МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВ
|
Введение 3
Глава I. Общетеоретическая характеристика института признания государств 7
§ 1. История развития института признания государств 7
§ 2. Понятие и основные теории признания государств 20
§ 3. Формы и критерии признания государств 26
§ 4. Правовая основа признания государств 37
Глава II. Проблемы и пути совершенствования правового института признания государств 46
§ 1. Актуальные проблемы признания современных государств 46
§ 2. Совершенствование института признания в современных условиях 52
Заключение 62
Список использованной литературы
Глава I. Общетеоретическая характеристика института признания государств 7
§ 1. История развития института признания государств 7
§ 2. Понятие и основные теории признания государств 20
§ 3. Формы и критерии признания государств 26
§ 4. Правовая основа признания государств 37
Глава II. Проблемы и пути совершенствования правового института признания государств 46
§ 1. Актуальные проблемы признания современных государств 46
§ 2. Совершенствование института признания в современных условиях 52
Заключение 62
Список использованной литературы
Государства являются главными участниками международной политической жизни. Полноценное их существование и функционирование на международном уровне трудно представить без наличия соответствующего правового
института признания в качестве суверенных и независимых субъектов правоотношений.
Правовой институт признания государств – это один из самых сложных,
противоречивых и в то же время динамично развивающихся институтов системы внутригосударственного и международного права.
Научное исследование вопросов государственного образования и установление их правового статуса приобретает особую важность в развитии полноценных отношений между современными государствами как основными
субъектами международной политической жизни, поскольку основу этих отношений составляют нормы, содержащиеся во внутригосударственных и международных правовых актах. Учитывая данные реалии, представляется вполне
понятным стремление рассмотреть основные вопросы признания государств с
точки зрения их внутригосударственного и международного значения.
Сегодня многие вопросы, связанные с признанием государств, по прежнему остаются не разрешенными и, следовательно, не имеют четкой правовой регламентации. Такое положение, в первую очередь, отражается при заключении договоров и соглашений, определении членства в международных
организациях, участия в конференциях и решения многих важнейших вопросов
на международном уровне2.
Совокупность положений, изложенных выше, позволяет сформулировать
общую актуальность темы исследования: признание – это особый правовой институт, обусловленный объективной закономерностью и сущностью возникновения и развития государств1.
В широком смысле слова признание сводится к юридическому акту, посредством которого государства выражают свое согласие на установление между признающей и признаваемой стороной отношений в сфере сотрудничества
и развития дружественных отношений.
Целью как юридического, так и фактического выражения признания является возникновение с новыми суверенными государствами правоотношений,
влекущих за собой установление правовых связей и контактов в сфере внешнеполитической деятельности.
Складывающаяся политическая обстановка в мире позволяет утверждать,
что вопросы о признании государств являются на сегодняшний день очень
важными и актуальными. События вокруг Косово, связанные с обретением им
государственной независимости, а также решение России о признании суверенитета Южной Осетии и Абхазии обострили внимание мировой общественности к разрешению проблем, связанных с признанием самопровозглашенных государственных образований.
Правовой институт признания государств обусловлен также и тем, что он
является необходимым юридическим средством обеспечения международных
политических интересов государств. В свою очередь, концепция признания государств тесно связана с политико-правовыми процессами, происходящими
как в сфере внутригосударственного, так и международного права.
Объектом исследования являются общественные отношения, отражающие исторические аспекты формирования и развития правового института признания государств и современное состояние таких правоотношений между государствами.
Предмет исследования составляют понятие, основные теории, формы и
критерии, нормативная основа признания государств; проблемы и пути совершенствования института признания в современных условиях функционирования государств.
Цель настоящего исследования заключается в комплексном анализе института признания государств с позиций общей теории и истории государства
и права на основе изучения и применения результатов уже имеющихся в данной области теоретических концепций.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
проанализировать и сформулировать общеправовое определение понятия
признания государств;
определить исторические аспекты развития института признания государств;
охарактеризовать основные теоретические концепции признания государств;
рассмотреть нормативно-правовое содержание института признания государств;
выявить актуальные проблемы, связанные с функционированием правового
института признания государств;
сформулировать выводы и предложения, способствующие совершенствованию института признания государств в современном мире.
Методологическую основу исследования составляют следующие научные методы: диалектический, как способ объективного и всестороннего познания явлений действительности в процессе формирования исследуемого института; историко-аналитический – для определения динамики развития исследуемой темы; общенаучные методы логического мышления, анализа и синтеза,
сравнения, индукции и дедукции для изучения сущности исследуемых процессов и явлений на всех уровнях научного познания.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и
зарубежных авторов по общей теории и истории права и государства, конституционному праву России и зарубежных стран, международному праву, данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры
и соглашения.
института признания в качестве суверенных и независимых субъектов правоотношений.
Правовой институт признания государств – это один из самых сложных,
противоречивых и в то же время динамично развивающихся институтов системы внутригосударственного и международного права.
Научное исследование вопросов государственного образования и установление их правового статуса приобретает особую важность в развитии полноценных отношений между современными государствами как основными
субъектами международной политической жизни, поскольку основу этих отношений составляют нормы, содержащиеся во внутригосударственных и международных правовых актах. Учитывая данные реалии, представляется вполне
понятным стремление рассмотреть основные вопросы признания государств с
точки зрения их внутригосударственного и международного значения.
Сегодня многие вопросы, связанные с признанием государств, по прежнему остаются не разрешенными и, следовательно, не имеют четкой правовой регламентации. Такое положение, в первую очередь, отражается при заключении договоров и соглашений, определении членства в международных
организациях, участия в конференциях и решения многих важнейших вопросов
на международном уровне2.
Совокупность положений, изложенных выше, позволяет сформулировать
общую актуальность темы исследования: признание – это особый правовой институт, обусловленный объективной закономерностью и сущностью возникновения и развития государств1.
В широком смысле слова признание сводится к юридическому акту, посредством которого государства выражают свое согласие на установление между признающей и признаваемой стороной отношений в сфере сотрудничества
и развития дружественных отношений.
Целью как юридического, так и фактического выражения признания является возникновение с новыми суверенными государствами правоотношений,
влекущих за собой установление правовых связей и контактов в сфере внешнеполитической деятельности.
Складывающаяся политическая обстановка в мире позволяет утверждать,
что вопросы о признании государств являются на сегодняшний день очень
важными и актуальными. События вокруг Косово, связанные с обретением им
государственной независимости, а также решение России о признании суверенитета Южной Осетии и Абхазии обострили внимание мировой общественности к разрешению проблем, связанных с признанием самопровозглашенных государственных образований.
Правовой институт признания государств обусловлен также и тем, что он
является необходимым юридическим средством обеспечения международных
политических интересов государств. В свою очередь, концепция признания государств тесно связана с политико-правовыми процессами, происходящими
как в сфере внутригосударственного, так и международного права.
Объектом исследования являются общественные отношения, отражающие исторические аспекты формирования и развития правового института признания государств и современное состояние таких правоотношений между государствами.
Предмет исследования составляют понятие, основные теории, формы и
критерии, нормативная основа признания государств; проблемы и пути совершенствования института признания в современных условиях функционирования государств.
Цель настоящего исследования заключается в комплексном анализе института признания государств с позиций общей теории и истории государства
и права на основе изучения и применения результатов уже имеющихся в данной области теоретических концепций.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
проанализировать и сформулировать общеправовое определение понятия
признания государств;
определить исторические аспекты развития института признания государств;
охарактеризовать основные теоретические концепции признания государств;
рассмотреть нормативно-правовое содержание института признания государств;
выявить актуальные проблемы, связанные с функционированием правового
института признания государств;
сформулировать выводы и предложения, способствующие совершенствованию института признания государств в современном мире.
Методологическую основу исследования составляют следующие научные методы: диалектический, как способ объективного и всестороннего познания явлений действительности в процессе формирования исследуемого института; историко-аналитический – для определения динамики развития исследуемой темы; общенаучные методы логического мышления, анализа и синтеза,
сравнения, индукции и дедукции для изучения сущности исследуемых процессов и явлений на всех уровнях научного познания.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и
зарубежных авторов по общей теории и истории права и государства, конституционному праву России и зарубежных стран, международному праву, данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры
и соглашения.
В ходе проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Рассмотрение и изучение широкого круга вопросов в области признания
государств как особого правового института позволяет сформировать общие
представления о совокупности возникающих правоотношений между современными государствами.
Сущность правовой концепции признания государств заключается не
только в правовой природе действия института, но и в правовых последствиях,
возникающих для признанного государства. В частности, при определении
сущности и природы понятия признания государств в юридической науке
имеются специфические политико-правовые коллизии, которые противоречат,
по сути, друг другу. Вследствие таких противоречий затруднено эффективное
функционирование данного правового института в современных условиях глобализации мира. Во-первых, это выражается в отсутствии единого научнообоснованного общеправового определения понятия признания. Во-вторых,
совершенно различными являются по своей правовой природе признание в
теоретическом и практическом смыслах его выражения. В-третьих, существующий в нынешнем виде правовой институт признания государств по отношению к появлению новых государств на политической арене не обеспечивает
целостности правового пространства во всем мире и не отвечает основным
требованиям времени в области обеспечения внутригосударственной и межгосударственной безопасности.
В этой связи наиболее содержательным в научном плане представляется
интегративный подход к проблеме признания государств, позволяющий раскрыть сущность заявленного понятия более целостно, углубленно и расширенно с позиций национального и международного права, так как сфера его действия непосредственно затрагивает внутренний и внешний суверенитет государства. Но все же, при всем многообразии исследованных теорий можно отметить, что каждая из них предполагает своеобразный характер действия и применения.64
В целом, общетеоретическая концепция исходит из того, что взаимоотношения государств, их характер и сущность определяются, в конечном счете,
внутренним состоянием самого государства, его правовыми нормами и обычаями.
Признание в своем роде характеризует состояние нового государства:
защищенность и обеспеченность прав человека, организации государственных
органов власти, уровень его внутреннего развития с точки зрения социально-экономических показателей и т.д. Все это вместе можно определить как особое
состояние государства, которое намерено войти в прочный союз существующих государств и тем самым закрепить свое положение в будущем на международной политической арене.
Большую роль и значение в изучении вопросов не только государственного образования, но в частности, их последующего признания играет история.
Исторические аспекты свидетельствует о том, что признание тесно связано с
эволюцией самого государства, которое существенным образом оказало влияние на формирование внутренней и внешней структуры и компетенции государств.
Признание имеет большое политическое значение для нового государства, укрепляя его позиции в международной системе отношений, открывая перед ним возможности сотрудничества, реализации своих прав во взаимоотношениях с другими государствами.
Возникновение нового государства в современных условиях всегда влечет за собой значительные политические и правовые последствия:
во-первых, вновь возникшее или образованное государство – это исторический факт, с которым необходимо считаться;
во-вторых, возникновение государства – это юридический факт, направленный на установление, изменение или прекращение международных правоотношений;
в-третьих, связано с расширением сферы внешнеполитической деятельности государств.65
Стоит отметить тот факт, что признание Косова, Южной Осетии, Абхазии в качестве суверенных государств со стороны ряда стран оказалось тесно
связанным со сложившимися особыми условиями и политическими обстоятельствами реализации ими принципа самоопределения наций и народов. В
свете сказанного, особую остроту и значимость приобретают и актуализируются проблемы правового института признания государств.
Спорным моментом в этом отношении является утверждение о том, что
признание или непризнание не влияет на существование нового государства.
Само по себе признание нового государства, безусловно, влечет за собой существенные юридические последствия, поскольку этим выражается готовность
уважать суверенитет и независимость признаваемого государства, поддерживать с ним международно-правовые отношения. В частности, здесь речь идет о
правах и обязанностях государства, которые необходимы для выполнения своего особого предназначения.
С одной стороны, признание рассматривается как особая правовая категория и связанная, прежде всего, с определением правового статуса нового государства. С другой, является самостоятельным правовым институтом, сочетающим в себе нормы национального и международного права, призванный, в
своем роде, нормализовать и стабилизировать отношения, возникающие между
суверенными государствами в процессе осуществления правовой деятельности.
Правовыми последствиями для признанного государства являются такие
правоотношения, которые в целом обеспечивают государству равноправие и
постоянство в международной политике.
Научное исследование теорий и положений правового института признания государств является актуальной задачей, стоящей перед современными
теоретиками и практиками, поскольку вопросы признания государств составляют особый круг правовых проблем внутригосударственного и международного значения, которым уделяется особое внимание во внешнеполитической
деятельности государств.66
Наряду с правовой оценкой, политическая составляющая всегда имела и
продолжает иметь большое значение в ходе признании новых государств.
Практика признания государств обусловлена конкретной политической
целесообразностью с позиций и с учетом интересов признающих и признаваемых государств. Признание имеет большое политическое значение для государств, укрепляя их позиции в международной системе. Признание делает государство не только полноправным членом международного сообщества, но и
открывает возможности реализации своих прав во взаимоотношениях с другими государствами.
Отмечая значение института признания государств необходимо учесть
пути преодоления возникающих противоречий, вызванных сложностью и неоднозначностью характера его практической реализации. В современный период существующие правоотношения между государствами являются довольно
разнообразными, поскольку усиливается тенденция, как взаимодействия, так и
взаимозависимости государств друг от друга.
Не меньшее значение имеет в этом отношении обобщение практического
опыта, накопленного в области признания современных государств. Бесспорный факт, что новое государство – это всегда новый субъект правоотношений.
В научном мире преобладает мнение, согласно которому признание целиком зависит от воли признающего государства. Вместе с тем некоторые юристы (Г. Лаутерпахт, Б. Ченг) справедливо полагают, что существует и обязанность признавать государство, если оно удовлетворяет необходимым требованиям.
Мир подошел к рубежу тысячелетий, испытав глубокие перемены в жизни государств и народов, в их общении между собой. Последнее десятилетие
свидетельствует о том, что нарождается новый миропорядок с обновляющейся
международно-правовой основой, и в качестве одной из составных частей этого процесса можно было бы считать концепцию развития фундаментальных
начал государства, направленную на создание полноценных правоотношений в67
международном сообществе. Благодаря этому возможно и повышение роли и
значимости института признания государств.
Исследование правового института признания государств имеет большое
теоретическое и практическое значение. Теоретическая и практическая значимость научного анализа приобретает особую важность в современных условиях развития не только внутригосударственных, но и международно-правовых
отношений.
Все вышеперечисленное позволяет определить специфику признания государств как особого правового института с соответствующими принципами и
нормами, субъектами которого являются независимые и суверенные образования, возникшие в ходе длительной эволюции государств, функционирующие и
осуществляющие внешнеполитическую деятельность на современном этапе
развития по установлению взаимных прав и обязанностей.
Сознавая, что исследование содержит некоторые спорные положения,
надеемся, что дальнейшая разработка и обсуждение этих положений помогут
развитию и совершенствованию не только исследуемого феномена, но и в целом юридической науки, а в частности: теории государства и права, истории
права и государства, международного права и т.д.
Рассмотрение и изучение широкого круга вопросов в области признания
государств как особого правового института позволяет сформировать общие
представления о совокупности возникающих правоотношений между современными государствами.
Сущность правовой концепции признания государств заключается не
только в правовой природе действия института, но и в правовых последствиях,
возникающих для признанного государства. В частности, при определении
сущности и природы понятия признания государств в юридической науке
имеются специфические политико-правовые коллизии, которые противоречат,
по сути, друг другу. Вследствие таких противоречий затруднено эффективное
функционирование данного правового института в современных условиях глобализации мира. Во-первых, это выражается в отсутствии единого научнообоснованного общеправового определения понятия признания. Во-вторых,
совершенно различными являются по своей правовой природе признание в
теоретическом и практическом смыслах его выражения. В-третьих, существующий в нынешнем виде правовой институт признания государств по отношению к появлению новых государств на политической арене не обеспечивает
целостности правового пространства во всем мире и не отвечает основным
требованиям времени в области обеспечения внутригосударственной и межгосударственной безопасности.
В этой связи наиболее содержательным в научном плане представляется
интегративный подход к проблеме признания государств, позволяющий раскрыть сущность заявленного понятия более целостно, углубленно и расширенно с позиций национального и международного права, так как сфера его действия непосредственно затрагивает внутренний и внешний суверенитет государства. Но все же, при всем многообразии исследованных теорий можно отметить, что каждая из них предполагает своеобразный характер действия и применения.64
В целом, общетеоретическая концепция исходит из того, что взаимоотношения государств, их характер и сущность определяются, в конечном счете,
внутренним состоянием самого государства, его правовыми нормами и обычаями.
Признание в своем роде характеризует состояние нового государства:
защищенность и обеспеченность прав человека, организации государственных
органов власти, уровень его внутреннего развития с точки зрения социально-экономических показателей и т.д. Все это вместе можно определить как особое
состояние государства, которое намерено войти в прочный союз существующих государств и тем самым закрепить свое положение в будущем на международной политической арене.
Большую роль и значение в изучении вопросов не только государственного образования, но в частности, их последующего признания играет история.
Исторические аспекты свидетельствует о том, что признание тесно связано с
эволюцией самого государства, которое существенным образом оказало влияние на формирование внутренней и внешней структуры и компетенции государств.
Признание имеет большое политическое значение для нового государства, укрепляя его позиции в международной системе отношений, открывая перед ним возможности сотрудничества, реализации своих прав во взаимоотношениях с другими государствами.
Возникновение нового государства в современных условиях всегда влечет за собой значительные политические и правовые последствия:
во-первых, вновь возникшее или образованное государство – это исторический факт, с которым необходимо считаться;
во-вторых, возникновение государства – это юридический факт, направленный на установление, изменение или прекращение международных правоотношений;
в-третьих, связано с расширением сферы внешнеполитической деятельности государств.65
Стоит отметить тот факт, что признание Косова, Южной Осетии, Абхазии в качестве суверенных государств со стороны ряда стран оказалось тесно
связанным со сложившимися особыми условиями и политическими обстоятельствами реализации ими принципа самоопределения наций и народов. В
свете сказанного, особую остроту и значимость приобретают и актуализируются проблемы правового института признания государств.
Спорным моментом в этом отношении является утверждение о том, что
признание или непризнание не влияет на существование нового государства.
Само по себе признание нового государства, безусловно, влечет за собой существенные юридические последствия, поскольку этим выражается готовность
уважать суверенитет и независимость признаваемого государства, поддерживать с ним международно-правовые отношения. В частности, здесь речь идет о
правах и обязанностях государства, которые необходимы для выполнения своего особого предназначения.
С одной стороны, признание рассматривается как особая правовая категория и связанная, прежде всего, с определением правового статуса нового государства. С другой, является самостоятельным правовым институтом, сочетающим в себе нормы национального и международного права, призванный, в
своем роде, нормализовать и стабилизировать отношения, возникающие между
суверенными государствами в процессе осуществления правовой деятельности.
Правовыми последствиями для признанного государства являются такие
правоотношения, которые в целом обеспечивают государству равноправие и
постоянство в международной политике.
Научное исследование теорий и положений правового института признания государств является актуальной задачей, стоящей перед современными
теоретиками и практиками, поскольку вопросы признания государств составляют особый круг правовых проблем внутригосударственного и международного значения, которым уделяется особое внимание во внешнеполитической
деятельности государств.66
Наряду с правовой оценкой, политическая составляющая всегда имела и
продолжает иметь большое значение в ходе признании новых государств.
Практика признания государств обусловлена конкретной политической
целесообразностью с позиций и с учетом интересов признающих и признаваемых государств. Признание имеет большое политическое значение для государств, укрепляя их позиции в международной системе. Признание делает государство не только полноправным членом международного сообщества, но и
открывает возможности реализации своих прав во взаимоотношениях с другими государствами.
Отмечая значение института признания государств необходимо учесть
пути преодоления возникающих противоречий, вызванных сложностью и неоднозначностью характера его практической реализации. В современный период существующие правоотношения между государствами являются довольно
разнообразными, поскольку усиливается тенденция, как взаимодействия, так и
взаимозависимости государств друг от друга.
Не меньшее значение имеет в этом отношении обобщение практического
опыта, накопленного в области признания современных государств. Бесспорный факт, что новое государство – это всегда новый субъект правоотношений.
В научном мире преобладает мнение, согласно которому признание целиком зависит от воли признающего государства. Вместе с тем некоторые юристы (Г. Лаутерпахт, Б. Ченг) справедливо полагают, что существует и обязанность признавать государство, если оно удовлетворяет необходимым требованиям.
Мир подошел к рубежу тысячелетий, испытав глубокие перемены в жизни государств и народов, в их общении между собой. Последнее десятилетие
свидетельствует о том, что нарождается новый миропорядок с обновляющейся
международно-правовой основой, и в качестве одной из составных частей этого процесса можно было бы считать концепцию развития фундаментальных
начал государства, направленную на создание полноценных правоотношений в67
международном сообществе. Благодаря этому возможно и повышение роли и
значимости института признания государств.
Исследование правового института признания государств имеет большое
теоретическое и практическое значение. Теоретическая и практическая значимость научного анализа приобретает особую важность в современных условиях развития не только внутригосударственных, но и международно-правовых
отношений.
Все вышеперечисленное позволяет определить специфику признания государств как особого правового института с соответствующими принципами и
нормами, субъектами которого являются независимые и суверенные образования, возникшие в ходе длительной эволюции государств, функционирующие и
осуществляющие внешнеполитическую деятельность на современном этапе
развития по установлению взаимных прав и обязанностей.
Сознавая, что исследование содержит некоторые спорные положения,
надеемся, что дальнейшая разработка и обсуждение этих положений помогут
развитию и совершенствованию не только исследуемого феномена, но и в целом юридической науки, а в частности: теории государства и права, истории
права и государства, международного права и т.д.
Подобные работы
- Признание государств в современном международном праве
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ НЕПРИЗНАННЫХ И ЧАСТИЧНО ПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ АБХАЗИИ, ЮЖНОЙ ОСЕТИИ, ПРИДНЕСТРОВЬЯ И НАГОРНОГО КАРАБАХА)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Конституции нейтральных государств, международные правовые акты, связанные со статуса нейтралитета
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2017 - Признание государств в современном международном праве
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - ИНСТИТУТ НЕЙТРАЛИТЕТА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Современные проблемы признания государств в международном праве
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Признание в международном праве
Бакалаврская работа, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Международно-правовая ответственность и проблемы применения экономических санкций в международном праве (Всероссийский Государственный Университет Юстиции)
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023



