Введение 3
Глава 1. Правовые средства реагирования как инструмент реализации функций прокурора 10
§ 1. Сущность и понятие правовых средств реагирования прокурора 10
§ 2. Принципы подготовки и применения правовых средств реагирования на нарушения законов 32
Глава 2. Основные виды правовых средств реагирования прокурора на нарушения законов 47
§ 1. Классификация правовых средств реагирования 47
§ 2. Понятие и признаки правовых средств реагирования прокурора на нарушения законов 58
Заключение 68
Список использованной литературы
Темой данной дипломной работы являются правовые средства реагирования прокурора на нарушения законов: теоретико-правовые основы. Данная тема является достаточно актуальной на сегодняшний день, поскольку современное законодательство России в целом ориентировано на международные нормы права, а гарантирование обеспечения и соблюдения прав и свободы человека в соответствии с международными стандартами возможно лишь при обеспечении надзора за исполнением законов всеми органами, организациями и должностными лицами на территории все нашей страны. Прокуратура является тем государственным органом, который призван обеспечить верховенство закона, точное и единообразное исполнение законов, а прокурорско-надзорная деятельность является ее основной функцией. При этом она составляет единую централизованную систему и является самостоятельным правоохранительным органом.
Социально-экономические преобразования в Российской Федерации, сопряженные с интегрированием экономики России в мировое сообщество, обусловили существенные изменения функций прокуратуры РФ и ее роли в обеспечении законности.
Изменения процессуального законодательства РФ, а также законодательства о прокуратуре Российской Федерации, регламентирующие выделение Следственного комитета в самостоятельную структуру, привели к упразднению контроля прокуратуры за расследованием уголовных дел. Если ранее полномочия по надзору за исполнением законов и руководство предварительным следствием были сосредоточены в «одних руках», то на сегодня данные функции разграничены. У прокуратуры остались лишь надзорные функции. Преобразования в законодательстве Российской Федерации, относящиеся к прокурорской деятельности, затронули прежде всего полномочия прокурора, касающиеся предварительного следствия, что соответственно отразилось на средствах выявления нарушений закона и средствах прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, являющихся основными инструментами, используемыми в реализации прокурорского надзора за исполнением закона органами, осуществляющими предварительное расследование. Необходимость исследования данных инструментов прокурорской деятельности обусловлена также тем, что на них ложится основная нагрузка в механизме реализации права органами российской прокуратуры. От правильного выбора, применения указанных средств зависит в конечном счете достижение целей, поставленных перед прокуратурой Российской Федерации (всемерное укрепление законности). Их недооценка либо неверный выбор негативно отражаются на состоянии законности в стране.
Кроме того основные теоретические разработки в области правовых средств прокурора были проведены в 1954-1990 годы. Даже в современных учебниках по прокурорскому надзору воспроизводятся давно разработанные вопросы правовых средств прокурора.
В связи с этим, применяемые прокурором средства выявления нарушений закона и средства реагирования на выявленные правонарушения требуют серьезного переосмысления, выработки новых, соответствующих реалиям современной действительности научных представлений, связанных с дальнейшим совершенствованием основного инструмента прокурорской деятельности по обеспечению исполнения закона.
Названная проблематика вызывала интерес в отечественной юридической науке, что свидетельствует о некоторой научной разработанности темы. Весомый вклад в развитие теоретических основ деятельности российской прокуратуры, в частности, в сфере использования прокурором правовых средств выявления нарушений закона и средств реагирования на выявленные нарушения закона при осуществлении своих функций, внесли такие советские и современные российские ученые, как В.И. Басков, A.A. Белкин, С.Г. Березовская, А.Д. Берензон, В.Г. Бессарабов, А.Д. Бойков, Ю.Е. Винокуров, В.В. Гаврилов, А.П. Глебов, В.М. Горшенев, В.Г. Даев, В.В. Долежан, JI.M. Давыденко, В.Г. Звирбуль, В.Н. Калинин, В.В. Клочкова, Ф.М. Кобзарев, А.Ф. Козлов, Б.В. Коробейников, В.Д. Ломовский, М.П. Маляров, В.Г. Мелкумов, М.Н. Маршунов, T.JI. Маркелов, А.Я. Мыцыков, Л. А. Николаева, Т.И. Отческая, В.Г. Розенфельд, В.И. Рохлин, В.П. Рябцев, В.М. Савицкий, А.П. Сафонов, К.Ф. Скворцов, Ю.И. Скуратов, А.Ф. Смирнов, А.Г. Халиулин, И.Б. Шахов, В.Б. Ястребов и другие.
Признавая вклад этих ученых в разработку обозначенной темы, отметим, что ими исследовались лишь отдельные ее аспекты, причем большинство из этих трудов написано в годы Советского Союза. В последние годы попытки осмысления отдельных вопросов, касающихся правовых средств реагирования прокурора на выявленные нарушения закона, были предприняты М.С. Бызовой, Е.Р. Ергашевым.
На сегодня комплексные теоретические и научные разработки в области правовых средств применяемых при выявлении нарушений закона, и средств реагирования на нарушения закона отсутствуют. Не освещены их природа и содержание во взаимосвязи с деятельностью органов российской прокуратуры, не раскрыты проблемы правового регулирования основных правовых средств, применяемых прокурором в надзорной и ненадзорной деятельности.
Изложенные обстоятельства и обусловили выбор темы диссертационного исследования кандидата юридических наук Корешниковой Н.Р.
Объектом исследования стала совокупность правоотношений, возникающих при осуществлении компетентными должностными лицами органов российской прокуратуры деятельности связанной с применением средств выявления нарушений закона и средств реагирования на выявленные нарушения закона.
Предметом диссертационного исследования являются совокупность норм, регламентирующих средства выявления нарушений закона и средства реагирования на выявленные правонарушения, а также теоретические и практические аспекты сущности и использования этих средств.
Цель диссертационного исследования - определение системы применяемых органами прокуратуры средств выявления нарушений закона и средств реагирования на выявленные правонарушения, их специфики, а так же разработка теоретических положений, направленных на формирование научно обоснованной базы указанных правовых средств прокурора, практических рекомендаций по их применению.
Поставленная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Исследование понятия и сущности правовых средств прокурора;
2. Определение основных правовых средств прокурора как системы;
3. Выявление и анализ принципов подготовки и применения основных правовых средств прокурора;
4. Определение понятия, признаков, видов средств выявления нарушений закона и средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона;
5. Определение понятия, признаков и видов актов прокурорского реагирования на нарушения закона как неотъемлемой составляющей правовых средств реагирования на выявленные нарушения закона.
Методологическую основу исследования составили диалектический и логический методы познания, системный и функциональный подходы, а также частно научные методы: конкретно-социологический, исторический,
формальнологический, сравнительно-правовой и др.
Теоретическую базу исследования составили труды ведущих ученых в области теории государства и права и прокурорского надзора: С.С. Алексеева, С.Г. Березовской, В.И. Баскова, В.Г. Бессарабова, Ю.Е. Винокурова, В.В. Гаврилова, С.И. Герасимова, В.М. Горшенева, Е.Р. Ергашева, Л.М. Давыденко, В.Г. Даева , В.В. Долежана, В.Г. Звирбуля, В.Н. Калинина, В.И. Качалова, В.В. Клочкова, А.Ф. Козлова, Б.В. Коробейникова, В.Д. Ломовского, М.П. Малярова, Т.Л. Маркелова, М.Н. Маршунова, В.Г. Мелкумова, А .Я. Мыцыкова, С.Н. Назарова, Л.А. Николаевой, В.Г. Розенфельда, М.М. Россолова, В.И. Рохлина, В.П. Рябцева, В.М. Савицкого, А.П. Сафонова, К.Ф. Скворцова, Ю.И. Скуратова, А.Ф. Смирнова, А.Г. Халиулина, В.Б. Ястребова и др.
Научную базу исследования составили научные труды (диссертации, монографии) многих российских и советских ученых. Изучено значительное число статей и иных материалов, посвященных теории и практике прокурорского надзора, в том числе проблемам принципов организации и деятельности российской прокуратуры, роли и месту прокуратуры Российской Федерации в государственном механизме, деятельности органов российской прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора и иных направлений ее деятельности, системе науки и отрасли прокурорского надзора.
Нормативную базу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности в Российской Федерации», Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и иного федерального законодательства. В исследовании использовались акты Генерального прокурора Российской Федерации.
Целью данной работы является комплексное исследование проблемы применения актов прокурорского реагирования в сферах прокурорского надзора и деятельности органов прокуратуры.
Объектом исследования является система общественных отношений в сфере применения системы правовых средств прокурорского надзора.
Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих применение актов прокурорского реагирования.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, понятие, виды отраслей, принципы подготовки и применение правовых средств реагирования на нарушения законов, значение прокурорского надзора, основные и приоритетные направления прокурорской деятельности.
2. Рассмотреть понятие правовых средств прокурорского надзора.
3. Рассмотреть классификацию правовых средств реагирования прокурора на нарушения законов: предупредительные, пресекательные, карательные (виды правовых средств прокурорского надзора), понятие и признаки правовых средств реагирования прокурора на нарушения законов.
4. Исследовать применение актов прокурорского реагирования при прокурорском надзоре за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
5. Проанализировать использование актов прокурорского реагирования при осуществлении надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.
6. Рассмотреть действие актов прокурорского реагирования при осуществлении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
7. Проанализировать применение актов прокурорского реагирования в иных сферах прокурорского надзора и деятельности органов прокуратуры.
Все задачи, поставленные в начале работы, по мнению автора, выполнены. Рассмотрено понятие, виды отраслей, принципы и значение прокурорского надзора, основные и приоритетные направления прокурорской деятельности. Сущность и понятие правовых средств реагирования прокурора. Принципы подготовки и применения правовых средств реагирования на нарушения законов.
Далее рассмотрено понятие правовых средств прокурорского надзора.
Рассмотрена классификация (виды правовых средств прокурорского надзора). Исследовано применение актов прокурорского реагирования при прокурорском надзоре за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Затем проанализировано использование актов прокурорского реагирования при осуществлении надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.
Рассмотрено действие актов прокурорского реагирования при осуществлении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
В следующей части проанализировано применение актов прокурорского реагирования в иных сферах прокурорского надзора и деятельности органов прокуратуры.
Научную новизну исследуемой работы характеризуют следующие основные положения, выносимые на защиту:
1. Правовые средства прокурора определяются как регламентированные законом и опосредованные его полномочиями действия прокурора, осуществляемые в процессе реализации своих функций для достижения целей и решения задач, стоящих перед органами прокуратуры Российской Федерации.
2. Аргументируется, что система правовых средств прокурора представляет собой совокупность надзорных и ненадзорных правовых средств, используемых им в процессе выявления нарушений закона и реагирования на нарушения закона, являющихся реальным инструментом реализации поставленных перед прокуратурой целей и задач.
3. Автор выделяет: принципы законности; императивности; опосредованного характера реализации властных полномочий по устранению нарушений закона; недопустимости вмешательства в административно¬хозяйственную деятельность поднадзорных физических (должностных лиц), юридических лиц и подмены государственных органов в деятельности прокурора; равного отношения прокурора ко всем субъектам; независимости прокурора при использовании правовых средств; убедительности; обязательности исполнения законных требований прокурора.
4. Прокурорская проверка определяется как совокупность специфических действий уполномоченных должностных лиц прокуратуры по выявлению нарушений закона, опосредованных предусмотренными законом их полномочиями по выявлению правонарушений.
Выделяются следующие признаки прокурорской проверки:
1. законность, которая предопределена тем, что прокурорская проверка проводится на основании закона и направлена на его исполнение;
2. императивность надзорных прокурорских проверок, что обусловлено властно-распорядительными полномочиями прокурора в соответствии с осуществлением надзорной функции (ст. 22 Закона о прокуратуре РФ), и разрешительный характер ненадзорных проверок, поскольку прокурор вправе проводить их только с разрешения суда;
3. объективность и независимость проверки, которые означают, что прокурор не зависит ни от какого мнения при проведении проверочных мероприятий, не нацелен на конкретный результат и руководствуется при этом только законом;
4. осуществляемость в установленные законом сроки;
5. открытость.
Автор предлагает выделить новый вид прокурорской проверки - антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Выделяется 8 актов прокурорского реагирования (протест, представление, жалоба, предостережение, постановление, предупреждение, требование, решение).
По итогам рассмотренных материалов сделаны следующие выводы:
1. В последнее время государство, а также общество, в общем и целом достаточно заинтересованы в том, чтобы надзорная деятельность прокуратуры России стала максимально эффективной, поскольку это, безусловно, приведет к реальному укреплению и конечно достижению порядка в стране.
2. Прокурорский надзор, безусловно, оказывает сдерживающее воздействие на возможные нарушения законов в России, численность которых в последнее время несколько выросла, поэтому надзор за исполнением законодательства, а также предупреждение правонарушений стали бесспорно приоритетными направлениями деятельности нашей российской прокуратуры.
3. Центром всего прокурорского надзора всегда была и остается в настоящее время правозащитная деятельность, основные усилия которой направлены на утверждение и укрепление правопорядка в социальной сфере.
4. Антикоррупционная экспертиза законодательства чрезвычайно важна, поскольку прокурорский надзор за законностью принимаемых нормативных актов может, безусловно, считаться одним их наиболее эффективных способов противодействия коррупции, а также легализации преступных доходов.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12
дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от
05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, № 31, ст.4398.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 22.12.2014, с изм. от 17.02.2015)"О прокуратуре Российской Федерации" "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, № 47, ст.4472
3. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013)"Об анти коррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
4. Приказ Генпрокуратуры РФ от 15.01.2003 N 3 (ред. от 05.07.2006)"О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации" // URL: http://www.consultant.ru/online/base (дата обращения: 03.04.2011)
5. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 (ред. от
04.10.2013)"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" "Законность", № 3, 2008.
6. Приказ Генерального прокурора РФ от 25 мая 2012 г. № 223 "Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе";
7. Приказ Генерального прокурора РФ от 26 апреля 2012 г. № 181 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе"
8. Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33 (ред. от
10.12.2014)"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" "Законность", № 5, 2011 (Приказ)
9. Приказ Генерального прокурора РФ от 19 января 2007 г. № 11 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов";
10. Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 № 400 (ред. от
09.02.2012)"Об организации проведения анти коррупционной экспертизы нормативных правовых актов", "Законность", № 4, 2010
Специальная литература
1. Вертепова Т.А. Прокурорский надзор: учебно-методический комплекс. - М.: Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, 2010 // URL: http://e-college.ru/xbooks/xbook114 (дата обращения: 03.04.2011)
2. Корешникова Н.Р. Основные правовые средства прокуратуры Российской Федерации как инструмент обеспечения исполнения законов: Автореферат дис... канд. юр. наук. - Екатеренбург : УГЮА, 2010. - 24 с.
3. Прокурорский надзор: Учебно-методические материалы/ Сост.: Н.М. Дудин - М.: МИЭМП, 2005. - 85
4. Крюков В.Ф. Прокурор и его назначение в надзорном порядке уголовного судопроизводства: процессуальные и организационные аспекты // Российская юстиция. 2011. № 3. С.37 - 38.
5. Воронин О.В. О современном содержании прокурорского надзора // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2012. №4. С. 14-25.
6. Воронин Д.В. К вопросу о содержании современного прокурорского надзора // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. №346. С.95-98.
7. Пойда Е.С. Тенденции и перспективы правового регулирования прокуроского надзора В РФ // Основы ЭУП. 2014. №3 (15). С.83-85.
8. Боев А.А. Проблемы осуществления прокурорского надзора за законностью деятельности местного самоуправления в России и пути их решения // Теория и практика общественного развития. 2014. №2. С.454-456.
9. Харатян М.В. Прокуратура как субъект механизма противодействия коррупции в Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. 2014. №1.
10. Мануков М.М. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов субъектами оперативно-розыскной деятельности // Административное и муниципальное право. 2014. № 8. С.838 - 842.
11. Филипенко С.В. Признаки актов прокурорского реагирования // Российский юридический журнал. 2014. № 6. С.139 - 141.
12. Карпов Н.Н. Прокуратура: надзор или деятельность? // Законность. 2014. № 8. С.7 - 11.