Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВ

Работа №85029

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международное публичное право

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Общетеоретическая характеристика института признания государств 7
§ 1. История развития института признания государств 7
§ 2. Понятие и основные теории признания государств 20
§ 3. Формы и критерии признания государств 26
§ 4. Правовая основа признания государств 37
Глава II. Проблемы и пути совершенствования правового института признания государств 46
§ 1. Актуальные проблемы признания современных государств 46
§ 2. Совершенствование института признания в современных условиях 52
Заключение 62
Список использованной литературы

Государства являются главными участниками международной политической жизни. Полноценное их существование и функционирование на международном уровне трудно представить без наличия соответствующего правового
института признания в качестве суверенных и независимых субъектов правоотношений.
Правовой институт признания государств – это один из самых сложных,
противоречивых и в то же время динамично развивающихся институтов системы внутригосударственного и международного права.
Научное исследование вопросов государственного образования и установление их правового статуса приобретает особую важность в развитии полноценных отношений между современными государствами как основными
субъектами международной политической жизни, поскольку основу этих отношений составляют нормы, содержащиеся во внутригосударственных и международных правовых актах. Учитывая данные реалии, представляется вполне
понятным стремление рассмотреть основные вопросы признания государств с
точки зрения их внутригосударственного и международного значения.
Сегодня многие вопросы, связанные с признанием государств, по прежнему остаются не разрешенными и, следовательно, не имеют четкой правовой регламентации. Такое положение, в первую очередь, отражается при заключении договоров и соглашений, определении членства в международных
организациях, участия в конференциях и решения многих важнейших вопросов
на международном уровне2.
Совокупность положений, изложенных выше, позволяет сформулировать
общую актуальность темы исследования: признание – это особый правовой институт, обусловленный объективной закономерностью и сущностью возникновения и развития государств1.
В широком смысле слова признание сводится к юридическому акту, посредством которого государства выражают свое согласие на установление между признающей и признаваемой стороной отношений в сфере сотрудничества
и развития дружественных отношений.
Целью как юридического, так и фактического выражения признания является возникновение с новыми суверенными государствами правоотношений,
влекущих за собой установление правовых связей и контактов в сфере внешнеполитической деятельности.
Складывающаяся политическая обстановка в мире позволяет утверждать,
что вопросы о признании государств являются на сегодняшний день очень
важными и актуальными. События вокруг Косово, связанные с обретением им
государственной независимости, а также решение России о признании суверенитета Южной Осетии и Абхазии обострили внимание мировой общественности к разрешению проблем, связанных с признанием самопровозглашенных государственных образований.
Правовой институт признания государств обусловлен также и тем, что он
является необходимым юридическим средством обеспечения международных
политических интересов государств. В свою очередь, концепция признания государств тесно связана с политико-правовыми процессами, происходящими
как в сфере внутригосударственного, так и международного права.
Объектом исследования являются общественные отношения, отражающие исторические аспекты формирования и развития правового института признания государств и современное состояние таких правоотношений между государствами.
Предмет исследования составляют понятие, основные теории, формы и
критерии, нормативная основа признания государств; проблемы и пути совершенствования института признания в современных условиях функционирования государств.
Цель настоящего исследования заключается в комплексном анализе института признания государств с позиций общей теории и истории государства
и права на основе изучения и применения результатов уже имеющихся в данной области теоретических концепций.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
проанализировать и сформулировать общеправовое определение понятия
признания государств;
определить исторические аспекты развития института признания государств;
охарактеризовать основные теоретические концепции признания государств;
рассмотреть нормативно-правовое содержание института признания государств;
выявить актуальные проблемы, связанные с функционированием правового
института признания государств;
сформулировать выводы и предложения, способствующие совершенствованию института признания государств в современном мире.
Методологическую основу исследования составляют следующие научные методы: диалектический, как способ объективного и всестороннего познания явлений действительности в процессе формирования исследуемого института; историко-аналитический – для определения динамики развития исследуемой темы; общенаучные методы логического мышления, анализа и синтеза,
сравнения, индукции и дедукции для изучения сущности исследуемых процессов и явлений на всех уровнях научного познания.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и
зарубежных авторов по общей теории и истории права и государства, конституционному праву России и зарубежных стран, международному праву, данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры
и соглашения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Рассмотрение и изучение широкого круга вопросов в области признания
государств как особого правового института позволяет сформировать общие
представления о совокупности возникающих правоотношений между современными государствами.
Сущность правовой концепции признания государств заключается не
только в правовой природе действия института, но и в правовых последствиях,
возникающих для признанного государства. В частности, при определении
сущности и природы понятия признания государств в юридической науке
имеются специфические политико-правовые коллизии, которые противоречат,
по сути, друг другу. Вследствие таких противоречий затруднено эффективное
функционирование данного правового института в современных условиях глобализации мира. Во-первых, это выражается в отсутствии единого научнообоснованного общеправового определения понятия признания. Во-вторых,
совершенно различными являются по своей правовой природе признание в
теоретическом и практическом смыслах его выражения. В-третьих, существующий в нынешнем виде правовой институт признания государств по отношению к появлению новых государств на политической арене не обеспечивает
целостности правового пространства во всем мире и не отвечает основным
требованиям времени в области обеспечения внутригосударственной и межгосударственной безопасности.
В этой связи наиболее содержательным в научном плане представляется
интегративный подход к проблеме признания государств, позволяющий раскрыть сущность заявленного понятия более целостно, углубленно и расширенно с позиций национального и международного права, так как сфера его действия непосредственно затрагивает внутренний и внешний суверенитет государства. Но все же, при всем многообразии исследованных теорий можно отметить, что каждая из них предполагает своеобразный характер действия и применения.64
В целом, общетеоретическая концепция исходит из того, что взаимоотношения государств, их характер и сущность определяются, в конечном счете,
внутренним состоянием самого государства, его правовыми нормами и обычаями.
Признание в своем роде характеризует состояние нового государства:
защищенность и обеспеченность прав человека, организации государственных
органов власти, уровень его внутреннего развития с точки зрения социально-экономических показателей и т.д. Все это вместе можно определить как особое
состояние государства, которое намерено войти в прочный союз существующих государств и тем самым закрепить свое положение в будущем на международной политической арене.
Большую роль и значение в изучении вопросов не только государственного образования, но в частности, их последующего признания играет история.
Исторические аспекты свидетельствует о том, что признание тесно связано с
эволюцией самого государства, которое существенным образом оказало влияние на формирование внутренней и внешней структуры и компетенции государств.
Признание имеет большое политическое значение для нового государства, укрепляя его позиции в международной системе отношений, открывая перед ним возможности сотрудничества, реализации своих прав во взаимоотношениях с другими государствами.
Возникновение нового государства в современных условиях всегда влечет за собой значительные политические и правовые последствия:
во-первых, вновь возникшее или образованное государство – это исторический факт, с которым необходимо считаться;
во-вторых, возникновение государства – это юридический факт, направленный на установление, изменение или прекращение международных правоотношений;
в-третьих, связано с расширением сферы внешнеполитической деятельности государств.65
Стоит отметить тот факт, что признание Косова, Южной Осетии, Абхазии в качестве суверенных государств со стороны ряда стран оказалось тесно
связанным со сложившимися особыми условиями и политическими обстоятельствами реализации ими принципа самоопределения наций и народов. В
свете сказанного, особую остроту и значимость приобретают и актуализируются проблемы правового института признания государств.
Спорным моментом в этом отношении является утверждение о том, что
признание или непризнание не влияет на существование нового государства.
Само по себе признание нового государства, безусловно, влечет за собой существенные юридические последствия, поскольку этим выражается готовность
уважать суверенитет и независимость признаваемого государства, поддерживать с ним международно-правовые отношения. В частности, здесь речь идет о
правах и обязанностях государства, которые необходимы для выполнения своего особого предназначения.
С одной стороны, признание рассматривается как особая правовая категория и связанная, прежде всего, с определением правового статуса нового государства. С другой, является самостоятельным правовым институтом, сочетающим в себе нормы национального и международного права, призванный, в
своем роде, нормализовать и стабилизировать отношения, возникающие между
суверенными государствами в процессе осуществления правовой деятельности.
Правовыми последствиями для признанного государства являются такие
правоотношения, которые в целом обеспечивают государству равноправие и
постоянство в международной политике.
Научное исследование теорий и положений правового института признания государств является актуальной задачей, стоящей перед современными
теоретиками и практиками, поскольку вопросы признания государств составляют особый круг правовых проблем внутригосударственного и международного значения, которым уделяется особое внимание во внешнеполитической
деятельности государств.66
Наряду с правовой оценкой, политическая составляющая всегда имела и
продолжает иметь большое значение в ходе признании новых государств.
Практика признания государств обусловлена конкретной политической
целесообразностью с позиций и с учетом интересов признающих и признаваемых государств. Признание имеет большое политическое значение для государств, укрепляя их позиции в международной системе. Признание делает государство не только полноправным членом международного сообщества, но и
открывает возможности реализации своих прав во взаимоотношениях с другими государствами.
Отмечая значение института признания государств необходимо учесть
пути преодоления возникающих противоречий, вызванных сложностью и неоднозначностью характера его практической реализации. В современный период существующие правоотношения между государствами являются довольно
разнообразными, поскольку усиливается тенденция, как взаимодействия, так и
взаимозависимости государств друг от друга.
Не меньшее значение имеет в этом отношении обобщение практического
опыта, накопленного в области признания современных государств. Бесспорный факт, что новое государство – это всегда новый субъект правоотношений.
В научном мире преобладает мнение, согласно которому признание целиком зависит от воли признающего государства. Вместе с тем некоторые юристы (Г. Лаутерпахт, Б. Ченг) справедливо полагают, что существует и обязанность признавать государство, если оно удовлетворяет необходимым требованиям.
Мир подошел к рубежу тысячелетий, испытав глубокие перемены в жизни государств и народов, в их общении между собой. Последнее десятилетие
свидетельствует о том, что нарождается новый миропорядок с обновляющейся
международно-правовой основой, и в качестве одной из составных частей этого процесса можно было бы считать концепцию развития фундаментальных
начал государства, направленную на создание полноценных правоотношений в67
международном сообществе. Благодаря этому возможно и повышение роли и
значимости института признания государств.
Исследование правового института признания государств имеет большое
теоретическое и практическое значение. Теоретическая и практическая значимость научного анализа приобретает особую важность в современных условиях развития не только внутригосударственных, но и международно-правовых
отношений.
Все вышеперечисленное позволяет определить специфику признания государств как особого правового института с соответствующими принципами и
нормами, субъектами которого являются независимые и суверенные образования, возникшие в ходе длительной эволюции государств, функционирующие и
осуществляющие внешнеполитическую деятельность на современном этапе
развития по установлению взаимных прав и обязанностей.
Сознавая, что исследование содержит некоторые спорные положения,
надеемся, что дальнейшая разработка и обсуждение этих положений помогут
развитию и совершенствованию не только исследуемого феномена, но и в целом юридической науки, а в частности: теории государства и права, истории
права и государства, международного права и т.д.


1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
Международные правовые акты
1. Устав Организации Объединенных Наций (вместе с «Правилами процедуры Генеральной Ассамблеи» : принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.) // Сбор¬ник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. - М., 1956. - С. 14 - 47.
2. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и на¬родам : принята 14 декабря 1960 г. Резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ас¬самблеи ООН // Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на пятнадцатой сессии. Т. 1. 20 сентября - 20 декабря 1960 года. Генеральная Ассамблея. Офи¬циальные отчеты. Пятнадцатая сессия. Дополнение N 16 (A/4684).- Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1961. - С. 74-75.
3. Венская Конвенция о праве международных договоров : заключена в Вене 23 мая 1969 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. - М. : БЕК, 1996. - С. 67-87.
4. Декларация о принципах международного права, касающихся дружествен¬ных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уста¬вом Организации Объединенных Наций : принята 24 октября 1970 г. Резолюци¬ей 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый ин¬ститут международного права, 1996. - С. 65-73.
5. Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с меж¬дународными организациями универсального характера : заключена в г. Вене 14 марта 1975 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. - С. 300-322
6. Устав Организации американских государств : принят в г. Боготе 30 апреля 1948 г. // Действующее международное право. Т. 2.- М.: Московский независи¬мый институт международного права, 1997. - С. 305-335.
7. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Евро¬пе 1975 г. // Ведомости ВС СССР. - 1975. - Прил. к № 33.
8. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств : Минск, 8 декабря 1991 г. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». - 1992. - № 1. - С. 6.
9. О членстве государств-участников СНГ в ООН : решение Совета глав госу¬дарств СНГ : принято в г. Алма-Ате 21 декабря 1991 г. // Дипломатический вестник. - 1992. - № 1. - С. 8-9.
Специальная литература
1. Александрова Н. В., Федоров И. З. К вопросу о юридическом содержании правового института признания государств : статья / Вестник Российского уни¬верситета кооперации. - 2011. - № 2. - С. 155-160.
2. Ананьева Е. В. Проблема признания государств : статья / Е. В. Ананьева // Международная жизнь. - 2013. - № 11. - С. 43-68.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник / М.В. Баглай. - 8-е изд., изм. и доп. - М. : Норма, 2011. - 784 с.
4. Баскин Ю.А., Фельдман Д.И. История международного права : монография / Ю.А. Баскин, Д.И. Фельдман. - М.: Междунар. отношения, 1990. - 205 с.
5. Бердегулова Л. А., Каплина С. Е. Дипломатическое признание вновь возни¬кающих государств как субъектов международно-правовых отношений : статья / Л. А. Бердегулова, С. Е. Каплина // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 140-146.
6. Галушко Д.В. Практика Ирландии в отношении признания новых госу-дарств : статья / Д.В. Галушко // Вестник Воронежского государственного уни¬верситета. Серия: Право. - 2011. - № 1. - С. 422-427.
7. Гассиев М.В. Юридическая природа акта признания государств как субъек¬тов международного права : статья / М.В. Гассиев // Закон и право. -2014. - № 9. - С. 124-126.
8. Гуськова Е. Политико-правовые основы признания независимости Абхазии и Южной Осетии : статья / Е. Гуськова // Юридическая наука и правоохрани¬тельная практика. - 2011. - №1 (7) - С.10-16.
9. Ильяшевич М. В., Хахина А. А. К вопросу о международно-правовом при¬знании государств : статья / М. В. Ильяшевич, А. А. Хахина // Вестник Россий¬ского университета дружбы народов. Серия: юридические науки. - 2014. - № 1.
- С. 236-244.
10. Маммадов У. Некоторые вопросы теории и практики признания государств в современном международном праве : статья / У. Маммадов // Российский юридический журнал. - 2012. - № 6. - С. 69-79.
11. Международное право : учебник / отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчико¬ва. - М., 2012. - 659 с.
12. Международное право : учебник / отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. - М., 2011. - 790 с.
13. Международное право : учебник для бакалавров / Ю.М. Колосов, Ю.Н. Ма¬леев, К.Г. Геворгян; под ред. А.Н. Вылегжанина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 904 с.
14. Николаев Д. Г. Правовые основания международно-правового признания независимости государств : статья / Д. Г. Николаев // Право и политика. - 2012.
- № 5. - С. 904-912.
15. Савчук К. А. Проблема международно-правового признания государств в контексте фрагментации международного права : статья / К. А. Савчук // Рос¬сийский юридический журнал. - 2013. - № 5. - С. 7-12.
16. Силаева З. В. Признание независимости спорных государств в современной
мировой политике : статья / З. В. Силаева //
Исторические, философские, политические и юридические науки, культуроло-гия и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 7. - С. 134-138.
17. Строева А. С. Проблема международно-правового признания государств : статья / А. С. Строева // Евразийский юридический журнал. - 2012. - № 10. -С. 43-45.
18. Тарасюк А.А., Апаршева Е.С. Теоретические концепции международно-правового признания и политическая практика их реализации : статья / А.А. Та¬расюк, Е.С. Апаршева // Символ науки. - 2015. - № 11. - С. 238-241.
19. Томсинов В.А. Международное право с точки зрения воссоединения Крыма с Россией : статья / В.А. Томсинов // Законодательство. - 2014. - № 7. - С. 11-26.
20. Тункин Г.И. Теория международного права : монография / Г.И. Тункин. - М.: Междунар. отношения, 2010 - 511 с.
21. Ушаков Н.А. Международное право : учебник / Н.А. Ушаков. - М.: Юристъ, 2012. - 304 с.
22. Фельдман Д.И. Признание государств в современном международном праве : монография / Д.И. Фельдман. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1975. - 258 с.
23. Холина Е.А. Формы и критерии признания государств : статья / Е.А. Хо-лина // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 3. - С. 218-222.
24. Цагарев М.А. Современная трактовка принципа права народов на самоопре¬деление : статья / М.А. Цагарев // Социология власти. - 2011. - № 5. - С. 174¬180.
25. Цвицинская Н. Эволюция института признания государства в международ¬ном праве : статья / Цвицинская Н. // История и современность. -2014. - № 2. - С. 147-161.
26. Цховребов К. И. К вопросу оснований международно-правового признания независимости государств : статья / К. И. Цховребов // Аграрное и земельное право. - 2015. - № 10. - С. 99-102.
27. Шлюндт Н.Ю., Калинина А.Н. Некоторые теоретические аспекты междуна¬родно-правового признания государств : статья / Н.Ю. Шлюндт, А.Н. Калинина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 4. - С. 56-58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ