ВВЕДЕНИЕ стр.3
ГЛАВА 1. Эволюция санаторно-курортной сферы в России стр.6
1.1. История развития санаторно-курортной сферы в России стр.6
1.2. Современное положение санаторно-курортной отрасли в
РФ стр.13
ГЛАВА 2. Санаторно-курортная сфера как объект исследования стр.25
2.1. Классификация туристско-рекреационных ресурсов стр.25
2.2. Организация санаторно-курортных услуг в
оздоровлении стр. 3 3
2.3. Основные типы санаторно-курортных организаций стр.41
ГЛАВА 3. Роль санаторно-курортной отрасли в оздоровлении на примере Черноморского побережья Краснодарского края: основные характеристики, проблемы и перспективы развития стр.47
3.1. Результаты функционирования санаторно-курортной сферы
региона стр.47
3.2. Пути дальнейшего развития санаторно-курортной сферы
Краснодарского края стр.61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.68
ЛИТЕРАТУРА стр.71
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время санаторно-курортная сфера во многих странах мира превратилась в бурно развивающуюся отрасль народного хозяйства. Экономически это обусловлено тем, что туризм стал крупным сектором экономики. Его доля во внутреннем валовом национальном продукте постоянно растет. В мировом экспорте санаторно-курортный комплекс занимает третье место после доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов, вооружений, автомобилей. В настоящее время каждое шестнадцатое рабочее место приходится на туристический бизнес. В развитии санаторно-курортной сферы особую значимость имеет управление. Более высокий качественный уровень деятельности санаторно-курортной сферы обеспечивается за счет постоянного поиска все более эффективных управленческих решений, механизмов и систем. Важным составным элементом управления является его организационно-экономический механизм.
Результаты обобщения зарубежного и отечественного опыта управления санаторно-курортной сферы позволяют сделать вывод о нем как о высоколиквидной отрасли.
Проблемой, стоящая перед автором, связана с необходимостью дальнейшего уточнения организация санаторно-курортных услуг в оздоровлении, требуют решений проблемы качества и сервисного обслуживания, поэтому избранную тему следует считать актуальной.
Степень разработанности проблемы. При написании дипломной работы автором изучались труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления, маркетинга и менеджмента, концепции социально-экономических основ деятельности санаторно-курортной сферы, таких, как Квартальнов В. А. [1], Боков М.А. [2], Васильева И.Г.[3], Беликов М.Ю. [4]. При исследовании литературы по теме роль санаторно-курортной отрасли в оздоровлении было выявлено, что в большинстве своем, научные исследования заимствованы из зарубежной литературы. Это связано не только с неподготовленностью российских теоретиков в области индустрии гостеприимства, но и с отсталостью санаторно-курортной сферы России от мировых стандартов. Многие концепции, применяемые за рубежом уже многие десятилетия, в России вводятся только сейчас.
В качестве объекта исследования выбрана санаторно-курортная сфера Краснодарского края на примере Черноморского побережья.
Предметом исследования явилась политика, реализуемая исполнительными органами власти Краснодарского края, в целях развития санаторно-курортной сферы региона.
Цель дипломной работы состоит в изучении роли санаторно-курортной сферы в социально-экономическом развитии Краснодарского края и разработке предложений по совершенствованию региональной политики в области ее поддержки.
Поставленная цель может быть достигнута через решение следующих задач:
— изучить историю развития санаторно-курортной отрасли России;
— оценить современное положение санаторно-курортной отрасли в РФ;
— определить особенности и основные проблемы санаторно-курортного комплекса;
— дать общую характеристику направлениям и результатам
функционирования санаторно-курортной сферы Краснодарского края;
— разработать рекомендации по совершенствованию санаторно-курортной сферы региона.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления развитием санаторно-курортной сферой, принципов организации в данной области.
Эмпирической базой исследования явились отчетные документы Министерства курортов и туризма Краснодарского края, долгосрочных целевых программ, средств массовой информации, ресурсов Интернет.
В дипломной работе применялись следующие методы исследования: аналитический, исторический, сравнительный, статистический.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав («Эволюция санаторно-курортной отрасли в России», «Санаторно-курортная сфера как объект исследования», «Санаторно-курортная сфера Краснодарского края: основные характеристики, проблемы и перспективы развития»), заключения, списка использованных источников.
В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:
1) эффективное развитие санаторно-курортного комплекса России положительно скажется на состоянии здоровья населения, будет способствовать уменьшению уровня заболеваемости и инвалидности, сокращению расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах. Приведет к улучшению состояния инфраструктуры курортов и лечебно-оздоровительных местностей, обеспечению экономической стабильности и прибыльности всего санаторно-курортного комплекса, позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы России, повысить уровень оказания санаторно-курортных услуг и конкурентоспособность отечественного курортного комплекса на международном рынке;
2) новая система управления направлена больше на разработку стратегии и технической политики, а не на достижение финансовых показателей. Ее характеризует возрастающая ориентация производства на конечный потребительский спрос, быстрая сменяемость номенклатуры изделий, внедрение в новые отрасли, активизация новых направлений деятельности. Стратегические решения исходно влияют на номенклатуру производства, но последняя в свою очередь оказывает обратное воздействие на стратегические решения;
3) формирование стратегии корпорации в целом приобретает все
большее значение. Это касается вопросов приоритетности решаемых проблем, определения структуры фирмы, обоснованности капиталовложений, координации и интеграции стратегий, разрабатываемых производственными отделениями;
4) под давлением увеличивающейся конкуренции в мире многие крупные предприятия санаторно-курортного комплекса осознают необходимость базовых перемен в философии управления. Соответственно, их правления не только начали мощную атаку на симптомы, но и стали планомерно осуществлять фундаментальные перемены в методах управления своими компаниями. Итак, пока корпорации продолжают стимулировать экспорт российского санаторно-курортного комплекса, руководящие органы общероссийских общественных объединений туризма (Всероссийское народное туристское общество, Туристско-спортивный союз России.) пусть медленно, но все же осознают необходимость кардинальных перемен в управленческой практике;
5) основными проблемами управления многих санаторно-курортных комплексов является нехватка эффективных систем управленческого планирования, информации и контроля. Многие правления просто не знают в достаточной степени текущие и прошлые способы практического управления, принимая свои будущие намерения в качестве упражнений по эффективному контролю за результатами компании. Рассматривая правовые обязанности правлений, необходимо указать, что это чрезвычайно серьезный недостаток. Наиболее важные проблемы менеджмента по развитию управленческих навыков и повышению компетенции кадров достаточно осложнены самим разнообразием используемых методов, различными целями и философией. Но внимательное их изучение выделяет общие тенденции;
6) изначально санаторно-курортная сфера Краснодарского края получила развитие благодаря благоприятным климатическим условиям и наличию разнообразных бальнеологических ресурсов. В дальнейшем, важнейшими предпосылками, определившими развитие туризма и формирование курортных центров, можно считать развитие транспорта, повышение уровня жизни широких слоев населения, увеличение продолжительности свободного времени и др.
Для дальнейшего развития курортов Краснодарского края помимо изыскания новых месторождений природных лечебных ресурсов необходимо создавать новые подходы к лечению минеральными водами и лечебными грязями, разрабатывать новые медицинские технологии и современные методы и методики лечения. Необходимо сформировать новый лечебный курортный продукт, не игнорируя имеющийся опыт организации санаторно - курортного лечения в России, отвечающий требованиям мировых стандартов, который во многих странах мира взят за образец. Создание такого продукта практически невозможно без проведения научно-исследовательских работ и ведения маркетинговых исследований по его реализации;
7) дальнейшее развитие отрасли, привлечение отдыхающих, повышение бюджетной отдачи в крае требует проведения работ, направленных на развитие производственной базы, совершенствование рекламной компании, введение полного учета деятельности предпринимателей, оказывающих услуги по представлению жилых помещений для проживания отдыхающих, расширению межрегиональных и международных связей.
Для качественной работы в туристском бизнесе необходимо строить производство с ориентацией на удовлетворение потребностей потребителя, обладать современной информацией о международных правовых нормах и правилах, владеть знаниями конъюнктуры туристского рынка. Более того, необходимо знать и критически оценивать воздействие туризма как хозяйственной деятельности на природные рекреационные ресурсы.
1 Квартальное В. А. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности: Учебник. М., 2002.- 542 с.
2 Боков М.А. Стратегическое управление рекреационными предприятиями в условиях переходной экономики. СПб., 2001.-354 с.
3 Васильева И.Г. Американские методы оценки рекреационных ресурсов. М., 2001. - 258 с.
4 Беликов М.Ю. Города-курорты Краснодарского края: проблемы отраслевой и структурной перестройки в условиях перехода к рынку. Краснодар, 2002.- 435 с.
5 Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М., 2002.- 325 с.
6 Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. М., 2001.- 325 с.
7 Иванов Ю.Н. Экономическая статистика: Учебник. М., 2004. - 254 с.
8 Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие. М.,
2001. - 345 с.
9 Основы туристской деятельности: Учебник для туристских лицеев и колледжей /Авт.-сост. Е.Н. Ильина. М., 2000.- 224 с.
10 Ефремова М. В. Основы технологии туристского бизнеса: Учеб. пособие. - М., 2003. - 364 с.
11 Гостиничный и туристский бизнес / Под ред. А.Д.Чудновского. М., 2003. - 455 с.
12 Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб.пособие. М., 2003.- 325 с.
13 Александрова А.Ю: Международный туризм: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.- 652 с.
14 Актуальные задачи развития туризма в России на современном этапе и задачи Национальной академии туризма / Под ред. Ю.В.Кузнецова и др. -
СПб., 2002.-546 с.
15 Сапрунова В.Б. Туризм: Эволюция, структура, маркетинг. М., 2000.- 314 с.
16 Российский статистический ежегодник: Регионы России. М., 2001.- 356 с.
17 Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М., 2003.- 621 с.
18 Купер К, ФлетчерД., Гильберт Д. Экономика туризма: Теория и практика. СПб., 2001.- 346 с.
19 Многомерный статистический анализ в экономике / Л. А. Сошникова и др.; Под ред. В.Н.Томашевича. М., 2001.- 523 с.
20 Котлер Ф., Боуэн Дж. Маркетинг: Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Р. Б. Ноздревой М., 2001.- 455 с.
21 Боков М.А. Стратегическое управление рекреационными предприятиями в условиях переходной экономики. СПб., 2001.-354 с.
22 Звягинцев А.С. Курорты Краснодарского края: перспективы международной конкуренции. Краснодар, 2010.- 435 с.
23 Исхаков М.Э. Экономика современного туризма: Учеб.пособие. М., 2008.
24 Иванов Ю.Г.: Туризм в международном разрезе: Учеб. пособие для вузов. М., 2007.
25 Актуальные задачи развития туризма в России на современном этапе и задачи Национальной академии туризма / Под ред. Ю.В.Кузнецова и др. - СПб., 2002.-546 с.
26 Карпова Г.А., Водовода А. В. Концепция устойчивого развития туризма и рекреационная деятельность на охраняемых природных территориях: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2003. - 256 с.
27 Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности: Учебник. М., 2005.- 325 с.
28 Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие для вузов. Минск, 2005. - 547 с.
29 Ильина Е.Н. Туроперейтинг: Стратегия и финансы. М., 2002. - 158 с.
30 Ситуация на рынке туристских услуг в Санкт-Петербурге / М. Б. Биржаков и др. // Петербургский аналитик. 2003. №2.- 345 с.
31 Сенин В. С. Организация международного туризма: Учебник. М., 2000.¬324 с.
32 Сапрунова В.Б. Туризм: Эволюция, структура, маркетинг. М., 2000.- 314 с.
33 Российский статистический ежегодник: Регионы России. М., 2001.- 356 с.
34 Реймерс Н.Ф. Ресурсология: Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 2002.- 246 с.
35 Ревинский И.А., Романова Л. С. Поведение фирмы на рынке услуг: Туризм и путешествия: Учеб. пособие. Новосибирск, 2001.- 541 с.
36 Квартальнов В.А. Иностранный туризм. М., 2002.- 452 с.
37 Квартальнов В. А. Туризм: Учебник. М., 2000.- 453 с.
38 Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000. - 325 с.
39 Розанова Н.М., Авдашева СБ. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. М., 2000.-523 с.
40 Браймер Роберт А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.,
2002. - 542 с.
41 Боумен К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. М., 2000.- 315 с.
42 Азар В.И, Туманов СЮ. Экономика туристского рынка. М, 2001.-235 с.
43 Закон Краснодарского края от 29.04.2008 № 1465-КЗ «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» (принят Постановлением ЗС Краснодарского края от 16.04.2008 № 407-п)// Деловой портал Краснодарского края. Электронный ресурс URL: http://krasnodar.news-city.info/docs/sistemsw/dok iegrxi.htm[дата обращения 25.05.2013 г.]
44 Основные показатели развития санаторно-курортного и туристского комплекса за 2000-2012 годы//официальный сайт Министерства курортов и туризма Краснодарского края. Электронный ресурс URL:
http: //www. kurortkuban.ru/rus/about department/news/[дата обращения 26.05.2013 г.]
45 Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 310- ФЗ// «Российская газета» №4555 от 07 декабря 2007. Электронный ресурс URL:http://www.rg.ru/2007/12/05/sochi-dok.html[дата обращения 26.05.2013 г.]
46 Федеральный Закон от 24.11.96 N 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.11.2012) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»//Правовая система нового поколения «Референт». Электронный ресурс URL:http://www.referent.ru/1/106738[дата обращения 27.05.2013 г.]
47 Стратегия развития туризма в России до 2015 года//Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии от 12.05.2008 Электронный ресурс URL:http://www.ratanews.ru/news/news 12052008 2.stm[дата обращения 28.05.2013 г.]
48 Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года//официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. Электронный ресурс URL: http://www.minregion.ru/activities/territorial planning/strategy/[дата обращения 29.05.2013 г.]
49 Стратегия развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года//официальный сайт Министерства курортов и туризма Краснодарского края Электронный ресурс: URL: http://www.kurortkuban.ru/rus/about department/strategy/[дата ресурсов 29.05.2013 г.]
50 ФЦП «Программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)»// официальный сайт Правительства РФ. Электронный ресурс URL:http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/361/[дата обращения 29.05.2013 г.]
51 Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 мая 2010 года № 400 «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса
Краснодарского края» на 2011-2017 годы//официальный сайт Министерства курортов и туризма. Электронный ресурс URL:
http://www.kurortkuban.ru/rus/about department[дата обращения 29.05.2013 г.]