ИНСТИТУТ НЕЙТРАЛИТЕТА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
|
Введение 3
Глава I. Теоретико-правовые аспекты нейтралитета в международном праве 7
§ 1. Понятие, виды и формы нейтралитета 7
§ 2. Историческое становление и развитие нейтралитета 19
§ 3. Место института нейтралитета в системе современного международного нрава 29
Глава II. Постоянный нейтралитет 37
§ 1. Постоянный нейтралитет: содержание и сущность 37
§ 2. Установление статуса постоянного нейтралитета 44
§ 3. Членство постоянно нейтральных государств в международных
организациях 51
§ 4. Международно-правовая ответственность за нарушение статуса
постоянного нейтралитета 59
Заключение 69
Список использованной литературы
Глава I. Теоретико-правовые аспекты нейтралитета в международном праве 7
§ 1. Понятие, виды и формы нейтралитета 7
§ 2. Историческое становление и развитие нейтралитета 19
§ 3. Место института нейтралитета в системе современного международного нрава 29
Глава II. Постоянный нейтралитет 37
§ 1. Постоянный нейтралитет: содержание и сущность 37
§ 2. Установление статуса постоянного нейтралитета 44
§ 3. Членство постоянно нейтральных государств в международных
организациях 51
§ 4. Международно-правовая ответственность за нарушение статуса
постоянного нейтралитета 59
Заключение 69
Список использованной литературы
В условиях происходящих в современном мире интеграционных процессов происходит расширение межгосударственного сотрудничества, создаются различные экономические союзы, организации, блоки, которые способны оказывать огромное влияние на происходящие в мире процессы. Однако, появляются проблемы, которые не могут быть решены каждым государством самостоятельно и требуют общих усилий. Государства стремятся к единому транснациональному экономическому пространству, международному перемещению и объединению предпринимательского капитала, рынков, имеет значение стратегическое взаимодействие, внешнеэкономическое партнерство. Очевидно, что процесс взаимодействия и сближения часто порождает обострение глобальных угроз, государственные границы, не гарантируют безопасность государству, не наладившему сотрудничество с другими государствами и не вносящему вклад в борьбу с общими угрозами. Государства не отказываются от военной силы, а наоборот наращивают ее.
Одним из средств обеспечения и поддержания международного мира и безопасности является нейтралитет, суть которого в наиболее обобщенном виде сводится к неучастию в войнах и отказе от разрешения споров посредством войны, при этом, статус нейтралитета предполагает наличие определенных прав и обязанностей, а также ограничений в межгосударственных и иных отношениях.
Нейтралитет сочетает в себе правовые и политические аспекты, которые весьма тесно взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, о чем свидетельствует международная практика.
Актуальные проблемы установления нейтралитета и его роли в современном международном праве могут быть успешно решены только на основе правовых исследований.
Необходимость в исследовании нейтралитета подчеркивается в Уставе ООН , ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН . Многолетняя мировая практика, а также значительный интерес ученых к этой теме свидетельствуют о том, что институт нейтралитета представляет собой неотъемлемую часть межгосударственного механизма и занимает важное место в системе международного права, обеспечивая поддержание международного правопорядка.
На практике возникали и продолжают возникать ситуации, связанные с нарушением прав и обязанностей нейтрального государства, неурегулированностью ряда вопросов касающихся нейтралитета, в том числе, касающихся установления и признания данного статуса, прекращения международных обязательств, противоречащих данному статусу, международно-правовой ответственности за нарушение нейтралитета, регулирования экономических отношений нейтрального государства с другими государствами, взаимодействию международного и внутригосударственного права, в части касающейся обеспечения добросовестного выполнения международных обязательств, вытекающих из статуса нейтралитета.
Статус нейтралитета подвержен давлению со стороны различных государств и международных организаций в рамках международного сотрудничества, направленного на борьбу с терроризмом и иными общими угрозами, а также испытывает давление в рамках постоянно развивающейся глобализации.
Нейтралитет как средство разрешения конфликтов через переговоры и поиск взаимовыгодных решений по-прежнему остается в международной практике и доказывает свою жизнеспособность. С появлением новых очагов конфликтов, в немалой степени, обусловленных экономическими интересами развитых государств, нейтралитет государств, стоящих на позиции неучастия в военных конфликтах вновь становится актуален.
Целью данной работы является комплексная характеристика института постоянного нейтралитета в международном праве.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, виды и формы нейтралитета.
2. Проанализировать историческое становление и развитие нейтралитета.
3. Выявить место института нейтралитета в системе современного международного права.
4. Охарактеризовать понятие и сущность постоянного нейтралитета.
5. Определить установление статуса постоянного нейтралитета.
6. Рассмотреть членство постоянно нейтральных государств в
международных организациях.
7. Проанализировать международно-правовую ответственность за
нарушение статуса постоянного нейтралитета.
Объектом исследования является нейтралитет в международном праве как комплексный правовой институт.
Предметом исследования выступают международно-правовые акты и национальное законодательство, касающиеся правового статуса нейтралитета.
Непосредственную документальную основу исследования составили документы по вопросам международных отношений и, в частности, международного сотрудничества в области нейтралитета государств, материалы договорной практики в сфере международного сухопутного и водного нейтралитета, внутреннее законодательство государств.
Методологическую основу дипломной работы, помимо всеобщих и общенаучных эмпирических методов, составят следующие частно-научные
методы: системно-структурный, формально-логический и сравнительный
методы.
Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе проанализированы вопросы теоретико-правовые аспекты нейтралитета в международном праве. Особое внимание уделено анализу международных конвенций о правах и обязанностях в области нейтралитета .
Глава вторая рассматривает содержание, сущность и установление постоянного нейтралитета. Отдельно проанализированы вопросы международно-правовой ответственности за нарушение статуса постоянного нейтралитета.
В конце дипломной работы приведен перечень литературы, которая была использована при ее написании.
Одним из средств обеспечения и поддержания международного мира и безопасности является нейтралитет, суть которого в наиболее обобщенном виде сводится к неучастию в войнах и отказе от разрешения споров посредством войны, при этом, статус нейтралитета предполагает наличие определенных прав и обязанностей, а также ограничений в межгосударственных и иных отношениях.
Нейтралитет сочетает в себе правовые и политические аспекты, которые весьма тесно взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, о чем свидетельствует международная практика.
Актуальные проблемы установления нейтралитета и его роли в современном международном праве могут быть успешно решены только на основе правовых исследований.
Необходимость в исследовании нейтралитета подчеркивается в Уставе ООН , ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН . Многолетняя мировая практика, а также значительный интерес ученых к этой теме свидетельствуют о том, что институт нейтралитета представляет собой неотъемлемую часть межгосударственного механизма и занимает важное место в системе международного права, обеспечивая поддержание международного правопорядка.
На практике возникали и продолжают возникать ситуации, связанные с нарушением прав и обязанностей нейтрального государства, неурегулированностью ряда вопросов касающихся нейтралитета, в том числе, касающихся установления и признания данного статуса, прекращения международных обязательств, противоречащих данному статусу, международно-правовой ответственности за нарушение нейтралитета, регулирования экономических отношений нейтрального государства с другими государствами, взаимодействию международного и внутригосударственного права, в части касающейся обеспечения добросовестного выполнения международных обязательств, вытекающих из статуса нейтралитета.
Статус нейтралитета подвержен давлению со стороны различных государств и международных организаций в рамках международного сотрудничества, направленного на борьбу с терроризмом и иными общими угрозами, а также испытывает давление в рамках постоянно развивающейся глобализации.
Нейтралитет как средство разрешения конфликтов через переговоры и поиск взаимовыгодных решений по-прежнему остается в международной практике и доказывает свою жизнеспособность. С появлением новых очагов конфликтов, в немалой степени, обусловленных экономическими интересами развитых государств, нейтралитет государств, стоящих на позиции неучастия в военных конфликтах вновь становится актуален.
Целью данной работы является комплексная характеристика института постоянного нейтралитета в международном праве.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, виды и формы нейтралитета.
2. Проанализировать историческое становление и развитие нейтралитета.
3. Выявить место института нейтралитета в системе современного международного права.
4. Охарактеризовать понятие и сущность постоянного нейтралитета.
5. Определить установление статуса постоянного нейтралитета.
6. Рассмотреть членство постоянно нейтральных государств в
международных организациях.
7. Проанализировать международно-правовую ответственность за
нарушение статуса постоянного нейтралитета.
Объектом исследования является нейтралитет в международном праве как комплексный правовой институт.
Предметом исследования выступают международно-правовые акты и национальное законодательство, касающиеся правового статуса нейтралитета.
Непосредственную документальную основу исследования составили документы по вопросам международных отношений и, в частности, международного сотрудничества в области нейтралитета государств, материалы договорной практики в сфере международного сухопутного и водного нейтралитета, внутреннее законодательство государств.
Методологическую основу дипломной работы, помимо всеобщих и общенаучных эмпирических методов, составят следующие частно-научные
методы: системно-структурный, формально-логический и сравнительный
методы.
Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе проанализированы вопросы теоретико-правовые аспекты нейтралитета в международном праве. Особое внимание уделено анализу международных конвенций о правах и обязанностях в области нейтралитета .
Глава вторая рассматривает содержание, сущность и установление постоянного нейтралитета. Отдельно проанализированы вопросы международно-правовой ответственности за нарушение статуса постоянного нейтралитета.
В конце дипломной работы приведен перечень литературы, которая была использована при ее написании.
В заключении обозначим следующие выводы.
Нейтралитет как институт международного права в ходе своего исторического развития прошел несколько этапов; в ходе которых его отдельные теоретические и практические аспекты показали свою значимость.
До настоящего момента остается весьма тесной связь правовой и политической сторон нейтралитета. При этом необходимо четко разграничивать понятие нейтралитета как института международного правами как внешнеполитического инструмента. Юридический, статус и политика нейтралитета различны по своему содержанию и выполняют различные функции, дополняя друг друга.
Нейтралитет, в настоящий момент является самостоятельным институтом международного права, регулирующим международные правоотношения, вытекающие из статуса нейтралитета, сущность которых сводится к неучастию государств в конкретной войне либо отказе на долгосрочную перспективу от участия в войнах и разрешения споров посредством войны, а также наличию определенных запретов в предоставлении своей территории для военных целей и ограничений в межгосударственных отношениях.
Нейтралитет в современных условиях может существовать в двух формах - нейтралитет в его традиционном понимании, то есть нейтралитет во время войны, и постоянный нейтралитет. Институт нейтралитета является комплексным и межотраслевым институтом, в силу того, что он взаимодействует и сочетает в себе элементы, попадающие под предмет регулирования таких отраслей международного права, как право международной безопасности, международное гуманитарное право, международное право прав человека и других отраслей международного права.
Постоянный нейтралитет является высшей формой развития нейтралитета, которая обладает огромным потенциалом в деле поддержания международного мира и безопасности. Под постоянным нейтралитетом в международном праве следует понимать юридически признанный другими государствами (государством) международно-правовой статус суверенного государства, предполагающий наличие особых прав и обязанностей, в соответствии с которыми данное государство отказывается на долгосрочную перспективу от участия в войнах, военных и экономических союзах, которые могут прямо либо косвенно вовлечь его в войну, а также от использования войны в качестве средства разрешения международных споров.
Постоянно нейтральные государства внесли и продолжают вносить существенный вклад в поддержание международного мира и безопасности, о чем свидетельствует опыт реализации данного статуса Австрией, Швейцарией, Мальтой и Туркменистаном, последний из которых играет весьма ощутимую стабилизирующую роль вдвоем регионе.
Наличие международно-правового акта и признание статуса нейтралитета в современных условиях является необходимым условием его существования. Признание статуса нейтралитета влечет возникновение международных обязательств, которые предполагают наличие определенных ограничений в отношениях с другими государствами, суть которых сводится к запрету принятия государством новых обязательств, противоречащих статусу нейтралитета и взятым в связи с этим международных обязательствам.
Статус постоянного нейтралитета совместим с членством в ЕС, о чем свидетельствует действующая нормативная база Союза.
Международно-правовые обязательства, вытекающие из статуса нейтралитета в зависимости от определенных обстоятельств, обусловленных определенными политическими и экономическими интересами государств, могут не исполняться либо исполняться недобросовестно, при этом в одних случаях можно говорить о нарушении статуса постоянного нейтралитета, а в других при совершении действий явным образом, противоречащих самому существу статуса нейтралитета можно говорить о фактическом прекращении статуса нейтралитета.
Практике международных отношений известны случаи возникновения коллизий, которые появляются после заключения международного договора с государством постоянного нейтралитета о создании на его территории демилитаризованной зоны или зоны, свободной от ядерного оружия. В таком случае речь идет об ограничении суверенитета государства на конкретной части его территории, где устанавливается особый правовой режим.
Следовательно, современное международное сообщество в условиях глобализации нуждается в изменении правовых основ института нейтралитета, так как он ограничивает свободу действий государств, заявивших о нем, и ограничивает их действия в международной кооперации.
Результаты современных исследований не позволяют однозначно ответить на вопрос: окончательно ли сформировался в международном праве институт постоянного нейтралитета? Лишь с определенной долей условности можно утвердительно ответить на поставленный вопрос, поскольку: нейтралитет как правовой институт сформировался на основе норм международного обычного права; количество государств, заявивших об установлении нейтралитета, не имеет принципиального значения; для признания этого правового института не требуется определенное количество случаев и форм его признания (как это необходимо, например, для международно-правового института признания новых государств как субъектов международного права).
Однако участие государств постоянного нейтралитета в военно-политических блоках, которое выражается в предоставлении своей территории для транзита вооруженных сил государствам-участникам вооруженных конфликтов, присоединении к экономическим санкциям международных организаций в отношении других стран и нарушении их правового статуса, свидетельствует о его несовершенстве.
Среди основных причин нарушения международно-правовых норм института постоянного нейтралитета как со стороны государств, заявивших о нем, так и со стороны других государств следует отнести их несогласие с окончательным и справедливым решением вопроса о государственных границах. Поэтому при определенных условиях в международных отношениях обе категории стран смогли бы его нарушить.
Таким образом, многообразие форм международной жизни требует от юристов, политологов и дипломатов модернизации международно-правового института постоянного нейтралитета. Кроме того, на основе научных исследований можно обосновать возможность выделения в международном праве комплексной отрасли - права нейтралитета. Называть ее самостоятельной было бы неверно, поскольку отрасль, являясь элементом системы права, всегда взаимодействует с другими его субинститутами (совокупность источников права, регулирующих определенную сферу деятельности и наличие изменения содержания правового регулирования под конкретные задачи через установление специальных принципов правового регулирования. Исходя из теории, любая отрасль права предусматривает наличие таких элементов, как предмет, метод правового регулирования и соответствующий правовой режим. Все эти особенности создают возможность рассматривать право нейтралитета как одну из подотраслей международного права, которая имеет двойственную природу: с одной стороны, обладая всеми признаками отрасли права,
обеспечивает специфичный юридический режим правового регулирования, а с другой - сохраняет системные связи со своей отраслью.
Нейтралитет как институт международного права в ходе своего исторического развития прошел несколько этапов; в ходе которых его отдельные теоретические и практические аспекты показали свою значимость.
До настоящего момента остается весьма тесной связь правовой и политической сторон нейтралитета. При этом необходимо четко разграничивать понятие нейтралитета как института международного правами как внешнеполитического инструмента. Юридический, статус и политика нейтралитета различны по своему содержанию и выполняют различные функции, дополняя друг друга.
Нейтралитет, в настоящий момент является самостоятельным институтом международного права, регулирующим международные правоотношения, вытекающие из статуса нейтралитета, сущность которых сводится к неучастию государств в конкретной войне либо отказе на долгосрочную перспективу от участия в войнах и разрешения споров посредством войны, а также наличию определенных запретов в предоставлении своей территории для военных целей и ограничений в межгосударственных отношениях.
Нейтралитет в современных условиях может существовать в двух формах - нейтралитет в его традиционном понимании, то есть нейтралитет во время войны, и постоянный нейтралитет. Институт нейтралитета является комплексным и межотраслевым институтом, в силу того, что он взаимодействует и сочетает в себе элементы, попадающие под предмет регулирования таких отраслей международного права, как право международной безопасности, международное гуманитарное право, международное право прав человека и других отраслей международного права.
Постоянный нейтралитет является высшей формой развития нейтралитета, которая обладает огромным потенциалом в деле поддержания международного мира и безопасности. Под постоянным нейтралитетом в международном праве следует понимать юридически признанный другими государствами (государством) международно-правовой статус суверенного государства, предполагающий наличие особых прав и обязанностей, в соответствии с которыми данное государство отказывается на долгосрочную перспективу от участия в войнах, военных и экономических союзах, которые могут прямо либо косвенно вовлечь его в войну, а также от использования войны в качестве средства разрешения международных споров.
Постоянно нейтральные государства внесли и продолжают вносить существенный вклад в поддержание международного мира и безопасности, о чем свидетельствует опыт реализации данного статуса Австрией, Швейцарией, Мальтой и Туркменистаном, последний из которых играет весьма ощутимую стабилизирующую роль вдвоем регионе.
Наличие международно-правового акта и признание статуса нейтралитета в современных условиях является необходимым условием его существования. Признание статуса нейтралитета влечет возникновение международных обязательств, которые предполагают наличие определенных ограничений в отношениях с другими государствами, суть которых сводится к запрету принятия государством новых обязательств, противоречащих статусу нейтралитета и взятым в связи с этим международных обязательствам.
Статус постоянного нейтралитета совместим с членством в ЕС, о чем свидетельствует действующая нормативная база Союза.
Международно-правовые обязательства, вытекающие из статуса нейтралитета в зависимости от определенных обстоятельств, обусловленных определенными политическими и экономическими интересами государств, могут не исполняться либо исполняться недобросовестно, при этом в одних случаях можно говорить о нарушении статуса постоянного нейтралитета, а в других при совершении действий явным образом, противоречащих самому существу статуса нейтралитета можно говорить о фактическом прекращении статуса нейтралитета.
Практике международных отношений известны случаи возникновения коллизий, которые появляются после заключения международного договора с государством постоянного нейтралитета о создании на его территории демилитаризованной зоны или зоны, свободной от ядерного оружия. В таком случае речь идет об ограничении суверенитета государства на конкретной части его территории, где устанавливается особый правовой режим.
Следовательно, современное международное сообщество в условиях глобализации нуждается в изменении правовых основ института нейтралитета, так как он ограничивает свободу действий государств, заявивших о нем, и ограничивает их действия в международной кооперации.
Результаты современных исследований не позволяют однозначно ответить на вопрос: окончательно ли сформировался в международном праве институт постоянного нейтралитета? Лишь с определенной долей условности можно утвердительно ответить на поставленный вопрос, поскольку: нейтралитет как правовой институт сформировался на основе норм международного обычного права; количество государств, заявивших об установлении нейтралитета, не имеет принципиального значения; для признания этого правового института не требуется определенное количество случаев и форм его признания (как это необходимо, например, для международно-правового института признания новых государств как субъектов международного права).
Однако участие государств постоянного нейтралитета в военно-политических блоках, которое выражается в предоставлении своей территории для транзита вооруженных сил государствам-участникам вооруженных конфликтов, присоединении к экономическим санкциям международных организаций в отношении других стран и нарушении их правового статуса, свидетельствует о его несовершенстве.
Среди основных причин нарушения международно-правовых норм института постоянного нейтралитета как со стороны государств, заявивших о нем, так и со стороны других государств следует отнести их несогласие с окончательным и справедливым решением вопроса о государственных границах. Поэтому при определенных условиях в международных отношениях обе категории стран смогли бы его нарушить.
Таким образом, многообразие форм международной жизни требует от юристов, политологов и дипломатов модернизации международно-правового института постоянного нейтралитета. Кроме того, на основе научных исследований можно обосновать возможность выделения в международном праве комплексной отрасли - права нейтралитета. Называть ее самостоятельной было бы неверно, поскольку отрасль, являясь элементом системы права, всегда взаимодействует с другими его субинститутами (совокупность источников права, регулирующих определенную сферу деятельности и наличие изменения содержания правового регулирования под конкретные задачи через установление специальных принципов правового регулирования. Исходя из теории, любая отрасль права предусматривает наличие таких элементов, как предмет, метод правового регулирования и соответствующий правовой режим. Все эти особенности создают возможность рассматривать право нейтралитета как одну из подотраслей международного права, которая имеет двойственную природу: с одной стороны, обладая всеми признаками отрасли права,
обеспечивает специфичный юридический режим правового регулирования, а с другой - сохраняет системные связи со своей отраслью.
Подобные работы
- АГРЕССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Конституции нейтральных государств, международные правовые акты, связанные со статуса нейтралитета
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ВКЛАД РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ВКЛАД РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В СТАНОВЛЕНИЕ И
РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Основные принципы международного права (Тамбовский государственный технический университет)
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕКОМБАТАНТОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018



