предпринятого исследования, описывается актуальность, цель, предмет и объект исследования, научная новизна, практическая ценность, методы, апробация материалов.
В первой главе рассматривается понятие «дискурс» в общем и в политической сфере с точки зрения отечественных и зарубежных учёных, даётся определение понятию «речевое воздействие», анализируются рациональный и эмоциональный компоненты воздействия, изучается смысловое поле реципиента, факторы, оказывающие воздействие на него, представляются некоторые рекомендации, которые следует выполнять оратору при обращении к аудитории, выявляются способы, приёмы и виды речевого воздействия.
Во второй главе рассматриваются речевые приёмы, используемые президентом РФ В.В. Путиным, президентом США Б. Обамой и канцлером Германии А. Меркель в обращении к «непрофессиональной» и «профессиональной» аудитории в период 2014-2016 гг., выявляются наиболее часто используемые данными главами государств речевые средства.
В заключении делается вывод относительно каждого отдельно взятого руководителя государства исходя из полученных данных об использовании тех или иных речевых приёмов, сравниваются результаты исследования выступлений политических деятелей.
Апробация материалов. Результаты настоящего исследования были изложены на Итоговой образовательно-научной конференции студентов 8 апреля 2015 г. (г. Набережные Челны), на Всероссийской научно-практической конференции «VIII КАМСКИЕ ЧТЕНИЯ» 22 апреля 2016 г. (г. Набережные Челны), в научном журнале «Научный альманах» N 4-4 (18), 2016 г. (г. Тамбов).
Выступление политического деятеля - это спланированная акция, требующая тщательной подготовки, и являющаяся довольно сложным процессом, поскольку цель политических деятелей состоит не только в том, чтобы донести определённую информацию до аудитории, но и в том, чтобы добиться её расположения, склонить слушателей к принятию той или иной позиции, а также получить поддержку граждан.
Исследуя речи политических деятелей, можно определить стратегии и тактики, используемые ими в целях убеждения аудитории.
Главными особенностями политической речи выступают публичность, целевая адресованность, аргументативность, идеологическая маркированность, конкурентность, что выражается определённым методом подачи информации, положений (тезисов) и доказательств, которые по-разному реализуются в текстах разных жанров.
Исследование посвящено анализу средств коммуникативного воздействия руководителей государств, таких как В.В. Путин, Б. Обама, А. Меркель.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в связи с увеличением роли СМИ в политической коммуникации повышается значимость языка как способа борьбы за власть и средства её удержания. Таким образом, возрастает необходимость изучения речевого воздействия в политической сфере, получившего особенно яркое выражение в речи глав государств.
Цель работы - выявление способов речевого воздействия в политической коммуникации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие «дискурс»;
2) дать определение понятию «речевое воздействие»;
3) изучить факторы, способы, виды речевого воздействия;
4) выявить, какие лингвистические средства наиболее часто используются главами государств (В.В. Путиным, Б. Обамой, А. Меркель) в обращении к реципиентам.
Предметом исследования являются способы речевого воздействия руководителей государств. Объектом - средства выразительности речи, тактики убеждения, используемые руководителями государств в политическом дискурсе.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в данной работе рассматриваются выступления политических деятелей перед непрофессиональной и профессиональной аудиториями, выявляются, какие речевые приёмы используются в том и в другом случаях, сравниваются полученные результаты.
Практическая ценность данной работы определяется тем, что её основные положения могут использоваться в преподавании некоторых лингвистических дисциплин - в курсах по общему языкознанию, теории коммуникации, теоретической грамматике, теории и практике перевода, стилистике, риторике, специальных курсах и семинарах по психолингвистике и социолингвистике.
В работе использованы следующие методы: метод сплошной выборки, квантитативный анализ, наблюдение, описание, сравнение.
Поставленные цели и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и одиннадцати приложений.
Во введении даётся краткое ознакомление с темой предпринятого исследования, описывается актуальность, цель, предмет и объект исследования, научная новизна, практическая ценность, методы, апробация материалов.
В первой главе рассматривается понятие «дискурс» в общем и в политической сфере с точки зрения отечественных и зарубежных учёных, даётся определение понятию «речевое воздействие», анализируются рациональный и эмоциональный компоненты воздействия, изучается смысловое поле реципиента, факторы, оказывающие воздействие на него, представляются некоторые рекомендации, которые следует выполнять оратору при обращении к аудитории, выявляются способы, приёмы и виды речевого воздействия.
Во второй главе рассматриваются речевые приёмы, используемые президентом РФ В.В. Путиным, президентом США Б. Обамой и канцлером Германии А. Меркель в обращении к «непрофессиональной» и «профессиональной» аудитории в период 2014-2016 гг., выявляются наиболее часто используемые данными главами государств речевые средства.
В заключении делается вывод относительно каждого отдельно взятого руководителя государства исходя из полученных данных об использовании тех или иных речевых приёмов, сравниваются результаты исследования выступлений политических деятелей.
Апробация материалов. Результаты настоящего исследования были изложены на Итоговой образовательно-научной конференции студентов 8 апреля 2015 г. (г. Набережные Челны), на Всероссийской научно-практической конференции «VIII КАМСКИЕ ЧТЕНИЯ» 22 апреля 2016 г. (г. Набережные Челны), в научном журнале «Научный альманах» N 4-4 (18), 2016 г. (г. Тамбов).
В рамках данного исследования рассмотрены способы речевого воздействия руководителей государств, решены поставленные ранее задачи, а именно изучено такое понятие, как «дискурс» в общем и в политической сфере, рассмотрены определения данного термина некоторыми отечественными и зарубежными лингвистами, исходя из которых можно трактовать термин «дискурс» как набор единиц «выше предложения» т.е. высказывание или текст, а в политической сфере как класс жанров, принадлежащих сфере политики таких так речи политиков, правительственные обсуждения, партийные программы, парламентские дебаты. Дано определение понятию «речевое воздействие», представляющее собой науку об эффективном общении и включающее в себя рациональный и эмоциональный компоненты воздействия. Изучено смысловое поле реципиента, рассмотрены факторы, влияющие на частотность использования рационального и эмоционального компонентов речевого воздействия, к которым относятся тема выступления, особенности аудитории (профессиональная непрофессиональная, единомышленники/оппоненты), принадлежность оратора к какому-либо политическому течению, форма реализации речи (устная/письменная), наличие прямого контакта с аудиторией и индивидуальный стиль выступающего. Представлены некоторые рекомендации при обращении к аудитории, которые необходимо соблюдать для того, чтобы достигнуть поставленной цели, а именно оказать психологическое воздействие на реципиента, заключающееся в том, чтобы добиться их расположения, склонить к принятию той или иной позиции, получить поддержку. Изучены способы, приёмы и виды речевого воздействия, такие как личные местоимения и глагольные формы, конструкции с вводными элементами, конструкции с изъяснительными придаточными, способствующие установлению коммуникативного контакта; акцентировка внимания, характеризующаяся использованием следующих фраз: «Прошу обратить ваше внимание на то, что...», «хотелось бы особо отметить то, что...»; стилистические фигуры, способствующие усилению яркости высказывания (лексический повтор, риторический вопрос, инверсия, бессоюзие, плеоназм, риторическое восклицание, градация, многосоюзие, противопоставление, хиазм, тавтология) и тропы, позволяющие лучше представить образ конкретного предмета или явления в сознании (антонимия, идиомы, гипербола, метонимия, олицетворение, синонимия, метафоры, сравнение).
Была проанализирована речь президента России В.В. Путина, президента США Б. Обамы и канцлера Германии А. Меркель. Исследование показало, В. Путин и Б. Обама активно используют в своих выступлениях речевые приёмы, лексические средства выразительности и стилистические фигуры речи в отличие от А. Меркель. В речи В. Путина мы видим частое использование риторических вопросов (16,3%), чего нельзя сказать о речи Б. Обамы и А. Меркель. У президента США и канцлера Германии не наблюдается использование риторических восклицаний, а также таких приёмов как внушение и акцентировка внимания. У президента России В.В. Путина риторические восклицания составляют 3,8%, внушение - 1,4%, акцентировка внимания - 1,7%. Однако, несмотря на различия, все выступления перед непрофессиональной аудиторией характеризуются использованием лексического повтора, употребляемого политическими лидерами наиболее часто (В.В. Путин - 19%, Б. Обама - 40,8%, А. Меркель - 63,8%).
Обращаясь с речью к профессиональной аудитории политики довольно активно употребляют идиомы (В.В. Путин - 11,6%, Б. Обама - 11,5%, А. Меркель - 18,8%). Президентом России В. Путиным используются молодёжный сленг (4,6%), пословицы, поговорки (2,3%), которых не было выявлено в политической речи других глав государств. Речь В. Путина также отличается отсутствием лексического повтора, в то время как А. Меркель предпочитает эту стилистическую фигуру всем другим приёмам вне зависимости от того, перед какой аудиторией выступает (лексический повтор в обращении к профессиональной аудитории составляет 32,7%). Уровень эмоциональности в выступлениях политических деятелей различается, так, речь В. Путина можно назвать самой эмоциональной, в то время как уровень эмоциональности А. Меркель самым низким, а Б. Обамы чуть выше среднего.
Была проанализирована речь президента России В.В. Путина, президента США Б. Обамы и канцлера Германии А. Меркель. Исследование показало, В. Путин и Б. Обама активно используют в своих выступлениях речевые приёмы, лексические средства выразительности и стилистические фигуры речи в отличие от А. Меркель. В речи В. Путина мы видим частое использование риторических вопросов (16,3%), чего нельзя сказать о речи Б. Обамы и А. Меркель. У президента США и канцлера Германии не наблюдается использование риторических восклицаний, а также таких приёмов как внушение и акцентировка внимания. У президента России В.В. Путина риторические восклицания составляют 3,8%, внушение - 1,4%, акцентировка внимания - 1,7%. Однако, несмотря на различия, все выступления перед непрофессиональной аудиторией характеризуются использованием лексического повтора, употребляемого политическими лидерами наиболее часто (В.В. Путин - 19%, Б. Обама - 40,8%, А. Меркель - 63,8%).
Обращаясь с речью к профессиональной аудитории политики довольно активно употребляют идиомы (В.В. Путин - 11,6%, Б. Обама - 11,5%, А. Меркель - 18,8%). Президентом России В. Путиным используются молодёжный сленг (4,6%), пословицы, поговорки (2,3%), которых не было выявлено в политической речи других глав государств. Речь В. Путина также отличается отсутствием лексического повтора, в то время как А. Меркель предпочитает эту стилистическую фигуру всем другим приёмам вне зависимости от того, перед какой аудиторией выступает (лексический повтор в обращении к профессиональной аудитории составляет 32,7%). Уровень эмоциональности в выступлениях политических деятелей различается, так, речь В. Путина можно назвать самой эмоциональной, в то время как уровень эмоциональности А. Меркель самым низким, а Б. Обамы чуть выше среднего.



