ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО ТУРИЗМА И
БРЕНДИНГА 6
1.1. Понятие тематический туризм и его виды туризм 6
1.2. Понятие туристский бренд 11
1.3. Тематический туризм в Республике Татарстан 16
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАВОДА «МАХЕЕВЪ» В РЕСПУЛИБКЕ
ТАТАРСТАН В ГОРОДЕ ЕЛАБУГА 22
2.1. Общая характеристика завода «Махеевъ» 22
2.2. Нераскрытый туристский потенциал «Махеевъ» 28
2.3. «Махеевъ» как региональный бренд 37
ГЛАВА III. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА НА ЗАВОДЕ «МАХЕЕВЪ» 42
3.1. Анализ затрат на открытие кафе на базе завода «Махеевъ» 42
3.2. Программа внедрения на туристский рынок 50
3.3. Ориентировочные сроки окупаемости проекта 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
ЛИТЕРАТУРА 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тематический туризм привлекательный вид отдыха для людей любого возраста, пола, национальности. Для него нет конкретного места, а также большинство видов тематического туризма не ограничены сезонностью. Каждый может отправиться в тематическое путешествие в любое время года. Этот вид туризма полностью зависит от путешественника и его потребностей. Именно это делает его особенным, отличным от других видов туризма. В том числе он один из лидеров по продажам в Европе. В Российской Федерации тематически туризм только набирает обороты, но согласно теоретикам туризма в 2020 году этот вид отдыха будет самым популярным. Туристский тематический маршрут может проходить как внутри страны, так и включать Россию в общий список мест - остановок. Республика Татарстан имеет длительную историю, ее территория играла большую роль в древние времена, и сейчас республика богата плодородными землями, которые могут дать начало гастрономическому туризму, полезными ископаемыми - для развития индустриального туризма и многим другим.
В Европе тематический туризм в первую очередь связан с частным сектором. Он приносит частным компаниям дополнительную прибыль. Организуя туристский продукт на территории своего производства, плантации, военной части, офиса, спортивного объекта крупные компании, такие как «Чупа-чупс», «Лего-ленд», «Дисней-ленд», привлекают больше потребителей их продукции. Кроме привлечения к своей продукции они автоматически увеличивают поток туристов в ту страну, в которой та или иная площадка расположена. К сожалению, на российском рынке нет такой успешной компании.
В качестве российского примера технического тематического туризма мы создали проект на базе майонезного завода «Махеевъ», который является известным брендом пищевой промышленности, в России и странах СНГ. Наш проект может стать частью тематического маршрута в Республике Татарстан, а так же стать туристским брендом Елабужского муниципального района. Что может повлечь за собой повышение привлекательности данной территории для российских и иностранных туристов. Деятельность по продвижению собственной продукции для компании не является новой. «Махеевъ» активно продвигает свой бренд в СМИ и является спонсором телесериалов на «Первом» канале и спонсором женской волейбольной команды «Динамо-Казань», а так же благотворительной деятельностью - помогают детям с ДЦП.
Целью нашего проекта является развитие тематического туризма в Республике Татарстан, путем реализации туристского продукта на базе частного сектора - заводе «Махеевъ», который в дальнейшем может стать региональным брендом.
Задачами проекта являются:
1. организация экскурсий на производстве «Махеевъ»,
2. заключение договоров с туристскими агентствами по продажам туров по городу Елабуга;
3. включение завода в туристские маршруты по городу Елабуга,
4. строительство кафе «Махеевъ», для предоставления возможности дегустации продукции завода;
5. работа над продвижением, получившегося продукта, как туристского регионального бренда;
6. рассчитать время реализации всего проекта;
7. рассчитать время окупаемости проекта.
Каждая из задач решается постепенно. Общее время для воплощения один год. В течении этого времени проект должен начать полностью функционировать, к концу второго года приносить прибыль.
В качестве результата работы над нашим проектом мы ожидаем увидеть в первую очередь прибыль от предлагаемых услуг, во-вторых окупить многочисленные затраты, в-третьих рост интереса к техническому- тематическому туризму. Если же мы добьёмся успеха, то будем продвигать себя, как региональный бренд, будем привлекать государственные инвестиции в наш проект.
Мы заинтересованы в том, чтобы развивать наш проект и работать над ним. Для этого нужно вести постоянный контроль над качеством продукции и оказываемых услуг. Определённо важное значение в нашем проекте имеет статистика, на основе данных которой мы сможем ориентироваться. Нам интересно не только число посещений, но и причина визита, чтобы определить приоритетно-целевую аудиторию. Регулярное проведение маркетингового исследования залог успеха такого рискованного нетрадиционного туристского проекта.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы различные источники информации: книги-учебные пособия по внутреннему и внешнему туризму, научные исследования и статьи преподавателей МГУ, К(П)ФУ, РГУТиС, научные труды и публикации в области туризма и сервиса иностранных авторов, электронные энциклопедии, информационные сайты и многие другие источники.
Представляем Вашему вниманию проект, который может стать толчком к развитию тематического туризма в Республике Татарстан.
Развитие тематического туризма, как в Республике Татарстан, так и по всей России, часто не входит в программу развития туризма, в связи с дороговизной. Бюджет страны не может выделить достаточных средств, для реализации проектов по всей ее территории. Поэтому для развития тематического туризма следует привлекать частные компании. Они заинтересованы в дополнительной прибыли и увеличении спроса так же, как государство в росте количества туристов.
Наш проект наглядно демонстрирует пример реализации туристского продукта в рамках производства продукции «Махеевъ» в Республике Татарстан в городе Елабуга. Подобные проекты имеют место быть на любом производстве, они могут быть включены в полноценный туристский маршрут, посвященный тематике происхождения, изготовления, потребления того или иного продукта.
Зачастую то, что производит местный завод, становится брендом региона, так например «Вятский квас» является брендом кировской области и волей случая стал брендом России. Компания «Махеевъ» активно развивает свой бренд, однако не привязывает его территориально. Наш проект, позволит местным жителям ближе познакомиться с российским производителем, который известен более чем на 23 страны, и иностранным туристам увидеть масштабы мощь нашей страны.
Исходя из наших данных, проект полностью окупится уже через полтора года, и ежегодно будет приносить прибыль в размере 9,5млн./год. Кроме дополнительного дохода компания повысит спрос на свою продукцию , так как туристы увидят, из какого качественного сырья все производится и в каких исключительных условиях.
Мы отдаем себе отчет о том, что майонез не самый привлекательный пищевой продукт, но на этом же заводе производят сладкую, более интересную продукцию для большинства, продукцию. Она будет интересна активным домохозяйкам, которые берегут время. В связи с тем, что неумолимо проходят времена, когда в каждом холодильнике любой квартиры были свои натуральные закрутки варенья и джемов. Сегодня это в диковинку. Современные хозяйки покупают готовые изделия из ягод и хотят быть уверены в их экологичности и натуральности. Убедиться в этом им помогут наши познавательные экскурсии, на которых покажут, из какого сырья приготовлены те или иные продукты сладкого цеха.
Кроме того проект будет флагманом в своей области, на примере которого будут развиваться другие компании, разных отраслей промышленности. Значимым моментом станет перенос нашего опыта на другие виды тематического туризма.
Как мы видим дальнейшее развитие нашего замысла? В идеальной форме наши клиенты должны увидеть весь процесс изготовления продукции. Для этого потребуется полноценные экскурсии, которые будут включать посещение курятников, которые поставляют куриные яйца, поля, на которых растут подсолнечники, теплицы, где растут овощи - ингредиенты для кетчупов и соусов. Все это для того, чтобы завоевать доверие покупателя, показать, что это местный и натуральный продукт, сделать туристский отдых клиента более интересным и познавательным.
Для Республики Татарстан такой проект станет еще одной отраслью развития в туризме. В республике расположено столько многозначительных внушительных производств, о которых знают только единицы. Если нашу идею подхватят, то производственный туризм выйдет на региональный уровень. Местные жители будут знать и гордиться родной республикой. Это поднимет общий уровень патриотизма не только в Татарстане, но и в Российской Федерации.
В том случае, если сработает цепная реакция и подобные проекты станут возникать в других регионах страны, раскроется потенциал, которым можно прославиться во всем мире. Наша страна на столько велика и разнообразна, что каждая область и край могут иметь несколько своих брендов разного характера. Жители маленьких стран Европы, которые побывали во всех ближайших к себе странах, хотят увидеть что-то новое, непохожее ни на что. Россия остается для них загадкой, те, кто ни разу здесь не был задаются риторическим вопросом: «Должно же быть в этой огромной стране, что то кроме Красного Московского кремля и необъятного Петербуржского Эрмитажа». Реальность может поразить их до глубины души.
Республика Татарстан в частности Казань прозвучала на весь мир своими спортивными мероприятиями, но здесь есть не только это. Есть культурные, архитектурные, гастрономические, языковые, национальные, исторические современные особенности, с которыми мы готовы и способны познакомить всех приезжающих.
1. Федеральный закон от 02.03.2016 N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность"
2. Поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 ноября 2011 г. (протокол №Пр-3484ГС от 22 ноября 2011 г., пункт 2
3. Программа «Развития физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики на 2014-2020 годы в Российской федерации»
4. Абашкин В. Л., Бояров А. Д., Куценко Е. С. Кластерная политика в России: от теории к практике // Форсайт. 2012. Т. 6. № 3. С. 16-27.
5. Александрова А.Ю. Международный туризм
6. Артёмова Е.Н., Козлова В.А. Основы гостеприимства и туризма.//10.2 Тематические парки
7. Бабкин А.В. Специальные виды туризма /А.В. Бабкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.
8. Байков А.В. Российское предпринимательство. - 2008. - №5, вып.1 (110). - С.120-124
9. Бунаков О.А., Балас В.Д. Организация экологических туристских кластеров в регионах //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. №1. С. 19-21
10. Бутузов А.Г. Б93 Этнокультурный туризм: учебное пособие / А.Г. Бутузов. — М. : КноРуС, 2013. — 248 с.
11. Веркман К. Товарные знаки. Создание, психология, восприятие. — М., 1986.
12. Веткин В.А. Технология создания туристского продукта. - ГроссМедиа, 2008. - 200 с.
13. Виленский А.Е., Шарафанова Е.Е. Использование франчайзинга в гостиничных цепях// Российское предпринимательство. - 2008. - №6, Вып. 2 (113). - С.142-146.
14. Виноградова М.В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: учеб пособие / М.В. Виноградова, З.И. Панина. - М.: Дашков и Ко, 2005. - 464 с.
15. Джоэри ван ден Берг, Матиас Берер. "Крутые" всегда остаются "крутыми". Брендинг для поколения Y. 2012
16. Дурович А.П. Маркетинговые исследования в туризме. Учебное
пособие. - СПб: Питер, 2008. - 384 с.
17. Запарий В.В. Индустриальное наследие России и Урала //
Экономическая история. - №32010 (10). - С.7.
18. Каримова Л. Э. Дипломная работа на тему «Туристский путеводитель как основа формирования туристского пространства на примере тематических путеводителей по Тульской области». - С.22
19. Квартальнов В.А. Иностранный туризм / В.А. Квартальнов. - М.:
Финансы и статистика, 1999. - 312 с.
20. Козырев Виталий Викторович. Российское предпринимательство. - 2011. - №2(50). - С.100-104.
21. Кононова Ю.А. Необходимость разработки фирменного стиля для предприятия сервиса и туризма. Материалы Международной научно-практической конференции."Актуальные проблемы гуманитарных наук". - г. Томск, 5-6 апреля 2012 г. - С.69-71.
22. Котин М. И ботаники делают бизнес. 2011
23. Котлер Ф. Маркетинг мест: привлечение инвестиций, предприятий,
жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы [Текст] / Пер. с англ. - М.: Акая; СПб.: Стокгольмская школа
экономики, 2005.
24. Музалевская Н.Б. Реклама в туризме: специфика применения. Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 2. - С.229-233.
25. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий [Текст]. - М.: Изд-во РАГС, 2002.
26. Радченко Л.А. Обслуживание на предприятиях общественного питания: учеб. пособие / авт.- сост.. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 384 с.
27. Рыжов Виталий Аномальный туризм: путешествие к неизведанному. - 2011 . -КМ
28. Скляренко С.А., Панченко Т.М., Селиванов И.А., Головенко М.В. Российское предпринимательство. 2011. №10, вып.1 (193). - С.146-150.
29. Темный Ю. В., Темная Л. Р. Экономика туризма: Учебник. М., 2003
30. Титова Е.А. Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов.
31. Фахрутдинова Л.Р., Эйдельман Б.М., Горячев Д.Н., Эйдельман Л.О. Влияние территориального брендинга на развитие туризма в регионе // Экологический консалтинг №1(57)2015
32. Эйдельман Б.М., Бунаков О.А. Эволюция концепций управления устойчивым развитием туризма в регионах // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии.-2016.- №1.-С.191-193.
33. Юркин И.Н. Забытые, но не утраченные памятники истории ранней
Российской мануфактуры: что нам делать с этой частью
индустриального наследия? // Индустриальное наследие: материалы Международной научной конференции, Саранск, 23-25.06.2005. -
Саранск: изд-во Мордов ского ун-та, 2005. - С.81.
34. Anholt, S. Places: Identity, image and reputation. Houndsmills, United Kingdom: Palgrave Macmillan. 2010.
35. Bell, C. Branding New Zealand: The national green-wash. British Review of New Zealand Studies. 2005. № 15. Р.13-27.
36. Berthon, P., Holbrook, M.B., Hulbert, J.M., & Pitt, L.F. Viewing brands in multiple dimensions. MIT Sloan Management Review. 2007. № 48(2). P. 37.
37. Lubbe B.A. Tourism Management in Southern Africa.-CTP Book printers.Cape.2003.
38. Otgaar A. Industrial Tourism. - Rotterdam, Erasmus univ, 2010. - p.5
39. Seba J.A. Tourism and Hospitality - 2012
40. Solvell O., Williams M. Building the Cluster Commons. An Evaluation of 12
Cluster Organizations in Sweden: 2005 - 2012. IvoryTowerPublishers,
Sweden, 2013.
41. http://tonkosti.ru/Винныйтуризм - Энциклопедия туризма.
42. http: //www.gastrotur.ru/gastronomicheskiy-turizm/chto-takoe-gastroturizm - сайт-справка о гастрономическом турима
43. http://www.troikaplus.ru/- сайт турагентства «Тройка-плюс К»
44. http://www.kazantur.ru/- сайт турагентства «Бюро путешествий Казань»
45. http://maheev.ru/- сайт компании «Махеевъ»
46. http: //www.ikea.com/ru/ru/catalog/allproducts/- каталог товаров IKEA
47. http://ozelenitel-stroy.ru/prays-list- каталог услуг частной компании «Озеленитель строй»
48. http://www.skameyka.ru/catalog/skameyka-sadovaya-standart- каталог уличных фонарей частной компании «Скамейка»
49. https://www.harats.ru/about/ - официальный сайт компании Harats
50. http://city-sightseeing.ru/mow - официальный сайт компании CitySightseeng
51. http://map.cluster.hse.ru/- Карта кластеров России